Постоянно нейтральное государство. Почему в Европе исчезают нейтральные государства

Которое обязуется не участвовать в войне между другими государствами, а в мирное время отказ от участия в военных блоках.


1. Концепция

В международном праве различаются: нейтралитет в военное время (эвентуальный) и постоянный нейтралитет.

Во эвентуальных нейтралитетом понимается заявление определенного государства о неучастии ее в данной войне, он придерживается только для данной войны и может быть отмененным односторонним актом. Статус нейтралитета возникает с момента заявления государства о нейтралитете в войне и доведения этого заявления к сторонам, что воюют. Статус нейтралитета дает нейтральном государстве права и обязанности, четко регламентированы в V и XIII Гаагских конвенциях 1907 p., А также в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 p., Которые определяют, что территория нейтрального государства является неприкосновенной и изъятой из театра военных действий; сторонам, воюющих, запрещается проводить через нее войска, транспорты с оружием и другими военными материалами. На территории нейтрального государства запрещается создание военных формирований и учреждений для вербовки. Нейтральное государство вправе отражать с применением вооруженной силы любые попытки нарушить нейтралитет.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, согласно которому государство обязуется не участвовать в вооруженных конфликтах и не входить в военных союзов и блоков. Постоянно нейтральными государствами являются Швейцария (акт 1815 p.), Австрия (акт 1955 p.), Мальта (акт 1981 p.).

Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами:

  • не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;
  • не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелет и т.д.);
  • не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (т.е. ограничения одинаковые или вообще отсутствуют).

Понятие нейтралитета в конфликтах должно быть выдающимся от того non-alignment, т.е. умышленное дистанцювання от военных альянсов для того, чтобы сохранить нейтралитет в случае войны, и, возможно, с надеждой предотвращения войны в целом.

Понятие нейтралитета в войне является узкое определение и имеет специфические ограничения на нейтральные страны в ответ на интернационально признано право остаться нейтральным. Широким понятием является неучастие в войне. Основой международного права для нейтральных территорий есть две Гаагские соглашения (1899 и 1907).

Страна, которая оставляет право стать воюющей стороной, если нападают участники войны, находится в состоянии вооруженный нейтралитет.


2. Текущие нейтральные страны

Текущие нейтральные страны являются:


3. Страны, которые были или пытались быть нейтральными

Страны требуют иметь нейтралитет, но не признается международным делам:

Когда нейтральные страны:

Другие страны, возможно, активнее на международной стадии, выделяя намерен остаться нейтральным в случае войны близкие страны. Такой декларацией намерений, страна надеется, что все воюющие стороны рассчитают на территорию страны, как от границ для врага, и теперь нужен, чтобы тратить ресурсы.

Многие страны сделали такие декларации во время Второй Мировой Войны. Однако большинство были оккупированы, и наконец только государства Ирландия , Испания , Лихтенштейн , Португалия , Сан-Марино , Швеция и Швейцария сохранили нейтралитет. Их выполнение буквально правил нейтралитета были расписаны: Ирландия обеспечивала некоторую важную секретную информацию. Например, день Д был решен на основании метеорологической информации, тайно поставлялась им Ирландией, но скрывалась от Германии. Также, немецкие пилоты, которые терпели крушение над Ирландией, были интернированы, тогда как их Союзнические коллеги обычно шли свободными до границы. Швеция и Швейцария, как было Нацистская Германия и ее партнеры, так же сделали некоторые уступки нацистским требованиям.

Однако, следует отметить, что нейтралитет некоторых стран сейчас в Евросоюзе под вопросом, тем более, что в ЕС сейчас действует Единый комитет Внешней политики.


4. Нейтралитет в истории

4.1. Древняя Греция

4.2. Средневековье

В Тридцатилетнюю войну Иоанн-Казимир (саксонский герцог) сначала придерживался нейтралитета, потом примкнул к Густаву-Адольфу.

4.3. Новое время

  • 1779-1783 - вооруженный нейтралитет союз России, Дании и Швеции, а также ряда других государств, сложившийся в во время войны североамериканских колоний за независимость направленный на защиту судоходства нейтральных стран.
  • 1870-1871 - С самого начала франко-прусской войны Андраши, Дьюла выступал поборником строгого нейтралитета Австро-Венгрии.

4.4. XX-XXI века

  • 1902 г. - Италия заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.

Нейтралитеет, в международном праве -- неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках. Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;

не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелёт и т. д.); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (то есть ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют).

Основной принцип нейтралитета -- абсолютное неучастие в военных действиях, не исключающее возможной благожелательности той или иной воюющей стороне); отсюда:

1) нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих и не препятствовать их операциям вне нейтральной территории; 2) нейтральное государство не должно разрешать своим подданным вмешиваться в войну; 3) нейтральное государство, насколько позволяют военные действия, в праве продолжать мирные сношения с воюющими сторонами и торговлю с ними, но не нарушая постановлений о военной контрабанде и законно объявленной блокаде.

Институт нейтралитета складывался в течение нескольких веков, но наибольшее развитие получил в XVIII, и, особенно, в конце XIX - начале XX вв. Во время войны провозглашение государством нейтралитета создавало для этого государства международно-правовой статус нейтральной стороны. Этому соответствовали особые права и обязанности нейтрального государства, а также права и обязанности воюющих сторон, признававших этот статус. Нормы международного права, определявшие правила нейтралитета государства во время войны, были регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав во время сухопутной и морской войны. Главной обязанностью нейтрального государства являлось неучастие в войне своими вооруженными силами и неоказание военной помощи воюющим. Главным правом нейтрального государства была неприкосновенность его территории, а также его право продолжать свою торговлю с другими нейтральными странами и даже мирную торговлю с воюющими сторонами. Нейтральное государство было вправе защищать свой нейтралитет вооруженной силой. Военные корабли воюющих могли проходить по территориальным водам нейтрального государства и пользоваться на ограниченное время их портами, но не для военных целей. Нейтральное государство обязано было не допускать создания на своей территории военных баз воюющих сторон и препятствовать вооружению или снаряжению в его водах любого корабля, предназначенного для участия в военных действиях. Однако нейтральное государство могло не мешать своим гражданам-добровольцам служить в войсках воюющих стран, хотя при этом они утрачивали свой нейтральный статус. В подкрепление своего статуса нейтральное государство могло заключать с воюющими соглашения или пакты о нейтралитете.

По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. нейтральная страна может выступать как покровительница, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под защиту в соответствии с Женевскими конвенциями. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, как приоритетного международного закона, правила нейтралитета находятся полностью в зависимости от положений Устава (глава УП), предусматривающих обязанность государств действовать в борьбе с угрозой миру, нарушением мира или актами агрессии в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Нейтральный статус не лишает государство права на отражение иностранной агрессии, как самостоятельно, так и с помощью других государств на основе Устава ООН.

Нейтралитет во время войны - это юридическое положение государства, которое должно, согласно международному праву, занимать позицию полного неучастия в воине. Именно в таком плане высказываются известные ученые-международники, інапример, Е.

А. Коровин 120 и Г. Бриггс121.

В преамбуле Гаванской конвенции 1928 г. о нейтралитете- во время морской войны также говорится: «Нейтралитет является правовым состоянием государства, которое не принимает участия в военных действиях, и... такое состояние создает известные права и налагает обязанность беспристрастности...» 122. Действительно, нейтралитет как юридическое положение государства порождает широкий круг прав и обязанностей в отношениях между ним и воюющими странами. Эти права и обязанности, вытекающие из нейтралитета, естественно, отличаются от основных прав и обязанностей государств как субъектов международного права. В частности, одним из основных суверенных прав государства является право на" нейтралитет. Государство, осуществляя право на нейтралитет, приобретает определенные права и несет обязанности, установленные международными соглашениями. Осуществление права государства на нейтралитет возможно при наличии воюющих сторон.

Нельзя согласиться с мнением американского юриста Френсиса Лоу-Би"ра о том, что нейтралитет есть раз -и навсегда определенное отношение государства к специфическому.конфликту. Он пишет: «Государство А является нейтральным к конфликту X между государствами В и -С, если и только если А не стремится воздействовать на исход X»123. Такая схема лишает нейтральные государства возможности побудить воюющие страны к примирению, -применить экономические санкции против агрессора, так как она запрещает (воздействовать на исход конфликта. Ясно, что эта схема надумана. Международное право, например, поощряет посредническую деятельность нейтрального государства, ведущую к установлению мира, т. е. поощряет определенное воздействие на исход военного конфликта.

Каковы же права и обязанности государств, вытекающие из их позиции нейтралитета в войне между другими державами? На наш взгляд, можно выделить следующую группу прав нейтральных государств: 1) нейтральное государство

имеет право на укрепление своей армии и строительство оборонных сооружений, а также право на нейтрализацию, и демилитаризацию части своей территории; 2) оно вправе требовать от воюющих соблюдения неприкосновенности его граждан, территории, имущества; 3) оно имеет.право дать вооруженный отпор или применить иные методы воздействия в отношении государства, нарушившего его нейтралитет; 4) может заключать с воюющими международные соглашения невоенного характера; 5) имеет право на торговлю, за исклю чением "Военной контрабанды, со всеми воюющими; 6) имеет право на переговоры с воюющими, на примирение воюющих сторон, используя целый ряд выработанных международным правом способов; 7) оно может принимать на своей территории войска воюющих, бежавших военнопленных с условием их интернирования, а также разрешать перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон без войск и военных припасов; 8) нейтральное государство, исходя из гуманных побуждений, может взять на себя заботу о защите жертв войны; 9) оно может взять на себя заботу о сохранении дипломатического и консульского имущества одного из воюющих по его просьбе; 10) имеет право вступить в войну на стороне жертвы агрессии при условии, что у него нет договорных обязательств не участвовать в войне. Состояние нейтралитета этим самым прекращается; 11) имеет право на поставку военного снаряжения другому нейтральному государству, а также на заключение с ним военных соглашений; 12) имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему воюющими; 13) нейтральное государство имеет право участвовать после окончания войны в международной организации по обеспечению коллективной безопасности.

Из обязанностей нейтрального государства следует выделить основную - обязанность полного неучастия в войне. Это выражается в том, что нейтральное государство обязано не допускать, например, военных действий на своей территории, проход через свою территорию войск или обозов с припасами воюющих, снабжения воюющих оружием. Оно обязано запретить воюющим устраивать на своей территории станции беспроволочного телеграфа и другие средства сообщения для связи с силами воюющих государств, а также запрещать воюющим пользоваться подобными сооружениями, которые установлены на нейтральной территории для военных целей еще до войны. Нейтральное государство обязано запрещать воюющим создавать в своих водах базы для морских операций против противника. Оно обязано не допускать формирования на своей территории военных отрядов и открытия учреждений для вербовки войск в пользу воюющих. Оно обязано интернировать попавшие на его территорию войска воюющих и заботиться об их содержании.

Нейтральное государство должно принимать ограничительные и запретительные меры к обеим враждующим.сторонам одинаково, на равных основаниях. В связи с этим американский юрист Фенвик справедливо подчеркивает трудность положения нейтрального государства, так как даже малейшее с его стороны пренебрежение своими обязанностями не может не сработать в пользу одного из воюющих. С другой стороны, нейтральное государство не может отказаться от 86 своих прав, вытекающих из состояния нейтралитета. Это послужило бы интересам одного из воюющих и нарушило бы принцип беспристрастия.

Правам и обязанностям нейтрального государства должны соответствовать определенные права и обязанности воюющих. Некоторые юристы, например, финский ученый Кастрен, видят в этом компромисс интересов воюющих и нейтральных. По нашему мнению, современное международное право должно исходить из полного соответствия прав и обязанностей воюющих и нейтральных, неуклонного соблюдения правил нейтралитета воюющими. «Осуществление одними субъектами международного права своих прав должно сопровождаться неукоснительным уважением и соблюдением ими прав других» 2®. Природа прав и обязанностей нейтрального государства не должна служить нарушению его суверенитета. Несомненно, что во время войны ограничиваются интересы нейтрального государства, хотя оно и поддерживает мирные отношения со всеми воюющими. Но они не должны быть беспредельными. Ограничения касаются лишь тех моментов, которые могут содействовать втягиванию нейтрального государства в войну. Они. не должны распространяться на те сферы деятельности государства, которые носят исключительно мирный или гуманный характер.

Ограничения интересов нейтрального государства должны гарантировать его неучастие в войне, а не нарушать его нейтралитет. Но они распространяются Tie только на "нейтральные государства, но и на воюющие. Юридические ограничения воюющих есть правовая гарантия того, что нейтральное государство останется вне войны при условии соблюдения им своих обязанностей.

Объем ограничений интересов нейтрального и воюющих государств существенно влияет на объем их прав и обязанностей. Права и обязанности нейтрального и воюющих государств связаны с юридической фиксацией их взаимных ограничений. Следовательно, недопустимо, чтобы нейтральные государства имели меньше прав, чем воюющие, а воюющие имели меньше обязательств, чем нейтральные. Определенный круг соответствующих прав и обязанностей нейтральных и воюющих закреплен в международных соглашениях, в частности в пятой и тринадцатой Гаагских конвенциях 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны124.

Пятая Гаагская конвенция 1907 г., содержащая правила нейтралитета, в сухопутной войне, закрепляет основное положение о том, что территория нейтральных держав неприкосновенна. Нейтральная держава карает действия воюющих, противные нейтралитету, лишь тогда, когда они совершены в пределах ее собственной территории. Согласно ст. 10 конвенции нейтральное государство имеет право на самооборону. Это не рассматривается как враждебное действие. Конвенция далее запрещает воюющим пересекать территорию нейтральных государств, устанавливать на ней средства связи, а также формировать войска и открывать вербовочные пункты. Однако.нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане по своей инициативе поступают в армию одного из воюющих. Специальный раздел пятой Гаагской конвенции посвящен воюющим, «водворенным» в нейтральном государстве, а также раненым. Здесь содержится обязанность нейтрального государства интернировать армию воюющего государства, попавшую на его территорию, и содержать ее в специальных местах, по возможности далеко от театра войны. Бежавшие военнопленные должны оставаться на территории нейтрального государства на свободе. Ст. 14 этой конвенции разрешает нейтральному государству давать согласие на проход по его территории обозов с ранеными п больными воюющих сторон при условии, если вместе с ними не перевозятся войска и боеприпасы. Нейтральное государство не должно допускать, чтобы доставленные таким образом раненые и больные снова могли принять участие в военных действиях.

Пятая Гаагская конвенция о нейтралитете в сухопутной войне дает, далее, определение нейтральных лиц как граждан государства, не принимающих участия в войне. Она определяет условия, при которых нейтральное лицо не может ссылаться на свой нейтралитет, если оно совершает враждебные действия по отношению" к воюющему или совершает действия в пользу воюющего. Такими действиями может явиться добровольное поступление на службу в армию одного из воюющих. Ст. 28 пятой Гаагской конвенции перечисляет некоторые услуги нейтральных лиц воюющим, не считающиеся нарушением нейтралитета. В последней главе этой конвенции регулируется вопрос о подвижном составе железных дорог. Последний, если он происходит с территории нейтрального государства и может быть опознан, подлежит реквизиции пли использованию воюющими только в случае крайней необходимости. После использования воюющая сторона должна отослать подвижной состав нейтральному государ ству. То же самое может сделать нейтральная держава в отношении подвижного состава воюющих государств. Обе стороны выплачивают друг другу за использование состава вознаграждение.

Ст. 54 пятой Гаагской конвенции запрещает воюющим государствам захватывать и уничтожать подводные кабели, соединяющие нейтральную территорию с оккупированной территорией. В случае уничтожения кабеля воюющий возмещает убытки125.

Права и обязанности нейтральных государств в морской войне устанавливаются тринадцатой Гаагской конвенцией 1907 г. Согласно конвенции, воюющие не должны допускать в нейтральных водах действий, которые нарушили бы нейтралитет морской державы. Недопустимым является, например, захват судов в нейтральных водах или их досмотр военными кораблями воюющих государств. Если захват все же произведен, то нейтральное государство обязано добиться, чтобы приз был отпущен вместе с его экипажем, а экипаж взятого судна воюющего государства подвергается водворению. Разумеется, нейтральное государство осуществляет названные меры, если приз находится в пределах его юрисдикции.

Воюющие не могут создавать, далее, в нейтральных водах базы для боевых действий против противника, а также свои средства сообщения. Может сложиться ситуация, когда военное судно воюющего, несмотря на предупреждение нейтрального государства, не уходит из порта, в котором не имеет права оставаться. В этом случае нейтральная держава имеет право задержать воюющее судно вместе с его офицерами и экипажем на все время войны. В нейтральных портах военные корабли воюющих государств не могут увеличивать свои военные запасы, вооружение, пополнять экипаж.

В отношении нахождения их в территориальных водах нейтрального государства действует правило 24 часов126. В свою очередь нейтральная держава не имеет права передавать воюющим военные корабли и боеприпасы. Она должна препятствовать снаряжению, вооружению и выходу из-под ее юрисдикции судов, предназначенных для военных действий воюющих. Различные ограничения, устанавливаемые нейтральным государством относительно допуска в нейтральные воды, должны применяться к воюющим сторонам одинаково.

Наконец, статья 23 тринадцатой Гаагской конвенции 1907 г. регулирует вопросы конвоирования приза127.

Многие государства также подписали Лондонскую декларацию о праве морской войны от 26 февраля 1909 г., затрагивавшую ряд вопросов военного нейтралитета, но она не была ратифицирована. Однако нормы, закрепленные декларацией, сейчас стали общепризнанными. Эти нормы, как уже говорилось, регулируют вопросы блокады во время войны, военной контрабанды, услуг воюющему, уничтожения нейтральных призов, перемены флага, сопротивления осмотру и т. д.128 В частности, действует правило о том, что возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обусловливается действительной или предполагаемой его осведомленностью о блокаде, а его захват разрешается* только в районе действия военных судов, которые осуществляют фактическую блокаду. Нейтральное судно, перевозящее контрабанду. конфискуется вместе с грузом. Кроме того, оно конфискуется также, если совершает плавание специально для перевозки отдельных пассажиров, которые входят в состав вооруженных сил неприятеля, или для передачи сведений в интересах неприятеля. Оно конфискуется и в случае перевозки военного?отряда, одного или нескольких лиц воюющей стороны, которые во время плавания прямо содействуют военным действиям и об этом известно капитану, собственнику судна или лицу, зафрахтовавшему корабль! Наконец, нейтральный корабль конфискуется, если: 1) принимает прямое участие в военных действиях; 2) находится под властью специального представителя правительства воюющей стороны; 3) зафрахтован целиком неприятельским правительством.

Международные соглашения, регулируя нейтралитет государств в сухопутной и морской войне, не устанавливают пра вил нейтралитета во время воздушной войны129. Правда, в некоторых д-оговорах, "специально не регулирующих положение нейтральных государств, есть отдельные статьи, связанные с нейтралитетом в воздушной войне130. В целом же следует сказать, что относительно нейтралитета государств в воздушной войне должны действовать общие правила нейтралитета. Несомненно, что воздушные границы нейтрального государства являются неприкосновенными, так как воздушное пространство"- это часть территории государства. Враждебные акты воюющих в воздушном пространстве нейтрального государства недопустимы. С другой стороны, война не затрагивает права нейтрального государства осуществлять воздушные полеты. Члены экипажа нейтрального судна, попавшие на территорию воюющего государства, не должны задерживаться, а воздушное судно не подлежит конфискации. Но нейтральное государство не должно передавать летательных военных аппаратов и боеприпасов воюющим, а также должно препятствовать в пределах своей юрисдикции снаряжению летательных аппаратов, если есть подозрение, что они предназначаются для содействия военным действиям какой-либо из воюющих сторон. Нейтральное государство не до.лжно разрешать воюющим устраивать на своей территории аэродромы, станции радиосвязи для корректировки полетов и т. д. Оно не должно разрешать военным воздушным судам воюющих государств транзитный перелет над своей сухопутной и водной территорией. Нейтральное государство не должно также разрешать заход в его территориальные воды гидросамолетов и авианосцев воюющих. В случае же захода они должны быть задержаны, а экипаж интернирован. Здесь анало гия с правилами морской войны ие применима, так как это противоречило бы общему положению о том, что военные самолеты воюющих государств не должны появляться на нейтральной территории. Что касается гражданских воздушных судов воюющих, то их полеты в пределах территории нейтрального государства зависят от усмотрения последнего.

Воюющие не имеют права не только использовать воздушное пространство нейтральной державы для полетов авиации и ведения военных действий, но и посылать артиллерийские снаряды и ракеты в сторону противника через территорию нейтрального государства.

В случае покушения на нейтралитет - нарушения воздушного пространства нейтрального государства самолетами воюющих оно имеет право на самооборону, т. е. применение вооруженной силы. Если нейтральное государство узнало о начале военных действий, а на его территории в это время имелись военные самолеты воюющего государства, то им должно быть указано время, в течение которого они -обязаны покинуть территорию страны. Возможно задержание военных самолетов воюющих и интернирование их экипажа в случае неумышленного пересечения воздушной границы нейтрального государства, например, аварии. Подлежат интернированию самолеты воюющих и их экипаж независимо от того, вынужденно или добровольно перелетели они на нейтральную территорию.

Недопустимо также нападение воздушных сил воюющих на гражданские самолеты нейтральных государств над открытым морем.

В условиях современного развития военной техники, отсутствия договора о нейтрализации космоса возникает опасность нарушения нейтралитета государств воюющими со стороны космического пространства. Это пространство, как известно, не находится под суверенитетом государств. Но если воюющие нарушат неприкосновенность сухопутной, морской или воздушной территории нейтрального государства военными действиями из космоса, то такие действия нужно рассматривать как нарушение нейтралитета. Причем не имеет значения, произошло ли это нарушение случайно, вследствие могучей разрушительной силы примененного воюющими оружия или в силу других причин. Исходя из права на самооборону, нейтральное государство может оказать в таком случае сопротивление агрессору. Неспособность же нейтрального государства защитить себя от военного нападения из космического пространства не должна вести к изменению прав и обязательств нейтрального государства вообще131. Интересы мира во всем мире требуют, чтобы космическое пространство использовалось только в мирных целях. Шаг к этому уже сделан. Как известно, московским договором от 5 августа 1963 г. запрещены испытания ядерного оружия под водой, в воздушном и космическом пространстве.

Резолюция 1884 (XVIII), принятая 17 октября 1963 г. Генеральной Ассамблеей ООН, ‘приветствует решение СССР и США не размещать в космосе объекты с ядерным оружием и призывает все государства «воздержаться от вывода на орбиту вокруг земли каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения...» 132. Это подтверждено и в открытом для подписания договоре об основных принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Тем самым государства взяли на себя обязательство в отношении ядерной демилитаризации космоса.

Правила нейтралитета во время сухопутной, морской или воздушной войны исходят из принципа беспристрастия нейтрального государства. Но это беспристрастие нельзя понимать в том смысле, что нейтральная сторона должна быть беспристрастной морально. В частности, неправ русский юрист Л. Камаровский, который требовал, чтобы печать нейтрального государства «сохраняла беспристрастное отношение к воюющим» 133.

Психологическая война, по мнению известного американского специалиста по ведению подрывной пропаганды Поля Лайибарджера, уже со времени первой мировой войны «из случайного оружия превратилась в один из главных военных инструментов»134. Империалистические страны взаимно стремились использовать идеологические органы нейтральных государств в своих интересах 135. С другой стороны, некоторые нейтральные государства пытались заниматься контролем печати, радио и т. п., чтобы добиться их беспристрастия. В этом отношении интересно положение прессы Швейцарии во время второй мировой войны. Накануне войны германские газеты писали, что критика нацистской Германии в швейцарских газетах и предоставление убежища противникам нацистского режима несовместимы с политикой швейцарского нейтралитета. Германия предложила Швейцарии заключить договор о прессе, по которому последняя брала бы на себя обязательство регулировать печать. Швейцария отказалась от такого предложения. Но отдел генерального штаба Швейцарии, занимающийся прессой и радио, 6 января 1940 г. установил для публикации материалов некоторые общие принципы: публикуемая информация не должна иметь одностороннего характера; было запрещено давать советы воюющим, предсказывать успехи, поражения одной из сторон38. Подобные правила деятельности прессы были направлены на то, чтобы утвердить принцип беспристрастия печати. Но международное право не налагает обязанности на граждан и органы нейтрального государства сохранять «идеологический нейтралитет». Следует отличать правовое положение нейтрального государства от идеологических, моральных позиций его общественных организаций, печати. Эти органы могут выражать своп симпатии или антипатии к одной из воюющих сторон. Например, правомерно моральное сочувствие нейтрального государства народам стран, вынужденных участвовать в несправедливой империалистической войне. В. И. Ленин говорил: «Ставши нейтральной страной, Российская Советская республика пользуется обращением к ней президента Вильсона, чтобы выразить всем народам, гибнущим и страдающим от ужасов империалистической войны, свое горячее сочувствие...»39.

Демократическому духу международного права противоречит использование идеологических органов нейтрального государства той воюющей стороной, которая является агрессором, или запрещение высказываний против агрессора. Нейтральное государство должно препятствовать пропагандистской деятельности агрессора, если он использует для этого территорию или органы данного государства.

Таким образом, международиоправовой обязанности нейтрального государства соблюдать беспристрастие в моральном плане не существует.

В связи с тем, что империалистические державы не оставляют попыток вести агрессивные войны, и так как ведутся справедливые национально-освободительные войны, международные соглашения о правилах военного нейтралитета не потеряли своего значения. С точки зрения международного права они являются действительными.

Выполнение правил нейтралитета способствует созданию мирных зон во время войны. Существование нейтральных го-, сударств ограничивает театр войны, т.о есть создаются определенные зоны, свободные от военных действий. Чем больше нейтральных государств в конкретной войне, тем обширнее мирные зоны. Этим самым нейтральные государства оказывают положительное влияние на воюющих, побуждают к заключению мира. «Нейтральные более всего заинтересованы в том, чтобы война была локализована (ограничена площадью своего проявления) и возможно кратковременна, - писал известный русский юрист Л. Камаровский, - поэтому усилия их должны направляться к устранению всего, что может питать или поддерживать войну» 136.

Правила нейтралитета дают юридическую возможность нейтральным государствам защищать свои права и интересы, а также связать действия воюющих определенными правовыми рамками. Они дают основание для предъявления агрессору после окончания войны справедливых требований о возмещении ущерба и наказания его за нарушения нейтралитета.

Еще по теме § 2. Основные права и обязанности нейтральных государств:

  1. § 2. Права и обязанности постоянно нейтрального государства
  2. § 4. Вопрос о совместимости обязательств постоянно нейтрального государства с обязанностями члена ООН
  3. 5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств
  4. 5.5. Правосубъектность постоянно нейтральных государств
  5. 12. Какие основные права и обязанности работодателя закреплены в ТК?
  6. 11. Какие основные права и обязанности работника предусматривает ТК?
  7. § 2. Права и обязанности в контексте юридико-антропологического анализа отношений человека и государства
  8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ
  9. 11.5. Основные права и обязанности работников и работодателей

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в ка­ких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь та­кое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничест­ва между государствами. Таким образом, постоянный нейтра­литет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является за­ключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наде­ляемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто­янно-нейтральное государство должно соблюдать правила ней­тралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной вой­не (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвен­ция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не мо­жет допускать использования своей территории, включая воз­душное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указан­ного права является выбор государством способов установле­ния статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполага­ет, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних ак­тов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Авст­рия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под­писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос­становлении независимой и демократической Австрии, в кото­ром союзные в ходе Второй мировой войны великие держа­вы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным Договором.

Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать созда­ния военных опорных пунктов чужих государств на своей тер­ритории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегу­лированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единст­во и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной цело­стности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Дру­гие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным госу­дарством и отказывается от участия в каких-либо военных сою­зах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте ино­странных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержа­ние указанных документов и закрепляется положение, согласно

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркмени­стана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международ­ного права - государство - может обладать статусом постоянно­го нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоян­но-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоян­но-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфлик­тах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «пра­во на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблю­дения международных обязательств, создает тем самым для го­сударств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

Еще по теме § 4. Постоянно-нейтральные государства:

  1. 4.ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
  2. 10.3. теория несовершенной информации и отсутствие нейтральности денег
  3. ОТСУТСТВИЕ НЕЙТРАЛЬНОСТИ ДЕНЕГ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
  4. ОТСУТСТВИЕ НЕЙТРАЛЬНОСТИ ДЕНЕГ И ОБРАТНАЯ ПРИЧИННОСТЬ
  5. 3.Компетенция арбитражных судов по Киевскому соглашению sssnКомпетентный суд государства-участника СНГ вправе рассматривать упомянутые в ст. 1 Киевского соглашения споры, если на территории данного государства-участника СНГ ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска. Однако если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств-участников СНГ, то спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору ис
  6. Проблема постоянных издержек в линейном программировании. Мини-кейс "На кондитерской фабрике". Акт 3 (Проблема учета постоянных издержек)
  7. Общее учение о государстве (определение государства; признаки государства; дело государства)

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -

Нейтральные государства Европы , которые еще в обозримом прошлом таковыми являлись, все чаще стали совершать шаги, которые совершенно не вяжутся с их статусом. Речь идет о нейтралах холодной войны: Австрии, Финляндии , Швеции и Швейцарии . Следует заметить, что первые две страны не участвуют в военных конфликтах относительно недавно, со времен Второй мировой. Что же касается Швеции, то она не вступает в военные блоки более двухсот лет, а Швейцария – сохраняет нейтралитет с 17 века. Однако за последние 10 лет многие страны пересмотрели приоритеты своей внешней политики.

В чем проявлялся нейтралитет этих стран раньше?

1. Финляндия и Австрия во Вторую мировую были на стороне Германии, Австрия была ей полностью подконтрольна.

2. Главную роль в их воздержании от последующего участия в военных блоках сыграл СССР, который вывел Финляндию из войны, разгромив ее. А также захватил Австрию. Эти страны заплатили за свою свободу принятием нейтралитета.

3. Швеция в свое время пустила по своей территории немецкие войска, а Швейцария хранила в своих надежных банках награбленное немцами в европейских странах добро. При этом, эти страны считаются нейтральными.

4. В Австрии нейтралитет прописан законом, в Финляндии и Швеции – нет.

5. Эти три государства не используют такой термин, как нейтралитет, они всегда говорят о неприсоединении. То есть неучастие в военных союзах, и возможность участия в военных конфликтах.

6. Эта обтекаемая и неоднозначная формулировка перестала иметь значение в 1995 году, после того, как все три государства стали членами Европейского Союза. По законам Союза все страны обязаны помогать другим членам ЕС при возникновении любых военных конфликтов и операций.

7. Эти страны, входящие в ЕС, но желающие отличатся от других его членов, стали «особыми». Они входят в Альянс, но сохраняют нейтралитет.

8. Финляндия, Швеция и Австрия находятся в постоянном сотрудничестве с НАТО, проводят совместные учения и программы. Однако вступать в эту организацию страны не спешат, так как считаются с мнением населения, которое против в подавляющем большинстве.

9. Вот и получается, что страны вроде как равные всем остальным, но «с изюминкой».

Чем выделилась Швейцария?

Швейцария никогда не отрицала термина «нейтральный», в отличие от своих соседок, которые настаивают на другом статусе.

До недавнего времени эта страна избегала участия даже в международных организациях и союзах. Чего стоит только тот факт, что в ООН Швейцария вступила лишь в 2002 году, а о Европейском Союзе и НАТО здесь и слышать не хотят.

Благодаря своей действительно нейтральной политике эта страна всегда принимает на своей территории различные форумы, на которых поднимаются сложные дипломатические вопросы и споры (Давосский).

Как себя ведут неприсоединившиеся государства?

1. В 2006 году власти Швеции и Финляндии решили присоединиться к натовским силам быстрого реагирования. Этот факт стал известен населению стран только после проведения выборов, так как до них власти опасались предсказуемой негативной реакции людей.

2. Желание примкнуть к НАТО впоследствии оправдали близостью границ РФ.

3. Эксперты полагают, что на самом деле власти этих стран были обеспокоены строительством «Северного потока», завершение которого приведет к перестановке сил в данном регионе.

4. После грузино-южноосетинского конфликта в Швеции и Финляндии стало больше сторонников вступления этих государств в НАТО.

5. Все неприсоединившиеся государства входят в программу «Партнерство во имя мира».

6. Совсем недавно Швеция решила подсобить коалиционным войскам и отправила в небо над Ливией 8 своих боевых судов. Около полутысячи шведских солдат находятся сейчас в Афганистане. При этом военные суда над Ливией находятся в особенном статусе: они имеют право открыть огонь лишь в случае опасности нападения на них и не могут атаковать наземные цели.

Долго ли нейтральная Швейцария сможет оставаться таковой?

Швейцария по праву носит звание самой нейтральной страны мира сотни лет. Однако и ей эксперты пророчат скорую смену вектора внешней политики.

Вступления в ООН «обошлось» Швейцарии отправкой в Косово двухсот своих миротворцев.

В 2009 Швейцария разгласила секретные сведения о счетах своих банков, сделанных гражданами Соединенных Штатов. На родине их подозревали в неуплате налогов. Вашингтон прессинговал швейцарцев очень долго.

Потом был скандал с арестом Полански, после которого многие европейцы и американцы стали обвинять Швейцарию в пресмыкательстве перед Штатами.

Настоящей звонкой пощечиной для Швейцарии стал скандал с Ливией в 2008 году, после задержания сына Каддафи в Женеве. В отместку Каддафи арестовал в своей стране швейцарских бизнесменов. В итоге сына Каддафи отпустили, а президент Швейцарии поехал в Триполи, чтобы извиниться перед ливийским диктатором лично. Швейцарцы были возмущены и стали подумывать о том, что их положение на международной арене хуже некуда, да и перспектива остаться без союзников не внушает оптимизма.

Какие факторы вызвали смену тренда во внешней политике страны?

Эксперты отмечают следующие факторы:

1. На территории Европы нет серьезных и крупных войн.

2. С недавних пор Европа перестала строго делиться на Восточную и Западную, а значит, пропала и необходимость балансировать.

3. Противники североафриканского региона и Азии не будут вникать в детали внешнеполитических особенностей страны, равно как и террористические организации, которые не выделяют никаких европейских государств и на статусы не обращают внимания.

4. В мире выстаивается биполярная система, и нейтралов это совсем не радует, особенно, если учесть что второй полюс – это Китай.

Нейтральные государства понимают, что пришло время делать цивилизованный выбор.