Что такое гололедица? В чем разница между гололедом и гололедицей. Чем опасен гололед? Синоптики предвещают гололед или гололедицу: что делать

Теплая зима, резкие перепады температур или наступление весенней капели с ночными заморозками почти всегда сопровождается гололедицей или гололедом. Разница между этими явлениями заключается лишь в плотности образовавшегося льда на тротуаре земле или проезжей части.

Если температура на улице предполагает наличие гололеда, то прежде чем выйти на улицу следует правильно подобрать обувь. Зимняя или демисезонная обувь должна иметь не скользящую подошву. Для этого при покупке обращайте внимание на высоту, глубину и форму рисунков на протекторе. Важен и материал изготовления. Наиболее не скользким считается полеуретан и термополеуретан.

Обеспечить безопасность пешеходов в гололед помогут следующие хитрости:

  • Существуют специальные антигололедные насадки для обуви. Модели можно подобрать различные.
  • В народе на обувь приклеивают лейкопластырь или изоленту, также рекомендуется потереть подошву наждачной бумагой.
  • На каблуках должны стоять поролоновые набойки. Оптимальной высотой для зимы считается не более 5 см.
  • Отрезать из старых валенок небольшие полоски и наклеить на каблук или подошву.

По возможности гололед следует обойти, но если это невозможно, то передвигаться по обледенелому участку следует крайне осторожно и внимательно. Не торопитесь, не ускоряйте шаг и не бегите. Руки не должны быть в карманах, наступайте на лед всей подошвой.

Пожилым людям или тем, кто из-за состояния здоровья вынужден пользоваться тростью следует также ее подготовить. Трость в зимний период должна иметь наконечник из резины или заостренные шипы. Безопасность при гололеде сможет обеспечить обычная лыжная палка.

Особое внимание уделяйте электропроводам, которые могут оборваться из-за обледенения. Не ходите рядом с жилыми домами, так как велика вероятность падения сосулек или наледи с крыши.

Помните, что наиболее опасным местом являются обледенелые ступени и крыльцо. Держитесь за перила, освободите руки от тяжестей и аккуратно преодолевайте эти участки. Из дома старайтесь выйти с запасом времени.

Основные правила езды на автомобиле

В зимний период или межсезонье безопасность водителей в гололед зависит не только от стиля вождения, а также от состояния и исправности самого автомобиля.

Особое внимание необходимо уделить шипованной зимней резине. Выбор лучше остановить на мелком, но достаточно насыщенном рисунке. Следите за исправностью «дворников» и состояние фар. Используйте незамерзающую жидкость.

Следует помнить, что часто гололед возникает на остановках общественного транспорта, эстакадах, мостах или на загородных шоссе.

По некоторым признакам можно предугадать появление обледенелого участка и подготовиться к нему:

  • Гололеду способствует низкая температура воздуха. Если окна в салоне запотели, то, скорее всего, на улице стало холоднее, и возможно впереди будет гололедица.
  • Изменение шума протекторов и ощущение того, что автомобиль не едет, а «плывет» также говорит, что Вы находитесь на обледенелом участке дороги.

Безопасность при гололеде на дороге зависит от того насколько правильно и хладнокровно Вы будете реагировать. Существуют следующие рекомендации для автомобилистов:

  1. Запрещается осуществлять резкое торможение и отпускать педаль газа. Под запрет попадает и выключение сцепления. Эти действия приведут лишь к тому, что Ваш автомобиль вынесет с дороги.
  2. Не выпускайте руль из рук, но и не крутите его резко в разные стороны.
  3. При преодолении подъемов немного увеличьте скорость, чтобы в самом процессе не приходилось переключать передачу.
  4. Обязательно соблюдайте дистанцию
  5. Не прибегайте к резким маневрам во время обгона
  6. В аварийной ситуации выручить может использование ручного тормоза.

Помните, что зимняя дорога не место для лихачества, споров и выявления у кого машина круче. Вежливое взаимодействие автомобилистов лежит в основе безопасного движения.

Учимся падать правильно

Безопасность пешеходов в гололед зависит и от умения правильно падать. Падения на лед сопряжены с ушибами различной степени тяжести, вывихами и переломами. Наиболее опасным являются травмы головы и позвоночника. О том как правильно оказать первую помощь при получении травмы головы и позвоночника Вы можете ознакомиться в нашей статье.

Для смягчения удара следует в момент, когда Вы поскользнулись слегка присесть. Это уменьшит высоту падения. Мышцы следует напрячь, так Вы защитите кости от удара. Рискованно выставлять руки в надежде предотвратить падение, а также падать со всей силы на спину и ягодицы.

Частой травмой в период гололедицы является перелом шейки бедра. Этап выздоровления длительный, особенно тяжело на поправку идут пожилые люди. Лучше падать сгруппировавшись. Оптимальным вариантом станет перекатка или падение на бок.

Падая на спину, защитите голову руками, при этом руки согните в локтях и прижмите к телу.

Не вставайте сильно быстро. Сначала убедитесь, что не получили серьезных повреждений. Обратитесь за помощью к прохожим, если не можете подняться самостоятельно.

Если Вы упали в безлюдном месте, то сначала встаньте на четвереньки и только потом медленно поднимайтесь. Лучше, если Вы найдете какой-то предмет для опоры.

Помощь человеку получившему травму

Наименее опасными являются ушибы мягких тканей. Они легко распознаются по образованию припухлости в месте удара, изменению цвета кожи и болезненных ощущениях. Важным отличием гематомы от вывиха или растяжения является ограничения в движении.

Заподозрив вывих, самостоятельно не пытайтесь его вправить. Нельзя также массировать поврежденный участок, тревожить его, накладывать согревающий компресс или мазать мазью. Если Вы не в силах помочь пострадавшему или серьезно пострадали сами немедленно вызовите скорую помощь, как это быстро и правильно сделать Вы можете ознакомиться в нашей статье: «Как правильно вызвать скорую помощь».

Если на улице холодно, то следует увести пострадавшего в теплое место при ожидании бригады скорой помощи. Иначе он помимо травмы рискует получить переохлаждение. Помните, что если поврежден позвоночник, трогать человека нельзя. Запрещается его трясти, переносить, сажать.

Даже, получив легкую травму, не лишним будет пройти осмотр в травмпункте. Кроме того, получение медицинской справки о полученной вами гематоме или вывихе поможет в случае обращения в суд при подаче заявления о возмещения материальных расходов. Либо на основании этой справки Вы можете оформить больничный лист в поликлинике по месту жительства.

Причины их возникновения могут быть различными.

Синоптик Прокофьева пишет: "Гололедица представляет собой тонкий слой льда на земной поверхности, образовавшийся после оттепели и дождя в результате наступления похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, дождя и мороси от соприкосновения с сильно охлажденной поверхностью".

Согласно синоптикам, гололедица - это лед на горизонтальных поверхностях, т.е. на земле и дорогах, а гололед - это лед везде: на проводах и на ветках деревьев. Совершенно точно употребил в своем шуточном стихотворении слово "гололедица" поэт В. Берестов:

"Не идется и не едется, потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?"

Такие ситуации опасны для пастбищных животных. Так, на Чукотке в начале 1980-х годов гололедица вызвала массовую гибель оленей. К этому же типу явлений относится обледенение причалов, морских платформ, судов вследствие замерзания брызг воды во время шторма. Особенно это опасно для небольших судов, палуба и надстройки которых невысоко подняты над водой: может возникнуть критическая нагрузка за считанные часы, и судно перевернется. Ежегодно от этого в мире гибнет около 10 рыболовецких судов, сотни оказываются в рискованном положении.


Набрызговые наледи на берегах Охотского и Японского морей достигают толщины 3-4 м, что сильно затрудняет хозяйственную деятельность в прибрежной полосе.

Гололед (ГОСТ Р 22.0.03-95) - это слой плотного льда на земной поверхности и на предметах в результате намерзания капель переохлажденного дождя, мороси или обильного тумана, а также при конденсации пара.


Возникает при температуре от 0° до -15"С. Осадки выпадают в виде переохлажденных капель, но при соприкосновении с поверхностью или предметами они замерзают, покрывая ее ледяным слоем. Типичной ситуацией для возникновения гололеда является приход зимой после сильных морозов относительно теплого и влажного воздуха, имеющего чаще всего температуру от 0° до -3°С. Налипание мокрого снега (снежные и ледяные корки), наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре от +Г до -3°С и скорости ветра 10-20 м/с. Диаметр отложений снега достигает 20 см. вес 2-4 кг на 1 м плюс ветровая нагрузка. Опасность гололеда резко возрастает при усилении ветра. Это приводит к обрыву проводов электропередач. Самый сильный гололед в Новгороде отмечался весной 1959 г., он вызвал массовые повреждения линий связи и электропередач, в результате чего на некоторых направлениях связь с Новгородом была полностью прервана. Покрытие ледяной коркой поверхности мостовых и тротуаров при гололеде становится причиной многочисленных травм.

На полотне автодорог образуется накат, парализующий движение, как гололед. Эти явления характерны для приморских районов с влажным мягким климатом (Западная Европа, Япония, Сахалин и т.д.), но распространены и во внутриконтинентальных районах в начале и конце зимы. При замерзании переохлажденных капель тумана на различные предметы образуются гололедные (при температуре от 0° до -5°, реже -20°С) и изморозевые (при температуре от -10° до -30°, реже -40°С) корки. Вес гололедных корок может превышать 10 кг/м (до 35 кг/м - на Сахалине, до 86 кг/м - на Урале).


Такая нагрузка разрушительна для большинства проводных линий и для многих мачт. Кроме того, высока вероятность обледенения самолетов вдоль лобовой части фюзеляжа, на винтах, ребрах крыльев и выступающих частях самолетов. Ухудшаются аэродинамические свойства, возникают вибрации, возможны аварии. Обледенение происходит в переохлажденных водяных облаках с температурой от 0° до -10°С. При соприкосновении с самолетом капли растекаются и замерзают, к ним примерзают снежинки из воздуха. Обледенение возможно и при полете под облаками в зоне переохлажденного дождя. Особенно опасно обледенение во фронтальных облаках, так как эти облака всегда смешанные, а их горизонтальные и вертикальные размеры сопоставимы с размерами фронтов и воздушных масс. Различают гололед прозрачный и мутный (матовый). Мутный гололед возникает при более мелких каплях (мороси) и при более низких температурах.

Изморозь возникает благодаря сублимации пара.

Гололед обилен в горах и при морском климате, например, на юге России и на Украине.

Повторяемость гололеда наиболее высока там, где часты туманы при температуре от 0 до -5градусов по Цельсию.

На Северном Кавказе в январе 1970 г. на проводах образовался лед весом 4-8 кг/м и диаметром отложений 150 мм, в результате разрушились многие линии электропередач и связи. Сильные гололеды отмечены в Донецком бассейне, на Южном Урале и др. Воздействие гололеда на хозяйство наиболее заметно в Западной Европе, США, Канаде, Японии, в южных районах бывшего СССР. Так, в феврале 1984 г. в Ставрополье гололед с ветром парализовал автодороги и вызвал аварию на 175 высоковольтных линиях. При гололедице в Москве количество авто аварий увеличивается в 3раза.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица . Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав , парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Еще один непременный атрибут зимы - сосулька - кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне , когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

29.01.2013 Конец зимы – сложный и опасный период для пешеходов и водителей. Это время нестабильных погодных условий – то снег, то яркое солнце, то всё тает, то замерзает. От этого и образуются две главные опасности – гололед и гололедица. Да-да, это два совершенно разных понятия.

Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части и на деревьях при замерзании воды. Гололедица же представляет собой лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Такая ситуация чаще всего встречается ближе к весне, когда снег под яркими солнечными лучами начинает таять, а ночью, при понижении температур, подмораживает.

Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура все время около нуля, на дорогах возникает гололед. В это время образуется лед, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололед бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. У гололедицы может быть еще одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.
Оба эти явления, гололед и гололедица, опасны и для пешеходов и для водителей. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны и, стоит потерять равновесие, как ушиб, вывих, а то и перелом, обеспечены

Но самое главное - быть предельно внимательным на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в неустановленных местах перед близко идущим транспортом – автомобиль не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, необорудованному светофором, убедитесь, что машина находится на безопасном расстоянии для того, чтобы вас пропустить. При переходе на регулируемых пешеходных переходах и на перекрестках, убедитесь, что все машины закончили проезд на зеленый сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрестке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а сигнал с зеленого сменился на красный. Для вас же в это время уже будет гореть зеленый сигнал светофора и вы можете смело выйти на дорогу, прямо под колеса этой поворачивающей машины. Помните, сегодня мы с вами говорим о гололеде и гололедице. На сухом асфальте водитель смог бы остановиться, чтобы не допустить наезда. А если сколько? Тогда тормозной путь увеличится и расстояния для полной остановки может не хватить. Поэтому, даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, не ленитесь крутить головой и следить за ситуацией. Ведь в любом случае человеку остановиться легче, чем машине. Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололедом и гололедицей. Конечно, если вы их будете соблюдать!
Количество показов: 2094

Когда на улице высокая влажность и ветер, а температура всё время около нуля, на дорогах возникает гололёд. В это время образуется лёд, который может быть толщиной несколько сантиметров. Но гололёд бывает значительно реже гололедицы, которая образуется там, где перед наступлением заморозков стояла вода. Но у гололедицы может быть ещё одна причина появления. Снег может уплотниться до образования льда там, где прошло большое количество пешеходов или проехало много машин.

И гололед и гололедица опасны и для водителей и для пешеходов. Машинам на скользкой дороге затормозить намного сложнее, чем на сухом асфальте, а значит, перебегать дорогу перед близко идущим транспортом становится просто смертельно опасно, ведь даже идти по обледеневшей дороге сложно, не то что бежать. Даже идя по тротуару, можно получить травму. Ноги разъезжаются в разные стороны, и стоит потерять равновесие, как ушиб, вы них, а то и перелом вам обеспечен. Поэтому в этот период надо быть осторожнее вдвойне, а то и втройне.

Умение учитывать погодные условия необходимо всем участникам дорожного движения – и водителям и пешеходам. Тем, кто управляет автомобилем, надо обладать определёнными навыками для поездок в таких условиях, и этому обучают в автошколах. А вот для тех, кто ходит пешком, правила проще. Вот только соблюдать их надо обязательно, чтобы обойтись без травм.

Сначала надо обратить внимание на обувь. Подошва у неё должна быть на микропористой основе, потому что она меньше скользит на льду. И конечно, надо забыть про каблуки!

Во время гололёда и гололедицы надо внимательно смотреть под ноги. Если есть возможность обойти опасные места, то надо сделать это, даже если путь удлинится на несколько метров. И помните, лёд может быть и под водой, поэтому по такой луже, если её нельзя обойти, надо двигаться осторожно, небольшими скользящими шагами.

Самые опасные места – горки. Любую наклонную поверхность надо постараться обойти.

При ходьбе надо наступать на всю подошву, а ноги расслабить в коленях.

Для поддержания равновесия надо держать свободными руки. Поэтому сумки в это время лучше не носить, и руки в карманах не держать.

Ну а если всё-таки случилось несчастье и вы поскользнулись, то постарайтесь присесть – так вы снизите высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, вспомните, этому наверняка учили на уроках физкультуры, и постарайтесь перекатиться – этим вы смягчите удар о землю. И запомните, что падение на спину самое опасное, в этом случае вы можете удариться головой и получить сотрясение мозга. Не торопитесь подниматься сразу после падения, осмотрите себя, нет ли серьёзных травм. Если вы получи ли травму, то обратитесь за помощью к прохожим, а потом к врачу.

Но самое главное – будьте предельно внимательны на дороге! Ни в коем случае не переходите проезжую часть в не установленном месте перед близко идущим транспортом – машина не успеет затормозить! При переходе дороги по пешеходному переходу, не оборудованному светофором, убедитесь, что машины находятся на безопасном расстоянии и начали торможение для того, что бы вас пропустить.

При переходе у перекрёстков, которые оборудованы светофорами, убедитесь, что все машины закончили проезд на зелёный сигнал, особое внимание обратите на машины, которые на перекрёстке поворачивают направо. Может случиться, что они только выехали из-за поворота, а свет с зелёного сменился на красный, но им необходимо за кончить манёвр, а для вас тоже уже загорелся зелёный. В другое время они бы, возможно, и успели затормозить, но только не во время гололёда! Лучше подождать ещё несколько секунд, чем подвергнуть себя опасности.

Вот такие несложные правила, которые помогут вам справиться с гололёдом и гололедицей. Конечно, если вы будете их соблюдать!

0

Зимний период года всегда опасен не только разнообразными заболеваниями и вирусами, но и обращениями в травмпункт по поводу переломов и травм конечностей. Чаще всего, подобные проблемы связаны с падениями во время гололеда.

Перепады погодных условий с незначительной оттепели до заморозков чреваты появлением на дорогах и тротуарах льда. Такое состояние дорожного покрытия опасно как для водителей автомобилей, так и для пешеходов. Если же поверх этой ледяной корочки выпадет еще снег, то удержаться на ногах пешеходам будет невероятно трудно.

Чтобы свести к минимуму вероятность получения травмы при гололеде, необходимо придерживаться определенных мер безопасности.

Использование противоскользящей обуви

Для этого нужно подбирать зимние ботинки или кроссовки, на которых будет рифленая подошва. Если же обувь имеет гладкую подошву, то нужно перед выходом на улицу протереть ее наждачной бумагой либо наклеить ее на подошву. Нужно учесть, что такую обувь нежелательно носить в помещении, поскольку она будет оставлять следы на полу.

Еще один вариант уберечься на гололеде – движение по тротуару совместно с кем-либо

Если же попутчиков не окажется, то необходимо предельно сконцентрироваться на движении, не отвлекаясь на посторонние моменты. Шаг должен быть коротким и обязательно на полную стопу. При скольжении необходимо постараться максимально притормозить. Выходя из дома в гололед, можно взять с собой лыжную палку, на которую можно опереться в случае необходимости.

Еще один способ – взять сырую поваренную соль. После выхода на улицу соль нужно высыпать на землю и постоять на ней несколько минут. Таким образом она налипнет на теплую подошву обуви и движение по гололеду будет более безопасным. Нужно учитывать, что кристаллы соли должны быть крупные.

Ни в коем случае нельзя выходить в гололед на улицу в обуви на высоком каблуке

Как правило, носители такой обуви получают травмы зимой гораздо чаще, чем остальные. Также нельзя при передвижении по обледеневшему тротуару или дороге держать руки в карманах (этим очень часто грешат мужчины) либо интенсивно размахивать сумкой (а в подобном уже замечены женщины). Если на улице гололед, то обязательно нужно надеть перчатки на руки. Даже если погода не слишком морозная, в случае возможного падения, они защитят ладони от ушибов и порезов об лед.

Не рекомендуется стараться перепрыгнуть обледенелую часть дороги

Лучше всего – постараться обойти это место стороной. Если же такой возможности нет, то тогда необходимо продолжить движение по обледенелому покрытию мелкими шагами, стараясь удерживать равновесие и не обращать внимание на посторонние раздражители.

Если же падения избежать не удастся, то в такой момент необходимо постараться сместить центр тяжести так, чтобы весь удар пришелся на крепкие части тела (например, зад либо бедро). Ни в коем случае нельзя допускать падения лицом вперед. От него можно получить травму головы, сотрясение мозга и много чего неприятного. Кроме того, во время падения необходимо максимально сгруппироваться, не допустить выбрасывания рук вперед либо в стороны (в руках достаточно хрупкие кости, и они могут легко сломаться во время подобного падения).

Даже если падение прошло относительно успешно и каких-либо серьезных травм в его ходе не получено, нужно не постесняться и при первой же возможности обратиться к травматологу за осмотром. Желательно исключить варианты наколов костей либо внутренних травм и сотрясений, а это сможет сделать только квалифицированный доктор.