Методические рекомендации (МР) вниипо мвд РФ «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации
II. Область применения
III. Нормативные ссылки
IV. Условные обозначения
V. Рекомендации по контролю за соблюдением требований ПБ при разработке заключений органов ГПС МВД России на проектно-сметную документацию АСПТ или АСПС
VI. Контроль выполнения проектных решений при приемке АСПТ и АСПС к эксплуатацию
VII. Контроль соблюдения норм, правил и требований ПБ при эксплуатации АСПТ (АСПС)
Приложение 1. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Порядок разработки заданий на проектирование
Приложение 2. Состав проектно-сметной документации на стадии проекта
Приложение 3. Состав рабочего проекта АСПР и АСПС без выделения утверждаемой части (на субподряде)
Приложение 4. Состав рабочего проекта АСПТ и АСПТ с АСПС без выделения утверждаемой части (по прямым договорам с заказчиками)
Приложение 5. Состав рабочего проекта АСПС без выделения утверждаемой части (на субподряде)
Приложение 6. Состав рабочего проекта АСПС без выделения утверждения части (по прямым договорам с заказчиками)
Приложение 7. Состав рабочего проекта АСПТ и АСПТ с АСПС с выделением утверждаемой части (на субподряде)
Приложение 8. Состав рабочего проекта АСПС с выделением утверждаемой части (на субподряде)
Приложение 9. Состав рабочего проекта АСПТ и АСПТ с АСПС с выделением утверждаемой части и пускового комплекса (на субподряде)
Приложение 10. Состав рабочего проекта АСПС с выделением утверждаемой части и пускового комплекса (на субподряде)
Приложение 11. Готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ
Приложение 12. Акт об окончании монтажных работ
Приложение 13. Акт готовности траншей к укладке трубопроводов (кабелей)
Приложение 14. Акт испытания трубопроводов на прочность и герметичность
Приложение 15. Акт испытания арматуры
Приложение 16. Акт о выявленных дефектах приборов, оборудования и агрегатов автоматической установки пожаротушения
Приложение 17. Акт готовности фундаментов (оснований) к установке оборудования, насосов, компрессоров, емкостей, газовых батарей и т.п.
Приложение 18. Акт испытания агрегатов вхолостую или под нагрузкой
Приложение 19. Акт сопротивления изоляции электропроводок
Приложение 20. Протокол прогрева кабелей на барабанах
Приложение 21. Акт освидетельствования скрытых работ
Приложение 22. Протокол испытания на герметичность разделительных уплотнений защитных трубопроводов для электропроводок во взрывоопасных зонах
Приложение 23. Акт испытания гидропневматической емкости
Приложение 24. Акт об окончании пусконаладочных работ
Приложение 25. Акт проведения индивидуальных испытаний автоматических установок пожаротушения
Приложение 26. Паспорт на зарядку баллонов установи газового пожаротушения
Приложение 27. Ведомость смонтированных приборов и оборудования автоматической установки пожаротушения
Приложение 28. Акт проведения комплексных испытаний автоматической установки пожаротушения
Приложение 29. Акт приемки установки в эксплуатацию
Приложение 30. Производственная документация, оформляемая при монтаже технических средств пожарной сигнализации
Приложение 31. Документация, оформляемая при обнаружении дефектов в технических средствах сигнализации
Приложение 32. Документация, оформляемая при приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию
Приложение 33. Журнал учета неисправностей установки пожарной автоматики
Приложение 34. Акт первичного обследования автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
Приложение 35. Акт на выполненные работы по первичному обследованию автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
Приложение 36. Паспорт автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
Приложение 37. Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
Приложение 38. График проведения технического обслуживания и ремонта на 19__г.
Приложение 39. Типовой регламент технического обслуживания установок водяного (пенного) пожаротушения
Приложение 40. Типовой регламент технического обслуживания установок газового пожаротушения
Приложение 41. Типовой регламент технического обслуживания автоматических установок аэрозольного пожаротушения
Приложение 42. Типовой регламент технического обслуживания установок порошкового пожаротушения
Приложение 43. Типовой регламент технического обслуживания установок пожарной сигнализации
Приложение 44. Перечень ТС, входящих в установки и подлежащих техническому обслуживанию и ремонту исполнителем
Приложение 45. Технические требования, определяющие параметры работоспособности автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации
Приложение 46. Акт измерения напряжения и тока контроля электрических пусковых цепей
VI. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРИЕМКЕ АСПТ И АСПС В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
22. Приемка АСПТ и АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (организации)-заказчика.
23. В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя органов ГПН.
Участие представителей органов ГПН в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обязательным. К участию в работе комиссий помимо официального представителя органов ГПН могут привлекаться работники государственного пожарного надзора, осуществляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, НПБ 05-93).
24. Работа комиссии проводится по программе приемочных испытаний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком.
Программа приемочных испытаний должна включать:
25. При сдаче АСПТ в эксплуатацию монтажная и наладочная организации должны представить:
26. Рабочая комиссия должна:
27. При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недостатков и сроков их устранения, а также ответственных за это организаций.
После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно-наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче.
28. Сдача автоматической установки пожаротушения в эксплуатацию должна оформляться актом (приложение 29).
29. Представитель органа ГПН, входящий в комиссию, обязан:
При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПН письменно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается.
30. В местном органе ГПС должен вестись журнал, в котором учитываются основные характеристики АСПТ, принятых в эксплуатацию, их срабатывание и отказы.
31. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок водяного и пенного пожаротушения
31.1. Приемка в эксплуатацию установок водяного и пенного пожаротушения должна проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50680-94 "Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний" и ГОСТ Р 50800-95 "Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний".
31.2. При сдаче установки в эксплуатацию монтажная и наладочная организации должны предъявить:
31.3. При приемке установки в эксплуатацию должны быть проведены:
31.4. Необходимость проведения огневых испытаний, проверки интенсивности орошения защищаемой площади и заданного времени срабатывания установки определяется заказчиком, органами госпожнадзора или приемочной комиссией.
Огневые испытания следует проводить по программе и методике, утвержденной в установленном порядке и согласованной с органами госпожнадзора.
31.5. Внешним осмотром устанавливаются:
31.6. Перед проведением испытаний узлов управления все элементы и узлы установки, емкости, подлежащие заполнению водой, должны быть заполнены ею. Автоматический водопитатель, заполненный расчетным количеством воды, должен быть закачан воздухом до рабочего давления, указанного в проекте.
Наполнение установки водой проводят в следующем порядке:
31.7. Испытания правильности работы узлов управления спринклерных установок следует проводить путем открытия крана (вентиля) на спускном трубопроводе, предназначенного для проверки работы установки, при этом должны вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство (возможен автоматический пуск насосов).
Испытания правильности работы узлов управления дренчерных установок следует проводить при закрытой задвижке, установленной выше клапана, путем открытия крана (вентиля) на побудительном трубопроводе, при этом должен вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство.
31.8. Емкости, работающие под давлением, должны быть зарегистрированы и испытаны в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
31.9. Гидравлические испытания емкостей, работающих без давления, необходимо проводить с соблюдением следующих требований:
На первом этапе емкость необходимо залить на высоту одного метра и выдержать в течение суток для проверки герметичности днища.
На втором этапе емкость необходимо залить до проектной отметки.
Емкость считается выдержавшей испытания, если в течение суток не обнаружено признаков течи.
31.10. Трубопроводы должны быть подвергнуты испытаниям в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы".
31.11. Испытания насосов и компрессоров следует выполнять в соответствии с ВСН 394 "Инструкция по монтажу компрессоров и насосов".
31.12. Проверка работоспособности импульсного устройства осуществляется имитацией с помощью стрелки ЭКМ падения давления в нем на 0,05 МПа. При этом на щите сигнализации в помещении пожарного поста (диспетчерской) должны включиться световая и звуковая сигнализации.
31.13. Проверку качества пенообразователя или его раствора следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 50588-93 "Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний".
32. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок газового пожаротушения
32.1 Методика испытаний при приемке в эксплуатацию УГП должна соответствовать ГОСТ Р 50969-96.
32.2. Испытания установок по проверке времени срабатывания, продолжительности подачи ГОС и огнетушащей концентрации ГОС в объеме защищаемого помещения (пп. 4.9-4.11 ГОСТ Р 50969-96) не являются обязательными. Необходимость их экспериментальной проверки определяет заказчик или, в случае отступления от норм проектирования, влияющих на проверяемые параметры, должностные лица органов управления и подразделений ГПС при осуществлении государственного пожарного надзора.
33. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок аэрозольного пожаротушения
33.1. При приемке в эксплуатацию установок аэрозольного пожаротушения необходимо руководствоваться НПБ 21-98 и НПБ 22-96.
33.2. Перед сдачей в эксплуатацию в процессе комплексной проверки УАП должна подвергаться обкатке не менее одного месяца. В этот период она должна находиться в режиме ручного запуска. Все случаи ложного срабатывания системы пожарной сигнализации и управления автоматическим пуском УАП должны регистрироваться автоматическим устройством или в специальном журнале учета дежурным персоналом (с круглосуточным пребыванием на объекте), с последующим анализом их причин.
При отсутствии за указанный период времени ложных срабатываний или иных функциональных нарушений УАП установка переводится в автоматический режим работы.
Если за период обкатки УАП указанные функциональные нарушения (сбои) имели место, их причины не выяснены и не устранены, УАП подлежит повторному регулированию и комплексной проверке, включая повторную обкатку.
Испытание работоспособности УАП при комплексной проверке должно проводиться путем измерения сигналов, снимаемых с контрольных точек основных функциональных узлов извещателей и вторичных приборов по схемам, приведенным в ТД.
При этом в качестве нагрузки на линии пуска могут быть использованы имитаторы ГОА, электрические характеристики которых должны соответствовать характеристикам устройств пуска ГОА.
33.3. Сдача смонтированной УАП в эксплуатацию должна производиться по результатам комплексной проверки и обкатки, при этом должно быть составлено заключение (акт) комиссии, определяющее техническое состояние, работоспособность и возможность ввода в эксплуатацию УАП.
В состав комиссии по приемке в эксплуатацию УАП должны входить представители администрации объекта, территориальных (местных) органов управления ГПС, организаций, выполнявших проект, монтаж и комплексную проверку установки.
34. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию автоматических установок порошкового пожаротушения
34.1. Приемка в эксплуатацию МАУПТ без проведения комплексной наладки (комплексного опробования) не допускается. Испытание работоспособности МАУПТ при комплексной проверке должно проводиться путем измерения сигналов, снимаемых с контрольных точек основных функциональных узлов и вторичных приборов МАУПТ по схемам, приведенным в ТД. При этом в качестве нагрузки на линии пуска могут быть использованы имитаторы, электрические характеристики которых должны соответствовать характеристикам устройств пуска модулей в составе МАУПТ.
34.2. При приемке выполненных работ по монтажу и наладке МАУПТ комиссия производит:
34.3. При внешнем осмотре проверяют:
34.4. Методики испытаний при измерении сопротивления изоляции и шлейфа сигнализации, работоспособности смонтированных установок, напряжения и тока контроля пусковых устройств МАУПТ определяются в каждом конкретном случае рабочей комиссией.
34.5. При обнаружении отдельных несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях с указанием организаций, ответственных за их устранение. Эти организации должны в 10-дневный срок устранить несоответствия, а монтажные организации - вновь предъявить МАУПТ к сдаче.
34.6. МАУПТ считается принятой в эксплуатацию, если проверкой (испытаниями) установлено:
34.7. Прием МАУПТ должен оформляться актом в соответствии с приложением 29.
34.8. Необходимость подключения МАУПТ на пульты централизованного наблюдения (ПНЦ) определяется подразделениями вневедомственной охраны с участием представителей заказчика и органов ГПН.
34.9. Приемно-контрольные приборы МАУПТ по окончании монтажа должны иметь табличку, содержащую:
34.10. По окончании сдачи и приемки в эксплуатацию МАУПТ монтажно-наладочная организация должна опломбировать те части приборов, к которым имел доступ ее представитель в процессе монтажа, наладки и регулировки установки, и проверить наличие пломб предприятий-изготовителей на приборах.
35. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации и автоматики установок пожаротушения
35.1. Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации и автоматики установок пожаротушения, должна соответствовать приложению 30.
35.2. Приемка в эксплуатацию АСПС и АУП без проведения комплексной наладки и опробования не допускается.
35.3. При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС и АУП рабочая комиссия проводит:
В необходимых случаях комиссия проводит и другие проверки параметров, оговоренные техническими условиями на аппаратуру.
35.4. Методика испытаний при приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию определяется в каждом конкретном случае рабочей комиссией.
35.5. При обнаружении несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования, а также требованиям настоящих правил комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях (приложение 31), на основании которого монтажно-наладочная организация должна устранить их в оговоренный срок и вновь предъявить технические средства сигнализации к сдаче.
35.6. АСПС и АУП считаются принятыми в эксплуатацию, если проверкой установлено следующее:
35.7. Оформление результатов приемки:
СП 5.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины, определения, обозначения и сокращения
- 4. Сокращения
- 5. Общие положения
- 6. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 7. Установки пожаротушения высокократной пеной
- 8. Роботизированные комплексы пожаротушения
- 9. Установки газового пожаротушения
- 10. Установки порошкового пожаротушения модульного типа
- 11. Установки аэрозольного пожаротушения
- 12. Автономные установки пожаротушения
- 13. Аппаратура управления установок пожаротушения
- 14. Системы пожарной сигнализации
- 15. Взаимосвязь систем пожарной сигнализации с другими системами и инженерным оборудованием объектов
- 16. Электропитание систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения
- 17. Защитное заземление и зануление. Требования безопасности
- 18. Общие положения, учитываемые при выборе технических средств пожарной автоматики
- Приложение А. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией
- Приложение Б. Группы помещений (производств и технологических процессов) по степени опасности развития пожара в зависимости от их функционального назначения и пожарной нагрузки сгораемых материалов
- Приложение В. Методика расчета параметров АУП при поверхностном пожаротушении водой и пеной низкой кратности
- Приложение Г. Методика расчета параметров установок пожаротушения высокократной пеной
- Приложение Д. Исходные данные для расчета массы газовых огнетушащих веществ
- Приложение Е. Методика расчета массы газового огнетушащего вещества для установок газового пожаротушения при тушении объемным способом
- Приложение Ж. Методика гидравлического расчета установок углекислотного пожаротушения низкого давления
- Приложение З. Методика расчета площади проема для сброса избыточного давления в помещениях, защищаемых установками газового пожаротушения
- Приложение И. Общие положения по расчету установок порошкового пожаротушения модульного типа
- Приложение К. Методика расчета автоматических установок аэрозольного пожаротушения
- Приложение Л. Методика расчета избыточного давления при подаче огнетушащего аэрозоля в помещение
- Приложение М. Выбор типов пожарных извещателей в зависимости от назначения защищаемого помещения и вида пожарной нагрузки
- Приложение Н. Места установки ручных пожарных извещателей в зависимости от назначений зданий и помещений
- Приложение О. Определение установленного времени обнаружения неисправности и ее устранения
- Приложение П. Расстояния от верхней точки перекрытия до измерительного элемента извещателя
- Приложение Р. Методы повышения достоверности сигнала о пожаре
- Приложение С. Применение пожарных извещателей при оборудовании автоматической пожарной сигнализацией жилых зданий
- Библиография
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки – постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».
Применение СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" обеспечивает соблюдение требований к проектированию автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Сведения о своде правил СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования":
- РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
- УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
- ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
- ВЗАМЕН
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" устанавливает нормы и правила проектиро-вания автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
1.2 СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, приведен в приложении А.
1.3 СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" не распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения:
- зданий и сооружений, проектируемых по специальным нормам;
- технологических установок, расположенных вне зданий;
- зданий складов с передвижными стеллажами;
- зданий складов для хранения продукции в аэрозольной упаковке;
- зданий складов с высотой складирования грузов более 5,5 м;
- кабельных сооружений;
- резервуаров нефтепродуктов.
1.4 СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" не распространяется на проектирование установок пожаротушения для тушения пожаров класса D (по ГОСТ 27331), а также химически активных веществ и материалов, в том числе:
- реагирующих с огнетушащим веществом со взрывом (алюминийорганические соединения, щелочные металлы и др.);
- разлагающихся при взаимодействии с огнетушащим веществом с выделением горючих газов (литийорганические соединения, азид свинца, гидриды алюминия, цинка, магния и др.);
- взаимодействующих с огнетушащим веществом с сильным экзотермическим эффектом (серная кислота, хлорид титана, термит и др.);
- самовозгорающихся веществ (гидросульфит натрия и др.).
1.5 СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" может быть использован при разработке спе-циальных технических условий на проектирование автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Другие документы
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
PDF, 110,0 КБ
VI. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРИЕМКЕ АСПТ И АСПС В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
22. Приемка АСПТ и АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (организации)-заказчика.
23. В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя органов ГПН.
Участие представителей органов ГПН в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обязательным. К участию в работе комиссий помимо официального представителя органов ГПН могут привлекаться работники государственного пожарного надзора, осуществляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, НПБ 05-93).
24. Работа комиссии проводится по программе приемочных испытаний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком.
Программа приемочных испытаний должна включать:
25. При сдаче АСПТ в эксплуатацию монтажная и наладочная организации должны представить:
26. Рабочая комиссия должна:
27. При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недостатков и сроков их устранения, а также ответственных за это организаций.
После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно-наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче.
28. Сдача автоматической установки пожаротушения в эксплуатацию должна оформляться актом (приложение 29).
29. Представитель органа ГПН, входящий в комиссию, обязан:
При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПН письменно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается.
30. В местном органе ГПС должен вестись журнал, в котором учитываются основные характеристики АСПТ, принятых в эксплуатацию, их срабатывание и отказы.
31. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок водяного и пенного пожаротушения
31.1. Приемка в эксплуатацию установок водяного и пенного пожаротушения должна проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50680-94 "Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний" и ГОСТ Р 50800-95 "Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний".
31.2. При сдаче установки в эксплуатацию монтажная и наладочная организации должны предъявить:
31.3. При приемке установки в эксплуатацию должны быть проведены:
31.4. Необходимость проведения огневых испытаний, проверки интенсивности орошения защищаемой площади и заданного времени срабатывания установки определяется заказчиком, органами госпожнадзора или приемочной комиссией.
Огневые испытания следует проводить по программе и методике, утвержденной в установленном порядке и согласованной с органами госпожнадзора.
31.5. Внешним осмотром устанавливаются:
31.6. Перед проведением испытаний узлов управления все элементы и узлы установки, емкости, подлежащие заполнению водой, должны быть заполнены ею. Автоматический водопитатель, заполненный расчетным количеством воды, должен быть закачан воздухом до рабочего давления, указанного в проекте.
Наполнение установки водой проводят в следующем порядке:
31.7. Испытания правильности работы узлов управления спринклерных установок следует проводить путем открытия крана (вентиля) на спускном трубопроводе, предназначенного для проверки работы установки, при этом должны вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство (возможен автоматический пуск насосов).
Испытания правильности работы узлов управления дренчерных установок следует проводить при закрытой задвижке, установленной выше клапана, путем открытия крана (вентиля) на побудительном трубопроводе, при этом должен вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство.
31.8. Емкости, работающие под давлением, должны быть зарегистрированы и испытаны в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
31.9. Гидравлические испытания емкостей, работающих без давления, необходимо проводить с соблюдением следующих требований:
На первом этапе емкость необходимо залить на высоту одного метра и выдержать в течение суток для проверки герметичности днища.
На втором этапе емкость необходимо залить до проектной отметки.
Емкость считается выдержавшей испытания, если в течение суток не обнаружено признаков течи.
31.10. Трубопроводы должны быть подвергнуты испытаниям в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы".
31.11. Испытания насосов и компрессоров следует выполнять в соответствии с ВСН 394 "Инструкция по монтажу компрессоров и насосов".
31.12. Проверка работоспособности импульсного устройства осуществляется имитацией с помощью стрелки ЭКМ падения давления в нем на 0,05 МПа. При этом на щите сигнализации в помещении пожарного поста (диспетчерской) должны включиться световая и звуковая сигнализации.
31.13. Проверку качества пенообразователя или его раствора следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 50588-93 "Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний".
32. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок газового пожаротушения
32.1 Методика испытаний при приемке в эксплуатацию УГП должна соответствовать ГОСТ Р 50969-96.
32.2. Испытания установок по проверке времени срабатывания, продолжительности подачи ГОС и огнетушащей концентрации ГОС в объеме защищаемого помещения (пп. 4.9-4.11 ГОСТ Р 50969-96) не являются обязательными. Необходимость их экспериментальной проверки определяет заказчик или, в случае отступления от норм проектирования, влияющих на проверяемые параметры, должностные лица органов управления и подразделений ГПС при осуществлении государственного пожарного надзора.
33. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок аэрозольного пожаротушения
33.1. При приемке в эксплуатацию установок аэрозольного пожаротушения необходимо руководствоваться НПБ 21-98 и НПБ 22-96.
33.2. Перед сдачей в эксплуатацию в процессе комплексной проверки УАП должна подвергаться обкатке не менее одного месяца. В этот период она должна находиться в режиме ручного запуска. Все случаи ложного срабатывания системы пожарной сигнализации и управления автоматическим пуском УАП должны регистрироваться автоматическим устройством или в специальном журнале учета дежурным персоналом (с круглосуточным пребыванием на объекте), с последующим анализом их причин.
При отсутствии за указанный период времени ложных срабатываний или иных функциональных нарушений УАП установка переводится в автоматический режим работы.
Если за период обкатки УАП указанные функциональные нарушения (сбои) имели место, их причины не выяснены и не устранены, УАП подлежит повторному регулированию и комплексной проверке, включая повторную обкатку.
Испытание работоспособности УАП при комплексной проверке должно проводиться путем измерения сигналов, снимаемых с контрольных точек основных функциональных узлов извещателей и вторичных приборов по схемам, приведенным в ТД.
При этом в качестве нагрузки на линии пуска могут быть использованы имитаторы ГОА, электрические характеристики которых должны соответствовать характеристикам устройств пуска ГОА.
33.3. Сдача смонтированной УАП в эксплуатацию должна производиться по результатам комплексной проверки и обкатки, при этом должно быть составлено заключение (акт) комиссии, определяющее техническое состояние, работоспособность и возможность ввода в эксплуатацию УАП.
В состав комиссии по приемке в эксплуатацию УАП должны входить представители администрации объекта, территориальных (местных) органов управления ГПС, организаций, выполнявших проект, монтаж и комплексную проверку установки.
34. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию автоматических установок порошкового пожаротушения
34.1. Приемка в эксплуатацию МАУПТ без проведения комплексной наладки (комплексного опробования) не допускается. Испытание работоспособности МАУПТ при комплексной проверке должно проводиться путем измерения сигналов, снимаемых с контрольных точек основных функциональных узлов и вторичных приборов МАУПТ по схемам, приведенным в ТД. При этом в качестве нагрузки на линии пуска могут быть использованы имитаторы, электрические характеристики которых должны соответствовать характеристикам устройств пуска модулей в составе МАУПТ.
34.2. При приемке выполненных работ по монтажу и наладке МАУПТ комиссия производит:
34.3. При внешнем осмотре проверяют:
34.4. Методики испытаний при измерении сопротивления изоляции и шлейфа сигнализации, работоспособности смонтированных установок, напряжения и тока контроля пусковых устройств МАУПТ определяются в каждом конкретном случае рабочей комиссией.
34.5. При обнаружении отдельных несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях с указанием организаций, ответственных за их устранение. Эти организации должны в 10-дневный срок устранить несоответствия, а монтажные организации - вновь предъявить МАУПТ к сдаче.
34.6. МАУПТ считается принятой в эксплуатацию, если проверкой (испытаниями) установлено:
34.7. Прием МАУПТ должен оформляться актом в соответствии с приложением 29.
34.8. Необходимость подключения МАУПТ на пульты централизованного наблюдения (ПНЦ) определяется подразделениями вневедомственной охраны с участием представителей заказчика и органов ГПН.
34.9. Приемно-контрольные приборы МАУПТ по окончании монтажа должны иметь табличку, содержащую:
34.10. По окончании сдачи и приемки в эксплуатацию МАУПТ монтажно-наладочная организация должна опломбировать те части приборов, к которым имел доступ ее представитель в процессе монтажа, наладки и регулировки установки, и проверить наличие пломб предприятий-изготовителей на приборах.
35. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации и автоматики установок пожаротушения
35.1. Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации и автоматики установок пожаротушения, должна соответствовать приложению 30.
35.2. Приемка в эксплуатацию АСПС и АУП без проведения комплексной наладки и опробования не допускается.
35.3. При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС и АУП рабочая комиссия проводит:
В необходимых случаях комиссия проводит и другие проверки параметров, оговоренные техническими условиями на аппаратуру.
35.4. Методика испытаний при приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию определяется в каждом конкретном случае рабочей комиссией.
35.5. При обнаружении несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования, а также требованиям настоящих правил комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях (приложение 31), на основании которого монтажно-наладочная организация должна устранить их в оговоренный срок и вновь предъявить технические средства сигнализации к сдаче.
35.6. АСПС и АУП считаются принятыми в эксплуатацию, если проверкой установлено следующее:
35.7. Оформление результатов приемки:
Методические рекомендации регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС) в эксплуатацию .
5.4.1. Общие положения
Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (органи зации-заказчика (22).
В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС. Участие представителей ГПС в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обя зательным. К участию в работе комиссий помимо официального представителя органов ГПС могут привлекаться работники ГПС, осущест вляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, 4 НПБ 05) (23).
Работа комиссии проводится по программе приемочных испыта ний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком. Программа приемочных испытаний должна включать (24):
основные характеристики объекта испытаний;
цель испытаний;
состав приемочной комиссии;
объем испытаний и проверок;
материально-техническое обеспечение испытаний;
требование безопасности;
методику испытаний;
критерии оценки результатов испытаний.
Рабочая комиссия должна (26):
проверить качество и соответствие выполненных монтажно-наладочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;
провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложе ние 28).
При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно- наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче (27).
Представитель органа ГПС, входящий в комиссию, обязан (29):
принять участие в проверке и приемке смонтированного обору дования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и уста новок противопожарной защиты;
сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПС о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.
При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПС письменно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается (30).
5.4.2. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации
Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации, должна соответствовать приложению 30 (35.1).
Приемка в эксплуатацию АСПС без проведения комплексной наладки и опробования не допускается (35.2).
При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС рабочая комиссия проводит (35.3):
проверку качества и соответствия выполненных монтажно-нала дочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;
измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;
измерение сопротивления шлейфа сигнализации;