Что такое группа лиц. Группа лиц. Понятие группы лиц в антимонопольном закондательстве российской федерации

Группа лиц - , группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (преступная организация) - проявления двух форм соучастия: с предварительным соглашением и без предварительного соглашения. Перечисленные разновидности группы лиц нередко признаются Особенной частью УК РФ квалифицирующими признаками состава преступления и влекут более высокие меры ответственности (санкции), в ряде случаев являются обязательными признаками состава преступления (например, ст. 209 УК РФ), а также отягчающим наказание обстоятельством (п. "в" ч. 1 ст. 63 УК РФ). Понятия названных видов группы лиц даны в ст. 35 УК РФ. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК РФ). Действия исполнителей могут составлять всю объективную сторону преступления либо действия каждого будут составлять определенную часть объективной стороны (соисполнительство с разделением ролей). Один исполнитель и пособник (подстрекатель) не образуют группу лиц в смысле ч. 1 ст. 35 У К РФ. Особенность данной формы соучастия - в минимальной согласованности участников. У них отсутствует предварительный сговор (до начала исполнения объективной стороны преступления). Однако в процессе совершения преступления возможно достижение договоренности, например, о дальнейших действиях. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступлении (ч. 2 ст. 35 УК РФ). Под предварительным сговором (предварительным соглашением) понимается сговор исполнителей до начала совершения действий, составляющих объективную сторону преступления, хотя бы одним из соучастников. В результате сговора могут проясняться предмет, потерпевший, время, место, средства и другие обстоятельства совершения преступления, в ряде случаев разделяются роли соисполнителей. Сговор может быть устным, письменным, реже - в форме конклюдентных действий. Группа лиц, действующих по предварительному сговору, предполагает наличие хотя бы двух соисполнителей, действия которых могут составить всю или часть объективной стороны преступления. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ). Обязательные признаки группы данной разновидности: а) наличие двух или более лиц (соисполнителей с разделением ролей или без этого); б) предварительный сговор указанных лиц; в) устойчивость группы. Под устойчивостью организованной группы понимается наличие постоянных связей между ее членами и специфических методов деятельности по подготовке или совершению одного или нескольких преступлений. Устойчивость организованной группы предполагает предварительную договоренность и соорганизованность. Эта разновидность соучастия от перечисленных отличается большей степенью устойчивости, согласованности между участниками. Членами организованной группы могут быть лица, которые участвовали в разработке плана совершения преступления, или лица, которые знали о плане и активно выполняли его. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно со-вершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях (ч. 4 ст. 35 УК РФ). Преступное сообщество является наиболее опасным из всех разновидностей соучастия с предварительным соглашением. Опасность этой разновидности соучастия характеризуется тяжестью преступлений, совершаемых преступными сообществами. Преступному сообществу свойственна высшая степень сплоченности, согласованности между соучастниками, что отличает сообщество от других разновидностей соучастия с предварительным соглашением. Сплоченность - это социально-психологическая характеристика преступного сообщества, она отражает общность участников в реализации преступных целей. Между членами преступного сообщества, как правило, происходит разделение ролей, связанное с использованием определенных знаний, направленных на достижение преступных намерений. Устойчивость и сплоченность преступного сообщества предопределяет более или менее продолжительную преступную деятельность и тяжесть преступлений, которые стремятся совершить участники сообщества. Учитывая опасность преступлений, с целью совершения которых формируется преступное сообщество, законодатель относит к самостоятельным преступлениям само участие в преступных сообществах. Так, бандитизм считается оконченным преступлением с момента создания вооруженной группы (банды), независимо от того, удалось ли совершить нападение (ст. 209 УК РФ). Ответственность создателя или руководителя организованной группы или преступного сообщества и рядовых участников таких объединений дифференцирована. В соответствии с ч. 5 ст. 35 УК РФ лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за такие организацию или руководство в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества несут уголовную ответственность за участие в деятельности группы или сообщества в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана (ч. 6 ст. 35 УК РФ).

Это означает, что государство будет предлагать меры для обеспечения доступности информации для всех. Противоположностью этому является восприятие коммуникации как продукта, подлежащего обсуждению, - что происходит, например, при оплате доступа в Интернет. В этом случае отсутствие определения Интернета как права или даже государственной службы означает, что операторы не обязаны гарантировать.

Концепция права на общение основывалась на изменении закона, который организует аргентинскую систему. Новое правило, известное как Закон о средствах массовой информации, было подготовлено на основе международных правил, установленных Организацией Объединенных Наций, Международной организацией труда и антимонопольным законодательством в нескольких странах, включая Соединенные Штаты.

Более 15 лет ведутся споры о вопросах правильности применения законодательства о конкуренции и необходимости его изменения. После долгих дискуссий 27.07.2006 г. был принят и 26.10.2006 г. вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данный Закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, обновлению правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, уточнению правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, а также создание единообразия правового регулирования отношений в сфере защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Согласно аргентинскому закону, деятельность, осуществляемая аудиовизуальными средствами массовой информации, считается деятельностью, представляющей общественный интерес, фундаментальным характером социально-культурного развития населения и, следовательно, неотъемлемым правом человека на выражение, получение, распространение и расследование информации, идей и мнений.

Член Коалиции за демократическое вещание, совместное гражданское общество, которое начало формулировать и предлагает новый аргентинский закон, Нестор Буссо говорит, что «чтобы гарантировать это право, государства должны обеспечить разнообразие и множество средств».

Прежде всего, необходимо отметить принципиально новый подход к определению группы лиц в ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции». Правовая категория «группа лиц», применяемая в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, позволяет признавать деятельность участников бизнес-групп согласованной и рассматривать их как взаимосвязанную совокупность организаций в отношениях с третьими лицами.

До Закона о средствах массовой информации общение рассматривалось как бизнес, которым должны пользоваться только государственные и частные предприятия. Некоммерческим организациям не разрешалось получать гранты. В настоящее время он поровну делится между государственными и негосударственными субъектами публичного права, частными организациями и некоммерческими организациями.

Однако, согласно Нестору Буссо, аргентинский закон не полностью реализован. «Есть много препятствий для его полного осуществления, хотя прошло пять лет с момента его принятия». Многие из этих препятствий были поставлены бизнес-сектором. В Бразилии предприниматели также не согласны с предложенными правилами с содержанием того, что было одобрено в Аргентине. По словам президента Бразильской ассоциации радиовещательных и телерадиовещателей Даниэля Славиеро, компании понимают, насколько справедливо обсуждение закона об обновлении правовых норм сектора. «Проблема в этих странах заключается в том, что был принят закон с авторитарным и ретроградным уклоном», - говорит он.

С момента нормативного закрепления понятия «группа лиц» в российском антимонопольном законодательстве подходы к содержанию этого понятия постоянно эволюционировали и трансформировались. Если изначально физические лица могли входить в группу лиц только вместе с юридическими лицами, то сейчас физические лица (их ближайшие родственники - супруги, родители, дети, братья и сестры) также относятся к группе лиц.

Он также указывает, что такие технологии, как владение различными транспортными средствами одной группой, так называемое перекрестное владение, были бы превзойдены технологиями. Признавая право на общение как главную глобальную проблему, Юнеско воспринимает движения, которые продвигаются к этой цели, в том числе в Бразилии. Координатор Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО, Адауто Кандидо Соареш указывает на то, что такие инициативы, как Закон о доступе к информации, санкционированный в Бразилии в ноябре.

Мы видим, что общество борется за широкополосную связь, за быстрый доступ, за быстрый интернет, именно потому, что этот быстрый интернет позволяет больше информации и больше общаться. Для него, хотя право на общение еще не признано, есть благоприятные условия для продвижения этой повестки дня в Бразилии.

Группа лиц выступает особым субъектом, действующим на товарном рынке. Деятельность группы лиц рассматривается наравне с деятельностью любого другого хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что законодательно оно приравнено к понятию «хозяйствующий субъект».

При соблюдении определенных форм контроля и связи между участниками группы лиц ее можно рассматривать как самостоятельный субъект рынка - совокупность юридических и физических лиц.

Конкурс является одним из краеугольных камней производительности. Преимущества конкуренции хорошо известны: более низкие цены, лучший выбор продуктов для потребителей и более эффективных, динамичных и инновационных компаний. Канада - не единственная страна, которая анализирует, анализирует и обновляет свои законы и институты в области конкуренции.

Закон о конкуренции в Канаде

Несколько высокоопубликованных слияний, которые являются предметом обзора в нескольких законодательных органах, продемонстрировали международный характер глобальной конкуренции и ее влияние на национальные режимы конкуренции. Закон о конкуренции и Закон о трибунале по конкуренции устанавливают правовую и институциональную основу для законодательства о конкуренции в Канаде. Комиссар по конкуренции несет ответственность за расследование любых предполагаемых антиконкурентных практик или слияний, вводящей в заблуждение рекламы и других недобросовестных деловых практик, и несет ответственность за Бюро по конкуренции, которое проводит расследования и защищает интересы канадцев.

В рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как устойчивое формирование, способное вести скоординированную политику на определенном рынке. Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет большое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к одному из ее участников как к отдельному хозяйствующему субъекту, но и ко всем участникам группы лиц.

Закон о конкуренции содержит запреты уголовного права на наиболее разрушительное поведение, такое как фальсификация ставок и заговор с целью чрезмерного ограничения конкуренции. Эти положения подлежат уголовному наказанию. Другие положения являются гражданскими или не преступник? и относятся к практике ведения бизнеса, которая, как считается, является антиконкурентной в некоторых случаях. Примеры случаев, подпадающих под действие гражданских положений, связаны с слияниями и злоупотреблением доминирующим положением, которые могут существенно предотвратить или уменьшить конкуренцию.

В антимонопольном законодательстве Российской Федерации суть понятия «группа лиц» не раскрывается. Оно включает исчерпывающий перечень условий, необходимых для отнесения тех или иных юридических и (или) физических лиц к группе лиц.

В литературе встречаются различные классификации критериев формирования группы лиц.

К.Ю. Тотьев разделяет круг отношений в рамках группы лиц на имущественные, организационно-договорные, организационно-управленческие и родственные отношения. В соответствии с данной классификацией имущественные отношения основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица. Договорные отношения внутри группы лиц возникают в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (лицами). Организационно-управленческие отношения затрагивают участие тех или иных лиц в органах управления юридических лиц (коллегиальном исполнительном органе, совете директоров) 1 .

Существует также факультативная гражданская и криминальная «двунаправленная» система для введения в заблуждение рекламы. Решения Трибунала по конкуренции о запрете или изменении деловой практики или слиянии обычно являются решениями, принятыми в отношении не уголовных дел.

В Канаде действует правоохранительная система с тремя компонентами: расследование, судебное преследование и судебное разбирательство. По завершении расследования, проведенного Бюро, Комиссар решает, следует ли передать этот вопрос в Трибунал по конкуренции в случае не уголовного дела или Генеральному прокурору Канады, если это вопрос Если доказательств недостаточно, дело прекращается. Как только уголовное дело направляется Генеральному прокурору, директор общественного обвинения может по своему усмотрению определить, является ли общественный интерес предметом рассмотрения дела.

По мнению А.Н. Варламовой, все взаимосвязи, при которых речь идет об аффилированных лицах, а значит, и о группе лиц, можно сгруппировать по следующим критериям:

    по имущественным отношениям;

    по родственным отношениям;

    по взаимосвязи на основании договора;

    по взаимоотношениям, возникшим в результате формирования управленческих органов 2 .

    Закон о трибунале по конкуренции дает полномочия Трибуналу по конкуренции. Последний уполномочен проводить слушания и принимать решения по делам в соответствии с неконфликтными положениями Закона о конкуренции. На самом деле судебные разбирательства редко подаются в суды или Трибунал по конкуренции. Большинство споров разрешаются на основе консенсуса, и в соответствии с Законом о конкуренции существует ряд средств правовой защиты в зависимости от характера и серьезности дела, а также существуют положения для подачи обвинения в отношении возмещение ущерба частными лицами в соответствии с Законом о конкуренции в уголовных делах, а также частное правоприменение, рассмотренное в Трибунале по конкуренции по гражданским вопросам.

В Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» законодатель по-новому определяет понятие «группа лиц» в антимонопольном законодательстве.

В ст. 9 Закона о защите конкуренции названы условия, которые позволяют признать наличие группы лиц. Среди них можно выделить односложные, многосложные и единичные условия.

Эволюция канадской системы конкуренции

В целом эти поправки касаются процедур или новых вопросов, таких как обманчивый телемаркетинг. Законодательство по-прежнему периодически пересматривается парламентом и обсуждается среди специалистов, которые заинтересованы в этом вопросе, хотя всеобъемлющий обзор всех аспектов законодательства выходит за рамки мандата Группы., некоторые соответствующие темы обсуждаются ниже.

За последнее десятилетие горячо обсуждались изменения в положениях о заговоре. Только заговоры, которые «неоправданно» предотвращают или уменьшают конкуренцию, считаются незаконными в Канаде. Эти проблемы также связаны с тем, что нынешние положения могут отвратить компании от формирования стратегических альянсов, способствующих конкуренции. До сих пор в ходе дебатов основное внимание уделялось разработке двухсторонней системы «отказа», которая определяла бы картели, подлежащие уголовному преследованию, в то же время разрешая не уголовную процедуру для стратегических альянсов. и другие виды соглашений.

При односложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняется одно хозяйственное общество (товарищество).

При многосложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняются несколько хозяйственных обществ (товариществ).

Примером односложного условия является случай, когда физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Как бороться с эффективностью слияний, также обсуждались и разрабатывались. Основное внимание в дискуссиях уделяется балансу между ростом эффективности, который могут получить производители, и потерями, которые потребители могут пострадать в результате антиконкурентного слияния.

Глобальную экономическую деятельность все чаще возглавляют транснациональные корпорации, которые ищут возможности для бизнеса и управляют своим бизнесом с глобальной точки зрения. Запрет на операции слияния, ограничивающие свободу конкуренции. В отношении сделок слияния, подлежащих раскрытию в соответствии со статьей 16, Орган оценивает, связаны ли они с конституцией или укреплением доминирующего положения на внутреннем рынке с целью устранения или существенного и окончательного устранения конкуренции.

Если же одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких хозяйственных обществах, это пример многосложного условия.

Единичными являются условия, которые не могут быть отнесены к односложным и многосложным условиям.

К односложным относятся следующие условия:

Эта ситуация должна оцениваться с учетом выбора поставщиков и пользователей, положения на рынке соответствующих компаний, их доступа к источникам поставок или рынков сбыта, структуре рынков, конкурентной ситуации в национальной отрасли. барьеры на пути выхода конкурирующих компаний на рынок, а также тенденция спроса и предложения продуктов или услуг, о которых идет речь.

По завершении расследования, упомянутого в пункте 4 статьи 16, Орган, когда выясняет, что операция связана с последствиями, упомянутыми в пункте 1, запрещает концентрацию или санкционирует ее, предписывая необходимые меры для предотвращения таких последствий.

    Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеют в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

    Контроль приобретается лицом или компанией или группой лиц или компаний. Публичные компании и юридическая монополия. Положения, содержащиеся в предыдущих статьях, применимы как к частным, так и к публичным компаниям или к преобладающему участию государства.

    Положения предыдущих статей не распространяются на компании, которые по закону осуществляют услуги общего экономического интереса или действуют в монополии на рынке, за все, что строго связано с выполнением определенных им задач. Компании, упомянутые в пункте 2, если они намерены осуществлять деятельность на рынках, отличных от тех, в которых они действуют в соответствии с тем же параграфом 2, действуют через отдельные компании.

    Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.

    Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

    Создание компаний и приобретение контрольных позиций в компаниях, работающих на разных рынках, упомянутых в пункте 2-бис, подлежат предварительному уведомлению Органа. Чтобы гарантировать равные возможности для экономической инициативы, если компании, упомянутые в параграфе 2, предоставляют компании, которые они держат или контролируют на разных рынках, упомянутых в товарах или услугах пункта 2-бис, включая информацию, из которых они имеют исключительную доступность в зависимости от деятельности, осуществляемой в соответствии с тем же параграфом 2, они обязаны предоставлять эти товары или услуги на эквивалентных условиях другим конкурирующим компаниям.

    Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.

    Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

К многосложным условиям относятся следующие случаи:

    Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).

    Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо либо одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

    Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ или заключенных с этими хозяйственными обществами договоров вправе давать этим хозяйственным обществам обязательные для исполнения указания.

    Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического или одного и того же юридического лица.

    Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

К единичным относятся следующие случаи:

    Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.

    Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

    Физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Рассмотрим пример 1.

Иностранное юридическое лицо А владеет 100% голосующих акций российского акционерного общества В. В свою очередь, иностранное юридическое лицо С является единственным участником юридического лица А и владеет 100% его акций. Компании А и С созданы не как хозяйственные общества или товарищества, а как компании или корпорации. Возникает вопрос: входят ли юридические лица А, В, С в одну группу лиц?

Контроль может осуществляться только в отношении хозяйственного общества или товарищества. Статья 66 Гражданского кодекса РФ дает исчерпывающий перечень форм хозяйственных обществ и товариществ. К ним относятся: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или с дополнительной тветственностью, а также полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Законодательством многих иностранных государств предусматривается создание юридических лиц не только в форме обществ или товариществ, но и в форме компаний или корпораций (например, в Англии и США).

Таким образом, компания А и общество В входят в одну группу лиц. Компания С, являясь единственным участником компании А, не входит в одну группу лиц ни с компанией А, ни с компанией В, поскольку не осуществляет контроль над хозяйственным обществом (товариществом). По старому Закону о конкуренции на товарных рынках все три юридических лица А,В, С входили бы в одну группу лиц. Это объясняется тем, что по старому Закону для отнесения юридических лиц к одной группе лиц не имела значения организационно-правовая форма лица, в отношении которого осуществляется контроль, важна была только величина участия в его уставном (складочном) капитале - более 50%.

Раньше понятие «группа лиц» было шире. Оно не ограничивалось правом распоряжения долями или акциями только хозяйственных обществ или товариществ. Контроль мог распространяться на любое юридическое лицо вне зависимости от того, является ли оно обществом, товариществом или компанией.

Закон о защите конкуренции также не предусматривает совместного контроля нескольких юридических и (или) физических лиц над хозяйственными обществами.

Пример 2. Юридические лица А и В являются оффшорными компаниями и на 100% принадлежат двум физическим лицам. Одно из физических лиц исполняет функции единоличного исполнительного органа в обществе, зарегистрированном в Российской Федерации и имеющем разветвленную группу лиц по новому законодательству. Однако компании А и В по 50% контролируют совместно несколько хозяйственных обществ. По Закону о конкуренции на товарных рынках все вышеперечисленные лица (юридические и физические) входили бы в одну группу лиц. Новый Закон о защите конкуренции не предусматривает возможности совместного распоряжения юридическими или физическими лицами акциями (долями) хозяйственных обществ.

Таким образом, в настоящее время в качестве группы лиц антимонопольный орган не вправе рассматривать хозяйственные общества, совместно контролируемые оффшорными компаниями А и В.

Существенный вопрос также касается совместного распоряжения близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) акциями (долями) хозяйственных обществ.

Некоторые юристы-теоретики считают, что в Законе о защите конкуренции необходимо расширить состав группы лиц за счет совместного контроля над хозяйственными обществами, осуществляемого несколькими юридическими и (или) физическими лицами.

Классификация отношений, возникающих внутри группы лиц, по способу установления связи между ее участниками в соответствии с Законом о защите конкуренции приведена в таблице 1 .

Пример 1 показывает, что в соответствии с Законом о защите конкуренции не каждое иностранное лицо может входить в одну группу лиц с другими иностранными лицами. В данном случае Закон о защите конкуренции говорит о необходимости наличия двух условий:

    контролируемое юридическое лицо должно быть определенной организационно-правовой формы (либо хозяйственным обществом, либо хозяйственным товариществом);

    доля участия в его уставном (складочном) капитале должна превышать 50%.

Таблица 1. Критерии формирования группы лиц, приведенные в Законе о защите конкуренции.

Критерий формирования группы лиц

Распорядительный характер

1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в дическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

2. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).

Договорный характер

Лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора.

Управленческий характер

1. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.

2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

4. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания.

5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.

6. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

7. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

8. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению физического лица или юридического лица.

Родственный характер

Физическое лицо, его супруг(а), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Организационно-правовой характер

Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

Закон о защите конкуренции значительно расширил перечень отношений, имеющих управленческий характер, и сократил общее количество отношений внутри группы лиц. Это объясняется тем, что на практике профессионально-управленческие и распорядительно-управленческие связи не очень распространены и фактически не имеют влияния на отношения внутри группы лиц.

Эта схема таит в себе один существенный недостаток: невозможность совершения нескольких взаимосвязанных сделок с акциями (долями) внутри группы лиц в ограниченные сроки, поскольку после совершения первой из цепочки сделок меняется основание, по которому юридическое и физическое лицо признаются участниками группы лиц.

Закон о защите конкуренции предусматривает, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц. В частности, это касается запрета на употребление группой лиц доминирующего положения, недобросовестную конкуренцию. Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается группа лиц, а не отдельный ее участник.

Все вышеизложенное показывает, что Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

Закон о защите конкуренции позволяет совершать сделки внутри группы лиц без получения предварительного согласия антимонопольного органа при наличии в совокупности следующих условий:

    сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

    перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в Федеральную антимонопольную службу в утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий. Форма предоставления группы лиц предусмотрена Приказом ФАС России от 20.11.2006 года;

    перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в Федеральную антимонопольную службу перечнем таких лиц.

Конечно, данная норма позволяет без предварительного согласования с антимонопольным органом заключать сделки внутри группы лиц. Но это касается только сделок с имуществом, входящим в состав основных производственных средств.