Командировочные листы отменили. Чем вызвана отмена командировочных удостоверений

Решение утверждено постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". (мы писали уже об этом)

Внесены изменения в постановления Правительства РФ: от 26.12.2005 № 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" и от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки".

Внесенными изменениями отменено оформление работникам командировочных удостоверений. Фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из командировки.

Установлено, что в случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).

Кроме того, установлено, что при направлении работника в служебную командировку на территории государств - участников СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы РФ определяется по проездным документам (билетам).

С 8 января 2015 года работникам, отправляющимся в командировку по территории России и странам СНГ, больше не придется возить с собой командировочное удостоверение, на котором ставят печати о прибытиях и отъездах. С целью подтверждения поездки теперь сотрудники могут просто предъявить работодателю билеты с указанием даты и времени. Если же сотрудник едет в командировку на личном транспорте, по возвращении он должен предоставить специальную служебную записку об этом, подкрепленную какими-либо подтверждающими документами, например квитанцией или кассовым чеком о покупке топлива. Для поездок за границу правила остались прежними: сотрудникам также не требуются командировочные удостоверения при выезде из страны.

омимо командировочных, утратило обязательность заполнения и служебное задание по форме Т-10а с письменным отчетом по итогам поездки. Вместе с тем, мы бы не рекомендовали работодателям спешить отказываться от этого документа, поскольку он полезен не столько для проверяющих, сколько для самого бизнеса, чтобы через полгода не пришлось вспоминать чем закончилась поездка и какие решения по ней были приняты. При необходимости форму служебного задания можно доработать, удалив из нее лишние графы и добавив необходимые или вовсе переделать эту форму в отчет в произвольной форме, где сотрудник по прежнему будет кратко фиксировать итоги служебной поездки.

В СМИ появилась информация об отмене командировочных удостоверений. Действительно ли не нужно оформлять командировочные удостоверения?

Обязанность оформления командировочного удостоверения

Словарь

Служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (в ред. от 14.05.2013) утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее — Положение о служебных командировках).

В настоящее время при направлении работника в служебную командировку, согласно общим правилам, необходимо оформлять командировочное удостоверение (п. 7 Положения о служебных командировках).

Командировочное удостоверение (форма № Т-10), утвержденное Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление Госкомстата РФ № 1), оформляется в соответствии с требованиями Положения о служебных командировках, а также Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ № 1. Также командировочное удостоверение может оформляться по самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем форме (письмо Минтруда России от 14.02.2013 № 14-2-291).

На практике работодатели чаще всего используют командировочное удостоверение по уже привычной унифицированной форме № Т-10.

Исключения из правил

Исключения из общего правила оформления командировочных удостоверений предусмотрены п. 15 Положения о служебных командировках.
При направлении работника в командировку за пределы территории Российской Федерации командировочное удостоверение не оформляется, кроме случаев командирования в государства-участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы.

Упрощение документооборота по командировкам

Что касается вопроса об отмене командировочных удостоверений, необходимо учитывать следующее: в настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ , согласно которому предлагается отменить командировочные удостоверения (форма № Т-10 «Командировочное удостоверение») и служебные задания для работников, направляемых в служебную командировку (форма № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»), а также внести изменения в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, и Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (в ред. от 24.12.2008).

Как следует из пояснительной записки, проект Постановления Правительства РФ подготовлен в целях обеспечения минимизации количества первичных учетных документов , оформляемых при направлении работника в служебную командировку. Такие командировочные документы, как форма № Т-10 «Командировочное удостоверение», форма № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», признаны излишними , поскольку их содержание дублирует приказ (распоряжение) о направлении работников в служебную командировку (форма № Т-9, утвержденная Постановлением Госкомстата России № 1). Кроме того, оформление (заполнение) командировочного удостоверения и служебного задания требует дополнительных трудозатрат.

Для подтверждения факта нахождения работника в командировке и учета командированных работников предлагается использовать:

  • решение руководителя организации — работодателя или уполномоченного им лица;
  • проездные документы (билеты), представляемые работником по возвращении из служебной командировки.

Если работник направляется в командировку на служебном или личном транспортном средстве (автомобиле, мотоцикле), то фактический срок командировки будет указываться в служебной записке. Она представляется работником по возвращению из служебной командировки представителю работодателя или уполномоченному им лицу одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командировки и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).

В заключение отметим, что проект уже согласован с Минтрудом России и Минюстом России и направлен в Правительство РФ. Он разработан в соответствии с «дорожной картой» (планом) «Совершенствование налогового администрирования», автором которой выступает Агентство стратегических инициатив (АСИ).

Таким образом, если проект Постановления будет принят Правительством РФ, то в скором времени при направлении работника в служебную командировку работодателям действительно не придется оформлять командировочное удостоверение и служебное задание.

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ___ ___________ 20__ г. № ___

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
в части отмены формы № Т-10 «Командировочное удостоверение»
и формы № Т-10а «Служебное задание
для направления в командировку и отчет о его выполнении»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части отмены формы № Т-10 «Командировочное удостоверение» и формы № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении».

Настоящее постановление вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его подписания.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___ _____________ 20___ г. № ___

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, в части отмены формы № Т-10 «Командировочное удостоверение» и формы № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 2, ст. 187, 2008, № 14 ст. 1413, 2009, № 1, ст. 147):

а) в пункте 3 слова «без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства-участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, предусматривающие, что в документах для въезда и выезда пограничными органами не проставляются отметки о пересечении государственной границы» исключить;

б) в пункте 6 слова «даты пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации и при следовании на территорию Российской Федерации определяются по отметкам в командировочном удостоверении, оформляемом так же, как командировочное удостоверение при служебной командировке в пределах территории Российской Федерации» заменить словами «дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам)».

2. В Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 42, ст. 4821; 2013, № 13, ст. 1559, № 20, ст. 2504):

а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

«Работники направляются в командировки на основании решения работодателя или уполномоченного им лица на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку по решению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой»;

б) пункт 6 признать утратившим силу;

в) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

В случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на служебном или личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки представителю работодателя или уполномоченному им лицу одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.)»;

г) пункт 15 признать утратившим силу;

д) абзац первый пункта 19 изложить в следующей редакции:

«19. При направлении работника в командировку на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам)»;

е) в абзаце втором пункта 26 слова «командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом» исключить;

ж) абзац третий пункта 26 признать утратившим силу.

С января 2015 года отменены командировочные удостоверения и служебные задания. Законодатель посчитал, что нет смысла указывать цель служебной поездки в каких-либо иных документах кроме приказа о направлении в командировку.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как отмена служебного задания отразится на документообороте при направлении в командировку;
  • какими документами подтвердить командировочные расходы в связи с тем, что отменили служебное задание в командировке;
  • можно ли оформлять командировку в 2015 году по старым правилам.

Отмена служебных заданий на командировку

До 2015 года служебное задание оформлялось каждому работнику, который направлялся в командировку. В служебном задании в краткой форме излагались задачи предстоящей служебной поездки (например, проведение переговоров, заключение партнерского соглашения и т. д.). Командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о его выполнении были одними из важных первичных документов, которые позволяли компании подтвердить командировочные расходы. В связи с этим много внимания уделялось правильности их заполнения.

Отмена служебного задания, командировочного удостоверения и отчета о выполнении служебного задания должна была упростить документооборот при направлении работника командировку. Действительно, отмена служебных заданий на командировку уменьшила количество оформляемых документов. С другой стороны командировочное удостоверение и служебное задание позволяли достоверно определить время нахождения сотрудника в командировке, ведь принимающая сторона фиксировала в командировочном удостоверении фактическое время прибытия и убытия (окончание работ) сотрудника. В связи с этим отмена служебного задания и командировочного удостоверения была скептически воспринята многими кадровиками.

Можно ли оформлять командировку по-старому, ведь служебное задание отменили?

Да, можно. Несмотря на то, что с 2015 года отменены командировочные удостоверения и служебные задания, работодатель вправе использовать эти документы при направлении сотрудников в командировку. Однако для этого потребуется закрепить этот порядок в соответствующем локальном акте организации, например в Положении о командировках (образец ).

Образец

Общество с ограниченной ответственностью «Кактус»
(ООО «Кактус»)

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Кактус»
Симачев Д.В. Симачев
16.03.2015
М.П.

ПОЛОЖЕНИЕ
о командировках

...
3. ПОРЯДОК ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ КОМАНДИРОВКИ

3.1. Работник направляется в служебную командировку на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, составленной на имя руководителя организации.
3.2. Если руководитель организации подтверждает необходимость направления работника в командировку, он ставит соответствующую визу на служебной записке и направляет ее в отдел кадров.
3.3. После получения служебной записки сотрудник отдела кадров направляет работнику уведомление о праве отказаться от служебной командировки и, при необходимости, запрашивает его письменное согласие на командировку.
3.4. Сотрудник отдела кадров не обязан запрашивать письменное согласие на командировку и уведомлять о праве на отказ от командировки работников, в трудовые договоры которых внесено условие о возможности направления их в служебные поездки.
3.5. На основании служебной записки сотрудник отдела кадров составляет проект приказа о направлении работника в командировку по унифицированной форме № Т-9 или унифицированной форме № Т-9а (при направлении в командировку нескольких работников), проект служебного задания по унифицированной форме № Т-10а, а также проект командировочного удостоверения по унифицированной форме № Т-10, и передает указанные документы на подпись руководителю организации.
3.6. После подписания руководителем приказа и служебного задания, они представляются на подпись работнику.
3.7. Не позднее, чем за три рабочих дня до командировки, работнику выдается командировочное удостоверение, подписанное руководителем организации.
3.8. Для подтверждения факта и периода нахождения в служебной командировке в командировочное удостоверение работника вносятся:
отметки об убытии в служебную командировку и возвращении к месту работы;
о прибытии в место служебной командировки и убытии из него (эти отметки вносит уполномоченное должностное лицо принимающей стороны).
...

Служебное задание отменили: как теперь подтвердить командировочные расходы

Отмена служебного задания никак не отразилась на порядке подтверждения командировочных расходов. Даже до того, как служебное задание отменили, для подтверждения командировочных расходов требовались:

  • авансовый отчет об израсходованных суммах:
  • командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом;
  • документы о найме жилья;
  • документы о расходах на проезд (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных командировочных расходах;
  • отчет о выполненной в командировке работе.

С 2015 года в числе документов, подтверждающих командировочные расходы, оставлены только авансовый отчет и документы о найме жилья и расходах на проезд (п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением РФ от 13 октября 2008 г. № 749). Работник должен предоставить эти документы работодателю в течение трех рабочих дней со дня возвращения из командировки.

Авансовый отчет заполняется строго по унифицированной форме № АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55. В качестве документов, подтверждающих командировочные расходы, могут выступать чеки, квитанции, путевые листы, счета и т. д.

С огласно новой редакции командировочное удостоверение и служебное задание при направлении работника в командировку оформлять не требуется. Каким образом теперь необходимо оформлять командировки и стоит ли торопиться отказываться от «старой формы» командировочных удостоверений, мы и обсудим в данной статье.

Что такое командировка?

Действующее законодательство определяет командировку как выполнение работником служебного задания вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). При этом согласно п. 3 Положения о командировках под местом постоянной работы следует понимать место расположения организации, работа в которой обусловлена трудовым договором (командирующая организация). Такой узкий подход к дефиниции привел законодателя к необходимости дополнительно оговорить, что поездка работника, направляемого в командировку в обособленное подразделение, находящееся вне места постоянной работы, также признается ­командировкой (там же).

Соответственно, командировкой не признаются поездки сотрудников, чья работа изначально носит разъездной характер (торговые представители), и тех, чья работа осуществляется в пути (проводники и стюардессы). Кроме них, в этот список, на наш взгляд, необходимо включить дистанционных работников. Они трудятся вне места нахождения организации и не имеют рабочего места, а значит, и выезжать им с ­формальной точки зрения неоткуда.

Что изменилось?

Выделим два изменения, внесенных в Положение о командировках, о которых должны знать кадровики. Во-первых, фактический срок командировки определяется по проездным документам (п. 7 Положения).

Во-вторых, термин «распоряжение работодателя» сменился термином «решение работодателя», оставив неизменным остальные составляющие понятия командировки (п. 3 Положение о командировках). Причин для второго уточнения пока не видно. Возможно, данное «косметическое» уточнение предугадывает последующие законодательные новеллы, например, расширение полномочий профсоюзов или подготовку к введению в ТК РФ требования о согласии работника для направления его в командировку. А возможно, либеральным разработчикам поправок не понравилась жесткость формулировки.

Впрочем, такое изменение во всех случаях представляется довольно удивительным, особенно с учетом того, что ст. 166 ТК РФ по-прежнему оперирует понятием «распоряжение работодателя». Более того, именно термин «распоряжение» в настоящий момент, по нашему мнению, является правильным. Ведь распоряжение - это реализация управомоченного лица своего права и одновременно акт (документ, устное распоряжение), направленный вовне и требующий однозначной реакции от других лиц. А решение - это явление во внешний мир внутренней воли, реализация которой требует последующих действий либо лица, изъявившего волю (издание распоряжения, приказа, устное волеизъявление), либо третьих лиц, которых такое решение касается. В целом данная правка, на наш взгляд, не несет смысловой нагрузки, незначительным образом смещая акценты.

Командировка как факт хозяйственной жизни

Командировка всегда влечет дополнительные затраты (билет, оплата жилья, расходы на питание и т.п.). Поскольку заинтересован в командировке работодатель, логичным является и то, что такие расходы несет именно он. Работник же обеспечивается гарантиями на время командировки (сохранение рабочего места, выплата суточных и пр.). В соответствии с абз. 1 ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную ­командировку работодатель обязан возмещать работнику:

Необходимо учитывать, что поскольку командировка для работодателя - это факт хозяйственной жизни, то и правила приема расходов по ней четко регламентированы. Более того, ранее расходы еще и строго нормировали. Например, в п. 6 утратившего силу постановления Сов­мина СССР от 17.01.1980 № 46 «О служебных командировках в пределах СССР» было указано, что командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения на основании оплаченных счетов, но не свыше 4 рублей в сутки - при командировании в Москву, ­Ленинград и столицы союзных республик.

Чтобы понять, что документирование данной процедуры всегда было довольно сложным и требовало определенной кропотливости в подборе документов как от работника, так и от организации, достаточно обратиться к письму ФНС РФ от 25.11.2009 № МН-22-3/890 «О документальном подтверждении командировочных расходов (командировочное удостоверение)». Из него следует, что первичным документом, содержащим информацию о хозяйственных операциях, является авансовый отчет, к которому прикладываются документы, подтверждающие фактически понесенные работником в процессе командировки расходы.

При этом, как отмечалось в письме, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и служебное задание для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не являются обязательными.

Для чего было нужно командировочное удостоверение

Как мы отметили, авансовый отчет подтверждал осуществление командировки как факт хозяйственной жизни в налоговом учете. Однако он сам мог быть отклонен полностью или в части при отсутствии ­надлежащих оправдательных документов. Напомним, ранее к ним ­относились:

  • командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом;
  • документы о найме жилого помещения (договор найма, расписки об оплате, кассовые чеки и т.п.);
  • документы о фактических расходах по проезду (билеты, страховки на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, ­квитанции об оплате услуг по оформлению проездных документов и т.п.);
  • документы об иных расходах, связанных с командировкой (например, товарные и кассовые чеки на представительские расходы).

Форма командировочного удостоверения позволяла использовать его для получения достаточно большого объема информации. Если рассмотреть его более внимательно, то по сути, это был универсальный ­документ, позволяющий установить:

  1. куда был командирован работник (организация или местность);
  2. с какой целью;
  3. на сколько дней он был направлен в командировку;
  4. когда фактически выбыл из места нахождения организации, когда прибыл по месту командировки;
  5. взаимодействовал ли сотрудник с лицами, к которым он был командирован.

Таким образом, командировочное удостоверение позволяло установить целый ряд фактов - начиная с самой командировки (была ли она фактически) и заканчивая датами нахождения работника по месту командировки. Кроме всего прочего, данный документ с высокой степенью достоверности подтверждал еще один важный для организации момент: были ли действия работодателя направлены на достижение уставных ­целей, т.е. имеют ли они экономическую целесообразность для ­организации.

Кстати, отсутствие экономической целесообразности в последнее время становится одним из излюбленных аргументов налоговых органов при отказе в принятии к налоговому учету тех или иных расходов. Что скрывать, у руководства и бенефициаров компании всегда есть соблазн использовать деньги организации для собственных целей. Например, вместо поездки в отпуск оформить командировку и слетать в теплые края, не потратив на это ни гроша из собственного кармана.

Необходимость проставления в командировочном удостоверении печати организаций, в которых побывал командировочный, в качестве одной из своих целей имело именно борьбу с непроизводственным характером поездок. Поэтому вполне можно представить ситуацию, когда в отсутствие командировочного удостоверения проверяющий исключит из расходов компании деньги, потраченные генеральным директором на полет в Сочи, аргументировав это тем, что у компании в этом городе нет контрагентов.

Можно много спорить о законности целого ряда требований налоговой инспекции, однако нужно понимать, что возникновение конфликта с проверяющими возможно буквально на ровном месте. А практика показывает, что стоимость сопровождения спора может оказаться намного выше, чем те усилия, которые требовались, чтобы его избежать.

С командировками может получиться именно так. Необходимо достаточно четко понимать, что отмена одного из обязательных документов никоим образом не сказывается на требованиях, предъявляемых к авансовому отчету как документу налогового учета. Оправдательные документы к нему в любом случае необходимо прикладывать, причем ­подтверждать такими документами нужно те же факты, что и ранее.

Как живем дальше?

Итак, как и ранее, при проведении проверки организации необходимо будет доказать проверяющим:

  • сам факт командировки;
  • срок командировки;
  • наличие взаимосвязи между поездкой сотрудника и деятельностью компании (экономическую целесообразность поездки);
  • осуществление работником действий, направленных на достижение цели командировки.

Безусловно, часть фактов, ранее подтверждавшихся командировочным удостоверением, можно подтвердить иными оправдательными документами. Поэтому в последней редакции Положения о командировках указывается, что фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки. Если же работник пользуется личным транспортом, фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование автомобиля для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).

Факт поездки будет подтверждаться как наличием билетов, так и совокупностью иных оправдательных документов по прочим расходам (по проживанию, представительским и пр.).

При этом, на наш взгляд, возрастет значимость других документов, ранее носивших вспомогательный характер. Так, при определении взаимосвязи между поездкой и хозяйственной деятельностью компании основную роль теперь будет играть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку. Соответственно, при составлении такого документа можно рекомендовать включить в него указание на цель командировки, ссылку на служебное задание или непосредственно в тексте приказа прописать детализированное задание на командировку.

Сложнее обстоит дело с подтверждением факта исполнения работником полученного задания. С одной стороны, налоговым органам незачем контролировать, провел ли сотрудник переговоры, встретился ли с контрагентами, участвовал ли в проверке товара. Все это относится к области внутреннего контроля работодателя, поэтому отмена ­командировочного удостоверения выглядит достаточно логично.

С другой стороны, с точки зрения проверяющих, ситуация может представляться не столь однозначно. Можно обратить внимание на то, что разработаны порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы (п. 8 Положения о командировках, приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 № 739н «Об утверждении Порядка и форм учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы», далее - ­Порядок).

Данный ­Порядок, кроме всего прочего, устанавливает обязанность организаций вести журналы выбытия в командировку собственных работников и прибытия на предприятия работников других организаций. То есть имеет место перекрестный учет работников. Добавим к этому оригинальность мышления отдельных сотрудников налоговых инспекторов и в результате при проверках мы можем получить требования о предоставлении сведений из таких журналов от контрагентов организации. На первый взгляд, подобное предположение отдает паранойей, однако опыт 2008 и 1998 годов подсказывает, что в кризисные периоды российской истории скрупулезность и принципиальность в действиях налоговых органов могут находиться на грани здравого смысла. Кроме того, необходимо учитывать, что любое новшество, даже когда оно направлено на упрощение ситуации, требует определенного периода адаптации, в течение которого возможны ­разнообразные эксцессы.

Что можно рекомендовать в этой ситуации? На наш взгляд, не стоит торопиться и отказываться от командировочного удостоверения как такового. Данный документ нес определенную смысловую нагрузку, причем не только в отношениях, связанных с налоговым учетом; этот документ конкретизировал цель командировки и в определенной степени дисциплинировал работников. В ряде случаев он также позволял работодателю контролировать исполнение цели командировки сотрудником. Да, безусловно, для организаций, в которых командировка - это событие на грани форс-мажора, отказ от командировочных удостоверений означает, что одной бумажкой в бюрократическом документообороте стало меньше. Но, возможно, тем работодателям, для которых командировки являются нормой, стоит задуматься о сохранении обновленной версии командировочного удостоверения в своем арсенале, закрепив его форму и порядок использования в локальном ­нормативном акте.

Российские организации больше не должны выдавать сотрудникам командировочные удостоверения. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1595 " ".

Документ вносит изменения в Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 " " и в Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений ".

Из обоих документов исключены упоминания командировочных удостоверений. Теперь оплата командировок будет производиться на основании билетов, в которых указаны даты отъезда и возвращения. Если же работник направляется в командировку на личном автомобиле, он должен будет сообщить об этом в служебной записке. К записке надо будет приложить чеки, квитанции, путевые листы и другие документы, подтверждающие слова работника.

Напомним, в командировочных удостоверениях ставились отметки, подтверждающие прибытие и убытие сотрудника. Отметки, заверенные печатью, могли проставить в гостинице или в принимающей организации. Во время командировок в страны, для посещения которых требуется виза, удостоверения не использовались. Время отъезда и приезда определялось по отметкам, сделанным при пересечении границы.

Предполагается, что отмена командировочных удостоверений позволит снизить нагрузку на бухгалтеров и других сотрудников, работающих с документами.