Критерии чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций на транспорте о чрезвычайных ситуациях

По данным ООН, ежегодно в мире в результате автомобильных дорожно-транспортных ЧС погибает около 300 тыс. человек, 8 млн. человек получают ранения. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения . В России погибает более 30 тыс. человек, ежегодные потери рабочего времени из-за ЧС на автотранспорте составляют порядка 350-400 млн. человеко-дней.

Дорожно-транспортным называется происшествие , возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи. троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

Различают несколько основных видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным составом.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных или на повозки, транспортируемые этими животными.
Наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая животных, указанных выше).
Падение пассажира - происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падения людей, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наездах на неподвижные предметы.
Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся на месте происшествия или от полученных ранений в течение 7 суток с момента происшествия, в число раненых - люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации или назначение после оказания первой медицинской помощи амбулаторного лечения.
-11 июля 1978 г. - на дороге, идущей возле автокемпинга “Лос-Альфекес” в испанском курорте Сьерра-дель-Мар, автоцистерна с 19 т пропилена. взорвавшись, загорелась, перевернулась и покатилась по территории пляжа. Температура горения пропилена составляет 1300-1500° С. В огне погибли 149 человек, получило серьезные ранения и ожоги более 300 человек. Сгорело и было раздавлено около 80 автомобилей.
- 4 августа 1978 г. - под г. Краснодаром при попытке обгона автобус “Икарус ” выехал на полосу встречного движения и столкнулся с идущим навстречу “ЛАЗом”. Погибли 8 человек, получили тяжелые травмы 21 человек.
- 24 июня 1993 г. - на Дмитревском шоссе в г. Москве контейнеровоз, объезжая припаркованный бензовоз, повредил его цистерну, в результате чего произошло мгновенное возгорание. Вспыхнули находившиеся рядом троллейбусы с пассажирами. Десять человек сгорели заживо. 25 человек получили сильные ожоги.
- 2 ноября 1993 г. - в Смоленской области на автодороге опрокинулась спецмашина, перевозившая жидкий аммиак. На грунт вылились 5 т СДЯВ.
- 14 декабря 1993 г. - в Московской области произошло лобовое столкновение рейсового автобуса и автокрана воинской части. Восемь человек погибли и 13 были госпитализированы.
- 17 февраля 1994 г. - в Костромской области шофер, следуя на автомашине “КАМАЗ”, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомашиной “ЗИЛ”. Оба водителя, а также 3 пассажира “КАМАЗа” погибли.
- 8 мая 1994 г. - воспламение двигателя небольшого грузовика привело к пожару, охватившему около 600 га национального парка Сахарос в штате Аризона (США). Посетители были срочно эвакуированы. Пожар тушили несколько дней.
- 22 мая 1994 г. - в Непале пассажирский автобус не вписался в поворот и сорвался в пропасть. Погибли 23 человека. 26 человек получили тяжелые увечья. Эвакуация пострадавших из пропасти осуществлялась вертолетами.
- 25 мая 1994 г. - в Египте перевернулся и упал в канал грузовик с людьми. Все 23 человека погибли.
- 26 мая 1994 г. - в Восточном Трансваале (ЮАР) перевернулся автобус с пассажирами. Погибли 32 человека.
- 26 мая 1994 г. - недалеко от г. Мидделбурга (ЮАР) столкнулись сразу несколько машин. Погибли все пассажиры и водители - всего 13 человек.
- 7 июня 1995 г. - на трассе “Адлер-Сочи” на большой скорости пассажирский автобус перелетел бетонный бордюр и упал с высоты 25 м. Погиб один человек и были ранены 25 человек.

К числу главных причин ЧС на автотранспорте относятся:
- нарушение правил движения ;
- превышение скорости ;
- управление автомобилем в нетрезвом состоянии ;
- плохое состояние дороги, метеоусловия ;
- неисправность автомобиля .

Основные виды транспорта. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. ДТП. Основные причины ДТП. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Требования безопасности на авиационном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте. Меры безопасности на железной дороге. Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.

К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный (рис 14.).

Рис. 14. Виды транспорта

Для того, чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 - 200 километров) и более является автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 миллиона человек, становятся инвалидами 8 миллионов человек, экономические потери составляют в среднем 500 миллиардов долларов. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения.

ДТП - это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.



Участник ДТП - лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГАИ, велосипедист, дорожный рабочий.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/час, то после начала торможения он проходит путь в 15 метров, при скорости 100 км/час тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 метров. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания; деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.

Основные причины ДТП

1. Незнание или нарушение Правил дорожного движения.

2. Превышение скорости движения.

3. Неисправность транспортного средства.

4. Плохое состояние дороги.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

6. Наезд на пешехода.

7. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

8. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Если вы попали в аварию:

Сохраняйте самообладание в любой ситуации;

Пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

Покиньте автомобиль только после полной его остановки;

Определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

Покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

Отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

Вызовите сотрудников ГАИ, спасателей, пожарных, медиков. Окажите помощь пострадавшим;

При возникновении пожара постарайтесь погасить огонь подручными средствами или вызвать специалистов;

Сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГАИ;

При падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Современный мир и общество невозможно представить без авиации. ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

Категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

Запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте. В транспортной системе РК лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:

Сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

Пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

Наезд поездов на автомобили и т.д;

Воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров.

Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в послед нее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Меры безопасности на железной дороге:

Нельзя ходить по железнодорожному пути;

Во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

Нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;

Нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

Нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;

В пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;

На перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;

Заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;

Нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;

Контактная подвеска над вагонами (электровозы) находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии двух метров образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение требований противопожарной безопасности. Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе - 2,5 м/мин. В течение 15 - 20 минут после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С. Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара необходимо сообщить проводнику или начальнику состава. До прибытия специалистов необходимо организовать тушение пожара с помощью огнетушителей. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены.

Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте. Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения ЧС. Это приводит к травмированию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Основные требования безопасности на наземном транспорте:

Ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;

Входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;

Нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

ЧС на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, которые связаны со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

В случае возникновения ЧС необходимо:

Соблюдать спокойствие, не паниковать;

Быстро покинуть транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойти на безопасное расстояние;

Выполнить команды водителя;

В случае пожара незамедлительно сообщить об этом водителю, попытаться погасить огонь с помощью огнетушителя;

Быстро покинуть горящее транспортное средство и отойти на безопасное расстояние.

Литература: ОЛ 3, ДЛ 5

Контрольные вопросы:

  1. Какова динамика смертельных несчастных случаев на транспорте?
  2. Что называется ДТП?
  3. Кто является участником ДТП?
  4. Назовите основные причины ДТП.
  5. Какие действия следует предпринимать человеку, если он попали в аварию?
  6. Какие требования безопасности следует соблюдать на авиационном транспорте?
  7. Назовите причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
  8. Какие меры безопасности следует предпринимать на железной дороге?
  9. Какие требования безопасности следует соблюдать на наземном транспорте?

Кафедра мировой экономики.

Слайд 2

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.

Слайд 3

Классификация

  • Слайд 4

    Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

    Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на автодорогах в результате аварий и катастроф ежегодно в мире погибает более 300 тыс. человек, получает ранения около 8 млн. человек.

    В России ежегодно регистрируется более 160 тыс. ЧС на автотранспорте, при этом погибают 30-35 тыс. человек, становятся инвалидами 180-190 тыс. человек, материальный ущерб составляет сотни миллиардов рублей.

    Слайд 5

    ДТП в России

    Количество ДТП и пострадавших в России

    Слайд 6

    Причины ДТП

    1. Незнание или нарушение Правил дорожного движения.

    2. Превышение скорости движения.

    3. Неисправность транспортного средства.

    4. Плохое состояние дороги.

    5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

    6. Наезд на пешехода.

    7. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

    8. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

    Слайд 7

    Если вы попали в аварию

    Сохраняйте самообладание в любой ситуации;

    Пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

    Покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

    Отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

    Вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков.

    Слайд 8

    Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

    ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

    Слайд 9

    Требования безопасности на авиационном транспорте

    Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

    Категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

    Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

    Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

    Запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по

    земле, взлете и посадке.

    Слайд 10

    Авиационных аварии и катастрофы в 2009 году

    • 09.01.2009 - Катастрофа Ми-171 на Алтае 9 января 2009
    • 15.01.2009-Авиакатастрофа в Махачкале 15 января 2009
    • 15.01.2009 -Посадка Аэробуса на Гудзон (2009)
    • 03.02.2009-Катастрофа Ми-24 в Пугачёве 3 февраля 2009
    • 12.02.2009-Авиакатастрофа в Буффало 12 февраля 2009 года
    • 25.02.2009 -Катастрофа Боинга-737 в Амстердаме 25 февраля 2009 года
    • 10.05.2009 -Катастрофа Bell 407 на Байкале 10 мая 2009
    • 20.05.2009 -Катастрофа С-130 в Индонезии 20 мая 2009 года
    • 01.06.2009-Катастрофа A330 над Атлантическим океаном 1 июня 2009 года
    • 30.06.2009-Катастрофа A310 возле Коморских островов 30 июня 2009 года
    • 15.07.2009-Катастрофа Ту-154 под Казвином 15 июля 2009
    • 22.07.2009-Катастрофа Ми-8 близ Котова 22 июля 2009 года
    • 24.07.2009-Катастрофа Ил-62 в Мешхеде 24 июля 2009
    • 06.11.2009-Авиакатастрофа Ту-142 над Татарским проливом
    • 28.11.2009-Авиакатастрофа MD-11 в Шанхае 28 ноября 2009
  • Слайд 11

    Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте

    В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

    Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров,

    работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по желез-

    ной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

    Слайд 12

    Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте

    Сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

    Пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

    Наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;

    Воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

    Слайд 13

    Действия после железнодорожной аварии

    Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы;

    Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.;

    Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние;

    Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового.

    Слайд 14

    Заключение

    В России ежегодно в ДТП погибает около 26 тыс. человек. За 1997-2007 гг. в ДТП погибло 350 254 человека. С 1997 по 2000 годы в авиации ВВС произошло 26 авиационных аварий и катастроф, более 500 серьезных авиационных инцидентов. За этот период в авиационных происшествиях погибли около 150 человек.

    Поэтому для того, чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

    Посмотреть все слайды

    ТЕМА 3 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

    Лекция 4

    Учебные вопросы:

    1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

    2. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

    3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.

    4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

    Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

    Опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обуславливается наличием в хозяйстве страны большого количества радиационно-, химически-, биологически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Таких производств в России насчитывается около 45 тысяч. Возможность возникновения здесь аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, падением производственной и технологической дисциплины.

    Число техногенных ЧС из года в год растёт, усугубляются последствия и масштабы их воздействия, сохраняется высокая степень опасности от аварий и катастроф, которых насчитывается более 40 видов.

    ЧС техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и масштабам. Необходимо учитывать, что все они являются непосредственным результатом деятельности человека.

    По характеру явлений их подразделяют на шесть групп:

    · аварии на химически опасных объектах;

    · аварии на радиационно опасных объектах;

    · аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;

    · аварии на гидродинамических объектах;

    · аварии на транспорте;

    · аварии на коммунально-энергетических сетях.

    Техногенная авария - это чрезвычайное событие, возникающее по техногенным причинам (производственным, конструктивным, технологическим и эксплуатационным), а также из-за внешних воздействий, заключающихся в повреждении, выхода из строя, разрушения технологических устройств и сооружений.

    По характеру явлений, определяющих особенности воздействия поражающих факторов на людей и окружающую среду, аварии могут быть:

    · с выбросом (угрозой выброса) опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических и др.);

    · на системах жизнеобеспечения (коммунально-энергетических, очистных и др.);

    · на гидродинамических объектах;

    · на транспорте.

    Крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия, называют техногенными катастрофами .

    Чрезвычайные ситуации на транспорте.

    Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоёмкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.


    Автомобильный транспорт прочно вошёл в категорию самых опасных. За последние несколько десятилетий не проходило недели, чтобы то из одного, то из другого района земного шара не приходило сообщение о жуткой аварии с участием пассажирского автобуса, а иной раз и о катастрофе сразу нескольких автомобилей. Большинство из подобных происшествий случалось в «рискованных» районах, среди которых традиционно числятся Китай, Индия, страны Латинской Америки. Однако, увы, не стали исключением Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия.

    Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

    · наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;

    · наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);

    · столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами – встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;

    · опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приёмов управления.

    Человек, едущий в транспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДТП:

    · в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперёд и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперёд, но не просовывайте под кресло, т.к. сломанное кресло может повредить ноги;

    · при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

    · не засыпайте во время движения: опасно не только проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении;

    · если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

    · при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если этого не удаётся, разбейте боковые окна;

    · по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

    · выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

    Несколько слов о личной безопасности при пользовании транспортом:

    · в тёмное время суток избегайте пустынных остановок. Ожидая транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;

    · вещи держите на виду. Не засматривайтесь в окно, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене;

    · избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Если всё же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причём не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте.

    Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

    · на эскалаторе;

    · на платформе;

    · в вагоне поезда.

    Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе.

    Общественный транспорт стал неотъемлемым элементом в жизни современного человека. Но, к сожалению, он несет потенциальную опасность как для пассажиров и водителя, так и для остальных участников дорожного движения. Автобусы, трамваи, троллейбусы могут попасть в ДТП. Автобус, едущий по опасному участку пути, может упасть в реку или сорваться со скалы, в случае если водитель не справится с управлением.

    Возможны и аварии внутри самого транспорта, в первую очередь — пожар. Также вполне реальна угроза удара током в троллейбусе или трамвае.

    И, наконец, общественный транспорт, как и любой другой, представляет для вас опасность, если вы отдельный участник дорожного движения: пешеход, велосипедист, водитель автомобиля итд.

    Основные правила безопасности

    При ожидании общественного транспорта, старайтесь избегать пустынных и неосвещенных остановок. Стойте в месте, которое хорошо освещено, рядом с другими людьми. Будьте, однако, внимательны: многолюдные остановки являются местом деятельности карманников.

    Если вы едете поздно вечером или ночью, старайтесь занять место возле водителя, чтобы постороннему человеку было неудобно к вам подсесть. Все же, если незнакомец(ка) пытается подсесть к вам, пропустите его к окну или пересядьте. В случае повторного навязывания своего общества, попросите оставить вас в покое, настолько громко, чтобы водитель тоже вас услышал. Важно не оставлять свои вещи без внимания. Если в общественном транспорте едет или пьяный возбужденный человек, старайтесь не встречаться с ним глазами.

    При поездке на поезде, в электричке, старайтесь занять место в вагоне, где наибольшее количество пассажиров. Располагайтесь как можно ближе к пульту вызовы полиции, проследите, чтобы при необходимости вам ничего не преграждало путь. Не стойте в тамбуре и держитесь подальше от выпивающих компаний.

    Пожар в общественном транспорте

    Если в салоне общественного транспорта началось , немедленно сообщите водителю. Затем обеспечьте эвакуацию: откройте двери с помощью аварийной кнопки, а если это невозможно — разбейте боковые окна или откройте аварийные люки. Постарайтесь потушить огонь с помощью огнетушителя: он должен находиться у водителя. Если до водителя добраться затруднительно, пусть вам передадут огнетушитель.

    Не паникуйте и не давайте паниковать остальным.

    В первую очередь спасайте детей и наиболее беспомощных людей. Старайтесь избегать давок, спасайте из них беспомощных людей. Выбивайте окна, если давки образовываются.

    Постарайтесь не дышать, пока не выберетесь из транспорта, и сразу же, как покинете его, помогайте прочим пассажирам. Будьте осторожны с металлическими частями транспорта: не прикасайтесь сами и не давайте прикасаться другим, так как металл может быть .

    Правила безопасности в метро

    Эскалатор. Пока вы движетесь на эскалаторе, держитесь за поручень и не касайтесь неподвижных предметов. Придерживайте свой багаж, поставленный на ступеньки. Обязательно держите за руку или на руках детей, не давайте им баловаться. Не рекомендуется сидеть на ступеньках. Если эскалатор разогнался, но тормоза не сработали — остается лишь перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу. Не ходите по неработающему эскалатору без крайней на то необходимости, так как тот может начать движение.

    Перрон. За ограничительную линию на платформе не заступайте. Следует немедленно подать знак машинисту круговыми движениями руки, если вы увидели, как кто-то упал между вагонами стоящего поезда. Потом вызовите любого служащего метро. Если вдруг вы сами оказались на путях, не вздумайте подниматься на платформу, подтягиваясь за ее край: под ней проложен 800 V контактный рельс. Если поезда не видно и не слышно, бегите к часам, к «голове» платформы. А если поезд уже показался, ложитесь между рельсами. Закройте глаза, кричите, пойте — это поможет не сойти с ума. Главное — не шевелитесь. Затем во весь голос зовите на помощь.

    Если вы забыли или по иной причине не смогли забрать свои вещи в вагоне, сообщите дежурному метро номер поезда и в каком вагоне вещи были оставлены. Номер поезда написан на лобовом стекле последнего вагона. Если вы заметили бесхозный багаж, чемодан, сумку или коробку — сообщите об этом работнику метро, а сами отойдите подальше от находки и постарайтесь увести других: находка может быть .

    В случае, если поезд задержался в тоннеле и пассажиры начинают и падать в обморок — откройте или разбейте окна тяжелым твердым предметом.