Государственный строительный надзор. Государственный архитектурно-строительный надзор (гасн) При строительстве каких объектов капитального строительства осуществляется

Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, основополагающим нормативно-правовым актом которого является Градостроительный кодексРФ.

Особенностью осуществления данного надзора и контроля является то, что с троительный контроль осуществляется самим застройщиком (заказчиком) и подрядчиком, а государственный строительный надзор - государственным органом Российской Федерации или субъекта РФ. Предметом строительного контроля является проверка соответствия качества работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, четырем базовым параметрам: положениям проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Сфера действия (объект) государственного строительного надзора распространяется только на случаи строительства или реконструкции объектов капитального строительства, и не проводится в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, а также объектов капитального строительства, проектная документация которых является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Поскольку государственный строительный надзор осуществляется на федеральном и региональном уровне, субъекты его проведения и сфера действия данного надзора конкретизируются нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

Применительно к федеральному уровню данные вопросы урегулированы ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации". Согласно данному правовому акту, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являютсяФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством РФ, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, а также Министерство обороны РФ - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ.

На уровне субъекта РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, наименование и сфера действия которых определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ, но это не могут быть федеральные объекты, к которым относятся и опасные производственные, уникальные, особо ценные объекты и т.д.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (подрядчиком), нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Проверке подлежит соблюдение:

при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

при капитальном ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предмет государственного строительного надзора

Исходя из основных целей госстройнадзора, можно определить его понятие. Государственный строительный надзор заключается в профилактике, выявлении фактов и пресечении нарушений градостроительного законодательства при выполнении строительных работ со стороны застройщика, заказчика, подрядчика. При осуществлении строительного надзора к законодательным нормам приравнены технические регламенты и проектная документация на объект строительства.

Предметом государственного надзора в сфере выполнения строительных работ является:

  • Проверка соответствия выполняемых строительных работ требованиям законодательства, технических регламентов и проектной документации. Под строительными работами в данном случае подразумевается строительство, капитальный ремонт объектов и их реконструкция. Кроме качества работ проверке подлежит и соответствие строительных материалов нормативным документам и проекту строительства.
  • Проверка наличия у исполнителя работ разрешения на строительство. В ходе проверки устанавливается не только факт наличия такого разрешения, но и законность и обоснованность его выдачи уполномоченным органом.
  • Проверка наличия у исполнителя работ членства в саморегулируемой организации. Данное требование распространяется на виды работ, прямо указанные в законодательстве. Строительный надзор в этой части осуществляется путем запроса в федеральный реестр саморегулируемых организаций.

В отношении некоторых видов строительных работ могут отсутствовать технические регламенты. В этом случае предметом надзора будет являться только проверка на соответствие строительным и федеральным нормам и правилам.

Органы государственного строительного надзора

По общему правилу, предусмотренному Градостроительным кодексом РФ, государственный строительный надзор уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти.

К таким органам отечественная правовая система относит:

  • Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ. Эти ведомства уполномочены проводить надзор в отношении строительных работ, прямо указанных в законе и иных нормативных актах. Очевидно, что перечень таких работ напрямую вытекает из специального статуса объектов строительства или капитального ремонта, имеющего отношение к сфере внешней и внутренней безопасности Российской Федерации;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это федеральное ведомство осуществляет строительный надзор в отношении большинства видов строительных работ, определенных законодательством. Служба Росстройнадзора входит в систему органов федеральной власти и имеет территориальные представительства в субъектах РФ.

При проведении государственного строительного надзора к правоотношениям между проверяющим органом и субъектом проверки применяются общие положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением нескольких особенностей:

  • Для проверок в рамках осуществления государственного строительного надзора не предусмотрено составление ежегодного плана проверок;
  • Основанием для проведения строительного надзора является не ежегодный план, а поступившее извещение от заказчика (подрядчика) работ об окончании строительства, либо обращение заинтересованных лиц о возможных угрозах безопасности. Заинтересованными лицами в данном случае могут выступать граждане, организации, средства массовой информации и другие субъекты.
  • Отдельным случаем для проведения проверки является заявление о привлечении строительной организацией денежных средств долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов в нарушение требований законодательства.

По итогам проверки и в случае выявления нарушений органы Госстройнадзора выдают предписание об устранении нарушений законодательства или иных норм и правил. Это предписание является обязательным для выполнения, за неисполнение требований предписаний виновное лицо привлекается к ответственности.

В случае угрозы жизни и безопасности людей, а также при нарушениях технических регламентов, норм и правил, угрожающих разрушению объекта строительства, орган Росстройнадзора может приостановить или прекратить выполнение строительных работ на период устранения указанных обстоятельств.

Полномочия каждого органа государственного строительного надзора направлены на соблюдение баланса защиты интересов государства и общества в части безопасности выполняемых работ и защиты прав субъектов, занимающихся профессиональной деятельностью на строительном рынке.

Любой процессуальный акт органа строительного надзора может быть обжалован субъектом проверки путем подачи жалобы в вышестоящий орган, либо в судебном порядке.

Объекты государственного строительного надзора

Статьей 54 Градостроительного кодекса РФ определены объекты проведения государственного строительного надзора:

  • Работы по строительству объектов капитального строительства, для которых проектная документация подлежит обязательной экспертизе;
  • Работы по реконструкции объектов, затрагивающие основные характеристики надежности и безопасности этих объектов. Для данных работ законодательство также устанавливает принцип обязательности проведения экспертизы.

Объектом конкретной проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора может быть как весь процесс строительных работ, так и их определенный этап. В ходе проверки органы Росстройнадзора имеют право запрашивать любую информацию, связанную с объектом проверки, любую документацию в отношении объекта проведения работ. Все выявленные замечания и нарушения отражаются в акте проверки и служат основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства при производстве строительных работ.

Согласно статье 54 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) и Постановлению Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской федерации», государственный строительный надзор осуществляется при:

  • - строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
  • - реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
  • Согласно части 2 стати 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

      Соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

Наличия разрешения на строительство;

Выполнения требований частей 2 и 3 ст. 52 ГрК РФ.

Порядок осуществления государственного строительного надзора определен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, ссылка на который размещена выше.

1. Государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о соответствии).

Застройщик, не позднее чем за 7 рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства, должен направить в Службу Извещение о начале работ, к которому прилагается список документов .

Извещение о начале работ с прилагаемыми к нему документами, является основанием для разработки должностным лицом Службы программы проведения проверок объекта, согласно приложению 3 РД 11-04-2006 , утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129.

2. Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое Службой. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 204).

3. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации. Подлежит соблюдение (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 204):

    при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

    при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

Порядок проведения проверок предусмотрен РД 11-04-2006 , утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129, и обеспечивает гарантированное соблюдение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении государственного строительного надзора.

Проверки проводятся должностным(-и) лицом (-ами) Службы, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) Службы, и от ее имени уполномоченное (-ые)осуществлять такой надзор:

Должностные лица Службы при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

    беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

    требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

    требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

    составляют по результатам проведенных проверок акты. Акт является основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства;

    вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

    в случае обнаружения нарушений, попадающих под статьи об административной ответственности, составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. КоАП РФ предусматриваются различные виды административных наказаний. За совершение административных правонарушений Службой могут применяться следующие административные наказания: предупреждение, административный штраф, административное приостановление деятельности;

    осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Служба выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии. Заключение выдается по заявлению застройщика. Заключение выдается Службой застройщику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика в Службу за выдачей заключения.

Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.

Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком в судебном порядке.

С 01.01.2010 года виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не входящие в «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденный приказом Министра регионального развития РФ от 09.12.2008 № 274 , могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Указанный допуск, определенный данным перечнем, необходим для повышения качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, согласно п. 2 ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ.

Кроме того, требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, или видов таких работ, согласно ч. 5 ст. 55.5ГрК РФ.

Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, - в нашей статье.
Какие объекты подлежат проверке

Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
- для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
- для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
- для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.

Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.

В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.

Контролирующие органы

В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.

Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок проведения проверок

Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.

Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).

Форма контроля - проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.

КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
- при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
- при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
- при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ

Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
- наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
- предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
- ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
- иные сведения, необходимые для проведения проверок.

Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй - направляется (вручается) застройщику или заказчику.

ЧТО ПРОВЕРЯЮТ

Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.

При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

При реконструкции - соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

При капитальном ремонте - соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.

Основные права - это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.

Так, в ходе проверки должностное лицо:
- рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
- проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
- оформляет результаты проведенной проверки;
- осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Оформление результатов проверок

Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.

В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.

В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.

Порядок устранения нарушений

Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.

Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов - дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.

По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.

Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.

По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения. По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.

Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.

Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.

При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.

Итоговые проверки

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).

При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
- визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
- проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ

Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.