Категория а 16 лет. Сколько нужно учиться на права — сроки и стоимость обучения в автошколе

Каждый год количество желающих получить заветные водительские «корочки» растет. В 2016 году срок обучения и стоимость изменились, а к обучающим организациям применены жесткие требования. В данной статье рассмотрим все тонкости данного процесса, а также ответим на вопрос, который так волнует будущих автомобилистов, сколько учиться на права на машину.

Причины изменений

В текущем году законодательство стало более требовательным к качеству подготовки будущих водителей, так как количество ДТП с участием новичков на дороге стремительно растет. Поэтому кто не получил водительское удостоверение (ВУ) в прошлом году, потратят значительно больше денег, времени и сил.

Только аккредитованные автошколы могут обучать азам вождения. Такие организации имеют свою собственную программу обучения, которая утверждена в ГИБДД. Согласно обновленным правилам, к прохождению курсов категории «А1» и «М» допускаются люди не младше 16 лет. Обучиться на другие виды транспорта можно с 18-летнего возраста.

Какова длительность обучения

Раньше можно было самому готовиться к сдаче экзаменов и практиковаться в управлении машиной. Все изменилось. Если сейчас вы не посетите автошколу, на вас никто не посмотрит.

Предусмотрены 3 этапа обучения категории «В» в количестве 190 часов (раньше всего 156):

  • теоретические занятия – 130 часов;
  • практическое вождение – 56 часов;
  • экзамен – 4 часа.

Теперь на экзамене по вождению автомобилист должен выполнить 4 упражнения (ранее – 3). Добавлено упражнение «безопасная высадка пассажира».

Многих автолюбителей интересует срок переподготовки при получении другой категории. Базовое обучение составляет 84 часа. Некоторые изменения внесены в допуск к «М» категории (скутеры и мопеды). Если у водителя отсутствуют права на управление другими видами транспорта («В», «С» и т.д.), он должен посетить обязательные занятия в автошколе.

Если человек учился водить автомобиль с автоматической коробкой передач, то после окончания курсов он не допускается к управлению машиной с наличием «механики». Однако при обучении на авто с механической КП ездить на ТС с «автоматом» он имеет полное право.

В зависимости от желаемой категории предусмотрены следующие сроки обучения:

  • «А», «А» − не более 4 месяцев;
  • «В», «М» − 3,5 месяца;
  • «С» − 6 месяцев;
  • «D» − 7,5 месяца;
  • «D1» − не более 7 месяцев;
  • «B1E», «DE» − не более месяца;
  • «CE» − 1 месяц.

Документы

Для того чтобы начать обучение в автошколе, следует иметь при себе следующий перечень документации:

  1. Паспорт РФ. Вы получите специальный бланк, куда нужно вписать свои персональные данные.
  2. Медицинская справка нового типа 083/у-89. Нужно обратиться к таким врачам, как терапевт, психиатр-нарколог, окулист, хирург, невролог, ЛОР.
  3. Фотографии (3Х4, 3 штуки).
  4. Военный билет (мужчинам до 27 лет).

Какое количество предметов изучается в автошколе

В текущем году произошли обновления подготовительной программы – введен принцип модульности. Для новичка предусмотрены три этапа: базовый, специализированный и профессиональный. Подготовленный водитель не обязан проходить данное обучение. В европейских странах этот принцип действует успешно уже давно.

В автошколе обязательными являются следующие предметы:

  • профильное право;
  • основы психоэмоционального поведения водителя на дороге;
  • основы первой медпомощи. Количество часов уменьшилось до 16 (ранее −24);
  • теория безопасного вождения;
  • правила эксплуатации ТС;
  • основы грамотной перевозки грузов и пассажиров.

Стоимость автомобильных курсов

После введения поправок к обучению в автошколе, цена курсов выросла почти на 40%. Главными «виновниками» стали сразу несколько причин: рост иностранной валюты, тяжелая финансовая ситуация в стране, увеличение сроков учебы, а также повышенные требования к преподавателям и оснащению автомобильных организаций.

Установлены денежные сборы за экзамены:

  • сдача теоретической части – 1 тыс. рублей;
  • практическое вождение – 3,5 тыс. рублей.

Оформление водительского удостоверения стоит 2 тыс. рублей (ранее 800 рублей). Полная стоимость прав обойдется в сумму до 35 тыс. рублей.

Как сэкономить?

Существует несколько вариантов того, как сэкономить на получении прав:

  • выгодные акции, за счет которых конечная стоимость курсов существенно снижается;
  • специальное направление из службы занятости, данный способ подойдет только для стоящих на учете людей в этом учреждении не менее 2 месяцев;
  • возврат 13% от суммы потраченных на обучение денежных средств (социальный налоговый вычет).

На видео о правилах сдачи экзаменов

Так как срок обучения на права в текущем году составляет не менее 3,5 месяца, следует заранее позаботиться о правильном выборе автошколы. Оптимальный вариант – близко расположение организации и автодрома недалеко от вашего места проживания, приемлемая стоимость обучения.

Если об обучении в автошколе вы хотите знать все, а в вашем распоряжении только отрывистые рассказы знакомых, вам будет полезен этот материал - мы расскажем все «от и до», и начнем прямо с решения обучиться вождению.

Медкомиссия и сбор документов

Первым делом следует сделать фотографии - цветные, формата 3 x 4. Стандартных шести штук вам вполне хватит для всех нужд.

Теперь - медкомиссия. Отправляйтесь в то медицинское учреждение, которое вам по душе и по карману (государственную поликлинику или медицинский центр) и просите справку формы 083/у-10. Почти всех специалистов можно обойти там же, где вам эту справку выдали. Вы начинаете обход у терапевта, затем посещаете невролога, хирурга, ЛОРа, офтальмолога (если у вас слабое зрение, он сделает пометку о том, что вы обязаны водить авто в очках) и возвращаетесь к терапевту, который делает заключение о вашем здоровье. Двух оставшихся врачей - нарколога и психиатра - придется искать в психоневрологическом диспансере, к которому вы приписаны; обойти их в поликлинике или медцентре не получится. Иногда требуется прохождение флюорографии и/или других специалистов: об этом вам расскажут при выдаче справки.

Это важно: иногда терапевт, делающий заключение о здоровье, не соглашается ставить печать и подпись, если вы еще не были у нарколога и психиатра в ПНД. Поэтому есть смысл заглянуть сначала туда, чтобы потом не возвращаться в поликлинику/медцентр.

При прохождении комиссии военнообязанным следует иметь военный билет или приписное свидетельство, а лицам со слабым зрением - очки или контактные линзы.

Впрочем, с медкомиссией можно немного потянуть, если вы уверены в своем здоровье, и начать ее прохождение уже во время обучения теории: медицинская справка понадобится только для того, чтобы приступить к практике. Однако это - не только формальность, и рекомендуется все-таки разделаться с этим до подачи заявления, чтобы убедиться, что противопоказаний у вас действительно нет.

После обхода всех специалистов на руках у вас останется вот такая голубенькая справка.

Осталось сделать копию документа, удостоверяющего личность, и можно отправляться в автошколу - писать заявление с просьбой принять вас в ряды обучающихся.

Теория

Программа обучения в автошколе подразумевает теоретическую и практическую части, но первые занятия вас ждет только «голая» теория - практика подключится примерно через пару недель. На ней вас познакомят с правилами дорожного движения, всеми дорожными знаками, которые вы будете встречать, административной и уголовной ответственностью за правонарушения и многим другим.

Параллельно с этой теорией (иногда - в заключение всех теоретических циклов) пройдет несколько занятий по медицине, где вас не только обучат элементарной первой помощи при несчастных случаях, но и расскажут, чего нельзя делать при серьезных авариях.

Вся теория целиком занимает 106 часов академических часов. Академический час, напоминаем, равен 45 минутам, в отличие от астрономического, длящегося 60 минут. На эту разницу полезно обратить внимание при заключении договора, чтобы между вами и школой не возникло недопониманий.

Практика

Практика (площадка)

Площадка всегда обустраивается по строго определенным правилам: там есть дорожная разметка, аналогичная настоящей, эстакада, пешеходный переход, светофор или имитация перекрестка со светофором и разметкой «Стоп», а также дорожные конусы, которые обозначают гараж и служат ориентирами для прохождения «змейки».



Здесь вам нужно будет научиться делать базовые приемы - плавно трогаться на ровной поверхности и на подъеме (эстакада), объезжать препятствия («змейка»), разворачиваться на перекрестке, останавливаться ровно там, где велит это сделать дорожная разметка и, конечно, парковаться. Последнее упражнение существует в двух видах, и вам нужно будет показать владение обоими - во-первых, это параллельная парковка (как между двумя машинами на обочине), во-вторых, гараж (прямой заезд задним ходом).

Теоретически, вождение на площадке должно занимать не более 20 часов. На практике вас просто не выпустят из ворот, если инструктор в вас не уверен. До того момента, пока это не произойдет, придется кататься по площадке, отнимая у себя часы практики за городом - поэтому отнеситесь и к внутреннему вождению со всей ответственностью.

Практика (пригород)

Чаще всего до самого пригорода машину ведет инструктор - это нормально. Как только вы выезжаете за черту города или поселка, руль доверяют уже вам. Как правило, это практикуется в местах, где не особенно оживленное движение, а главное - исключительно редки пешеходы.

Главное, чему здесь нужно будет научиться и что показать - умение правильно оценивать дорожную обстановку, набирать и сбрасывать скорость (а в случае с механической коробкой передач еще и «слушать» обороты), следить за поведением других участников движения и реагировать на него, пользоваться всеми зеркалами заднего вида. Ну и, конечно, просто показать саму технику вождения по асфальтированным и проселочным дорогам.

Если с этим все в порядке, мы начинаем понемногу выезжать в город.

Практика (город)

Здесь вам нужно будет объединить свои познания, полученные на всех предыдущих этапах обучения: продемонстрировать знание правила ПДД из курса теории, показать технику остановок и парковок с площадки и вспомнить умение взаимодействия с другими участниками движения в пригороде.

Не волнуйтесь: все участники движения когда-то были на вашем месте - в автомобиле с большой буквой У, поэтому к вам, скорее всего, отнесутся с пониманием. Кроме этого, помните, что в серьезную аварию в черте города попасть очень сложно, особенно при наличии рядом опытного инструктора, поэтому бояться выездов в город не стоит.

Общий накат по пригороду и городу составляет в норме 50 часов - распределяться это время может по-разному, в зависимости от того, насколько быстро инструктор почувствует в вас уверенность выезда на следующий этап. Если все 50 часов откатаны, но вы не чувствуете уверенности, всегда можно пройти дополнительные занятия за отдельную плату - это нормальная практика.

Внутренний экзамен

Итак, базовые навыки вождения получены, и группа приступает к прохождению внутреннего экзамена. Зачем он нужен?

  • Во-первых, с его помощью вы сумеете оценить свои реальные возможности пройти экзамен в ГАИ. Если что-то пошло не так, вы всегда успеете подучить теорию или подбить практику.
  • Во-вторых, наличие такого экзамена позволяет временно отсеять тех, кто не готов пройти окончательную проверку - это сократит очереди на сдачу экзамена в ГАИ.

Требования на внутреннем экзамене жестче, чем на финальном. Это делается и для вашего блага, и для блага автошколы. Ужесточение требований вполне правомерно, если оно прописано во внутреннем уставе учреждения (поэтому хорошо бы им поинтересоваться во время обучения). Но тут, как говорится, тяжело в учении, легко в бою.

На этот момент вы должны быть уже знакомы со всеми ПДД и билетами: всего их сорок, и в каждом из них по двадцать вопросов. В ГАИ вам достанется только один билет с возможностью дважды ошибиться, а вот в автошколе вы ответите на пять-десять билетов, иногда вообще без права на ошибку.

После того, как теория сдана, вы показываете технику вождения на площадке:

  • въезд на эстакаду;
  • разворот на перекрестке;
  • поворот;
  • «змейка»;
  • гараж;
  • параллельная парковка;
  • остановка на перекрестке.

Экзамен может быть засчитан как после первого круга, так и после третьего или пятого. Больше пяти кругов по площадке обычно не делается.

На выполнение каждого упражнения дается две минуты, но учитывается только общее время прохождения экзамена - это значит, что вы можете быстро выполнить большую часть упражнений и оставить дополнительное время для последнего.

Последнее, что осталось сделать перед финальным экзаменом в ГАИ - это пройти внутренний экзамен по городу. Здесь требования также жестче: например, количество допустимых штрафных баллов вам могут снизить до трех-четырех вместо пяти, а трехкратный провал может вернуть вас на сдачу первого этапа - теории.

Экзамен в ГАИ

Первое, что вас тут ждет - все та же теория. Правда, билет здесь будет всего один, потому что времени мало, а желающих сдать или пересдать экзамен - много.

Если теория сдана успешно, вы показываете владение практикой вождения (так же, как и в автошколе - на площадке и в городе). Сразу хотим отметить, что с первого раза все этапы экзамена проходит примерно треть кандидатов в водители (это официальная статистика вне зависимости от географии расположения школы и ГАИ) - по большей части, это происходит от недостатка практики вождения. Во-первых, сказывается и сам недостаток опыта, во-вторых, осознание этого заставляет новичка нервничать и проваливать даже то, в чем он поднаторел. Выход тут один - брать максимальный пакет обучения и, если понадобится, дополнительные занятия.

Требования автоинспекторов достаточно жестки. Не позволяйте экзаменатору подловить себя: если, например, он говорит, что экзамен сдан, и сейчас вы можете развернуться или припарковаться в неположенном месте, не стоит на это соглашаться - помните, что вы все еще на экзамене. Такие провокации разрешены и часто практикуются инспекторами.

После начисления пяти штрафных баллов кандидата снимают с экзамена. Нарушения неравнозначны - некоторые из них «заслуживают» одного балла, некоторые - сразу всех пяти.

В заключение - немного о сроках, в которые вам придется уложиться.

  • Пройти экзамен в ГАИ вы сможете не раньше, чем вся ваша группа пройдет внутренний экзамен.
  • Если теория в ГАИ «завалена», вернуться на пересдачу вы сможете не раньше, чем через месяц.
  • Если теория успешно сдана, то этот экзамен считается действительным полгода. Это значит, что попытка пересдать практику на седьмой месяц потребует пересдачи и теории тоже.
  • Срок действия самих прав на данный момент (середина 2017 года) в РФ составляет 10 лет. Не стоит путать его со сроком действия сертификата, полученного вами после обучения в автошколе - он бессрочный, и вам не придется заново учиться, чтобы пересдать экзамен через 10 лет.

Однозначно ответить на вопрос, сколько у вас займет обучение в автошколе, сложно. Обычно сроки варьируются от 2,5 до 6 месяцев - это зависит от наполненности группы, от вашей возможности быстро и без задержек откатать все часы практических занятий, ну и, конечно, от количества попыток сдачи экзамена.

После покупки машины встает вопрос с водительскими правами. Чтобы получить удостоверение нужно пройти соответствующие курсы. Многие думают, что это легко и быстро. Получить права сложно.

Это не просто какая-то справка, потребуется выучить все правила дорожного движения досконально. И этих знаний будет маловато, нужно не бояться ездить по оживленным дорогам, а также научиться чувствовать автомобиль.

Ответ на вопрос зависит от категории, на которую вы хотите сдавать. На какую-то нужно учиться полтора месяца, а на другую почти полгода.

Категория А, А1 и АМ

Категория BC

Категория D

Категория Е

На эту категорию учатся всего полтора месяца. Но у вас уже должны быть категории Bи С, а также два года стажа. Если хотите стать дальнобойщиком-международником есть возможность пройти дополнительный курс за 5 дней.


Иногда, кроме курсов, связанных с получаемой категорией, приходится проходить дополнительные и обязательные. Это зависит от вашего рода деятельности, то есть, для чего будет использоваться автомобиль.

Допустим, вы будете работать на каком-либо опасном предприятие, где нужно перевозить опасные грузы. Тогда нужно проходить инструктаж, который длится от 3 до 7 дней.

Как видите, в некоторых случая придется еще потратить недельку на прохождение дополнительных обязательных курсов.

В основу обучения любой категории входит базовый модуль, который состоит из изучения определенных предметов, а также практической части.

Сколько предметов изучают в автошколе?

Изучают 5 предметов:

  • Правила Дорожного Движения;
  • основы законодательства;
  • первая помощь (медицина);
  • психология вождения;
  • основы использования и устройства транспорта.

На теорию отводится 84 часа, за которые нужно изучить весь данный список предметов.

На автодроме, учащийся обучается как правильно трогать, ездить по кругу и постепенно переходит к более сложным упражнениям:

  • змейка;
  • троганье с места под горку;
  • въезд в бокс передним и задним ходом;
  • параллельная парковка.

Для практической езды по городу установлены специальные маршруты. Осуществляется это под руководством инструктора и нельзя повышать скорость более 40 км/час. Для грузового транспорта или пассажирского практика проходит также.

Важно! Если в законе написано, что длительность одного урока – час, это совсем не значит, что все это время вы будете кругами ездить по городу или автодрому. В эти 60 минут входит оформление соответствующей документации, а также инструктор будет следить, что у вас не получается и заставлять повторять пока вы не научитесь. То есть, отрабатывать некоторые моменты.

По прохождению обучающего курса, вы пройдете внутренний экзамен и если все будет хорошо, то будите допущены к экзамену в ГИБДД.


Первым делом нужно собрать информацию обо всех автошколах вашего города. Для этого пообщайтесь со знакомыми, приятелями, которые совсем недавно получили права. Если таковых не имеется, то воспользуйтесь интернетом, поищите на форумах отзывы и прочее.

Из всех вариантов следует выбрать пару самых подходящих. Далее следует зайти на их сайты и почитать информацию о них: какие услуги предоставляют, сроки и прочее. Ту, которая понравилась нужно посетить и пообщаться с представителями.

Критерии, на которые стоит обратить внимание при выборе

Обязательно у автошколы должна иметься лицензия. Но ее наличие не гарантирует получения качественных знаний и умений.

Автошкола не может проводить обучение в случае:

  1. Закончился срок аренды помещений, технических принадлежностей и так далее.
  2. Если используются две неподготовленные площадки а лицензия имеется лишь на одну.

Воспользовавшись специальными сайтами можно определить действительность лицензии. Обратите внимание на оснащение площадок и аудиторий, в них должны быть:

  • специальные обучающие тренажеры. Они создадут имитацию езды, тем самым вы быстрее научитесь;
  • интерактивные доски, дабы было удобнее изучать теорию;
  • специальный методический стенд, который имеет пакеты узлов и механизм автомобиля;
  • должно быть специальное оборудование для прохождения тестирования начинающим водителям;
  • компьютеры. Без них невозможны групповые или самостоятельные занятия, а также сдача экзаменов.

Посмотрите в каком состоянии автопарк. Нужно учиться на современных и хороших автомобилях. Ведь будет не удобное ехать на разваливающейся машине. Посмотрите сколько длится обучение и сколько отведено часов на практику.

Выбирайте школу, которая дает комбинированные знаний. То есть, была теория, вас чем-то обучали, потом дается возможность попробовать это на практике. Не нужно, чтобы был слишком большой перерыв между теорией и практикой, иначе можно все забыть. Следите за новостями автошколы, возможно она проводит какие-либо конкурсы, акции или скидки. Это не означает, что школа плохая. А также удастся сэкономить.

Стоимость учебы для получения ВУ

Теперь давайте разберем сколько же будет стоить получить права:

  1. Мы оплатим услуги автошколы. Допустим это будет 20.000 рублей.
  2. Дальше потребуется предъявить специальную мед. справку, которая тоже не бесплатна.
  3. Понадобится учебная литература, которая обойдется от 200-500 рублей.
  4. Если вы будете плохо учиться, то возможно нужно будет заплатить инструктору 500-1000 рублей + дополнительные курсы;
  5. Выпускаясь из школы, могут попросить плату за свидетельство – 50 рублей.

Плюс еще какие-либо траты. Итоговая сумма может получиться около 28.000 рублей, особенно если вы не сдадите с первого раза. Так что на обучение желательно отложить сумму в полтора раза большую чем требует автошкола.

Теперь вы знаете сроки обучения, что нужно учить, а также примерную сумму, которую потратите на получение водительских прав. Как вы понимаете, учиться лучше хорошо и все сдавать с первого раза, иначе эта сумма может быть значительно больше.

Слова Остапа Бендера о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» сейчас становятся все более актуальными. По статистическим данным каждая вторая российская семья имеет в распоряжении машину. А у всех ли членов семьи есть права? Как правило, нет, поэтому вопрос получения прав на управление автомобилем волнует многих людей. Рассмотрим поэтапно весь процесс – от выбора автошколы и водительской категории до сдачи экзамена в ГИБДД.

Как получить права на вождение автомобиля?

Для начала необходимо определиться – что такое права и обязательно ли они нужны? Правами называют водительское удостоверение соответствующей категории, которым обязательно должен обладать любой водитель механического транспортного средства. В нашей стране права можно получить после обучения в специализированном учебном заведении – автошколе. Но просто отучиться там – недостаточно, следует сдать сначала внутренний экзамен, а после — экзамен в ГИБДД. Значит, права должны быть при себе у любого водителя, сидящего за рулем.

Важно: еще несколько лет назад существовала возможность сдать экзамен самостоятельно, не проходя подготовку в автошколе, но с ноября 2013 года такой вариант отменен – экстерном сдать на права нельзя, придется пройти полноценное обучение в лицензированном образовательном учреждении.

Многих интересует, в каком возрасте идти учиться вождению? В 16 лет можно получить ВУ только на управление мопедами и мотоциклами, для которых характерен небольшой объем двигателя. Это подкатегории «М» и «A1» соответственно. По остальным категориям получение прав возможно только с 18 лет, причем есть и исключение – водительское удостоверение категории «D» можно положить в карман только в 21 год.

Важно: по закону кандидат в водители, желающий управлять легковым автомобилем, имеет право начать обучение в автошколе и в 16 лет. Экзамен он может сдавать после достижения 17 лет. Но возраст выдачи прав все равно не меняется – при успешной сдаче экзамена в ГИБДД водительское удостоверение будет выдано в 18 лет.

Выбор водительской категории

Категория, указанная на обороте водительского удостоверения, показывает, какими транспортными средствами имеет право управлять владелец этого документа. Чтобы понять, какая категория необходима именно вам, определитесь – на чем вы планируете ездить и с какой целью получаете права. Например, если вы хотите работать водителем автобуса, то вам потребуется ВУ с категорий «D». Наиболее распространенным вариантом является категория «B» – если она указана в правах, то их обладатель может управлять любыми легковушками и маленькими грузовиками.

Важно: если вы управляете транспортным средством, относящимся, к примеру, к категории «С», а в ваших правах ее нет, то данное действие грозит вам штрафом и отстранением от управления автомобилем.

Сейчас существуют следующие категории и подкатегории:

Выбор автошколы и обучение

Если вы твердо решили перестать быть пешеходом и получить водительские права, то следует определиться с учебным заведением и инструктором, а также понять, как проходит процесс обучения.

Как выбрать автошколу?

Очень важно грамотно подойти к вопросу выбора автошколы, так как от этого во многом зависит ваша водительская карьера. Не спешите и обдумайте все возможные варианты. В конце 2013 года в законодательстве произошел ряд серьезных изменений, затронувших работу автошкол. Суть в том, что подготовка и обучение водителей стали считаться профессиональной деятельностью, осуществление которой должно производиться в соответствии с новыми разработанными требованиями.

Важно: выбрав учебное заведение, обязательно убедитесь, что оно есть в списке одобренных ГИБДД. Сделать это можно на официальном сайте в разделе «Автошколы», необходимо только выбрать ваш регион.

На что обратить внимание при выборе автошколы?

  1. Наличие лицензии – если ее нет, то и экзамен в ГИБДД вы сдать не сможете, до него просто не допустят. После реформы 2014 года многие автошколы остались без лицензии, так как не смоги соответствовать новым требованиям, включающим в себя собственный автодром, соответствующую законодательству материально-техническую базу для обучения, наличие профессиональных инструкторов, преподавателей теории и т.д.
  2. Прочитайте отзывы о выбранной автошколе – на официальном сайте и просто в Интернете. Как правило, в любом городе в ГИБДД можно посмотреть рейтинг автошкол – он составляется на основе информации о том, сколько человек из тех, кто сдавал экзамен, получили права. То есть рейтинг – это процент людей, сдающих экзамен с первого раза. Обычно автошколы с высокими показателями отличаются качественным обучением. Значит, чем выше рейтинг, тем больше вероятности и у вас будет избежать изнурительных пересдач.
  3. Постарайтесь посмотреть на учебный класс, в котором проводятся занятия. Обратите внимание на плакаты, раздаточный материал, дорожные знаки и т.д. – все это должно быть современным, так как в правила дорожного движения постоянно вносятся коррективы. Для эффективного процесса обучения в автошколе должны быть автотренажеры и компьютерный класс.
  4. Выясните все о штатных работниках – кто будет вести занятия по теоретической части, а кто – по практической, то есть по вождению. Сейчас во многих школах есть возможность разово (без заключения договора) посетить одно занятие по теории, чтобы составить мнение о работе преподавателя и его методах.
  5. Узнайте, существует ли вариант просмотра лекций по Интернету, в настоящее время такой способ проведения занятий приобретает популярность у людей с ненормированным графиком работы.
  6. Съездите на автодром, где будет происходить обучение начальным навыкам вождения, удостоверьтесь, что он соответствует новым требованиям – есть асфальтовое покрытие, разметка, знаки и т.д.
  7. Изучите договор, в нем должны быть указаны следующие основные аспекты:
  • номер лицензии автошколы;
  • сроки обучения;
  • полная стоимость обучения;
  • количество часов, отведенных на теоретическую и практическую части.
  1. Обратите внимание на условия оплаты и акции – большинство автошкол предлагает рассрочку, то есть перед началом обучения с ученика берется первоначальный взнос, остальная сумма выплачивается в течение прохождения курса. Студентам часто предоставляются скидки. Знайте, что впоследствии вы можете получить налоговый вычет.
  2. Спросите, сколько стоят дополнительные занятия по вождению, повторная сдача внутреннего экзамена. Обычно полная стоимость обучения включает в себя занятия по теории и вождению, а также одну попытку внутреннего экзамена.
  3. Уточните, можно ли перенести назначенное занятие по вождению или оно пропадет, если вы по каким-либо причинам не успеете его посетить.
  4. Узнайте, кто определяет время начала занятий по вождению, в какое место надо будет приехать и где вас высадят потом.
  5. Выясните информацию о марках, годах выпуска и состоянии автомобилей, предоставляемых для тренировки водительских навыков. Можно ли будет выбрать машину для занятий? Если да, то отдавайте предпочтение самым новым автомобилям.

Важно: при выборе автошколы главным образом следует ориентироваться на инструктора, так как именно он будет учить вас ездить.

Если выучить теорию можно и самостоятельно, прочитав ПДД и посмотрев ролики на YouTube, то вождение машины своими силами никак не освоить. Ваши первоначальные навыки, уверенность на дороге – все зависит от инструктора. Поэтому чаще всего люди идут учиться именно к конкретному преподавателю по вождению, и им неважно, в какой автошколе он работает. Но это не отменяет того, что следует прояснить для себя информацию, озвученную выше.

Как выбрать инструктора?

Конечно, все понимают, что умение хорошо и понятно учить незнакомого человека водить машину – это талант. Не все инструкторы, к сожалению, им обладают. Обычно у них вообще нет педагогического образования, а оно бы не помешало, согласитесь? Когда вы выбираете инструктора, обратите внимание на:

  • Знание правил дорожного движения – сейчас ситуация значительно улучшилась, так как инструкторы и сами периодически проходят тестирование по ПДД. Но раньше многие знали правила хуже, чем кандидаты в водители. Почему? Большинство людей с водительским стажем, превышающим три года, не помнит ПДД досконально. Выбирайте того инструктора, который не только знает правила от и до, но и ориентируется в подводных камнях и проблемных нюансах, возникающих на дороге.
  • Стаж работы в должности инструктора – чем дольше человек учит других водить машину, тем лучше он это делает. Опыт – великая вещь, но есть и другой момент: обычно инструкторы, которые работают давно, знают все типичные ошибки и маршруты сдачи экзамена в ГИБДД.
  • Процент сдачи – ни для кого не секрет, что у одних инструкторов ученики в среднем сдают экзамен лучше, а у других – хуже.
  • Отзывы о выбранном инструкторе – следует выяснить информацию не только о профессиональных качествах будущего наставника, но и о человеческих. Согласитесь, все люди разные – кому-то будет некомфортно в обществе инструктора, постоянно ругающего и педантично указывающего на все недостатки, а кому-то – именно такой и нужен.

Процесс обучения

Обычно во всех автошколах он похож – начинается учеба с теоретических занятий, потом добавляется вождение. Обучение правилам ПДД, как правило, происходит вечером, занятия проходят несколько раз в неделю. В некоторых школах бывает группа выходного дня, также сейчас учебные заведения все чаще стали предлагать возможность смотреть лекции по Интернету. Для занятий вам потребуется книга с билетами по ПДД, причем следует брать самый свежий вариант. Можно установить на телефон специальное приложение, чтобы решать билеты в свободное время. Считается, что выучить правила довольно легко, достаточно вдумчиво прочитать их, прослушать лекции и решать по несколько билетов в день. На компьютере или телефоне делать это очень удобно, так как вы сразу узнаете неправильные ответы и сможете посмотреть комментарии. В блок теоретического обучения входят не только ПДД, но и сведения об устройстве автомобиля, об оказании медицинской помощи, о безопасности дорожного движения и т.д.

Вождение начинает после того, как изучены основы правил дорожного движения. Практическая часть обычно разделяется на блоки, например, сначала ученика знакомят с устройством машины, потом учат плавно трогаться и тормозить, затем поворачивать и т.д. Если вы живете в крупном городе, то практические занятия, скорее всего, начнутся на автодроме. Если вы житель маленького городка, то первые вождения, возможно, пройдут сразу на дороге (выбираются наименее оживленные, без светофоров и сложных перекрестков). Инструктор должен научить вас выполнять упражнения на автодроме и ездить в условиях городского движения. Вождение по городу подразумевает, что вы примените на практике все полученные знания.

Важно: если у вас началось вождение, но общий язык с инструктором никак не находится и вы чувствуете себя некомфортно и неуверенно, то обратитесь к руководству автошколы с просьбой поменять наставника по практическому обучению. Обычно ученикам всегда идут навстречу.

Прохождение медкомиссии

Чтобы будущего водителя допустили до практических занятий, он должен принести в автошколу медицинскую справку. Где ее взять? Для ее получения нужно пройти медкомиссию. В 2016 году изменились правила ее прохождения, внешний вид справки тоже поменялся. Пройти комиссию можно в любом медицинском центре, оказывающем подобные услуги.

Важно: сообщите в медцентре заранее, какие категории вы планируете открывать в водительском удостоверении, так как список врачей, необходимых для посещения, зависит от этого.

Рассмотрим порядок действий при оформлении справки на стандартную категорию «В»:

  • Вы приходите в медицинское учреждение с паспортом и военным билетом, если он есть. Там оформляется медкарта.
  • С медкартой вам нужно посетить следующих специалистов: терапевт, офтальмолог. Терапевт при необходимости может направить к неврологу или на электроэнцефалографию.
  • Посещение психиатра, который находится в психоневрологическом диспансере по вашей прописке.
  • Посещение нарколога в наркологическом диспансере (тоже по прописке). Имейте в виду, что нарколог может выдать вам направление на анализ крови и (или) мочи.
  • Вернитесь в медцентр и посетите повторно терапевта, который на основании предоставленных данных оформит вам медицинскую справку.

Важно: сейчас справку можно сделать очень быстро – потребуется один день. Стоимость зависит от города, в котором вы живете, но обычно не превышает 3000 рублей. Некоторые автошколы имеют договор с медцентрами, тогда справка оформляется бесплатно, платить придется только за прохождение психиатра и нарколога.

Сдача экзамена в автошколе

Чтобы ученика допустили до сдачи экзамена в ГИБДД, он сначала должен сдать внутренний экзамен в автошколе. Обычно такое испытание идентично реальному экзамену и является своеобразной репетицией. Но часто требования, которые предъявляются к внутреннему экзамену, даже жестче, чем в ГИБДД. С чем это связано? Руководство автошкол стремится отсеять неуверенных и неподготовленных кандидатов, чтобы не понижать свой рейтинг и не увеличивать очередь на сдачу экзамена. Требования к внутреннему экзамену законодательно никак не определяются, поэтому автошкола вправе сама их разработать. Рассмотрим пример наиболее стандартных условий:

  • Экзамен по теоретической части – ученику предлагается от 3 до 10 билетов, возможна только одна ошибка.
  • Автодром – ученик должен правильно выполнить все семь упражнений (без штрафных баллов).
  • Город – штрафные баллы не допускаются, то есть проехать по городу необходимо безупречно.

Важно: следует помнить, что в большинстве автошкол принято правило: тем, кто не сдал, например город, приходится во второй раз сдавать все по новой (теорию, автодром и город).

Сдача экзамена в ГИБДД

Экзамен в ГИБДД, как и внутренний в автошколе, состоит из трех частей. Рассмотрим их подробнее.

Теоретическая часть

Кандидату в водители предлагается один билет (20 вопросов). Стоит учесть, что билет состоит из четырех тематических блоков (в каждом по 5 вопросов). Если вы сделали одну ошибку в одном тематическом блоке, то вам будут добавлены еще 5 вопросов из той же темы. При верных ответах на эти вопросы экзамен будет сдан.

Если же вы ответили неправильно на два вопроса из разных тематических блоков, то вам будут добавлены 10 дополнительных (по 5 на каждый блок). Отвечаете на них верно – экзамен сдан.

Важно: ошибаться на дополнительных вопросах нельзя. Если вы допустили две ошибки в одном тематическом блоке, то экзамен будет не сдан.

Автодром

В 2016 году были усложнены условия сдачи автодрома, добавлены новые элементы и увеличено количество упражнений, которые необходимо сделать для сдачи экзамена. Для категории «В» обязательно нужно выполнить:

  • Горка (остановка и начало движения на подъеме);
  • Въезд в гараж задним ходом;
  • Параллельная парковка.

Когда вы сделаете эти упражнения, инспектор предложит вам выполнить (выбирает он сам) еще два из следующих:

  • Разворот, когда пространство для маневра ограничено;
  • Змейка (с сентября 2016 года она изменилась);
  • Повороты на 90 градусов.

Если же автодром является автоматизированным, то вас ждет и проезд регулируемого перекрестка.

Город

Обычно считается самой сложной частью экзамена, большинство кандидатов в водители не выдерживают именно это испытание. Обратим внимание на некоторые моменты:

  • Если вы сдаете город на машине ГИБДД, то инструктора с вами не будет, а если на автомобиле автошколы, то ваш наставник может присутствовать.
  • Сейчас время, которое вы будете кататься по городу, ограничено 30 минутами.
  • Чтобы сдать экзамен, вы не должны набирать 5 и более штрафных баллов. За грубую ошибку дается 5 баллов (экзамен сразу не сдан), за среднюю – 3, за мелкую – 1.
  • В процессе экзамена по городу вы должны выполнить ряд обязательных маневров, например, повороты налево и направо, развороты, остановку, вынужденную остановку, движение с максимально разрешенной скоростью и т.д.

Важно: при подготовке старайтесь вдоль и поперек изучить маршруты для сдачи экзамена, обычно инструкторы их хорошо знают и могут рассказать обо всех трудностях. Особенно обратите внимание на знаки, запрещающие остановку.

Сейчас все три части экзамена записываются на камеру.

Необходимые документы

Чтобы начать обучение в автошколе, вам потребуются паспорт и медицинская справка. Для экзамена в ГИБДД необходимы следующие документы:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Свидетельство об обучении в автошколе;
  • Медицинская справка (действующая);
  • Квитанция об оплате государственной пошлины (2000 рублей, через Госуслуги можно оплатить со скидкой).

Сколько учиться на права?

Как правило, автошколы сами определяют срок обучения. Однако можно проследить закономерность, например, на категорию «В» обычно учат около трех-четырех месяцев. За меньший срок вы просто не успеете выучить теорию и откатать занятия по вождению.

Сейчас законодательно определено количество часов, затрачиваемых на вождение. Практика должна занимать 56 часов. Чаще всего одно занятие – два часа, то есть всего 28 занятий по вождению. На теорию вместе с зачетами отводится 143 часа. Считается, что теоретические занятия измеряются в академических часах, а практические – в астрономических. Но в действительности и один час вождения в автошколах часто занимает 45 минут, поэтому внимательно читайте договор.

Сколько стоит сдать на права?

Цена обучения в автошколе во многом зависит от региона – в крупных городах, например Москве и Санкт-Петербурге, она значительно выше, чем в небольших. Рассмотрим средние цены на услуги автошкол, помня, что для Москвы и СПб эти цифры стоит увеличить на 30-40%.

Категория «A»

Если вы хотите быть водителем мотоцикла, то стоимость обучения в автошколе составит в среднем 10000-15000 рублей.

Категория «B»

Категория «C»

Если вы хотите водить грузовик (массой более 3,5 тонн), то на обучение в автошколе придется потратить около 40000 рублей.

Категория «D»

Важно: если у вас уже есть открытая категория, например «В», а вы хотите получить еще «С», то стоимость обучения будет меньше. Аналогично и с категорией «D».

Можно ли купить права и законно ли это?

Купить права нельзя. Получить водительское удостоверение законно можно лишь после обучения в автошколе и сдачи экзамена в ГИБДД. Если вам предлагают купить права, то знайте — они будут поддельными. То есть фактически вы будете ездить на машине без прав, а это влечет за собой наказание (штраф 5000-15000 рублей).

Если у вас были водительские права, но за какое-либо нарушение вас их лишили, то не стоит вестись на удочку сомнительных умельцев и покупать ненастоящий документ. Лучше обратитесь за консультацией к , вероятно, он сможет помочь вам в решении вопроса о возвращении водительского удостоверения.

Сохраните статью в 2 клика:

Таким образом, чтобы получить права, необходимо определиться с категорией, выбрать автошколу и инструктора, пройти обучение и сдать экзамен. Если вы твердо решили сесть за руль, то готовьтесь посвятить несколько месяцев своей жизни как активному изучению правил, так и не менее активному применению их в условиях городского движения.