Классный час «История флага России. День государственного флага.doc - Классный час "День государственного флага"

Разработала: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Мордвиновская ООШ»

Русакова Марина Семёновна.

Устный журнал, посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации.

Цели: дать детям представление о флаге РФ; воспитывать уважение к истории страны; вызвать интерес учащихся к государственной символике; расширить кругозор детей.

Форма: устный журнал.

Оборудование: компьютер, проектор; виды русских пейзажей, знамен, штандартов и флагов.

Оформление: написать на доске название классного часа, эпиграф к нему, названия страничек журнала, а также фразу:

22 августа- День Государственного флага Российской Федерации.

План классного часа:

Вступительное слово.

Устный журнал «День Государственного флага Российской Федерации.»

1.Флаг (передовая статья).

2.Первые флаги Руси (интервью с историком).

3. Современный флаг РФ (репортаж с места события).

5.Викторина.

III

IV . Подведение итогов

Ход классного часа.

Вступительное слово.

Дорогие ребята, мало кто из нас задумывается о том, что мы, люди ХХ I века- это часть пирамиды, в основании которой миллионы наших предков, живших десятки, сотни лет назад. Мы часть огромной страны,имя которой Россия.

Я понаслышке знаю-

За границей богаче и счастливее живут.

Но ведь нигде так рожь не колосится

И соловьи так звонко не поют.

Нигде так сладко донником не пахнет,

Акация так буйно не цветет,

И лишь у нас крестьянка в русской хате

Такой душистый хлебушек печет.

Нигде таких березок не отыщешь,

Нет выше и бездоннее небес.

И задушевней песен не услышишь,

И лишь у нас- курган Мамаев есть.

Не отыскать нигде таких закатов,

Рассветов нет румяней и милей,

И только наши русские солдаты

Мир удивили доблестью своей.

И нет реки величественней Волги,

Старинней древнерусских городов,

Где, кажется, поныне бродят волхвы

В зеленых травах и среди снегов.

И, лишь прощаясь с русским поднебесьем,

Так жалобно рыдают журавли,

Зато весной, с какой веселой песней

Спешат они к нам из чужой дали!

В какой стране заморской есть частушки

И в тридцать три коленца жгучий пляс?

И столько ягод на лесных опушках-

Лишь только здесь, в России, лишь у нас.

Моя Россия! Матушка святая!

Ну чем заморский край тебя милей?

Пусть россияне, что тебя ругают,

Прислушаются к совести своей.

Моя многострадальная держава,

Ты- боль моя и мой счастливый смех,

Овеянная доблестью и славой,

Ты все равно мудрей и краше всех!

(На экране сменяются виды русских пейзажей).

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и историю. А олицетворяют родную землю, её символы. Символы вызывают у нас определенные представления. Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы и небоскребы.

Символы России- это бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов. Московский Кремль, Знамя победы, могила Неизвестного солдата в Москве- это тоже символы России. есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это- Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.

22 августа Россия отмечает День Государственного флага Российской Федерации.

Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому не безразлична судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Наш класс подготовил выпуск устного журнала, посвященного Дню Государственного флага Российской Федерации.

Передаю слово главному редактору журнала (имя, фамилия).

Устный журнал «День Государственного флага Российской Федерации»

Главный редактор. Здравствуйте, ребята. 22 августа в России отмечается День Государственного флага РФ. Этому событию мы посвятили специальный выпуск устного журнала. Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера (читает с доски).

Открываем первую страницу журнала. «Флаг»- так называется передовая статья. В ней наши корреспонденты (имена, фамилии) рассказывают о значении слова «Флаг».

1.Флаг (передовая статья).

Ведущий 1. Флаг- это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий принадлежность к государству или какой -либо организации.

Ведущий 2. Словарь Ожегова даёт следующее толкование слова «флаг»: Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного
цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Ведущий 1. Слово «флаг» греческого происхождения от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть».

Ведущий 2. Слово «флаг» голландского происхождения означает «корабельное знамя». И действительно, между флагом и знаменем много общего: оба представляют собой полотнища с различными эмблемами и надписями, прикрепляемые к шесту или шнуру.

Ведущий 1 . Слово «знамя» происходит от слов «знаменье, знак, примета». Знамя - это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

Ведущий 2.

Флаг бывает разный,

Но мне всего милей

Бело-синий-красный

Флаг Родины моей.

2. Первые флаги Руси (интервью с историком).

Главный редактор. Когда появились первые флаги на Руси? Об этом вы узнаете из беседы с историком, которую проведет наш корреспондент (имя, фамилия).

Ведущий 3. Государственный флаг- один из символов государства. Чему обязаны флаги своим происхождением?

Историк. Своим происхождением они обязаны военному делу. В древней Руси знамя именовали стягом, а знаменосцы назывались стяговниками.

Стяги были разной формы. Многие знамена были большими и тяжелыми. Их устанавливали, вкапывая древко в землю. Внешний вид знамени, изображения на нем демонстрировали, что это- святыня. Единого государственного флага в России долгое время не было.

Ведущий 3. А были ли предшественники государственного флага?

Историк. В середине Х VII века появились гербовые знамена-предшественники государственного флага.

Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российский земель.

Гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой и золотым орлом, парящим над морем. Петром I был установлен императорский штандарт жёлтого цвета с изображением в центре чёрного двуглавого орла. А вот свои корабли в конце Х VII века царь выводил под военно-морским бело-сине-красным флагом.

Ведущий 3. Можно ли точно назвать дату рождения российского флага?

Историк. 20 января 1705 года можно считать днем рождения российского флага. В тот день указом Петра I бело-сине-красный флаг, определяющий национальную принадлежность судна, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили иной флаг -Андреевский стяг с лазурным крестом на белом фоне.

В середине Х I Х века был утвержден Государственный флаг России, имевший три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

На рубеже Х I Х и ХХ веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело-сине-красный флаг, а прежний флаг остался лишь символом монархии.

В 1918 году государственным флагом РФ становится красный флаг. Под флагом этого цвета шли в бой с фашистскими захватчиками в 1941-1945 годах наши деды и прадеды. Красный флаг стал знаменем Победы.

Показ изображения вышеупомянутых знамен, штандартов и флагов.

3. Современный флаг РФ (репортаж с места события).

Главный редактор. А сейчас новости с места события от наших корреспондентов (имена, фамилии).

Ведущий 4. День Государственного флага РФ был установлен на основании указа президента России № 1714 от 20 августа 1994 года. Именно 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг. В этот день верховный Совет РСФСР постановил считать «полотнище из…белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом страны.

Ведущий 5 . В соответствии с законом, флаг постоянно должен быть поднят на зданиях: администрации президента России; Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Государственной думы РФ; правительства РФ; Конституционного суда; Верховного суда; Высшего Арбитражного суда; Генеральной прокуратуры; Центрального банка; счетной палаты; резиденции уполномоченного по правам человека в РФ; Центральной избирательной комиссии РФ.

Ведущий 4. Государственный флаг РФ вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздником Российской Федерации.

Ведущий 5. Кроме того, судно, плавающее под государственным флагом или национальным флагом иностранного государства, должно при плавании во внутренних водах Российской Федерации либо во время стоянки в порту России в дополнение к своему флагу поднимать и нести также российский флаг.

Ведущий 4. 25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Закон, в соответствии с которым Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средне- синего и нижней- красного цвета.

4. Прописные истины (В мире интересного).

Главный редактор. Наши корреспонденты (имена, фамилии) раскрыли секреты Государственного флага РФ.

Ведущий 6. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом Российской Федерации.

Ведущий 7. Государственный флаг Российской федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средне- синего и нижней- красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Ведущий 6. Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага РФ.

Ведущий 7. Согласно одной из трактовок цветов нашего государственного флага считается, что они символизируют:

Белый- мир, чистоту, непорочность, совершенство, цвет одежд святого Георгия Победоносца, издавна почитаемого на Руси как символ жертвенности в борьбе с врагами Отечества;

Синий- веру и верность, постоянство;

Красный- энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Ведущий 6. Есть особый вид российского флага- президентский штандарт. Он представляет собой квадратное полотнище с золотой бахромой по краям. На трехцветном фоне- герб России.

5.Викторина.

Главный редактор. Последняя страница журнала «Викторина».

Ведущие этой рубрики (имена, фамилии).

Ведущий 8. В нашей викторине мы собираемся закидать вас вопросами о флаге РФ.

Ведущий 9 . Представьте себе, что вы единая команда. сейчас мы будем обстреливать вас своими снарядами-вопросами.

Ведущий 8. А так как снаряды летят быстро, то и ответы нужно давать быстро.

Ведущий 9. Итак, начали!

(Ведущие по очереди задают вопросы, остальные дети отвечают)

Какое отношение имеет Пётр I к российскому флагу(Пётр I является законным отцом триколора)

Флаг - это символ государства?(Да).

С какого года он отмечается? (С 1994 года)

Какого цвета Знамя Победы? (Красного цвета).

Как на Руси называли знамя? (Стяг).

Сколько цветов имеет флаг РФ? (Три).

III . Заключительная беседа «Зачем нам флаг?»

Классный руководитель.

Государственный флаг РФ- один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Ему присуща историческая преемственность: по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

Прочитайте эпиграф к классному часу: « Флаг- это прошлое, настоящее и будущее страны. В.П. Старков». Как вы его понимаете?

(Ответы детей)

Государственные символы Российской Федерации -герб, флаг и гимн РФ- это очень важные элементы жизни нашего народа.

Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, та как отечество у нас одно- любимая Россия!

V . Подведение итогов.

Классный руководитель. Сегодня мы начали с вами очень важный разговор о символике нашего государства, много узнали о флаге РФ. Есть много мнений о том, нужен нам такой флаг или нет. Однозначного ответа нет. Каждый из вас ответит на этот вопрос по-своему. Я же хотела бы выразить своё, которое заключается в нескольких стихотворных строках:

Три полоски флага - это неспроста:

Белая полоска - мир и чистота,

Синяя полоска- это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска- подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак-

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Государственный флаг России;

Андреевский флаг;

чёрно-жёлто-белый Государственный флаг 1858 года;

Государственный флаг СССР;

государственные флаги союзных республик;

портрет Петра I.

И Учитель: Наш разговор с вами сегодня будет о втором символе - Государственном флаге России.

Что такое флаг?

Кто видел Государственный флаг России?

Где и когда вы видели флаг?

Какие цвета на нашем флаге?

Что означают эти цвета?

Учитель: Флаг в переводе с греческого языка означает «сжигать, озарять, гореть».

Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они раз­ные: одноцветные и многоцветные, в полоску и в узорах, со звёздами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет своё значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага.

Давайте рассмотрим Государственный флаг России.

♦ Учащиеся рассматривают Государственный флаг России, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: Закон о Государственном флаге, принятый Госу­дарственной Думой и подписанный Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года, описывает его так: «Государственный флаг Рос­сийской Федерации представляет собой прямоугольное по­лотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета».

Возникает вопрос: но почему именно белый, синий и красный?

У историков существует несколько точек зрения на про­исхождение этих цветов в Государственном флаге России.

Первая из них объясняет это сочетание тем, что царь Петр I взял эти цвета у герба Москвы. Белый - это белый конь, синий - это синий плащ на Георгии Победоносце, красный - красный щит герба.

Вторая из них утверждает, что триколор российского флага имеет историческое значение. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I - Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными мно­гочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет) и русские (красный цвет). Общность и единство этих национальностей и отражает флаг.

По-иному объясняют расцветку российского флага геральдисты. Они считают, что издревле считали белый и синий цвета - цветами Русской православной церкви. Бе­лый цвет означает откровенность, благородство, совер­шенность. Синий - верность и честность. Красный симво­лизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Вот какие версии существуют о трёхцветном флаге на­шей Отчизны.

Где должен висеть Государственный флаг России?

В каких случаях и как он вывешивается?

Как следует относиться к государственному флагу?

Зачем нужен государственный флаг?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В преддверии государственных праздников он вывешива­ется на площадях, учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг - важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, его оскорбление рассматривается, как оскорбление части народа и государства. Флаг - это святыня.

В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа - день Государственного флага Российской Федерации.

Изменялся ли в ходе истории государственный флаг?

Какими были флаги России в иные времена?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как это неудивительно, но современный Госу­дарственный флаг Российской Федерации пришёл к нам из глубины веков.

Учитель показывает портрет Петра I.

Учитель: По указу Петра I с 1693 года на российских ко­раблях стали поднимать бело-сине-красный флаг «на синей

полосе золотой с царской короною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия». Позднее, в 1705 году, царь издал указ, что этот флаг применять на торговых судах, а на военных судах - Андреевский флаг (голубой крест на белом поле).

Учащиеся рассматривают Андреевский флаг, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: В 1858 году император Александр II утвердил новый государственный флаг - чёрно-жёлто-белый три­колор. Цвета флага соответствовали цветам на гербе и оз­начали: чёрный - землю, жёлтый - золото, белый - се­ребро.

Учащиеся рассматривают чёрно-жёлто-белый флаг, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: При Александре II (1881-1894) государственным флагом вновь признается бело-сине-красный флаг, но и чёрно-жёлто-белый не исчезает, а принимается, как флаг династии Романовых.

Бело-сине-красный государственный флаг просущест­вовал до февральской революции 1917 года. Сначала с его полотнища был убран орёл, а позже, в апреле 1918 года, был утвержден Декрет о флаге РСФСР. Вот как описывает­ся этот флаг в первой советской Конституции 1918 года: «Флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цве­та, в левом углу которого, у древка наверху, помещены зо­лотые буквы РСФСР».

Учащиеся рассматривают красный флаг РСФСР, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: После образования СССР, согласно Конституции 1924 года, буквы «РСФСР» была заменены на золотые серп и молот и над ними красную пятиконечную звезду, обрам­ленную золотой каймой. Красное полотнище означает ге­роическое прошлое нашего народа, серп и молот - союз рабочих и крестьян, красная пятиконечная звезда - сим­вол Советской армии. Такое красное знамя водрузили со­ветские солдаты над Рейхстагом в Берлине в знак победы над фашистской Германией.

Учащиеся рассматривают флаг СССР.

В Учитель: Были государственные флаги и у союзных рес­публик, входивших в состав Союза Советских Социали­стических Республик. Они лишь немногим отличались от флага СССР.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7»

Классный час по теме:

«Флаг России»

Ягфарова Юлия Раисовна

учитель класса со сложной

структурой дефекта

I квалификационной категории

2015 год

Классный час по теме: «Флаг России»

Цель: Воспитание чувства патриотизма через осознание значения государственных символов РФ.

Задачи:

Расширить представление о понятии «флаг».

Развитие интереса к истории России; знакомство учащихся с историей Государственного флага России.

Формирование чувства патриотизма, гражданственности.

Оборудование:

Государственный флаг России, презентация.

Ход мероприятия:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о стране, в которой живем о символе нашего государства – флаге.

Россия…

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…

Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом “Русь”!

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим емким словом «Родина». Это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Отношение народа к Родине выражено в пословицах, стихах, песнях.

Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

Жить - Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины - что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. У каждого государства есть свои государственные символы.

Символы России… что это такое? (Ответы учащихся).

Где и когда мы с ними сталкиваемся? (Ответы учащихся).

Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи.

Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают его характер. Есть они и у России. Это герб, гимн и флаг. И сегодня мы с вами поговорим об одном из них - о флаге.

Флаг в переводе с греческого языка означает «сжигать, озарять, гореть».

Сколько на земле государств, столько и существует флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, в полоску и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос. Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. Эти цвета были цветами русской православной церкви. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Государственный флаг – важный символ страны. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа. Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. День государственного флага Российской Феде рации торжественно отмечается 22 августа.

Как это не удивительно, но современный Государственный флаг Российской Федерации пришел к нам из глубины веков.

История появления флагов неразрывно связана с историей военного дела. В русских землях знамена (называвшиеся на Руси «стягами») были известны с глубокой древности. Как правило, на стягах изображались лики Спасителя либо святых покровителей княжества, города либо самого князя. Собственные стяги имели каждая дружина и каждый полк. Первое из дошедших до нас описаний русского стяга, относится к знамени Дмитрия Донского, бывшего с князем во время Куликовской битвы. Согласно источникам победа была одержана под красным знаменем с ликом Спасителя.

С тех пор стяги с изображением лика Христа-Спасителя в качестве великокняжеских знамен получили большое распрост ранение на Руси.

Но первое свое государственное знамя Россия обретает лишь в царствование Алексея Михайловича в 1668 году. Своим появлением оно было обязано началу строительства русского флота. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные.

В 1693 году по указу Петра 1 на российских кораблях стали поднимать бело-сине-красный флаг, с золотым двуглавым орлом посередине «Флаг царя Московского». Позднее, в 1705 году, царь издал указ, что этот флаг применять на торговых судах, а на военных судах – Андреевский флаг (голубой крест на белом поле). Несмотря на то, что Пётр I разработал за свою жизнь огромное количество флагов, государственный флаг Российской империи им так и не был установлен.

В 1858 году в царствование императора Александра II был утвержден новый государственный флаг – черно-желто-белый триколор. Цвета флага соответствовали цветам на гербе и означали: черный – землю, желтый – золото, белый – серебро. Таким образом, флаг гербовых цветов стал первым, официально утверждённым государственным флагом России.

На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры, какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. И император Александр III 28 апреля 1883 года "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг.

Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.

И этот флаг просуществовал он до революции 1917 года.

После Октябрьской революции роль государственного флага в первые месяцы советской власти выполняло прямоугольное красное полотнище, не имевшее никаких надписей или эмблем.

А 13 апреля 1918 года официальным флагом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики было провозглашено красное знамя с серпом и молотом и красной звездой над ними.

Красное полотнище означает героическое прошлое нашего народа, серп и молот – союз рабочих и крестьян, красная пятиконечная звезда – символ Советской армии. Такое красное знамя водрузили советские солдаты над Рейхстагом в Берлине в знак победы над фашистской Германией.

Флаг ССР просуществовал до 1991 года. Он был заменен уже хорошо известным бело-сине-красным триколором.

Все меняется, все возвращается на свои круги. Наш государственный флаг гордо реет над нашей страной. Государственный флаг России – наша гордость, символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина - оберегать честь нашего флага.


Литература

    Амусина Л.М.Славься, Отечество!-//газета «Последний звонок»,№4, 2006 г.

    Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

3. Картинки для презентации из ресурсов Интернет.

МОУ «Гимназия №2»

учебный год

Классный час на тему "История развития государственной символики России. День Тверского герба и флага»


Классный руководитель

Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна, более глубокое изучение краеведческого материала.

сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;

познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;

показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

научить искать материал, используя интернет-ресурсы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: «Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса».

Демонстрируется презентация «Государственная символика России», сопровождаемая рассказом.

– Геральдика и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Проследим историю развития российской символики, узнаем какие изменения происходили в ней в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху, на примере символики Российского государства.

В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).

Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).

Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства и нашей области.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

Наша встреча, посвященная Дню Тверского флага и герба подошла к концу.


КЛАССНЫЙ ЧАС «Государственная символика РОССИИ»

Кл.рук-ль 5 а класса: Викулова Н.А.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

Задачи:


  • формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;

  • развивать чувство гордости за родное Отечество;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
План урока:

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование урока:


  • карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;

  • изображения флагов России, США, Канады;

  • изображения с бело-синими флагами;

  • герб России, герб Московского государства XV в.;

  • оставной герб;

  • толковые словари;

  • текст гимна (по количеству учащихся).

  • карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1 ]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2 ].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску) .

Учитель обобщает:

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия )

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина )

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг )

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

С.Куприн

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3 ]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4 ] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5 ], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6 ].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Обозначим X век.

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7 ].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

IV. Гимн России

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [ Приложение 8 ]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [ Приложение 9(1) , Приложение 9(2) , Приложение 10 ]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И . и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

9. http://edu.rin.ru/html/2457.html (М.В. Аладышева )

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.