Где разрешены развороты в городе. Развороты на Т-образных перекрестках – правила и практика

Перекресток – это пересечение равнозначных или разных по значению дорог. Также к обозначению перекрестка относят участок дороги, к которому примыкают другие дороги, или данный участок имеет разветвление. Более строгая формулировка обозначена в ПДД РФ: Перекрестки делят на равнозначные и неравнозначные, а также регулируемые и нерегулируемые. По своей конфигурации перекрестки бывают круговые. Регулируемые перекрестки считаются таковыми, если на них организовывают движение светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка или регулировщик.

Въезд на перекресток

Действия, которые должен произвести водитель при въезде на перекресток, а также непосредственно при развороте на нем:
- первое, чем должен руководствоваться водитель при подъезде к перекрестку - это запрещающие или разрешающие дальнейшее движение знаки светофора, регулировщика, разметки дорожного полотна или дорожных знаков;
- далее, перед непосредственным въездом на пересечение, необходимо занять нужную полосу, а именно, в случае планируемого разворота на перекрестке, крайнюю левую;
- заранее необходимо включить сигнал поворота;
- самой оптимальной траекторией разворота считается та, при которой транспортное средство не выедет с пересечения дорог ранее намеченной зоны.
- существует два возможных варианта исполнения разворота на пересечении, а именно: малый радиус разворота и большой радиус разворота.

Радиус разворота

Как выполняется разворот по малому радиусу? Выехав на перекресток, пропустив встречный поток автотранспорта и не выезжая на полосу встречного движения, совершайте разворот. При этом сразу занимая положенную полосу, не мешая другим участникам движения, в том числе и пешеходам. Основным моментом в этом маневре является дорожная обстановка, которая не всегда позволяет совершить данный маневр чисто. А именно: можно непроизвольно совершить выезд на полосу встречного движения. Такое может произойти при наличии разметки на дорожном полотне в виде разделительной полосы. И за такое нарушение инспекторы ГИБДД очень часто лишают прав.

Очень важный фактор, который также может иметь влияние на совершение маневра - это габариты авто. Если это легковой автомобиль, тогда разворот малого радиуса - ваш вариант. Ну и конечно же, если большегрузная машина, тогда разворот только по большому радиусу.

По истине урожайный на ошибки элемент. И все потому, что выучив билеты теории, курсанту сложно применять их на практике. Почитайте пункт 8.11 ПДД для начала.

Ко всем прочим трудностям с оценкой ситуации, разворот можно выполнить как минимум тремя способами.

1) На участках дорог с 4мя и более полосами движения, возможен самый простой разворот — из крайней левой полосы вашей половины дороги. Обычно его совершают на перекрестке, т.к. многополосные дороги типично разделены двойной сплошной линией, которая попросту стерта (но тем не менее инспектор может сказать, что полосы тут есть, и это сразу оценка «не сдал»). Выполняется этот элемент так, как будто вы собираетесь повернуть налево .

2) На узких дорогах без сплошной разделительной линии (при условии видимости 100 метров в обе стороны, да почитайте же вы 8.11 пункт правил ), можно развернуться так, как вас учили на автодроме (элемент разворот в огр. пространстве). При этом делается это так:

  1. показываете поворот направо и съезжаете на обочину справа;
  2. останавливаетесь и показываете поворот уже налево;
  3. не забудьте переключить на первую передачу;
  4. дорога свободна — выполняете разворот (если не хватает места с учетом обочины — делаете так как учили на автодроме)

Важно отметить, что на автодроме вас не заставляли показывать соответствующие сигналы поворотов при развороте. Тут — будьте так любезны их изобразить (сначала налево, потом сдавая назад — направо, ну и снова налево). Не показали сигнал поворота — 3 балла!

3) При наличии въездов на прилегающие территории, можно их использовать для разворота. Тут надо убедиться, что это прилегающая территория, а не перекресток. Для этого смотрите, чтобы не было знаков обозначающих примыкание второстепенной, а на выезде с территории не стояло знака уступи дорогу и т.п.

Тогда если заезд справа…

  1. проезжаете его, останавливаетесь, показав правый поворот;
  2. включаете заднюю передачу (правый поворот включен), въезжаете задним ходом по дороге идущей с прилегающей территории так, чтобы машина полностью съехала с проезжей части;
  3. Опять остановка, и далее вы выполняете элемент поворот налево (учитывая, что вы находитесь на второстепенной дороге)

А если слева?

Почти тоже самое, только вы сначала выполняете поворот налево, а потом выезжаете с прилегающей территории на задней передаче на полосу движения, которая вначале для вас была встречной. Следите за указателями поворота и другими участниками движения (пропускаем пешеходов и машины).

Если прилегающая территория позволяет, развернуться можно, заехав вглубь этой прилегающей территории. Это может быть парковка перед магазином, глубокий парковочный карман, какой-то пустырь или т.п. Разворачиваться в жилой зоне — запрещено (это квалифицируется как сквозной проезд). Сквозной проезд также запрещен на АЗС.

Если вы ошиблись (не заметили соответствующих знаков) и развернулись на перекрестке с использованием движения задним ходом, то получаете 5 баллов (нарушение пункта ПДД 8.12). Как впрочем и я на одной из своих пересдач. :)

В ПДД РФ толкование термина «Разворот» отсутствует. Из п. 8.1 ПДД косвенно следует, что разворот считается одним из видов манёвра.

На практике разворотом принято называть действие, при котором ТС изменяет направление движения, поворачиваясь на 180 градусов. Во время выполнения манёвра водитель должен хорошо видеть, как движутся другие ТС вокруг, а также быть видимым для других автомобилистов – участников движения. Необходимо учитывать, что совершение манёвра требует довольно длительного времени, в течение которого не исключено существенное изменение ситуации на дороге. Помимо этого, выполняя разворот, автомобилисту нужно уступать дорогу практически всем ТС, что требует от него знания и соблюдения ПДД, а также принципов безопасности движения.

Разворачиваться водителю разрешено в любых местах, где это не запрещено ПДД, а также разметкой или дорожными знаками. Однако к выбору места для маневрирования следует относиться с особой внимательностью.

Разворот ТС выполняется как на пересечении автомобильных дорог, так и вне перекрёстков. На перекрёстке правила разворота регулирует п. 8.5 ПДД, обязывающий водителя, намеренного развернуться, заранее занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначающейся для движения в данном направлении, за исключением ситуаций, когда автомобилист совершает разворот на перекрёстке, где организовано .

Учитывая данную норму, разворот на перекрёстке разрешено выполнять исключительно из крайнего левого положения, то есть от центра проезжей части. Это требование распространяется на все без исключения ТС вне зависимости от их габаритов и прочих причин.

Где разрешён разворот?

Место или зону, где разрешается совершать манёвр, определяют знаки:

  • 6.3.1 «Место для разворота»;
  • 6.3.2 «Зона для разворота».

Помимо этого, к знакам, свидетельствующим о возможности разворота, относят:

  • 4.1.3 «Движение налево»;
  • 4.1.5 «Движение прямо и налево»;
  • 4.1.6 «Движение направо и налево»;
  • 5.15.1 «Направление движения по полосам»;
  • 5.15.2 «Направление движения по полосе».

Возможность выполнить свидетельствует о том, что автомобилист наделён правом развернуться, главное — двигаться при этом по крайней левой полосе.

Также нужно учитывать, что на ПДД распространяется принцип – всё, что не запрещено, то разрешено. Поэтому, автомобилист может разворачиваться в любом месте, на которое не распространяется запрет. Таким образом, чтобы правильно выполнить манёвр, необходимо знать, когда разворачиваться запрещено.

ПДД предусматривают множество ситуаций, при которых автомобилисту запрещено разворачивать машину. При этом, наличие знака 3.19 «Разворот запрещён» является всего лишь одной из них. Обычно этот знак размещают на пересечении дорог, где разворот может нести опасность для ТС, движущихся с других направлений, а также для людей, которые идут пешком. Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.

Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.

Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Это сочетание означает, что запрет будет действовать в зоне, начинающейся через указанное расстояние. Благодаря предупреждению, автомобилист, намеревающийся выполнить разворот, может заблаговременно принять решение об изменении направления движения.

О запрете выполнения разворота водитель также может судить по наличию других знаков. К дорожным знакам, в зоне действия которых запрещено разворачиваться, относятся:

  • 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;
  • 1.31 «Тоннель»;
  • 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»;
  • 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»;
  • 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»;
  • 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»;
  • 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
  • 5.17 «Место остановки трамвая»;
  • 4.1.1 «Движение прямо»;
  • 4.1.2 «Движение направо»;
  • 4.1.4 «Движение прямо и направо».

Помимо этого, о запрете разворачиваться свидетельствует разметка:

  • 1.2.1 «Сплошная линия»;
  • 1.3 «Двойная сплошная».

Правила разворота на различных перекрёстках

Действия автомобилиста, совершающего разворот, обусловлены спецификой перекрёстка и зависят от его вида.

Разворот на регулируемом перекрёстке выполняют по тем же правилам, что и поворот налево на данном участке. Если водителю требуется развернуться, он заблаговременно, соблюдая ПДД, должен перестроиться, заняв крайнюю левую полосу, включив левый «поворотник».

После того, как разрешающий сигнал зажжётся на светофоре, необходимо выехать ближе к середине перекрёстка. При этом, колеса ТС необходимо держать в положении «прямо». Кроме того, дальше середины перекрёстка выезжать не следует.

Вполне вероятно, что за машиной выстроится очередь других ТС, водители которых намереваются повернуть налево и не в курсе, что находящийся впереди автомобиль будет совершать разворот. Поэтому, не исключено, что кто-либо из водителей попытается срезать путь. Учитывая этот риск, автомобилист, выполняющий разворот на перекрёстке со светофором, обязан обращать внимание на то, что происходит позади него, также слева.

Как и при повороте налево, разворачивающийся автомобилист должен пропускать встречные ТС, которые движутся «прямо». В случае если встречные ТС отсутствуют, автомобилист может разворачиваться, как только выедет на пересечение проезжих частей.

После того, как все встречные машины будут пропущены, автомобилисту требуется убедиться в том, что его маневрирование ни для кого не создаёт помех, а затем осуществить разворот. Если в этот момент на светофоре вдруг зажжётся запрещающий сигнал, автомобилист должен спокойно завершить разворот, так как ТС, въезжающие на перекрёсток на разрешающий сигнал с других направлений, должны дождаться завершения манёвра.

Нерегулируемый перекрёсток

Прежде чем развернуть ТС на нерегулируемом перекрёстке, требуется определить, по какой дороге – главной или второстепенной едет автомобилист, и у какого автомобиля имеется приоритет в движении. В ситуации, характеризующейся высокой интенсивностью движения и нахождением водителя, планирующего разворот, на второстепенной дороге, от совершения манёвра рекомендуется отказаться.

Если же автомобилист едет по главной дороге, разворот должен быть выполнен по тем же правилам, что и поворот налево на нерегулируемом перекрёстке.

Перед тем, как начать разворачиваться, автомобилисту нужно занять крайнюю левую полосу и включить левый «поворотник». Уменьшая скорость, следует подъехать к середине перекрёстка. Если дорога будет свободной, можно начать разворот. Если к перекрёстку приближаются встречные ТС, требуется остановиться и пропустить машины, движущиеся по главной дороге.

После того, как автомобилист убедится в том, что его манёвр не для кого не создаёт помех, можно выполнять разворот. При этом, нужно внимательно контролировать пространство позади ТС, так как другой автомобилист, осуществляющий поворот влево, может предпринять попытку срезать угол под прикрытием впереди едущей машины, не подозревая, что она будет разворачиваться.

Т-образным называют перекрёсток, представляющий собой участок, на котором к одной дороге примыкает другая, образуя при этом букву «Т». Прежде чем развернуться на таком перекрёстке, автомобилисту предстоит убедиться в отсутствии на участке разметки или знаков, запрещающих манёвр или вводящих дополнительные ограничения.

Если Т-образный перекрёсток регулируемый, а разворот не запрещён разметкой или знаками, приступать к маневрированию можно после разрешающего сигнала светофора.

Если светофор отсутствует, манёвр осуществляют в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. В наиболее удобном положении находятся автомобилисты, которые движутся по главной дороге. Водителям, подъезжающим к пересечению дорог со стороны бокового проезда, который обычно является второстепенной дорогой, при наличии интенсивного движения рекомендуется отказаться от намерения выполнять разворот на Т-образном перекрёстке и выбрать для маневрирования другое место.

С разделительной полосой

Водитель может развернуться на пересечении дорог, из которых одна или обе имеют разделительную полосу. Разделение может иметь ширину от нескольких сантиметров (разметка или бордюр) до нескольких метров, когда в качестве разделителя выступают аллея, газон и прочие конструкции.

Техника разворота стандартна: автомобилисту нужно занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекрёсток и, удостоверившись в безопасности маневрирования, развернуть ТС и выехать на дорогу в обратном направлении. Разворачиваясь, автомобилист обязан уступать дорогу ТС, имеющим приоритет, а также контролировать ситуацию сзади и слева от машины, так как существует риск, что другие водители могут «подрезать». Не стоит забывать, что водители ТС, находящиеся позади, видящие включённый «поворотник», не в курсе, что едущий впереди автомобилист будет совершать разворот, а не левый поворот, поэтому могут предпринять попытку под прикрытием срезать путь для поворота.

Автомобилисты, выполняющие манёвр, часто задают вопрос о том, по большому или малому радиусу следует разворачивать машину. ПДД не устанавливают конкретных требований к траектории движения ТС при осуществлении разворота. Однако, если воспринимать манёвр как два последовательно выполненных разворота налево, рекомендуется выбрать большой радиус.

С трамвайными путями

Если на пересечении дорог сигнал светофора одновременно разрешает движение безрельсовому транспорту и трамваю, то последний независимо от направления движения обладает преимуществом. Исключением являются лишь ситуации его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, включённой одновременно с красным или жёлтым сигналом.

Разворачиваясь на перекрёстке с трамвайными путями, автомобилистам нужно учитывать, что в ситуации, когда машина движется попутно с трамваем, водитель имеет возможность увидеть, на какой сигнал светофора трамвай начал двигаться - на основной или на стрелку, что позволяет легко расставлять приоритеты и определять, кто именно может первым проехать перекрёсток.

Что касается нерегулируемых перекрёстков, трамвай уступает дорогу безрельсовому ТС лишь при условии, когда находится на второстепенной дороге, и по ходу его движения имеется знак 2.4 «Уступите дорогу». В любых других ситуациях трамвай должен начать движение первым.

Одностороннее движение

Водители зачастую опасаются разворотов на пересечении дорог с односторонним движением, так как опасаются при маневрировании совершить выезд на «встречку». Вместе с тем, эти опасения напрасны, так как правильно выполнить разворот на перекрёстке с односторонним движением не должен приводить к ошибкам. Пока ТС находится на участке пересечения проезжих частей и автомобилист не заехал на пешеходный переход или за знак «кирпич», ни о каком выезде на полосу встречного движения, нарушающем ПДД, речи идти не может.

Что касается траектории поворота, водитель определяет её, основываясь на показателях безопасности. Если, проезжая часть не отличается большой шириной, разворачиваться нужно по малому радиусу. Однако, при наличии довольно широкой дороги или существовании риска выехать на встречную полосу, следует выбирать большой радиус.

Дополнительная секция светофора

Светофоры могут иметь дополнительные секции (зелёные стрелки), которые расположены на уровне зелёного круглого сигнала. Требуется помнить, что стрелки могут указывать только на возможное направление движения, тогда как определение очерёдности проезда осуществляется на основании основного сигнала светофора.

Правом первым совершить манёвр будет обладать водитель, для которого зелёными будут и основной, и дополнительный сигнал светофора.

Использование для разворота прилегающей территории

Если проезжая часть является слишком узкой, для того чтобы развернуть ТС автомобилист может использовать прилегающую территорию, расположенную справа или слева. Если движение на дороге будет интенсивным, проще и легче выполнить манёвр, воспользовавшись прилегающей территорией с левой стороны, так как автомобилисту придётся следить за движением и уступать дорогу машинам только одной полосы. В ситуации, когда будет задействована территория справа, при выезде придётся уступить дорогу ТС, осуществляющим движение в обоих направлениях.

Заезжать на прилегающую территорию следует прямым ходом, так как при выезде на главную дорогу это позволит автомобилисту беспрепятственно оценить ситуацию как слева, так и справа.

Штраф за нарушение правил разворота на перекрёстке

За нарушения, допущенные при развороте, в 2019 году на автомобилиста могут быть наложены следующие штрафные санкции:

  • 500 руб. – если автомобилист перед началом движения не подал сигнал «поворотником»;
  • 500 руб. – если автомобилист перед разворотом занял неверное положение и полосу;
  • 500 руб. – если автомобилист развернулся в запрещённом месте, в частности на пешеходном переходе;
  • 500 руб. — на перекрёстке;
  • 1000 — 1500 руб. – разворот на перекрёстке, где нанесена разметка или установлен запрещающий знак;
  • 5000 руб. или лишение прав на 4 — 6 месяцев за .

Заключение

Выполнение разворота требует от водителя знания и чёткого соблюдения ПДД. Поэтому, чтобы избежать ошибок, автомобилист должен выучить правила разворота на перекрёстке, а также внимательно следить за манёврами других ТС и правильно оценивать ситуацию.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645

Сегодня попробуем разобраться, как правильно выполнить разворот на перекрестке. Не забываем, что при проезде перекрестков необходимо руководствоваться знаками приоритета, сигналами светофора и другими установленными дорожными знаками!

Часто выполняя разворот на перекрестке, возникает вопрос, а правильно мы все делаем и не выезжаем ли на полосу предназначенную для встречного движения. Так как на основании части 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушений:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Наказание: административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Посмотрим, что в Правилах дорожного движения сказано про разворот.

8.11 Разворот запрещается:
на пешеходных переходах;
в тоннелях;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
на железнодорожных переездах;
в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.5 Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Вопросы как правило возникают при развороте на перекрестках с несколькими пересечениями проезжих частей.

На рисунке, перекресток имеет одно пересечение проезжих частей. На таком перекрестке, разворот можно выполнить по любой траектории, при условии что он не запрещен знаками или разметкой. В ПДД не указано, как именно должен выполняться разворот на перекрестке. Пункт 8.5, определяет положение транспортного средства перед маневром, в пределах перекрестка траектория движения Правилами не регламентируется. Пункт 8.6 (Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения ) относится к повороту. Любая из траекторий разворота, представленных на рисунке, не противоречит ПДД, при условии, что транспортное средство при выезде с пересечения проезжих частей не окажется на стороне встречного движения.

На следующем рисунке, пересекаемая дорога с односторонним движением, перекресток с одним пересечением проезжих частей. Разворот на таком перекрестке разрешен, хотя маневр выполняем навстречу движению. При этом поворот налево запрещен, так как движение на пересекаемой дороге организовано слева направо.

Теперь мы подошли, к перекресткам с несколькими пересечениями проезжих частей.

Речь пойдет о развороте на перекрестке, где одна из дорог или обе дороги имеют разделительную полосу, т.е. встречные потоки разделяются конструктивно, например газоном с бордюром или разметкой 1.2.1. Здесь, часто и возникают сомнения, как правильно выполнить разворот, чтобы не нарушить ПДД. По какой траектории двигаться, по короткой или выехать на середину дороги? Перекресток имеет разделительную полосу, отсюда и два пересечения проезжих частей в границах одного перекрестка.

На рисунке ниже перекресток, на котором, сотрудники ГИБДД часто квалифицируют разворот по короткой траектории, как движение по проезжей части встречного направления. При этом разворот на перекрестке с односторонним движением не запрещен правилами (из примера выше ), хотя мы и двигаемся на встречу потоку.

Еще пример перекрестка, с двумя пересечениями проезжих частей. Совершая разворот по кратчайшей траектории, при выезде с пересечения проезжих частей оказываемся на стороне дороги встречного направления и тут водителя обвиняют в нарушении пункта 8.6 (Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. ). Но если следовать ПДД, получается, что мы не нарушаем правила. Ведь в пункте 8.6 речь идет о маневре «поворот». Что касается «разворота», указано в пункте 8.11. (Разворот запрещается: на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м; в местах остановок маршрутных транспортных средств .).

Но если посмотреть с другой стороны, при наличии широкой разделительной полосы, мы в момент разворота, какое-то время двигаемся по встречной полосе между двух пересечений проезжих частей, фактически выполняя два левых поворота и можем попасть под нарушение пункта 8.6 правил дорожного движения. Если обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 г. Москва

12. По части 3 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

а) абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:

«По части 4 статьи 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:»;

б) подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ;»;

нет ни одного слова о лишении за разворот водительского удостоверения.

Чтобы не вступать, в споры с сотрудниками ГИБДД, при наличии четырех и более полос, а также разметки 1.1 или 1.3, возможно лучше выполнять разворот на таких перекрестках по длинной траектории. Хотя разворот по кратчайшей траектории зачастую более безопасен для участников движения и как помним, в правилах на это счет отсутствуют соответствующие предписания.

Можно наверное внести изменения в Правила дорожного движения, но универсального правила разворота создать не получится. Мы постоянно встречаем множество перекрестков, с разной конфигурацией пересечений проезжих частей и дорожные ситуации которые возникают, тоже разные, даже на одном и том же перекрестке. И если предписать маневр «разворот», то в одной ситуации он будет безопасным, в другой нет. Возможно поэтому выбирать траекторию выполнения маневра «разворот» оставили водителю.

Инспекторы ДПС утверждают: по причине того, что водители неверно совершают разворот на перекрестке, происходит огромное количество аварий, порой с самыми серьезными последствиями. Чтобы этого избежать, рекомендуется внимательно изучить и запомнить определенные простые правила, когда совершение разворота категорически запрещено.

Как правильно разворачиваться на перекрестке?

Разворачиваться на перекрестке не только можно, но и нужно. Перекрестки могут быть с разделительной полосой и без нее. Разворот на перекрестке с разделительной полосой всегда выполняется по большой траектории, в то время как на перекрестке без разделительной полосы выбирать траекторию разрешается в зависимости от ситуации. При совершении данного маневра стоит помнить, что ни в коем случае водитель не должен выезжать за пределы пересечения проезжих частей. В этом случае нарушитель, скорее всего, должен будет заплатить штраф. Также во время разворота важно не создавать помех для других участников движения. В любом случае разворачивающийся автомобиль должен обязательно пропустить весь встречный транспорт и только потом совершить маневр. Кроме этого, важно, чтобы разворот ТС не противоречил установленным дорожным знакам и разметке.

Штрафы за неверное совершение разворота

В случае если водитель неверно выбрал траекторию и выехал за пределы перекрестка, оказавшись на встречной полосе, за подобное действие предусматривается наказание от наложения штрафа в размере 5000 рублей до лишения ВУ сроком на полгода. В ситуации, когда водитель выбрал неверную траекторию для разворота и пересек сплошную линию, предусматривается наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. В этом случае наказание не так сурово, потому что нарушитель совершил разворот на перекрестке без выезда на "встречку". Кроме того, ни в коем случае нельзя на перекрестке передвигаться задним ходом. За подобный маневр предусмотрено отдельное наказание в размере 500 рублей. Стоит отметить, что подобные нарушения, которые совершаются водителями на перекрестке, наказываются инспекторами со всей строгостью, и снисхождения ждать не стоит.

Как правильно совершить разворот на T-образном перекрестке?

Если водитель хочет совершить разворот на Т-образном перекрестке, ему стоит тщательно продумать все свои действия, ведь движение задним ходом, как было написано выше, карается штрафом. Лучше на таком типе пересечении дорог разворачиваться в несколько этапов, ведь иначе, скорее всего, будет зафиксирован выезд на полосу встречного движения. Итак, совершая разворот на перекрестке подобного типа, необходимо определить, где находится главная дорога. Если же на Т-образном перекрестке установлен светофор, разворачиваться разрешено только на разрешающий сигнал. Непосредственно перед совершением маневра водитель обязан включить поворотники и только после того, когда помех не будет, развернуться.

Разворот на регулируемом перекрестке

Совершать разворот на нерегулируемом перекрестке гораздо сложнее, чем на регулируемом. Когда перекресток оборудован светофором, водителю достаточно пропустить встречный поток автомобилей и развернуться. Если же перекресток не регулируется, необходимо пропускать не только движущийся навстречу транспорт, но и те машины, которые находятся справа. В нынешнем году на регулируемых перекрестках разворачиваться все еще можно. Дополнительных запретов внесено не было, однако всегда стоит помнить о том, что при подобном маневре запрещается пересекать сплошную линию, а также выезжать на встречную полосу движения. Также перед разворотом на регулируемом перекрестке важно изучить все установленные знаки, ведь некоторые запрещают данный маневр. К таким знакам относятся 4.1.1.-4.1.6., кроме тех, которые разрешают совершение левого поворота.

Разворот на перекрестке при помощи прилегающей территории

В условиях городской суеты совершить разворот на перекрестке не только непросто, но и небезопасно. Именно поэтому опытные водители часто используют прилегающую территорию для совершения маневра. Стоит отметить, что прилегающая территория не относится к самому перекрестку, однако она требует от водителя соблюдения некоторых требований и правил. Итак, желательно стоять на прилегающей территории задом, тогда водитель получит преимущество при развороте. Однако заезд при помощи задней передачи необходимо осуществлять только непосредственно в пределах прилегающей территории, ведь нельзя забывать о том, что движение на перекрестках и главной дороге задним ходом запрещается.

Совершение разворота в определенных ситуациях

Стоит сразу же отметить, что разворачиваться на мосту категорически запрещается. Этого не стоит делать даже в случае, если на нем много полос для движения и оба направления разделяются сплошной полосой. Разворачиваться разрешается под дорожным знаком 6.3.2 "Зона для разворота". Этот знак даже упраздняет действие двойной сплошной разметки. Также ни в коем случае нельзя совершать данный маневр на пешеходных переходах, в тоннелях, на железнодорожных переездах и в других местах, где видимость ограничена 100 метрами. Не рекомендуется разворачиваться на перекрестках, если на улице наблюдаются неблагоприятные погодные условия. Это требование необходимо в первую очередь выполнять всем водителям. Разворот на перекрестках в туман, ливень или метель может привести к серьезной аварии.