Статей 131 государственная регистрация недвижимости. Теория всего

Официальный текст :

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий юриста :

Государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, а также сделок с ними должна проводиться учреждениями юстиции. Она имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. Регистрация должна быть открытой (гласной), доступной третьим лицам. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в данной статье Гражданского Кодекса РФ, и специальным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130-132 и 164 Гражданского Кодекса РФ , за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть оспорены заинтересованным лицом в суде.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав. К сожалению, Закон не говорит, о какой ответственности в данном случае идет речь. Во всяком случае о возмещении ущерба сторонам регистрируемых сделок и обладателям прав на недвижимое имущество в Законе не упоминается.

В пункте 2 статьи 131 предусмотрена возможность осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. Подобного рода регистрация или учет могут производиться в целях осуществления государственного надзора над деятельностью отдельных групп предприятий, в том числе предприятий с участием иностранного капитала (например, иностранных банков), обеспечения мер, связанных с правоохранительными, санитарно-оздоровительными мероприятиями, сбором статистических данных и т.п.

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий к статье 131 Гражданского Кодекса РФ

1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.

Ведение учреждениями юстиции общегосударственной регистрации в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделок с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемых на практике злоупотреблений.

О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130 ГК.

2. Помимо государственной законом может предусматриваться специальная регистрация либо учет отдельных видов имущества, который не носит правоустанавливающего значения. Это - дополнительный контроль за некоторыми видами недвижимости, например за предприятиями с участием иностранных инвесторов.

3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г., опубликован в Российской газете от 30 июля 1997 г. Он вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание же всей системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется поэтапно субъектами РФ и должно быть завершено к 1 января 2000 года (см. ст. 33 Закона). В Законе определены система учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации.

С момента введения в действие названного Закона потеряют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренных ст. ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (см. ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (см. ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК). Аналогичное положение содержится и в п. 14 Указа Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 880), согласно которому впредь до принятия федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним регистрацию проводят органы, осуществляющие эту деятельность на дату издания Указа.

В настоящее время, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" (СА РФ. 1993. N 50. Ст. 4868) Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, его территориальные органы на местах регистрируют и оформляют документы о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России заложена и в Федеральной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утв. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 932 (СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4003).

Органами местного самоуправления, Комитетом муниципального жилья г. Москвы и его филиалами проводится регистрация жилых помещений и сделок с ним. Комитетами по управлению государственным имуществом производится регистрация объектов недвижимости производственного назначения.

Предприятия технической инвентаризации регистрируют недвижимое имущество на основании Инструкции, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 января 1968 г. N 83. Выдаваемые ими акты по договорам купли-продажи этого имущества свидетельствуют о возникновении, переходе и прекращении права собственности, т.е. носят правоустанавливающий характер. Они могут быть предметом рассмотрения в суде по требованию лица, права и интересы которого этим актом нарушены.

4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. N 1270 (СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 4198) был утвержден Порядок представления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информация представляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.

Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ. Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, представляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам представляется бесплатно.

Представление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (РГ. 21 сентября. 1993).

После вступления в действие Закона о регистрации недвижимости выдача информации будет осуществляться по правилам ст. ст. 7, 8 названного Закона.

5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685); гл. 24.1 ГПК РСФСР; арбитражные суды - по правилам АПК.

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ - крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» <1>.

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

________
<1> См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

1. Государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, а также сделок с ними должна проводиться учреждениями юстиции. Она имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. Регистрация должна быть открытой (гласной), доступной третьим лицам. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в комментируемой статье, и специальным Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В настоящее время действует Закон о регистрации прав на недвижимость.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130 - 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Статьей 31 Закона установлена ответственность учреждения юстиции за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимость и сделках с ним. К сожалению, Закон не говорит, о какой ответственности в данном случае идет речь. Во всяком случае, о возмещении ущерба сторонам регистрируемых сделок и обладателям прав на недвижимое имущество в Законе не упоминается.

В п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. Подобного рода регистрация или учет могут производиться в целях осуществления государственного надзора над деятельностью отдельных групп предприятий, в том числе предприятий с участием иностранного капитала (например, иностранных банков), обеспечения мер, связанных с правоохранительными, санитарно-оздоровительными мероприятиями, сбором статистических данных и т.п.

Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.


2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.


3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.


4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.


Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.



6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.




Комментарии к ст. 131 ГК РФ


1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.

Ведение учреждениями юстиции общегосударственной регистрации в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделок с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемых на практике злоупотреблений.

О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130 ГК.

2. Помимо государственной законом может предусматриваться специальная регистрация либо учет отдельных видов имущества, который не носит правоустанавливающего значения. Это - дополнительный контроль за некоторыми видами недвижимости, например за предприятиями с участием иностранных инвесторов.

3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г., опубликован в Российской газете от 30 июля 1997 г. Он вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание же всей системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется поэтапно субъектами РФ и должно быть завершено к 1 января 2000 года (см. ст. 33 Закона). В Законе определены система учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации.

С момента введения в действие названного Закона потеряют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренных ст. ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (см. ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (см. ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК). Аналогичное положение содержится и в п. 14 Указа Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 880), согласно которому впредь до принятия федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним регистрацию проводят органы, осуществляющие эту деятельность на дату издания Указа.

В настоящее время, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" (СА РФ. 1993. N 50. Ст. 4868) Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, его территориальные органы на местах регистрируют и оформляют документы о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России заложена и в Федеральной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утв. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 932 (СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4003).

Органами местного самоуправления, Комитетом муниципального жилья г. Москвы и его филиалами проводится регистрация жилых помещений и сделок с ним. Комитетами по управлению государственным имуществом производится регистрация объектов недвижимости производственного назначения.

Предприятия технической инвентаризации регистрируют недвижимое имущество на основании Инструкции, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 января 1968 г. N 83. Выдаваемые ими акты по договорам купли-продажи этого имущества свидетельствуют о возникновении, переходе и прекращении права собственности, т.е. носят правоустанавливающий характер. Они могут быть предметом рассмотрения в суде по требованию лица, права и интересы которого этим актом нарушены.

4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. N 1270 (СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 4198) был утвержден Порядок представления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информация представляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.

Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ. Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, представляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам представляется бесплатно.

Представление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (РГ. 21 сентября. 1993).

После вступления в действие Закона о регистрации недвижимости выдача информации будет осуществляться по правилам ст. ст. 7, 8 названного Закона.

5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685); гл. 24.1 ГПК РСФСР; арбитражные суды - по правилам АПК.