Можно ли водить с 16 лет. России нужны более жесткие правила приема экзаменов. Требования к прохождению обучения

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин (КПРФ) готовит проект закона о внесении изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он предлагает предусмотреть выдачу юношеских водительских удостоверений с 16 лет. С этого возраста подросток будет иметь право управлять легковым автомобилем в сопровождении опытного водителя.

Это вопрос, который может отразиться по всей стране, где новый подросток подталкивает ключ к зажиганию. Есть ли подходящий возраст для получения водительских прав? Исследователи Института страхования дорожной безопасности говорят, что ответ отрицательный, и они указывают на статистику, чтобы поддержать положение, которое повышает возраст вождения, имеет смысл и спасет жизни.

Страховой институт поставил вопрос в течение многих лет. На этой неделе ежегодная встреча Ассоциации безопасности дорожного движения губернаторов в Скоттсдейле, штат Аризона, президента Института Адриана Лунда будет продвигать ее дальше. Хотя Лунд не собирается лоббировать законодательные органы штатов, он заявил в понедельник, что будет выступать за повышение минимальный возраст вождения в его речи во вторник.

Сегодня в России подростки могут учиться в автошколе с 16 лет. Но даже получив в этом возрасте свидетельство о ее окончании, сдать экзамен в ГИБДД по закону разрешается только в 18 лет. Разумеется, этот двухлетний перерыв сказывается на новоиспеченных водителях не лучшим образом.

В связи с этим депутат Госдумы Олег Смолин предлагает законодательно закрепить возможность получения юношеского водительского удостоверения с 16 лет при условии окончания автошколы и сдачи экзамена в ГИБДД. Однако этот документ позволит управлять легковым автомобилем только в сопровождении опытного водителя, имеющего опыт вождения не менее 3 лет. Также до совершеннолетия будет запрещен выезд на федеральные трассы.

Линнеа Греси рассматривает проблему немного по-другому. «Я не думаю, что это важно, какой ты возраст», второй студент-второкурсник Хинсдейла сказал в понедельник перед тем, как отправиться в путь для своего класса обучения водителей, «пока у тебя есть практика и опыт».

В 17-страничном докладе института собраны исследования о минимальном возрасте вождения из Соединенных Штатов и стран с более высоким возрастным статусом лицензирования. Исследование показывает, что государства добиваются прогресса в сокращении числа убийц № 1 подростковых автомобильных катастроф - через выпускников лицензирование водителей. Законы облегчают ограничения для подростков-водителей, поскольку они набирают опыт и сохраняют чистую репутацию вождения.

В частности, изменения будут внесены в ст. 26 «Условия получения права на управление транспортными средствами» закона «О безопасности дорожного движения». Право на управление транспортными средствами категорий А, В, С и подкатегорий В1, С1 будет предоставлено лицам, достигшим 16-летнего возраста (с учетом ограничений). При этом российские национальные водительские удостоверения по-прежнему будут выдаваться по достижении 18-летнего возраста.

Требования к прохождению обучения

Государственные реформы включали удвоение количества часов, контролируемых взрослыми за рулем, для получения водительских прав и в три раза больше времени, когда новый подростковый водитель должен иметь разрешение учащегося. Некоторые подтверждают эти изменения для значительного снижения подростковой смертности во время первых семи месяцев этого года.

Но «мы все еще теряем много подростков на дороге каждый год», - сказал Лунд. «Это своего рода следующий логический шаг», - сказал он о стремлении страхового института повысить минимальный возраст. «Нужно ли этим подросткам ехать, пока мы позволяем им ездить?».

Аналогичное водительское удостоверение существовало в СССР, а сегодня функционирует в современной Германии. Идея законопроекта назрела давно, и она представляется нам абсолютно правильной. За право водить машину с 16 лет ранее высказывались многие российские эксперты в области подготовки водителей. Мы обязательно пропишем в законопроекте ответственность за возможные нарушения правил дорожного движения, которую будет нести человек, сопровождающий ребенка, - рассказал законодатель.

В подготовленном заявлении, опубликованном во вторник, институт утверждает, что исследования показывают, что «лицензирование в более позднем возрасте значительно сократит количество инцидентов с участием подростков-водителей». Примером, который институт использует наиболее заметно, является Нью-Джерси, единственное государство с минимальным сроком лицензии водителя.

России нужны более жесткие правила приема экзаменов

Ни Нью-Джерси, ни Коннектикут не закончили законы о лицензировании на момент проведения исследования. В докладе также было показано, что смертность в Нью-Джерси значительно снизилась для подростков после принятия законного закона о лицензировании. Среди 17-летних водителей штата процент смертельных аварий упал на 33 процента после вступления в силу закона.

Ответственность сопровождающего будет отдельно прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

К работе над законопроектом будут привлечены депутаты Госдумы других фракций, а также представители профильных ведомств и общественных организаций. По словам законодателя, экспертному сообществу предстоит кропотливая работа, поскольку необходимо проработать все законодательные нюансы и учесть интересы всех участников дорожного движения.

Сочетание факторов способствует тому, чтобы подростки были бедными водителями. В значительной степени это связано с сложностью вождения и подростками, склонностью к большей скорости и ремнями безопасности, чем старые водители. Кроме того, подростковый мозг находится в особенно уязвимом месте в развитии. Эксперты говорят, что у 15 и 16-летних есть логические аргументы взрослого. Но их молодые умы социальное и эмоциональное развитие остается относительно незрелым и прожорливым образом стремится к чувственному возбуждению, новизне и риску.

Как на самом деле проходит процесс обучения?

Подростковый мозг также особенно уязвим для отвлечения внимания и давления сверстников, и он подвергается взрывоопасному развитию. Исследования показывают, что передняя часть мозга, которая включает в себя контроль импульсов, суждение и принятие решений, а также координацию многозадачности - в течение 20 лет.

За право водить машину с 16 лет активно борются в разных странах. К примеру, в 2013 году Немецкий общественный совет по транспортной безопасности рекомендовал правительству ФРГ разрешить сдавать на права с 16 лет и тем самым позволить управлять автомобилем - только под присмотром опытного водителя. Полноправным участником дорожного движения в этой стране можно стать, как и у нас, только в 18 лет.

Но преподаватели-преподаватели ветеранов скептически относятся к повышению возраста, когда подросток может получить лицензию. «Это похоже на то, что мы не собираемся позволять любому ребенку приблизиться к бассейну или озеру или океану, а утопления опустится», - сказал Брент Джонстон, учитель вождения в Хинсдейл-Центре, поскольку я думаю, что Иллинойс надлежащий способ - вознаградить детей, которые делают хорошую работу, и наказывать детей, которые этого не делают.

Там нет массового транзита, чтобы работать, чтобы добраться до работы. Обследования, проведенные страховым институтом, показывают, что более 50 процентов взрослых поддерживают более высокий возраст лицензирования. Он сказал: «Я думаю, было бы лучше подождать», но он должен был получить его лицензию как можно скорее. Оба родителя работают, и он должен был получить от футбольной практики свою работу в качестве спасателя.

Именно эта западная инициатива в прошлом году вдохновила российских экспертов поднять вопрос о снижении возрастного ценза для водителей.

В США практика раннего вождения прижилась давно. Минимальный возраст для получения водительских прав отличается в разных штатах - от 14 лет и 3 месяцев (в Дакоте) до 17 лет (в Нью-Джерси). В Штатах для начинающих водителей не существует дополнительных ограничений скорости, запрета управлять автомобилем с прицепом и др. Ограничения обычно касаются количества несовершеннолетних пассажиров и времени суток для езды.

Некоторые люди готовы, а некоторые люди не приходят. Аварии на автомашинах являются основной причиной непреднамеренных смертей и госпитализаций для подростков в возрасте от 15 до 19 лет в штате Нью-Йорк. Каждый год в автомобильных авариях погибают примерно три старших класса средней школы или 73 подростка. Свыше 40 подростков этой возрастной группы ежедневно лечатся и освобождаются из отделений неотложной помощи больниц. Взрослые подростки подвергаются большему риску смертельного исхода в результате крушения, чем женщины.

Подростки, скорее всего, будут серьезно ранены в результате крушения, если другой подросток будет ездить. Многие жизни могут быть спасены, а травмы предотвращены, если водители-подростки и их пассажиры использовали ремни безопасности. Ремни безопасности уменьшают риск серьезных травм при аварии примерно на 50-83%.

В пресс-службе ГУОБДД МВД России отметили, что детально изучат законопроект и смогут сформулировать свою позицию только после того, как он будет направлен для проработки правительством, которое будет готовить официальный отзыв.

Депутат Госдумы Андрей Свинцов (ЛДПР) считает, что снижать возрастной порог для вождения на сегодняшний день преждевременно.

Каковы основные причины аварий и травм с участием подростков-водителей?

Хорошей новостью является то, что вы, как родитель или опекун, можете сыграть важную роль в снижении риска того, что ваш подросток будет ранен в результате крушения. Большинство сбоев, связанных с драйверами от 16 до 17 лет, вызваны ускорением или вождением с небезопасной скоростью для условий, невнимательностью или отвлечениями, неспособностью уступить дорогу другим водителям, следуя другим автомобилям слишком близко и неопытными водителями. Большинство подростков и их пассажиров, убитых или серьезно раненых при авариях, не были пристегнуты. Закон штата Нью-Йорк о лицензировании водительских прав требует, чтобы все пассажиры были надлежащим образом сдержанными при поездке с младшим лицензированным водителем.

Когда подростковые водители, скорее всего, будут участвовать в фатальной автомобильной катастрофе

Подростковые водители с большей вероятностью будут вовлечены в фатальный сбой при движении по ночам.

Сегодня у нас и 18-летние толком ездить не умеют, к тому же очень плохое качество дорог. Да и не все автошколы добросовестно учат. В перспективе эта инициатива достойна рассмотрения, но сначала нужно навести порядок в автошколах, добиться, чтобы не покупали права, отремонтировать дороги, светофоры и т.п., - отметил законодатель.

Получение водительских прав может стать большой вехой в жизни подростка. Прежде чем ваш подросток подаст заявку на получение водительского удостоверения, при принятии решения учитывайте следующее. В разделе «Что вам нужно знать для подачи заявки на получение разрешения для учащихся». Вождение может показаться легким для изучения взрослым, у которых многолетний опыт работы за рулем. Тем не менее, обучение вождению может быть очень сложным для нового водителя. Это включает в себя обучение базовым навыкам, разработку суждений, навыков принятия решений и много практического времени за рулем, чтобы стать хорошим водителем.

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева поддержала законодательную инициативу, отметив высокую эффективность европейской практики вождения подростков в сопровождении взрослых.

На недавнем конгрессе в Берлине говорили о том, что будут эту систему развивать и внедрять на всей территории Евросоюза. Очень радует, что и у нас эта тема поднимается и обсуждается на таком уровне. Безусловно, подростками нужно заниматься, в нашей стране ведь есть свой замечательный опыт, целая система юношеских автомобильных школ, которая работает во многих городах. Предусмотрены программы обучения подростков длительностью 2 и 3 года, - отметила Татьяна Шутылева.

Интересные факты про выгодные правила обучения в Германии

Инструкторы по вождению или учителя обучения преподавателей могут научить вашего подростка правилам дороги и помочь вашему подростку учиться и практиковать основные навыки вождения. Требуется не менее 50 часов взрослого контролируемого вождения, прежде чем водитель-подросток возьмет колесо без надзора со стороны взрослых, даже если ваш подросток получил инструкцию по вождению. Родители и подростки должны следить за часами, которые они ведут вместе, и изменять опыт вождения. Для журнала правил вождения и информации о предлагаемых навыках для практики перейдите в «Руководство для родителей по вождению подростков».

Председатель Молодежного союза автомобилистов Александр Квасов также высказался в поддержку инициативы.

Безусловно, чем раньше водители начинают обучение, тем эффективнее оно проходит. Это касается не только гражданских водителей. Всё хорошее, что есть в автомобилизме, пришло из спорта. Михаэль Шумахер, к примеру, ездил на картинге с 4 лет. На самом деле уже в детском саду стоило бы сажать за электромобильчики. Чем младше человек, тем легче овладевает подобными навыками. Это очень правильная и здоровая практика, - отметил он.

Мой подросток только что прошел дорожное испытание и получил водительские права

Большинство подростков, погибших при авариях, катались на машине под управлением другого подростка. Веб-сайт Департамента автомобильных транспортных средств. Риск смертельной аварии для подросткового водителя удваивается при наличии только одного подросткового пассажира. Каждый дополнительный пассажир увеличивает риск смертельного краха.

Подростки, чьи родители устанавливают правила и ограничивают водительские права, с меньшей вероятностью будут вести себя небезопасно, получают билет за правонарушения со стороны полицейских и попадают в крушение. Соглашение должно включать ограничения на вождение, правила и последствия для нарушения правил.

По словам Квасова, вождение с 16 лет под присмотром родителей - очень широкая международная практика, которая распространена как в США, так и в большинстве стран Евросоюза, на которые мы ориентируется по целому ряду вопросов.

Российские эксперты в области подготовки водителей поддержали идею выдавать водительские права с 16 лет.

Как вы смотрите на это? По мне так это неправильное решение пусть в школе ЕГЭ учат …
Идея возникла не на пустом месте. Она пришла из Германии. Немецкий общественный совет по транспортной безопасности рекомендовал правительству ФРГ разрешить сдавать на права с 16 лет. А рекомендации этого совета обязательны для принятия соответствующих законов и действий правительства. В нем участвуют адвокаты, юристы, дорожники, экзаменаторы, учителя по вождению - все представители общественных организаций, которые имеют непосредственное отношение к безопасности движения. Обширное заседание этого совета проводится в городе Гослар раз в год и называется в переводе - "немецкий судный день".

Начинайте давать новые привилегии по одному за раз, если ваш подросток рухнет и не будет нарушен бесплатно в течение первых шести-двенадцати месяцев после лицензирования. Некоторые компании по страхованию автомобилей имеют информацию о безопасности вождения подростков и этот тип соглашения.

Ваш подросток, скорее всего, примет ваши вождения поведения и отношения. Настройте хороший пример, всегда используя ремни безопасности, избегая отвлекающих факторов вождения, таких как использование сотовых телефонов и соблюдение ограничений скорости.

На этом заседании было решено разрешить сдавать на права с 16 лет. Сейчас в Германии можно получить права в 17 лет. Но до наступления совершеннолетия управлять автомобилем можно только в сопровождении взрослых. Рядом должен сидеть родственник с правами, у которого стаж управления не менее 3 лет, нет грубых нарушений. Практика показала, что такие юные водители практически не попадают в аварии. А начав ездить самостоятельно, они совершают меньше аварий, нежели те водители, которые, получив права в более старшем возрасте, сразу сами самостоятельно садятся за руль.

Безопасно ли для моих детей ездить с моим подростковым водителем?

Закон штата Нью-Йорк разрешает членам ближайшей семьи ездить с младшим водителем лицензии. Тем не менее, исследования показывают, что дети младшего возраста чаще подвергаются серьезным травмам при столкновении, если подросток ездит. Это объясняется тем, что подросткам не хватает опыта вождения и суждения. Кроме того, младшие братья или сестры не могут слушать подросткового водителя и действовать таким образом, который может отвлекать.

Пятидесятые годы пользуются широкой публикой. Нередко они служили отрицательным или позитивным символом в текущих политических дебатах. Особое выделение этого времени не случайно: пятидесятые годы являются основополагающими годами Федеративной Республики, в которых укоренилась значительная часть наших нынешних политических и социальных институтов и структур. Для некоторых они кажутся простым и «хорошим» временем, когда люди знали общую цель и преследовали ее с оптимизмом и энергией: реконструкция.

Как рассказал "РГ" член совета по профессиональному транспортному образованию при министерстве транспорта РФ Вячеслав Максимычев, в советские годы у нас было такое понятие, как юношеские права.

Их можно было получить также в 16 лет, пройдя соответствующее обучение в юношеских автошколах. Ограничения на молодых водителей накладывались те же, что сейчас в Германии в отношении 17-летних водителей.

Отголоском того времени осталось то, что в России можно учиться на категорию "В" с 16 лет, получить свидетельство об окончании автошколы в 16 лет и три месяца и только через полтора года идти в ГАИ на экзамен, а к тому времени все навыки, полученные в автошколе, пропадут.

Однако тут возникает вопрос о качестве подготовки самих водителей. Сейчас у нас в стране этот вопрос стоит более чем остро. С одной стороны, на подготовку водителя, согласно методики обучения, отведено 156 часов. Из них 50 часов - практики. Оставшееся - теория.

Однако на деле не во всех автошколах соблюдают эти требования. В некоторых якобы автошколах обходятся четырьмя часами лекций по теории. Но мало кто из учеников побежит жаловаться в Роспотребнадзор или министерство образования за недополученные часы обучения. Ведь главное для ученика - получить корочку об окончании учебного заведения, чтобы иметь право сдать экзамен в ГИБДД. Да зачастую и корочки эти не нужны, потому что у нас есть такая вещь, как экстернат. То есть, кандидат сам где-то чему-то научился и пошел сдавать экзамен самостоятельно. И все это огрехи нашего законодательства. Нет четких и жестких требований к автошколам, к их преподавателям, к их программам. Нет также жестких требований к экзаменаторам и экзаменам.

Надо сказать, что в Германии за 20 лет умудрились сократить количество погибших на дорогах чуть ли не в семь раз- с 22 тысяч человек в год до 3700! Для этого была принята местная целевая программа. Но она включала в себя не столько ужесточение ответственности за нарушения правил, сколько полный пересмотр системы подготовки водителей.

Учитель по вождению немецкого города Хамм Вальдемар Коос очень удивлялся, какой теории можно учить 106 часов. У них на это по программе отведено 12 лекций по два часа. Интересно само построение этих занятий. На первом уроке он на конкретных примерах объясняет, что водитель за рулем должен постоянно думать и анализировать ситуацию. Второе занятие начинается с упоминания об этом, но главный акцент делается на том, что водитель должен думать не только за себя, но и за того парня. То есть прогнозировать ситуацию с учетом того, что окружающие правил дорожного движения могут не знать.

В Германии есть такое понятие как слабые участники дорожного движения. В их число входят велосипедисты, пешеходы, в общем те, кто не имеют водительского удостоверения.

Количество часов вождения выбирается индивидуально. Но учитель вождения - именно так называется эта престижная и уважаемая работа - никогда не отправит на экзамен ученика, если не будет уверен в его навыках. Тем более, что ученику придется заплатить экзаменатору независимо от результатов экзамена 120 евро, а также учителю - 80 евро. Ведь учитель присутствует во время приема экзамена в автомобиле, который он же и предоставляет. В Германии на экзамены государство предоставляет только экзаменатора, и то за плату. Учебный автомобиль, компьютер для теоретического зкзамена - это проблемы самого кандидата в водители.

Практический экзамен длится 45 минут и проходит в обычных городских условиях. Споров с экзаменаторами не возникает. Требования к приему экзаменов прописаны четко. Субъективизм полностью исключен. Учитель вождения при этом выступает как контролер экзаменатора. Он отмечает в своем экземпляре экзаменационного протокола, как ученик выполняет требования экзаменатора, а экзаменатор - в своем.

Наш корреспондент поучаствовал в приеме практического экзамена. Экзаменатор давал указания, куда ехать, где повернуть. Были охвачены все возможные ситуации. Проехали железнодорожный переезд, двигались по зоне с ограниченной скоростью в 30 км/час, выехали на скоростную магистраль. Тут экзаменатору не понравилось, что кандидат не ускорился после знака, отменяющего ограничение в 70 км/час Это - ошибка, хотя и не грубая

Как рассказал "РГ" Вячеслав Максимычев, нам необходимо в первую очередь поднять требования к приему экзаменов на права. Только эти требования должны быть прозрачными. Возможно, даже ввести платный экзамен. Тогда автошколам придется в любом случае подтянуть уровень подготовки, чтобы потом не отвечать в том числе и деньгами за некачественное обучение.

Кстати, интересен для России и другой опыт автомобильной Германии. Там за грубые нарушения правил дорожного движения начисляются не только денежные штрафы, но и штрафные баллы. Они называются пунктами. Набрал 18 баллов-пунктов за год - и лишаешься прав на год. Эта система действует долгое время и доказала свою эффективность. Она служит прекрасной превентивной мерой против лихачества.

Мнение
Президент Федерации объединений автошкол Татьяна Шутылева:

Молодые люди легче обучаются и лучше воспринимают все опасности на дорогах, так что противопоказаний для возвращения юношеских прав в России нет. Однако, нам необходим отдельный самостоятельный закон о подготовке водителей, в который будут входить требования к автошколам, их преподавателям, экзаменаторам и самим экзаменам. Этот закон позволит объединить и регулировать все ведомственные и нормативные акты.

3 года