Административно правовые отношения субъекты правоотношений. Административно-правовые отношения

Что следует понимать под административными правоотношениями? Это часть общественных отношений, которые регулируются нормами административного права путем воздействия на поведение субъектов в сфере государственного управления, приводит к возникновению между такими субъектами правовых связей государственно-властного характера.

Основные признаки административных правоотношений:

1) они возникают на основе административно-правовых норм;

2) характеризуются наличием сторон, именуемых субъектами административного права;

4) является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, организаций и общностей;

5) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

Группировать административные правоотношения можно по разным основаниям:

а) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

6) в зависимости от действия во времени - долговременные и краткосрочные;

г) в зависимости от функционального назначения - регулятивные и охранные; по отраслевой принадлежности - материальные и процессуальные;

д) по сферам управления отдельными отраслями - социально-культурной, административно-политической, экономической и др.

Административные правоотношения имеют сложное строение и включают такие элементы, как субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений являются юридические факты.

Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами определенным объемом полномочий в сфере государственного управления (исполнительной власти).

Необходимо различать субъект административного права и субъект административных правоотношений. Названные понятия близкие, но не тождественные. Субъект административного права может существовать абстрактно, но никогда не будет вступать в правоотношения. А вот субъекты административных правоотношений всегда конкретны. Для того чтобы субъект административного права стал субъектом административных правоотношений, необходимы следующие три условия: а) наличие административно-правовой нормы, предусматривающей административные права и обязанности; б) наличие административной правосубъектности (право-дееспособности) в) наличие административного юридического факта.

Административно-правовые нормы содержатся в источниках административного права.

Субъекты административных правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Субъектами административных правоотношений могут быть: а) Президент Украины; б) государственные органы исполнительной власти; в) государственные служащие; г) граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства; д) система местного самоуправления; е) объединения граждан и др.

Объектом административных правоотношений является сама управленческая деятельность в сфере государственного управления.

Содержание административных правоотношений характеризуется синтезом фактического и юридического. Юридический смысл - это административные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то есть возможности императивных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов. Фактическое содержание - это само поведение субъектов административных правоотношений, их деятельность, в которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.

Административные юридические обязанности - это закрепленная нормами административного права мера необходимого, наиболее разумной и целесообразной поведения субъекта, направленная на удовлетворение интересов носителя административного субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости: а) осуществление определенных действий; б) воздержание от совершения действий, противоречащих интересам других лиц; в) требовать осуществления или неосуществления тех или иных действий от других лиц; г) нести юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных нормой административного права необходимых вариантов поведения.

Административные юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой административно-правовой нормы, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В зависимости от оснований рассматривают различные виды юридических фактов:

1) по юридическим последствиям - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;

2) в зависимости от формы их проявления - позитивные и негативные;

3) по характеру действия различают юридические факты одноразовой и непрерывного действия;

4) по характеру действий - активные и пассивные;

б) по отраслевому признаку - материальные и процессуальные;

6) по распределению прав и обязанностей - односторонние и многосторонние;

7) по функциям в механизме правового регулирования - регулятивные и охранительные;

8) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

9) при наличии воли - юридические действия (жизненные обстоятельства, характеризующие волевую поведение административных субъектов, их внешнее выражение воли и сознания) и юридические действия (жизненные обстоятельства, возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов административных правоотношений) .

Юридические действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные юридические действия (поступки и результаты деятельности) всегда соответствуют нормам административного права (например, подачи жалобы, обращения организации по регистрации, представления проекта документа на экспертизу и др.).

Неправомерные юридические действия - правовые аномалии, злоупотребление правом (не является правонарушением) и административные правонарушения.

К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезни и тому подобное.

Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами административного права, имеют большое теоретическое и практическое значение для административных правоотношений.

Таким образом, административные правоотношения носят ярко выраженный императивный характер. В то же время существуют и отдельные горизонтальные отношения, в том числе и административно-договорного характера, в административном праве имеют четко выраженный вспомогательный и временный характер.

  1. Предмет и методы административного права .
  2. Система, принципы административного права в РФ.
  3. Формы реализации и в РФ.

1. Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административного управления , которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и функционирования исполнительной власти .

Предмет управленческих отношений, регулируемых ад-министративным правом, в зависимости от конкретных целей их возникновения можно подразделить на две группы:

1) Внешние отношения связаны с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти , например на общественные объединения , коммерческие структуры, включая индивидуальных предпринимателей .

2) Внутренние, еще их называют внутриорганизационные отношения, возникают в связи с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением служебных обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.

Для административного права, использующего методы регулирования, свойственные многим отраслям права , характерны свои специфические методы:

  • власти-подчинения (прямого распорядительства) - отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;
  • рекомендаций - рекомендации субъекта управления приобретают юридическую силу при условии принятия ее другим участником управления;
  • согласования - отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;
  • равенства - субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма , предпринимают совместные действия в форме административного договора .

2. Административное право представляет собой совокуп-ность юридических норм, регулирующих общественные от-ношения, которые складываются в сфере государственного управления , а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности.

Традиционно в отечественной правовой науке админист-ративное право подразделяется на две части: общую и особенную.

Общая часть включает юридические нормы и институты:

  • регулирующие общественные отношения общего характера (принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.);
  • устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений ;
  • регулирующие основы организации и государственно-управленческой исполнительно-властной деятельности госу-дарственных органов;
  • обеспечивающие законность в сфере государственного управления;
  • регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность;
  • регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть состоит из норм и институтов, регули-рующих правоотношения в конкретных сферах управления:

  • обеспечения безопасности граждан , общества , государства , а также административно-политическую деятельность;
  • хозяйственно-экономическую деятельность;
  • социально-культурную деятельность;
  • деятельность государственной администрации по орга-низации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

К числу принципов административного права относятся:

  • равенство перед законом и правоприменителем;
  • презумпция невиновности;
  • приоритеты законных интересов личности в управленческой деятельности государственных органов ;
  • законность в управлении, включая обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административными правонарушениями ;
  • гласность;
  • разграничение предметов ведения, компетенции и полномочий;
  • управленческая субординация (подчиненность);
  • ответственность.

3. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу - условие действия нормы; диспозицию — предписания, запреты, дозволения; санкцию - меры административного или дисциплинарного воздействия.

Для административно-правовых норм характерно много-образие, которое отражает их различие по видам, класси-фицируемых по ряду оснований.

1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права : обязывающие (предписывают обязательное совершение определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочивающие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).

2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).

3. По содержанию предмета регулирования: материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).

4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например, содержатся в актах Правительства РФ , органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации , органов местного самоуправления).

5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).

6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).

7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований)

8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией, например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).

9. По адресату регулирования - регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно-управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т.д.).

10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия , учреждения, независимо от форм собственности , например по уплате налогов , либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).

11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т.е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).

12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).

4. Реализация административно-правовых норм - это процесс практического воплощения в общественных отношениях государственного управления требований правомерного по-ведения его субъектов в соответствии с установленными пра-вилами. Существует четыре формы реализации админист-ративно-правовых норм: две основные - исполнение и при-менение; и две вспомогательные - соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовых норм выражается в активных правомерных действиях субъекта по выполнению предписаний, запретов и дозволений. Данная форма реализации присуща всем участникам административно-правовых отношений.

Применение административно-правовых норм свойствен-но только уполномоченным государственным органам и дол-жностным лицам, выражаясь изданием индивидуальных правовых актов на основе материальных и процессуальных норм для конкретных административно-правовых отношений. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, добровольно воздерживающихся от совершения запрещенных ею действий. Вспомогательный смысл этой формы реализации в том, что соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.

Использование административно-правовых норм выражается в добровольном совершении субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в управлении. Поскольку этой форме реализации свойственны альтернативы определения субъектом своего определения в рамках установленного нормой права правила, то ее также можно считать вспомогательной.

Особенности административно-правовых отношений, обладающих всеми основными признаками, свойственными всяким иным правоотношениям, выражаются рядом отличительных черт:

  • возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций органов публичной власти в лице соответствующих органов и должност-ных лиц;
  • одной из сторон и обязательным участником этих отношений всегда выступает орган публичной власти, представляющий публичный интерес государства ;
  • являются публично-властными управленческими отно-шениями, построенными на началах "власть-подчинение";
  • имеют разнообразие субъектов при отсутствии юридического равенства сторон;
  • связаны с правовым управляющим воздействием субъекта управления на объект, которым выступают воля, сознание, поведение управляемых;
  • могут возникать независимо от желания (согласия) сторон по инициативе любой из них (в том числе не обязательно наделенной публично-властными полномочиями или третьей стороны, не участвующей в данном правоотношении);
  • многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов , действуя по поручению государства;
  • субъективные права сторон, равно как и споры, связанные с ними, рассматриваются уполномоченными на то органами и должностными лицами и разрешаются ими, как правило, в административном, т.е. во внесудебном, порядке путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения;
  • в случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм ответственность наступает перед государством в лице его органов и должностных лиц, в чем проявляется их публичность.

2. Виды административно-правовых отношений различаются рядом оснований.

Субъекты административных правоотношений

  1. Теория вопроса.
  2. Физические лица как субъекты административных правоотношений .
  3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений .
  4. Общественные объединения и их административно-правовой статус.

Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права , иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения . Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ . В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы . Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов . В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конститу-цию РФ и законы страны. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм .

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью.

Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления.

Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руко-водителю.

Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов:

Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России. Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик , краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом.

4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями .

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.

Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм:

Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации. Членами общественных организаций могут быть как физические, так и юридические лица.

Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели.

Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели.

Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства.

Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства , работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства.

Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения.

Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан.

Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством , но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы.

Правонарушение и ответственность в административном праве

  1. Виды административных взысканий.

Административная ответственность - один из видов юридической ответственности . Она выражается в возможности применения уполномоченным органом или должностным лицом взыскания к правонарушителям.

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу. Основанием административной ответственности является административное правонарушение .

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и коллективные образования. Административные взыскания применяются довольно широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: органами исполнительной власти , местного самоуправления , судами . Однако применение административного взыскания не влечет за собой судимости или увольнения с работы.

Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является именно административное правонарушение, а мерой воздействия - административное взыскание.

Основания административной ответственности подразделяются на два вида - нормативные и фактические. Нормативными основаниями являются правовые нормы , которые устанавливают административную ответственность. Фактическими основаниями - совершенные правонарушения, за которые применяются административные взыскания. Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности .

2. Основными признаками административного правонарушения являются: их антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права . Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения. Для признания деяния правонарушением необходимо наличие причинно-следственной связи между деянием и его противоправными последствиями.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения. Объективная сторона заключается в действии или бездействии. Субъектами административного правонарушения являются физические лица и организации. К категории физических лиц относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Отдельную подгруппу составляют военнослужащие срочной службы, несо-вершеннолетние, инвалиды и другие лица.

Субъективная сторона административного правонарушения состоит в отношении субъекта к совершенному им правонарушению и его последствиям. Оно выражается в действии или бездействии. Вина является обязательным признаком административного правонарушения.

3. Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Оно выражается в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Ряд взысканий сочетают в себе и то и другое, а кроме того - временное ограничение прав нарушителей

Основными видами административных взысканий являются:

Предупреждение является взысканием морального характера. Оно выносится в письменной форме.

Штраф - это денежное взыскание. Оно является одним из наиболее распространенных административных взысканий.

Преступлениям , либо за повторные административные правонарушения.

Классификация административно-правовых отношений

Структура административно-правовых отношений

Традиционно в структуре правоотношения выделяют 3 элемента:

1. Субъекты – участники правоотношения (минимум 2).

2. Юридическое содержание – совокупность прав и обязанностей участников данного правоотношения.

Прав и обязанностей много, но среди них доминируют одно основное право и одна основная обязанность . Но есть и неосновные права и обязанности, которые сопутствуют основным. Если нет главного права (обязанности), то нет и других, более мелких. Разные частные вопросы решаются в процессе реализации главного права.

Например : у студента основное право – на образование, сопутствующие права – на получение книг, посещение библиотеки и др.; у ВУЗа главная обязанность – обеспечить реализацию главного права студента, неосновные обязанности – выдавать учебники, разрешать пользоваться библиотекой и др.

Права и обязанности взаимообусловлены . Переплетение одного права и одной соответствующей обязанности.

У одного субъекта есть обязанность, а у другого – право требовать от него исполнения этой обязанности. Помочь реализовать право одного должен другой, тот, у кого есть обязанность.

3. Объект – то, из-за чего возникает правоотношение.

Существует 3 точки зрения на объект административного правоотношения:

- действия участников данного правоотношения (выдача документов и др.).

- Объект административного правоотношения – предметы материального мира (авторское право, машина, продукты духовного творчества и др.).

Первая точка зрения включает в себя вторую, т.к. действия совершаются в отношении чего-либо (предметов материального мира).

- Единственный объект административного правоотношения – поведение (действие) , но есть и дополнительный структурный элементпредмет.

В жизни общества постоянно возникает множество правоотношений, имеющих свои тонкости, в зависимости от которых проводят классификацию административно-правовых отношений.

1. По характеру отношений между субъектами (по характеру связи)

а) Вертикальные.

В них предполагается правовое неравенство участников правоотношений, у одной стороны есть власть, у другой – нет. Смысл административно-правовых отношений состоит в том, что это властное требование, обязанность подчинения.

Например : отношения между РФ и её субъектами, между субъектами РФ, между субъектами РФ и организациями и др.

б) Горизонтальные .

Данные правоотношения нетипичны для административного права. Предполагают равный правовой статус субъектов, поэтому власть применить невозможно.



Роль горизонтальных правоотношений подчинённая, они являются предпосылкой, создают возможность для возникновения вертикальных правоотношений. Это договорная форма, равенство. Для возникновения горизонтальных правоотношений требуется согласие обеих сторон.

На практике сначала возникают вертикальные правоотношения, а потом горизонтальные, но может быть и наоборот: горизонтальные правоотношения порождают вертикальные.

2. По правовой природе

а) Материальны - правоотношения, возникающие на базе материальных норм.

б) Процессуальные – правоотношения, возникающие на базе процессуальных норм.

3. По целевому назначению

а) Правоотношения, связанные с разрешением государственных задач (создание новых звеньев, правоотношения в аппарате управления).

б) Правоотношения, когда одна сторона - властный орган, а другая – общественная организация или её представитель .

в) Правоотношения, когда одна сторона – властный представитель, а другая – гражданин .

4. По характеру юридических фактов

а) Правоотношения, возникающие на основе событий (их возникновение не зависит от человека)

б) Правоотношения, возникающие на основе действий (возникают по воле человека).

5. По времени, территории действия (Петров)

6. По субъектам

а) Правоотношения, возникающие внутри государственного аппарата

б) Правоотношения, возникающие между государством и его субъектами и др.

Субъекты правоотношений –наделённые административной правоспособностью и дееспособностью разнообразные участники жизни (от государства до гражданина).

Правоспособность – способность иметь права и обязанности

Дееспособность – способность своими действиями осуществлять свои права и обязанности.

Административная правоспособность – способность иметь управленческие права и обязанности.

Административная дееспособность – способность своими действиями осуществлять свои административные права и обязанности.

Субъекты административных правоотношений:

1. Физические лица: граждане, должностные лица.

2. Организации: учреждения, предприятия (завод), государственные организации, органы государства, негосударственные организации (фонды, политические партии).

Для властных представителей и организаций административная правоспособность совпадает с административной дееспособностью. Она возникает с момента создания организации или назначения лица на должность.

Для граждан административная правоспособность возникает с момента рождения , административная дееспособность – по достижении определённого возраста . Полная дееспособность с 18 лет, частичная – с 14-16 при определённых обстоятельствах.

Административная правоспособность (дееспособность) для властных представителей и организаций прекращается, когда человек перестаёт занимать данную должность, а организация прекращает функционировать.

Административные правоспособность и дееспособность для граждан прекращаются со смертью . При определённых обстоятельствах административная дееспособность может быть ограничена (слабоумный, психически нездоровый и др.)

Субъектами административных правоотношений могут быть все кроме государства. Одни из них обладают властью, решают вопросы от имени государства, другие – исполняют принятые решения.

Ограничение административной дееспособности:

1. Полностью (если человек психически нездоровый).

2. Групповая ограниченность (в силу особых причин).

Она может распространяться на всё население территории, территорию, организацию, регион в определённых ситуациях (эпидемия, чрезвычайное положение).

3. Частная ограниченность (для конкретной личности).

Например: постоянный надзор за освободившимися из МЛС, ограничение их свободы передвижения.

Участники административно-правовых отношений – это конкретные организации и лица, наделенные обязанностями и правами в сфере государственного управления и способные их практически реализовывать. Имеются в виду органы исполнительной власти, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации, трудовые коллективы, граждане. Речь идет обо всех субъектах административного права, которые под влиянием юридических фактов, предусмотренных гипотезой соответствующей административно-правовой нормы, становятся субъектами (участниками, сторонами) административно-правовых отношений.

Общим условием вступления организаций и лиц в административно-правовые отношения является наличие у них административной правоспособности, то есть способности приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере исполнительной власти, предусмотренных и обеспеченных нормами административного права. Это условие еще не свидетельствует о наличии конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы организация или лицо обладали административной дееспособностью, то есть практически реализовывали в правоотношениях свою административную правоспособность, свои юридические обязанности и права. Сочетание административной право- и дееспособности создает условия, при которых субъект административного права становится и субъектом (участником, стороной) административного правоотношения.

Административная правоспособность органов исполнительной власти выражается в компетенции, которой наделяется каждый из них при образовании. Компетенция органа фиксирует круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации полномочий (обязанностей и прав). Фактически административная правоспособность органа исполнительной власти закрепляет и выражает объем принадлежащих ему юридически-властных полномочий, дающих возможность участвовать в административно-правовых отношениях.

Административная право- и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции. При этом в большинстве случаев органы управления обязаны вступать в административно-правовые отношения, которые играют роль основного средства практической реализации принадлежащей им компетенции.

Различают общую и специальную право- и дееспособность органов исполнительной власти. Общая правоспособность выражается в представляемой органам возможности осуществлять управленческую деятельность в пределах их компетенции. Специальная правоспособность дополняет общую и выражается в их возможности осуществлять свои специфические задачи или функции управления (контрольно-надзорную, юрисдикционную деятельность). Нередко создаются органы, предназначенные для осуществления исключительно такого рода задач, например государственные инспекции, административные комиссии. Как общая, так и специальная правоспособность органов исполнительной власти находит свое выражение в их общей или специальной дееспособности.


Участниками административно-правовых отношений являются также структурные подразделения аппарата органов исполнительной власти (управления и отделы центрального аппарата министерств, государственных комитетов и т.д.). Объем их административной право- и дееспособности определяется руководством данного органа.

Административная право- и дееспособность государственных предприятий, учреждений и организаций практически выражается в деятельности их органов управления (например, администрация предприятия, генеральный директор производственного объединения). Эти органы в пределах своей компетенции реализуют административно-правовые обязанности и права, установленные для предприятий, учреждений и организаций; представляют их во внешних отношениях административно-правового и иного (в частности, гражданско-правового) характера.

Административная право- и дееспособность государственных служащих – административно-управленческих работников определяется характером их деятельности и, как правило, закрепляется либо в специальных положениях (например, в положении о главном бухгалтере), либо в должностных инструкциях. Эти право- и дееспособность производны от компетенции того органа, в котором служащие занимают соответствующую должность.

Определенной административной право- и дееспособностью обладают общественные организации и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций. Административно-правовые нормы определяют, в частности, основные виды административно-правовых отношений с участием этих организаций и коллективов. Такого рода отношения складываются, однако, не внутри негосударственных объединений, а в той сфере, где они взаимодействуют с органами исполнительной власти, с администрацией предприятий, учреждений и организаций.

Административной право- и дееспособностью обладают и граждане. Объем их административных прав и обязанностей определяется Конституцией, действующим законодательством, а также соответствующими административно-правовыми нормами.

4. Административно-правовой статус граждан

Понятие административных правоотношений. Юридические факты, на основе которых возникают административные правоотношения. Строение административных правоотношений: стороны (субъекты, участники), связи, объекты, юридическое и фактическое содержание. Административные правоотношения как фактор поддержки функционирования иных отраслевых правоотношений.

Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений, функционируют в сфере деятельности государственной администрации, урегулированы административным правом, основаны на административно-правовых юридических фактах, имеют типичное для правоотношений строение (состав). В ряде случаев они поддерживают функционирование иных отраслевых правоотношений.

1. Административные правоотношения - разновидность правоотношений и потому обладают всеми общими признаками, присущими последним1. Как известно, правоотношение: а) является важнейшей составной частью механизма правового регулирования, средством и продуктом правового регулирования; б) существует как реальное (жизненное) общественное отношение; в) приобретает правовую природу благодаря тому, что регулируется правом; г) возникает, преобразуется и прекращается на основе определенных юридических фактов, установленных в праве; д) имеет в своем составе четыре компонента (стороны, представленные участниками, субъектами; индивидуализированную связь, взаимодействие между сторонами; объекты, т.е. материальные и нематериальные блага, ради приобретения, использования или охраны которых стороны стремятся к взаимодействию либо вынуждены взаимодействовать; содержание юридическое в форме корреспондирующих нрав и обязанностей сторон и содержание фактическое в форме определенного поведения, действий сторон); е) обеспечено защитой государства.

Административные правоотношения являются отраслевой разновидностью правоотношений и существуют наряду с другими аналогичными видами правоотношений (конституционными, гражданскими, трудовыми, финансовыми и т.д.).

2. Административные правоотношения функционируют в сфере деятельности государственной администрации. Они складываются там, где действует государственная административная власть, наделенные ею субъекты (исполнительные органы государственной власти, государственные служащие, администрация государственных органов и государственных организаций). Административные правоотношения существуют и там, где субъекты государственной администрации отсутствуют, но действует, соблюдается установленный ими и административным правом порядок поведения в местах общественного значения.

Административные отношения имеют место и в сфере деятельности администрации государственных органов законодательной и судебной власти. Администрация указанных органов осуществляет государственную административную власть, поэтому в процессе выполнения функций этой власти могут возникать административные правоотношения. Однако важно понимать, что администрация органов законодательной и судебной власти в данном своем качестве занята выполнением организационных функций, а не законодательной и судебной деятельностью. Когда конкретные лица, входящие в администрацию таких органов, осуществляют законодательную и судебную деятельность, они имеют иное правовое качество и реализуют полномочия депутатов или судей, а не субъектов административной власти.

3. Административные правоотношения урегулированы административным правом. Правоотношения приобретают отраслевую природу, характер в связи с тем, что подвержены регулированию со стороны определенной отрасли права. Общественные отношения становятся административно-правовыми благодаря регуляции со стороны административного права. Следовательно, административное право является непременным и обязательным условием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Организация и деятельность государственной администрации урегулированы многими отраслями права, начиная с права конституционного. Значительный сегмент ее деятельности, и особенно организации, подвержен административно-правовому регулированию. Например, положения о государственных органах исполнительной власти, их многочисленные административные регламенты, еще более многочисленные должностные регламенты государственных служащих носят административно-правовой характер. Издаваемые субъектами государственной администрации в огромном множестве правоприменительные акты являются по своей сущности административно-правовыми, потому что в них реализуется переданная им государством административная власть.

4. Административные правоотношения основаны на административно-правовых юридических фактах. Они возникают при наличии специфических для административных правоотношений юридических фактов (действий и событий). Наиболее распространенным видом юридических фактов, относимых в административном праве к правомерным действиям, являются индивидуальные правовые акты, принятые субъектами государственной администрации. Примером такого акта является приказ о назначении гражданина на должность государственной гражданской службы. Он порождает служебные административные правоотношения, а его стороны приобретают сложный комплекс взаимных административных прав и обязанностей.

В ряду административно-правовых правомерных действий как разновидности юридических фактов выделим многочисленные обращения граждан и организаций за решением определенных вопросов к органам (должностным лицам) административной власти, которые могут быть выражены в предложениях, заявлениях, жалобах.

Среди неправомерных действий (бездействия) административному праву известны два вида юридических фактов - служебно-дисциплинарные и административные правонарушения. Они обусловливают возникновение административных правоотношений, связанных с возбуждением, рассмотрением и разрешением дел по ним, исполнением назначенных служебно-дисциплинарных или административных наказаний.

Административные правоотношения порождают не только правомерные и неправомерные действия (бездействие), но и события как определенный вид юридических фактов (рождение ребенка, стихийное бедствие, эпидемия, эпизоотия, смерть). Например, в связи с рождением ребенка возникает административное правоотношение между его родителями и органом ЗАГС.

5. Административные правоотношения имеют типичное для правоотношений строение (состав). Оно включает следующие определенным образом индивидуализированные компоненты: стороны, связи между ними, объекты, содержание.

Стороны административных правоотношений представлены субъектами административного права. Их называют также участниками. Субъектами (участниками) административных правоотношений могут быть любые физические и юридические лица. Самым характерным видом субъектов административных правоотношений являются исполнительные органы государственной власти, их должностные лица, государственные служащие, составляющие государственную администрацию. Субъекты, вступая в правоотношения, предусмотренные административным правом, приобретают в соответствии с ним субъективные права и юридические обязанности на совершение определенных административно-правовых действий или воздержание от них.

Связи в административных правоотношениях отражают характер административно-правового взаимодействия между их сторонами (субъектами, участниками). Указанное взаимодействие позволяет удовлетворять сторонам общественные и личные потребности, интересы, обеспечивает приобретение, использование или охрану определенных и необходимых для них материальных и нематериальных благ. Гражданин, желающий поступить на государственную службу, должен прежде вступить во взаимодействие с конкретным представителем нанимателя. Гражданин, решивший получить статус индивидуального предпринимателя, направляется с необходимыми документами в орган, осуществляющий государственную регистрацию таких предпринимателей, чтобы вступить во взаимодействие с ним. Полицейский, проявивший свою волю к исполнению служебной обязанности по пресечению административного правонарушения и использованию принадлежащего ему по службе права, не сможет этого сделать, если не вступит во взаимодействие с правонарушителем.

Роль связей (взаимодействий) между сторонами, участниками правоотношения настолько значительна и рельефна, что в литературе нередко определяют правоотношение как общественную связь, т.е. рассматривают эти понятия как синонимы.

Объекты административных правоотношений - это материальные и нематериальные блага (имущество, предметы, результаты деятельности, иные ценности), способные удовлетворять потребности, интересы сторон, участников правоотношений и установленные в качестве таковых административным правом. Их невероятно много. Например, в Правилах создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 , перечислены следующие объекты административных правоотношений, существующих между казенным предприятием и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится такое предприятие: 1) имущество предприятия; 2) произведенная предприятием продукция; 3) доходы и чистая прибыль предприятия; 4) утвержденный разделительный баланс; 5) передаточный акт; 6) годовая бухгалтерская отчетность предприятия; 7) аудиторское заключение.

Носитель административного субъективного права управомоченная сторона административного правоотношения, а носитель административной юридической обязанности - его обязанная сторона. Управомоченному всегда противостоит обязанное лицо. Обе стороны в административном правоотношении связаны между собой взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одной из них корреспондирует обязанность другой и наоборот. Нередко каждая из сторон является и управомоченной, и обязанной.

Фактическое содержание административных правоотношений состоит в самом поведении участников, основанном на их административных правах и обязанностях.

Рассмотрим особенности юридического и фактического содержания административного правоотношения на конкретном примере. Между лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и органом (судьей, должностным лицом), рассматривающим дело, существует административное процессуальное отношение со сложным юридическим содержанием. У сторон такого отношения имеются многочисленные субъективные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Соответственно, каждую из них можно рассматривать в качестве и управомоченной, и обязанной. Согласно закону лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ . Если указанное лицо в процессе разбирательства по делу воспользуется принадлежащими ему правами, то другая сторона обязана обеспечить первой стороне возможность реализации этих прав. Неисполнение такой обязанности является правонарушением.

Фактическим содержанием данного административного правоотношения будут любые правомерные действия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, связанные с реализацией принадлежащих ему прав (ознакомление с материалами дела, дача объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств и т.д.). Фактическое содержание административного правоотношения со стороны органа (судьи, должностного лица), рассматривающего дело, может выразиться в вынесении определений по ходатайствам другой стороны.

В сфере деятельности государственной администрации наряду с административными правоотношениями существуют правоотношения и других отраслевых видов (информационные, земельные, финансовые, экологические). Административные правоотношения обеспечивают в основном организацию системы государственной административной власти, сопровождают решение в ней властно-организационных, управленческих задач, административно-правовое регулирование. Они создают базовые организационные условия для иных видов отраслевых правоотношений. Благодаря институтам административного контроля (надзора) и административной ответственности поддерживается функционирование многих иных правоотношений (трудовых, налоговых, градостроительных и даже конституционных).

В учебной литературе рассматриваются и иные признаки административных правоотношений, не вошедшие в приведенное выше определение: а) административное правоотношение возникает по инициативе любой из его сторон, но желание или согласие другой стороны не требуется; б) разрешение споров между сторонами административного правоотношения осуществляется, как правило, в административном (внесудебном) порядке; в) нарушение административного правоотношения влечет применение к виновной стороне (участнику) мер служебно-дисциплинарного либо административного принуждения, при этом виновная сторона несет юридическую ответственность не перед другой его стороной, как в гражданском правоотношении, а перед государством в лице полномочного органа (должностного лица) исполнительной власти либо судьи.

В течение многих десятилетий остро дискутируется вопрос о том, существуют ли административные правоотношения между гражданами или в них на одной стороне всегда присутствует субъект государственной администрации. Пока административисты далеки от скорого разрешения спора. Наиболее обоснованной представляется позиция К. С. Вельского, который провел детальный анализ противоположных позиций по данному вопросу. Он сделал общий вывод о том, что административно-управленческие правоотношения невозможны без участия органа исполнительной власти. Напротив, административно-полицейские (охранительные) правоотношения вполне допустимы без органа полиции, так как порядок в общественных местах урегулирован административным нравом, обязанность соблюдать запрет и не нарушать его возложена на всех граждан. В случае нарушения административного правопорядка и отсутствия полиции у граждан есть административно-правовое основание потребовать от правонарушителя прекратить неправомерные действия. Здесь перед нами пример административного правоохранительного отношения, где на одной его стороне гражданин-правонарушитель, а на другой - граждане, предъявившие ему законное требование о прекращении административного правонарушения.