Томас гоббс указывал что право является. Правовые взгляды Т
Содержание
1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды. 2
2.Соотношение экономики, политики, права. 3
3.О каком юридическом правиле писал Т. Гоббс: «Действие не становится 10 преступлением, если закон издан после его совершения. Закон, изданный после совершения действия, не делает это действие преступным»?
4.Решите задачи. 11
5.Литература. 13
1.Правовые режимы: понятие,
признаки, виды.
В результате комбинации средств, способов
и методов правового регулирования
на отраслевом или межотраслевом
уровне формируется тот или иной
правовой режим. Эта категория используется
для обозначения особого правового
состояния и комплексного регулирования
общественных отношений. Он аккумулирует
и систематизирует комплексы юридических
средств, применительно к определенным
субъектам и объектам действительности,
обеспечивая достижение особых целей.
Правовой режим – это особый
порядок правового регулирования,
выражающийся в определенном сочетании
юридических средств и создающий
желаемое социальное состояние и
конкретную степень благоприятности
для удовлетворения интересов субъектов
права.
Правовым режимам присущи следующие
основные признаки:
1)они устанавливаются в законодательстве
и обеспечиваются государством;
2)имеют цель специфическим образом
регламентировать конкретные области
общественных отношений, выделяя
во временных и пространственных
границах те или иные субъекты
и объекты права;
3)представляют собой особый
порядок правового регулирования,
состоящий из юридических средств
и характеризующийся определенным
их сочетанием;
4)создают конкретную степень
благоприятности либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов
отдельных субъектов права.
В рамках общего правового режима
могут устанавливаться детализирующие
его относительно различных субъектов
и объектов режимы правового регулирования.
Режим правового регулирования
представляет собой систему средств
и приемов регулятивного воздействия,
устанавливающих особый порядок
возникновения, осуществления и
обеспечения комплекса прав и
обязанностей субъектов права, действующий
в границах общих положений и
принципов.
Правовые режимы придают адекватность
и эластичность юридической форме,
позволяют ей более четко улавливать
различия неоднородных социальных связей,
точнее реагировать и учитывать
особенности разных субъектов и
объектов, временные и пространственные
факторы, включенные в сферу действия
права.
Правовые режимы классифицируются
по многим основаниям:
1)по предмету правового регулирования
– конституционный, административный,
земельный и т.д.;
2)по их юридической природе
– материальный и процессуальный;
3)по содержанию – валютный, таможенный,
пошлинный и т.п.;
4)по субъектам, в отношении
которых он устанавливается, - режим
беженцев, вынужденных переселенцев,
лиц без гражданства, граждан
и т.д.;
5)по функциям права – режим
особого регулирования и особой
охраны;
6)по формам выражения – законный
и договорной;
7)по уровню нормативных актов,
в которых они установлены, - общефедеральный,
региональный, муниципальный и локальный;
8)по сфере использования – внутри
государственный и межгосударственный
(режим территориальных вод, экономических
санкций и прочее).
2.Соотношение экономики,
политики, права.
Экономика – это совокупность производственных
отношений, соответствующих данной ступени
развития социальных производительных
сил, способ производства конкретного
общества.
Археологи установили, что примерно
в VII-IIIвв. до н.э. в жизни человечества
произошел переход от присваивающего
к производящему хозяйству. Для присваивающего
хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов
дикорастущих растений) характерно то,
что производителем выступает сама природа.
Продукты потребления человеком не производятся,
а добываются. Правда, для того чтобы добыть
зверя или выловить рыбу, необходимы были
орудия лова, которые требовалось изготовить,
произвести. Таким образом, некоторые
элементы производства свойственны и
присваивающему хозяйству. Производящее
хозяйство означало качественный скачок:
с появлением земледелия, скотоводства,
ремесел производителем продуктов потребления
все в большей мере становится человек,
а точнее, его труд, который постепенно
приобретает черты определяющего элемента
производственного процесса. Производительный
труд вызвал к жизни новый тип общественных
отношений – экономические. В производящем
хозяйстве труд человека органично соединяется
с действием природных сил. Природа действует
в искусственных, созданных человеком
условиях. В систему действующих природных
сил «встраивается» разумная сила человека,
являющаяся катализатором их эффективности.
Природный процесс становится элементом
производственной деятельности человека.
Экономика представляет собой систему
отношений по производству, распределению,
обмену и потреблению материальных
благ. Цикл экономических отношений
начинается с производства материальных
благ и завершается их потреблением.
Отношения, связанные с распределением
и обменом произведенной продукции,
носят промежуточный характер. Становление
экономических отношений породило
новые институционные формы их закрепления,
стабилизации, развития. Государство
и право – это социально- политические
институты, вызванные к жизни
экономикой, потребностями ее развития
и регулирования. Более тесные связи
экономика имеет с правом.
В первую очередь необходимо подчеркнуть,
что право есть наиболее адекватная
форма экономических отношений.
Последние могут нормально функционировать
только и исключительно в правовой
форме. Все иные формы (традиционная,
религиозно-нравственная, директивно-государственная)
не являются оптимальными, поскольку не
отвечают потребностям рыночной экономики,
искажают или попросту отвергают рыночные
начала как безнравственные, анархические,
противоречащие духу народа и т.п. Таким
образом, право – это не что внешнее для
экономики. Право – естественная форма
экономических отношений.
Экономические отношения, как и
любые иные социальные взаимосвязи,
могут стабильно функционировать,
если они закреплены в нормативной
форме. Нормативные формы разнообразны,
но среди них только правовая (это
показывает исторический опыт), в наибольшей
степени отвечает сущности экономических
отношений, их рыночной природе.
Единой юридической основой
всех отношений экономического цикла
является право собственности. При
этом в сфере экономики главным
объектом собственности выступает
труд человека. В этой связи вещи,
деньги, ценные бумаги и другие объекты
экономического оборота имеют ценность
не сами по себе, а как носители или
знаки, символы определенной стоимости,
воплощенного в них труда. Вещи как объекты
права собственности вторичны, они носители
овеществленного труда, придающего им
стоимость. И самое главное: обмен трудовой
деятельностью, результатами труда (вещами,
деньгами и т.д.) осуществляется на основе
частного права между равноправными собственниками.
Вмешательство государства в данные отношения
может быть позитивным, если посредством
такого вмешательства защищаются нарушенные
права одной из сторон, и негативным, если
при этом ограничивается свобода собственника,
т.е. права.
Право есть способ саморегулирования
экономики. Экономика как производство
товаров и услуг имеет объективное
содержание. Это содержание определено,
с одной стороны, характером потребностей
населения, а с другой – уровнем
развития техники, производительности
труда, природными условиями.
Право не просто воздействует на экономику,
оно – имманентная ее часть. Более
того, есть основания считать, что становление
права как регулятивной системы завершается
с появлением развитой рыночной экономики.
Это произошло в Европе в XIXв. и выразилось
в формировании англосаксонской и романо-германской
правовых систем.
Политика – это система отношений между людьми,
которые возникают по поводу организации
и использования государственной власти
в обществе.
Политика – широкое по объему
и сложное по содержанию явление
и понятие. С ней так или
иначе соприкасается каждый.
Реальная политика может проводиться
на разных уровнях и в разных масштабах:
в районе, городе, области, республике,
стране в целом. Политика может быть
федеральной и региональной, местной,
внутренней и внешней, диктаторской
и демократической, народной и антинародной
и т.д. Выделяются три основные вида
деятельности в сфере политики: выработка
стратегического курса (политики); выбор
стратегического курса; реализация
избранного стратегического курса.
В развитых государствах Запада выработкой
стратегического курса занимаются
партии. Затем избиратели, голосуя
за ту или иную партию, осуществляют
выбор политического курса. Наконец,
партия, победившая на выборах, формирует
правительство и проводит в жизнь
свою программу через механизм государственной
власти.
Выработка и выбор политического
курса осуществляются обществом, государство
же выступает эффективным инструментом
реализации политики с помощью аппарата
управления и принуждения, через
законодательную власть и правосудие.
Однако это возможно лишь в развитом
гражданском обществе, где существует
экономическая, политическая и духовная
свобода. В странах с неразвитым
гражданским обществом главное
отклонение от оптимального варианта
разделения функций в политике между
партиями, народом и государством
состоит в том, что государство
доминирует, господствует в сфере
политики, т.е. не только реализует, проводит
в жизнь политический курс, но и
осуществляет выбор этого курса
и разрабатывает его, тем самым
ущемляя политические права и
свободы человека.
Политика появилась с возникновением
государства. И только постепенно формируются
иные социальные институты: союзы, общественные
организации, партии, которые начали
участвовать в политической жизни,
воздействовать на разработку и осуществление
политики. Вместе с государством они
стали составлять политическую систему
общества. Этот процесс можно назвать
становлением гражданского общества в
сфере политической жизни.
В свободном демократическом обществе
народ выступает субъектом политической
власти, а институты гражданского
общества – основными средствами
ее осуществления. Через институты
гражданского общества (партии, общественные
движения и организации, избирательную
систему) контролируется государственный
аппарат, который является основным
инструментом проведения политики в
жизнь.
Содержание политики, т.е. вопросы,
по которым вырабатывается стратегия
действий, многообразно: экономика, вопросы
войны и мира, социальные, национальные,
экологические проблемы, конституционный
строй, территориальная структура государства,
совершенствование законодательства
и т.д. Очевидно, что политика – дело всего
общества, а не только верховной власти.
Право воздействует на политику по нескольким
направлениям.
Прежде всего, посредством публичного
права (конституция и конституционные
законы) закрепляются политический строй
общества, механизм функционирования
политической системы (избирательное
право, партии и их статус, разделение
властей и т.д.), политические свободы
граждан. В результате воздействия
права на политику все виды политической
деятельности осуществляются как права
соответствующих субъектов, а не
как проявление их силы, авторитета
или иных качеств.
Далее, право придает легитимность
политическим решениям, а также органам
государственной власти. Легитимность
обеспечивает власти поддержку населения
даже в случае принятия ею непопулярных
решений. Противодействие власти считается
недопустимым, противоправным.
И наконец, право обеспечивает, гарантирует
политические свободы человека, их
реализацию.
Право – система общеобязательных, формально
определенных юридических норм, выражающих
общественную, классовую волю (конкретные
интересы общества, классов, религии, нации
и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых
государством и направленных на урегулирование
общественных отношений.
Возникновение права – закономерное
следствие усложнения общественных
взаимосвязей, углубления и обострения
социальных противоречий и конфликтов.
Обычаи перестали обеспечивать порядок
и стабильность в обществе, а значит,
появилась объективная необходимость
в принципиально новых регуляторах
общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы
фиксируются в письменных источниках,
содержат четко сформулированные дозволения,
обязывания, ограничения и запреты.
Изменяются процедура и порядок
обеспечения реализации правовых норм,
появляются новые способы контроля
за их выполнением: если раньше таким
контролером были общество в целом,
его общественные лидеры, то в условиях
государства это полиция, армия.
Споры разрешает суд. Правовые нормы
отличаются от обычаев и санкциями:
значительно ужесточаются меры наказания
за посягательства на собственность социальной
верхушки, наказания за преступления против
личности дифференцируются в зависимости
от статуса потерпевшего – свободного,
раба, мужчины, женщины.
Основные теории возникновения
права:
Теологическая теория исходит из божественного
происхождения права как вечного,
выражающего божью волю и высший
разум явления. Но она не отрицает
наличия в праве природных
и человеческих (гуманистических) начал.
Многие религиозные мыслители утверждали,
что право – Богом данное искусство
добра и справедливости. Теологическая
теория одна из первых связала право
с добром и справедливостью.
Теория естественного права (распространенная
во многих странах мира) отличается
большим плюрализмом мнений ее создателей
по вопросу пр
и т.д.................
Выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.) был теоретиком естественного права, защитником абсолютной политической власти." В начале революции он выступил защитни-
1 Гоббс Томас родился в Мальмсбери, в семье священника. Закончив Оксфордский университет и получив ученую степень бакалавра, отказался от преподавательской
ком королевской власти, был вынужден эмигрировать во Францию. После окончания гражданской войны опубликовал свое основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).
Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является «матерью всех естественных наук». Если бы ее истины оспаривались теми, пишет он, чьи интересы ими задеты, то учение геометрии было бы «вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом. Каковы же результаты стремления автора «Левиафана» превратить свое учение в точную науку?
Прежде всего, свое учение Гоббс строит на изучении природы человека. По его мнению люди равны от природы («равенство способностей»), но из-за равенства проистекает взаимное недоверие. К тому же человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Отсюда видно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». До такого состояния «войны всех против всех», по мнению мыслителя, обыкновенно опускаются во время гражданской войны. Очевидно, здесь проявилось неприятие им гражданской войны в Англии.
Какой же выход видится Гоббсу из этого состояния общества?
Такой выход, полагает философ, тоже коренится в природе человека: отчасти в страстях, склоняющих людей к миру, отчасти в разуме, который подсказывает условия мира. А «эти условия суть то, что иначе называется естественными законами».
Итак, в естественном состоянии, по Гоббсу, каждый индивид в равной мере обладал естественным правом. Последнее он определяет как свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. В естественном состоянии каждый человек имеет право на все, «даже на жизнь всякого другого человека», что и приводит к войне между ними. Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к его прекращению. Этот путь указывают предписания разума, есте ственные законы. Следовательно, право и закон различаются меж-
работы, стал воспитателем сына барона. Вместе с воспитанником путешествовал, посетив Францию, Италию, Голландию. С началом английской революции написал трактат в защиту королевской власти, был вынужден эмигрировать. В 1651 г. вернулся в Англию и опубликовал свою книгу «Левиафан». С уважением был принят О. Кромвелем, принял участие в реорганизации университетского образования, опубликовал ряд произведений по философии. После реставрации власти Стюартов подвергался гонениям за свои политические и философские взгляды. После смерти Гоббса «Левиафан» был публично сожжен, а церковь включила его произведения в список запрещенных книг.
ду собой так же, как свобода и обязательство. Естественное право Гоббс определяет как свободу человека делать или не делать что-либо (для своего сохранения). Естественный закон обязывает стремиться к миру, запрещает делать то, что пагубно для жизни.
Основной естественный закон гласит: необходимо искать мира и следовать ему. От него происходит и второй естественный закон: в интересах мира и самозащиты следует довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других по отношению к себе. Иначе право делать все, что человек хочет, возвращает людей в естественное состояние, т.е. в состояние войны. Мотивом и целью взаимного ограничения или отчуждения своего права (договором) является гарантия безопасности личности. Из второго естественного закона вытекает третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Они - начало и источник справедливости. Справедливость и собственность, считает Гоббс, начинаются с основания государства. Он называет еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, смысл которых может быть резюмирован в одном легком правиле: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе.
Чтобы устранить опасность нарушения естественных законов, пишет Гоббс, необходима сила, принудительная власть, которая угрозой наказания заставила бы всех в одинаковой мере выполнять соглашения, упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая принудительная власть появляется с основанием государ ства, а сила - с появлением гражданских законов.
Цель государства - главным образом обеспечение безопасности, поскольку естественными законами она не гарантируется. Соглашения без меча - лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность, писал Гоббс.
Для установления общей власти люди путем соглашения между собой («каждого человека с каждым другим») создают общее, единое лицо - государство. «Государство, - дает определение мыслитель, - есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». Носитель такого лица (представленного одним человеком или уполномоченным собранием лиц), обладающего верховной властью - суверен. Всякий другой - его подданный.
Таким образом, абсолютная власть государства - вот, по мнению Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Он называет его Левиафаном (библейским чудищем), искусственным человеком, для которого верховная власть, «дающая жизнь и движение всему телу» - душа; должностные лица исполнительной и су-
дебной власти - искусственные суставы; награды и наказания - нервы; благосостояние и богатство граждан - сила; безопасность народа - занятие; его советники - память; справедливость и законы - разум и воля; гражданский мир - здоровье; смута - болезнь; гражданская война - смерть. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания или отмены законов и контроль за их соблюдением, объявление войны и заключения мира, назначения чиновников и судебная власть. Он вправе даже определять, какие религия или секта, мнение или учение истинны, а какие нет, что есть справедливость и добродетель.
Подданные не могут осуждать действия суверена, пишет Гоббс. Заключив однажды договор и перейдя в гражданское состояние, люди утрачивают возможность его разорвать и изменить избранную форму правления, освободиться от верховной власти. Ее неограниченная власть над жизнью и смертью подданных не может считаться несправедливостью или беззаконием. Более того, «каждый подданный является виновником каждого акта, совершаемого сувереном», - считает мыслитель. Ведь, устанавливая «общую власть» каждый подчинил свою волю и суждение воле носителя «общего лица». Для Гоббса единственное мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель.
Предполагая возражения против безропотного подчинения прихотям и порочным страстям носителя (носителей) такой неограниченной власти, Гоббс обращает внимание на то, что положение человека всегда связано с каким-либо неудобством. Стеснения народа при той или другой форме правления «едва чувствительны» по сравнению с бедствиями и ужасами гражданской войны или «войны всех против всех» в естественном состоянии, утверждает Гоббс. Слабое утешение! Но для автора «Левиафана» абсолютная государственная власть - гарант мира и безопасности, важнейшее условие прав отдельного индивида, правовой организации самого государства.
В учебниках и литературе о «Левиафане» Гоббса непременно отмечается: в области публичного права, политических отношений у подданных сосредоточены одни лишь обязанности, а у суверена - только права. Действительно, мыслитель постоянно подчеркивает абсолютность власти суверена ради мира и безопасности в государстве. Однако правовая организация самого государства у него включает права и свободы подданных, обязанности суверена.
Как Гоббс трактует свободу? Как она совмещается с неограниченной властью суверена?
Подобно тому, как люди для достижения мира и самосохранения создали «искусственного человека», т.е. государство, полагает мыслитель, точно так же они создали искусственные цепи, т.е. граждан ские законы, прикрепленные к устам верховной власти и ушам подданных. Потому, во-первых, свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью, заклю-
чать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д. Граждане «пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение». Таким образом, здесь свобода подразумевается как право делать все то, что не указано в соглашениях с властью, что не запрещено законом. По Гоббсу, наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не одни только по-лицейско-охранительные функции, но и гарантировать своим подданным свободы, «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки», принуждать физически здоровых людей к труду, заниматься воспитательно-просветительной деятельностью и т.п. Такая трактовка свободы имела бесспорно не только пробуржуазный экономический, но и прогрессивный, гуманный социальный смысл.
Во-вторых, право суверена, по Гоббсу, ограничено естественными правами подданных. «Суверен, таким образом, имеет право на все с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным Бога, он обязан в силу этого соблюдать естественные законы». Автор трактата считает, что подданные обладают правом защищать себя, свою жизнь даже от тех, кто посягает на нее на законном основании; они не обязаны наносить себе повреждения, обвинять себя и т.п.
В третьих, обязанности подданных по отношению к суверену сохраняются до тех пор, пока суверен в состоянии защищать их. Ибо данное природой право защищать себя, говорится в книге, не может быть отчуждено никаким договором. Его не вправе переступать и суверен. Когда же он, вопреки естественным законам, обязывает подданного наносить вред себе или убивать себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов, тем самым оставляет возможность подданным воспротивиться его воле. Народ тем самым получает право на восстание. Суверен рискует потерять власть. Следовательно, естественные законы предписаны и ему.
Иное дело - гражданские законы: «суверен государства, будь то один человек или собрание, не подчинен гражданским законам». Гражданским правом, по Гоббсу, являются те правила для каждого подданного, которые государство устно или письменно предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется и не согласуется с правилами. Таким образом, подразумеваемая цель законов в том, чтобы дать правильное направление действиям людей, оставляя на их усмотрение все то, что не запрещено и не предписано законами.
По содержанию и цели естественные и гражданские законы, по Гоббсу, совпадают, так как последние также являются частью предписаний природы, «ибо справедливость, т.е. соблюдение договоров и воздаяние каждому того, что принадлежит ему, есть предписание естественного закона». Однако естественная свобода человека может быть урезана и ограничена, что «является естественной целью
издания законов, так как иначе не может быть никакого мира». Положительными являются те законы, которые стали таковыми по воле верховной власти. Закон - установление разума и приказа ние государства. Следовательно, толкование закона зависит от верховной власти и его могут толковать только те, кого назначит для этого суверен.
Природа закона, пишет Гоббс, не в его букве, а в его значении или смысле, т.е. в его достоверном толковании, долженствующем выявить мысль законодателя. Положительные законы он делит на распределительные (определяют права подданных) и карательные (определяют наказания за нарушения законов), основные (определяющие государственное устройство и обязанности подданных по отношению к власти) и неосновные (частноправовые). Гоббс делает вывод: право есть свобода, которую нам оставляет гражданский закон. Последний же есть обязательство и отнимает у нас ту часть свободы, которую предоставляет естественный закон. В этом такое же различие между свободой и обязательством, как и между правом и законом.
Обязанности суверена, по Гоббсу, определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью: безопасность и благо народа. Благо народа - высший закон государства. Исполнение его он связывает с заботой как об отдельных индивидах (защитой их от обид), так и с воспитательно-просветительной деятельностью - изданием и применением хороших законов, воспитанием равной справедливости (в защите достоинства, чести, собственности) и ее соблюдением всеми сословиями и самим сувереном. «Необходимым средством к миру», условием общежития в трактате называется частная собственность. Безопасность народа требует, пишет его автор, чтобы к равной справедливости относились и равенство долга перед государством, равномерное налогообложение. К обязанностям суверена он относит также правильное применение вознаграждений и наказаний.
Таким образом, Гоббс подчиняет праву и государственную власть: суверен подчинен естественному закону так же, как последний из его подданных гражданскому закону. Предусматривает он и влияние права на политику. Однако положительные законы, установленные для подданных, на него не распространяются. В его концепции государства, мы полагаем, в отличие от авторов предшествующих учебников, вполне соизмерим объем правовых полномочий и юридической ответственности сторон (государства и подданных). Его концепция предусматривает систему прав и свобод подданных и их гарантий, предоставления широкой правовой инициативы не только (хотя и главным образом) в частноправовых отношениях.
Подобно Ж.Бодену Гоббс признает только три формы государ ства: монархию, демократию и аристократию. Независимо от различий, законодателем во всех государствах является лишь суверен. В этом смысле, по его мнению, «власть, если только она доста-
9 Г. Г. Демиденко
точно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах». Различия лишь в пригодности к осуществлению той цели, для которой они установлены. Симпатии Гоббса очевидно эволюционировали: сначала они были на стороне монархии, потом - на стороне сильной власти лорда-протектора О. Кромвеля. Здесь лучше других форм выражается и реализуется абсолютный характер власти государства, а общие интересы тесно связаны с частными.
Итак, Гоббс существенно развил идеи о природе человека, его страстях и разуме как о движущих силах политики. В основе его теории естественного права - идея всеобщего естественного равенства людей, правового равенства в государстве. Он обосновал и показал роль естественных законов для публичного и частного права. Политико-правовой идеал Гоббса - гражданское общество, охраняемое авторитарной властью, где сочетаются неограниченная власть
суверена и права подданных. Его возвеличивание государства
Левиафана, правопорядка - не гимн тоталитаризму, а правовая альтернатива гражданской войне, войне «всех против всех», бессилию власти. Не случайно Гоббс возвратился в Англию в 1651 г., признав протекторат Кромвеля, и был с уважением принят последним.
Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, теоретик естественного права. Его доктринами являются: «Философия, начало учения о государстве», «Левиафан, или материя, форма и власть государства».
В своих произведениях Гоббс высказывает мысль, что все люди равны, но они подвержены страхам, честолюбию и эгоизму. Человек человеку волк, поэтому неизбежна война всех против всех. Таково естественное состояние человека. Инстинкт самосохранения и разум человека помогают ему преодолеть естественное состояние и создать гарантии собственной безопасности.
Естественный закон запрещает человеку деятельность, пагубную для его жизни. Естественный закон – это закон мирного сосуществования людей. Для того чтобы провести его в жизнь, люди заключили между собой договор и обязаны следовать ему. По договору каждый отказывается от части своих прав и свобод в той мере, в какой потребуют интересы мира и справедливости. Но для того чтобы естественный закон стал безусловным императивом, необходимо его закрепление позитивным законом. Для его создания и обеспечения и возникает государство.
Для учреждения государства необходим общественный договор , устанавливающий государственную власть. Государство забирает у человека часть его естественных прав. Власть приказывает, а гражданин обязан повиноваться ей, соблюдать и исполнять закон. Власть в государстве едина.
Истинной государственной властью является власть по договору между правителем и подданными. Этот договор не может быть расторгнут по желанию одной из сторон. По нему у народа не остается прав, есть только обязанности.
Томас Гоббс уделяет внимание проблеме правового равенства, условиями для которого являются:
1) незыблемость договора;
2) обеспечение защиты в суде;
3) равные налоги;
4) защита человека;
5) наличие суда присяжных;
6) принцип соразмерности наказания содеянному.
Томас Гоббс (1588-1679) - в 15 лет поступил в Оксфорд. Учитель математики у сына Карла 1, много путешествует, имеет много знакомств. По своим фсф воззрениям был материалистом. Отец прихода, священник. Был знаком с Галлилеем. Знаком с теорией Коперника. Так же много общего у Гоббса со Спинозой, который заимствовал мысли у него
Политическая теория связана с его фсф воззрениями. Его теория - механическая мировоззренческая картина мира. Задача науки - объяснять причины явлений. Богословие - только образ веры.
Произведения: «Трактат о гражданине» - Париж 1642, «Левиафан» - Лондон 1651. Оба произведения запрещены.
Отталкиваются от естественного состояния, когда люди жили без власти и законов. Он исходит из того, что основа человеческой природы составляют эгиостические стремления.
Отвергает убеждения Аристотеля об общественной природе человека. Человек - существо единоличное, каждый сам по себе, люди соединяются ради выгод, которые может получиться из этого общения. => в естественном состоянии сообщество людей должно вылиться во всеобщ борьбу и вражду. Между людьми, не сдержанными властью, господствует страх, вытекающий из взаимного опасения зла.
Это проистекает из:
1.Сравнения умственных способностей - каждый считает себя выше другого.
2.Часто одну вещь желает несколько людей. => человечеству грозит много опасностей - необходимо искать мира => Первый закон человеческой природы – нужно искать мира, из этого должны исходить другие законы. Для сохранения мира человек должен ограждать свои притязания, это достигается только по взаимному договору, который должен свято соблюдаться => Второй закон - соглашения должны соблюдаться. Далее выводит еще 18 законов, необходимых для поддержки мира: благодарность, услужливость, признание другого равным себе…
Первое и общее правило – не делать другому того, что не хочешь себе. Естественные законы равны нравственным. Они вечные и неизменные, но большинство людей в силу стремления к непосредственным выгодам не склонны их соблюдать, а т.к. веления естественных законов не обладают высшей силой, они недостаточны для обеспечения мира между людьми.
Чтобы законы получили силу, надо их утвердить властью, которая бы стояла на страже закона и воздержала людей от действий противоречащих мирному сожительству. Для этого необходимо чтобы все отказались от своего безграничного права на все, отказ должен быть в форме перенесения принципов всех на одного или нескольких лиц, нужно чтобы все подчиняли свою волю какому-нибудь лицу или собранию, воля которого считалась бы волею всех.
Так возникает государство как результат взаимного согласия. Лицо или собрание, воле которого все подчиняются - верховная власть, она не подлежит чьему-либо суду, по существу абсолютна.
Устройство власти может быть:
1.Монархическим
2.Аристакратическим
3.Демократическим.
Смешанное правление отрицается, т.к. противоречит единству власти. Лучше всего монархия. Всякая форма власти не избегает использования правителем в своих личных интересах, но в демократии много правителей, много демагогов и все они добиваются власти и богатства.
В монархии один правитель, который может легко удовлетворять свои интересы - меньше претензий. Постоянное малочисленное собрание лучше многочисленного, т.к. там много несведущих людей. Борьба партий, непостоянство толпы, влияние демагогов – минусы народного правления. Даже на время войны вручали власть одному правителю, что касается аристократии, то она тем лучше, чем больше приближается к монархии.
Монархистов не устраивало равенство людей в теории Гоббса, его материализм и способ защиты монархии. В отличии от монархистов, опирающихся на теорию богоустановленности власти, Гоббс обосновывает монархию идеей общественного договора. В период реставрации монархии Гоббс был подвергнут преследованию, а многие его труда сожжены.
В Англии во времена буржуазной революции XVII в. действовало и боролось множество различных общественно-классовых группировок. Возглавляла революцию городская буржуазия, выступавшая в союзе со средним и мелким дворянством. В революционный лагерь входили также крестьянство, городская мелкая буржуазия, трудящиеся массы. Противниками революции были старое дворянство и верхушка господствовавшей английской церкви. Каждая из противоборствовавших сторон предлагала свои политические программы и обосновывала их соответствующей теоретической аргументацией.
Противники революции, защищавшие феодальные порядки, королевский абсолютизм и клерикальные убеждения, брали на вооружение концепцию божественной природы монархической власти, теорию патриархального возникновения и существа государства.
Идеологи революции использовали для «чистки» англиканской церкви кальвинизм в его различных разновидностях, а для обоснования политических требований – положения теории естественного права, ссылались на прирожденные права англичан, прибегали также к идее договорного происхождения государственной власти.
Своеобразную позицию среди мыслителей периода революции занимал выдающийся английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679гг.). Он написал несколько произведений. Основное из них – «Левиафан, или материя, форма и власть государства». В целом его концепция ориентирована на разработку светской теории политической власти и государства. Тем самым он продолжил линию разрыва политико-правовой теории с теологией. Сфера теологии – это вера, а наука – это знания о закономерностях природы и общества, получаемые путем опыта и размышления, отмечал Гоббс. Но одновременно он признавал полезность религии, прежде всего в системе обеспечения политической власти, сохранения целостности государства как средства воздействия на народные массы.
Гарантией правопорядка и законности Гоббс считал неограниченную, абсолютную власть короля. Он с осуждением отнесся к смуте, гражданской войне, попыткам парламента ограничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью и у сторонников короля. После реставрации Стюартов и смерти Гоббса его сочинения в Англии были даже запрещены. Обусловливалось это не только тем, что Гоббс решительно противостоял теологической идеологии абсолютизма, но и тем, что консервативная, в чем-то даже реакционная суть политической платформы в его концепции соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени принципов частного права.
Подчеркивая неограниченность прав и власти правителя государства в области политических отношений, Гоббс вместе с тем считал, что в области частноправовых отношений подданным должна предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий. Гоббс обосновывает право подданных не только на жизнь и на её защиту, но и на свободу в рамках того, что не запрещено законом, а также право на восстание, если монарх не обеспечивает благо народа.
Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс сформулировал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и пр.
Определяя права суверена – право на абсолютную власть, неделимую и не передаваемую никому другому, на утверждение и поддержание формы правления, право издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, награждать и наказывать, Гоббс одновременно четко формулирует и его обязанности: просвещать народ путем его обучения и издания хороших законов, быть справедливым по отношению к людям всех сословий, равномерно облагать налогом подданных, поощрять всякие промыслы, земледелие, торговлю, принуждать силой к труду всех здоровых граждан и т.д.
Но известность Гоббсу в истории политико-правовой мысли принесли не противоречия, свойственные его политической доктрине, а приемы исследования государства и права. Учение о государстве и праве он пытался превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая «является матерью всех наук». Математический метод, считал Гоббс, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости постоянно оспориваются не только пером, но и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, поскольку не задевает интересы людей, особенно власть имущих. Если бы теорема Пифагора противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, писал он в «Левиафане», то все книги по геометрии были бы сожжены.
Главным творением людей Гоббс называет государство, чем продолжает линию Макиавелли о человеческой, а не божественной природе государства, и ставит вопрос о причинах и способах его возникновения. Исходным положением в обосновании необходимости государства для Гоббса служит, с одной стороны, тезис о том, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все», а с другой – признание двуединой природы человека как существа эгоистического, обуреваемого жадностью, страхом и честолюбием, что делает людей врагами – «человек человеку – волк» (homo homini lupus est) – и ведет в конечном итоге к всеобщей войне всех против всех как естественному состоянию общества.
Бедственность естественного состояния побуждает людей искать пути выхода из войны всех против всех. Этот путь указывают естественные законы. Основной из них гласит, что «должно искать мира и следовать ему». Остальные естественные законы, а их Гоббс называет 19, могут быть, по его словам, резюмированы в правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». К числу этих естественных законов Гоббс относит: отказ каждого человека от своих прав в той мере, в какой того требуют интересы мира и самозащиты; справедливость, которая заключается в том, чтобы соблюдать соглашения и «давать каждому человеку его собственное», т.е. уважать его собственность; благодарность, взаимную уступчивость или любезность, прощение обид; принцип отмщения; законы против оскорбления, гордости и надменности; беспристрастие; законы об использовании общих вещей; о посредниках, о подчинении арбитражу; о том, что никто не должен быть судьей в собственном деле или в деле, к которому он проявляет пристрастие; закон о свидетелях.
Все эти природные законы вечны, они обязывают совесть, но сами по себе не действуют. Принудить людей к их исполнению может только власть, государство. Его учреждение в форме общественного договора предстает как естественный закон, требование разума. Цель государства – преодоление состояния всеобщей войны, обеспечение мира, безопасности, порядка и совместного труда. Свою цель государство выполняет с помощью издаваемых гражданских законов, обязательных к исполнению всеми. Естественные законы являются желаемыми, тогда как гражданские жестко лимитируют нужное поведение людей. Поэтому первые опираются на разум, вторые – на силу, но по содержанию они совершенно одинаковы. Тем самым впервые Гоббс вводит различие между правом и законом.
С появлением государства общество из естественного состояния переходит в гражданское, главным признаком которого служит наличие обязательной для всех и суверенной (независимой) власти. Сама же власть – это –»не что иное, как право повелевать, доколе это физически возможно». Власть не только абсолютна, но и неделима, иначе будет разрушено государство. Гоббс называет заключение общественного договора своеобразным согласием людей на осуществление политической власти и государства как её института. При этом государство Гоббс понимает не только как организацию, обладающую полномочиями и ответственностью. Чтобы подчеркнуть органическую, нерасчлененную природу государства, он уподобляет его человеческому организму. У государства есть душа (верховная власть), суставы (должностные лица), нервы (награды и наказания), сила (благосостояние людей), цель (безопасность), память (советники), разум и воля (справедливость и закон), здоровье (гражданский мир), болезнь (смута) и смерть (гражданская война).
Гоббс рассматривает три формы государства: монархию, демократию и аристократию. Демократию он не одобряет прежде всего потому, что «черни недоступна большая мудрость», к тому же при демократии неизбежно возникают партии, а это ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем ближе к монархии. Лучшая форма государства, по Гоббсу, монархия: она более всех других соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти.
Абсолютная власть государства - гарант мира и реализация естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства.
Гражданские законы мыслитель называет искусственными цепями для подданных, свобода которых состоит лишь в том, что обойдено молчанием суверена (законодателя) при регулировании поведения людей.
Однако подобная свобода никак не упраздняет и не ограничивает власть суверена над жизнью и смертью подданных. Единственное ограничение суверена связано с тем, что, будучи сам подданным бога, он должен соблюдать естественные законы. Но если суверен нарушит их, причинив тем самым ущерб подданным, он, по смыслу гоббсовской концепции суверенитета, лишь совершит грех перед богом, но никак не несправедливость по отношению к подданным.
В гражданском состоянии речь, собственно, может идти лишь о свободе государства, а не граждан. Цель гражданских законов как раз и состоит в том, чтобы «ограничить свободу отдельных людей» . В этом вопросе отчетливо проявляется основной смысл гоббсовского различения права (естественного) и закона (гражданского, положительного). «Ибо право, - подчеркивает Гоббс, - есть свобода, именно та свобода, которую оставляет нам гражданский закон. Гражданский же закон есть обязательство и отнимает у нас ту свободу, которую предоставляет нам естественное право. Природа предоставляет всякому человеку право обеспечить свою безопасность своей собственной физической силой и в целях предупреждения нападения на себя напасть на всякого подозрительного соседа. Гражданский же закон лишает нас этой свободы во всех тех случаях, где защита закона обеспечивает безопасность».
При характеристике гражданских законов Гоббс подчеркивает, что лишь суверен является во всех государствах законодателем, причем свобода суверена носит надзаконный характер: суверен (одно лицо или собрание) не подчинен гражданским законам.
Свой этатистский подход к закону Гоббс формулирует в следующих программных словах: «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена»
Существенный признак гражданских законов, по Гоббсу, состоит в том, что они доводятся до сведения всех тех, кто обязан повиноваться им, посредством устного или письменного опубликования или в иной форме, заведомо исходящей от верховной власти.
Толкование всех законов (и гражданских и естественных) - прерогатива верховной власти, поэтому толковать их могут лишь те, кому это поручено сувереном. Только с установлением государства естественные (моральные) законы становятся действительными законами («приказаниями государства», «гражданскими законами») - в силу того, что верховная власть обязывает людей повиноваться им. С учетом этого Гоббс говорит о том, что «естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем», что «естественный закон является во всех государствах мира частью гражданского закона, а последний, в свою очередь, - частью предписаний природы».
Далее он поясняет, что гражданский и естественный законы являются «не различными видами, а различными частями права, из которых одна, писанная часть, называется гражданским, другая, неписанная, называется естественным законом» Повиновение гражданскому закону - одно из требований естественного закона.
В целом Гоббс дает следующее определение гражданского закона: «Гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, с тем чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т. е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом».
С позиций светского идеолога Гоббс утверждает, что «вера и тайные помышления человека не подчиняются приказаниям». И вообще святое место «бессмертного бога» в философско-правовом учении Гоббса прочно занято государством («смертным богом», Левиафаном). «Я поэтому заключаю, - подчеркивает он, - что во всех вещах, не противоречащих нравственному закону (т. е. естественному закону), все подданные обязаны повиноваться как божественным законам тому, что будет объявлено таковыми государственными законами».
В своей трактовке закона как приказа суверена Гоббс противопоставляет закон (гражданский, государственный) и право (естественное) таким образом, что закон резюмирует в себе лишь несвободу, бесправие и обязанности подданных по отношению к суверену и свободу, полновластие и полномочия суверена по отношению к подданным.
В философско-правовой концепции Гоббса отсутствуют идея правового закона, понимание закона и государства как форм свободы в цивилизованном, гражданском состоянии.
Свобода людей в трактовке Гоббса - это синоним критикуемого им (применительно к индивидам) естественного права и состояния войны. Вместо этой свободы он признает и буквально обожествляет свободу государства и суверенной власти. По смыслу гоббсовской концепции, для достижения гражданского состояния и мира людей надо лишить естественных прав и свобод, наделив таковыми лишь государство: переходу людей из естественного в гражданское состояние здесь корреспондирует перемещение (и бытие) гражданской власти (государства) в естественное состояние.
В заключении необходимо отметить следующее. Гражданским законом, согласно трактовке Т. Гоббса, являются те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, с тем чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т. е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом. Гражданский и естественный законы являются различными частями права, из которых одна, писанная часть, называется гражданским, другая, неписанная, называется естественным законом. Одним из главных требований естественного закона является повиновение подданных гражданскому закону.
Сформулированная Гоббсом концепция правопонимания дает основание для характеристики его в качестве родоначальника буржуазного юридического позитивизма. Ведущие представители этого направления (Д. Остин, Ш. Амос, К. Гербер, П. Лабанд, Г.Ф. Шершеневич и др.) отстаивают (в той или иной модификации и вариации) основную идею гоббсовского этатистского правопонимания: позитивное право (у Гоббса - позитивный закон) - это приказ суверена. Основное различие в подходах Гоббса и названных позитивистов в XIX в. к праву состоит в том, что Гоббс, допуская естественное состояние, признает в его рамках и естественное право, а его последователи отрицают и то, и другое.