Должностные лица управления роспотребнадзора. Функции и полномочия

И вы и мы продолжаем удивляться и недоумевать, почему Роспотребнадзор продолжает безнаказанно разрешать и далее прикрывать применение реагентов, которые по Закону применять нельзя. Было очень сложно понять и осознать, что именно даёт чувство безнаказанности и спокойствия высокопоставленным сотрудникам этого надзорного органа?

Оказывается всё просто — Роспотребнадзор выведен из структуры Министерства здравоохранения, передан под управление Правительства РФ и теперь контролирует сам себя, т.е. сам придумывает правила и сам себя надзирает. Ни больше, ни меньше…

А теперь смотрим мноходовочку в обратном порядке:

23 октября 2013. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко освобожден от занимаемой должности и назначен помощником премьер-министра России Дмитрия Медведева , сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление пресс-секретаря главы правительства Натальи Тимаковой. По ее словам, соответствующее распоряжение подписано Медведевым.

По словам Тимаковой, договоренность о новом месте работы Онищенко была достигнута между ним и премьер-министром еще год назад . Тогда при заключении годового контракта о работе Онищенко в Роспотребнадзоре Медведев предложил ему после истечения контракта перейти на работу в правительство в качестве помощника премьера.

Казалось бы, что Геннадию Григорьевичу делать в Правительстве, что советовать и чем рулить? Судя по всему, сей ларчик просто открывается, потому как Геннадий Онищенко предположительно продолжает рулить Роспотребнадзором, для чего тот заблаговременно был вырван у Минздрава и передан в Правительство РФ.

За три месяца до отставки

02 июля 2013. Госдума приняла во вторник во втором и третьем окончательном чтении закон, который выводит из ведения Минздрава Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Изменения вносятся в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В первом чтении законопроект был принят 22 мая 2013г. Законодательная инициатива подготовлена в соответствии с указами президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»***.

Согласно документу, Роспотребнадзор выведен из ведения Минздрава РФ и руководство его деятельностью возложено на правительство РФ. Также установлены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению функций по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Предлагается в целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований наделить Роспотребнадзор полномочиями по осуществлению функций по разработке и утверждению санитарных правил.

«Теперь Роспотребнадзору даются полномочия беспрецедентные в рамках административной реформы, он теперь является и правоустанавливающим, и проверяющим исполняющим органом. Это артефакт, нарушается вся логика построения системы государственной власти на правоустанавливающие органы, министерства и реализующие, то есть придумают норму и сами у себя будут требовать ее исполнения», - сказал РИА Новости глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

Он уточнил, что контроля никакого, кроме как со стороны самого Роспотребнадзора, не будет.

*** Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Роспотребнадзор будет подчиняться непосредственно Правительству РФ, а не Минздраву, как это было раньше .

Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликован в «Российской газете» 22 мая 2012 года и вступил в силу с момента публикации. В соответствии с этим документом Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

Обновленный Минздрав получает функции по обращению лекарственных средств и обеспечению их качества, по медицинской помощи и реабилитации, по фармацевтической деятельности, по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и работников, трудящихся в опасных условиях, по воздействию на организм человека различных факторов, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Минздрав продолжит координировать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в его ведении остается Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и потерявший свою социальную составляющую Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

Наконец, этим же указом Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) переходит под непосредственное управление Правительства РФ. Ранее это ведомство также подчинялось Минздравсоцразвития .

Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.

Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.

Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности . Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).

Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.

Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).

О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ " ").

Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.

Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).

В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем офисе:

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
  • Внимательно изучите приказ (распоряжение), а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого.
  • Воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проводящему для простановки подписи.
  • По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.

Проверяющий не имеет права:

  • проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
  • проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
  • отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
  • превышать сроки проведения мероприятий по контролю.

Руководитель организации, в отношении которой проводится проверка, имеет право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ним;
  • обжаловать действия проверяющих.

Последствия проверки

По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).

Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.

  • Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
  • Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
  • Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
  • Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (

Ключевые документы Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Закон Российской Федерации о защите прав потребителей
Постановление Правительства РФ № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор ) - федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно -гигиенический , санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль , организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

История [ | ]

Предшествующие организации:

XIX - начало XX века [ | ]

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции . С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел .

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов .

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Функции [ | ]

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации , Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации , Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации .

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 .

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службы [ | ]

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации , управления по г. Москве , по г. Санкт-Петербургу и управление по железнодорожному транспорту . Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы . Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ , включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска ;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, по железнодорожному транспорту и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и «„Информационно-методический центр“ Роспотребнадзора». Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ представлены руководством, отделами и лабораториями и им подчинены территориальные филиалы . ЦГиЭ по железнодорожному транспорту подчинены дорожные филиалы по железным дорогам РФ ;
  • и центры;
  • санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны , Министерство внутренних дел , Федеральная служба безопасности , Федеральная служба охраны , Управление делами Президента , Главное управление специальных программ Президента , Федеральная служба исполнения наказаний , Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины в Роспотребнадзоре [ | ]

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы (к которой относится и служба в Роспотребнадзоре):

Высшая группа Главная группа Ведущая группа Старшая группа Младшая группа

В качестве знаков различия по классным чинам для должностных лиц Роспотребнадзора устанавливаются наплечные знаки различия. Наплечные знаки представляют собой четырёхугольник с параллельными боковыми сторонами и закругленным верхним краем. Размеры наплечных знаков: длина 14 - 16 см (для женщин - 12 - 14 см), ширина - 4 см (для высшего состава - 4,5 см). Наплечные знаки изготавливаются из ткани тёмно-бордового цвета.

Наблюдатели указывают на связь запретов Роспотребнадзора с ухудшением отношений России с той или иной страной . В частности в разное время Роспотребнадзор подвергал санкциям :

Все санкции мотивировались «санитарными соображениями», что по мнению международных наблюдателей является лишь надуманым предлогом для политического давления на оппонетов .

Интересные факты [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Графические изображения элементов формы и знаков различия классных чинов должностных лиц Роспотребнадзора
  2. Глава 20. Административный надзор / § 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор // Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - 640 с. (С. 209-212) ISBN 5-89123-389-4 .
  3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , ИПС «Гарант ».
  4. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» , ИПС «Гарант ».