Приемка в эксплуатацию опо. Ввод в эксплуатацию производственных объектов

  • Нужно ли назначать ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под избыточным давлением?
  • Как правильно подбирать области аттестаций по промышленной безопасности для аттестации работников?
  • Что такое оформление необходимых формуляров для ведения радиационно опасных работ?
  • Разрешается ли использовать кувалду с деревянной рукояткой при производстве работ на ОПО III класса в нефтяной и газовой промышленности?
  • Допускается ли использовать второй вилочный погрузчик для замены аккумуляторных батарей с вилочного электро погрузчика?

Вопрос

Существует ли в Законодательстве РФ понятие пробная эксплуатация (опробование), период эксплуатации до выхода на проектную мощность, период опробования и корректировки технологически параметров работы вновь построенного ОПО (объект подготовки нефти) и можно ли в этот период работать без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Ответ

То, что на Вашем объекте проходит «период эксплуатации до выхода на проектную мощность, период опробования и корректировки технологически параметров работы» означает, что он эксплуатируется в этом режиме. Тем более, что пуско-наладочные работы относятся к работам повышенной опасности.

Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных , деклараций промышленной безопасности ( Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ).

Т.е. лицензию Вам получить необходимо. Без лицензии работать нельзя. Для этого не обязательно иметь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Достаточно положительных заключений ЭПБ на ТУ, поскольку Вы эксплуатируете свой ОПО в режиме пробной эксплуатации.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (). В данной статье ничего не сказано о том, что регистрировать ОПО надо только при наличии документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию. Так, как это сформулировано ч. 2 ст. 6 № 116-ФЗ в требованиях для получения лицензии.

Как только признаки опасности Вами выявлены, Вам следует зарегистрировать ОПО. Что Вы, как мы поняли из вопроса, и сделали.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ().

Самые актуальные статьи в системе Охрана труда:

Подробности в материалах Системы Охрана труда:

"Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов":

98. При выводе ОПО МТ из консервации эксплуатирующая организация составляет акт о вводе объекта в действие с приложением перечня выполненных работ после пробной эксплуатации ОПО МТ в течение 72 часов.

"Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)":

2.2.65. Результаты испытаний конвейеров оформляются приемо-сдаточным актом и протоколом, в которых дается заключение о годности конвейера к эксплуатации.

2.2.66. После выполнения монтажно-наладочных работ производится пробная эксплуатация (обкатка) конвейера под нагрузкой в течение нескольких рабочих смен под постоянным наблюдением эксплуатационного персонала.

(ред. от 10.12.2016) "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".

Извлечения:

5. Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

6. Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в государственном реестре не позднее 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил».

Обратите внимание: вводимые в эксплуатацию, а не введенные в эксплуатацию.

Осуществление лицензируемого вида деятельности (эксплуатация объекта) без лицензии является административным правонарушением, за которое установлена ответственность в виде штрафа.

Современное законодательство в области обеспечения промышленной безопасности уделяет максимальное внимание объектам, эксплуатация которых представляет определенную угрозу жизни, здоровью и личным интересам человека, а также окружающей среде. Такие объекты классифицируются как ОПО (опасные производственные объекты), и для запуска любого из них в эксплуатации владельцам или арендаторам необходимо выполнить целый ряд требований. Органом, осуществляющим контроль над их выполнением, является Ростехнадзор . Эта федеральная служба не только принимает решение о возможности запуска ОПО в эксплуатацию, но также регулирует деятельность таких объектов в дальнейшем, посредством плановых и внеплановых проверок. Рассмотрим, что представляет собой процедура ввода ОПО в эксплуатацию, согласно требованиям Ростехнадзора.

Порядок запуска эксплуатации ОПО: регистрация опасных производственных объектов и другие этапы

Согласно действующему федеральному законодательству со всеми изменениями и дополнениями последних лет, для ввода ОПО в эксплуатацию владелец или арендатор обязан не позднее 10 рабочих дней подать в Ростехнадзор сведения, необходимые для регистрации. К таким сведениям относится карта учета объекта и подробные характеристики направления его деятельности. При этом заявитель самостоятельно определяет, к какому классу опасности относится данный ОПО. Этот пункт не является задачей регистрационной службы. Тем не менее, если на первой проверке будет выявлено, что заявитель неверно определил этот класс, в регистрации будет отказано (естественно, речь идет о занижении класса). Поэтому определение класса опасности или, как его принято называть, идентификация ОПО, требует высокой ответственности и профессионализма.

После передачи в Ростехнадзор всех необходимых сведений о запускаемом в эксплуатацию объекте, регулирующий орган проводит следующие работы:

  • Регистрация ОПО, состоящая из присвоения регистрационного номера и занесения объекта в реестр.
  • Выдача карты учета и регистрационного свидетельства ОПО его владельцу или арендатору.
  • Регулярное обновление информации из реестра, а также предоставление сведений заявителю при необходимости.

Все эти процедуры являются государственными услугами Ростехнадзора, предоставление которых регулируется законодательством. При этом параллельно с ними, в процессе эксплуатации ОПО, его владельцы или арендаторы всегда могут обращаться за дополнительной помощью в коммерческие службы. Здесь предоставляется полная консультационная поддержка по всем вопросам данного характера.


Нам часто задают вопросы о том, в каком порядке нужно оформлять разрешительные и нормативно-технические документы на ОПО. К примеру, почему нельзя сначала оформить лицензию, а потом зарегистрировать ОПО? Какие документы нужно разработать после регистрации объекта в госреестре?

В этой статье мы укажем очередность оформления (получения) документов, которые требует эксплуатация опасных производственных объектов по действующему законодательству.

1. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта. Оформляется Акт ввода (разрешение на ввод) в эксплуатацию ОПО в целом и/или составных частей (технических устройств) ОПО.

2. Постановка на учет в качестве технических устройств оборудования ОПО (грузоподъемные механизмы, оборудование под давлением и т.д.). Оборудованию присваивают индивидуальный регистрационный номер, который указывается на титульном листе паспорта.

3. Регистрация ОПО - получение Свидетельства о регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора.

4. Страхование ответственности владельца опасного объекта - оформление полиса на обязательное страхование ОПО согласно ст. 9 и 15 ФЗ №116 и ст. 5 ФЗ №225. Иногда страховой полис нужно получать до регистрации ОПО - в частности, некоторые управления Ростехнадзора придерживаются такой практики по грузоподъемным механизмам.

5. Разработка, утверждение и согласование (регистрация) нормативно-технических документов для ОПО:

  • Положение о производственном контроле (ППК) - согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263.
  • План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (для ОПО 1-3 кл. опасности) - согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013г. № 730 + заключение договора с аварийно-спасательным формированием (АСФ).
  • Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ) - согласно ст. 9 ФЗ №116 и п. 32 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480.
  • Должностные, производственные инструкции и приказы о назначении ответственных за ОПО - согласно ФНП по каждому типу опасных производственных объектов.
6. Аттестация по промышленной безопасности - получение протоколов проверки знаний в конкретных областях ПБ по результатам сдачи экзамена (прохождения тестирования) в Ростехнадзоре (или в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации).

7. Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО 1-3 классов опасности согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492.

Обратите внимание ! Получить лицензию можно только после того, как ОПО введен в эксплуатацию, зарегистрирован, застрахован, на него оформлены нормативно-технические документы. И только на ту организацию, которая эксплуатирует объект (на которую выдано Свидетельство о регистрации ОПО).

Причина и логика Ростехнадзора просты - пока ОПО не существует юридически (т.е. он не зарегистрирован), на нем нельзя вести деятельность, которая лицензируется.
Еще один нюанс - вместе с заявлением на лицензию подаются (п. 7 Постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492) Положение о производственном контроле, страховой полис, Положение о расследовании инцидентов и т.д.

А эти документы можно оформить и согласовать (в случае с ПРИ) только когда сведения об ОПО внесены в реестр Ростехнадзора и объекту присвоен регистрационный номер в формате А00-0000(0)-0000, а также класс опасности.

В теории данная процедура является обязательной в установленных законодательством случаях, но на практике не всегда здания, сооружения и оборудование начинают использоваться после оформления разрешительных документов. Как это влияет на бухгалтерский учет? Какие риски возникают при налогообложении в случае амортизации объектов, используемых в ситуации отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию?

Что такое разрешение на эксплуатацию?

Как правило, разрешение на эксплуатацию выдается в отношении объектов, которые при неправильном возведении (изготовлении) могут представлять опасность для пользователей объектов, обслуживающего персонала и окружающей среды. Среди этих потенциально опасных объектов выделяются объекты капитального строительства (здания и сооружения промышленного (и не только) назначения), а также размещаемое в них различное высокотехнологичное оборудование, требующее монтажа и наладки.

За пояснениями по поводу объектов капстроительства следует обратиться к нормам Градостроительного кодекса. В частности, в ст. 55 ГрК РФ сказано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий:

— выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство;

— соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или — в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию является итоговым документом, который выдается на основании перечня других документов. Он подтверждает выполнение строительства (реконструкции) согласно установленным законодательством требованиям. Все необходимые бумаги перечислять не будем, выделим два документа:

— заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (нужно в ситуации, когда предусмотрено осуществление государственного строительного надзора);

— заключение федерального государственного экологического надзора.

Перечисленные документы на объект можно получить лишь в том случае, если он готов к функционированию в запланированных целях, поэтому разрешение на ввод в эксплуатацию можно рассматривать как одно из подтверждений такой готовности. И хотя рассматриваемое разрешение удостоверяет соответствие объекта строительства требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, техническим условиям эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, даже при наличии разрешительного документа складываются ситуации, когда для обеспечения возможности использования объекта в целях, предусмотренных руководством, необходимо провести дополнительные работы, не влияющие на факт получения разрешения на эксплуатацию.

Например, разрешение на эксплуатацию сооружения и размещение в нем технологического оборудования получено, в то время как само оборудование только поступило на предприятие и начались работы по его монтажу. Без оборудования использование сооружения не предполагается, поэтому нет оснований утверждать, что объект готов к эксплуатации даже при наличии соответствующего разрешения.

Данный документ не всегда является итоговым, позволяющим перейти от этапа возведения объекта к этапу его полной готовности к эксплуатации в запланированных руководством целях. Он нужен скорее для контроля, а не для того, чтобы выразить мнение о полной готовности объекта к практическому использованию. Но чаще встречается обратная ситуация, когда есть производственная необходимость ввода в эксплуатацию объекта до того, как будут завершены все существенные затраты, предусмотренные проектом строительства (незавершенных объектов). Примером указанной ситуации может быть ввод в эксплуатацию скважины с момента получения первой тонны природных ресурсов, при том что работы по обустройству прилегающей территории в силу технологических причин были перенесены на ближайший климатический сезон.

И еще: при принятии решения о возможности эксплуатации объекта следует в том числе учитывать факт возможной задержки выдачи данного документа по административным, а не экономически обоснованным причинам. То есть виновниками могут оказаться как нерасторопные чиновники, так и подрядчик, который допустил несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, что может послужить причиной для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию объекта (п. 6 ст. 55 ГрК РФ). Это стоит взять на заметку не только для бухгалтерского учета, но и для налогообложения, в котором налоговики нередко трактуют экономическую обоснованность расходов как соблюдение требований различных сфер законодательства, о чем поговорим позже.

А сейчас обратим внимание на разрешение на ввод оборудования в эксплуатацию. Если оборудование является одной из систем обеспечения эксплуатации здания и сооружения, то отдельное разрешение на готовность функционирования оборудования может не выдаваться. Если же оборудование выполняет самостоятельные функции в здании и сооружении и представляет определенную опасность для персонала — на него может выдаваться отдельное разрешение на эксплуатацию. Тогда ввод в эксплуатацию — это документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению по назначению. Об этом сказано в ТР ТС 012/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Как правило, ввод в эксплуатацию оборудования производится специалистами поставщика, а стоимость работ по монтажу и наладке включается в стоимость контракта. Оборудование до ввода в эксплуатацию не может использоваться по предназначению, что отчасти упрощает его бухучет в составе амортизируемого имущества.

Отражается ли ввод в эксплуатацию в бухучете?

Для ответа на указанный вопрос сначала обозначим, что в себя включает данная процедура. Это приемка здания (сооружения) или иного объекта приемочными комиссиями, оформление самого акта приемки и выдача разрешения на эксплуатацию здания (сооружения) или иного объекта. Ни одна из названных процедур сама по себе не отражается в бухгалтерском учете, так как не приводит к изменению финансовых показателей (активов и обязательств, доходов и расходов). Хотя нет. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть платной для заявителей процедурой, в связи с чем у них возникают расходы. Они либо признаются текущими, либо капитализируются в стоимости вводимого в эксплуатацию объекта. Выбор варианта непрост.

Обратимся к ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем не упоминается термин «ввод в эксплуатацию», за исключением указания на то, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. В п. 4 поименованного документа перечислены условия, которые должны выполняться для принятия актива к бухучету в качестве ОС. Одним из условий является предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией в аренду. Еще одно условие — способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первое условие вполне может быть выполнено и до ввода объекта в эксплуатацию, тогда как о втором можно говорить при условии его готовности к использованию по предназначению. В одних случаях последнее может быть приравнено к вводу в эксплуатацию (например, в отношении оборудования), в то время как в других ситуациях объект может не только быть готов, но и использоваться по предназначению до официального ввода в эксплуатацию (в части зданий, сооружений, объектов по освоению природных ресурсов).

Таким образом, с точки зрения норм ПБУ 6/01 принятие ОС к бухгалтерскому учету и его ввод в эксплуатацию не одно и то же. Интересно, а что думают на этот счет международные методологи? Обратимся к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном документе не сказано, когда конкретно актив принимается к учету в составе ОС, однако разделены первоначальные затраты, включаемые в стоимость амортизируемого имущества, и последующие, не включаемые в оценку ОС и признаваемые текущими затратами. Расходы, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств. Формирование же первоначальной стоимости ОС прекращается, когда объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование согласно намерениям руководства предприятия.

Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.

Если объект становится доступен для использования, его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию согласно намерениям руководства, то по названному объекту уже можно начислять амортизацию (п. 55 МСФО (IAS) 16). То есть начисление амортизации тоже напрямую не зависит от момента ввода в эксплуатацию ОС. Здесь уместно напомнить, что в п. 21 ПБУ 6/01 по-другому сформулирована дата начала начисления амортизации по объекту ОС — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия обозначенного объекта к бухгалтерскому учету. Но, как указано выше, и в российском законодательстве этот момент жестко не связан с датой ввода объекта в эксплуатацию.

Что делать при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию?

Исходя из изложенных выше норм сформулируем выводы. Если есть уверенность, что объект капитального строительства полностью готов к эксплуатации в запланированных целях и никакие работы по достройке осуществляться не будут, а отсутствие разрешения на ввод означает задержку регламентированных процедур выдачи разрешения государственными службами, то нужно перевести объект в состав ОС независимо от наличия разрешения на ввод и факта начала эксплуатации объекта. Если есть основание полагать, что объект (в частности, технологическое оборудование) не готов к эксплуатации в текущем состоянии, то он продолжает учитываться в составе вложений во внеоборотные активы до момента начала фактической эксплуатации в соответствии с предназначением и намерениями руководства.

Заметим: эксперты БМЦ высказывают немного иную точку зрения, рекомендуя учитывать эксплуатируемые незавершенные объекты в составе вложений во внеоборотные активы. Амортизация по используемым объектам, учитываемым в составе вложений во внеоборотные активы, начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Согласитесь, этот совет — из разряда совместить несовместимое: вложения во внеоборотные активы тем и отличаются от ОС, что не амортизируются, они, наоборот, являются накопительными для связанных с ними затрат, которые в последующем формируют стоимость амортизируемого имущества.

Как бы там ни было, озвученная позиция имеет право на существование, но автор придерживается иного подхода — когда амортизации подлежит только ОС. Если бухгалтер считает, что здание (сооружение) без разрешения на ввод в эксплуатацию не готово к использованию по предназначению (например, когда фактическое использование без данного документа запрещено и карается штрафом), то такой объект отражается в составе вложений во внеоборотные активы. И пока объект ОС не будет включен в производственный процесс (в частности, в производство продукции), амортизационные отчисления не должны участвовать в формировании себестоимости продукции.

К сказанному остается добавить: начало использования объекта в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию производится на основе решения руководства организации. Бухгалтер здесь не более чем исполнитель. Причем названное решение должно быть обоснованным. Например, есть возможность проведения работ по пробной либо опытно-промышленной эксплуатации до формализованного ввода объекта в состав ОС после получения соответствующего разрешения, или же период, необходимый на получение разрешения на ввод объекта основных средств, достаточно продолжительный и может затянуться, что грозит предприятию упущенной выгодой в связи с задержкой в использовании объекта в производстве продукции. Это подталкивает хозяйствующего субъекта к использованию объекта до начала его официального ввода в эксплуатацию.

Между началом фактического использования и готовностью к нему проходит небольшой промежуток времени, поэтому автор считает, что не будет большой ошибкой в данной ситуации отразить объект в составе ОС на дату начала его использования. А амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Как вам такое мнение? Если читатель с ним согласен, то выбор следует обозначить в учетной политике.

Что нужно знать о налогообложении?

Налог на имущество

Здания и сооружения, относящиеся к недвижимости, являются объектом имущественного налогообложения (ст. 374 НК РФ). Однако не все торопятся вводить объекты в состав ОС, даже если они фактически эксплуатируются. Как указано в Постановлении ФАС ЗСО от 23.04.2014 по делу N А81-2224/2013, объекты, отраженные в составе вложений во внеоборотные активы, эксплуатировались предприятием, в результате чего оно получало доход. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не освобождает их от налогообложения. Но судебная практика не однородна, есть и другие судебные решения — например, Постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу N А40-54007/12-91-301, в котором судьи обратились к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В нем сказано, что в состав ОС включаются законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно представить акт приемки объекта капитального строительства. В отсутствие упомянутого акта и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию данный объект в учете учитывается как капитальное вложение и не включается в облагаемую базу по налогу на имущество.

А бывает так: ввод в эксплуатацию затягивается в связи с выполнением отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. В подобной ситуации преждевременно принимать недвижимость в составе ОС и в качестве объекта имущественного налогообложения. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013 перед налоговиками удалось отстоять имущественный комплекс — целый газобетонный завод. Как указали судьи, при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве ОС объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние, пригодное для использования. Между тем формирование первоначальной стоимости спорного объекта продолжалось после постройки зданий (сооружений), о чем свидетельствует факт приобретения, доставки и монтажа оборудования по производству автоклавного газобетона. Таким образом, только после окончания производства всех работ объект как ОС облагается налогом на имущество.

Налог на добавленную стоимость

В части данного налога предприятие может столкнуться с претензиями по налоговому вычету, если он заявлен с опозданием, а точнее, за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. То есть работы произведены, НДС предъявлен поставщиком, но налогоплательщик для применения вычета ждет того момента, когда будет получено разрешение на ввод объекта, на котором осуществлялись работы, в эксплуатацию. Конечно, три года — это много для получения названного разрешения, но подобная ситуация все же может сложиться по причине забывчивости заявителя. Пример — Постановление АС ЗСО от 18.08.2014 по делу N А75-4980/2013. В оправдание осуществления позднего вычета налогоплательщик указывал на то, что моментом окончания строительства соответствующего объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем действующее законодательство не содержит такого условия для применения вычета по НДС по объектам капитального строительства, как наличие у организации разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию. Момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом принятия его к учету и периодом фактического введения объекта в эксплуатацию (готовностью к использованию) в запланированных целях.

Налог на прибыль

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обозначенный объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Судьи считают, что в поименованной норме речь идет о фактической эксплуатации, которая дает право амортизировать ОС (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2014 по делу N А11-7262/2012). Ведь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и о возможности его эксплуатации. Указанный документ удостоверяет иные характеристики объекта: его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (Постановление ФАС СЗО от 03.06.2014 по делу N А05-4503/2013).

Разрешение на ввод в эксплуатацию не является определяющим документом ни для бухгалтерского учета, ни для налогообложения. По сути, это контрольно-ревизионный, а не первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Разрешение может подтвердить только расходы, связанные с его получением и относимые в состав текущих затрат, если стоимость объекта как ОС уже сформирована.