Последствия потенциальных опасностей в профессиональной деятельности. Техногенные опасности и их последствия

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму - в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое.

Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности. Есть аксиома: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непре-рывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».

Причинно - следственные поля опасностей, в которых находится человек.

Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека ):

опасности, связанные с климатическими и погодными изме-нениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явле-ниях и техногенных авариях.

Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга ). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем без-опасности; недостаточная подготовка руководителей производства по во-просам обеспечения безопасности проведения работ.

Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов, технических сис-тем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности в отрасли экономики; недостаточная подготовка научных и руко-водящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

Источниками (носителями) опасностей являются:

  • естественные процессы и явления,
  • техногенная среда,
  • действия людей.

Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров , но и от способности объекта за-щиты воспринимать тот или иной поток вещества , энергии или ин-формации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.

Классификация опасностей.

Признак классификации

Вид (класс)

По происхождению

Естественные, Антропогенные, Техногенные.

По видам потоков

Энергетические, Информационные

По интенсивности потоков

Опасные, Чрезвычайно опасные

По длительности действия

Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)

По видам зон воздействия

Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.

По размерам зоны воздействия

Локальные, Региональные, Межрегиональные, Глобальные

По степени завершенности про-цесса воздействия опасности

Потенциальные, Реальные, Реализованные

Естественные опасности - обусловлены климатическими и при-родными явл.

Техногенные опасности - создают элементы техносферы. Существует более 100 видов производственных опасностей (запыленность и загазованность воздуха, шум, вибра-ция, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, не-правильное освещение, электрический ток, высота, движущиеся механизмы).

В быту также имеется большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух; вода с избыточным содержанием вред-ных примесей; шум, инфразвук; недоброкачественная пища; вибра-ции; электромагнитные излучения; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Антропогенные опасности - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды распределяются на 5 групп:

Жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток болезни ).

Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни) .

Индифферентные факторы - наличие или отсутствие их в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

Вредные факторы - их воздействие на человека в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси в воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

Опасные факторы - воздействие их на человека приводит к острому заболеванию , травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти : ионизирующая радиация, ОВ, движущиеся предметы, ООИ и другие.

Н ужно помнить и о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (дозы) или продолжительности (времени) воздействия, может стать вредным и опасным .

Воздействие вредных или опасных факторов на организм человека приводит к патологической ситуации (болезни) т.е. к ограничению или утрате тех или иных функций организма - например утрате работоспособности. Патологической ситуации , как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения .

Понятие «риск», заимствованно из французского языка, и означает «действие наудачу, в надежде на счастливый исход».

В ФЗ «О техническом регулировании» термин «Риск» трактуется, как «вероятность нанесения ущерба», «причинения вреда».

Различают : индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный, немотивированный, приемлемый, неприемлемый, оправданный, неоправданный, сознательный, несознательный и другие виды риска .

Риск является наиболее распространенной оценкой опасностей.

Понятие риска широко используется при:

Установлении гранично-допустимых величин,

Необходимости внедрения и использования средств защиты от влияния вредных или опасных факторов,

Требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию.

Достичь абсолютной безопасности , или нулевого риска в действующих системах сейчас невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска. Суть этой концепции состоит в такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается 10 -6 в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10 -8 в год.

Выделяют три зоны индивиду-ального риска:

Нижняя зона (зона приемлемого риска ). Допустимое для населения значение индивидуального риска от любой формы деятельности не должно превышать величину 10 -6 смертей на одного человека в год. Индивидуальный риск летального исхода при эксплуатации многих технических систем существует на уровне 10 -7 ;

Верхняя зона (зона неприемлемого риска). Вероятность смерти более 10 -3 .

Переходная зона - индивидуальный риск смерти человека от 10 -6 до 10 -6

Значения риска смерти людей от условий жизни и деятельности

Величина риска

Риск

Зоны

Сердечно - сосудистые заболевания.

Злокачественные опухоли.

Автомобильные аварии.

Зона неприемлемого риска

(R >10 -3)

Несчастные случаи на производстве.

Аварии на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Пожары и взрывы.

Проживание вблизи ТЭС (при нормальном режиме работы)

Переходная зона значений риска

(10 -6 R <10 -3)

Все стихийные бедствия

Проживание вблизи АЭС (при нормальном режиме работы)

Зона приемлемого риска

(R <10 -6 )

Риски смертельных случаев на производстве.

Медицинская практика показывает, что универсальной болезни не существует, как и не существует универсального здоровья .

Определения здоровья, как нормы существования человека, которое смогло бы быть удовлетворять всех специалистов нет . Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную проблему с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих сугубо профессиональный интерес.

В Англо-русском медицинском энциклопедическом словаре Т. Стедмана (2000г.): здоровье определяется как - «состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий ».

В Толковом словаре Даля (1880г.) написано: «ЗДОРОВЬЕ это состояние живого тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствует недуг, болезнь».

В ФЗ РФ от 21 ноября 2011г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» дано следующее определение здоровья : «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Следовательно, здоровье - это состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, обеспечивающее осуществление жизненных функций. Соответственно, болезнь - это состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, ограничивающее осуществление жизненных функций.

Понятие здоровье включает в себя пять основных критериев:

  1. Отсутствие болезни и физических дефектов.
  2. Нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда».
  3. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
  4. Способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
  5. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Выделяют индивидуальное, общественное, профессиональное и здоровье населения страны.

Термин «риск» в здравоохранении часто используется в словосочетании «риск для здоровья » - вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей.

Факторы риска для здоровья человека.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Удельный вес факторов для здоровья в %

Группа факторов риска

Образ жизни

30—40%

Курение , употребление алкоголя , неправильное питание , вредные условия труда, стрессовые ситуации , низкий культурный уровень

Генетика, биология человека

18—20%

Предрасположенность к наследственным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

30—40%

Загрязнение воздуха, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические и другие излучения

Здравоохранение

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медпомощи

Т.е. здоровье человека на 70 - 80 % зависит от его поведения и состояния среды обитания.

Так же часто применяют словосочетание «фактор риска ». Фактором риска обычно называют фактор любой природы , который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья.

В Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020г. записано, что в России «существуют 4 -е основные фактора риска смерти :

  1. высокое артериальное давление,
  2. высокий уровень холестерина,
  3. табакокурение,
  4. чрезмерное потребление алкоголя.

Вклад их в структуре общей смертности составляет 87,5%.

К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни в основном относят:

  1. наследственную предрасположенность,
  2. курение,
  3. гиподинамию,
  4. ожирение,
  5. пьянство,
  6. стресс,
  7. пожилой возраст.

Интегральным показателем негативного влияния условий жизни на человека является показатель средней продолжительности жизни людей в пенсионном возрасте (определяется как, разность средней продолжительности жизни людей и продолжительности жизни людей пенсионного возраста, установленного в стране)

Продолжительность жизни людей в пенсионном возрасте

Пенсионный возраст, лет

Продолжительность жизни в пенсионном возрасте, лет

Данные, свидетельствуют о весьма серьезной ситуации, связанной с продолжительностью жизни мужчин в России в предпенсионном и пенсионном возрасте. В среднем мужчины России умирают, не достигнув пенсионного возраста.

Средняя продолжительность жизни людей в развитых странах составляет 75 лет и более, а в развивающихся — 63 года и менее. В Африке средняя продолжительность жизни — 52,5 года, а в Европе — 73,1 года.

ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА.

ТЕМА 1.1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО И

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия.

3. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства).

4. Чрезвычайные ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения.

5. Международный и внутригосударственный терроризм.

6. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

В современном мире люди все больше страдают от ими же создаваемых опасностей. Только в ДТП в России ежегодно погибают более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи гибнут на производстве.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически и биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасность – это центральное понятие БЖД, под которым понимают любые явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека и ущерб окружающей природной среде.

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Это позволяет сформулировать следующую аксиому: деятельность человека потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасности. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются, причинами . Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Форма ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной степени тяжести, заболевания, ущерб окружающей среде и др. Опасность, причина, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д. Триада «опасность – причины – нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является много причинным. Одна и та же опасность может реализовываться в нежелательное событие через разные причины.



Потенциальная опасность как явление – это воздействие на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делятся на вредные и опасные. Это деление условно, поскольку вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.

К вредным относятся те факторы, которые в определенных условиях становятся причиной заболевания человека или снижения его работоспособности.

Опасными называются факторы, которые в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья (схема 1.1).

Признаками, определяющими опасность, являются:

1) угроза жизни;

2) возможность нанесения ущерба здоровью, т.е. заболевание, травмирование, следствием которых может стать летальный исход, инвалидность и т. п.;

3) нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека и экологических систем.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ:

· по происхождению: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные;

· по локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;

· по вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.п.;

· по приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические;

· по сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные;

· по структуре (строению): простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых;

· по реализуемой энергии: активные и пассивные;

· по времени проявления: импульсивные и кумулятивные.

Источниками формирования опасностей могут быть:

· сам человек, его деятельность, средства труда;

· окружающая среда;

· явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Последовательность изучения опасностей включает несколько стадий:

Стадия I. Предварительный анализ опасностей, состоящий:

Шаг 1. Выявление источника опасности.

Шаг 2. Определение части системы, которая может вызвать опасности.

Шаг 3. Введение ограничения на анализ, т.е. исключение опасностей, которые

не будут изучаться.

Стадия II. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева

событий и опасностей.

Стадия III. Анализ последствий.

Ученые всего мира пытаются уменьшить вероятность реализации опасности. Но это невозможно, поскольку опасности по своей природе:

· вероятностны, т.е. случайны;

· потенциальны, т.е. скрыты;

· перманентны, т.е. постоянны, непрерывны;

· тотальны, т.е. всеобщи и всеобъемлющи.

Следовательно, не существует человека, которому не угрожают опасности. Но

многие люди об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Таким образом, задача БЖД состоит в обеспечении общей грамотности человека в области безопасности. Человек, освоивший основы БЖД, защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой. Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.

Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появление новой области знаний - безопасности жизнедеятельности (БЖД).

БЖД - комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасности человека применительно к любому виду человеческой деятельности.

Главная задача возникшего научного направления "Безопасность жизнедеятельности" -- анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Окружающая среда -- это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.

Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (так называемая "аксиома о потенциальной опасности"). Воздействия, способные вызывать нарушения в самочувствии и здоровье людей, называют опасными. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия -- причины.

Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:

  • 1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
  • 2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
  • 3. При необходимости быстро и грамотно действовать.

Опасность - это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Опасности окружающего нас мира условно разделены (по источникам их происхождения ) на две четко выраженные группы: естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, лавины. Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, нпр. ураганы, цунами. Естественные опасности относительно стабильны во времени и по силе воздействия.

Возникновение антропогенных опасностей связано, прежде всего, с активной техногенной деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания и сооружения, транспортные магистрали - все, что создано человеком. Ущерб от этих опасностей тем выше, чем выше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств. Человек почти всегда взаимодействует с техническими средствами (средства транспорта - автомобиль, трактор, поезд; бытовые приборы; газовые и электрические плиты; орудия труда (станок, конвейер), которые, с одной стороны, помогают ему в труде и в быту, а с другой - являются источниками опасных воздействий. Рост их негативного влияния на человека и окружающую среду, как правило, обусловлен невнимательностью, спешкой, нарушениями технологических рекомендаций, трудовой дисциплины тем же человеком и, самое главное, отсутствием у него необходимых знаний о причинах возникновения опасностей, а также о последствиях, возникающих в зонах действия опасностей.

По характеру воздействия на человека все опасности делятся на вредные и травмирующие (травмоопасные) факторы:

Вредный фактор -- негативное воздействие на человека, приводящие к ухудшению самочувствия или заболеванию человека при длительном их действии. К ним относятся: воздействия токсичных веществ, содержащихся в воздухе, воде, продуктах питания, недостаточная освещенность, повышенные или пониженные температуры воздуха, и.т.д. Аналогично влияние на человека повышенного шума, вибраций, электромагнитных полей.

Травмоопасный фактор -- негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу при их однократном действии. К ним относят падающие предметы, действие подвижных элементов различных установок и средств транспорта, падения, разгерметизацию систем повышенного давления, часто приводящую к взрывам и пожарам. Действие травмирующих факторов характеризуются неожиданностью и быстротой. (Ежегодно в мире в сфере промышленного производства погибает до 200 тыс. человек, получают травмы различной степени тяжести около 120 млн. человек).

Поражение электрическим током также относится к травмоопасному фактору. Привычка к постоянному использованию электричества притупляет чувство опасности, приводит к травмам и даже гибели людей. Электрические травмы разделяются на местные электротравмы и электрические удары. Местные электротравмы - это местные нарушения целостности тканей организма. Наибольшую опасность представляют электрические удары. В зависимости от исхода различают четыре степени эл.ударов: от судорожного сокращения мышц без потери сознания (1-я ст.), до клинической смерти (4-я ст.). Кроме остановки сердца и прекращения дыхания причиной смерти может быть электрический шок - тяжелая нервно-рефлекторная реакция организма на сильное раздражение эл.током. Во избежание негативных воздействий, необходимо строго соблюдать правила электробезопасности, например ремонт эл.приборов при вынутой эл.вилке устройства, не прикасаться к предметам, которые могут быть электрически соединены с землей (нпр. водопроводной трубой), а также использовать средства защиты от поражения эл.током (заземление, зануление и защитное отключение). При повышенной эл.опасности следует использовать средства индивидуальной защиты (диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики, изготовленные из диэлектрической резины); они увеличивают эл.сопротивление цепи, в которую может быть включен человек, снижая величину тока, протекающего через него, до безопасной величины.

К негативным воздействиям на человека относят также острые и хронические отравления.

Острым отравлением называют заболевание, возникающее после однократного воздействия токсичного вещества на организм человека. Обычно это происходит при авариях, когда содержание токсичных веществ в атмосферном воздухе резко возрастает, или при употреблении продуктов, содержащих большое количество токсинов. На производстве и в быту регистрируются пищевые отравления пестицидами, метиловым спиртом, различными растворителями.

Хроническим отравлением называют заболевание, развивающееся после систематического длительного воздействия токсичных веществ в дозах, значительно меньших, чем при остром отравлении. Такие свойства характерны соединениям свинца и марганца, парам ртути, которые склонны к постепенному накоплению в организме человека. Свинец и его соединения особенно опасны для детей и подростков.

Существует еще несколько способов классификации опасностей: - по природе происхождения:

  • а) природные;
  • б) технические;
  • в) антропогенные;
  • г) экологические;
  • д) смешанные.
  • - по локализации:
    • а) связанные с литосферой;
    • б) связанные с гидросферой;
    • в) связанные с атмосферой;
    • г) связанные с космосом.
  • - по вызываемым последствиям:
    • а) утомление;
    • б) заболевание;
    • в) травма;
    • г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

Физические опасности - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.

Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные и т.д.

Биологические опасности - патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизические опасности - физические и нервно-психические перегрузки. опасность потенциальный защита жизнедеятельность

Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку.

Принципы и средства обеспечения безопасности.

Научные и практические знания, изложенные в дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу.

В структуре общей теории безопасности принципы играют значительную роль. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам (например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие).

Рассмотрим детальнее некоторые принципы:

Добиться полного отсутствия в среде обитания негативных воздействий нельзя. На практике идут по пути ограничения негативных воздействий установлением их допустимых значений. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК примесей в атмосфере, ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, ПДК примесей в водоемах, в почве), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др. Для травмирующих факторов - это понятие риска воздействия на человека или риска возникновения аварий в технических системах; его оценивают отношением числа негативных событий к общему числу событий, произошедших в аналогичных системах в прошлом за определенный период времени - год.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Источниками антропогенных опасностей являются объекты, имеющие в своем составе энергетические и материальные ресурсы. Опасности реализуются при выходе потоков энергии и (или) каких-либо веществ из технических систем в окружающую среду при нарушении их целостности или в виде отходов, постоянно или периодически.

Рассмотрим подробнее, что представляют собой загрязнения, поступающие в атмосферный воздух. Источниками наибольшего загрязнения атмосферного воздуха являются энергетические установки, работающие на углеводородном топливе (бензин, керосин, диз.топливо, мазут, уголь, природный газ), а также транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электрические станции (ТЭС). Увеличение количества автомашин, особенно в крупных городах, приводит и к росту выбросов вредных продуктов в атмосферу. Применение этилированного бензина вызывает загрязнение атмосферного воздуха токсичными соединениями свинца. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3кг свинца в год. Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный.

Промышленные объекты отличаются многообразием технологий и, как следствие, многообразием состава выбросов в окружающую среду. Наибольшие выбросы характерны для предприятий черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, машиностроения, химической промышленности. Всего промышленными объектами России выбрасывается в атмосферу ежегодно около 25 млн. тонн загрязняющих веществ.

В соответствии с требованиями гос.стандартов для каждого источника загрязнения атмосферы устанавливается предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ).

В городах существует определенная связь между содержанием пыли в наружном воздухе и воздухе жилых помещений. В летный период года при средней наружной температуре +20 градусов в жилые помещения проникает около 90% химических веществ наружного воздуха. На величину концентрации загрязняющих веществ в жилых помещениях оказывают влияние химические бытовые средства, очистители, растворители, аэрозоли, клеи, дезинфицирующие средства.

Кроме загрязнений, содержащихся в атмосферном воздухе в условиях города, производства и жилища, на человека могут оказывать воздействие и иные негативные факторы. К ним относятся энергетические загрязнения, травмирующие факторы, загрязнения, содержащиеся в пищевых продуктах и питьевой воде, ряд других негативных воздействий антропогенного происхождения.

Благоприятные условия жизнедеятельности достигаются:

  • - созданием комфортного состояния среды обитания;
  • - снижением до допустимых норм вредных воздействий на человека в среде обитания;
  • - применением средств защиты от воздействий травмирующих факторов.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.

Последствия воздействия опасностей на человека:

При действии травмирующих факторов на человека возникают негативные последствия, которые можно разделить на первичные и отдаленные.

Первичные последствия характерны для травмоопасных воздействий и острых отравлений. Они сопровождаются различными травмами или гибелью людей. В случаях тяжелого травматизма наблюдаются отдаленные последствия. Человек может стать нетрудоспособным - инвалидом труда.

Наиболее травмоопасными являются процессы эксплуатации автомототранспорта, купание, пожары, участие в производственных процессах, случаи падения.

Негативное воздействие вредных факторов проявляется в формах заболеваний, снижения продолжительности жизни, снижения рождаемости и ухудшения здоровья новорожденных и взрослеющих детей.

Продолжительная работа в горячих цехах грозит нарушениями сердечно-сосудистой деятельности человека, кроме того, снижается защитная реакция организма на заболевания дыхательных путей. Рабочие горячих цехов чаще болеют пневмонией, гриппом, ангиной.

Пребывание и работа при пониженной температуре воздуха сопровождается значительным переохлаждением кожи открытых участков тела, особенно рук, а также слизистых оболочек дыхательных путей. В подобных условиях работают моряки, рыбаки, сплавщики леса, рисоводы, рабочие мясокомбинатов, холодильных установок. Длительное пребывание в условиях низких температур может привести к обморожению или гибели человека.

Постоянное или периодическое пребывание в загрязненном пространстве сопровождается характерными (профессиональными, региональными) заболеваниями. К ним прежде всего относятся заболевания органов дыхания, кровообращения и пищеварения, злокачественные новообразования, болезни кожи.

Оценивая последствия воздействия опасностей на человека, следует признать, что уровень преждевременной гибели людей от опасных воздействий ежегодно возрастает (в странах СНГ численность погибших от воздействия негативных факторов ежегодно достигает 300 тыс., а в целом мире - 2 млн. человек).

Негативное действие вредных факторов распространяется не только на живущих сегодня, оно опасно и для будущих поколений.

Заключение.

Человек пока остается носителем различных по виду опасностей и угроз, регулятором "безопасности". Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложноорганизованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", что помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения и безопасно осуществлять свои профессиональные функции.

Практическое занятие № 2.

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности »

для специальностей СПО

Тема. Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

Цель : Научить обучающихся правильно понимать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

Теоретическая часть.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».

По природе действия опасности подразделяются на следующие основные группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

К физическим опасностям относятся: шум, вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, запыленность, загазованность воздуха, и т.д.

К химическим опасностям относятся: ядовитые, токсичные вещества в различных фазовых состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Биологические опасности - это опасные и вредные микро и микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности и жизнедеятельности людей.

Психофизиологические - статические и динамические перегрузки, умственное перенапряжение, однообразие труда, эмоциональные стрессы.

Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью будущих поколений.
Совокупность и уровень различных факторов производственной среды существенно влияют на условия труда, состояние здоровья и заболеваемость работающих.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Опасные и вредные факторы в зависимости от характера воздействия подразделяются на
активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);
активно - пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.).
пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное разрушение материалов, образование накипи в сосудах и трубах, коррозия и т.п. Контрольные вопросы:

1.Как классифицируются негативные факторы?

2.Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?

3.Назовите основные факторы риска и методы их преодоления?

Практическая часть.

Разработайте перечень профилактических мер для снижения уровня опасностей:

    на производстве

    в быту

    на природе

    в городе

Составьте таблицу по образцу:

Профессиональные заболевания вашей специальности

Меры их предупреждения

Профессиональные опасности – это ни что иное как вероятность повреждения и утраты работником здоровья либо его смерти в зависимости от условий его труда и рисков получения травм на рабочем месте с учетом состояния здоровья работника и его возраста.

Профессиональным опасностям чаще всего подвергаются работники, которые вынуждены трудиться во вредных условиях труда. Такие условия характеризуются присутствием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное влияние на организм работника, а также на его потомство.

Следует учитывать, что одни профессиональные опасности могут оказывать влияние только на самого работника (например, вращающиеся части механизмов или отлетающие части металла), а другие опасности – и на человека, и на среду, которая окружает рабочие места (например, пыль, шум).

Профессиональные опасности могут носить природный характер или порождаться деятельностью человека. Поэтому они делятся на природные и антропогенные опасности. Антропогенные опасности взаимосвязаны с определенным родом деятельности людей. Опасности могут быть как непосредственными, так и косвенными.

К непосредственным опасностям можно отнести:

  • повышенную температуру,
  • электромагнитные поля,
  • влажность,
  • вибрацию,
  • ионизирующее излучение.

Данные опасности, воздействуя на живой организм, способны вызвать те или другие ощущения. Очень часто такого рода воздействия являются небезопасными.

А косвенные опасности могут оказывать воздействие на людей не сразу. К примеру, коррозия металлов не представляет непосредственной угрозы для людей. Но в результате ее воздействия уменьшается прочность конструкций, деталей, сооружений, машин. Если не предпринимать соответствующих мер для их защиты, то могут случиться аварии, которые уже представляют непосредственную опасность для человека.

Свойства профессиональных опасностей проявляются лишь в определенных условиях, которые называются потенциальностью. Уберечь работника от скрытых потенциальных профессиональных опасностей не всегда удается.

  • Во-первых, они носят скрытый характер, который можно сразу и не обнаружить.
  • Во-вторых, работник не всегда подчиняется сигналам, он может не соблюдать правила безопасности, которые он хорошо знает.

Вследствие чего опасности потенциальные становятся действительными, которые наносят большой ущерб отдельным работникам и обществу в целом.

В обществе используются различные средства, которые должны обеспечивать определенный уровень профессиональной безопасности, но абсолютную безопасность создать невозможно.

Среди профессий, которые связаны с наиболее опасными работами и моментами, можно выделить следующие.