Об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях в тульской области. Организация и проведение аварийно-спасательных работ на химически опасных объектах б) В условиях радиоактивного загрязнения

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Развернуть содержание

От надежной и безопасной работы транспорта зависит вся деятельность и жизнь населения страны. Ежегодно в России перевозится транспортом около 3,5 млрд. тонн грузов. Ежесуточно всеми видами транспорта перевозится более 100 млн. человек. Но при этом, на транспорте происходит значительное количество катастроф, аварий и происшествий, от которых погибает и травмируется большое число людей, наносится огромный материальный ущерб и вред окружающей среде.

Особенности транспортных аварий

При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:

  • аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения , что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
    несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
    отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;
    трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;
    усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;
    необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;
    необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения
  • необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

Особенности ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте

Различают следующие разновидности спасения пострадавших при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, произошедших при: столкновении, опрокидывании автомобилей и наездах; на железнодорожных переездах; в ходе перевозки опасных грузов; при пожарах на автотранспорте; при падении автомобилей с крутых склонов; при попадании автомобилей под лавины и сели; при падении автомобилей в водоемы.

Для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий происшествий на автотранспорте необходимо иметь:

  • средства тушения пожаров;
    инструменты и оборудование (приспособления, машины) для подъема и перемещения тяжелых предметов, резки профильного металла, разжима (перекусывания) конструкций;
    средства поиска пострадавших и автотранспорта, освещения, связи, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации; средства жизнеобеспечения для работы под водой, сбора и обеззараживания опасных веществ.

В ряде случаев для проведения аварийно-спасательных работ может потребоваться альпинистское снаряжение.

В зависимости от обстановки, сложившейся в результате дорожно-транспортного происшествия, к работам по спасению пострадавших могут привлекаться следующие формирования:

  • аварийно-спасательные, противопожарные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические; учреждения и службы органов исполнительной власти, в том числе скорая медицинская помощь, подразделения медицины катастроф;
    силы и средства территориальных подсистем РСЧС и их звеньев.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом “ к спасению пострадавших в дорожно-транспортном происшествии могут привлекаться участники этого происшествия и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся в зоне происшествия.

С целью повышения эффективности оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях определяются зоны обслуживания (ответственности) аварийно-спасательных формирований, которые устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией с учетом возможностей этих формирований. Зоны обслуживания согласовываются с соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих подсистем и звеньев РСЧС.

На практике при дорожно-транспортных происшествиях места выполнения аварийно-спасательных работ распределяются в трех зонах. В первой зоне (в радиусе 5 метров от объекта происшествия) находятся специалисты, непосредственно выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательных групп, которые обеспечивают готовность к работе аварийно-спасательных средств. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) располагаются средства доставки спасателей к месту происшествия, средства освещения и ограждения и другие аварийные технические средства.

Нормы времени прибытия сил различных ведомств определяются нормативными документами или комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для каждой зоны ответственности в соответствии с местными условиями.

В первую очередь оказывается помощь пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне и могут покинуть автомобиль через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей.

Затем освобождаются зажатые части тел пострадавших. В зависимости от конкретной обстановки осуществляется отгибание листового и профильного металла, перекусывание стоек, перегородок, сидений. Проделываются лазы в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью.

Для извлечения пострадавших из-под автомобиля производят приподнимание автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов и приспособлений или осуществляют подкоп в грунте.

При проведении аварийно-спасательных работ спасатели должны быть постоянно готовы к тушению пожара, который может возникнуть при работе, прежде всего, с электроинструментами.

При аварии на автотранспорте, перевозящем опасные грузы необходимо руководствоваться информацией, содержащейся в грузовых документах (аварийной карточке), а также информационными таблицами на транспортных средствах. Информационные таблицы содержат код экстренных мер, идентификационный номер опасного вещества по списку ООН и знак опасности.

Знак опасности указывает на вид опасности посредством использования пяти главных символов: бомба (взрыв); пламя (пожар); череп и скрещенные кости (токсичность); трилистник (радиоактивность); жидкости, выливающиеся из двух стеклянных пробирок и поражающие руку (коррозия). Эти символы дополняются четырьмя другими символами: окисляющие вещества (пламя над окружностью); невоспламеняющиеся нетоксичные газы (газовый баллон); инфекционные вещества (три полумесяца, наложенные на окружность); различные малоопасные вещества (семь вертикальных полос).

Если подходящее место для введения расширителя отсутствует, а переднее крыло доступно, то сначала необходимо сжать это крыло в самой верхней точке арки колеса. Это создаст необходимое пространство вокруг петель двери.

Если крыло необходимо снять совсем, то следует сделать профильный надрез в том месте, где крыло было сжато.

Необходимо найти хорошую точку опоры для расширителя над верхней петлёй двери автомобиля, после чего дверь можно легко отжать.

Работать следует с каждой из петель только поочередно. Не следует начинать работу между двумя петлями сразу.

После полного удаления двери она должна быть помещена на площадку для снятых элементов автомобиля.

После удаления дверных петель и ограничителя между ними следующим шагом является снятие двери с замковой части.

Альтернатива :

Характер ДТП может сделать недоступным подход к передней части автомобиля. В таком случае доступ к дверным петлям может быть получен следующим образом:

Вставьте расширитель в передний угол оконного проема автомобиля. Отожмите дверь вниз от передней стойки автомобиля для создания пространства над дверными петлями.

эта альтернатива, естественно, невозможна, если крыша автомобиля уже была удалена.

В – автомобиль опрокинут на крышу

Сдавите пороги автомобиля, чтобы создать пространство, необходимое для наконечников расширителя.

При необходимости, следует увеличить полученный зазор путем зажатия нижней части обшивки двери спредером и выгибания её наружу.

Отожмите дверь наружу от корпуса автомобиля.

Когда дверь раскрыта после освобождения её, от фиксации замка, необходимо отрезать или разжать дверные петли и удалить дверь.

Альтернатива:

Зажав обшивку двери рабочими наконечниками спредера и отгибая её, создайте пространство у замочной части двери.

Использовать расширитель для отрыва механизма замки, отжав дверь от корпуса автомобиля наружу, и закончить операции, как описано выше.

Демонтаж боковой стороны автомобиля

Сначала необходимо снять переднюю дверь автомобиля, используя один из описанных ранее методов.

Затем следует снять заднюю дверь с помощью резания или разжима дверных петель.

Отрезать верхнюю и нижнюю части средней стойки в автомобиле для её удаления. Необходимо помнить об использовании средств защиты от острых кромок.

Альтернатива:

Начав с задней стороны, сдавите дверь, чтобы создать место для введения рабочих наконечников расширителя.

Теперь следует отжимать дверь вплоть до разрушения замка и раскрытия двери.

Работая со стороны задней двери автомобиля, делают глубокий рельефный рез в нижней части средней стойки с целью её ослабления.

Установить один из рабочих наконечников расширителя в основание задних кресел автомобиля. Медленно и осторожно раскрывать его, следя за устойчивостью точки опоры, после чего опереть другой рабочий наконечник в нижней части средней стойки. Теперь необходимо отжать наружу, отводя её от порога автомобиля.

Продолжать расширение, раздвигая рабочие наконечники спредера вплоть до отделения средней стойки от порога автомобиля или до создания достаточного свободного пространства, чтобы завершить операцию с помощью резака.

Удалить среднюю стойку, отрезав её в верхней части как можно выше.

Снять переднюю дверь автомобиля с петель, в то время как другие пожарные-спасатели поддерживают дверь от падения.

Обеспечить хорошую защиту от острых кромок.

Преобразование третьей двери

для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации, если необходимо.

Технология:

В первую очередь необходимо снять переднюю дверь автомобиля любым из ранее описанных методов.

Выполнить глубокий рельефный рез в основании средней стойки. При необходимости для облегчения резания следует сначала сдавить эту область с помощью расширителя.

Если средняя стойка продолжается до крыши автомобиля, то необходимо обрезать ее в самой верхней её части.

Для большей безопасности можно снять среднюю стойку полностью.

Выполнить вертикальный рельефный разрез перед задней стойкой.

Расположить рабочие наконечники расширителя в основании реза средней стойки. Раскрыть расширитель и выдавить боковую панель наружу, создавая, таким образом, третью дверь.

Свободное пространство создано, и следует тщательно установить защиту от острых кромок.

Удаление крыши

Оценка ситуации:

Методы удаления крыши будут зависеть от масштаба и типа структурных повреждений автомобиля.

В зависимости от характера удара и окружения места аварии не всегда требуется удалять крышу автомобиля полностью. Другие виды работ с крышей автомобиля могут быть:

– откидывание крыши вперёд;

– откидывание крыши назад;

– частичное удаление крыши;

– боковое откидывание крыши;

– откидывание крыши перевёрнутого автомобиля.

Каждый из перечисленных выше методов имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо оценить при принятии решения о том, какой из методов будет наилучшим в сложившейся ситуации.

В- откидывание крыши автомобиля вперед

В первую очередь необходимо отрезать опорные стойки. Эту операцию следует выполнять, поддерживая крышу автомобиля.

После размещения необходимой защиты от осколков стекла, сделайте профильные надрезы с двух сторон крыши автомобиля непосредственно за лобовым стеклом.

Теперь отгибаем крышу автомобиля вперед. Может быть необходимым использование лома в качестве рычага (оси) для перегиба.

Крышу автомобиля в отогнутом состоянии необходимо застропить и закрепить ремнями.

Острые углы и кромки должны быть защищены.

Сдвиг приборной панели

Метод оттягивания рулевого колеса с помощью расширителя и тяговых цепей в настоящее время не рекомендуется. Усилия в рулевой колонке могут привести к поломке шарниров, что, в свою очередь, может травмировать и пожарных-спасателей, и пострадавших.

Усилители приборной панели в новых автомобилях могут потребовать использования домкрата на каждой из сторон автомобиля. Выдвижение двух домкратов одновременно необходимо, чтобы противодействовать эффекту смещения панели вниз, вызванного этой недеформируемой конструкции.

Обеспечить устойчивость автомобиля, как было описано выше. Добавить дополнительные опоры под среднюю стойку, где будет установлено основание домкрата. Хотя не каждая ситуация это позволит, настоятельно рекомендуем использовать опору домкрата для распределения усилий, действующих в его основании.

Установите домкрат в необходимое положение и зафиксируйте его на месте небольшим давлением. Это предотвратит падение приборной панели из-за последующих операций резания. Положение рукоятки управления домкрата должно быть наружу из салона и не вверх.

Сделайте надрез профиля через основание передней стойки. Если рабочее пространство ограничено, может быть необходимо выполнить этот надрез перед установкой домкрата.

Доступ к ногам пострадавшим

Сделать два профильных надреза на расстоянии приблизительно 30 см друг от друга в основании передней стойки.

Зажать расширителем вырезанный кусок секции.

Отогнуть эту секцию наружу с помощью расширителя.

Личный состав, участвующий в проведении работ в очагах химического заражения, должен быть всесторонне подготовлен для этих действий. Личный состав обеспечивается СИЗОД и средствами защиты кожи, исходя из характера заражения.

При проведении АСР, связанных с тушением пожара, необходимо:

выслать отделение радиационной и химической разведки для уточнения обстановки на пути движения подразделения, использовать данные разведывательных дозоров, высылаемых старшим, а также постов радиационного и химического наблюдения объектов;

отделению радиационной и химической разведки определить наличие АХОВ, границы зараженных участков, пути обхода и обозначает их знаками;

командиру отделения радиационной и химической разведки доложить начальнику подразделения радиационной, химической и биологической (далее – РХБ) защиты об обнаружении зоны заражения, ее границах и путях обхода;

начальнику подразделения РХБ защиты на основе данных разведки и личного наблюдения уточнить место и характер очага поражения, наличие АХОВ и направление распространения зараженного облака;

предусмотреть мероприятия по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, проведению работ по локализации и устранению аварий на коммуникациях с АХОВ, обеспечению защиты личного состава от их действия;

локализовать, в первую очередь, очаг АХОВ, для чего совместно с аварийной бригадой объекта отключается поврежденный участок трубопровода путем перекрытия кранов, задвижек, вентилей и других запорных устройств. На трещины в трубопроводах накладываются ремонтные муфты. Оставшаяся часть АХОВ перекачивается в запасную емкость, а разлив ограничивается обваловкой или устройством ловушек;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

При выбросе аммиака или жидкого хлора, место разлива обильно поливают водой или изолируют пеной и абсорбентами. Для предотвращения загазованности смежных производственных помещений - выключают вентиляцию, а на путях распространения зараженного облака ставят завесы из распыленных струй. Личный состав должен работать в СИЗОД.

Решение на проведение работ, связанных с локализацией разлива АХОВ, обеззараживанием очага химического заражения, дегазацией зараженной территории, руководитель работ принимает на основании результатов проведенной рекогносцировки района аварии, данных химической разведки и контроля заражения. Работы в зависимости от их объема выполняются посменно, при этом продолжительность каждой смены определяет руководитель работ исходя из условий их выполнения. Смена производится непосредственно на рабочих местах. Техника и инструмент после нейтрализации остаются на месте и передаются по смене. Средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) должны подвергаться нейтрализации на людях до их снятия. Допускается повторное использование СИЗ, но при условии соблюдения определенных мер безопасности при их надевании.



В первую очередь дегазируются подъездные и внутренние дороги и территории, на которой проживает население, а затем сооружения, используемые для производственной деятельности.

При нейтрализации разлившихся АХОВ применяются те же вещества и способы, что и при дегазации местности и сооружений.

АХОВ нейтрализуют дегазирующими растворами, которые в виде распыленных струй подают от пожарных автомобилей и специальных машин. С участков местности зараженных АХОВ удаляют слой зараженного грунта с помощью землеройных машин. После завершения работ личный состав и техника проходят полную санитарную обработку.

Медицинское подразделение, в зависимости от характера и размера очага заражения, спасательные работы может проводить в полном составе или самостоятельными группами. Начальник медицинского подразделения организует движение своего подразделения и приданных формирований к объекту работ и отдает необходимые распоряжения на подготовку к спасательным работам. Для выявления обстановки в очаге химического заражения он проводит медицинскую разведку в целях определения мест развертывания медицинских подразделений и объема работ по оказанию первой медицинской помощи, устанавливает необходимое для этого количество сил и средств.

Начальник медицинского подразделения указывает порядок оказания медицинской помощи пострадавшим, место и время развертывания подразделения, выполнения задачи, транспортные средства и порядок эвакуации пострадавших из очага поражения в лечебные учреждения, порядок пополнения медицинским имуществом.



Медицинское подразделение развертывается на незараженной территории с наветренной стороны (по возможности ближе к очагу в целях сокращения сроков доставки пострадавших из очага в медицинское подразделение). Выбор площадок (мест) в указанном районе производится под руководством начальника медицинского подразделения.

Медицинское подразделение оказывает неотложную врачебную помощь в зависимости от характера поражения, готовит пораженных к эвакуации в лечебные учреждения. На них надевают изолирующие противогазы, обеззараживают капли АХОВ на их одежде и участках тела и при необходимости вводят антидоты, после чего доставляют на пункты сбора.

Эвакуация пострадавших из очага поражения в медицинское подразделение осуществляется грузовым и санитарным транспортом, приданных медицинских формирований или объекта народного хозяйства.

Одновременно с эвакуацией пораженных, организуется вывод населения с зараженных участков по маршрутам, выбранным с учетом направления ветра. Выводу в первую очередь подлежат люди, не укрывшиеся в убежищах, оборудованных фильтрационными установками.

Медицинское подразделение в ходе спасательных работ в очаге химического заражения осуществляет контроль за проведением полной санитарной обработки личного состава и техники.

При ведении работ в очаге химического заражения нужно учитывать, что в загазованных помещениях будет пониженное содержание кислорода, что исключает возможность использования фильтрующих противогазов.

Аварийно-спасательные работы в первую очередь проводятся с целью спасения человеческой жизни, культурных и материальных ценностей, устранения любых чрезвычайных ситуаций, в результате которых может пострадать природная среда. АС работы включают в себя не только спасение людей, но и оказание им первой медицинской помощи, а также эвакуацию пострадавших в медицинские учреждения.

Это сложная и ответственная работа, с которой может справиться только группа профессиональных спасателей. Проведение аварийно-спасательных работ происходит в крайне тяжелых условиях: при больших пожарах, возникновении заражения территории и т. д.

Виды АС работ:

  1. горно-спасательные работы;
  2. поисково-спасательные работы;
  3. газоспасательные работы;
  4. тушение пожаров;
  5. ликвидация последствий разрушительного действия чрезвычайных происшествий и т. д.;
  6. спасение и вывод пострадавших с пораженного участка.

Порядок проведения и организации АС работ

Проведение аварийно-спасательных работ требует четких приказов начальства и слаженности работы коллектива. Важно соблюдать максимально сжатые временные сроки, которые позволят спасти максимальное число пострадавших и своевременно оказать первую мед. помощь. Необходимо проводить работы максимально быстро еще и из-за вероятности увеличения очага, подверженного негативным факторам чрезвычайного происшествия.

Организация аварийно-спасательных работ состоит из нескольких основных пунктов:

  1. оценка сложившейся ситуации;
  2. решение о начале проведения спасательной операции;
  3. формулировка задач и составление плана действий;
  4. последующая организация эффективного рабочего взаимодействия с другими работающими на месте происшествия группами.

Профессиональная организация проведения аварийно-спасательных работ позволит свести к минимуму ущерб от возникновения чрезвычайной ситуации и избежать жертв.
Наша компания всегда готова приехать на место происшествия и провести аварийно-спасательные работы. Благодаря высокому уровню профессионализма и слаженности работы нашей команды, происшествие будет локализовано, блокировано или нейтрализовано в кратчайшие сроки. Каким бы высоким ни был уровень сложности работы, наши спасатели всегда работают быстро и слаженно.

Общая характеристика железнодорожного транспорта

Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава Железнодорожный транспорт включает в себя подвижной состав, станции, составы, вокзалы, предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, прирельсовые склады и контейнерные площадки, которые располагаются в полосе отвода железной дороги.

В настоящее время на железных дорогах России более половины участков электрифицированы, и подвижной состав находится под контактными проводами высокого напряжения до 27 500 Вольт переменного тока или 3300 Вольт постоянного тока.

Железнодорожные станции по своему назначению и характеру работы подразделяются на пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые и промежуточные. В зависимости от объема пассажирских, грузовых, технических операций сложности работы железнодорожные станции подразделяются на внеклассные, 1, П, Ш, 1У, У классов.

Крупные железнодорожные станции состоят из комплекса зданий и сооружений различного назначения, включающих в себя предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, открытые и закрытые склады и вокзалы. В их состав входят также и рабочие парки по приему поездов, сортировке подвижного состава, формированию и отправке поездов с развитой сетью железнодорожных путей. Площадь станций достигает 150 Га, а их протяженность 16 км, количество путей до 80.

Крупные станции могут иметь 6-8 рабочих парков. В парке может одновременно накапливаться до 3 тыс. вагонов с различными грузами. Наиболее опасными в пожарном отношении являются сортировочные парки, в которых происходит наибольшее скопление подвижного состава. В сортировочных парках преобладает грузы наиболее развитой в этом регионе промышленности (целлюлозно-бумажной, химической, деревообрабатывающей, нефтеперерабатывающей и др.). В этих парках подвижной состав формируется в поездах. Вагоны не сцеплены и у них нет локомотивов, с помощью которых можно быстро эвакуировать составы.

Пожарная опасность усугубляется нарушением технологического процесса сортировки. Цистерны, двигаясь с сортировочной горки с превышением скорости, сталкиваются, что приводит к утечкам и аварийному разливу огнеопасных жидкостей. Перевозка грузов производится подвижным составом различной конструкции в зависимости от вида, свойств, агрегатного состояния веществ, материалов и продукции.

Перевозимые грузы по опасным свойствам подразделяются на категории опасности согласно требованиям Правил (1). Перевозка многих грузов, в том числе разрядных и опасных, осуществляется в сопровождении ответственных лиц и под прикрытием вагонов с безопасными грузами. На упаковке грузов или ярлыках наносятся маркировка о его опасности, а на перевозочных документах ставится штемпель о нормах прикрытия, их взрывной и пожарной опасности, порядке спуска с горок, очистке и безопасности тары.

Кроме отечественных грузов по железной дороге производится транспортировка импортного сырья и веществ, физико-химические и пожаровзрывоопасные свойства которых зачастую не изучены.

При пожарах, как правило, возникают затруднения с расшифровкой вида перевозимых грузов в поездах. Подвижной состав, его подготовка к разгрузке, упаковка грузов и их крепление, а также перевозка должны соответствовать требованиям ППБО-109-92.

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Пожарная опасность подвижного состава зависит от пожаровзрывоопасных свойств перевозимых веществ и материалов, опасности самого подвижного состава, горючая нагрузка которого состоит из конструктивных элементов, технологического оборудования, топлива и смазочных материалов.

Большинство парков пассажирских вагонов на железной дороге состоит из ЦМВ, в конструкциях и отделке которых используется древесина, древесноволокнистая плита, бумажно-слоистый пластик, винилискожа, линолеум и ткани.

Наибольшую пожарную опасность представляют пассажирские вагоны постройки до 1965 года, особенно купейные и плацкартные. В настоящее время в России выпускаются плацкартные вагоны, пожарная нагрузка которых составляет 173 кг.м -2 , а общая поверхность горючих материалов с общей пожарной нагрузкой более 180 кг.м -2 без учета багажа пассажиров и постельных принадлежностей. При этом следует учесть, что по показателям дымообразования облицовочные полимерные материалы ППУ-Э, ПСБ-С, винилискожа, бумажно-слоистый пластик и др., представляют наибольшую опасность, так как при сгорании 1 м3 из них выделяется около 300 м3 газообразных продуктов, в состав которых входит окись углерода, двуокись углерода, хлористый водород и цианистый водород.

Организация тушения пожаров на железнодорожном транспорте

При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий, катастроф и пожаров необходимо учитывать следующие их особенности:
аварии, катастрофы и пожары происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;
трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;
усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;
необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;
необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;
необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

Особенности ликвидации последствий аварий и пожаров на железнодорожном транспорте большая масса подвижного состава (общая масса грузового поезда составляет 3 – 4 тыс. тонн, масса пассажирского состава – около 1 тыс. тонн, масса одной цистерны – 80–100 тонн);
высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров; наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);
наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);
влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);
многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний. Особую опасность длян может охватить один вагон за другим.

Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15–20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 °С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут.

Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5–6 т) и смазочных материалов (1,5–2 т). В случаях, когда пассажирские поезда оказываются заблокированными снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой, задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, их освобождению и оказанию им помощи.

Как показывает опыт, для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте МПС России располагает достаточными силами и средствами (на 17 дорогах в состав их сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому, если авария устраняется в течение суток, привлечение сил и средств РСЧС, как правило, не требуется. В то же время, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из завалов и разрушенных конструкций вагонов, тогда использование дополнительных сил необходимо.

Взаимодействие сил при таких чрезвычайных ситуациях крайне важно, так как, кроме чисто технических проблем (разборки завалов, тушения пожаров, восстановления железнодорожного пути и т.п.), приходится решать задачи с привлечением дополнительных сил.

К таким задачам относятся:
охрана общественного порядка;
обеспечение работы пожарной и медицинской службы; опознание и идентификация погибших;
розыск, оповещение, встреча и размещение родственников погибших;
отправка оставшихся в живых с места катастрофы.

Решение этих вопросов возлагается, как правило, на руководителей КЧС и правоохранительных органов.

Организация тушения пожара с прибытием пожарной охраны

При пожарах на железнодорожном транспорте возможны:
наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными по взрывопожарной опасности грузами;
наличие угрозы людям, находящимся в вагонах и соседних поездах, и возникновение паники среди них;
возможность взрыва вагонов с ВВ., железнодорожных цистерн со сжиженными газами и ЛВЖ;
быстрое распространение огня на соседние поезда, здания и сооружения;
растекание горючих и ядовитых жидкостей из поврежденных цистерн и образование загазованности прилегающей территории;
наличием большого количества железнодорожных путей с непрекращающимся движением по ним поездов;
большая продолжительность выяснения вида горящих грузов и обесточивания электроконтактной сети, находящейся под высоким напряжением;
удаленность водоисточников;
ограниченная возможность подъездов и проездов к горящему подвижному составу;
сложность боевого развертывания под железнодорожными путями с передвигающимися по ним подвижным составом.

С прибытием к месту пожара подразделений пожарной охраны руководители тушения пожара назначаются согласно инструкции. По прибытию к месту пожара подразделений пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляется согласно требований Боевого Устава пожарной охраны. Руководителем ликвидации последствий аварий, столкновений, крушений или схода поездов является старший начальник железной дороги (начальник дороги, отделения, станции или их заместители).

Тушение пожаров на железнодорожных станциях (в парках отстоя)

При получении сообщения о пожаре на железнодорожной станции диспетчер ЦППС, кроме выполнения основных задач должен: уточнить у главного диспетчера станции о принятых мерах по эвакуации подвижного состава с соседних путей и снятию напряжения с электроконтактной сети, место отвода горящих вагонов и пути подъезда к ним пожарных автомобилей. Указанные сведения передаются прибывающим к месту пожара подразделениям.

Для успешного тушения пожара и проведения эвакуации подвижного состава во всех случаях требуется создание оперативного штаба. В состав оперативного штаба на пожаре включается представитель администрации, руководящий ликвидацией пожара до прибытия пожарной охраны, и представители служб железной дороги. Совместно с ними проводит разведку пожара согласно требований БУПО, в ходе которой уточняет обстановку и недостающие сведения. Одновременно назначается представитель охраны труда.

Учитывая сложность в организации ликвидации аварии и тушения пожара на железнодорожных станциях, РТП следует уделять внимание вопросам связи, особенно между штабом и работниками железнодорожного транспорта. Работники железнодорожного транспорта связь между собой поддерживают с помощью связи железной дороги (радио, теле..., громкоговорящей).

Для четкости взаимодействия работников железной дороги со штабом и РТП к ним необходимо прикрепить связных с радиостанциями, работающими на частотах штаба пожаротушения. Для обеспечения успешной эвакуации подвижного состава создается боевой участок (БУ).

В помощь начальнику БУ необходимо придавать двух помощников из числаобязан: определить вероятные пути распространения пожара по разлитой жидкости, наметить очередность эвакуации вагонов и в первую очередь следует обеспечить эвакуацию пассажирских поездов с людьми, вагонов с ВВ, ЯВ, РВ, цистерн со сжиженными газами, ЛВЖ, разрядными грузами. Особенно внимание следует обратить на подвижной состав, находящийся на путях растекания жидкости.

Имеющие локомотивы, в т.ч. электровозы ведут работу одновременно с двух концов станции и по обе стороны горящего состава.

В начале необходимо обеспечить эвакуацию подъездов с ближайших трех путей от горящего состава.

Силы и средства, приданные НБУ, используются:
для защиты людей, расцепляющих вагоны;
защиты железнодорожных цистерн со сжиженными газами и ЛВЖ, а также вагонов с разрядными грузами;
подачи пены на железнодорожные пути с целью их сохранности для последующей эвакуации поездов и ликвидации загораний на эвакуированном из зоны пожара подвижном составе.

К поездам, эвакуированным в первую очередь, относятся и нефтеналивные составы с пустыми цистернами, в которых образуются взрывоопасные паровоздушные концентрации из-за наличия в них остатка продуктов.

Для пожарных поездов, как правило, 4-й и 5-й пути от горящего состава. После освобождения ближайших от фронта путей на них могут быть выданы саморазгружающиеся полувагоны, платформы с несгораемыми сыпучими материалами (песком, щебнем, гравием, шлаком и т.п.) для устройства обвалования против растекания разлитых жидкостей.

Один из помощников НБУ по эвакуации подвижного состава одновременно, используя громкоговорящую диспетчерскую связь станции, организует сбор рабочих для выполнения работ по устройству обвалования и рытья лотков для отвода разлитых жидкостей на безопасные расстояния (в естественные выемки и котлованы), а также предотвращения их попадания в канализацию и другие подземные коммуникации.

При горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов для предотвращения деформаций ходовой части вагонов и рельсов необходимо организовать их охлаждение.

Боевое развертывание на железнодорожных станциях должно выполняться путем прокладки рукавных линий под железнодорожными путями и вдоль железнодорожных путей.

Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей (до стрелочных переводов, у горловин парков) и отсутствием на них подвижного состава. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов, боевое развертывание можно провести путем прокладки рукавных линий по железнодорожным путям до окончания прокладки магистральных рукавных линий по путям.

Для успешной боевой работы личного состава, между вагонами поездов при возможности необходимо проделывать проходы (разрывы) путем их растяжки на расстояние 10-20 метров. В зависимости от количества железнодорожных путей, боевое развертывание под путями может выполняться одновременно в нескольких направлениях. Наиболее целесообразными следует применять способ прокладки во встречном направлении.

При этом проделываются лотки для одновременной прокладки двух магистральных линий Ф 77 мм. Подключение рабочих линий необходимо производить только через разветвления, установленные между путями. В этом месте следует иметь резерв рукавов. Для наблюдения за работой магистральных рукавных линий необходимо назначить ответственных лиц из состава боевых расчетов.

При пожаре РТП через представителя администрации, входящего в состав штаба, обязан:
установить вид материалов в горящих и соседних вагонах;
принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или безопасное место;
до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии напряжения с контактных электросетей.

После расшифровки вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяет их свойства, пожарную опасность и необходимые для их тушения огнетушащие вещества.

Ликвидация пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках должна производиться только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. При этом на этих участках запрещается до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения приближаться на расстояние менее 2м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам.

Допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением. 2.4. Тушение пожаров на перегонах

При пожаре на перегонах успех тушения во многом зависит от наличия полной информации, которая должна быть получена в процессе следования к месту вызова.

Диспетчером центрального пункта пожарной связи (ЦППС) через дежурного поездного диспетчера станции уточняются следующие сведения:
вид грузов в горящем и смежных вагонах, их количество, принятые меры по отцепке вагонов и эвакуации от них соседних, а также обесточивание участка электроконтактной сети над местом пожара, возможность проезда к месту происшествия пожарных автомобилей и наличия вблизи водоисточников, наличие разлива горючих и ядовитых жидкостей, наличие опасных грузов в очаге пожара и т. п.

Сведения диспетчер ЦППС обязан передать следующим к месту вызова подразделениям и дежурной службе пожаротушения (ДСП).

Наличие данных позволяет до прибытия к месту вызова решить следующие организационные вопросы:
определить необходимость привлечения других служб города, железной дороги;
специальной пожарной техники и отправления их к месту вызова;
направления к месту залива горючих материалов;
подготовку платформ для погрузки пожарной техники и ее отправку по железной дороге;
необходимость вызова специальной защитной одежды для личного состава;
обесточивания электроконтактной сети на участке происшествия и т.д.

При необходимости доставки пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом ЦППС направляет телефонограммой заявку дежурному по отделению дороги на необходимое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи. Крепление пожарной техники на железнодорожных платформах проводится силами личного состава пожарной охраны совместно с работниками железной дороги.

Диспетчер ЦППС систематически уточняет у поездного диспетчера сведения об обстановке на пожаре, а также места передвижения горящих вагонов и информирует следующие к месту вызова подразделения и ДСП. По прибытию на пожар РТП действует согласно требованиям Боевого Устава пожарной охраны. В первую очередь РТП должен поручить НТ с группой произвести разведку водоисточников по обе стороны от полотна железной дороги для организации подачи воды в перекачку или путем ее подвоза.

С этой целью в труднодоступных местах наиболее эффективно могут быть использованы мотопомпы. Для расшифровки грузов по перевозочным документам в исключительном случае может быть привлечена локомотивная бригада встречного поезда. При наличии неизвестных веществ и материалов РТП обязан потребовать у представителей железной дороги принять меры по их расшифровке через грузоотправителя и грузополучателя, а в необходимых случаях направления их специалистов на место происшествия.

Подавать огнетушащие вещества (воду, пену) для ликвидации горения неизвестных веществ категорически запрещается. Из числа лиц начсостава пожарной охраны, прибывших на пожар, необходимо назначить ответственного за соблюдением правил охраны труда. При пожаре на электрифицированном участке личный состав должен быть проинструктирован о правилах подачи огнетушащих веществ в близи электроконтактных проводов,находящихся под напряжением. РТП также требует от представителей железной дороги отправки дежурной группы электриков для снятия остаточного напряжения с электроконтактных проводов и выдачи ими письменного разрешения.

Для получения письменного разрешения следует убедиться, что подвижной состав отключен от электроконтактной сети и электроконтактные провода не касаются подвижного состава, а при их обрыве - в 10 м от них установлено ограждение. Подачу огнетушащих веществ для ликвидации горения внутри подвижного состава стоящего под электроконтактной сетью, находящейся под напряжением, необходимо осуществлять в электрозащитных индивидуальных изоляционных средствах (перчатках, ботах).

Личному составу запрещается подниматься на крыши вагонов, а также подавать компактные струи воды и пену так, чтобы они касались электроконтактных проводов или устройств, находящихся под напряжением.

Приемы и способы тушения пожаров Боевые действия подразделений в первую очередь должны обеспечить эвакуацию пассажиров:
тушение и охлаждение цистерн и вагонов с взрывчатыми и взрывоопасными веществами, газами, ЛВЖ и ГЖ с целью предотвращения взрывов в них;
повреждений подвижного состава с ЯВ;
избежания утечки и разлива жидкости;
распространения огня на соседние поезда, здания и сооружения.

При горении горловин цистерн, вагонов без разлива жидкости их отцепляют от не горящих вагонов и подают на специальную площадку для целей пожаротушения подвижного состава или отводят на безопасное расстояние, удобное для подъезда пожарной техники, где принимают меры по ликвидации пожара.

Поврежденные цистерны с вытекающими горючими веществами, жидкостями эвакуировать запрещается. Во избежание загорания, не допускается производить эвакуацию цистерн и вагонов с опасными грузами через зону пожара. Эвакуацию следует производить только противоположную сторону от очага пожара. При разливе ЛВЖ, ГЖ из поврежденных железнодорожных цистерн и их горение на путях, необходимо обеспечить ее тушение пеной средней кратности или распыленной водой не допуская распространения по ней пламени.

Одновременно обеспечиваются ограничения ее растекания путем устройства обвалования или отвода в безопасное место. При наличии в зоне пожара вагонов и цистерн с взрывоопасными грузами, сжиженными газами и ЛВЖ, ЯВ и РВ в первую очередь нужно принять меры по защите - охлаждению каждой единицы 2 лафетными стволами и выводу их из зоны пожара.

При невозможности их эвакуации охлаждение должно продолжаться непрерывно одновременно с двух сторон. Личный состав должен работать в теплоотражательных костюмах, теплозащищенных и защищаться распыленными струями воды. Боевые позиции для них следует выбирать с учетом защиты от возможных взрывов под прикрытием вагонов на соседних путях.

Охлаждать железнодорожные цистерны необходимо по всей поверхности, особенно верхнюю ее часть с паровоздушной средой и горловину с дыхательной аппаратурой. Горение над горловиной следует ликвидировать стволом ГПС-600, асбестовым одеялом, смоченным брезентом или кошмой после охлаждения ее поверхности. После ликвидации горения цистерны необходимо продолжать ее охлаждение распыленными струями воды с использованием турбинных насадок НТР-2,5; 5,0; 10; 20.

Первоочередному охлаждению также подлежат, находящиеся в зоне теплового воздействия, пустые железнодорожные цистерны с остатками продуктов, скорость которых выше, чем заполненных. При загорании на железнодорожных станциях цистерны со сжиженными углеводородными газами следует принять неотложные меры по ее выводу под прикрытием 4 пустых платформ для полувагонов в безопасное место (тупик), не прерывая при этом ее охлаждения.

При невозможности ее отвода необходимо обеспечить защиту распыленными струями воды соседних зданий, сооружений и поездов, продолжая последовательную эвакуацию подвижного состава. Тушение аварийного истечения сжиженного углеводорода газа из железнодорожных цистерн производится лишь после завершения подготовительных мероприятий по устранению его утечки, а также в случае, если его горение способствует взрывам, опасным деформациям и обрушениям.

Тушение вертикальных факелов над цистернами водяными струями с помощью ручных стволов более эффективно с уровня крыш соседних вагонов. Эффективность водяных струй, в том числе подаваемых с помощью лафетных стволов, намного снижается при тушении над дыхательной арматурой цистерн разветвленных факелов пламени.

Тушение веерных факелов водяными струями не эффективно, для их ликвидации следует использовать подачу порошковых составов лафетными стволами.

Тушение факелов сжиженного газа порошком ПСБ с помощью одного АП-3 возможно при расходе газа не превышающем 4 кг\сек-1.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Особенности ведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:

  • ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;
  • угроза падения на аварийное ТС с пострадавшими грузов, конструкций и других опасных предметов;
  • ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;
  • сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь - оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спаса­те­льных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Основные виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:

касательное - столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;

наезд на препятствие - происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Особые виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Особые виды ДТП - ДТП, осложненные опасными факторами, требующими специальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
ДТП с падением ТС в воду - ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам падают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.

ДТП с падением ТС с крутых склонов - ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100–150 м и более. Иногда ТС взрываются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.

ДТП на участке железной дороги - ДТП, при которых: ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.

ДТП с участием трамвая (троллейбуса) - ДТП, при которых трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.

ДТП с возникновением пожара – ДТП, сопровождающееся возгоранием аварийных ТС и перевозимых ими грузов.

Попадание ТС под завал - ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.

ДТП в туннеле (путепроводе) - ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.

ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз - ДТП с ТС, перевозящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации, в том числе:

– ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;

– ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в результате которого произошел их разлив или утечка;

– ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;

– ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;

– ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.

При необходимости спасатели производят извлечение из ТС погибших в ДТП путем разборки ТС, так как извлечение погибших иным способом может повлечь нарушение целостности тел погибших и квалифицироваться как надругательство над телами умерших, что в соответствии со ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, является уголовным преступлением.

Факт принятия решения о необходимости разборки ТС должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздрава России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.

Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.

Перед началом работ для стабилизации поврежденного ТС используют специальные приспособления (рис. 2) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические домкраты и т.п.) (рис. 3).

Для разборки поврежденных ТС используется только гидравлический инструмент, у которого скорость перемещения рабочих органов не превышает 0,2 м/с. Такой инструмент приводиться в действие от ручного гидравлического насоса либо от гидравлической насосной станции с подачей рабочей жидкости не более 5 л/мин. Рабочее давление такого инструмента от 25 до 80 МПа.

Рис. 3. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов.

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР.

Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.

  • накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;
  • остановить угрожающее жизни кровотечение;
  • осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений;
  • снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);
  • надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела;
  • подвести под спину медицинское извлекающее устройство;
  • определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения.

В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:

Немедленное извлечение:

  • если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.);
  • если состояние пациента резко ухудшается;
  • если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.

Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.

Контролируемое извлечение:

контролируемое извлечение является наиболее щадящим для пострадавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдается предпочтение.

Спасательные работы при ДТП включают:

  • оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации вышестоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств);
  • проведение поисковых работ в месте ДТП;
  • организацию зоны оцепления и ее обозначение;
  • предотвращение вторичных факторов;
  • стабилизацию ТС;
  • отключение аккумуляторной батареи;
  • обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;
  • деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС;
  • оказание первой помощи пострадавшим;
  • извлечение пострадавших из поврежденного ТС;
  • эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи.

Типовая схема организации рабочего места АСР при ликвидации

В зоне ДТП возможно проявление вторичных поражающих факторов, представляющих опасность для спасателей, пострадавших и других участников дорожного движения.

Для предупреждения, снижения или устранения воздействия вторичных поражающих факторов во время проведения АСР необходимо учитывать степень их опасности, и принимать необходимые меры по противодействию, включающие:

  • ограничение или прекращение дорожного движения;
  • локализацию или ликвидацию утечки и разлива ГСМ;
  • локализацию и ликвидацию пожара.

Перед началом АСР необходимо выключить зажигание в замке аварийного ТС. До отключения АКБ необходимо попытаться открыть опускные стекла при помощи штатных электроподъемников, изменить положение сидений, имеющих электропривод и выключить блокировку замков дверей.

С помощью гидравлического расширителя из состава ГАСИ или инструмента ручного аварийно-спасательного (ИРАС) вскрывается капот. Отключение АКБ осуществляется спасателем исходя из наиболее простого и удобного для него способа:

  • открутить гайки минусовой и плюсовой клемм и отключить АКБ;
  • любым доступным методом перекусить (перерубить, перерезать) минусовой, а затем плюсовой провода избегая контакта с корпусом ТС.

При невозможности отключения АКБ, силовые провода перекусываются в районе клемм. При этом следует иметь в виду, что на некоторых автомобилях устанавливаются устройства автоматического отключения аккумулятора с пиротехническими размыкателями. Разрушение таких размыкателей при обрезании проводов может привести к травме.

Стабилизация поврежденного ТС осуществляется с целью устранения его раскачивания, сдвига, перевертывания, для обеспечения безопасной работы спасателей и безопасности пострадавших. Средства стабилизации устанавливаются сразу после определения плана проведения АСР.

Для стабилизации используются специальные фиксирующие подкладки, упоры, Для фиксации поврежденного автомобиля в целях предупреждения его сдвига или перевертывания его стабилизируют. При этом, с учетом состояния его устойчивости, возможно использование специальных приспособлений и/или аварийно-спасательных средств из состава технического оснащения аварийно-спасательного автомобиля (пневмодомкраты, пневматические подушки, лестницы), а также привлекаемая вспомогательная дорожно-строительная техника, например, автокраны и подручные материалы.

Стабилизация ведется по следующим основным направлениям:

  • закрепление неустойчивых объектов, вызывающих опасность на начальных стадиях спасательной операции (например, дерево или столб на грани падения из-за столкновения);
  • закрепление аварийного ТС с заблокированными людьми для предотвращения получения дополнительных травм пострадавшими из-за неожиданных перемещений автомобиля во время проведения спасательной операции.

Установленные средства стабилизации не должны мешать обеспечению доступа или освобождению и извлечению пострадавших.

Схема стабилизации ТС, стоящего на колесах, может быть трех- и четырехопорной. Наиболее предпочтительной является четырехопорная схема.

С целью исключения опрокидывания поврежденного ТС устанавливают опору из складной лестницы, которая входит в состав АСМ, или из подручных материалов (брус, столб).

Схемы стабилизации транспортного средства, стоящего на колесах и лежащего на боку, и места установки элементов стабилизации показаны на рис. 5, 6.

Рис. 6. Стабилизация ТС, лежащего на боку в результате ДТП.

Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу (рис. 7), осуществляется при помощи опорных блоков под задней частью крыши и в пространстве между капотом и ветровым стеклом.

Рис. 7. Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу в результате ДТП.

Пострадавший должен получить первую помощь как можно быстрее, еще до деблокирования. Самый легкий доступ к пострадавшему - через открытые двери или разбитые ветровое, заднее или опускные стекла.Оборудование - лебедка, силовые ленты с натяжителями, клинья, опорные блоки, механические крепи, гидравлические опоры, пневматические опоры, пневматические подушки высокого и низкого давления, кусачки, нож.

Все стекла, мешающие проведению АСР, должны быть удалены до проведения работ. Для защиты пострадавших от осколков стекол используются защитные экраны из брезентового полотна.

В целях обеспечения максимально щадящей эвакуации из аварийного ТС пострадавших с тяжелыми травмами, доступ к ним осуществляется путем демонтажа отдельных элементов конструкции кузова, препятствующих созданию дополнительного свободного пространства на пути их эвакуации.

Для защиты пострадавшего в процессе разборки кузова следует применять защитные экраны из брезентового полотна, а в холодное время года – шерстяные одеяла. Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших. На рис. 8-13 показано выполнение основных операций по деблокированию пострадавших в легковом автомобиле, а на рис. 14, 15 - в грузовом.

С этой целью гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. После удаления крыши производится защита острых углов и кромок с помощью защитных чехлов на острые кромки и брезентового материала (рис. 8).

Рис. 8. Установка защиты на острые края и кромки.

В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или ветровое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9б), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша. При этом, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается вбок.При отгибе гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9а), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 9в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

Рис. 9. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши:

а) назад; б) вперед; в) вбок

Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. Предварительно в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и петель (рис. 10)

Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис. 11а) или со стороны петель (рис. 11б). После этого дверь можно удалять.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя панель легкового автомобиля сдвигается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу.

Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра сдвигают переднюю панель автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 12).

Сдвиг можно осуществлять также с помощью гидравлического разжима, установленного по оси автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис. 13а).

В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, гидравлическим домкратом сдвигают приборную панель для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша. Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору средней стойки и переднюю дверь (рис. 13б), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 13в).

Рис. 13. Схема резки: а) переднего крыла; б) спинки переднего сидения;

в) опоры средней стойки; г) опоры средней стойки и спинки переднего сидения перевернутого автомобиля.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и освобождают ноги, фиксируя их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку.

Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис. 13г).

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют дверь кабины. Для этого вскрывают со стороны петель и с помощью гидравлического разжима удаляют дверь (рис. 14).

Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом вскрывается со стороны замков и удаляется дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично задние стойки кабины (рис. 15).

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего сдвигают переднюю панель кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом со стороны замков вскрывают и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки.

После этого гидравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад и сдвигают переднюю панель кабины.

При использовании разжима для сдвига цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед.

После демонтажа элементов кузова все острые кромки должны быть защищены специальными защитными средствами (накидками, конусами из плотного материала).

Порядок заполнения оперативной документации

Правила учета дорожно-транспортных происшествий

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

  • органами внутренних дел;
  • владельцами транспортных средств;
  • государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

  • во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
  • при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);
  • в результате стихийных бедствий;
  • вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
  • в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;
  • в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.

Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.

Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения:

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации.

Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия.

Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

Нормативы по выполнению АСР при ликвидации последствий ДТП

Наименование норматива Объем работы (виды операций) Примерное время*, мин. Примечание
Организация зоны оцепления и ее обозначение Оценка состояния пострадавших и ТС. 1 мин. – Сигнальная лента, сиг-

­нальные световозвра­щающие ограж­дающие конуса

Обозначение ближней и дальней рабо­чих зон 1 мин. 30 с.
Предотвращение действия вторич­ных факторов Ограничение или прекращение дорож­ного движения 1 мин. Огнетушитель,шанцевый инструмент
локализация или ликвидация утечки и разлива ГСМ; 2-3 мин.
локализация или ликвидация пожара 3-5 мин.
Отключение АКБ Вскрытие капота, откручивание гаек про­водов АКБ минусовой и плюсовой клемм или перекусывание 1-1,5 мин. Расширитель, ключи гаечные 10´12, 13´14, ку­сачки
Стабилизация ТС Установка средств ста­билизации ТС 2-2,5 мин. Клинья, опорные блоки, пневмодом­краты, складная лестница, подручные ма­териалы (брус, столб)
Обеспечение быстрого доступа к пострадавшему для оказания ПП Защита пострадавшего от осколков разбиваемого стекла, острых кромок и краев после резки элементов ТС. 1-1,5 мин. Брезентовое полотно, за­щитные чехлы
Определение очередности оказания пер­вой помощи, устранение явлений, угро­жающих жиз­ни пострадавших, предотвра­щение возможных осложнений 2-3 мин.
Деблокирование пострадавшего Обеспечение доступа к пострадавшему пу­тем перекусывания стоек кузова, удале­ния крыши ТС, смятия переднего крыла для демонтажа передней двери, демон­тажа задней двери, демонтажа средней стойки со стороны демонтируемых две­рей, сдвига передней панели, демонтажа переднего сидения, перерезания ремней безопасности 12-15 мин. Кусачки, расширитель, двухштоковый цилиндр, нож для резки ремней безопасности
Извлечение по­страдавшего из поврежденного ТС Установка шейного корсета 1,5-2 мин. Шейный корсет
Размещение пострадавшего на носил­ках и извлечение из поврежденного ТС 3-3,5 мин. Эвакуационный щит, носилки