Подводные мины современные. Подрыв неконтактной магнитно-акустической немецкой мины

Типы мин, которые применялись в немецком флоте, были довольно многообразные. В ходе Второй мировой войны появился ряд проектов мин, предназначенных для постановками подводными лодками, из них самыми эффективными были мины TMA, TMB, TMC и SMA.

Применение в минном оружии неконтактных замыкателей, работающих на принципе использования свойств различных физических полей корабля в их сочетании, сделало неконтактную мину более совершенной и значительно усложнило борьбу с ней. В начале войны в основном использовались мины с магнитным и индукционным замыкателями. В 1941 году стали применяться акустические мины, а позднее на базе акустического способа взрыва стал использоваться комбинированный способ взрыва. В 1942 году начали применяться акустико-индукционные мины и мины с магнитно-многоступенчатыми замыкателями. В 1943 году появились гидродинамические мины, замыкатели которых срабатывали под днищем корабля вследствие изменения давления. Затем были приняты на вооружение индукционно-акустические и магнитно-акустические замыкатели.

Поселение около тысячи шахтеров было разработано архитектором Густаво Пулитцером Финити. Барбары, защитника горняков, доминирует в городе со всеми необходимыми удобствами, даже открытым бассейном в олимпийском стиле. В период югославской администрации шахты Истрии также очень важны для государства, особенно в первые годы строительства и реконструкции страны. В начале 1950-х годов в компании было введено самоуправление. В послевоенный период главной проблемой, постоянно присутствующей, было большое колебание рабочей силы.

Рабочие этого места, вне господствующего класса, все меньше и меньше которое испрашивается в других местах, особенно в Боснии. Однако ежегодное производство на рудниках Арсиа, Албона и Соттопедта прогрессивно растет. Вводится «рабочий» бригадный метод, за которым следует метод «тройке» с целью повышения эффективности, в течение которого несколько отделов шахты начали отрываться и становиться автономными в 1960-х годах, особенно в 1967 году. перед минами начался новый кризис: из-за низкой цены на нефть и последующей ориентации железных дорог и военно-морского сектора на это топливо, размещение угля стало все труднее, хотя производство было сокращено наполовину, а шахта закрылась Кроме того, накопилось огромное количество непроданного угля, и компания сразу же зафиксировала большой дефицит, вызванный прежде всего различиями в ценах.

Во время войны совершенствовались и контактные мины. Если до войны на вооружении флота состояли якорные контактные мины, подразделявшиеся на гальваноударные, ударномеханические, электрические и электромеханические, то уже в ходе войны появились ударноэлектрические мины, а также мины с плавающей антенной. Характерной особенностью якорных мин являлась противотральная стойкость - они имели специальные противотральные устройства, значительно затруднявшие борьбу с ними.

Исходя из этого, компания по замене деятельности по добыче полезных ископаемых была создана в Альбоне, и благодаря этому была реализована серия инициатив, которые привели к открытию нескольких заводов, хотя рудник не был закрыт. мирового нефтяного кризиса, который занял в то же время.

Истрийский угленокопи Цетири столетка рударенья и Истри. Острова, благодаря обилию этого темного вулканического стекла, были частью изначальной сети коммерческих обменов, называемой «древним обсидианским путем». В частности, минерал, добываемый с острова Пальмарола, обсуждался главным образом в отношении побережья Лацио и Кампании, прибывающих также вблизи северных побережий Адриатики и Лигурийского моря. В то время, фактически, этот стеклянный камень представлял собой своеобразное «черное золото», которое использовалось для создания различных инструментов, как для повседневного использования, так и для войны.

ТИПЫ МИН

TMA

Мина ТМА (торпеда-мина) использовалась на глубинах до 270 м и имела боевой заряд весом около 215 кг. Ее запускали из трубы торпедного аппарата, она имела такой же диаметр, что и стандартная торпеда, но была значительно короче. При длине 3,4 м из аппарата можно было выпускать две мины одновременно. Это была в сущности "якорная" мина, которая прикреплялась к тяжелой балластной плите с помощью длинного минрепа.

Успех был связан, прежде всего, с его лучшей приспособляемостью по сравнению с другими минералами, потому что, однажды ударив, он позволил реализовать артефакты с острыми краями.





Острова Понциане почти наверняка использовались финикийцами как промежуточные базы для поездок в Тирренское море или убежища от штормов. Возможно, позже, согласно некоторым гипотезам, архипелаг также посещался центрально-курсивскими населенными пунктами и этрусками. В письменном виде среди владений римлян, города Анцио, и поэтому вполне вероятно, что войска Урбе они использовали острова как передовой форпост.

TMB

Мина ТМВ была предназначена для использования на мелководье при глубинах 22-27 м. Она была еще короче - всего 2,31 м, но вес боевого заряда составлял 420-560 кг. Торпедный аппарат можно было заряжать тремя такими минами. В отличие от "якорной" мины, ТМВ была донной и взрывалась при срабатывании магнитных или акустических датчиков цели.

Исторические источники сообщают нам, что Острова становятся частью области Вольчи, после завоевания хорошей части Нижнего Лацио. Тезис будет также поддержан другим именем, данным богине, которая вспоминает древнее имя, с которым упоминается остров Вентотене.



Остров будет объявлен через несколько десятилетий Латинской колонией и останется одним из самых важных союзников Рима во время Второй пунической войны. Также в дни экспедиции карфагенского генерала Ганнибала Барсы на итальянской земле, в 209 году.

TMC

Мина ТМС явилась результатом усовершенствования мины ТМВ и впервые была использована в ноябре 1939 года. Она также предназначалась для постановки на мелководье, но максимальная глубина уже была равна 37 м. При длине 3,38 м вес ее боевого заряда составлял 860-930 кг. Торпедный аппарат можно было заряжать двумя такими минами.

SMA

Мина SMA ("шахтная" мина) была предназначена для постановки не с помощью торпедных аппаратов, а из вертикальных минных труб, устанавливавшихся на заградителях типов VIID и XB. Благодаря наличию якоря и минрепа тяжелая неконтактная мина SMA могла выставляться в районах, недоступных для постановки донных неконтактных мин. Она имела длину 2,15 м, несла боевой заряд весом 350 кг и могла использоваться на глубинах 400 или 600 м соответственно длине минрепа.

Эта лояльность позволит сообществу из поколения волка достичь желанного «римского гражданства». Во время римского господства высокий уровень жизни, который присутствовал в персонажах имперского ранга, был перенесен в Понцу со строительством роскошных архитектурных работ, таких как виллы, акведуки, рыбные пруды, цистерны, туннели, дороги и, возможно, даже плотину, которая дала важную городскую организацию на остров. Ахиллео и Нерео, Евтико, Теодоры и Евфросины. Эти события означают конец периода великолепия для Понзы и всего архипелага: со временем гонения на первых христиан возросли, и острова все чаще становились местом ссылки для новых приверженцев. название острова Пальмари как ссылка на самый символ мученичества, представленный пальмой.

EMS

Мина EMS (дрейфующая мина) была небольшой плавающей миной, предназначенной для свободного дрейфа на поверхности воды по морским течениям. Она несла небольшой боевой заряд - всего 14 кг. Дрейфующие мины были неуправляемы и поэтому представляли опасность не только для кораблей противника, но и для всех остальных. В связи с этим постановку мин EMS следовало производить непосредственно в водах противника, предусматривая самоактивацию мины через несколько минут после постановки. Кроме того, мина была установлена на самозатопление через 72 часа, чтобы она не вышла за пределы вод противника, потому что при этом она становилась опасной и для своих кораблей.

Однако, по мнению других, название, полученное из наличия определенного типа ладони, обильное на этих островах С. на острове Понца, произошло популярная традиция, мученичество Кандиды, чье тело было обнаружено после того, как его бросили в море, на пляжи острова Вентотене, с тех пор мученик почитается как святой покровитель. Конец империи и средневековья. Некоторые исторические источники засвидетельствовали бы в 503 году. После периода изгнания, Сильвиоро найдет смерть в 537 году на острове Пальмарола из-за трудностей или, скорее всего, от руки хита.

МТА

Мина МТА (мина-торпеда) предназначалась для минирования хорошо охраняемых портов и узкостей, куда не мог проникнуть сам подводный заградитель и впервые была использована в январе 1944 года. Она была по существу торпедой с соответствующими массо-габаритными характеристиками, которая выстреливалась через торпедный аппарат и далее шла в зону поражения цели со скоростью 18 узлов на расстояние до 7000 м. По прохождении заданной дистанции мотор отключался и торпеда ложилась на грунт (глубина места постановки должна была находиться в интервале от 8 до 20 м с точностью до 400 м по дистанции и 1,5 градуса по направлению), далее выполняя функции обычной донной неконтактной мины; взрыв впоследствии происходил при срабатывании акустических или магнитных датчиков цели, как и в случае ТМВ.

Первоначально рассматриваемый как Анти-Папа, его фигура будет реабилитирована только много веков спустя. В тот же период мученичества Сильвио, предположительно, строительство монастыря бенедиктинцев состоялось в Сан-Марии в Понце, вероятно, став одним из руин того, что когда-то было одной из роскошных вилл императорской эпохи. Это свидетельствует о важности острова как религиозного центра, несмотря на нестабильную политическую ситуацию в Италии, особенно после вторжения Ломбардов, что будет способствовать приходу на остров тех, кто попытается избежать разрушений, вызванных вторжением германского народа. Однако работа монахов сильно помешана в результате первого сарацинского рейда, произошедшего еще в 813 году нашей эры, когда около сорока кораблей добывают и порабощают монахов и жителей, присутствующих на острове.

На суше мины так и не вышли из категории вспомогательного, второстепенного оружия тактического значения даже в период своего максимального расцвета, который пришелся на Вторую мировую войну. На море ситуация совершенно иная. Едва появившись на флоте, мины потеснили артиллерию и вскоре стали оружием стратегического значения, нередко отодвигающим другие виды морского оружия на вторые роли.

Таким образом, Понза становится временной базой быстрых исламских флотилий, которые имеют основную цель повторных вторжений на прилегающий берег Лацио, пытаясь контролировать торговлю в этом районе и подготовить почву для будущих завоеваний. Присутствие защищенных бухт и хорошее количество пресной воды сделало эти полосы земли огромными положениями, выдвинутыми для пиратов. Набеги с чередующимися событиями длились долгое время в основном из-за разногласий и особенностей различных разногласий, возникающих между Нижняя Лацио и Кампания, которые не позволили эффективно действовать против сарацин.

Отчего же на море мины приобрели такое огромное значение? Дело в стоимости и значимости каждого судна. Количество боевых кораблей в любом флоте ограничено, и потеря даже одного может резко изменить оперативную обстановку в пользу противника. Военный корабль имеет большую огневую мощь, значительный по численности экипаж и может выполнять весьма серьезные задачи. Например, потопление англичанами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля способности двигаться, что сыграло большую роль в исходе сражения за Северную Африку. Поэтому взрыв одной мины под судном играет в ходе войны куда бЧльшую роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.

В 846 году Понза снова была атакована мусульманскими экипажами, которые создали небольшой военный гарнизон. Вскоре после этого вмешательство лиги, сформированной неаполитанскими, амальфийскими и гаэтанскими кораблями, удалило контингент с острова. однако операция не помешала приземлению в Остии сарацинами и последующему разграблению пригородных районов Рима. Важный результат антиарабского столкновения произошел в «Пьетро» только в 928 году нашей эры, передав защиту флоту Герцогства Гаета.

Аннексия была гарантирована после долгой и кровавой войны, которая позволила уничтожить большое арабское поселение, расположенное около реки Гарильяно, в 916 году Теодор и Мартин всего острова Понца, способствовали медленному восстановлению монастырских сооружений острова и связанной с ними торговли. Испанский правитель успеет позже занять остров на короткий период, спровоцировав изгнание цистерцианских монахов и показывая, все еще когда-то, военное значение архипелага, несмотря на почти полную депопуляцию.

«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина – это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины – якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать – тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Острова были уступлены обязательством их переобучения и, прежде всего, защищать их от непрерывных нападений пиратов, получая, однако, плохие результаты. Это важное решение представляет собой первый конкретный шаг плана репопуляции, осуществляемый неаполитанским царством. Причины, которые привели к этому фундаментальное положение было много: сначала правители Неаполя пытались сделать тирренские воды более безопасными от нападений пиратов. Также были выбраны общины Кампании, потому что они хорошо знали места из-за предыдущих посещений, связанных с рыболовством, главным образом кораллов и омаров.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций – которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия – морские донные неконтактные мины.

Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать – она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами – использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

Тем не менее важно рассмотреть желание окончательно удалить Папский архипелаг с политической орбиты Папского государства. Наконец, были предприняты усилия, чтобы сделать острова продуктивными, чтобы получить дополнительный доход для королевской казны.









Первая группа поселенцев образована примерно пятьюдесятью искинскими семьями, которые назначены на вечных эмфитуистических участках земли, которые будут возделываться, и жилища в южной части острова. В августе того же года епископ Гаета с торжественным праздником, Папа Сильвиоро Патрон острова Понца провозглашает: правительство неаполитанцев не изменит некоторые меры, принятые во время периода оккупации Франции, но установит принудительный домициль в Понце также для политических релетов. Первые десятилетия унитарного периода характеризовались начальной фазой большие социально-экономические трудности для людей Понзезе.

В 1920–1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота – это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.











С двадцатого века до сегодняшнего дня. Новый век открывается, несмотря на предпосылки, с важным миграционным потоком островитян на американский континент, особенно в Соединенные Штаты. Внедрение новых судов значительно улучшит стандарт службы связи. И тех лет первая летняя связь Понца - Анцио, в пользу туристического потенциала острова. Этот период также характеризуется хорошим демографическим ростом и расширением общественных зданий, причем примеры все еще присутствуют в стиле Либерти. С окончанием военных действий и появлением фашистской диктатуры Архипелаг Понциано не будет избавлен от решений нового правящего класса.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB – Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5–7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB – это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.

Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 – мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, – например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т.д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.

Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства – от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK – A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум – устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.

В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

В это же время, в 1942 году, фирма Hasag SVK разработала весьма интересный взрыватель, получивший обозначение DM1. Кроме обычного магнитного контура этот взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на снижение давления воды (достаточно было всего 15–25 мм водяного столба). Дело в том, что при движении по мелководью (до глубин 30–35 м) винты большого корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад. Давление в промежутке между днищем корабля и морским дном немного понижается, на это как раз и отзывается гидродинамический датчик. Таким образом, мина не реагировала на проходящие мелкие катера, а вот под эсминцем или более крупным кораблем взрывалась.

Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Британских островов уже не стоял. Немцам нужно было много мин, чтобы защищать свои воды от кораблей союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые корабли. Поэтому инженеры резко упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими AT2 уже не оснащался.

В самом конце войны немецкие фирмы предложили для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, акустический и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, заводы подвергались мощным авианалетам союзников и организовать промышленное производство АМТ1 уже не удалось.

Немецкая донная неконтактная мина LMB

Внешне мина LMB выглядела как алюминиевый цилиндр с закругленной носовой частью и открытой задней частью. Диаметр 66 см, длина корпуса 174 см, а общая длина с учетом парашютного отсека 298 см. Весила мина 987 кг, из них на боезаряд приходились 681 кг. В качестве взрывчатки использовалась смесь гексогена с тротилом или нитроглицерином, эквивалентная по мощности взрыва 939 кг тротила.

Кроме заряда в корпусе располагались вспомогательный взрыватель и часовой механизм приведения мины в боевое положение со своим гидростатом, а в задней части – основной взрыватель. Все типы взрывателей стандартизировались по размерам и крепежу, так что в мину можно было установить любой из них. Сзади на корпус привинчивался кожух парашюта. Взрывные устройства мины имели от одной до трех батарей электропитания, что ограничивало срок боевой работы примерно одним-двумя годами. В некоторые мины встраивался самонейтрализатор (Zeit Ein-richtungen, ZE), который замыкал батареи накоротко по истечении 45–200 дней, в результате чего мина становилась невзрывоопасной. Мог также встраиваться самоликивидатор (Verzogerung Werke, VW), взрывавший мину через определенное время – от шести часов до шести суток после приведения в боевое положение.

В литературе нередко встречаются утверждения, что немецкие донные мины могли сохранять свою боеспособность на протяжении 9–11 лет. Вряд ли они соответствуют действительности. Тогда просто не существовало батарей, способных сохранять свою работоспособность столь длительное время. Вдобавок немцы едва ли горели желанием создавать себе послевоенные проблемы с собственными минами. К тому же они понимали, что в случае поражения обезвреживать эти мины союзники заставят их самих (что и произошло в действительности). Правда, в основном трудности возникали с якорными гальваноударными минами, которые действительно могут сохраняться в течение десятилетий. Но это были мины, сконструированные в конце XIX – начале XX века, когда о возможной послевоенной минной проблеме никто еще не догадывался.

Трагическая история крейсера «Киров»

Каковы результаты, если от места взрыва до корабля 20–30 м? Вот характерный пример. 17 октября 1945 года в Финском заливе на мине LMB, лежавшей на глубине 21 м, подорвался советский крейсер «Киров» (война уже закончилась, но ведь мина об этом не знала). Через трещины в днище крейсер принял около 2000 т воды, заклинило приводы поворота трех башен главного калибра, вышли из строя дизель-генератор и система управления артиллерийским огнем, потрескались топливные цистерны, и в топливо попала вода, из-за чего встали главные двигатели. Корабль с большим трудом удалось отбуксировать в док, где «Киров» ремонтировался около года. В доке выяснилось, что днище значительно потрескалось на протяжении 40 м и промято на 55 см. Любому понятно, какова во время войны цена выведения из строя крейсера на целый год. Если б это произошло в боевой обстановке, «Киров» был бы обречен – его просто добили бы ударами авиации либо прямо на месте взрыва, либо позднее в доке.

Где построен корабль?

Для магнитного взрывателя М1 было очень важно, где построен корабль. В зависимости от ориентации сборочного стапеля относительно сторон света собираемый на нем корабль приобретает определенную направленность своего магнитного поля. Упрощенно говоря, если стапель был расположен вдоль линий магнитного поля Земли, нос корабля может быть «севером» или «югом», если поперек – то «полюсами» становятся правый и левый борта. Соответственно, различные корабли по-разному искажали магнитное поле Земли. Взрыватели М1 выпускались трех вариантов. «Синий» реагировал на искажение «север–юг», «красный» – на искажение «юг–север», был и сдвоенный вариант, реагировавший на оба. В случае использования первого или второго вариантов одни корабли могли спокойно плавать над миной, под другими же она срабатывала. Имея информацию о том, где построен корабль, а значит, зная характеристики его магнитного поля, немцы могли обеспечить безопасное движение над минами своих кораблей. Получалось нечто вроде системы распознавания «свой–чужой».