Закон об экологии. Природоохранное законодательство рф

4.1.1. Природоохранное законодательство России

Решение задачи охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением инструкциям и правилам. В РФ такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды в интересах настоящего и будущих поколений людей .

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.

3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

4. Юридическая ответственность правонарушителей.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединённых общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, образует природоохранное (экологическое) законодательство. Объектами природоохранного законодательства являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, животный мир, атмосферный воздух, памятники природы, курортные местности, пригородные зелёные зоны.

Основой системы экологического законодательства является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В ней отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает статья 9, часть 1, где указано, что земля и природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу, а статья 9, часть 2 провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы.

Согласно статье 72 Конституции РФ, пользование, владение и распоряжение землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

Важнейшим законодательным актом, напрвленным на обеспечение экологической безопасности является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.). В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В Законе впервые конкретно определены и четко разграничены понятия природная среда (совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов) и окружающая среда (кроме природной среды включает и антропогенные объекты), установлена обязанность их охраны. Кроме того, впервые дано понятие природных ресурсов. Они определены как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеющие потребительскую стоимость.

Один из основных разделов Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от превышения установленных лимитов природопользования, от того, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды. В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (леса, рыбных запасов и т.д.).

Закон устанавливает также принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию, формированию экологической культуры и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

В Законе установлены правовые нормы по осуществлению экологического страхования, в том числе обязательного, и экологической сертификации на соответствие природоохранным требованиям с целью обеспечения экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности.

В Законе впервые установлены правовые нормы по осуществлению оценки воздействия на окружающую среду, учитывающие нормы международного права.

В ряде законодательных актов, направленных на охрану здоровья человека, экологические требования занимают ведущее место. Это, например, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.), Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные правила и нормы Минздрава России (СанПиН), выполнение которых обеспечивает необходимое качество природных компонентов (воздуха, воды, почв); строительные нормы и правила Госстроя России (СНиП), устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора России, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) МПР России, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д. Разновидностью правовых норм в области охраны окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» - составная часть государственной системы стандартизации, её 17-я система. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Они имеют силу законов и являются научной основой для установления состава нарушений.

Первоначально система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса:
0 - организационно-методические стандарты; 1 – гидросфера;
2 – атмосфера; 3 - биологические ресурсы; 4 – почвы; 5 – земли; 6 – флора; 7 – фауна; 8 – ландшафты; 9 - недра. В 1994 г. из системы были исключены комплексы 3 и 8 без изменения нумерации остальных комплексов. Каждый комплекс стандартов включает в себя шесть групп стандартов (таблица 4.1).

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03-87 .

В перечень законодательных документов по охране природной среды входит система кадастров. Кадастр - перечень всех объектов того или иного вида ресурсов (водных, лесных, земельных). Так, например, Государственный земельный кадастр представляет собой перечень всех земельных угодий с полной характеристикой производительности, состояния, текущего использования. На основе кадастров строят перспективные планы развития конкретных отраслей.

Таблица 4.1 - Классификация системы стандартов в области охраны природы

Развитие общества создаёт новые экологические проблемы, поэтому развитие эколого-правовых норм является непрерывным процессом.

Предыдущая
  • 2. Выбросы в воздушный бассейн – формирование и характеристика выбросов загрязняющих веществ от производственной деятельности Комплекса нп и нхз в атмосферу.
  • 3. Цель разработки, внедрения и совершенствования исм в оао «танеко».
  • Билет №3
  • 1. Порядок проведения учебно-тренировочных занятий уровня «а» по плас.
  • 2. Действие специфических веществ нефтепереработки на окружающую среду и организм.
  • 3. Анализ и оценка риска. Контроль риска.
  • Билет №4
  • 1.Порядок про проведения самоподготовки и аттестации по безопасности с использованием программно-информационной системы «Олимп:Окс».
  • 2. Порядок сбора и реализации образовавшихся лома и отходов цветных и (или) черных металлов.
  • 3. Структура документации исм.
  • Билет №5
  • 1. Основные принципы работы комиссии оао «танеко» - членов комиссий по приёмке законченных строительством объектов
  • 2. Порядок проведения учебных тревог уровня «б» по плас: 1) Под руководством начальника цеха; 2) Под руководством главного инженера (заместителя директора).
  • 3. Охарактеризовать Цикл Шухарта-Деминга (цикл pdca). Привести примеры.
  • Билет №6
  • 1. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности.
  • 2. Формирование и характеристика сточных вод. Системы канализации Комплеса.
  • 3. Дать опредление термина "запись". Требования, предъявляемые к записям. Привести примеры.
  • Билет №7
  • 1. Планирование проведения проверок состояния промышленной безопасности на предприятии.
  • 2. Общие правила обращения с отходами.
  • Билет №8
  • 1. Порядок сбора и обмена информации о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями.
  • 2. Порядок образования металлолома и оформления учетных документов.
  • 3. 8 Принципов менеджмента качества согласно iso 9001. Назвать и охарактеризовать.
  • Билет №9
  • 1. Порядок организации расследования и учета аварий и инцидентов
  • 2. Основные природоохранные объекты оао «танеко».
  • 3. Коррекция. Корректирующие и предупреждающие действия. Дать определения. Привести примеры
  • Билет №10
  • 1. Порядок сбора и обмена информации о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями.
  • 2. Хранение отходов.
  • 3. Руководство по исм. Назначение документа.
  • Билет №11
  • 1. Порядок проведения тактико – специальных учений уровня «в».
  • 3. Порядок разработки и внесения изменений в общезаводские инструкции, должностные инструкции, специальные инструкции.
  • Билет №12
  • 1. .Материальное и моральное стимулирование работников, обеспечивающих промышленную безопасность.
  • 2. Какие отходы разрешается размещать в контейнере опо?
  • Область применения
  • Билет №13
  • 1. Производственный контроль по обращению с отходами производства.
  • 2. Порядок технического расследования причин инцидентов. Учет, хранение и анализ материалов расследования инцидентов. Опкпб-п-29
  • 4 Порядок расследования причин инцидентов
  • 5 Учет, хранение и анализ материалов
  • 3. Цель разработки, внедрения и совершенствования исм в оао "танеко". Рм-2012 изм.3
  • Билет №14
  • 1. Экспертиза промышленной безопасности опкпб-п-27
  • 2. Общие требования охраны окружающей среды и экологической безопасности ооос-п-10
  • 3. Порядок учета, хранения документированных процедур в оао "танеко".Стп сп 01.01
  • 1. Разрешение на проведение огневых работ.Опкпб-ои-30
  • 2. Порядок учета лома и отходов цветных и (или) черных металлов. Ооос-ои-09
  • 3.Политика в области качества Политика в области оЗиБт Политика в области обеспечения экологической безопасности
  • 1. Обязанности и ответственность руководителей и исполнителей огневых работ. Опкпб-ои-30
  • 2. Правила охраны труда и противопожарной безопасности при обращении с отходами. Ооос-п-03
  • Билет №17
  • 1. Подготовка и аттестация членов насф. Теоретическая и практическая подготовка. Права, обязанности и ответственность членов насф. Опкпб-п-28
  • 2. Учёт движения отходов. Ооос-п-03
  • 3. Управление законодательными и нормативно-правовыми актами в оао "танеко". Анализ применимости законодательных требований в оао "танеко". Стп сп 01.06
  • 1. Подготовительные работы и проведение огневых работ. Опкпб-ои-30
  • 2. Обезвреживание, транспортировка и размещение отходов. Ооос-п-03
  • 3. Представитель от высшего руководства по исм. Обязанности и ответственность. Рм. Руководство по исм
  • 1. Задачи и функции насф. Создание, структура и численность. Техническое оснащение. Размещение и комплектование. Опкпб-п-28
  • 2. Порядок производственного экологического контроля в области управления отходами производства и потребления ооос-п-04
  • 3. Внутренний аудит исм. Цели и порядок проведения. Оформляемые документы. Стп сп 05.01
  • 1. Порядок проведения тактико-специальных учений уровня «в». Опкпб-п-196
  • 2. Меры предотвращения негативного воздействия на окружающую среду на Комплексе нПиНхз. Ооос-п-10
  • 3. Роль, ответственность, полномочия в исм. Задачи и функциональные обязанности работника. Должностная инструкция (билет № 1 вопрос 3)
  • 1. Идентификация опасностей на уровне предприятия – первый и второй уровни стп пп 06.01
  • 2. Ответственность в области нарушения требований природоохранного законодательства ооос-п-10
  • 3. Охарактеризовать Цикл Шухарта-Деминга (цикл pdca). Привести примеры. Iso 9001 "Системы менеджмента качества. Требования"
  • 1. Порядок проведения учебно-тренировочных занятий уровня «а» по плас. Опкпб-п-196
  • 2. Экологические аспекты. Порядок идентификации и оценки. Привести примеры экологических аспектов по структурному подразделению.
  • Т а б л и ц а 1.1 - Оценка масштаба воздействия
  • 3. Цели в области исм оао "танеко". Руководство по исм, Цели в области исм
  • 2. Основы природоохранного законодательства.

    Вопросы охраны окружающей среды и природопользования в Обществе регулируются законодательными, нормативно-правовыми актами РФ, РТ, локальными нормативными актами (общезаводскими инструкциями, положениями, стандартами).

    Основным законом, устанавливающим права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, является Конституция РФ. Статьей 42 Конституции закреплено право гражданина РФ на «благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Статьей 58 Конституции закреплена обязанность гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

    Основным правовым документом в области охраны окружающей среды является ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах территории РФ.

    Согласно ст.34 этого Закона «размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды». При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

    Вопросы обеспечения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду отражены в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Этот Закон устанавливает права граждан на охрану здоровья, отдых, жилье и полную компенсацию ущерба, причиненного в результате неисполнения норм санитарного законодательства.

    В соответствии со ст. 11 данного Закона юридические лица обязаны:

      обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно - технического назначения при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

      осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

      своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

    ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

    Водный Кодекс РФ устанавливает правовые основы использования и охраны водных объектов. В том числе он допускает строительство и эксплуатацию промышленных объектов в водоохранных зонах при условии исключения негативного воздействия на водные объекты.

    Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для РФ организационно-правовые нормы защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства от чрезвычайных ситуаций, в том числе экологических.

    ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

    ФЗ "Об экологической экспертизе" является одним из немногих, в котором непосредственно указывается, что предусматриваемый в нем механизм правового регулирования представляет собой средство реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду. Экологическая экспертиза - специфический правовой инструмент. Весь ее потенциал направлен на предупреждение экологического и экогенного (т.е. вреда, причиненного здоровью или имуществу человека загрязнением окружающей среды) вреда. При последовательном исполнении положений об экологической экспертизе обеспечивается учет и выполнение экологических требований в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений, т.е. до практического осуществления экологически вредной деятельности.

    Требования экологической безопасности, предъявляемые к имуществу, включают в себя, прежде всего, проведение государственной экспертизы на стадии проектирования объектов. Порядок осуществления данного вида экспертизы регламентирован Градостроительным кодексом РФ.

    «Земельный кодекс Российской Федерации» определяет обязанности собственников земель в части её охраны от внешних воздействий:

    «Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны:

    Проводить мероприятия по охране земель, а также обеспечивать защиту земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

    Ликвидировать последствия загрязнения и захламления земель».

    Одной из важнейших составных частей природоохранного законодательства является система экологических стандартов. Системе государственных стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 - «Охрана природы. Атмосфера» и т. д. Эти стандарты регулируют различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.

    Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах. ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и действует на территории всей страны. На основе ПДК предприятиями (в т.ч. и Обществом), осуществляющими выбросы и сбросы в ОС, разрабатываются (с привлечением специализированных организаций) научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (НДС) в водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в районе расположения не приводило к превышению ПДК.

    На территории Общества нормативными документами, разъясняющими основы природоохранного законодательства, принципы экологического менеджмента, устанавливающими требования к работникам в части охраны окружающей среды являются настоящая инструкция, общезаводские инструкции с кодировкой ОООС, стандарты Общества с идентификационными номерами СП.05.N (N – порядковый номер стандарта), цеховые инструкции по охране окружающей среды с кодировкой ООС.Стандарты СП.05.N, описывают элементы системы экологического менеджмента Общества, регламентируют порядок функционирования СЭМ. Порядок сбора, хранения и размещения отходов определен ОООС-П-03 «Порядок обращения с отходами в ОАО «ТАНЕКО» и инструкцией ОООС-ОИ-09 «По обращению с ломом черных и цветных металлов в подразделениях ОАО «ТАНЕКО».Порядок организации и осуществления производственного экологического контроля в ОАО «ТАНЕКО» определен ОООС-П-04.Общие правила эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения изложены в общезаводских инструкциях ОООС-ОИ-08 и ОООС-ОИ-07. Порядок, контроль и учет сбросов на факел определен в ОООС-ОИ-11. Порядок проведения мер по действиям персонала при объявлении неблагоприятных метеоусловий определен в ПТО-ООС-01.

    В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

    1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

    2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

    3) государственный и

    общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

    4) юридическая ответственность правонарушителей.

    В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

    Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

    В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

    Система экологического законодательства , руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

    • природоохранное
    • природоресурсное законодательство.

    В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

    В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ(ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.

    В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

    Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

    Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

    По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

    • основы управления в области охраны окружающей среды;
    • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
    • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
    • нормирование в области охраны окружающей среды;
    • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
    • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
    • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
    • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
    • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
    • научные исследования в области охраны окружающей среды;
    • основы формирования экологической культуры;
    • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

    Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды . Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

    Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

    Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

    Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

    На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

    Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

    • К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
    • Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
    • Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

    Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

    Немаловажную роль играют нормативные правила - санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

    Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию - Земельным кодексом РФ, по недрам - Законом РФ «О недрах», водопользованию - Водным кодексом РФ, по использованию животного мира - Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде - Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

    Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

    После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. Основные акты экологического законодательства приведены в табл.3.1.

    Таблица 3.1 Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации (1993 г.)

    Природоохранное законодательство

    Экологическая безопасность

    Природно-ресурсовое законодательство

    Действующие законодательные акты

    Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002г

    Закон РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 1991 (с изменениями)

    Земельный кодекс, 2001

    ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,1999г

    Закон РФ «О безопасности», 1992

    Закон РФ «о плате за землю», 1991 г. (в ред. Законов 1992, 1994, 1995 гг.)

    ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1999г

    Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера», 1994 г

    Водный кодекс, 1995г

    Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г (в ред. Законов 1998г)

    ФЗ «О радиационной безопасности населения», 1996 г

    Закон РФ «О континентальном шельфе», 1995г

    Закон РФ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 1994 г

    ФЗ «Об использовании атомной энергии»

    Закон РСФСР «О недрах», 1992 (в ред. Закона 1995 г).

    Закон РФ «О ратификации Базельской конвенции ООН о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», 1994 г

    ФЗ «О пожарной безо-пасности»

    ФЗ «О ставках отчислений на минерально-сырьевой базы», 1995 г.

    ФЗ «Об экологической экспертизе», 1995 г

    ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.

    ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г

    Закон «О животном мире», 1995 г.

    ФЗ «Об уничтожении химического оружия», 1997 г

    Лесной кодекс, 1997 г.

    ФЗ «Об исключительной экономической зоне России», 1998 г

    ФЗ «Об отходах производства и потребления»,1998 г.

    Законодательные акты, нуждающиеся в разработке и/или в утверждении

    ФЗ «Об экологическом страховании»

    ФЗ «Об экологической безопасности»

    ФЗ «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)».

    ФЗ «Об экологических фондах»

    ФЗ «О статусе зон экологического неблагополучия»

    ФЗ «О государственных кадастрах природных ресурсов»

    ФЗ «Об охране водных биологических ресурсов»

    ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами»

    ФЗ «О растительном мире»

    ФЗ «Об охоте и рыболовстве»

    ФЗ «Об энергоинформационном благополучии населения»

    ФЗ «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами».

    ФЗ «О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений»

    ФЗ «О питьевой воде»

    ФЗ «От государственном регулировании в области экологического образования»

    Природоресурсовое законодательство включает нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ(2001 год), Лесной кодекс РФ(1997 год), Водный кодекс РФ(1995 год), Закон РФ «О недрах»(1992 год), Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995 год), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год), Федеральный закон «О животном мире»(1995 год).

    В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Закон РФ «Об охране окружающей среды»(2002 год), Федеральный закон «Об экологической экспертизе»(1995 год), «О радиационной безопасности населения»(1995 год), «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»(1997 год) и др.

    Действующий земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.

    Первый земельный кодекс РСФСР был принят в 1992 г. ВЦИК. Он провозглашал собственность государства на землю и изъятие земель из гражданского оборота. Второй земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР в июне 1970г. Это был кодекс периода развитого социализма, утвердившего полное господство колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства. Земельный кодекс 1991 года – это кодекс отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.

    Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 г. устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

    Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем. В недропользовании много сложных и неразрешенных проблем: истощение минеральных ресурсов, утилизация отвалов пород, захоронение токсичных и радиоактивных отходов.

    Основы лесного законодательства(1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса. Воспроизводство лесов. Охрану и защиту лесов. В нем можно выделить пять групп правовых норм: лесохозяйственные (ведение лесохозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита лева и т.д.), лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса), лесоземельные (использование земель лесного фонда), управленческие(компенсация органов управления лесным хозяйством), экологические, которые касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределения лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.

    Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения, прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод. Их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

    Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год).

    Важными общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДК,ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

    На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы:

    К первой группе относятся те законы, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г.

    Третья группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экономических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях.

    Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Например, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.

    Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д.

    Формирование экологического законодательства, отвечающего современным задачам обеспечения устойчивого развития и экологического оздоровления, началось в Нижегородской области в 1995 году с принятием Устава Нижегородской области, который закрепил конституционные экологические приоритеты для региона. В пятой главе Устава отражены основы экологической и социальной политики области. В статье 19 главы 5 отмечается, что «земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущего поколений ее жителей». В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы. Законами области и иными нормативными правовыми актами устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативные платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

    В Нижегородской области не должна допускаться деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Нижегородской области устанавливается решением органов государственной власти. Все виды экологически опасной деятельности могут осуществляться только на основании лицензии. Экологически опасные объекты на территории Нижегородской области должны в обязательном порядке иметь сертификат экологической безопасности объекта.