Система обеспечения безопасности образовательных учреждений. Тесты по проверке знаний по обеспечению комплексной безопасности для должностных лиц государственных учреждений культуры Образовательная компонента повышения уровня безопасности в рф

Т Е С Т

«Школа безопасности»

I вариант

1 . Назови самую главную опасность,

подстерегающую нас в квартире.

а) затопление

б) пожар

в) громкая музыка

7 . При внезапном наводнении до прибытия

помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по

телевидению (радио)

б) быстро занять возвышенное место и

подавать сигналы бедствия

в) спуститься в подвал и подавать сигналы

бедствия

2 . Возвращаясь вечером домой, вы будете:

а) идти кратчайшим путём через пустыри,

свалки и плохо освещённые места

б) идти по освещённому тротуару и как

можно ближе к краю дороги

в) воспользуетесь попутным транспортом

8 . Рука регулировщика с жезлом поднятая

вверх. Какому сигналу светофора

соответствует?

а) красному

б) жёлтому

в) зелёному

3 . В солнечный полдень тень указывает

направление на:

а) юг

б) север

в) запад

9 . Сколько раз надо посмотреть налево и

направо перед переходом дороги?

а) 1 раз

б) 3 раза

в) столько, сколько нужно, чтобы убедиться

в отсутствии транспорта

4 . Обеззараживание воды в полевых условиях

осуществляется:

а) очисткой через песочный фильтр

б) очисткой через фильтр из глины, ваты и

материи

в) кипячением воды

10 . Процесс горения протекает при наличии:

а) возможности для теплообмена

б) горючего вещества, окислителя и

источника воспламенения

в) горючего вещества и восстановителя

5 . При движении зимой по льду замёрзших рек

необходимо:

а) идти осторожно плотной группой

обязательно на лыжах

б) увеличить интервалы между членами

группы, расстегнуть крепления лыж,

приготовить верёвку

в) снять лыжи и двигаться пешком

11 . Аммиак – это:

а) бесцветный газ с резким запахом,

тяжелее воздуха

б) газ с удушливым неприятным запахом,

напоминающим запах гнилых яблок

в) бесцветный газ с резким удушливым

запахом, легче воздуха

6 . При извержении вулкана, находясь близко

от него, необходимо:

а) убегать перпендикулярно движению

лавовых потоков

б) защитить органы дыхания, следовать в

укрытие

в) укрыться за большим камнем

12 . Противорадиационное укрытие (ПРУ)

защищает от:

а) ударной волны

в) сильнодействующих ядовитых веществ

(СДЯВ)

б) радиоактивного заражения

13 . Что скорее может привести к несчастным

случаям на уроках физики, химии, труда,

физической культуры?

а) плохое самочувствие

б) невыполнение требований безопасности,

баловство и невнимательность

в) временное отсутствие преподавателя на

уроке

16 . Пассивный курильщик – это человек:

а) находящийся в одном помещении с

курильщиком

б) выкуривающий до двух сигарет в день

в) выкуривающий одну сигарету натощак

14 . Что запрещается делать при обработке

раны?

а) удалять из раны костные осколки, острые

предметы, лить в рану настойку йода.

б) разговаривать с пострадавшим

в) вызывать «скорую помощь»

17 . Три основных признака наркомании и

токсикомании – это:

а) вкусовая и биологическая зависимость,

изменение сексуального влечения

б) психическая и физическая зависимость,

изменение чувствительности к наркотику

в) зрительная и химическая зависимость,

изменение материального положения

15 . До истечения какого времени человека,

находящегося в терминальном состоянии,

ещё можно спасти?

а) любого

б) 5 минут

в) 10 минут

18 . Какие необходимы действия при

обнаружение бесхозной вещи в транспорте?

а) предупредить пассажиров и осмотреть эту

вещь

б) сообщить водителю и эвакуироваться из

транспорта при полной остановке

в) попросить пассажиров забрать эту вещь

Т Е С Т

«Школа безопасности»

работа выполняется в течение 15 минут.

II вариант

1 . Бытовым газом в квартире (доме) можно

отравиться в результате:

а) полного сгорания газа

б) неполного сгорания газа

в) отключения электроэнергии в квартире

7 . Наибольшее число детей попадают в

дорожно – транспортные происшествия в

возрасте:

а) от 5 до 7 лет

б) от 7 до 14 лет

в) от 14 до 16 лет

2

при поражении человека электрическим

током в квартире?

а) немедленно приступить к оказанию первой

медицинской помощи

б) отключить в доме электричество

в) позвать взрослых

8 . Можно ли начинать переход проезжей части

дороги при мигающем зелёном сигнале

светофора?

а) нельзя

б) можно, но осматриваясь по сторонам

в) можно, если идёшь с кем-то вдвоём

3 . Что необходимо сделать в первую очередь

при обнаружении воров в своей квартире?

а) кричать, звать на помощь

б) расспросить воров о цели их пребывания

в) быстро уйти, захлопнуть дверь, закрыть на

ключ

9 . К поражающим факторам взрыва относятся:

а) высокая температура и волна прорыва

б) осколочные поля и ударная волна

в) сильная загазованность местности

4 . При устройстве шалаша крышу следует

накрывать:

а) сверху – вниз

б) снизу - вверх

в) безразлично как

10 . Хлор – это:

а) зеленовато – жёлтый газ с резким

запахом, тяжелее воздуха

б) парообразное вещество с запахом

горького миндаля

в) бесцветный газ с резким запахом

(нашатырного спирта)

5 . Допустимая толщина льда при передвижении

по нему людей должна быть:

а) не менее 5 см.

б) не менее 15 см.

в) не менее 10 см.

11 . К индивидуальным средствам защиты

относятся:

а) убежища и противорадиационные

укрытия (ПРУ)

б) противогазы, респираторы и защитные

костюмы

в) средства защиты кожи и защитные каски

6 . Действие цунами не опасно:

а) на равнинных побережьях

б) в открытом океане

в) на побережьях с пологим берегом

12 . Что должно быть по пожарной безопасности

в кабинетах физики, химии, труда,

информатики?

а) пожарный рукав и водяной гидрант

б) топор, ведро и багор

в) огнетушитель, песок и вода

13 . От чего возникает болевой шок?

а) от страха, сильных переживаний

б) от сильных, нестерпимых болей

в) от высокой температуры тела

16 . Здоровье человека на 50% зависит от:

а) экологических факторов

б) индивидуального образа жизни

в) состояния медицинского обслуживания

населения

14 . Что такое экстренная реанимационная

помощь?

а) это помощь при простудных заболеваниях

б) оживление пострадавшего, если он впал в

терминальное состояние

в) помощь при сильном нервном

расстройстве человека

17 . Признаки наркотического отравления – это:

а) насморк, горечь во рту, заливистый

беспричинный смех, пожелтение кожи

б) тошнота и рвота, головокружение,

кровотечение из носа, кашель, насморк

в) повышение мышечного тонуса, сужение

зрачков и ослабление их реакции на свет,

покраснение кожи

15 . Что необходимо сделать при ожогах кожи

кислотой?

а) смазать поражённое место растительным

маслом

б) промыть поражённое место водой,

наложить примочку с раствором питьевой

соды

в) промыть рану спиртом

18 . Признаки указывающие на наличие

взрывчатого вещества в данном месте:

одеколона

б) скрежет металла, запах ванилина

в) тиканье часов, торчащие проводки, запах

несвойственный данному месту

ОТВЕТЫ:

I – В II – В

11 КЛАСС

Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЖАРЕ

Вариант № 1

1. Что называется пожаром?

1) химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением

2) неконтролируемое горение, причиняющее матери­альный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, ин­тересам общества и государства

3) горение, протекающее медленно, с кратковременным выделением значительного количества тепла и света

4) возникновение возгорания легковоспламеняющихся материалов

2. Федеральный закон «О пожарной безопасности» опре­деляет содержание понятия «пожарная безопасность». Выберите правильный ответ.

1) состояние защищенности личности, имущества, об­щества и государства от пожаров

2) соблюдение всеми гражданами и организациями пра­вил пожарной безопасности

3) обеспечение мест проживания и работы граждан пер­вичными средствами пожаротушения в необходимых количествах

4) правильная эксплуатация электроустановок, осто­рожное обращение с легковоспламеняющимися и го­рючими жидкостями

3. Каким нормативно-правовым актом предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

1) Федеральным законом «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера»

2) Правилами пожарной безопасности в Российской Фе­дерации (ППБ 01-03)

3) Федеральным законом «О пожарной безопасности»

4) Федеральным законом Российской Федерации «Тех­нический регламент о требованиях пожарной без­опасности»

4. К какой ответственности могут быть привлечены граж­дане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности?

1) к материальной ответственности в виде возмещения причиненного ущерба

2) к гражданско-правовой ответственности

3) граждане могут быть лишены премии и соответствую­щих доплат

4) к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности

5. Вы находитесь в своей квартире. Вдруг вы почувствова­ли запах дыма от того, что горит входная дверь. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать?

1) уйдете в дальнюю комнату, плотно закрыв за собой все двери, входную дверь закроете мокрым одеялом, затем вызовете пожарную охрану

2) попытаетесь взломать дверь и выскочить на лестнич­ную площадку, чтобы спуститься по лестничному маршу ниже от зоны пожара

3) начнете кричать с балкона и звать на помощь соседей

4) спрячетесь в ванной комнате и включите холодную воду

Вариант № 2

1. Назовите виды пожарной охраны Российской Федерации:

1) противопожарная служба субъектов Российской Фе­дерации, органы государственного пожарного надзора

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, подразделения федеральной противопожарной службы

3) подразделения федеральной противопожарной служ­бы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах

4) государственная противопожарная служба, муници­пальная пожарная охрана, частная

пожарная охрана, добровольная пожарная охрана

2. Находясь в кабине движущегося лифта, вы обнаружили признаки возгорания. Как вы поступите?

1) немедленно нажмете кнопку «Стоп»

2) немедленно сообщить об этом диспетчеру, нажав кнопку «Вызов», и выйдете из лифта на ближайшем этаже

3) поднимете крик, шум, начнете звать на помощь

4) сядете на пол кабины лифта, где меньше дыма

3. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей элек­тропроводки. Что надо сделать в первую очередь?

1) приступить к тушению тлеющей электропроводки водой, песком

2) обесточить электропроводку в квартире, затем сооб­щить родителям и вызвать электромонтера

3) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место, где загорелась электропроводка

4) извлечь из электрических розеток все электрические вилки

4. Как вы поступите сразу же при возгорании телевизора?

1) немедленно отключите телевизор от сети, а затем на­чнете его тушить

2) зальете телевизор водой

3) спрячете телевизор в ванной комнате, чтобы было меньше дыма

4) выкинете горящий телевизор в окно

5. Во время движения на автобусе (троллейбусе) в салоне начался пожар. Каковы должны быть ваши действия?

1) не предупредив водителя, попытаетесь потушить огонь с помощью огнетушителя (если он есть в салоне) или накроете очаг возгорания верхней одеждой

2) разобьете боковое окно транспортного средства, что­бы дым вышел в окно

3) предупредив водителя, попытаетесь по возможности потушить огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накроете очаг возгорания верхней одеждой

1.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Вариант № 1

1. Какое правило безопасного поведения на зимних водо­емах является верным?

1) наиболее опасен лед в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов и на изгибах

2) перед началом перехода через лед необходимо хорошо закрепить на себе снаряжение

3) если по льду движется группа людей, то необходимо соблюдать между ними дистанцию не менее 0,5 метра

4) преодолевать подозрительное место быстрыми прыж­ками

2. Какие меры безопасности следует соблюдать при купа­нии в незнакомом водоеме? Среди приведенных вариан­тов определите ошибочный ответ.

1) необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, на­ходится на песчаном берегу с хорошим спуском

2) необязательно намечать предел, за который нежела­тельно заплывать

3) дно должно иметь постепенный уклон без ям, усту­пов, водорослей, острых, камней, стекла и других опасных объектов

4) никогда не надо прыгать в воду в незнакомых ме­стах - на дне могут оказаться камни, коряги, метал­лические прутья

3. От чего зависит продолжительность купания?

1) от температуры воздуха и воды, от влажности возду­ха и силы ветра

2) от силы течения, состояния дна, умения плавать

3) от наличия на берегу наблюдающих за тобой товари­щей, отсутствия водорослей в водоеме

4) от наличия проходящих судов, спасательного катера, наличия ласт для плавания

4. Какой лед считается прочным для одиночных пешехо­дов и для группы людей?

1) для одиночных пешеходов не менее 6 см и для группы людей не менее 10 см

2) для одиночных пешеходов не менее 4 см и для группы людей не менее 7 см

3) для одиночных пешеходов не менее 7 см и для группы людей не менее 12 см

4) для одиночных пешеходов не менее 5 см и для группы людей не менее 8 см

5. Какое правило пользования электричеством из приве­денных ниже является ошибочным?

1) не пользоваться неисправными электроприборами, самодельными электропечами, нагревателями

2) в случае необходимости можно включить в одну ро­зетку несколько электроприборов

3) не ремонтировать вилки электроприборов с помощью изоляционной ленты

4) не браться за электроприбор мокрыми руками

Вариант № 2

1. Что не следует делать при пользовании бытовым газом?

1) чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную списку, а затем плавно и осторожно от­кройте газовый кран

2) обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по телефону 04 в аварийную газовую служ­бу, сообщите точный адрес

3) если в помещении чувствуется запах газа, нельзя за­жигать спички до момента ликвидации утечки газа

4) заметив потухшую горелку, перекройте кран, затем снова его откройте и зажгите горелку вновь, после этого проветрите помещение

2. Какое правило из перечисленных ниже при пользова­нии средствами бытовой химии следует выполнять?

1) использовать средства бытовой химии можно в раз­личных домашних ситуациях независимо от указа­ний на инструкциях

2) в городской квартире хранить средства бытовой химии предпочтительнее в туалетной комнате или на лоджии

3) средства бытовой химии, предназначенные для чист­ки электрических и газовых плит, следует хранить на отдельной полке одного из кухонных шкафчиков

4) наличие инструкции о порядке применения средства бытовой химии не является обязательным, достаточно только указания о его предназначении

3. В соответствии с установленными нормами непрерыв­ная продолжительность работы старшеклассника на компьютере не должна превышать:

1) одного часа

2) полутора часов

3) 25 минут

4) двух часов

4. Каким должно быть положение монитора компьютера относительно взгляда человека?

1) середина экрана монитора располагается на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 гра­дусов ниже

2) верхняя часть монитора располагается на горизонта­ли, проведённой на уровне плеч человека

3) расположение монитора не имеет особого значения

4) середина экрана монитора располагается на горизон­тали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 гра­дусов выше

5. Что нужно сделать, если вы во время купания попали в водоворот?

1) громко крикнуть, что нужна помощь, и энергичнее работать руками

2) энергично работая руками и ногами, попытаться гре­сти в сторону ближайшего берега

3) нужно набрать побольше воздуха в легкие, погрузить­ся в воду и, сделав сильный рывок в сторону по тече­нию, всплыть на поверхность

4) набрать в легкие побольше воздуха, нырнуть поглуб­же и ждать того, что подводное течение вынесет вас в безопасное место

ТАБЛИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Выставляется оценка «отлично» за все правильные ответы на вопросы задания, за четыре правильных ответа – «хорошо» и т.д. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Номер задания

Вариант

Вопросы

В центре внимания БЖД – человек, как самоцель развития общества, то есть БЖД – антропоцентристкая наука.

Человек есть мера всех вещей – Протагор

Принцип антропоцентризма: «Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования».

2) Цель БЖД – обеспечение безопасности человека в любых условиях

Структура смертности РФ 2011 год

1) болезни органов кровообращения – 56%

2) новообразования – 15,5 %

3) Внешние причины смертности неестесвенные (отравления, травмы) – 10,4%

Другие особенности российской демографии:

1) различия между СПЖ мужчин и женщин: 10-13 лет, как следственно гендерная диспропорция

2) различия в смертности: повышенная смертность мальчиков; к 20 годам количество выравнивается; в России с 1992 года – диспропорция населения. Нижний Новгород попал в десятку вымираемых городов России.

3) Старение россиян. Резкое колебание численности молодежи (люди до 30 лет)

Люди постоянного возраста – 13% от всего населения.

Для воспроизводства России коэффициент рождаемости должен быть 2,3-2,5.

Люди стали выживать, а женщины рожать больше.

Пути преодоления демографической проблемы:

1) для коменсации высокой смертности повышение рождаемости и нормального воспроизводства населения – естественное повышение рождаемости.

2) смена модели однодетной семьи

3) Снижение смертности особенно трудоспособного населения, основные усилия надо направить на снижение смертности от внешних причин (от опасностей природного, техногенного, социального и прочего характера)

    Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

аксиома о потенциальной опасности:

любая деятельность человека потенциально опасна

Другими словами, не существует абсолютно безопасного вида деятельности, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс, спрогнозировать всякое опасное природное явление. Опасности могут быть реализованы в виде заболеваний, физических увечий, психических травм, летального исхода. Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).

    Динамика продолжительности жизни в РФ

    Определение понятия «безопасность». Когда данное понятие используют в БЖД и какой смысл в него вкладывают

1. Безопасность – такое состояние деятельности, т.е. системы человек = среда, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасности

2. Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии, информации не превышает допустимый уровень.

    Пути преодоления демографического кризиса в РФ.

Очевидно, для решения этой проблемы необходим комплекс усилий, направленных, с одной стороны, на снижение смертности населения, с другой – на стимулирование рождаемости. Что касается мер, по снижению высокой смертности населения Российской Федерации, то они непосредственно следуют из анализа ее причин. В первую очередь это должны быть меры, направленные на развитие здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи, ограничение потребления алкоголя и табака, снижение уровня преступности, улучшение экологической ситуации в стране, повышение уровня безопасности жизнедеятельности, пропаганда здорового образа жизни. Гораздо сложнее определить меры по стимулированию рождаемости. Многие из выявленных нами причин низкой рождаемости не поддаются устранению. В самом деле, мы не можем остановить технический прогресс и связанный с ним процесс урбанизации, не можем отказаться от системы пенсионного обеспечения, не можем изменить сложившееся соотношение между мужчинами и женщинами. Меры по повышению жизненного уровня населения и расширения социальных гарантий гражданам, имеющим детей, конечно необходимы, но, как выяснилось, они мало способствуют росту рождаемости. Из всех выявленных нами причин низкой рождаемости непосредственному воздействию поддается только одна – негативные репродуктивные установки населения. Преодоление этих установок, формирование в массовом сознании ориентации на многодетную семью и должно стать главной мерой стимулирования рождаемости. Поскольку негативные репродуктивные установки личности – это та причина низкой рождаемости, которая лежит в сфере морали и психологии, то и меры по ее искоренению должны быть морально-психологическими. Тут не помогут административные методы воздействия (такие как, например, запрет абортов) или экономические наподобие налога на бездетность, взимавшегося в СССР.

    «Риск», определение. Виды рисков.

Риск - это ожидаемая частота или вероятность реализации опасности, функция вероятности наступления события и возможного ущерба от него.

В настоящее время не существует единой формулы для определения риска, общий подход к оценке риска может быть выражен следующим образом:

{Риск} = {вероятность события}*{ущерб от события}

Чаще всего риск определяется как частота или вероятность возникновения события.

В настоящее время используется следующая классификация видов риска:

Риск индивидуальный – вероятность реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций для одного человека или социальной группы.

Риск технический – комплексный показатель надежности элементов техносферы

Риск социальный

Риск экологический – вероятность возникновение экологического бедствия

Риск экономический

    Причины (в том числе психологические) низкого уровня безопасности в РФ.

Причины низкого уровня безопасности в РФ.

1) Старение техносферы России. По данным МЧС во многих сферах должен был достигнуть 100% в 2012 году.

2) Низкий уровень технологической и производственной дисциплины.

3) Технологическое отставание России

4) Несовершенство правовой базы, правовой нигилизм

    Шкала рисков.

Шкала рисков -8 -6 -3 R 10 10 10

R – индивидуальный риск гибели человека за год

R<10^-8 – безопасность

10^-8

10^-6

R>10^-3 – высокий, неприемлемый риск

Риск фатального исхода для жителя США

Автомобильный транспорт – 3*10^-4

Падение – 9*10^-5

Пожар и ожог – 4*10^-3

Утопление -3*10^-5

Токсические вещества – 2*10^-5

Огнестрельное оружие – 10^-5

Электрический ток – 6*10^-6

Воздушный транспорт – 9*10^-6

Железная дорога – 4*10^-6

    Образовательная компонента повышения уровня безопасности в РФ.

БЖД – это образовательная компонента решения указанной общегосударственной задачи.

Опасность сравнима с размером эпидемии чумы.

    Факторы, влияющие на субъективное восприятие риска.

Значимость последствий. Большую роль при оценки степени риска играет то, какие потребности индивидуума могут быть удовлетворены в результате осуществление благоприятного исхода и какую угрозу для него может представлять неблагоприятных исход.

Распределение угрозы во времени. На восприятия риска оказывает большое влияние характер распределение негативных последствий во времени.

Контролируемость ситуации. Люди готовы идти на большой риск в ситуации, где многое зависит от их личного мастерства.

Добровольность или возможность свободного выбора. Чем больше степень добровольности в использовании той или иной технологии, тем больше уровень риска, на который согласны идти люди.

Степень новизны технологии. Люди проявляют большую терпимость к старым технологиям.

Характеристики субъекта, оценивающего риск.

    Определение БЖД.

Определение БЖД – это наука о сохранении здоровья и безопасности человека среды обитания, призванная выявить, идентифицировать опасные факторы, разрабатывать средства защиты по ликвидации ЧС мирного и военного времени.

    Концепция абсолютной безопасности.

Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).

    Объект изучения в БЖД.

Объекты изучения

Комплекс явлений и процессов человека в системе человек-среда, негативно воздействующих на человека и среду.

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности исследует систему «Человек – Среда обитания». Основными ее компонентами являются, во-первых, Человек, который рассматривается как биосоциальный элемент, во-вторых, Среда обитания, которая может изменяться в зависимости от местоположения человека в пространстве, рода его деятельности и т.д. Между этими основными элементами системы осуществляются постоянные взаимосвязи, которые принято разделять на три основных потока: потоки вещества, потоки энергии и потоки информации.

    Элементы концепции риска, их взаимосвязь

Концепция риска включает в себя два элемента - оценку риска (Risk Assessment) и управление риском (Risk Management). Оценка риска - научный анализ генезиса и масштабов риска в конкретной ситуации, тогда как управление риском - анализ рисковой ситуации и разработка решения, направленного на минимизацию риска. Риск для здоровья человека (или экосистемы), связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

    Задачи БЖД: научные и практические

К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относятся разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Концепция безопасности образовательного учреждения - это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

Рис. 1.

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • - самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;
  • - обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль;предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • - защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • - формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;
  • - раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;
  • - формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • - формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия - важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
  • - ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;
  • - периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;
  • - тщательно подбирать и проверять персонал;
  • - регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
  • - в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);
  • - не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;
  • - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь - адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения, обеспечения взаимодействия различных ее звеньев, включения и рационального использования ресурсов учебного заведения, охраны, милиции, МЧС, технических и иных средств является внедрение современных информационных технологий. Так, в некоторых, как правило, в частных, учебных заведениях устанавливается охранное оборудование слежения и управления безопасностью с программным обеспечением нового поколения, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности в аудиториях, коридорах и подсобных помещениях. Но, к сожалению, такие системы очень дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Весьма ответственным шагом является инициатива ряда субъектов РФ по введении в школах должности заместителя директора по безопасности, Так, например, введение такой должности в Екатеринбурге оценено специалистами положительно, так как количество правонарушений резко сократилось.

Эта инициатива вполне соответствует Закону РФ «О безопасности», где подчеркивается: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере»6. Следовательно, нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя директора по безопасности могут являться: распоряжением главы администрации субъекта, приказ начальника управления образования и приказ директора образовательного учреждения.

Исходя из методологических принципов подхода к решению проблем обеспечения безопасности, заместитель директора образовательного учреждения по безопасности с учетом фактического финансового состояния и технического оснащения данного учреждения, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей призван решать следующие задачи.

  • 1. Своевременно выявлять угрозы и опасности образовательному учреждению (учащимся, преподавателям, персоналу, родителям, посетителям; личному имуществу, материальным, интеллектуальным и духовным ценностям учреждения; личной и служебной информации; техническим средствам связи, сигнализации и информации).
  • 2. Немедленно информировать о них директора и других субъектов безопасности (пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, участкового милиционера, руководителей охранного предприятия, скорую помощь).
  • 3. Сдерживать распространение опасностей, их продвижение к образовательному учреждению в целях увеличения времени на эвакуацию людей, материальных и иных ценностей и организацию подготовки к отражению и ликвидации.
  • 4. Самостоятельно с помощью охраны учреждения или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и подразделениями МЧС принимать необходимые меры к нейтрализации и ликвидации возникших опасностей.
  • 5. Документировать явления и процессы, относящиеся к важным событиям в жизни образовательного учреждения в контексте его безопасности, как в ходе его повседневного функционирования, так и в случаях реализации угроз и опасностей и осуществления мероприятий по противодействию им.

Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.

Конечно, говорить о какой-то единой системе безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику. Так, одних (в районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности) могут преобладать опасности природного характера, в других (в местах скопления опасных производств) - техногенные или экологические, в третьих (в крупных городах, экономически неблагополучных регионах) - криминогенные, а нередко и все сразу. Однако примерная система безопасности образовательного учреждения, не претендующая на универсальность, может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2).

Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность образовательной организации — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуации.

Комплексная безопасность образовательной организации - это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала ОО, осуществляемых под руководством директора ОО, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования ОО, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Система комплексной безопасности образовательной организации подразумевает состояние защищённости образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности , определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью ослабления последствий реализации угрозы.

В образовательных организациях прогнозируются следующие возможные виды угроз (происшествий, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций):

Социального характера: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты экстремизма и терроризма.

Социально-криминальные: уличные проявления экстремизма; взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ; угрозы осуществления терактов, захват заложников, иные теракты криминального характера; противоправное проникновение посторонних лиц в образовательные организации; хищение имущества образовательных организаций; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, травматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков.

В современных условиях для Российской Федерации данная проблема стоит еще более остро. Это обусловлено в первую очередь тем, что за последние годы произошло качественное изменение опасностей, связанных с обострением криминальной обстановке в стране, возрастанием числа различных конфликтов, экологических проблем. Сохраняется на мировом уровне возможность совершения террористических актов, возникновение техногенных аварий и кадастров, высока опасность стихийных бедствий.

Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения - это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий администрации образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образования и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также формирования готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуация.

Основными направлениями деятельности учреждения, является: организация работы с обучающимися, их родителями, педагогическим коллективом, правоохранительными органами и другими общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности организации; контроль за соблюдением требований законодательства о антитеррористической защищенности образовательной организации; организация и обеспечение защиты обучающихся и работников образовательной организации от чрезвычайных ситуаций, технической укреплённости и антитеррористической защищенности образовательной организации, функционирования физической охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима организации; организация выполнения профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательной деятельности в образовательных организациях.

Нормативно-правовая база, состоящая из:

  • нормативно-правовых документов федерального уровня (Конституция Российской Федерации (ст.7, 20, 22, 38 о комплексной безопасности), Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12. 2010 г. № 390 «О безопасности», Федеральный закон от 07. 02. 2011 г. № 03-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ « О гражданской обороне», Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-Ф3 «О противопожарной безопасности», Федеральный закон от 22.06.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
  • нормативно-правовых документов регионального и местного уровней (устав образовательной организации, паспорт безопасности, должностная инструкция заместителя руководителя по безопасности, приказы образовательной организации, инструкции, планы-схемы охраны, оповещения, планы работы, планы действий сотрудников при чрезвычайной ситуации, материалы проверок, проведенных тренировок, доклады и отчеты по комплексной безопасности, памятки и др.).
  • Организационные мероприятия.
  • Взаимодействие с компетентными инстанциями.
  • Обучение сотрудников ОО и обучающихся по вопросам безопасности.
  • Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности.

I.3. Цели, задачи и организационные мероприятия для обеспечения безопасности образовательных организаций

Цель - определить уровень обеспечения безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения во время учебного процесса от возможных видов опасностей.

Задача - исследовать проделанную работу в текущем учебном году по реализации мер и мероприятий в области обеспечения безопасности образовательных организаций, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников школы во время их трудовой и учебной деятельности от возможных терактов, пожаров, аварий и других опасностей. Выявление проблем и недостатков, способы их разрешения.

Система комплексной безопасности образовательных организаций ставит перед собой следующие необходимые цели и задачи : создание организационных и финансовых условий по обеспечению комплексной безопасности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях; повышение уровня пожарной, криминальной, антитеррористической, санитарной безопасности образовательных организаций; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях; формирование и отработка навыков безопасного поведения всех участников образовательного процесса.

Для достижения выше изложенных целей и задач реализуются следующие мероприятия:

  1. Обеспечение антитеррористической защищенности:

1.1. Разработка правил внутреннего распорядка ОО.

1.2. Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОО при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

1.3. Проверка учебных и производственных помещений ОО.

1.4. Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.

1.5. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОО.

1.6. Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений по периметру образовательных организаций; освещения фасадов здания и территории организации, завоза продуктов и имущества.

1.7. Обеспечение лицензированной физической охраной; ежедневный контроль за осуществлением контрольно-пропускного режима.

1.8.Организация взаимодействия ОО с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.

1.9. Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательной организации», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в ОО.

1.10. Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.

1.11. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.

  1. Обеспечение пожарной и электробезопасности:

2.1. Оснащение ОО противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения. (АПС и система оповещение и управления эвакуацией).

2.2. Эксплуатация согласно требованиям норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены.

2.3. Выполнение работ по противопожарной обработке перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации, проверка источников наружного пожарного водоснабжения.

2.4. Оценка технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем ОО, их паспортизация, оценка пожарной, электро и конструктивной безопасности согласно норм и правил. Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам, а также электрических сетей образовательных учреждений в соответствие с требованиями ПУЭ, ПТЭЭП;

2.5. Организация обучения и инструктажи сотрудников и обучающихся по пожарной и электробезопасности.

2.6. Проведение тренировочных занятий по учебной эвакуации согласно графика и практических занятий по использованию СИЗ и средств пожаротушения.

2.7. Профилактическая работа с участием сотрудников ОВД, ГПН.

  1. 3. Обеспечение вопросов гражданской обороны:

3.1. Организация гражданской обороны: в соответствии с положением ФЗ РФ «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» обеспечивается обучение персонала учреждения и обучающихся в области ГО, способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В учебном учреждении на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения ОО разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях (эвакуация ОО, укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях, использование средств индивидуальной защиты и порядок их получения, оказание медицинской помощи и т.д)

  1. Охрана труда и техника безопасности:

4.1. Организация мероприятий по улучшению условий труда и безопасной работы во время образовательного процесса.

4.2. Улучшение естественного и искусственного освещения.

4.3. Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.

4.4. Установление рационального режима труда и отдыха.

4.5. Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.

4.6. Профилактика несчастных случаев на производстве и детского травматизма.

4.7. Организация контроля и обучения и инструктирования по вопросам охраны труда и технике безопасности.

4.8. Обеспечение безопасности и надёжности здания и инженерных систем: создание системы мониторинга за состоянием зданий и коммуникаций образовательных учреждений.

4.9. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровье сберегающих технологий обучения.

  1. 5. Индивидуальная безопасность личности:

Достижение цели формирования культуры безопасности обучающихся осуществляется через решение следующих задач:

5.1. Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

5.2. Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

5.3. Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

5.4. Привитие знаний, умений, навыков по снижению рисков;

5.5. Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

5.6. Обеспечение информационной безопасности.

  1. Обеспечение экологической безопасности : на основании Конституции Российской Федерации, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  2. Профилактика предупреждения детского дорожного транспортного травматизма в области безопасности дорожного движения : совместно с МВД России (ГИБДД) организуется работа с классными руководителями (инструктажи, педсоветы), обучающимися (участие в профилактических акциях, КВН, викторины, конкурсы, беседы силами ЮИД) и их родителями (беседы, родительские собрания), это как теоретические занятия, так и практические.

Основными законодательными иными нормативными документами, регламентирующие обеспечение физической охраны образовательных организаций, является:

  • Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390 «О безопасности»;
  • Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 03-ФЗ «О полиции»;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;
  • Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

На основе законодательных актов в образовательной организации разрабатывается локальные, нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение выполнение задач физической охраны конкретной образовательной организации. К ним следует отнести: договор на оказание охранных услуг; паспорт безопасности образовательного учреждения (раздел 4); план охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий; план - охраны образовательного учреждения; инструкция по охране объекта; договор о координации совместных действий с отделом внутренних дел, обслуживающим данную территорию.

В целях обеспечения безопасности обучающихся, работников, сохранность имущества, предупреждение террористических актов в образовательной организации вводится контрольно- пропускной режим.

Основополагающим документом, регламентирующим организацию пропускного режима в образовательных организациях, является «Положение о контрольно-пропускном режиме».

Не менее важным направлением в комплексной безопасности является обеспечение пожарной безопасности образовательных организаций.

Законодательные акты, регламентирующие правила пожарной безопасности в образовательном учреждении:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме»;
  • Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 «О утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»» с изменением от 27.01.2009 г. и 22.06.2010 г.

С целью планирования и координации действий по обеспечению пожарной безопасности администрация образовательной организации должна на основе законодательных документов разработать и принять ряд локальных нормативных актов. К основным из них следует отнести:

  • приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность;
  • декларацию пожарной безопасности образовательной организации;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей территории;
  • план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении;
  • инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности;
  • памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.

План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на учебный год разработан и принят до 01 сентября и включать в себя следующее:

  • доведение до работников образовательной организации требований пожарной безопасности, установленных локальными актами;
  • организацию и проведение с работниками образовательной организации противопожарных инструктажей;
  • организацию и проведения проверки пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения;
  • организацию занятий по изучению правил пожарной безопасности с обучающимися и практических занятий по эвакуации в случае пожара.

По пожарной безопасности в ОО ведутся следующие журналы:

  • регистрации вводного противопожарного инструктажа;
  • регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  • учета первичных средств пожаротушения; контроля проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации.

Важным вопросом в комплексной безопасности образовательной организации является охрана труда. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные задачи по охране труда в образовательной организации:

  • Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.
  • Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.
  • Обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися МБОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.
  • Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.
  • Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.
  • Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.
  • Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД.
  • Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Организация охраны труда в образовательной организацией регламентируется основными нормативными документами:

  • Устав образовательной организации.
  • Коллективный договор образовательной организации.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности, в котором обозначены основные направления организации работы образовательной организации по охране труда и безопасности жизнедеятельности, функции, права и ответственность.
  • Должностная инструкция специалиста по охране труда и технике безопасности, в которой определены функции, должностные обязанности, права и ответственность.
  • План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности составляется на учебный год и включает: организационно-технические мероприятия по улучшению условий труда; обучение работников безопасным приемам работы и соблюдению правил безопасности на рабочем месте.
  • На начало учебного года руководитель образовательной организации издаются приказы о назначении: об охране труда и соблюдении правил ТБ; о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы; об усилении мер по охране жизни и здоровья детей; об организации работы по предупреждению ДДТТ в образовательной организации; о создании комиссии по расследованию несчастных случаев.

Документация по охране труда должна включать следующие журналы:

регистрации противопожарного инструктажа вводного и на рабочем месте;

учета инструкций по охране труда с присвоением порядкового номера, должен охватывать все виды работ и профессии учреждения, ведется специалистом по охране труда); регистрации проведения вводного инструктажа по охране труда (оформляется специалистом по охране труда или руководителем учреждения при приеме на работу, вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу); регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется руководителем структурного подразделения при приеме на работу всех работников, а в последующем не реже, чем 2 раза в год, в первом и втором полугодиях); регистрации проверки знаний у персонала с 1-ой группой электробезопасности; регистрации несчастных случаев, происшедших с работающими в образовательном учреждении (с приложением актов по формам Н-1); регистрации несчастных случаев с воспитанниками (с приложением актов по форме Н-2).

В образовательных организациях, в целях профилактика дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) оформляются информационные «Уголки безопасности». Материалы, представленные на стендах, включающие в себя следующее содержание: информация ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в районе (ежеквартальные данные); план работы образовательной организации по профилактике ДТТ; схема безопасного маршрута, утвержденная сотрудниками ГИБДД; информация для детей и родителей воспитанников обучающего характера по правилам дорожного движения периодически сменяемая, с тематической направленностью; информация для родителей воспитанников методического характера.

Приложение № 1

Мероприятия по комплексной безопасности образовательной организации в современных условиях