Разница между вотчиной и поместьем. В чем разница между вотчиной и поместьем

Собственность существовала со времен первой пойманной и разделенной добычи. Изначально она была общинной. Как понятно из названия, принадлежала не конкретному человеку, а группе людей. Земля, как добыча, породила частную собственность. Одна из которых появилась в 11 веке.

В самом начале формирования частной земельной собственности знати в Киевской Руси, доля ее была совсем незначительной. Стали появляться вотчины, как награда родовитым людям, за подвиги. Расширение государственных земель, привело к необходимости привлекать людей для службы, чтобы сохранить новые границы. Для этих целей, князь наделял своих приближенных землями, под ограниченное владение, как правило, пожизненно, на время службы государству. Позже, эти два понятия объединились и приобрели единственную форму владения - наследственную. Это означало, что они могли передавать имения по наследству.

Возникновение вотчины

Это ранняя форма собственности в древней Руси, причем такое право распространялось на землю, постройки, другое имущество, в том числе, и на крепостных крестьян. Само понятие произошло от однокоренного слова отче (отец). Во времена Киевской Руси владелец мог передать свои владения от отца к сыну, продать, поменять, поделить его между родственниками. В 9-11 веках большинство знати получали земельную награду за заслуги перед великим князем. Как правило, это были князья, дружинники и земские бояре, то есть люди знатные.

После крещения Руси, появились церковные вотчины - земли и хозяйства, принадлежащие церковным служителям высших чинов и монастырям. Монастырское и церковное землевладение развивалось параллельно княжеским и боярским. Крестьянский труд использовался также, как и при знати, посредством оброка и барщины. Но развитие церковных угодий было достаточно слабым, так как владений было не так уж и много.

Появление поместья

Русское государство расширяло свои владения. Для укрепления своих границ, Иван III награждал своих людей (зарождавшееся дворянство) земельными наделами за доблесть в ратных делах. Так с конца 15 века появилась новая форма собственности - поместье. Владения предоставлялись приказным людям (атаманам, сотникам), как средство для службы или же, за военные отличия, в пожизненное пользование.

Размер зависел от значимости положения, размеров вотчин, происхождения. Мог увеличиваться за храбрость или понижаться за проступки. Право помещиков распоряжаться такими землями было ограничено государством. Им было запрещено распоряжаться имением, в том смысле, что ни продать, ни унаследовать его владельцы не могли.

Что общего между ними?

Рассматривая два способа владения землей, однозначно можно сказать о том, что обе формы принадлежат к феодальному строю . Правящее сословие, эксплуатирует зависящих от них крестьянское сословие.

На начальном этапе возникновения вотчин, земля на которой стояло имение, принадлежало определенному князю, ему то и должен был служить вотчиник. И без его одобрения передать или продать свои владения не представлялось возможным (правда, такое положение быстро поменялось, земля стала наследуемой). Также, и помещик был ограничен государством в своих правах на недвижимость. Ему нельзя было ни продать, ни заложить, ни унаследовать ее, так как право собственности принадлежало великому князю (государю).

Какие отличия?

Главным отличием между этими видами землевладения - это вопрос о наследовании . Вотчина образовалась на несколько веков раньше, и у ее владельца было больше прав на имущество. То есть, можно было проводить различные манипуляции со своим хозяйством. При их возникновении, формировался и аппарат правления (администрация, судебный орган). Поместье же, напротив, принадлежало государству, и помещик не мог ни наследовать, ни продавать свою недвижимость и крестьян.

Владения бояр были обычно больше, чем помещичьи, так как первые были заинтересованы в развитии и процветании своих земель. Когда, как помещики старались выжать максимум из своих угодий и нещадно эксплуатировали своих крепостных, особо не вкладывая в развитие своего поместья. Так, при Крестьянских переходах, раз в году, народ большей частью переходил из поместья к вотчинику.

Разница сословий в основном определяло и право на владение. Вотчиной владели, как правило, князья и бояре. Поместьем владели служилые люди, проходившие обязательную службу у государя.

Еще, нужно учесть такую особенность, как церковные и монастырские вотчины , когда как поместий таких быть не могло.

Подытоживая различия и сходства двух видов землевладения, нужно сказать, что в 1556 году документ «Уложение о службе» одинаково обязывал вотчиников и помещиков проходить военную службу. Окончательно эти два понятия уровнял Петр I своим указом о единонаследии. Теперь и поместье могло оставаться в роду и передаваться по наследству. Также Петр Великий установил запрет на отчуждение — это означало, что дворянин не мог проиграть в азартные игры свое имение, то есть раздробить имущество на части. Также, право наследования было только у старшего сына. А значит, что другие сыновья должны были служить государю исправно, ведь за хорошую службу государь даровал им новые поместья.

На вопрос В чём разница между вотчиной и поместьем? заданный автором Ju6yu6 p0uii0op
Ничем, просто вотчина это родовое поместье.


Ответ от Проспрягать [гуру]
Первые поместья стали появляться в XV веке, но ещё в XIII веке некоторые князья стали награждать военных или дворцовых слуг земельными наделами, если они выполняли свою службу.
Более ранняя форма собственности, чем поместье, - вотчина.
Поместье предоставляли дворянам (боярским детям). Поместье не было личной собственностью, любые манипуляции с ним были запрещены.
Таким образом, поместье - это собственность государства, которая выдаётся на время службы. Это крупное феодальное владение, большую часть его площади занимали различные барские угодья, которые обрабатывались крепостными крестьянами.
В русской истории поместьем называлось недвижимое имущество, которое отдавалось государством в пользование в качестве жалованья за службу.
Происхождение поместья связано с обычаем, который существовал в период Киевской Руси - содержание княжеской дружины. Тогда княжеской дружине предоставлялись в пользование разные источники дохода князя.
Поместья раздавались за службу до XVвека из дворцовых и княжеских земель (не государственных). Со времён правления Иоанна IIIпоместья стали раздавать не только из дворцовых, но и из государственных земель высшим и низшим разрядам служилого класса. Постепенно поместье стало переходить в разряд государственного права, поместья начали раздавать в основном за службу государству.
К середине XVIIвека поместье приблизилось к вотчине - общему типу недвижимой собственности. Поместьем называлось любое недвижимое имущество в уезде, а также места разных сельских промыслов (звериная и рыбная ловля и т. д.). Право собственности на поместье осталось за государством, тот, кто получал поместье, имел право только пользоваться им. Владеть поместьем могли те люди, которые состояли на службе у государства, городские жители, которые несли общественную службу, а так же гости, которые оказали какую-либо услугу государству.
Сначала право владения поместьем прекращалось одновременно с прекращением государственной службы, но по мере развития прав помещика на собственность постепенно утвердилось право наследования поместья. Сначала после отставки служилого человека поместье оставляли за ним в качестве пенсии до того, когда его сыновья станут совершеннолетними, затем же оно шло им в раздачу. К началу XVIIвека установилось право наследования поместья, но сначала по мужской линии. Впоследствии при Михаиле Фёдоровиче определили постоянный размер поместья, которое выдавали жене и дочерям: жене от седьмой части до трети, дочерям - меньше в два раза. Сначала эти участки выдавали только до нового замужества (жене) и дочерям до совершеннолетия, но после было решено не отнимать поместье у жён и дочерей, они же получили право сдавать их посторонним лицам.
При Петре Первом после установления рекрутской повинности и подушной подати поместья слились с вотчинами.
Указ о единонаследии в 1714 году оформил процесс их слияния юридически, оба этих вида земельной собственности были объединены в один вид - недвижимое имущество.
Помимо поместий, которые были пожалованы из казны, существовали поместья, которые назначались от духовного ведомства. Эти поместья раздавали из земель духовного ведомства тем, кто служил во время войны с земель данного ведомства и тем, кто занимал в этом ведомстве какую-либо должность.
Вотчина
Первые вотчины появились во времена Киевской Руси (X-XII века) когда формировалась частная феодальная собственность на землю. В это время вотчина была одной из основных форм земельной собственности и принадлежала крупным землевладельцам (князьям, боярам).
Князья получали вотчины в наследство от отца - это и являлось основным отличием вотчины от других форм земельной собственности. Сам термин вотчина происходит от древнерусского слова «отчина» - т. е. отчая, собственность отца.
Как правило, владения знатных


Ответ от Посол [новичек]
Вотчиной называли родовое поместье


Ответ от Невроз [гуру]
(В) отчина - индивидуальная (в) отчизна людей именитых, родовитых, знатных (через отца обретаемая)
Поместье - Уже по значению, специализированней: место обитания и "кормления" представителя служилой знати: наделы, само жильё, покои, подсобные службы, чёрные людишки... Изначально временное, в знак поощрения служебного рвения...
По мере централизации власти и деградации родовой знати различия устремлялись к нулю...


Вотчина

Грамота Петра Великого канцлеру Головкину на вотчину.

Во́тчина - земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога , дарения . Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины - аллод , бокленд .

Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты , епископы) и большие монастыри .

Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной . Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.

Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена , типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Вотчина" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    Термин древнерусского гражданского права для обозначенияземельного имущества с правами полной частной собственности на него. ВМосковском царстве В. противополагается поместью, как земельномуимуществу с правами условного, временного и личного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    вотчина - ВОТЧИНА, истор. Вид земельной собственности, владение, приобретенное или пожалованное с правом передачи по наследству, с правом продажи, заклада и т.п. (см. Сл.РЯ XI XVII. 3. 74). И нет этой отдаленной государевой вотчине ни конца, ни края,… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в 10 11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 вв. господствующая форма землевладения. С кон. 15 в. противостояла поместью, с которым сближалась … Большой Энциклопедический словарь

    ВОТЧИНА, вид земельной собственности (наследственное семейное или корпоративное владение). Возникла в 10 11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 вв. основная форма землевладения. С конца 15 в. бытовала наряду с поместьем, с которым… … Русская история

    Вотчина - термин древнерусского права, обозначавший земельное имущество с правами полной частной собственности на него. Возник в Киевской Руси в IX X вв. (В. князей и бояр). В XI XV вв. В. стала преобладающей формой феодального наследуемого землевладения.… … Энциклопедия права

    1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII XV вв. господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась… … Юридический словарь

    ВОТЧИНА, древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в 10 11 веков (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 веках господствующая форма землевладения. В конце 15 17 веков отличалась от… … Современная энциклопедия

    ВОТЧИНА, вотчины, жен. (ист.). В Московской Руси родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВОТЧИНА, ы, жен. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. | прил. вотчинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Синонимами вотчины являются сеньория … Политология. Словарь.

Книги

  • Дворцовое царское село Измайлово, родовая вотчина Романовых , И М Снегирев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Снегирев Иван Михайлович (23. 04. 1793-9. 12. 1868), русский фольклорист и этнограф,…

Сравнивая вотчину и поместье важно понимать разницу между «собственностью» и «владением». Сегодня это просто, а русского обывателя XV-XVI веков разглядеть отличия было совсем нелегко. Прежде всего, потому что уже во времена Ивана III вотчинами могли владеть только те, кто служил царю. Право собственности в те времена, нарушалось на каждом шагу не только высшей властью, но и любым влиятельным феодалом. Владельцы вотчины или поместья мыслили и действовали по принципу: «то, чем владею, мое, пока не отобрали».

Если хозяйственный интерес владельца брать за основу сравнения вотчины и поместья, то можно обнаружить, что во второй половине XVI века было предпочтительнее иметь поместье. А уже в середине XVII веке выгоднее стала вотчина.

    В первом варианте — хаос и неразбериха. Захваченные земли помещики эксплуатировали как хищники, бросали и занимали новое поместье.

    Поместье – это особое земельное владение, выделяемое военным и государственным служащим в XV - XVII веках на время исполнения ими предписанных обязанностей.

    Второй вариант — когда в XVII веке, феодальные отношения стали более устойчивыми, вотчины стали ориентиром в стремлении помещиков, закрепить имения за собой и своим родом навсегда.

    Вотчина – это переходящие по наследству (от «отца») земельное владение (постройки, инвентарь) и зависимые крестьяне на правах частной собственности.

Таким образом, общими признаками вотчины и поместья можно назвать:

  • земельное владение;
  • наличие зависимых крестьян;
  • необходимость «царевой службы» для сохранения прав владения.

Различий между поместьями и вотчинами было несколько больше:

Поместье

Принцип владения

Безусловное

Условное

Кто владел

Крупные феодалы (князья, бояре, монастыри)

Служилые дворяне, дети боярские

Право наследования

Условие: продолжение службы наследником

Возможность раздела между наследниками

Если хозяин не оставил сыновей

Имение остается в роду

Имение возвращается в государственную казну

Право купли, продажи и дарения

Право рода вернуть владение, проданное на сторону

В течение 40 лет можно выкупом вернуть проданное имение

Налоги, сборы и повинности

Освобождены от большей части налогов и натуральных повинностей в пользу казны

Помещичьи крестьяне платили «царские подати». Недобор налогов обязаны были возмещать владельцы имения.

Из этого следует — вотчина занимала более высокое положение в иерархии условий землевладения. Поэтому в XVII веке установилась тенденция к увеличению числа вотчин, а поместьями зачастую оставались земли, которые не жаль было забросить.

Уложение о службе 1556 г. предписало вотчинникам и помещикам обязательную службу, увязав ее с величиной имения, что сблизило правовые режимы земельной собственности. Процесс в целом завершило Соборное Уложение 1649 года. А окончательно различия между вотчиной и поместьем были ликвидированы Петром I в 1714 г., указом о единонаследии.

Какие различия между вотчиной и поместье были упразднены в 1714 г.? Для чего, по вашему мнению, это было сделано?

Ответы:

Ранее вотчина передавалась по наследству, её можно было продать; а поместье дворяне получали за службу. По указу о единонаследии эта разница между вотчиной и поместьем была ликвидирована. В. О. Ключевский так разъясняет причины принятия указа: «Вам известно юридическое различие между основными видами древнерусского служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным. Но задолго до Петра оба эти вида землевладения стали сближаться друг с другом: во владение вотчинное проникали черты поместного, а поместное усвояло юридические особенности вотчинного. В самой природе поместья, как земельного владения, заключались условия его сближения с вотчиной». Таким образом, сама жизнь, социально-экономические реалии, подтолкнули Петра к принятию этого нормативного акта: «Так к началу XVIII века поместье приблизилось к вотчине на незаметное для нас расстояние и готово было исчезнуть как особый вид служилого землевладения. Тремя признаками обозначилось это сближение: поместья становились родовыми, как и вотчины; они дробились в порядке разверстки между нисходящими или боковыми, как дробились вотчины в порядке наследования; поместное верстание вытеснялось вотчинным пожалованием». По моему мнению, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие - от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном, вынуждало его братьев исправно служить на государственной службе - «искать чинов».