Детям о профессии пожарного.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 35 Невского района г.Санкт-Питербурга

Проект «Профессия – пожарный»

Воспитатели: Захарова Т.Н.
Сидякова Т.С.

Пояснительная записка:

В воспитательно-образовательной работе планируются недели по правилам пожарной безопасности: читаются книги о пожарных, учатся пословицы и поговорки, происходит первичное зкомство с правилами противопожарной безопасности.

Огонь может быть помощником и защитником. Он обогревал пещеры и жилища, отпугивал свирепых хищников, готовил еду. Затем люди придумали машины, и огонь заставил их работать. Железная дорога, электричество, горячая вода и многое другое, с чем каждый день мы сталкиваемся в жизни, сделано при помощи огня. Но огонь может быть не только другом и помощником. Когда он выходит из повиновения и вырывается на свободу – жди беды. Он жадно пожирает все, до чего может дотянуться, вырастая в огромного, ревущего зверя. Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о большом пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные люди. Имя им - пожарные. Бывает призвание - спасать и защищать людей. С таким призванием и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза. Профессия пожарного, или, как она теперь называется, спасателя - одна из самых важных. Телефон 01 наизусть знает каждый ребёнок. Многим людям за всю жизнь так и не понадобится помощь пожарных, но зато других эти защитники спасут от смерти. Любой город и даже посёлок обязательно должен иметь свою бригаду спасателей, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы. Огонь - это стихия, способная в сухую погоду превратить любое место в чёрную пустыню, укрытую пеплом. Задача пожарных спасти в первую очередь людей, а потом вещи, постройки, леса. Эти отважные люди тушат многоэтажные дома и даже целые заводы. Без их подвигов многие поселки и города сгорели бы дотла, много людей могло бы погибнуть. Профессия пожарного – профессия героическая. Эти смелые люди идут в самое пекло пожара спасать других, рискуя своей жизнью. И нередко гибнут сами, спасая людей из огня. Настоящие пожарные всегда приходят на помощь. Поэтому я считаю, что пожарный – это больше, чем профессия, это состояние души.

И совсем по-другому усваиваются правила пожарной безопасности детьми, когда об этом рассказывает пожарный, поэтому в старших и подготовительных группах детского сада планируются экскурсии в пожарную часть.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тип проекта: информационно – творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (14 дней).

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность. Организованная экскурсия в пожарную часть показала, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители, и мы воспитатели, редко или совсем не рассказываем детям о своей работе. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Исходя из этого, мы решили предложить детям начать знакомство с профессией пожарного и идею данного проекта.

Ожидаемый результат.

Предполагаем, что ознакомление с пожарной службой позволит:
— расширить и углубить знания детей о профессиях связанных с данной службой, о значимости, ценности каждого труда.
— активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
— совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей.
— продолжить формировать у детей способность активного слушателя.
— формировать у дошкольников знания по пожарной безопасности
— составлять рассказы из личного опыта «Что я видел в пожарной части».
-укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям реализации задач.
В ходе проекта дети знакомятся с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия человеку. Проект предоставил хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволил самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление.

Цель проекта вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.
Задачи:
Развивающие:
1. Поддерживать и развивать умение внимательно знакомиться с профессиями пожарной службы.
2. Способствовать умению детей составлять рассказ и презентовать перед детьми свои знания о профессиях, связанных с пожарной службой.
3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
4. Способствовать воспитанию активного слушателя: умению слушать рассказы своих товарищей.

Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание узнавать о профессиях пожарной службы.
2. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Работа с родителями:
Задачи:
— пригласить родителей на экскурсию в пожарную часть;
— познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления);
— предложить родителям принять активное участие в помощи детям подготовить рассказ о работе пожарной службы.

Активизация словаря: пожарный, пожарная часть, боец, огнетушитель, пожарный рукав, брандсбойт, каска, огнеупорный материал, противогаз, лестница, лом, багор.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:
беседы: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Служба 01 всегда на страже», «Где работает огонь», чтение и пересказ произведения Л.Толстого «Пожарные собаки»;
заучивание пословиц и поговорок,
первичное знакомство с правилами противопожарной безопасности.
рассматривание иллюстративного материала: изображение трудовых процессов: тушение пожара, пожарные тренируются, приводят обмундирование в порядок, ремонтируют технику; инструменты, механизмы, рабочая одежда: пожарная машина, выдвижная лестница, пожарный рукав, брандспойт — куртка пожарного, противогаз, боевая одежда «Боевка».

Основной этап:
— рисование и лепка пожарной машины (после рассматривания иллюстраций, макетов, просмотров ознакомительных фильмов);
— знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения;
дидактическая игра «Если возникает пожар», «Горит – не гори».
Заключительный этап:
1. Презентация детьми подготовленных докладов о работе пожарной службы.
Достигнутый результат:
1. Дети группы расширили и углубили знания о профессии пожарного, о значимости, ценности этого труда.
2. Некоторые дети научились составлять небольшие рассказы о профессии пожарного, уверенно презентовать их перед своими товарищами.
4. Ежедневные обсуждения и рассматривание иллюстраций и фильмов о профессии пожарного, обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности.
5. Проект способствовал воспитанию у детей уважение к труду взрослых, бережного отношения к окружающему
6. Родители участвовали в поиске информации о пожарной службе вместе с детьми, помогли им составить и записать составленный рассказ, оформили доклад детей фотографиями и кроссвордами.
7. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.

Уверены, что данный проект привлек внимание детей к данной профессии, помог взглянуть на работу взрослых другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому мы очень надеемся, что в будущем наши выпускники выберут себе любимую профессию, доставляющую радость и приносящую пользу людям.

Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стеркина Р. Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: «Детство — ПРЕСС», 2008, 144 с.
2. Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности».
3. Шорыгина Т. А., «Правила пожарной безопасности» для детей 5-8 лет. М: ТЦ Сфера, 2007 – 64с.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2007 год «Пожарная безопасность».
Использованные материалы и интернет — ресурсы:
1 http://zanimatika.narod.ru/OBJ4.htm
2 http://www.druzhina-penza.ru/index.php
3 http://gpn.shatura.ru/propoganda/detiipb/index.html
4 http://detsadd.narod.ru/index_8_4.html

Приложение:
ЭКСКУРСИЯ В ПОЖАРНУЮ ЧАСТЬ: ЕСЛИ ВДРУГ ПОЖАР ВОЗНИК?
Цель: вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.

Задачи: познакомить детей с пожарной аварийно-спасательной частью, её назначением, профессией спасателя-пожарного, диспетчера, механика, водителя пожарной машины, со специальной техникой, используемой для тушения пожаров, специальной одеждой; закрепить правила пожарной безопасности, формировать у детей положительное отношение к профессии пожарного, устойчивые нормы поведения на улице и в общественных местах

Ход экскурсии
1. Вводная часть.
Воспитатель (В.). В субботний день мы воспитатели и помощник воспитателя встретились с детьми и их родителями возле пожарной части № 52. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в пожарную часть. Как вы думаете, с кем мы там познакомимся? (Со спасателями-пожарными)
Уточнить у детей правила поведения в общественных местах.

2. Основная часть.
В. Мы с вами находимся у входа в пожарную часть. Вы все знаете, что пожары очень опасны. Чем именно? (Ответы детей.) При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое опасное - могут погибнуть люди.
Что нужно сделать сразу, как только обнаружили пожар, чтобы не случилось большой беды? (Вызвать пожарных.)
Как правильно это сделать, по какому телефону? (101)
Знает каждый гражданин
Этот номер 101.
Если к вам придёт беда,
Позвони скорей туда.
А если нету телефона,
Позови людей с балкона.
Как только вы вызовете пожарных, выедет пожарная машина тушить пожар. Давайте зайдём и посмотрим, где «живут» пожарные машины, кто их обслуживает.
Нас встретил руководитель дежурного караула.
Беседа со спасателем-пожарным.
Покажите нам, пожалуйста, машину.
Что есть у машины?
Где в ней размещаются пожарные?
Во что они одеты? (Рассматривание специальной одежды.)
Почему пожарные работают в касках и огнеупорных костюмах?
С помощью чего можно эвакуировать людей? (Лестница, тент.)
Покажите, чем вы тушите огонь.
За сколько секунд собирается пожарная команда на пожар?
А если на пути у машины красный свет?
Что нужно делать, чтобы не было пожаров?
Можно ли детям играть со спичками?
А разжигать в лесу костры?
Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы?
Зажигать газ?
Какими качествами должен обладать пожарный?
Что нужно делать нашим ребятам, чтобы стать пожарными? (Заниматься спортом, закаливанием.)
В. Ребята, давайте поблагодарим спасателя-пожарного за беседу с нами. Мы узнали много полезного и интересного. В конце экскурсии мы наблюдали как пожарные выезжают на тушение пожара, так как по селектору диспетчер объявила бригаду на вызов.
Наблюдение за действиями пожарных по схеме.
Поступление сигнала на пульт экстренная кнопка вызов пожарных одевание огнеупорных костюмов экипаж занимает места в машине выезд машины с включённой сиреной из ворот пожарной части.
Игра «Добавь слова».
Представитель МЧС читает строчки стихов, а дети должны добавить недостающее слово.
1. Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой, а залей его… водой.
2. Если младшие сестрички зажигают дома спички, что ты должен предпринять? Сразу спички… отобрать.
3. Если вдруг пожар возник, ты обязан в тот же миг в часть к пожарным позвонить, о пожаре… сообщить.
4. Кто с огнём не осторожен, у того пожар возможен.
Дети, помните о том, что шутить нельзя… с огнём.
5. Это тёмный дом, сто сестричек живёт в нём и любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр.
Опасные сестрички - тоненькие… спички.
3. Подведение итогов.
Представитель МЧС. Ребята, всем, кто был внимательным, усвоил правила пожарной безопасности теперь вы должны неукоснительно выполнять правила пожарной безопасности и учить этому других.
Экскурсия в гости к сотрудникам МЧС стала для детей очень ярким и запоминающимся событием. В ходе этой встречи они получили массу полезных сведений о профессии пожарного и особенностях этой важной работы; повторили и закрепили свои знания и умения в области пожарной безопасности. Живое общение с людьми этой героической специальности способствует развитию серьезного отношения детей к собственному поведению, становится препятствием для беспечных игр с огнём.

Рассказы детей о том, как я ходил в пожарную часть.

Дети подготовили небольшие рассказы о работе пожарных и презентовали перед ребятами:

Рассказ Кирилла о героической профессии.

комната для занятий (пока нет вызовов пожарные всё время учатся и тренируются), гараж для специальных машин, спальня (если нет вызовов, то пожарные спят с 11 вечера до 6 утра).
По сигналу дежурные спасатели должны за 20 секунд надеть специальную одежду, после чего сесть в машину и выехать на место пожара в течении одной минуты. Боевой расчет состоит из нескольких машин и команды. Команда разделена на группы, у каждой из которых своё задание: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на ближайшие здания. Среди сотрудников пожарной части есть пожарные спасатели, водители, инженеры, инспекторы, механики, связные, дневальный (смотрит за порядком, следит за тем, чтобы в части не гуляли посторонние лица, чтобы перед воротами гаража не ставили ни каких автомобилей), а также руководители дежурного караула, начальник пожарной части и его заместители.

Рассказ Гордея о пожарных.

Пожарный должен быть смелым, не бояться огня и дыма. Пожарный должен быть сильным, отважным и умным. А самое главное любить и спасать людей.
У него серьезный вид.
В дом горящий он бежит…
Шланг спасательный при нём,
Он сражается с огнем! (пожарный)

Рассказ Филиппа о работе пожарных.

Пожарными работают очень сильные и смелые люди. Они спасают людей от пожара. Приезжают на больших красных машинах и тушат огонь из шланга. Когда я вырасту, тоже стану храбрым пожарным.

Сабур тоже приготовил рассказ и составили с мамой кроссворд на пожарную тему.

За сутками сутки и ночью и днём
Готовы пожарные к битве с огнем
И нету у них ни секунды для сна
Секунда для них – дорогая цена!

У пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них специальная каска, на ногах – прочные и удобные сапоги. В пожарной части есть специальные машины, они снабжены цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Ещё у пожарной машины есть сирена. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. Пожарные тушат пожар водой или специальной пеной. Для того чтобы попасть в горящее здание им помогает высокая складная лестница. Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий. Ещё в пожарной охране работает диспетчер, на пульт управления которого поступает звонок о пожаре. Он выясняет что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревоги. Определяет по карте кротчайший путь.

Конспект совместной деятельности с детьми на тему: «Мы знакомимся с работой пожарной службы».

Цель: вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить представления детей о многообразии профессий.
2. Упражнять детей в составлении небольших рассказов о профессиях спасательной службы.
3. Пополнять и обогащать активный словарь детей.
Развивающие:
1. Развитие наблюдательности, интереса к труду пожарных, орудиям их труда, спецодежде, специальным транспортным средствам.
3. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
2. Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах.

Ход занятия:

Звучит звук пожарной машины с включенной сиреной едущей на пожар.

Воспитатель: Ребята вы слышите этот звук, как вы думаете, что это? (ответы детей). Воспитатель: Правильно это похоже на едущую пожарную машину. А как вы думаете куда спешит пожарная машина? (ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, пожарная машина может спешить на пожар. А кто знает как выглядит пожарная машина (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, она красного цвета и на боку машины есть цифры 01. А почему она красного цвета? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно правильно, она цвета огня, чтобы все её видели из далека (перед детьми стоят разные модели машин в том числе и пожарная, ребёнку предлагается среди стоявших машин найти пожарную машину)
Воспитатель: Молодец … правильно нашёл, все согласны с … (ответы детей)
Воспитатель: У вас на столах лежат цифры, подойдите к столам и выложите на столе номер вызова пожарной машины (дети выполняют задание).
Воспитатель: А кто знает как называется профессия людей которые едут в этой машине на пожар? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно пожарные (демонстрируется картинка пожарного и вывешивается перед детьми).
Воспитатель: Давайте посмотрим как одет пожарный (какого цвета его одежда, из какого материала она сшита, что у пожарного на голове,).
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что пожарная машина едет на пожар, а скажите, как вы думаете, от чего же случается пожар? (ответы детей)
Воспитатель: Да, наверное кто то неправильно обращался с огнём и произошёл пожар.
Воспитатель: А вы знаете правила которые надо соблюдать чтобы не было пожара? (ответы детей).
Воспитатель: Вы многое сказали правильно. Давайте ещё раз скажем эти правила и запомним.
1. Не играй со спичками, опасно!
2. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг, обогреватель, чайник, микроволновую печь).
3. Самостоятельно не зажигай газовую плиту.
4. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух.
5. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться.
Воспитатель: Я вижу, что вы все хорошо запомнили правила и теперь сможете сыграть со мной в игру. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши если вы согласны или промолчать, если предлагаемые действия неправильные.
Кто, учуяв запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто увидев дым в квартире позвонит по 04?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том!

Воспитатель: Молодцы садитесь. А кто знает, что же надо делать если вдруг произошёл пожар? (ответы детей). Правильно нужно позвонить пожарным.
Воспитатель: Ребята, скажите, а чем можно тушить огонь (ответы детей)
Воспитатель: А я вам сейчас покажу и вы всё увидите сами.

Демонстрация опытов с огнём.

Опыт № 1. Стоит тазик с водой, бумага. Поджигается бумага и бросается в воду. Бумага гаснет. Какой вывод можно сделать – что огонь можно потушить водой.

Опыт № 2. Стоит пустая тарелка, тарелка с песком, бумага. Скомканный комок бумаги кладётся на тарелку и поджигается. Горящая бумага засыпается песком. Огонь гаснет. Какой вывод можно сделать – огонь можно потушить песком.

Опыт № 3. Стоит свечка и банка. Свечка зажигается и на горящую свечку надевается банка. Свеча горит какое то время и гаснет. Какой можно сделать вывод – что огонь горит пока есть воздух, как только он не получает воздух он гаснет.

Воспитатель: Я приготовила для вас картинки, но вот на них чего то не хватает, ребята посмотрите, что здесь не так? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно на картинках у пожарного нет воды. Как же он будет тушить пожар? Чем мы можем ему помочь? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно можно нарисовать. А я хочу вам предложить другой интересный способ изображения воды – торцевание. Поможем пожарному потушить пожар? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда давайте примемся за работу. (Дети проходят за столы и выполняют торцевание. Затем готовые работы демонстрируются и каждый ребёнок получает похвалу за проделанную работу)

Воспитатель: Ребята скажите, что интересного сегодня вы узнали на занятии? (ответы детей).

Воспитатель: Теперь вы многое узнали о огне и способах тушения. У меня для вас есть подарок. Это пожарная машина с которой вы сможете играть в игру «Пожарные» (открывается машина из ширмы передвижки, которая стоит накрытая тканью).

Справка

Пожар издревле пугал силой своего поражения. В поселениях создавались специальные отряды, которые в случае пожара первыми прибывали на место возгорания. Позднее они стали именоваться пожарными. Их не стоит путать с пожарниками. Ведь это слово раньше обозначало не борцов с огнём, а погорельцев, которые выпрашивали милостыню. В настоящее время при возникновении пожара сигнал поступает в диспетчерскую службу. Оператор определяет, какая пожарная часть ближе к месту происшествия и к какой категории сложности относится пожар. Эта информация определяет дальнейшие действия пожарной службы.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Пожарного являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Пожарные .

Вся статистика

Описание деятельности

Деятельность пожарного представляет собой работу с применением знаний устройства и правил работы с пожарно-техническим и спасательным оборудованием на пожарных автомобилях, устройства эксплуатации изолирующих противогазов, особенностей тушения пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий, способов спасения людей и эвакуации материальных ценностей, порядка проведения противопожарного состояния жилых и бытовых объектов, правил производственной санитарии и пожарной безопасности.

Заработная плата

средняя по России:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Пожарного нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Пожарного , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Пожарного , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Пожарный проводит работы по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей. Производит вскрытие и разборку конструкций с использованием специальных агрегатов, механизмов, изолирующих аппаратов. Выполняет обязанности соответствующих номеров боевого расчёта пожарного автомобиля. Оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим от пожара. Содержит в исправном состоянии пожарно-техническое и спасательное вооружение и оборудование, осуществляет его техническое обслуживание, испытание и устранение неисправностей. Применяет радиосредства и переговорные устройства, имеющиеся на вооружении пожарной части. Несет службу на постах, в дозорах, во внутреннем наряде караула в соответствии с требованиями соответствующих уставов и инструкций.

Вид труда

Преимущественно физический труд

Как показывают результаты анкетирования, профессия Пожарного подразумевает преимущественно физический труд. Пожарный должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Возможности карьерного роста

Возможностей достаточно

Значительное большинство представителей профессии Пожарного считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Пожарный – это сотрудник пожарной охраны, который занимается спасением людей из огня и тушением пожаров.

После прибытия на место происшествия пожарный отряд, в первую очередь, эвакуирует людей. Командир решает с чего надо начинать тушение, куда можно поставить подъемный механизм, намечает тактику тушения, оценивает сложность возгорания, выясняет нужны ли дополнительные оборудования и пожарные отряды.

Выезд на пожар строго организован вплоть до секунд. После поступления в пожарную часть сигнала тревоги, сотрудникам дается всего 20 секунд, для того, чтобы надеть специальную одежду. В большинстве случаев машина прибывает за пять минут на место вызова.

Профессия пожарная безопасность

Также должен знать и уметь проводить эвакуацию с места пожара людей, пользоваться техниками пожаротушения, необходимо знать техники собственной безопасности и соответственно уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Работая в пожарной части, рядовому бойцу гарантировано повышение до командира отряда. Если имеется высшее образование можно стать инспектором, экспертом по пожарной безопасности или пожарным дознавателем.

По окончании среднего профессионального или высшего учебного заведения российские пожарные могут служить в частной, муниципальной или ведомственной пожарной охране, а также в подразделениях и частях МЧС и Госпожнадзора.

Согласно новым тарифным ставкам, все офицеры МЧС в месяц в среднем получают от 50 тысяч рублей и выше. И главным преимуществом является то, что средняя заработная плата пожарных превышает зарплату военнослужащих и это очень важно, учитывая при этом степень риска и опасности пожарников.

Пожарный - опасная профессия

Профессия пожарный очень рискованная, потому что при каждом выезде на сигнал бедствия сотрудник рискует своим здоровьем и даже потерять жизнь. Спасатели и пожарные занимаются героическим трудом. И это нужно ценить.

Для того, чтобы стать сотрудником пожарной безопасности нужно иметь такие качества, как:

  • крепкая нервная система,
  • ловкость и физическая сила,
  • желание помогать людям,
  • отвага,
  • хорошая реакция,
  • взаимовыручка,
  • сообразительность,
  • дисциплина,
  • умение брать на себя ответственность.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессия пожарный очень опасная, которая требует психологического и физического напряжения и куда можно попасть только пройдя специальную подготовку.

Выбор профессии очень ответственное занятие. Надеемся, что статья о профессии пожарный поможет определиться в этом нелегком деле. А также поможет понять, почему выбрали именно эту профессию, а не какую-нибудь другую.

И тогда в будущем мир увидит новых пожарных и спасателей, которые будут искренне любить свою профессию. Будут развиваться в ней. И смогут спасти сотни людей и их имущество Также эта статья поможет подготовить сочинение, эссе или презентацию о профессии.

Если с представителями таких профессий, как врач, учитель, повар или портной, в жизни встречается каждый, то с пожарными мы можем не встретиться вообще в течение всей жизни. И слава богу, скажете вы. Ведь каждая встреча с представителями этой профессии происходит в трагические периоды нашей жизни, когда нам, нашим близким и нашему имуществу угрожает одна из мощнейших природных стихий – огонь.

Если с представителями таких профессий, как врач, учитель, повар или портной, в жизни встречается каждый, то с пожарными мы можем не встретиться вообще в течение всей жизни. И слава богу, скажете вы. Ведь каждая встреча с представителями этой профессии происходит в трагические периоды нашей жизни, когда нам, нашим близким и нашему имуществу угрожает одна из мощнейших природных стихий - огонь.

Необходимо отметить, что профессия пожарного является одной из немногих специальностей, которые окутывает ореол романтики, мужественности и героизма. Почему? Да потому, что в умах обывателей представление о профессии составляется на основе фильмов и сериалов, которые изображают яркие и насыщенные событиями будни пожарных (впрочем, экранизация некоторых эпизодов из жизни пожарных вполне правдивы). Однако мало кто знает, что работа пожарных не ограничивается только борьбой с пламенем. Есть в ней место и профессиональным обязанностям, которые мало чем напоминают героические поступки. Что это за обязанности? А вот это вы сможете из нашей статьи, посвященной этой противоречивой и загадочной профессии.

Кто такой пожарный?


Сотрудник пожарной службы, специализирующийся на тушении огня и проведении аварийно-спасательных работ (то есть, спасении людей из охваченных пламенем помещений или зон и оказание им первой медицинской помощи). Кстати, специалистов по тушению пожаров нужно называть именно «пожарный», не «пожарник», как это обычно принято. Дело в том, что на Руси "пожарниками" раньше называли не тех, кто борется с огнем, а тех, кто якобы пережил пожар и пытался этим воспользоваться в корыстных целях.

Название профессии произошло от слова "пожар" (праславянская форма, образованная из по + жар, где жар означает сильно нагретый воздух). Другими словами, пожарный борется с жаром, во всех его проявлениях: лесной пожар, возгорание огня в помещении, пламя, образовавшееся вследствие взрыва и т.д. Первые упоминания о профессиональных пожарных относятся к Древнему Египту, где были организованы специальные пожарные бригады. Датой становления этой профессии на Руси можно считать 1472 год, когда Великий князь Иван III издал указ о противопожарных мерах в Москве.

Работу современного пожарного можно разделить на две части: тушение пожаров и их профилактика. В тушении пожаров человек этой профессии должен в первую очередь вывести в безопасное место всех, кто находится в горящем помещении, а потом уже с помощью спецсредств тушить пламя. Недаром они относятся к спасателям.

Тушение пожара - вещь непростая. Это только кажется, что приехала пожарная машина, люди в касках включили брандспойты - и пламя потухло. На самом деле сначала командир пожарного подразделения оценивает обстановку, высылает пожарных для оценки возгорания и только потом принимает тактическое решение, как это сделать и какие меры и средства применить.

Вторая часть профессии более спокойная, но не менее ответственная. Ведь легче предотвратить пожар, чем тушить его. Поэтому время от времени представители пожарной службы проводят разъяснительные работы с населением, объясняя как себя вести в случае возникновения пожара и обучая правилам пожарной безопасности.

Пожарный инспектор тоже принадлежит к тому же ведомству, что и пожарный-спасатель, но его функции несколько иные. Он должен оценить здание на предмет пожароопасности (обычно помещениям присваиваются категории опасности), помочь выстроить систему безопасности от возгорания, проконтролировать владельцев здания, компании, фирмы, завода, школы и так далее на предмет соблюдения правил пожарной безопасности.

В случае возникновения пожара ответственность за него в равной степени ложиться как на владельца, так и на пожарного инспектора. Наиболее печальным примером недобросовестной работы пожарного инспектора можно считать историю клуба «Хромая лошадь», где пожар унес жизни нескольких сотен людей. Поэтому можно сделать однозначный вывод, пожарный - это профессия не только для мужественных, но для очень честных и ответственных людей.

Какими личностными качествами должен обладать пожарный?

Прежде всего, пожарный должен обладать железным здоровьем. Работа пожарного - спасать, а спасатель не может позволить себе такое "удовольствие", как хроническая болезнь или плохое самочувствие. Ведь пожар случается всегда неожиданно и помощь такого специалиста может понадобиться в любую минуту. Правда, если человек занимается только инспекцией, то послабления возможны, но все же медицинский отбор на работу очень строгий.

И не только здоровье пожарного должно быть в норме. Еще ему нужна прекрасная физическая форма, так как работа связана с постоянными физическими нагрузками. Если пожарному не хватит сил донести тяжелое снаряжение или вынести человека из огня - грош ему цена. Отменным должно быть и психическое здоровье пожарного. Спасатель работает в условиях, которые не назовешь спокойными. Беда, горе пострадавших, постоянная опасность - эти условия называются экстремальными, и чем спокойнее тот, кто пришел на помощь, тем лучше и слаженней будет выполнена работа.


Перечень личностных качеств пожарного также включает в себя:

  • ответственность;
  • самоотверженность;
  • храбрость;
  • решительность;
  • мгновенная реакция;
  • сообразительность;
  • способность правильно расставлять приоритеты;
  • дисциплинированность.

Кроме того, представитель этой профессии должен разбираться в технических средствах тушения пожара, знать особенности веществ, от которых может произойти возгорание, и владеть навыками оказания первой медицинской помощи

Преимущества профессии пожарный

Работа пожарных очень опасная и трудная, поэтому она соответственно оплачивается (согласно статистическим данным среднемесячная зарплата пожарных в России составляет около 60 тысяч рублей). Еще одним преимуществом профессии пожарного является востребованность. Такие специалисты нужны везде, так как любое предприятие, особенно связанное с опасным производством, обязательно имеет свою пожарную часть и расчеты пожарных.

Люди, выбравшие эту профессию, всегда поддерживают хорошую физическую форму, что делает их привлекательными для противоположного пола. Помимо этого, врачи постоянно осматривают пожарных на предмет обнаружения физических отклонений, поэтому специалисты могут не опасаться того, что у них внезапно обнаружат запущенное заболевание.

Так как люди этой профессии должны хорошо отдыхать и набираться сил, график их работы не такой, как у людей других профессий. Они работают одни сутки, потом трое отдыхают. Если дежурство проходит спокойно, то пожарные занимаются тренировками, учебой, приведением в порядок оборудования.

При условии получения высшего профессионального образования пожарные могут рассчитывать на карьерный рост - от рядового бойца пожарного подразделения до командира части. Также стоит упомянуть о том, что пожарные относятся к полувоенизированным соединениям и имеют льготы, предусмотренные государством, в частности, ранний выход на пенсию.

Недостатки профессии пожарный


Недостатки профессии пожарного связаны с профессиональными рисками. Спасатель постоянно рискует собственной жизнью, и выезжая на происшествие, пожарный не знает, когда и в каком состоянии он вернется. При этом необходимо учитывать, что спасение людей связано с огромными психологическими нагрузками. Трудно видеть горе и боль людей, которые пережили страшные события. Потому пожарные подвергаются стрессам, и не все это выдерживают.

Несмотря на положенные законодательством выходные, пожарный - это понятие круглосуточное. Ведь если в городе происходит ЧП большого масштаба, и дежурящих в этот момент пожарных не хватает для ликвидации последствий, на работу выходит весь личный состав пожарной службы (даже те служащие, которые находятся на заслуженном отдыхе).

Где можно получить профессию пожарный

Профессия спасателей, которыми по сути являются пожарные, не требует особого обучения, если только вы не думаете о дальнейшей карьере. Например, получить профессию пожарного можно путем обучения на специальных курсах при пожарной части (предпочтение отдается лицам, прошедшим службу в Армии). Есть также профессиональные колледжи, которые занимаются подготовкой рядового состава пожарных подразделений.

Помимо этого, в России функционирует большое количество профильных ВУЗов, выпускники которых в будущем могут рассчитывать на должности пожарного дознавателя, инспектора по пожарной безопасности или эксперта, а также на карьерный рост в рядах Государственной противопожарной службы МЧС России.

Самые старые упоминания о профессиональных пожарных бригадах относятся к Древнему Египту. Позже в Риме император Август распорядился создать государственную службу борьбы с пожарами, сотрудники которой также были ночным полицейским патрулём.

Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре — тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им — пожарные.

Бывает призвание у людей — спасать и защищать других. Такие и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза.

На территории нашей страны первую противопожарную бригаду создали в Москве в 1504 году. Но день пожарника отмечают 30-го апреля, так как в этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, определяющий состав и обязанности пожарных бригад.

При возникновении пожара сигнал поступает в диспетчерскую службу, оператор определяет, какая пожарная часть ближе к месту происшествия, к какой категории сложности относится пожар. В зависимости от этого планируются дальнейшие действия. Если горит мусорный контейнер, то к месту происшествия будет направлена лишь одна машина-автоцистерна, но если происшествие более серьезное, воспламенилось жилое или производственное помещение — то, как минимум, две, и желательно с разных направлений (на случай, если одна вдруг застрянет где-то в пути, например, в автомобильной пробке). На крупные же происшествия пожарные съезжаются со всей округи.

Когда поступает сигнал тревоги, дежурные бойцы должны за 20 секунд надеть специальную одежду, после чего немедленно сесть в машину и выехать. От того, как быстро прибудет машина на место происшествия, часто зависят жизни многих людей. По прибытии пожарные определяют, что и где горит, какие действия следует предпринимать. Необходимо за полторы-две минуты развернуть пожарные рукава и подключить их к местному источнику воды, если таковой имеется, либо к цистерне. Тушение огня может длиться от нескольких минут до нескольких суток. Если прибывших сил для борьбы с огнем не хватает, вызывается подмога.

После ликвидации возгорания начальник караула должен доложить в часть по рации о результатах операции, составить акт. После этого к работе приступают дознаватели, которые расследуют причины возгорания, ищут виновных, если таковые имеются, подтверждают правомерность действия пожарных, если ими был причинен материальный ущерб (например, залито водой помещение с компьютерами, которые в результате испортились).

Ну а для профилактики происшествий существуют пожарные инспекторы, которые проверяют безопасность в различных учреждениях, а также занимаются работой с населением, проводят беседы со школьниками и т. д. Работают пожарные посменно, между вызовами проводят тренировки, разрабатывают планы операций по тушению возгораний. Пожарным часто приходится рисковать жизнью, спасая пострадавших. Работа тяжелая, но очень благодарная.

Пожарные, кстати, часто обижаются, если их называют пожарниками. Ведь это слово раньше обозначало не борцов с огнем, а фальшивых погорельцев — людей, которые выпрашивают милостыню со ссылкой на то, что у них якобы сгорел дом.

Видео Профессия «Пожарный».

Личные качества

Сотрудник службы спасения обязательно должен быть храбрым и выносливым, иметь отличную физическую форму. Только стандартное обмундирование пожарного весит около 30 кг, а с ним нужно спускаться по специальному шесту к машине, быстро передвигаться, маневрировать во время пожара, пешком подниматься на верхние этажи (ведь пользование лифтом во время пожара строго запрещено по соображениям безопасности).

Представитель данной профессии должен знать правила оказания первой медицинской помощи, обладать крепкой психикой, высокой стрессоустойчивостью - ведь события развиваются непредсказуемо, да и не всех людей удается спасти, иногда они гибнут на глазах, и это необходимо пережить.

Образование (Что надо знать?)

Пожарный должен уметь пользоваться спасательным оборудованием, знать технику безопасности, уметь работать на высоте.

Специальности вузов и колледжей

Место работы и карьера

Пожарные части. Карьерные перспективы у пожарного, как и у военного: рост званий, занятие командирских должностей в соответствующих структурах.

Где учиться?

Вузы по специальности Специальность Формы
обучения
Стоимость за год
(рубли)
Проходной
балл (2018 г.)

Институт сервиса и отраслевого управления

Техносферная безопасность

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (95 мест)
171 400
62 600

Техносферная безопасность

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (15 мест)
98 400
47 800

Пожарная безопасность

Очная (5 лет)
Заочная (6 лет)

бесплатно (12 мест)
107 930
40 000

Техносферная безопасность

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (4 места)
159 580
54 600

Техносферная безопасность

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

126 550
28 500

Факультет стандартизации, химии и биотехнологии

Техносферная безопасность

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (15 мест)
74 000
49 000