Правила движения по полосам в различных дорожных ситуациях и советы юриста. Перестроение в потоке

Ранее в статье “Поворот из двух полос” мы рассмотрели иерархию норм в , когда одно требование может быть конкретизировано другим требованием, тем самым перекрывая первое общее требование. Рассмотрели иерархию требований пункта 8.5 Правил, в частности при применении знаков 5.15.1(2) допускающих поворот из двух полос.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Абсолютное большинство склонно считать, что знаки особых предписаний 5.15.1(2) ,допускающие поворот из двух полос отменяют требования пункта 8.5 Правил, в том числе и автор статьи “Поворот из двух полос”, в части требования занять положение на проезжей части. Аналогичное мнение встречается и в официальных ответах ГИБДД.

Согласитесь, как то сложно для достаточно простой ситуации строить иерархические лестницы. Мы решили усомниться в этой теории отмены пункта 8.5 Правил. Если знаки 5.15.1(2) этот пункт отменяют – для поворачивающих не из крайних полос требования к занимаемому положению на проезжей отсутствуют. И возможна неприятная ситуация, как на схеме ниже.


К водителю красного автомобиля же не применяется пункт 8.5 Правил, так как есть знаки 5.15.2. И как же определить приоритет?

Попробуем ответить на вопрос, а есть ли вообще связь между пунктом 8.5 и знаками 5.15.2 в части положения транспортного средства перед маневром?

Знаки 5.15.1(2) устанавливаются на расстоянии достаточном для перестроения в требуемую полосу поэтому будем считать, что выполнять требования п.8.5 ПДД мы будем уже, имея информацию о разрешенном направлении.


Итак, мы выбрали для левого поворота правую полосу, Правила допускают такой маневр. Теперь смотрим, какое положение на проезжей части будет крайним, согласно нашему выбору?

Толкование пункта 8.5 ПДД

…занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…

В общем случае для поворота количество полос не обозначено и исходя из требования занять крайнее положение такое положение приходится на крайнюю полосу движения. В особом же режиме движения на нашем примере на проезжей части для поворота предназначено две полосы движения .

Вспомним термин полоса движения:

“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Полоса движения неотъемлемый элемент проезжей части.

В особом режиме движения – две и более полос движения для поворота. С проезжей части единовременно совершается два и более поворотов. Для выполнения поворота из каждой полосы, каждому водителю необходимо выполнить требования п.8.5, то есть в каждой полосе занять соответствующее крайнее положение перед выполнением поворота.


Мысль, которую хотелось обозначить в рамках данной статьи: Пункт 8.5 ПДД не привязывает свои требования к границам проезжей части. Основное назначение этого пункта при применении и в общем случае, и при особых режимах движения – не допустить пересечения траекторий между маневрирующими транспортными средствами и транспортными средствами, которые движутся в прямом направлении. Особенно это актуально с развитием двухколесного транспорта.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

На самом деле содержание этого раздела Правил больше соответствует вот такому названию:

Расположение транспортных средств на дороге .

Почему? Да потому что речь идёт не только о том, когда и кому разрешается движение по той или иной полосе проезжей части, но также и о том, когда и кому разрешается (или не разрешается) движение и по другим элементам дороги – по разделительной полосе, по трамвайным путям, по тротуарам и по обочинам.

В первой теме настоящего учебного пособия мы достаточно подробно разобрались с тем, что такое разделительная полоса и что такое трамвайные пути. Настало время поближе познакомиться с обочиной и тротуаром, а также поговорить о том, что такое проезжая часть и что такое полоса движения.

Обочина.

Правила. Раздел 1. “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То, что обочина примыкает к проезжей части, находится на одном уровне с ней и отличается типом покрытия – это понятно.

Но, оказывается, обочина может и не отличаться типом покрытия, а просто отделяется от проезжей части с помощью разметки.

И ещё, оказывается, обочина может использоваться для движения, остановки и стоянки .

Что касается движения по обочине , то спешу вас успокоить – Правила в данном случае имели в виду пешеходов.

Пешеходы не просто могут, а именно должны двигаться по обочинам.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине , если это не создает помех пешеходам.

Вы заметили – даже движение на велосипеде или мопеде по обочине не разрешается, а всего лишь допускается, да и то при соблюдении целой кучи условий! Что уж тогда говорить о мотоциклах и автомобилях? Конечно же, движение автомобилей и мотоциклов по обочинам смертельно опасно для пешеходов и потому разрешено быть не может. Это всё равно, как если бы Правила разрешили нам ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Другое дело, если речь идёт о парковке. Правила не просто разрешили парковаться на обочине, а именно предписали:

При наличии обочины всем парковаться только на обочине!

И это совершенно правильно – зачем же занимать проезжую часть припаркованным транспортом, если есть обочина.

На самом деле в Правилах вы нигде не встретите именно такое предписание: «При наличии обочины всем парковаться только на обочине». В Правилах Вы прочитаете следующее:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на обочине, а при её отсутствии – на проезжей части.

А вот уже из этого со всей очевидностью следует, что остановка на проезжей части (при наличии обочины!) – нарушение Правил.

На современных высококлассных дорогах обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом. В этом случае, как мы уже говорили, обочину отделяют от проезжей части с помощью дорожной разметки, и, как правило, это сплошная продольная линия (разметка 1.2.1).

Движение любых механических транспортных средств по обочинам запрещено, и сплошная линия разметки напоминает водителям об этом требовании Правил.

Однако если водитель намерен остановиться, сплошную продольную линию разметки, отделяющую обочину от проезжей части, не просто можно, а именно «д О лжно» пересекать. При остановке и стоянке эту «продольную сплошную» нужно рассматривать просто как границу между проезжей частью и обочиной.

И ещё один, важный для водителей момент – Правила разрешают использовать обочину при развороте (в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения).

Прежде, чем закончить разговор про обочину, упомянём ещё об одном исключении. Непосредственно у обочин могут располагаться магазины или иные предприятия. Если других путей подъезда нет, Правила разрешают подъезжать к этим предприятиям по обочине, но только тем транспортным средствам, которые обслуживают данное предприятие!

Резюмируем:

1. «Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и предназначенный для движения пешеходов, а также для остановки и стоянки транспорта.

2. Допускается движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при условии, что это не создаёт помех движению пешеходов.

3. Как исключение разрешается подъезд по обочине транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у обочин и при условии, что других путей подъезда нет.

4. При развороте, если ширины проезжей части недостаточно, манёвр можно выполнять с использованием обочины.

5. При наличии обочины остановка транспортных средств разрешена только на обочине!

Тротуар.

Правила. Раздел 1. «Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Наиболее комфортно пешеход чувствует себя, конечно же, на тротуаре. Тротуар поднят над проезжей частью, как минимум, на высоту бордюрного камня, что создаёт дополнительные условия безопасности.

А если тротуар ещё и отделен от проезжей части газоном, так и вообще можно расслабиться.

Движение транспортных средств по тротуару запрещено.

Как и в случае с обочиной, по тротуару разрешается только движение транспортных средств, обслуживающих торговые или иные предприятия, расположенные непосредственно у этого тротуара (если других путей подъезда нет).

Стоянка на тротуаре, в отличие от обочины, запрещена. Однако, в некоторых случаях, с целью увеличения пропускной способности дороги, стоянка транспорта может быть организована на краю тротуара.

Правила разрешают использовать тротуар, но только для стоянки велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии знака 6.4 «Место стоянки» , применённого с одной из следующих табличек:

Резюмируем :

1. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

2. Движение и остановка транспортных средств на тротуаре запрещены.

3. Как исключение разрешается подъезд по тротуару транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у этого тротуара, и при условии, что других путей подъезда нет.

4. Стоянка транспорта на краю тротуара возможна, но только для велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии соответствующих знаков.

В сборнике ГИБДД по этому поводу имеется пара задачек и обе без рисунков.

Проезжая часть.

Основной и обязательный элемент дороги – это, безусловно, проезжая часть. Дорог без проезжей части просто не может быть. Правила дают такое определение проезжей части:

Правила. Раздел 1. “Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

В принципе, только из одного этого определения уже следует, что движение автомобилей, мотоциклов и велосипедов по всем другим элементам дороги (по обочинам, тротуарам, трамвайным путям и по разделительным полосам) запрещено (раз уж для движения безрельсовых ТС предназначена проезжая часть).

Но Правила, как и всякий Закон, кроме основных положений содержат дополнения и исключения, разрешающие в некоторых случаях использовать водителям и другие элементы дороги.

С обочиной и тротуаром мы уже разобрались, о трамвайных путях поговорим позднее, а сейчас всё внимание основному элементу дороги – проезжей части, а точнее, как её делят на полосы движения, и что для водителей это означает.

Полоса движения.

Чтобы упорядочить движение и сделать его максимально безопасным, проезжую часть разбивают на полосы движения с помощью продольных линий дорожной разметки.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь колёсами по разметке, они нарушают Правила.

Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

И это тоже требование Правил:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал , обеспечивающий безопасность движения.

Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

1. Все двигаются, соблюдая рядность (то есть двигаются строго по полосам).

2. Никто не перестраивается из ряда в ряд (любое перестроение – это потенциальная опасность).

3. Никто не выезжает на половину дороги, предназначенную для встречного движения (это угрожает лобовым или касательным столкновением).

4. Крайняя левая полоса в обоих направлениях свободна (по ней могут беспрепятственно двигаться автомобили оперативных служб).

Это идеальная картинка. К ней можно и нужно стремиться.

Но с учётом потребностей и интересов всех участников дорожного движения.

Посмотрим, как это удалось сделать Правилам на различных дорогах.

Двухполосная дорога.

Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки – достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию.

Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая.

Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью:

Выезжать на «встречку» можно, но движение по «встречке» запрещено.

То есть после завершения обгона или объезда, водитель обязан незамедлительно вернуться на свою половину проезжей части.

Что интересно, в Правилах нигде не сказано, что разрешается выезжать на встречку на двухполосных дорогах. Но также нигде не сказано, что это запрещено. А как следует понимать любой Закон – «Что не запрещено, то разрешено»! Авторам Правил и не нужно было давать такое прямое разрешение, достаточно было не запретить.

Что же касается дорог с числом полос более двух, то здесь про выезд на встречку Правила высказались очень даже определенно.

Трёхполосная дорога.

На трёхполосной дороге возможны различные варианты организации движения.

Вариант 1 . В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств.

В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая на сплошную осевую линию разметки.

Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений. Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права – «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах , водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Третий абзац. три полосы и более только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота.

Как видим, требование не занимать крайнюю левую при свободных правых касается только дорог с тремя и более полосами в данном направлении.

Отсюда как раз и следует, что в населённых пунктах на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено занимать любую полосу независимо от интенсивности движения.

Вне населённого пункта скорости существенно выше, и Правила, заботясь о безопасности, постарались как можно дальше развести друг от друга встречные потоки транспортных средств. Это требование изложено в том же пункте 9.4, только в первом абзаце:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Первый абзац. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей», или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Как видим, это требование действует на любой дороге вне населённого пункта. Но не только. Даже в населённом пункте, если на данном участке разрешена скорость более 80 км/час, все обязаны держаться как можно правее.

Правая полоса занята, и сейчас водитель синего джипа ничего не нарушает.

А вот сейчас нарушает.

В данной ситуации водитель синего джипа обязан двигаться по крайней правой полосе.

Вариант 3. Проезжая часть разделена на три полосы прерывистыми линиями дорожной разметки.

В этом случае средняя полоса отдана в одновременное пользование водителям обоих направлений.

Однако, в отличие от предыдущего варианта, здесь водители должны расценивать выезд на среднюю полосу, как разрешённый выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

То есть предварительно необходимо оценить, свободна ли средняя полоса от встречных транспортных средств, а, завершив обгон или объезд, необходимо незамедлительно вернуться на правую полосу.

Несмотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён!

Такое нарушение квалифицируется, как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Вот как об этом сказано в Правилах:

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

В этом месте на занятиях в автошколе ученики всегда задают вопрос: «Разрешено ли на такой дороге развернуться?».

А почему нет? На любой дороге, разворот может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо Правилами. Разметка прерывистая, знаков никаких нет, а Правила запрещают выезд на крайнюю левую полосу только с целью обгона или объезда препятствия.

Более того, Правила про разворот на такой дороге всё написали прямым текстом (повторим ещё раз пункт 9.3):

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота .

Конечно же, перед перестроением на среднюю полосу с целью разворота водитель должен убедиться в том, что она свободна от встречного движения.

А если ширины проезжей части недостаточно для разворота, то, как и на любой дороге, вне перекрёстка его можно выполнять от правого края проезжей части (или даже с обочины).

Конечно же, при этом необходимо уступить дорогу не только встречным, но и попутным транспортным средствам.

Итак, разворот на такой трёхполосной дороге разрешён. И на участках вне перекрёстка его нужно осуществлять либо со средней полосы, либо от правого края проезжей части, либо с обочины.

Но на перекрестках , как вы уже знаете, разворот всегда и везде разрешён только из крайнего левого положения!

И на такой дороге крайнее левое положение – это средняя полоса!


В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?

1. Прямо или налево.

2. Только налево.

3. Налево или в обратном направлении.

Комментарий к задаче

На трёхполосной дороге для движения прямо предназначена ПРАВАЯ полоса.

Среднюю полосу разрешено использовать только для обгона или объезда, а также для поворота налево или разворота.

И была до 1-го сентября 2016 года ещё и такая задачка (я, правда, немногое её изменил, но это непринципиально):


Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, НЕ нарушает Правила?

1. Только легкового.

2. Только грузового.

3. Оба не нарушают.

Комментарий к задаче

Обратите внимание! – все дороги – ТРЁХПОЛОСНЫЕ! На таких дорогах НАЧИНАТЬ поворот налево надо СО СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ.

А на какую полосу можно заезжать ЗАВЕРШАЯ поворот налево?

Если вы не пропустили предыдущую тему (маневрирование), то уже знаете, что на любой дороге, завершая поворот налево, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения!

Всё правильно сделал только водитель грузовика, и его манёвр не грозит никому никакими неприятностями.

Уж не знаю почему ГИБДД посчитала эту задачу неактуальной и удалила её из экзаменационных билетов, но на сегодняшний день дело обстоит так:

Если повернуть налево на среднюю полосу (на такой дороге), это квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается штрафом 5000 рублей или лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Многополосные дороги.

Дорога с любым количеством полос более трёх – уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия.

На многополосных дорогах Правила, наконец, смогли в полной мере реализовать один из основных принципов безопасности – здесь категорически запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину, предназначенную для встречного движения! Все опережения и объезды – только в пределах своей половины проезжей части!

Вариант 1. В нашем направлении две полосы.

Но это вы уже знаете. На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.

И это вам тоже знакомо. На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее. В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.

Левые полосы можно занимать только при занятых правых .

И на экзамене об этом спрашивают:

Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.

На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.

То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

В населённом пункте такое требование означает следующее:

1. Если в вашем направлении, например, целых десять полос движения, вы вправе выбрать любую удобную полосу из девяти правых, даже если дорога абсолютно свободна.

2. Если девять правых полос заняты, вы можете занять и десятую (крайнюю левую).

3. Если, двигаясь по крайней левой полосе, вы доехали до места, когда справа стало свободно, вы обязаны покинуть крайнюю левую полосу.

И это так! Но не для всех!

Это так, если вы управляете мотоциклом, легковым автомобилем или малым грузовиком (до 2,5 т). Однако если вы пересядете за руль среднего грузовика (более 2,5 т), то на вас начнёт действовать совсем другая норма Правил. Правила решили – раз уж нереально совсем освободить крайнюю левую полосу, то совершенно необходимо освободить её хотя бы от средних и больших грузовиков, и на таких дорогах (с тремя и более полосами в данном направлении) Правила запретили им занимать крайнюю левую полосу.

И сразу же возникает вопрос – а как же им поворачивать налево или разворачиваться? Ведь это нужно совершать как раз с крайней левой полосы! Правила не забыли об этом, и разрешили им выезд на крайнюю левую, но только перед поворотом налево или разворотом.

И всё! Даже если все остальные полосы заняты, грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн на крайнюю левую не сметь!

И никаких опережений или объездов с выездом на крайнюю левую!

В Правилах об этом сказано следующим образом:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. В населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более , занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении , когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота , а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.

Вы обратили внимание! – грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн запрещено занимать крайнюю левую вообще на любых дорогах с числом полос более двух в данном направлении (как в населённом пункте, так и вне населённого пункта).

И если вам с правами категории «В» доведётся управлять таким грузовиком (например, Газелью), помните об этом.

И на экзамене по этому поводу задачки есть:


Разрешается ли Вам, управляя грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой более 2,5 т, выехать на третью полосу в данной ситуации?

1. Разрешается.

2. Разрешается только для поворота налево или разворота.

3. Разрешается только для опережения.

4. Запрещается.

Комментарий к задаче

Если уж так случилось, и Вы с правами категории «В» сели за руль грузовика с разрешённой максимально массой более 2,5 тонн, тогда на любой дороге с тремя и более полосами в данном направлении, крайнюю левую Вам разрешено занимать только для поворота налево или разворота.

В билетах ГИБДД есть ещё пара задачек, на которые я хочу обратить ваше внимание.

По какой полосе проезжей части разрешено движение в населённом пункте, если по техническим причинам Ваше транспортное средство не может развивать скорость более 40 км/час?

1. Только по крайней правой.

3. По любой, кроме крайней левой.

Есть ли в ПДД указания для безопасного движения по полосам дорожного движения? Какие знаки и разметка регламентируют действия водителей? Правила общие для всех транспортных средств или есть особенности? Об этом, и об ответственности за несоблюдение правил говорит эта статья.

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ситуация, в которой водитель не сумел вовремя сориентироваться на дороге и определить полосу для движения, чревата штрафами и серьезной угрозой для жизни.

У проезжей части всегда есть дорожные полосы. Иногда их видно сразу: они выделены соответствующей дорожной разметкой.

Отсутствие разделительных линий не противоречит законодательству. Полосой считается часть дороги, ширина которой достаточна для безопасного движения автомобилей в одном ряду.

Когда это пространство четко обозначено, вопросов не возникает. Бывает, разметка не нанесена, стерлась либо скрыта под слоем грязи или снега. При отсутствии разметки водителю нужно самому определить собственное местоположение на дороге.

Условная линия, проведенная продольно строго посередине, разделяет дорогу на две половины:

  • справа находится полоса для попутного движения автомобилей;
  • слева расположена встречная полоса.

Можно применить и такой принцип: сколько автомобилей одновременно разъедется в одном сечении участка дороги, столько на ней полос.

Как определить количество при наличии разметки

Правилами предусмотрено 3 основных разметочных линии для разделения полос:

1.1 Сплошная линия Устанавливает границы для противоположных транспортных рядов.
Символ рубежей полос на участках повышенной опасности.
Единственная черта, пересекать которую запрещено.
1.5 Одинарная линия – прерывистая Разделитель потоков со встречных направлений на двух- и трехполосных дорожных участках.
С ее помощью обозначают границы для движения по 2-м и более полосам попутного движения.
Эту разметку можно пересекать при перестроении и обгоне.
1.6 Одинарная линия – прерывистая (отличие от 1.5 – более длинный штрих). Предупреждает, что по ходу движения линия разделения станет сплошной.
Граница для транспортных рядов противоположного направления.
Важно соблюдать осторожность при пересечении этой полосы: маневр можно начать на разрешенной разметке 1.6, а закончить на 1.1, а это уже наказуемо.

На размеченном участке легко узнать количество полос: их нужно сосчитать.

Разметка разделяет только противоположные потоки – сколько полос?
Если на участок полотна нанесена одна линия, и она является разделителем потоков ТС с разных направлений, понять, сколько на дороге полос, немного сложнее:

Нумерация

В Правилах нет метода определения нумерации полос дорожного движения. Логика предлагает вести отчет полос от обочины. Считается, что первая полоса для водителей та, на которую они осуществляют въезд.

Знаки движения по полосам

Указатели, регламентирующие движение в границах дорожных полос, относятся к группе особых предписаний. Их устанавливают на перекрестке, и они обладают правом отмены действия других знаков, предусмотренных для этого перекрестка.

Направление

Знак 5.15.1 указывает, сколько на дороге полос, и показывает направление, по которому движение разрешено.

Например, этот знак предписывает и разрешает:

  • поворот из правой полосы направо;
  • прямое направление по левой и центральной полосе;
  • повернуть или совершить разворот из левой полосы.

Указания знака 5.15.2 схожи с предписаниями предыдущего. Есть и отличие: указатель размещается над определенной полосой. Его действие распространяется на регулировку движения конкретной полосы.

У этих знаков имеется ряд особенностей:

Когда транспортных потоков в одну сторону больше, чем в другую, применяется похожий знак: 5.15.7. Знак может дополняться ограничениями по скоростному режиму и виду ТС.

Начало и конец

Знак 5.15.3 чаще устанавливают при подъеме либо в случае приближения к полосе торможения. Он предупреждает: вскоре появится дополнительная полоса.

Иногда знак дополнен указанием ограничения минимальной скорости автомобилей. Это означает, что на данной полосе следует соблюдать скорость, номинал которой указан на знаке. Или передвигаться с более высокой скоростью, но в пределах общих допустимых значений.

В Правилах есть знак 5.15.4, также предупреждающий о начале дополнительной полосы в середине дороги из 3-х полос. Иногда на нем имеется предписание для определенных ТС.

Знаки 5.15.5 и 5.15.6 указывают на конец любой дополнительной полосы.

Число

Этот знак информирует о количестве дорожных полос, сообщает о режиме передвижения.

Знак 5.15.7 устанавливают предварительно: за 50-150 м до размещенных на полосами дорожных запретов.

Правила

Законодательно установленные требования к безопасному движению в границах дорожных полос – общие для всех ТС. Тем не менее, существует ряд некоторых особенностей.

Для легковых авто

Для легкового транспорта предусмотрен ряд правил:

  1. Когда городские дороги обозначены знаками 5.1 или 5.3, они пролегают в ненаселенной местности, а также на дорогах с разрешенной скоростью 80 км/ч и более, водители обязаны двигаться по правой полосе. Если правая половина проезжей части свободна для проезда, передвижение по левой половине – запрещено.
  2. В городе водители имеют право на движение по любой полосе, из личных предпочтений.
  3. Если дорога загружена транспортом, перестраиваться и занимать другую полосу разрешено только в случае необходимости повернуть, развернуться, объехать препятствие, либо остановиться.
  4. Если дорога имеет более трех полос для одного направления, движение по крайней левой запрещено. Исключение – сильная загруженность на дороге, когда остальные полосы заняты. Перестраиваться разрешено только при развороте или левом повороте.

Для грузового транспорта

Для передвижения грузового транспорта по полосам дорожного движения также имеется ряд ограничений:

  1. Грузовики более 2,5 т при движении на трехполосной (и более) городской дороге имеют право использовать крайнюю левую полосу, если необходим разворот или поворот (налево). Других запретов для движения в границах городов для грузового транспорта не установлено.
  2. Вне населенного пункта водителям всех ТС, в том числе, грузовых, запрещено двигаться по левой полосе в случае, если по правой полосе возможен свободный проезд. Занимать левую полосу можно только в случае загруженности правой.
  3. Движение грузового транспорта более 3,5 т на автомагистралях и автомобильных дорогах разрешено только справа: по двум полосам. Передвижение на других полосах категорически запрещено. Грузовикам от 2,5 до 3,5 т на автомагистрали разрешена любая полоса, за исключением, крайней слева. Для ТС менее 2,5 т запрет не распространяется.

Для общественного

На специальную выделенную полосу для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Знак действует на полосу, над которой он размещен. Его действие продолжается до перекрестка либо до знака, отменяющего выделение полосы: 5.14.1. В случае если выделенная полоса продолжается после перекрестка, размещается повторный знак.

Выделенную полосу обозначают и другими указателями:

  1. Знак, информирующий о дороге с полосой для общественного транспорта. Согласно предписанию, маршрутный транспорт движется навстречу автомобильному потоку.

  2. Знак, указывающий на выезд на дорогу с выделенной полосой:

    На дорожном покрытии полосу дополнительно выделяют литерой А. Участки для остановок общественного транспорта обозначают зигзагообразной разметкой желтого цвета.

    Правила позволяют следовать по этой полосе не только общественному транспорту.

    Беспрепятственно могут передвигаться:

    • рейсовые автобусы;
    • школьные автобусы;
    • троллейбусы;
    • велосипедисты;
    • такси (маршрутные и легковые).

    Водителям обычных ТС разрешено временное движение по «выделенке», но только в определенных случаях:

    1. При повороте, требующем правого перестроения.
    2. При въезде на полосу с прилегающей территории или второстепенной дороги.
    3. Для посадки либо высадки пассажиров.

    При этом водитель не должен мешать маршрутному транспорту.
    Иногда выделенные полосы становятся доступными для любого транспорта – если к обозначению дополнительной полосы добавляются информационные таблички:

    Для мотоциклов

    Мотоциклисты представляют серьезную угрозу для безопасного движения автомобилистов: рискованная манера вождения по разметке, между рядов часто провоцируют .

    При этом движение мотоцикла в границах дорожных полос не регламентируют. Мотоциклист подчиняется общим правилам.

    Для любого вида ТС запрещено заезжать на линии разметки, если только это не разрешенный маневр: , объезд, перестроение.

    В иных случаях движение должно осуществляться только в пределах размеченной дорожной полосы. Это правило для всех ТС, в том числе, для мотоциклов.

    В ПДД определено: движущийся транспорт обязан выдерживать дистанцию и боковой интервал.

    В теории, мотоциклу не запрещено двигаться в междурядье:

    • при отсутствии разметки на дорожном полотне;
    • если выдерживается боковой интервал с соседними автомобилями.

    Для оценки безопасного интервала важно оценить габариты соседнего транспорта. Если это большегрузный автомобиль, мотоциклиста на междурядье признают нарушителем.

    Двигаться в междурядье при наличии разметки категорически запрещено.

    Особенности движения по встречной полосе

    Движение по встречной полосе нежелательно, но в некоторых обстоятельствах – возможно и необходимо. Чтобы избежать неприятностей на этом опасном участке, следует:

    1. При повороте и пересечении дорог автомобиль не должен оказаться на «встречке», это расценят как нарушение, без учета количества полос и вида разметки.
    2. Когда обгон совершается на дороге с двусторонним движением на четырех и более полосах, проезд по «встречке» недопустим.
    3. Разрешен выезд на «встречку», если требуется совершить один из маневров: обгон, разворот, объезд препятствия, поворот влево. При этом дорога должна быть трехполосной, а ее средняя часть – предназначаться для движения в двух направлениях.
    4. Если дорога узкая и не имеет разделительной разметки, на встречную полосу можно выехать для обгона, при отсутствии запрещающих знаков поблизости.

    На перекрестке

    К пересечению перекрестков установлены специальные требования:

    1. Если указатели полос не установлены, а на проезжую часть не нанесена разметка, при поворотах необходимо стать в соответствующий ряд. Тем, кто планирует двигаться прямо, можно выбрать любую полосу.
    2. Если есть указатели полос, но нет разметки, нужно следовать знакам и двигаться в зависимости от того, куда необходимо направиться после перекрестка.
    3. В случае наличия разделительной разметки 1.8, нужно найти свою полосу и двигаться по ней. Каждый ряд имеет обозначение стрелки, показывающей разрешенное движение. Если можно свернуть налево – разворот также разрешен.
    4. В ситуации, когда на перекрестке есть знаки и разметка, имеющие противоречивую информацию, следует ориентироваться на знак: у него приоритет.

    При перестроении

    При необходимости маневрирования в полосах или перед перекрестком нужно помнить эти правила:

    1. Если автомобилист двигался прямо и намерен так двигаться дальше, водитель, который хочет свернуть и поэтому перестраивается, обязан его пропустить.
    2. В случае, когда водители одновременно намерены совершить маневр, преимущественное право у того, кто занимает положение справа.

    Для безопасности движения необходимо заблаговременно включать поворотник, выбрать правильную скорость и не забывать о зеркалах.

    Эти указания распространяются на движение по любой дороге, независимо от наличия разметки. Стоит помнить: если разделительных полос нет, то число направлений всегда будет четным.

    По дороге с реверсивной полосой

    Специальных знаков, указывающих, что на проезжей части имеется реверсивная полоса, в ПДД не предусмотрено. Есть знак 5.8, указывающий на реверсивное движение на дороге, знак 5.10 означающий, что скоро пересечение с дорогой с реверсивным движением.

    Реверсивные светофоры тоже не имеют отношения к обозначению полос. Они регулируют движение транспортных рядов.

    Реверсивные полосы обозначаются разделительной разметкой 1.9. Если она одна, полос, соответственно, две. Если разметок на полотне несколько, то полос реверса будет столько, сколько полос имеют соответствующие границы.

    Если светофор не функционирует или его просто нет, реверсивную линию пересекать разрешено, если от водителя она находится справа. Если имеются границы реверса с двух сторон, выезжать на такую полосу нельзя.

    Что разрешено при начале кругового движения

    На основании 8.5 ПДД, на круг можно въезжать с любой полосы.
    На кольцевом движении есть одна особенность: въезд разрешен в тот ряд, где водитель находился до начала круга.

    Например, с правого ряда проезжей части в левый ряд кругового движения въезжать запрещено.

    Штрафы за нарушения

    За нарушения ПДД и при законном установлении этих нарушений работниками ГИБДД, для водителей предусмотрена административная ответственность:

    Нарушение Размер штрафа, руб.
    Движение ТС по разделительной полосе (неправильное расположение транспорта на дороге) 1500
    Пересечение «сплошной» при выезде на разделительную полосу 500
    Перестроение между полос без предупредительных сигналов 500
    Поворот из полосы, запрещающей этот маневр 1500
    Движение по «встречке» для объезда препятствия 1000 – 1500
    Выезд на полосу встречного движения для обгона 5000

    на 4 – 6 мес.
    Лишение прав на 1 год, если правонарушение совершено повторно
    Если повторное нарушение зафиксировано автоматическими средствами,
    штраф 5000
    Использование велосипедной полосы автомобильным транспортом 2000
    Проезд по выделенной полосе 1500
    (для Москвы и С-Петербурга – 3000)
    Нарушение режима движения, установленного для полосы Штраф, аналогичный за нарушение скоростного режима

    Несмотря на то, что знак Направление движения по полосам встречается на отечественных дорогах достаточно часто, а за игнорирование его требований предусмотрены ощутимые штрафные санкции, многие водители «не замечают» его и продолжают движение так, как удобно только им. Если же в целом требования указателя и соблюдаются, отмечается забывчивость автовладельцев в части некоторых нюансов.

    Мало того, все это по совокупности нарушений серьезно увеличивает сумму штрафа. Достаточно часто из-за несоблюдения элементарных и несложных требований указателя Направление движения по полосам возникают серьезные дорожно-транспортные происшествия. К сожалению, в таких ситуациях часто страдают люди, получая серьезные травмы. Это происходит с завидной регулярностью, хотя требования знака предельно понятны - для того, чтобы правильно интерпретировать нужно всего лишь занять нужный ряд и следовать указаниям стрелок.

    Несмотря на то, что все участники дорожного движения проходили обучение в автошколе и сдавали экзамены, до сих пор встречаются такие водители, которые полностью убеждены в том, что белая стрелка на голубом фоне, это не что иное, как простая рекомендация, выполнять требования которой совсем не обязательно. На самом деле, эту группу дорожных указателей относят к знакам особых предписаний, выполнение которых строго обязательно для каждого водителя любого транспортного средства.

    Часто бывает так, что водитель элементарно не успевает вовремя сориентироваться и совершить перестроение, в результате чего принимает решение о том, что имеет право совершить левосторонний поворот из крайней правой полосы. Это в корне неверное мнение, которое прямо противоречит знаку, четко указывающему направление движения по полосам, и штраф за подобную невнимательность составляет до 1500 рублей. Если сотрудник ГИБДД зафиксирует и какое-либо сопутствующее нарушение, сумма административного штрафа многократно увеличится.

    Стоит отметить, что игнорирование таких простых, на первый взгляд, требований, может привести к тому, что водитель после совершения некорректного маневра окажется на полосе, которая предусматривает лишь одностороннее движение во встречном направлении. Подобное нарушение ПДД является тяжелым и влечет за собой более серьезное наказание. Так, в зависимости от обстоятельств нарушения, штраф может составить уже пять тысяч. Кроме этого, в качестве наказания суд может вынести постановление о временном лишении права управления ТС. Срок такого «приговора» может составлять от 4 месяцев до полугода или до одного года, если подобное нарушение повторное.

    Зачем используется знак движение по полосам

    Знак Направление движения по полосам на перекрестке несет в себе очень важную для каждого водителя информацию - он указывает каким образом можно продолжать дальнейшее движение, из каких полос можно совершать безопасные маневры. Данные указатели могут быть расположены как сбоку дороги, так и непосредственно над дорогой, а на стрелках, указывающих разрешенное направление могут быть изображены дополнительные условия проезда ТС. К примеру, ограничение скорости или вид транспорта, которому разрешено дальнейшее движение по конкретной полосе.

    Достаточно распространенной ситуацией, когда требуется установка данного указателя - разное число полос для движения. Чтобы вовремя сориентироваться в условиях невозможности увидеть дорожную разметку или ее полного отсутствия, устанавливается данный указатель. Игнорировать требования, которые налагает на водителя установленный указатель, могут лишь водители маршрутных транспортных средств. Стоит понимать, что, завидев имеющийся на дороге знак Направление движения по полосам, водитель должен успеть перестроиться в ту полосу, на которой будет разрешен маневр, который ему будет необходимо совершить. Так, если сделать этого автовладелец не успеет, и совершит левый поворот из крайне-правой полосы, инспектор ГИБДД вправе выписать ему штраф.

    Подобные указатели могут устанавливаться в виде одного блока, на котором показаны разрешенные направления движения, а могут устанавливаться и по отдельности - над каждой из присутствующих на участке дороге полос. В этих случаях никаких принципиальных различий в порядке разрешенного дальнейшего проезда нет. Если на дороге отсутствует читаемая разметка, знак Направление движения по полосам поможет каждому водителю правильно и быстро сориентироваться даже на самом широком участке автодороги с интенсивным движением. Многие водители, которые так или иначе нарушили правило, которое предписывалось знаком Направление движения по полосам, говорят о том, что в заблуждение их ввела разметка. Стоит понимать, что, если требования знаков и разметки различаются, руководствоваться следует исключительно знаками, в т. ч. установленными на временной основе.

    Где устанавливается указатель и зона его действия

    Несмотря на то, что знак Направление движения по полосам не совсем адекватно воспринимается многими водителями, он существенно упрощает процесс правильной ориентации на широкой проезжей части, включающей в себя большое количество полос. Как правило, этот указатель устанавливается перед сложным перекрестком, и призван облегчить его пересечение большим числом транспорта одновременно. Он может устанавливаться только двумя способами.

    1. На правой стороне - на обочине, как правило, за 50-150 метров до начала перекрестка.
    2. На растяжках, непосредственно над самой проезжей частью.

    Вне зависимости от способа размещения обозначает он одно и тоже, и трактовать его требования по-своему, водитель права не имеет.

    Как правило, первый способ установки можно наблюдать на дорогах, не отличающихся большим количеством полос. А второй тип монтажа указателя напротив, оптимален на широких проезжих частях со множеством полос. В этом случае водители, занимающие левые полосы элементарно не смогут увидеть знак, расположенный на обочине. Вне зависимости от способа расположения, его действие распространяется только на тот перекресток, перед которым он установлен. После пересечения перекрестка, следует принимать во внимание уже другие указатели и дорожную разметку.

    Стоит обратить внимание на такой момент, как наличие по центру перекрестка трамвайных путей. Если нет указателей, запрещающих левый поворот и разворот, а для совершения этого маневра неизбежно придется выехать на пути, делать это допускается исключительно из крайней левой полосы - она будет расположена справа от путей. С других полос совершать такое маневрирование строго запрещено. Строгое и четкое выполнение требований знака Направление движения по полосам позволяет грамотно организовать движение транспортных средств даже на самом загруженном перекрестке. От водителя в этом случае требуется лишь правильно и своевременно сориентироваться, занять соответствующую полосу, с которой будет допустимо совершать планируемый в дальнейшем маневр. Важно, чтобы он не противоречил ПДД и не стал помехой другим участникам дорожного движения. На видео можно посмотреть «разбор» последствий несоблюдения этого требования:

    Салют, друзья! При выяснении того, кто кому должен уступить на дороге, порой, доходит до рукопашной.

    Буквально на днях наблюдал такую «картину маслом», при этом водители кинули машины посреди дороги, а разнимать их пришлось другим участникам движения. Беда!

    А посему предлагаю срочно разобраться, как правильно выполнять перестроение по полосам по ПДД.

    Освежим матчасть

    Для начала вспомним пункт 8 и 9 ПДД, в которых речь идет о начале движения, маневрировании и расположении ТС на дороге. Какие моменты нас особенно интересуют?

    • Начинаете перестроение? Уступите дорогу всем попуткам.
    • Другой водитель вместе с вами начинает перестроение? Если он справа, уступите дорогу ему. А вот если вы находитесь от него справа, то проявить любезность должен уже он.
    • Если кто-то, совершая маневр, сближается с вами на опасное расстояние, он получает приоритет, только если приближается справа. Например, вы едете по правой полосе, которая заканчивается, и должны перестроиться на левую, а по ней едет попутный грузовик, который не меняет движение. Перед маневром вы должны уступить ему дорогу, и только после этого перестраиваться влево.

    А вот и универсальное правило – при перестроении уступите дорогу всем, помня, что все, кто едет прямолинейно и не меняет полосу, получают приоритет.

    Правило «помехи справа»

    Почему-то многие водители считают, что в затруднительных ситуациях, когда они не знают, какими правилами руководствоваться, нужно применять правило «помехи справа».

    И вроде как всегда будешь прав!

    Строго говоря, в ПДД вообще нет правила «помехи справа». Оно введено на бытовом уровне для простоты выхода из сложных дорожных ситуаций.

    • при одновременном перестроении;
    • на участках, где очередность не оговорена другими правилами (например, на нерегулируемом перекрестке).

    Одновременное перестроение

    О правильном одновременном перестроении и применении упомянутого правила «помехи справа» идет речь в п.8.4.

    Но если бы все ситуации на дорогах сводились к одному предложению – при одновременном перестроении приоритет получает тот, кто движется справа. Предлагаю посмотреть на то, как действовать в трех наиболее типичных случаях.

    • Сосед надумал перестроиться на вашу полосу, но уступать вы не обязаны, так как правило «помехи справа» в данном случае не работает. Вы же не планируете совершить маневр, а преспокойно едете по своей полосе, не меняя траекторию.
    • Вы хотите оказаться в левой полосе, но и водитель слева задумал перестроиться. Здесь уже правило помехи справа работает, и сосед должен уступить вам дорогу, независимо от того, какой маневр он совершает. Правда, давить на газ в этом случае не стоит, а начинать перестроение лучше все-таки после того, как появится полная уверенность – сосед-то джентльмен и ПДД хорошо выучил.
    • Вы решили попасть на правую полосу, но и справа водитель планирует маневр. Здесь уже вы должны проявить душевную теплоту и заботу и уступить дорогу.

    Разберем конкретику

    Попробуем понять, как поступить правильно в такой ситуации – вы решили перестроиться в левый ряд из правого, но место «приземления» пока занято.

    • Оцените происходящее вокруг, и не только слева, но и впереди, и сзади.
    • Включите левый поворотник и сбросьте немного скорость, чтобы занимающий место слева ушел вперед.
    • Убедитесь, что на «освободившийся островок» никто не претендует, плавно поворачиваете налево и встраиваетесь в полосу.
    • Выключите поворотник и проконтролируйте дистанцию до впередиидущего.

    В билетах ПДД есть и такой вопрос: Обязаны ли вы при движении по правой полосе уступить дорогу тому, что пытается перестроиться слева? Варианты: 1) да, если водитель опередил ваш автомобиль; 2) да; 3) нет.

    И последний ответ – правильный: вы едете справа, не меняя направления, поэтому не обязаны уступать дорогу.

    Шпаргалка для новичков

    Лично я для простоты запоминания держу в голове такую шпаргалку:

    • Я не перестраиваюсь – никому ничего не должен.
    • Если я захотел направо – уступить должен всем.
    • Если захотел налево – пропустить должны те, кто тоже планирует маневр. Но могут и не пропустить!

    О чем еще нужно помнить начинающим водителям?

    • Соблюдайте скоростной режим. Держите ту скорость, с которой движутся машины в полосе, куда вы хотите попасть.
    • Не забудьте включить поворотник, а то ведь другие водители телепатическими способностями не обладают и вряд ли догадаются о ваших намерениях без подсказки.
    • Смотрите в зеркала во время перестроения постоянно, оценивая каждую секунду происходящего на дороге.
    • Перестраивайтесь только при абсолютной уверенности, что маневр безопасен.
    • Закончили дело – гуляйте смело, но не забудьте на радостях выключить поворотник.

    Перестроение в пробке и на кольце

    Перестроиться в пробке, с одной стороны, сложнее (все раздражены и места для маневра нет), а с другой, – проще, ведь всегда можно получить визуальное подтверждение от соседа, который пропускает вас перед собой.

    Увидели в зеркале добрые глаза другого водителя, его добродушную улыбку и обнадеживающий кивок головы, убедитесь, что он притормозил, и решительно, но без рывков встраивайтесь по диагонали в предоставленный просвет.

    Не могу не вспомнить о распространенной ошибке выезда с кольца – слева низ-з-зя! Совершить такой маневр можно исключительно с крайней правой полосы, на которую перестраивайтесь заблаговременно на основании общих правил.

    Дорожные войны

    К сожалению, на дорогах нередко встречается хамство, и дожидаться, пока освободится место можно о-о-о-очень долго.

    Рисковать и пытаться подрезать нахала, перестроившись раньше и заняв свободное место, конечно, можно, но стоит ли игра свеч?

    Если кому-то «позарез как надо», не мешайте! Пусть человек радуется жизни и считает себя самым умным и везучим. Амбиции на дороге – последнее дело, ведь именно они нередко приводят к трагическим последствиям.

    Что ж, друзья, по данной теме у меня всё. Расскажите в комментариях о своем опыте перестроения? Совершали ли вы ошибки или возникали ли спорные ситуации?

    Разберем, кто прав, а кто виноват, вместе. Буду признателен, если поделитесь статьей в социальных сетях. До новых встреч! И удачи на дорогах!