Что означает окопф 65. Маркировка шин

Каждому начинающему, а также и автолюбителям со стажем приходится периодически встречаться с надписями, будь это аккумулятор, свечи зажигания, шины и т.д. Но в данном случае речь пойдет о надписях на шинах.

Расшифровка надписей на шинах.

Расшифровка надписей и слов на шинах

1. YOKOHAMA – большими буквами на шине это название компании. На некоторых шинах можно увидеть надписи другим шрифтом и белым цветом названий компаний (в основном на внедорожных шинах). Зачем эта надпись? А как и на любой товар на шины также наносится надпись компании производителя и является это в роли рекламы.
2. Далее идут типоразмеры шин. Они могут быть выражены, как в метрической системе, так и в дюймовой.

Например в метрической 215/65R16 98Q:

— 215 – ширина шины. Данный параметр указывается в миллиметрах;
— 65 – высота шины в процентах от ширины (серия шины);
— R – данная буква указывает на то, что шина имеет радиальную конструкцию, а не радиус равен 15;
— 16 – посадочный диаметр. Указывается данный размер в дюймах;
— 98 – индекс нагрузки шины;
— Q –индекс скорости шины.

В дюймовой 33х12.50R15 LT 108Q:

— 33 – наружный диаметр шины, указан непосредственно в дюймах;
— 12.50 – ширина шины, также в дюймах;
— R – то же самое, что и в метрической системе – данная буква указывает на то, что шина имеет радиальную конструкцию;
— 15 – посадочный диаметр;
— LT – категория шин для малотоннажных грузовиков и автобусов;
— 98 и буква Q то же самое, что и в метрической системе.

3. Снежинка и надпись M+S – указывает на то, что шина является зимней.
4. STUD или STUDLESS – эта надпись указывает на то, что есть ли на шине шипы или нет. На летних шинах соответственно данные надписи отсутствуют.
5. Tubeless – эта надпись указывает на то, что шина является бескамерной .
6. Четыре цифры в горизонтальном овале, например – 0709 – это дата выпуска шины. 07-это неделя, а 09 – это год выпуска.
7. Made in Brazil – это маркировка страны производителя.
8. Inside и Outside – соответственно внутренняя сторона и внешняя.

Что за буквы? что за цифры на колесах? Читаем, просвещаемся...



В описании любой модели шины присутствуют значения «ТИПОРАЗМЕР » и «ИНДЕКСЫ ».
Например: 195/65 R15 91T
Расшифруем данные значения:
195 - ширина шины в мм.
65

R15 - значение 15 ОЗНАЧАЕТ ДИАМЕТР в дюймах!, а не РАДИУС! а бука R

15
91 - индекс максимальной нагрузки на одну шину в килограммах.

На некоторых шинах написано MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее стоят значения в килограммах и фунтах.

Таблица индексов нагрузки.

62 265 95 690 128 1800 161 4625
63 272 96 710 129 1850 162 4750
64 280 97 730 130 1900 163 4875
65 290 98 750 131 1950 164 5000
66 300 99 775 132 2000 165 5150
67 307 100 800 133 2060 166 5300
68 315 101 825 134 2120 167 5450
69 325 102 850 135 2180 168 5600
70 335 103 875 136 2240 169 5800
71 345 104 900 137 2300 170 6000
72 355 105 925 138 2360 171 6150
73 365 106 950 139 2430 172 6300
74 375 107 975 140 2500 173 6500
75 387 108 1000 141 2575 174 6700
76 400 109 1030 142 2650 175 6900
77 412 110 1060 143 2725 176 7100
78 425 111 1090 144 2800 177 7300
79 437 112 1120 145 2900 178 7500
80 450 113 1150 146 3000 179 7750
81 462 114 1180 147 3075 180 8000
82 475 115 1215 148 3150 181 8250
83 487 116 1250 149 3250 182 8500
84 500 117 1285 150 3350 183 8750
85 515 118 1320 151 3450 184 9000
86 530 119 1360 152 3550 185 9250
87 545 120 1400 153 3650 186 9500
88 560 121 1450 154 3750 187 9750
89 580 122 1500 155 3875 188 10000
90 600 123 1550 156 4000 189 10300
91 615 124 1600 157 4125 190 10600
92 630 125 1650 158 4250 191 10900
93 650 126 1700 159 4375 192 11200
94 670 127 1750 160 4500 193 11500

Индекс 91 соответствует нагрузке 615 кг на одно колесо.

Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. И обозначаются в зависимости от индекса нагрузки - надписью REINFORCED (6 слоёв, усиленная шина) или буквой «С » после диаметра шины, например: 195/70R15C , (8 слоёв, грузовая шина).

T - индекс скорости – максимальная допустимая скорость движения в км/ч.

Таблица индексов скорости.

Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч
A1 5 E 70 S 180
A2 10 F 80 T 190
A3 15 G 90 U 200
A4 20 J 100 H 210
A5 25 K 110 V 240
A6 30 L 120 W 270
A7 35 M 130 Y 300
A8 40 N 140 VR свыше 210
B 50 P 150 ZR свыше 240
C 60 Q 160 ZR (Y) свыше 300
D 65 R 170

Индекс T соответствует максимальной скорости 190 км/ч .

Дополнительные обозначения в маркировке, применяемые производителями шин.


M&S (Mud + Snow - грязь плюс снег) - Эта маркировка на шине означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.

All Season - Всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.

Rotation - Направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.

Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) - Ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) - с внутренней.

Left или Right - Означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

Tubeless или TL - Бескамерная шина. Если этой надписи нет в маркировке, то шина может использоваться только с камерой.

Tube Type или TT - Шина должна эксплуатироваться с камерой.

MAX PRESSURE - Максимально допустимое давление в шине, в кПа.

PSI - Индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом «С »).

Steel - Обозначение наличия металлокорда.

E заключенная в круг - Шина соответствует требованиям ECE R30 (норматив по ECE).

DOT - Американский стандарт безопасности.

XL или Extra Load , EL - усиленная шина с повышенной грузоподъемностью.

RAIN , WATER , AQUA (или пиктограмма «зонтик» в маркировке на боковине шины) - Означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

TWID - Указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.

Energy - Шины с низким сопротивлением качению, отличаются пониженным расходом топлива.

Американское обозначение типоразмера.


Существуют два типа маркировки американских шин.

Первая очень схожа c европейской, только перед типоразмером ставится буква «P » (Passanger - для легкового автомобиля) или буквы «LT » (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/65 R 15 или LT 185/75 R 16 .

И другая маркировка, которая в корне отличается от европейской.

Например: 31х10.5 R15
Расшифруем данные значения:
31 - внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 - ширина шины в дюймах.
R - шина радиальной конструкции.
15 - внутренний диаметр шины в дюймах.

Маркировка грузовых шин


Маркировка грузовых шин - радиальная


Например: 10.00R20 146/143M
Расшифруем данные значения:
10.00 - Ширина профиля шины (в дюймах); .00 - обозначение полнопрофильной шины для грузовых автомобилей.
Также ширина бывает: 6.00 или 8.25 или 9.50 и т.д. - ширина профиля шины (в дюймах) - это также полнопрофильная шина.
R - Радиальная.
20 - Монтажный диаметр шины (в дюймах).
146/143 - Индекс нагрузки. 146 - для одинарного колеса, 143 - для сдвоенных (нагрузка на каждое колесо). (см. таблицу индексов нагрузки). Разница в индексах сдвоенных и одинарных колес обусловлена соображениями безопасности, на случай если, одно из четырех колес на оси выйдет из строя, оставшаяся шина могла выдержать дополнительную нагрузку.
M - индекс скорости - максимальная допустимая скорость движения в км/ч. (см. таблицу индексов скорости). Буква M соотвествует значению максимальной скорости 130 км/ч.
Маркировка 146/143М означает что при одинарной ошиновке грузоподъемность шины равна 3000 кг, а при сдвоенной ошиновке - 2725 кг при максимальной скорости движения 130 км/ч. При этом, если автомобиль движется с меньшей скоростью - несущая способность шины может увеличиваться, другими словами автомобиль может перевезти больший вес груза.

Также могут присутствовать значения нс12 , нс14 , нс16 и др. - слойность шины. Цифра это количество слоев.

Например: 385/65R22,5
385 - ширина профиля шины в мм.
65 - отношение высоты шины (от посадочного обода до наружного края колеса) к ее ширине в процентах.
R - радиальная конструкция корда, нити корда в слоях каркаса имеют радиальное (меридиональное) расположение, т.е. направлены от борта к борту.
22,5 - монтажный размер обода в дюймах (1 дюйм=2,54 см).

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Подобрать шины / каталог шин

Расшифровка маркировки шин.

195/65 R15 91 T XL

195 - это ширина шины в мм.

65 - Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто - «профиль».

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R - означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 - диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 - индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН - 91 - 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

T - индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС - Н - до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger - для легковой машины) или «LT» (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31x10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 - внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 - ширина шины в дюймах.
R - автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 - внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера - внешний диаметр, вторая - ширина, третья - внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load - усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) - грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) - Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) - резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) - специальные дождевые шины.

Outside и Inside ; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside - с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) - шины RunFlat - это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless - бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type - обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure ; максимально допустимое давление в шине. Max Load - максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation - Министерство транспорта США) - американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А - наилучший показатель).

Traction А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear ; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) - указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

DOT - Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).

Существуют виды сталей, имеющих ограниченное применение. Именно к ним относят рессорно - пружинную сталь 65Г. Её характеристики отличают высокие параметры упругости и стойкостью к износу.

Химический состав

В состав марки 65Г входят следующие вещества:

    до 0,65% углерода (С);

    до 1,2% марганца (Мn);

    до 0,4% кремния (Si);

    до 0,2% меди (Си);

    до 0,25% хрома (Сг);

    до 0,035% фосфора (Р);

    до 0,035% серы (S);

    до 0,25% никеля (Ni).

Расшифровка стали

Буква Г означает, что основной легирующий элемент - марганец, а цифра 65 - это процентное содержание углерода в сплаве в сотых долях (0,65%)

Наличие марганца в таком количестве увеличивает упругость стали и ее сопротивление на разрыв.

ГОСТ

Эта сталь выпускается на основании ГОСТ14959-2016.

Действие этого документа относится к горячекатанному и кованному прокату. Кроме того, он регламентирует такую продукцию, как специальный прокат, который предназначен для производства пружинной и рессорной продукции. Этот ГОСТ нормирует химический состав проката.

Производители выпускают следующую номенклатуру продукции:

  • сортовой прокат, в т. ч. фасонный - ГОСТ 14959-79;
  • пруток калиброванный - ГОСТ 1051-73;
  • серебрянка - ГОСТ 14955-77.

Кроме тог,о металлургические предприятия выпускают лист разной толщины, круги, полосы, прутки прочие виды изделий.

Аналоги стали 65Г

В качестве заменителя для стали 65Г можно использовать - 60С2А, 9ХС, 50ХФА, 60С2.

Зарубежные металлурги производят следующие аналоги:

  • США - G15660;
  • Германия - 66Mn4;
  • Великобритания - 080A67;
  • Китай - 65Mn.

Общие параметры

Вещества, входящие в этот материал и дальнейшая его термообработка обеспечивает:

  • высокую стойкость к износу;
  • хорошая ударная вязкость;
  • сопротивление на разрыв;
  • высокая стойкость к воздействию ударов.

Отсутствие большого количества легирующих элементов позволяет обеспечить относительно низкую цену этой стали.

Для получения заданных параметров сталь марки 65Г закаливают при температуре от 800 до 830 ºC. Отпуск выполняют при температуре от 160 до 200 ºC, такой отпуск называют высоким. Охлаждение выполняют на воздухе. Такие режимы термической обработки позволяют получить изделие с твёрдостью поверхности 45- 47 по HRC.

Технолог, проектируя процесс термообработки должен помнить, сталь 65Г и ее аналоги не опасаются перегрева, но при выполнении закаливания в верхних точках температурного диапазона может снизиться ударная вязкость.

Применение стали 65Г

Эта сталь и ее аналоги нашли свое применение во многих отраслях промышленности, например, в автомобилестроении, станкостроении и пр. Практически сталь 65Г и ее аналоги можно встретить в любом автомобиле, тракторе, станке, судне, то есть в любом оборудовании, в котором эксплуатируются рессоры, пружины, в том числе и тарельчатые и пр.

Как правило, твёрдость пружин лежит в диапазоне от 40 до 50 по Rc. ГОСТ определяет методики проверки, которые максимально приближены к реальным условиям их работ. Во время приемки пружинная продукция проходит испытания на растяжение, сжатие и пр. Более того, на поверхности готовых изделий недопустимо наличие рисок, царапин и пр. Все дело в том, что рано или поздно их наличие приведет к появлению трещин на поверхности изделий.

Пружины, которые производят из проволоки, прошедшей термическую обработку, такую называют патентированной, или лент класса Н, П или В, подвергают операции дополнительного отпуска. Она необходима для устранения внутренних напряжений, которые возникают при их производстве. Кроме того, такая дополнительная обработка приводит к повышению упругости готовых изделий. Дополнительный отпуск выполняют в ваннах, наполненных селитрой, время отпуска составляет 5 - 10 минут. Кроме того, при отпуске с использованием электропечей, технологи должны отслеживать то, чтобы изделия прогревались равномерно, в противном случае, возможно, возникновение внутренних напряжений.

Изделия, произведённые из отожжённой стали, подвергаются операциям закаливания и отпуска. При этом отпуск выполняют при температуре до 720 ºC.

Пружины, предназначенные для закаливания, могут помещать или разогретые ванны, заполненные соляным раствором, или в камерные печи.

Существует ряд технологических особенностей при производстве пружинных изделий из стали 65Г. В частности, пружины небольшого размера, помещают в печи на специальных поддонах. Изделия большого размера на специальных приспособлениях, которые предотвращают появление коробления, это могут быть трубы соответствующего размера.

Имеет смысл отметить, что, кроме промышленности, сталь марки 65Г применяют для производства клинкового оружия - это специальные ножи для метания и турнирные мечи, используемые в исторических реконструкциях. Кстати, именно в этой сфере применения, проявляется один из недостатков этого сплава - низкая стойкость к воздействию коррозии. Именно поэтому клинки после использования проходят смазку касторовым маслом. Специалисты утверждают, что уход за клинковым оружием можно сравнить за правилами ухода за дамасской сталью.

Для изготовления, например, кухонных или охотничьих ножей эта сталь не лучшее решение, это вызвано рядом ее свойств.

Сталь шифруют буквами, обозначают те или иные химические элементы, входящие в состав марки или сплава.

Например, буквой Х - обозначается хром, Н никель, К - кобальт, М - молибден, В - вольфрам, Т - титан, Д - медь, Г - марганец, С - кремний,
Ф - ванадий, Р - бор, А - азот, Б - ниобий, Е - селен, Ц - цирконий, Ю - алюминий, Ч - показывает о наличии редкоземельных металлов

Также существуют свои обозначения для разных типов сталей в зависимости от их состава и предназначения.
Буквенные обозначения применяются также для указания способа раскисления стали:
КП - кипящая сталь
ПС - полуспокойная сталь
СП - спокойная сталь

Конструкционные стали обыкновенного качества нелегированные обозначают буквами Ст. (например, Ст.3; Ст.3кп)

Цифра, стоящая после букв, условно обозначает процентное содержание углерода в стали (в десятых долях), индекс кп указывает на то, что сталь относится к кипящей, т.е. неполностью раскисленная в печи и содержащая незначительное количество закиси железа, что обусловливает продолжение кипения стали в изложнице. Отсутствие индекса означает, что сталь спокойная.

Конструкционные нелегированные качественные стали (например, Ст.10; Сталь 20; Ст.30; Ст.45), обозначают двузначным числом, указывающим на среднее содержание углерода в стали 0,10%; 0,20%; и т.д.

Конструкционная низколегированная 09Г2С расшифровывается как сталь, углерода в которой около 0,09% и содержание легирующих компонентов марганца, кремния и других, составляет в сумме менее 2,5%.

Стали 10ХСНД и 15ХСНД отличаются разницей углерода, в таких сталях среднее содержание каждого элемента содержится менее 1% процента, поэтому цифры за буквой не ставятся.

Конструкционные легированные стали, такие как 20Х; 30Х; 40Х обозначают буквами и цифрами, в данном случае марка показывает содержание углерода и основного легирующего элемента хрома. Цифры после каждой буквы обозначают примерное содержание соответствующего элемента, однако при содержании легирующего элемента менее 1,5% цифра после соответствующей буквы не ставится.

30ХГСА хромокремнемарганцевая сталь, обладает большой прочностью и повышенным сопротивлением к ударным нагрузкам. В состав марки входит углерод 0,30%, кроме углерода содержит марганец, кремний и хром, примерно в равных долях по 0,8-1,1%

Содержание серы и фосфора не должно превышать 0,03% для каждого из этих элементов, поэтому в конце таких марок ставится буква А, что свидетельствует о дополнительных показателей качества марок, (например, 20ХН4ФА; 38ХН3МА). Также обозначаются и конструкционные рессорно-пружинные стали, такие как 60С2А, 65Г, где первые цифры показывают углерод в сотых долях процента. (0,60 и 0,65 соответственно).

Расшифровка сталей конструкционных подшипниковых, производится так, они обозначаются также как и легированные, маркировка начинается с буквы Ш (например, ШХ4; ШХ15; ШХ15СГ). Цифра 15 говорит о содержании легирующего хрома, примерная доля которого равна 1,5%, в стали ШХ4 0,4% соответственно. Существует множество других марок, подробнее о наличии в них элементов и примесей можно узнать в нашем марочнике, для этого достаточно воспользоваться поиском.

Качественные стали - для производства паровых котлов и сосудов высокого давления, обозначают как конструкционные нелегированные стали, с добавлением буквы К (например, 20К; 22К).

Литейные конструкционные стали обозначаются как качественные и легированные, но в конце наименования ставят букву Л, (35ХМЛ; 40ХЛ и т.п.).

Стали строительные обозначают буквой С и цифрами, соответствующими минимальному пределу текучести стали. Дополнительно применяют обозначения: Т - термоупрочненный прокат, К - повышенная коррозионная стойкость, (например, С345Т; С390К и т. п.). Аналогично буквой Д обозначают повышенное содержание меди, (С345Д; С375Д).

Стали инструментальные нелегированные, делят на качественные, обозначаемые буквой У и цифрой, указывающей среднее содержание углерода (например, У7; У8; У10) и высококачественные, обозначаемые дополнительной буквой А в конце наименования (например, У8А; У10А; У12А) или дополнительной буквой Г, указывающей на дополнительное увеличение содержания марганца (например, У8ГА).

Стали инструментальные легированные, обозначаются также как и конструкционные легированные. Возьмем такую марку как ХВГ, расшифровка этой марки показывает наличие в ней основных легирующих элементов: Хрома, Вольфрама, Марганца. Эта сталь отличается от 9ХВГ, повышенным содержанием в ней углерода, примерно 1%, поэтому цифра в начале марки не ставится.

Стали быстрорежущие расшифровываются следующим образом - такие марки имеют букву Р (с этого начинается обозначение стали), затем следует цифра, указывающая среднее содержание вольфрама (например, Р18; Р9), затем следуют буквы и цифры, определяющие массовое содержание элементов. (например, сталь Р6М5) цифра 5 показывает долю молибдена в этой марке. Содержание хрома не указывают, т. к. оно составляет стабильно около 4% во всех быстрорежущих сталях и углерода, т. к. последнее всегда пропорционально содержанию ванадия. Следует заметить, что если содержание ванадия превышает 2,5%, буква Ф и цифра указывается (например, стали Р6М5Ф3).

Сталь электротехническая нелегированная АРМКО, как ее еще называют: технически чистое железо (например, 10880; 20880 и т.д.) Такие марки содержат минимальное количество углерода, менее 0,04%, благодаря чему имеют очень малое удельное электрическое сопротивление. Первая цифра указывает на вид обработки (1- кованный или горячекатаный, 2- калиброванный). Вторая цифра 0 говорит, что сталь нелегированная, без нормируемого коэффициента старения; 1 с нормируемым коэффициентом старения. Третья цифра указывает на группу по основной нормируемой характеристике. Четвертая и пятая - количество значения основной нормируемой характеристики.

Алюминиевые сплавы маркируются по следующему принципу: марки литейных сплавов имеют первую букву А, за ней Л. Сплавы для ковки и штамповки за буквой А имеют букву К. После этих двух букв ставится условный номер сплава.

Принятые обозначения деформированных сплавов такие: сплава авиаль - АВ, алюминиево-магниевого - АМг, алюминиево-марганцового - АМц. Дуралюмины обозначаются буквой Д с последующим условным номером.

Для специалиста по металлам расшифровка марок сталей представляет собой простое и понятное занятие.

Маркировка сталей была разработана в СССР и действуют по настоящее время на территории России и СНГ.