Виды и типы торговых посредников. Агентирование и типы агентов Правоотношения между агентом и принципалом

Типы агентов

Нет ничего более далекого от истины, чем тот «стереотип» агента ЦРУ, который появляется в некоторых фильмах, телевизионных передачах и романах. На самом деле он совсем не таков. Гамма типажей агентов ЦРУ весьма разнообразна - от университетских чистюль, лишенных морали, убежденных приверженцев буржуазной идеологии превосходства американцев над всем остальным миром и безответственно заявляющих, подобно нацистским военным преступникам, «я только выполнял приказы», до субъектов, даже не догадывающихся о том, кто пользуется плодами их работы. К первому типу относятся тысячи кадровых работников, начиная с Аллена Даллеса, за которым следуют Ричард Биссел, Уильям Колби, Ричард Хелмс и др. Второй тип - это тысячи политических деятелей, преподавателей, журналистов, работников органов безопасности и разведки, вплоть до случайных людей, привлеченных к этой работе. Все они обрабатываются, вербуются посредниками, которые ведут с ними переговоры, которым за определенную плату они вручают «плоды своего труда» и от которых получают директивы, зачастую в виде тонко завуалированных подсказок. Разумеется, в официальных инстанциях существует точное определение всех типов агентов.

Обычно один кадровый работник является ответственным за оперативную группу и руководит ею после того, как уточнены все основные моменты плана действий. Этот работник может быть начальником отделения ЦРУ, начальником одного из отделений в главных городах страны или любым из кадровых агентов, входящих в данную группу. Это лицо называется главным агентом. Зависящие от него называются второстепенными или подчиненными агентами; они выполняют директивы, которые им дает начальник группы. Поскольку принцип разобщенности является основным правилом безопасности, не исключено, что подчиненные агенты не знают друг друга.

Лица, имеющие определенное задание, называются оперативными агентами. Это агенты, передающие информацию о деятельности политических организаций, государственных органов и т. д., журналисты, выполняющие определенное задание в области пропаганды и др. Оперативные агенты могут знать о характере выполняемой ими работы, но могут и не догадываться, как используются те или иные данные или сведения. В области научных исследований, например, имеется немало случаев, когда работы представителей «чистой» науки тщательно классифицировались центральными органами ЦРУ, дополнялись другими разработками, в результате чего получался в высшей степени взрывоопасный материал. Об этом свидетельствуют и разоблачения, сделанные НАКЛА. Так действует механизм, составной частью которого являются не только Управление разведки и научных исследований госдепартамента и другие государственные органы, но также и фонды, покровительствующие наукам и искусству (Фонды Форда, Рокфеллера, Карнеги и др.).

Оперативные агенты связаны с агентами-помощниками или связниками, которые обычно поддерживают контакт с работником ЦРУ. Но бывают случаи, когда имеются два промежуточных связника. Многие из агентов-помощников предоставляют свой дом для встреч, постов подслушивания, наблюдательных пунктов и т. д. Иногда они исполняют функции посыльного и другие подобные поручения.

Все эти факты позволяют сделать заключение, что реальный штат агентов ЦРУ и других органов «разведывательного сообщества» намного превосходит официальные данные. Наряду с кадровыми работниками-американцами в каждой стране западного мира существует широкий круг «национальных» агентов; некоторые из них (а таких большинство) работают в течение многих лет, другие же используются (это принятое выражение) в течение короткого времени, пока не «сгорят» или не оставят работу, ради которой были привлечены. Иногда, при особых обстоятельствах, происходит вербовка целых национальных групп. К уже известным случаям вербовки филиппинцев, мео, нюнг, таиландцев, тибетцев следует добавить - это представляет большой интерес для Латинской Америки - вербовку кубинских контрреволюционеров «гусанос».

В свое время газета «Майами геральд» сообщила, что в период между 1962 и 1968 годами ЦРУ были завербованы для различных целей тысячи «гусанос». По утверждению газеты, ЦРУ организовало при университете в Майами под маркой завода электронных изделий центр подготовки, занимавший площадь более 600 га; в нем осуществлялось военизированное обучение. Впрочем, известно, что университет в Майами является центром антикубинского шпионажа, где, не делая из этого никакого секрета, работают над «изучением» особенностей новой Кубы и вырабатывают контрреволюционную стратегию.

Из книги Информационные войны и будущее автора Автор неизвестен

Типы свободного насилия Хотя сфера свободы кажется не поддающейся научному изучению, однако она может исследоваться постольку, поскольку находит определенные формы своего эмпирического воплощения. И здесь особый интерес представляют те формы насилия, которые

Из книги Предавшие СССР автора Стригин Евгений Михайлович

5.9. «Появление» агентов влияния 5.9.1. Из разговора о политике вообще, перейдём ближе к теме книги - к так называемым агентам влияния.Напомним, что к концу 80-х годов КГБ сумел приобрести важных агентов в американских спецслужбах, которые выдали многих изменников Родины,

Из книги Переводы польских форумов за 2007 г. автора Автор неизвестен

19 июля 2007 Интерфакс: В Белоруссии задержали агентов польской разведки http://serwisy.gazeta.pl/swiat/1,34180,4312655.htmlInterfax: Na Bia?orusi zatrzymano agent?w polskiego wywiadukralik111- Не надо было долго ждать результатов деятельности господина Мацеревича… ((Abhaod- на Востоке без перемен… на Западе

Из книги В защиту науки №6 автора Кругляков Эдуард Павлович

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

Типы властной селекции В достаточно большом обществе возможны четыре типа властной селекции: насилие, родократия, капиталократия, политократия.Насильственная смена элиты как тип властной селекции хорош для нестабильного общества, поскольку ломает все социальные

Из книги Против интеллектуальной собственности автора Кинселла Стефан

Типы ИС Интеллектуальная собственность - это широкое понятие, которое охватывает несколько различаемых законом типов прав, происходящих от разных видов творческой работы и, так или иначе, связанных с идеями. ИС - это права на нематериальные вещи - идеи сами по себе

Из книги Литературная Газета 6376 (№ 24 2012) автора Литературная Газета

Агентов нужно знать в лицо Агентов нужно знать в лицо ЗЛОБА ДНЯ В Государственной Думе продолжается обсуждение законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих

Из книги Как за 50 евро слетать в Европу [Готовые решения для экономных путешественников] автора Бородин Андрей

Типы лоукостеров Стремительное развитие рынка постепенно привело к тому, что среди низкобюджетных компаний наметилась своя специализация. Остановимся вкратце на основных типах

Из книги Масонский след Путина автора Форд Эрик

Типы зомбирования.

Из книги Фейсбук с привкусом Лубянки автора Станкевич Ян

Типы сетюлей Замкнутая система, как мы уже с вами знаем, диктует свои законы поведения и жизни в ней. По аналогии с животным миром нашей планеты, в котором есть самые разные животные, насекомые и птицы, система Фейсбук точно так же имеет свои типы сетюлей, которые

Из книги Своя разведка автора Ронин Роман

1. Типы взрывных устройств [По книге С.А. Ивлиева и др. «Поиск и обезвреживание взрывных устройств» (Москва, 1996).]ВУ могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу действия.Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке

Из книги Разруха в головах. Информационная война против России автора Беляев Дмитрий Павлович

О регистрации агентов влияния в США Закон «О регистрации агентов влияния» (FARA) принят в США, ни много ни мало, аж в 1938 году. Между прочим, главе Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой, тогда еще не обремененной американским гражданством, тогда было 11 лет.Ради

Из книги Новая национальная идея Путина автора Эйдман Игорь Виленович

Печальная участь иностранных агентов Перекрытие основных источников финансирования работающих в России НКО не убедило американские власти в том, что пора уже прекратить порочную практику влияния на политические процессы в суверенной стране.«Однако, как сообщил

Из книги Социализм и судьба России автора Попов Евгений Борисович

Советские социокультурные типы В СССР можно было выделить несколько социокультурных типов людей со схожей социальной психологией, практиками, мировосприятием, габитусом, если пользоваться терминологией Бурдье.Основные советские типы: «работяги», «интеллигенты»,

Из книги автора

Московские типы Представляю читателям серию иронических очерков, посвященных наиболее характерным для нашего времени социальным

Из книги автора

2.1.1 Типы хозяйственного механизма Истории известны два типа управления и два типа элементарных хозяйственных механизмов.Наиболее древним является плановый хозяйственный механизм. Любой человек действует по плану, который он разрабатывает сам или ему разрабатывают

Читайте также:
  1. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  2. Договор комиссии. Отграничение договора комиссии от смежных договоров (агентирование, поручение).
  3. Морская перевозка груза. Судовладелец и его коммерческие представители. Морское агентирование.
  4. Процедура поиска и выбора агентов. Агентское соглашение
  5. Этиология опухолей. Классификация бластомогенных агентов. Канцерогенные вещества экзо- и эндогенного происхождения. Методы экспериментального воспроизведения опухолей.
Самой распространенной формой посредничества является агентирование, т. е. такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем. Агент - лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара, поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар. Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношение уже не двух, а трех субъектов. Различают несколько типов агентов:- агенты производителей;- полномочные агенты по сбыту;- агенты по закупкам.Агенты производителей (представители производителей) - представляют интересы двух или нескольких производителей дополняющих друг друга товаров.Полномочные агенты по сбыту получают право на сбыт всей продукции и представляют собой как бы отдел сбыта, но не входят в структуру фирмы-производителя, а взаимодействуют с ней на договорных условиях. Агенты по закупкам чаще всего занимаются подбором нужного товарного ассортимента (например, для мелких розничных торговцев).Правовой основой осуществления подобных отношений служит агентское отношение(агентский договор), заключаемое между принципалом и агентом. По этому договору агент обязуется от имени принципала продать (или купить) товар на указанных в договоре условиях. Основой такого договора среди прочих выступают два ключевых условия - цена товара и размер агентского вознаграждения.

Среди посредников выделяют следующие их виды - оптовые фирмы, дистрибьюторы, дилеры, агенты, брокеры, коммивояжеры, джобберы и т.п. Рассмотрим основные из них.

Механизм принятия решений о каналах распределения, основывается на экономической и технологической целесообразности движения товара по такому пути, чтобы принести выгоду производителю, посредникам и конечному потребителю. Если любой элемент цепочки не получит рассчитываемую выгоду, канал распределения будет неэффективен.

Сбытовые агенты - лица, представляющие интересы определенных производителей при сбыте их товаров Сбытовые агенты получают свое вознаграждение в виде комиссионных. Они не покупают товары в собственность, однако иногда располагают товарными запасами на условиях консигнации - оплата за реализованный товара через определенные равные периоды времени.



Различают агента производителя и агента по сбыту. Агент производителя продает часть продукции производителя, ограничивается какой-то географической территорией, имеет товарный запас на условиях консигнации.

Агент по сбыту - обслуживает потребителей определенной отрасли независимо от местоположения. Сбытовые операции осуществляются со склада производителя. Агенты могут быть зависимыми от поставщика и независимыми. В случае зависимости от поставщика они могут не иметь права распространять аналогичные товары поставщиков-конкурентов.

Использование сбытовых агентов целесообразно в случае, если производитель изготавливает один или очень узкий ассортимент товаров с ограниченным объемом сбыта в каждом из районов рынка. Оптовая фирма не будет уделять особого внимания одному товару, имеющему ограниченный рынок. Агент торгует не более чем 30-тью наименованиями и более внимательно отнесется к товару.

Основные преимущества сбытовых агентов:

1. Сбытовые расходы невысоки - 5-6% от объема сбыта, в то время как у оптовых фирм - 13 - 25%.



2. Сбытовые агенты любого типа полезны при выходе на новые рынки с новым товаром. Он имеет обширные деловые связи и контакты и приложит максимум усилий для популяризации товара на новом рынке.

3. Качество деятельности сбытовых агентов выше, чем у оптовых фирм, поскольку уже ассортимент товаров (до 30 наименований).

К недостаткам сбытовых агентов можно отнести следующие:

1. Деятельность сбытовых агентов не может столь же полно контролироваться как деятельность своего отдела сбыта.

2. Отсутствует гибкость в ситуации, когда обстановка требует конкуренции по основным элементам маркетинга - снижение цены, скидки, льготные условия платежа, оказание дополнительного комплекса услуг и т.п.

3. При значительном объеме продаж, стоимость реализации через агента плюс расходы на физическое распространение могут составить довольно дорогую систему сбыта.

4. Агент, который обслуживает несколько поставщиков служит объектом конкуренции производителей.

5. Агенты чаще всего не могут оказать услуги по послепродажному обслуживанию, поскольку не имеют своих мощностей.

Сбытовые агенты работают на основе заключения агентских соглашений - это соглашения, заключаемые между фирмой и ее торговым агентом на неопределенное время с правом расторгнуть их в оговоренные сроки. Различают соглашения по объему прав и обязанностей сторон. Выделяют также соглашения с предоставлением исключительного права.

Всех агентов можно разделить на пять групп, по типу обработки воспринимаемой информации:

Агенты с простым поведением.

Агенты с поведением, основанным на модели.

Целенаправленные агенты.

Практичные агенты.

Обучающиеся агенты.

Можно предложить немало различных оснований для построения классификаций агентов. Наиболее очевидными являются критерии классификации, связанные с полярными шкалами «естественное – искусственное» и «материальное – виртуальное». По первому критерию, выделяются:

  • натуральные агенты – животное, человек, стада животных, коллективы людей;
  • искусственные агенты – роботы, коллективы автоматов, сложные компьютерные программы.

Согласно второму критерию, все искусственные агенты подразделяются на:

  • материальных , физически существующих и работающих в реальном пространстве, например, интегральные роботы, наделенные различными средствами «очувствления», манипуляторами или педипуляторами;
  • виртуальных , существующих лишь в некоторой программной среде (виртуальном пространстве), которых нередко можно представить как роботов, занятых не физической, а информационной работой; такие «программные роботы» (software robots) называют сокращенно софтботами (softbots).

Еще одна пара взаимосвязанных критериев классификации опирается на дихотомии «сосредоточенное – распределенное» и «неподвижное – подвижное». Примером неподвижного агента служит промышленный манипуляционный робот, а примером мобильного – программный поисковый агент, мигрирующий по компьютерной сети в целях отыскания нужной информации. Подчас мобильные программные роботы трактуются как распределенные, чисто коммуникативные агенты, которые не имеют собственных средств восприятия и осуществления действий (поэтому они не манипулируют никакими объектами), а лишь используют располагаемые ресурсы для коммуникации с другими агентами и миграции по сети в поисках релевантных данных и процедур. Наоборот, точно локализованные агенты в некотором смысле противоположны коммуникативным: они не могут двигаться по сети и обычно не обладают способностью к представлению среды, а их общение с другими агентами происходит не напрямую, а косвенно, через механизмы восприятия и действия.

Важным основанием для классификации служит наличие (отсутствие) у агентов характеристик обучаемости или адаптивности. У обучаемых агентов поведение основано на предыдущем опыте.

Еще одним важнейшим основанием для классификации искусственных агентов служит принятие либо психологической, либо биологической метафоры при рассмотрении природы их действий (дихотомия «психологическое – биологическое»). В одном случае, речь идет о трактовке агентов как квазисубъектов, самостоятельно решающих встающие перед ними задачи, а в другом они уподобляются простейшим организмам, непосредственно реагирующим на изменения среды в интересах выживания и адаптации.

В целом данная типология агентов тесно связана с классической проблемой взаимодействия «субъект – объект». Уровень субъектности агента непосредственно зависит от того, наделен ли он символьными представлениями, требующимися для организации рассуждений, или в противоположность этому он работает только на уровне образов (субсимвольном), связанных с сенсомоторной регуляцией. Тогда классификацию агентов можно построить по следующей схеме:

По первому признаку, выделяются интеллектуальные (когнитивные, рассуждающие, коммуникативные, ресурсные) и реактивные агенты. Интеллектуальные агенты обладают хорошо развитой и пополняемой символьной моделью внешнего мира, что достигается благодаря наличию у них базы знаний, механизмов решения и анализа действий. Близкий термин «рассуждающий» зарезервирован для обозначения агента, который на основе символьной модели внешней среды способен проводить собственные рассуждения, например, используя метод сравнения по образцу, и на их основе принимать самостоятельные решения или выполнять действия, изменяющие среду.

Небольшое различие между этими типами интеллектуальных агентов связано с расстановкой акцентов на тех или иных интеллектуальных функциях: либо на получении знаний о среде, либо на рассуждениях о возможных действиях. У коммуникативных агентов внутренняя модель мира превращается главным образом в модель общения, состоящую из моделей участников, процесса и желаемого результата общения. Наконец, база знаний ресурсного агента содержит в основном знания о структуре и состоянии ресурсов, определяющих различные формы поведения.

У полноценного интеллектуального агента обязательно должны присутствовать как минимум четыре перечисленных функции: когнитивная, рассуждающая (а, в более общем контексте, регулятивная), коммуникативная и ресурсная.

В то же время реактивные агенты не имеют ни сколько-нибудь развитого представления внешней среды, ни механизма многошаговых рассуждений, ни достаточного количества собственных ресурсов. Отсюда вытекает еще одно существенное различие между интеллектуальными и реактивными агентами, связанное с возможностями прогнозирования изменений внешней среды и, как следствие, своего будущего. В силу вышеуказанных недостатков реактивные агенты обладают очень ограниченным диапазоном предвидения. Они практически не способны планировать свои действия, поскольку реактивность в чистом виде означает такую структуру обратной связи, которая не содержит механизмов прогноза. Тогда как интеллектуальные агенты, благодаря богатым внутренним представлениям внешней среды и возможностям рассуждений, могут запоминать и анализировать различные ситуации, предвидеть возможные реакции на свои действия, делать из этого выводы, полезные для дальнейших действий и, в результате, планировать свое поведение. Именно развитые когнитивные и делиберативные способности позволяют таким агентам строить виртуальные миры, работая в которых они формируют планы действий.

Интеллектуальные агенты, будучи значительно автономнее реактивных, имеют куда ярче выраженную индивидуальность и характеризуются целесообразным поведением в сообществе агентов, а также стремлением использовать ресурсы других агентов для достижения собственных целей. В то же время, реактивные агенты, как это видно из самого их названия, работают в основном на уровне стимульно-реактивных связей, обладая очень бедной индивидуальностью и сильной зависимостью от внешней среды (сообщества агентов). Результаты сравнительного анализа реактивных и когнитивных агентов представлены в таблице.

Характеристики Когнитивные агенты Реактивные агенты
Внутренняя модель внешнего мира Развитая Примитивная
Рассуждения Сложные и рефлексивные рассуждения Простые одношаговые рассуждения
Мотивация Развитая система мотивации, включающая убеждения, желания, намерения Простейшие побуждения, связанные с выживанием
Память Есть Нет
Реакция Медленная Быстрая
Адаптивность Малая Высокая
Модульная архитектура Есть Нет
Состав многоагентной системы Небольшое число автономных агентов Большое число зависимых друг от друга агентов

Далее, по типу поведения интеллектуальные агенты делятся на интенциональных и рефлекторных, а реактивные – на побуждаемых (импульсивных) и трофических. Большинство интеллектуальных (когнитивных) агентов можно отнести к числу интенциональных . Подобные агенты наделены собственными механизмами мотивации. Это означает, что в них так или иначе моделируются внутренние убеждения, желания, намерения и мотивы, порождающие цели, которые и определяют их действия.

В свою очередь, модульные или рефлекторные агенты не имеют внутренних источников мотивации и собственных целей, а их поведение характеризуется простейшими (одношаговыми) выводами или автоматизмами.

Таким образом, они представляют собой граничный случай понятия когнитивного агента и могут использоваться как «вспомогательные агенты». Данные агенты способны отвечать на вопросы и выполнять задания, которые ставят перед ними другие агенты, но решение этих задач не приводит к появлению у них собственных целей. Типичными примерами таких вырожденных агентов являются системы поиска в базах данных и простейшие логические регуляторы.

В свою очередь, реактивные агенты содержат как бы скомпилированные знания о требуемых действиях: им не надо строить подробное внутреннее представление внешней среды, поскольку вполне достаточными оказываются реакции на набор предъявляемых ситуаций, т.е. характер их реакций определяется только текущей информацией.

По сложности этих реакций и происхождению источников мотивации реактивные агенты подразделяются на импульсивных и трофических агентов. В случае трофических агентов поведение определяется простейшими трофическими связями (типа «кто кого ест»). Фактически оно сводится к ответу на стимулы, поступающие из внешней среды (собственных мотивов и целей нет), т. е. полностью определяется ее локальным состоянием. Типичной моделью подобных агентов являются клеточные автоматы, где основными параметрами выступают: радиус восприятия агента, количество условных единиц питания во внешней среде и энергетическая стоимость единицы. Здесь каждый трофический (по сути, ситуационный) агент обладает небольшим набором ситуационных правил, задающим его реакции на сигналы из среды. Примерами подобных правил служат выражения типа «если в радиусе восприятия есть единица питания, то направиться к ней» или «если в радиусе восприятия не обнаружена единица питания, то случайным образом выбрать один из свободных соседних квадратов и передвинуться в этот квадрат».

Между тем, реактивные агенты, называемые импульсивные , также могут иметь примитивный механизм мотивации, толкающий их на выполнение задачи, например, удовлетворение набора жизненных потребностей. Речь идет о поддержании энергетического баланса или, в более широком плане, об условиях выживания агента. Действие механизма самосохранения у агента характеризуется способностями определения и увеличения расстояния границ своего существования. Побуждению к какому-нибудь действию импульсивного агента основывается на таких факторах, как отклонение некоторой жизненно важной переменной (потребности) от нормы и веса (субъективная важность) этой потребности.

Итак, когнитивные агенты, благодаря их сложности, наличию знаний и способностей к рассуждениям о своем поведении и внешней среде, могут быть более автономными, чем реактивные. Они работают относительно независимо, демонстрируя достаточно гибкое поведение. Но все та же сложность автономных агентов, выливающаяся в способность противиться внешним воздействиям, вызывает определенные трудности при организации их эффективного взаимодействия. Поэтому в составе , включающей только интеллектуальных агентов, как правило, присутствует не более 7 + 2 автономных единиц.

Напротив, довольно простая структура реактивных агентов, обусловливает их жесткую зависимость от среды. Следовательно, их возможности сравнительно невелики, когда они функционируют в одиночку и ограничены своими собственными ресурсами. Однако им легче образовать группу или организацию, способную гибко адаптироваться к изменениям среды под действием механизма естественного отбора. Поэтому реактивные агенты представляют интерес не на индивидуальном, а на коллективном уровне, причем их способности к адаптации и развитию возникают спонтанно в результате локальных взаимодействий. Таким образом, реактивные агенты, которые почти не имеют индивидуальности, растворяясь в общей массе, за счет своего большого числа и избыточности могут решать сложные задачи. В пределе, соответствующие многоагентные системы могут формироваться в результате спонтанных взаимодействий без точной спецификации отдельных агентов. Подобные «тучи» или «рои» (swarms), состоящие из значительного числа подвижных, реактивных агентов, можно сравнить с неким сверхорганизмом. Взаимная адаптация и кооперация клеток в таком организме позволяет создать общую цепь обратной связи, обеспечивающую гомеостазис всей системы.

Интеллектуальные агенты по характеру информационного взаимодействия между собой могут подразделяться на правдивых (стремящихся к передаче истинной информации) и лживых (ориентированных на дезинформацию других агентов).

С уровнем «свободы воли», характером намерений и отношением к партнерам связаны, в частности, представления о благонамеренных (benevolent) и злонамеренных, эгоистических (self-interested) и альтруистических агентах. В частности, полагается, что благонамеренные (доброжелательные) агенты всегда пытаются делать только то, что от них требуется, и избегают конфликтных ситуаций.

Наконец, еще один вариант классификации, где дополнительно к биологическому и психологическому уровням агентообразования вводится социальный и используются аналогии с триадой «растение – животное – человек». По мнению П. Браспеннинга, реактивных, интенциональных и социальных агентов можно уподобить компонентам этой триады. Агенты, подобные растениям, характеризуются реактивностью, выполнением стереотипных программ и посылкой сообщений другим агентам и в среду. Агенты, подобные животным, способны выбирать цели, строить планы действий и обеспечивать их выполнение. Они координируют свои действия, обмениваясь информацией об индивидуальных предпочтениях или задачах. Наконец, гуманоидные агенты, обладая внутренними моделями других агентов (и способностью к рефлексии), характеризуются социальным (ролевым) поведением. Сложность внутренних моделей зависит от уровня знаний и опыта гуманоидного агента.


Тогда как для традиционных структур данных вполне обычными являются, например, алгоритмы сортировки и поиска, то для когнитивных структур данных более приемлемы методы рассуждений. Абстрактные типы данных, используемые вместе с когнитивными структурами данных, часто включают следующие:

вопросы события

факты вре м я

предположения заблуждения

убеждения цель

утверждени я обоснование

заключения

Безусловно, с когнитивными структурами данных можно сочетать и другие типы данных, но приведенные выше являются характеристиками программ, которые используют такие рациональные программные компоненты, как агенты. Эти абстрактные типы обычно реализуются как типы данных, объявленные с помощью ключевых слов struct или class. Напри м ер, так.

Шаблонные и контейнерные С++-классы можно использовать для организации таких когнитивных структур данных, как знания, например, так.

class preliminary_knowledge{ //.. .

map Opinion;

map SimpleKnowledge;

setArgument; //.- .

Методы рассуждений

Под методами рассуждений (см. рис. 12.1) пони м ают дедукцию, индукцию и абдукцию. (Краткое описание этих методов приведено в параграфе 12.1.) Несмотря на то что в агентно-ориентированной архитектуре требуется их использование, не существует конкретных ссылок на то, как они реализуются. Делукция, индукция и абдукция относятся к процессам высокого уровня. Подробности реализации этих процессов - личное дело разработчика ПО. Рассуждение - это процесс выведения логического заключения на основании посылок, истинность которых предполагается или точно установлена. Не существует единственно правильного способа реализации процесса рассуждений, ино г да называе м о г о машиной л и м еха н из м о м) логического вывода. При этом на практике приме н яется н еско л ько распростра н е н ных способов реализации это г о процесса. Напри м ер, можно испо л ьзовать методы прямого построения цепочки (рассуждений от исходных посылок к целевой гипотезе) или обратного построения цепочки (рассуждений от целевой гипотезы к исходным посылкам). Нашли здесь применение методы анализа целей и средств, а также такие алгоритмы обхода графов, как «поиск вглубь» (Depth First Search - DFS) и «поиск в ширину» (Breadth First Search - BFS). Существует также целал совокупность методов доказательства теорем, которые можно использовать для реализации методов рассуждений и механизмов логического вывода. Здесь важно отметить, что класс агента может иметь один или несколько методов рассуждений. Описание самых основных способов их реализации приведено в табл. 12.3.

Таблица 12.3. Основные способы реализации методов рассуждений

Обратное построение цепочки Управляемый целями метод, в котором процесс начинается с предположения, утверждения или гипотезы и стремится найти подтверждающие доказательства

Прямое построение цепочки Управляемый данными метод, который начинается с анализа имею щ ихся данных или фактов и приходит к определенным выводам

Анализ целей и средств Использует множество операторов для последовательного решения подзадач до тех пор, пока не будет решена вся задача в целом

Эти методы достаточно понятны и широко доступны во многих библиотеках, оболочках и языках программирования. Эти методы являются «строительными блоками» для базовых методов рассуждений. Чтобы понять, как происходит процесс рассуждения, используем одно из правил генерирования вывода, а именно молус поненс (правило отделения), и построим простой метод рассуждения. Возьмем следующее утверждение. Если существует автобусный маршрут из Детройта в Нью-Йорк, то Джон поедет в отпуск. Если мы выясним, что автобусный маршрут из Детройта в Нью-Йорк действительно существует, то будем знать, что Джон поедет в отпуск. Правило молус поненс имеет следующий формат.

P = Если су щ ествует автобусный маршрут из Детройта в Нью-Йорк, Q = Джон поедет в отпуск.

Мы могли бы спроектировать простой агент обеспечения решения, который позволит нам узнать, поедет Джон в отлуск или нет. Этому агенту нужно узнать все возможное об автобусных маршрутах. Предположим, у нас есть список автобусных маршрутов:

Толедо-Кливленд Детройт-Чикаго Янгстаун-Нью-Йорк

Кливленд-Колумбус Цинциннати-Детройт Детройт-Толедо

Колумбус-Нью-Йорк Цинциннати-Янгстаун

Каждый из этих маршрутов представляет обязательство, взятое на себя компанией ABC Bus Company. Если наш агент получит доступ к расписанию автобусных маршрутов этой компании, то приведенный выше список маршрутов можно будет использовать для представления некоторой части убеждений нашего агента. Возникает вопрос: как перейти от списка маршрутов к убеждениям? Для начала попробуем разработать простую структуру утверждений.

Затем попытаемся использовать контейнерный класс для представления убеждений нашего агента в отношении автобусных маршрутов.

set BusTripKnowledge ;

Если определенный автобусный маршрут содержится в множестве BusTripKnowledge, то наш агент убежден в том, что в указанное время автобус непременно отправится по этому маршруту из пункта отправления в пункт назначения. Итак, мы можем зафиксировать любой маршрут в соответствии с заданной структурой.

Trip. From. append (" Toledo ") ;
Trip.To.append(«Cleveland») ;
BusTripKnowledge. insert(Trip) ;

Если мы поместим каждый маршрут в множество BusTripKnowledge, то убеждения нашего агента об автобусных перевозках компании ABC Bus Company будут полностью описаны. Обратите внимание на то, что прямого маршрута из Детройта в Нью-Йорк не существует. Но Джон может добраться в Нью-Йорк из Детройта более сложным путем, осуществив следующие переезды автобусом:

из Детройта в Толедо; из Толедо в Кливленд; из Кливленда в Кол^мбус; из Колумбуса Нью-Йорк.

Поэтому, несмотря на то, что компания ABC Bus Company не предоставляет прямого маршрута (из пункта А в пункт Б), она позволяет совершить переезд с большим количеством промежуточных остановок. Задача состоит в следую щ ем: как об этом может узнать наш агент? Агент на основе своих знаний об автобусных маршрутах должен обладать некоторым алгоритмом генерирования вывода о том, су щ ествует ли маршрут из Детройта в Нью-Йорк. Мы используем простой цепной метод. Просматриваем элементы множества BusTripKnowledge и находим первый маршрут из Детройта- из Детройта в Чикаго. Опрашиваем атрибут То этого элемента. Если бы он был равен значению «Нью-Йорк», процесс поиска был бы прекращен, поскольку мы нашли нужный маршрут. В противном случае сохраняем найденный (промежуточный) маршрут в стеке. Затем ищем маршрут с атрибутом From, равным «Чикаго». При этом может оказаться, что таких маршрутов не прелусмотрено вообще. Поскольку далее хранить элемент множества, соответствующий маршруту «Детройт-Чикаго», нет никакого смысла, мы удаляем его из стека, сделав пометку, что этот маршрут уже был рассмотрен. Затем повторяем поиск маршрута с отправлением из Детройта. Находим такой маршрут: «Детройт-Толедо». Проверяем, не равен ли его атрибут То значению «Нью-Йорк», и поскольку наши надежды не оправдались, сохраняем этот элемент в стеке. Затем ищем маршрут с атрибутом From, равным «Толедо». Находим маршрут «Толедо-Кливленд» и также помещаем его на хранение в стек. После это г о просматриваем маршруты в надежде найти элемент, у которого атрибут From был бы равен значению «Кливленд». Для каждо го найденного маршрута проверяем значение атрибута То. Если он равен значению " Нью-Йорк» , то промежуточные маршруты, помещенные в стек, представляют в целом маршрут из Детройта в Нью-Йорк, начало которого находится на «дне» стека, а его конечный пункт - в вершине. Если мы пройдем по всему списку маршрутов и не найдем ни одного с атрибутом То, равным значению «Нью-Йорк», или иссякнут возможные варианты проверки атрибута То для верхнего элемента стека, то мы, извлекал верхний элемент из стека, будем искать следующий элемент, значение атрибута From которого совпадает со значением атрибута То элемента, расположенного в вершине стека. Этот процесс повторяется до тех пор, пока стек не опустеет или мы все-таки не най дем нужный маршрут. Для определения, существует ли маршрут из пункта А в пункт Б, используется в данном случае упрощ ен ный метод DFS (Depth First Search - «поиск вглубь»).

Наш простой агент будет использовать этот DFS-метод для выяснения, существует ли маршрут из Детройта в Нью-Йорк. Выяснив этот факт, агент может обновить свои убеждения насчет Джона. Теперь агент убежден, что Джон поедет в отпуск. Предположим, мы внесли дополнительное прелусловие относительно отпуска Джона.

Если Джон обслужит 15 или больше новых клиентов, его доходы превысят (>) 150000.

Если доходы Джона превысят 150000 и существует маршрут из Детройта в Нью-Йорк, то Джон отправится в отпуск.

Теперь агент должен выяснить, превышают ли доходы Джона лумму 150000 и существует ли маршрут из Детройта в Нью-Йорк. Чтобы выяснить положение дел насчет доходов Джона, агент должен сначала узнать, обслужил ли Джон хотя бы 15 новых клиентов. Предположим, мы уверяем программного агента в том, что Джон обслужил 23 новых клиента. Затем агент должен убедиться в том, что его доходы превышают 150000. На основе содержимо г о множества BusTripKnowledge агент сумел прийти к выволу о существовании маршрута из Детройта в Нью-Йорк. На основании убеждений об автобусных маршрутах и 23 новых клиентах агент использует процесс прямого построения цепочки (т.е. рассуждений от исходных посылок к целевой гипотезе) и приходит к заключению, что Джон таки поедет в отпуск. Формат рассуж-дений этого процесса имеет такой вид.

А -> В (В и С) -> D А С

А=ЕслиДжон обслужит не менее 15 новых клиентов, В = Доходы>150000,

С = Су щ ествует автобусный маршрут из Детройта в Нью-Йорк, D = Джон поедет в отпуск.

В этом примере агент убеждается, что эле м енты А и С истинны. С использование м правил ведения рассуждений агент заключает, что эле м енты В и D равны значению ИСТИНА. Следовательно, агент делает вывод о том, что Джон поедет в отпуск. Подобный вид обработки имеющихся данных можно было бы применить к агенту в ситуации, когда у директора фирмы в подчинении находятся сотни или даже тысячи служащих, и он хотел бы, чтобы агент регулярно составлял почасовой график работы для своих служащих. Директор намерен затем получать от агента справку о том, кто работал, кто находился в отпуске по болезни, а кто - в очередном отпуске и т.д. Агент должен обладать знаниями и полномочиями устанавливать график работы. Каждую неделю агент должен представлять ряд приемлемых графиков работы, очередных отпусков и сведений о пропусках по болезни. Агент в этом случае для получения результата использует простой метод прямого построения цепочки и метод DFS. Чтобы реализовать этот вид рассуждений, мы использовали такие типы данных, как struct и классы стеков и множеств. Эти классы используются для хранения знаний, предположений иметодов рассуждений. Они позволяют реализовать когнитивные структуры данных (Cognitive Data Structures - CDS). Для поддержки процесса рассуждений, а именно при опросе наших структур данных (стека и множества) мы использовали DFS-методы.

При сочетании метода прямого построения цепочки и метода DFS создается процесс, в соответствии с которым одно предположение может быть подтверждено на основе уже принятых предыдущих. Это очень важный момент, поскольку наш агент при достижении цели должен знать, что в действительности следует считать корректным. Такой подход также влияет на отношение к вопросам параллельного программирования. Тот факт, что агент рационален и действует в соответствии с правилами построения рассуждений, позволяет разработчику сосредоточиться на корректном моделировании задачи, выполняемой агентом, а не на стремлении явно управлять параллелизмом в программе. Минимальные требования параллелизма, выражаемые тремя «китами» - декомпозицией, взаимодействием и синхронизацией (decomposition, communication, synchronization - DCS), - по большей части относятся к архитектуре агента. Каждый агент для своего поведения имеет логическое обоснование. Это обоснование должно опираться на хорошо определенные и хорошо понимаемые правила ведения рассуждений. Декомпозиция зачастую выражается в простом назначении агенту одного или нескольких основных указаний (директив). Декомпозиция работ в этом случае должна иметь естественный характер и в конце концов выразиться в параллельных или распределенных программах, которые нетрудно поддерживать и развивать. Взаимодействие агентов проще представить, чем взаимодействие анонимных модулей , поскольку границы между агентами более четки и очевидны. Каждый агент имеет цель, которая лежит на поверхности. Знания, или информация, необходимые каждому агенту для достижения его цели, в этом случае легко определяются. Чтобы позволить агентам взаимодействовать, разработчик может использовать простые MPI-функции или средства взаимодействия объектов, которые являются частью любой CORBA-реализации. При обеспечении взаимодействия агентов самыми сложными являются следующие моменты:

Посредством чего должно происходить взаимодействие;

Кому нужно взаимодействовать;

Когда должно происходить взаимодействие;

Какой формат должно иметь взаимодействие.

Ответы на эти вопросы должны быть изначально заложены в проект агентов. Теперь осталось лишь определиться с физической реализацией взаимодействия агентов. Для этого можно воспользоваться библиотеками, которые поддерживают параллелизм. Наконец, что касается проблем синхронизации, то с ними можно легко справиться, поскольку именно логическое обоснование агента сообщает ему, когда он может и должен выполнять действия. Следовательно, сложные вопросы синхронизации сводятся к простым вопросам сотрудничества. Благодаря этому упрощается и задача разработчика в целом. Теперь рассмотрим базовую структуру агента и возможности его реализации в С++.

Реализация агентов в С++

Рассмотрим упрощенный вариант предыдущего примера агента и продемонстрируем, как его можно реализовать в С++. Цель этого агента - составлять график отпусков и выполнять подготовку к поездкам владельца компании ABC Auto Repair Company. В компании работают десятки служащих, и поэтому у хозяина нет времени заботиться о проведении своего очередного отпуска. Кроме того, если хозяин не получит определенного объема прибыли, об отпуске не может быть и речи. Поэтому владельцу компании хотелось бы, чтобы агент распланировал его отпуска равномерно по всему голу при условии процветания фирмы. По мнению владельца компании, главное, чтобы агент работал автоматически, т.е. после инсталляции на компьютере о нем можно было не беспокоиться. Когда агент определит, что подошло время для отпуска, он должен предъявить план проведения отпуска, забронировать места в отеле и проездные билеты, а затем по электронной почте представить хозяину маршрут. Владелец должен побеспокоиться только о формировании задания для агента. Он должен указать, куда желает отправиться и какой объем прибыли необходимо получить, чтобы запланированная поездка состоялась. Теперь рассмотрим, как можно спроектировать такой агент. Вспомним, что рациональный компонент (см. рис. 12.1) класса агента состоит из когнитивных структур данных и методов рассуждений (стратегий логического вывода). Когнитивные структуры данных (CDS) позволяют хранить убеждения, предположения, знания, заблуждения, факты и пр. Для доступа к этим когнитивным структурам данных в процессе решения проблемы и выполнения задач класс агента использует стратегии логического вывода. Для реализации CDS-структур данных и методов построения рассуждений можно использовать ряд контейнерных классов и алгоритмов, которые содержатся в стандартной библиотеке С++.

Типы данных предположений и структуры убеждений

Этот агент обладает убеждениями о показателях авторемонтной мастерской. Убеждения составляют информацию о том, сколько клиентов обслуживается в час, какова загрузка ремонтных секций в день и общий объем продаж (запчастей и услуг) за некоторый период времени. Кроме того, агент знает, что владелец фирмы любит путешествовать только автобусами. Поэтому агент хранит информацию об автобусных маршрутах, которые могут для отпускника оказаться привлекательными. В программе, насыщенной математическими вычислениями, используются в основном целочисленные значения и числа с плавающей точкой. В графических программах участвуют пиксели, линии, цвета, геометрические фигуры и пр. В агентно-ориентированной программе основными типами данных являются предположения, правила, утверждения, литералы и строки. Для построения типов данных, свойственных агентно-ориентированному программированию, мы будем опираться на объектно-ориентированную поддержку, прелусмотренную в С++. Итак, рассмотрим объявление класса предположения (листинг 12.1).

// Листинг 12.1. Объявление класса предположения
template class proposition {
bool TruthValue; public-virtual bool operator()(void) = О;
bool operator&&(proposition &X);
bool operator||(proposition &X);
bool possible(proposition &X);
bool necessary(proposition &X);

Предположение представляет собой утверждение, тема (предмет) которого подтверждается или отрицается предикатом. Предположение может принять значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. Предположение можно использовать для фиксации одного убеждения, которое есть у агента. Кроме того, в качестве предположения может быть представлена некоторая другая информация, которая предлагается агенту и которую агент необязательно воспринимает как убеждение. Для представления предположений используется когнитивный тип данных, который должен быть таким же функциональным в агентно-ориентированной программе, как целочисленные и вещественные типы данных в математических программах. Поэтому, чтобы обеспечить некоторые основные операторы, применимые к предположениям, мы используем C++-средства перегрузки операторов. В табл. 12.4 показано, как такие операторы преобразуются в логические.

Класс proposition (см. листинг 12.1) представляет собой упрощенную версию (с сокращённым набором функциональных возможностей). Назначение этого класса- сделать использование типа данных proposition таким же простым и естественным, как использование любого другого С++-типа данных. Обратите внимание на слелующее объявление в классе proposition: virtual bool operator()(void) = 0;

Таблица 12.4. Преобразование операторов влогические

Пользовательские C++onepamopы Распространенныелогические операторы

Это объявление чисто виртуального метода. Если в классе объявлен чисто виртуальный метод, это означает, что данный класс - абстрактный, и из него нельзя создавать объекты, поскольку в нем отсутствует определение этого метода. Метод лишь объявлен, но не определен. Абстрактные классы используются для определения стратегий и являются своего рода проектами производных классов. Производный класс должен определить все виртуальные функции, которые он наслелует от абстрактного класса. В данном случае класс proposition используется для определения минимального набора возможностей, которыми может обладать класс-потомок. Необходимо также отметить еще одну важную особенность класса proposition (см. листинг 12.1): это шаблонный класс. Он содержит такой член данных: list UniverseOfDiscourse;

Этот член данных предполагается использовать для хранения значения предметной области, к которой относится предположение. В логике область рассуждения содержит все легальные сущности, которые могут рассматриваться при обсуждении. Здесь мы используем контейнер list. Поскольку в общем случае темы обсуждения могут быть самыми разными, мы используем контейнерный класс. Список UniverseOfDiscourse мы объявляем защищенным (protected), а не закрытым (private), чтобы к нему могли получить доступ все потомки класса proposition. Классу proposition также «знакомы» такие понятия модальной логики, как логическая необходимость и вероятность, которые весьма полезны в агентно-ориентированном программировании. Модальнал логика позволяет агенгу различать такие определения, как «вероятно, ИСТИНА» и «несомненно, ИСТИНА». Основные операторы, используемые для выражения логической необходимости и вероятности, перечислены в табл. 12.4. Мы определяем эти методы только в описательных целях; их реализация выходит за рамки рассмотрения в этой книге. Но они являются частью классов предположений, которые мы успешно применяем на практике. Чтобы сделать класс proposition «годным к употреблению», выведем из него новый класс и назовем его trip_announcement. Класс trip_announcement представляет собой утверждение о существовании автобусного маршрута из некоторого исходного пункта (отправления) в пункт назначения. Например, предположим, что существует автобусный маршрут из Детройта в Толедо. Эта информация позволяет сформулировать высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным. Если бы нас интересовало, когда это высказывание истинно или ложно, мы бы воспользовались понятиями временной логики. Временняя логика- это логика времени. Агенты также применяют обоснования, зависящие от времени. Но в данном случае все предположения относятся к текущему времени. Это утверждение декларирует, что в данное вре м я существует автобусный м аршрут из Детройта в Толедо. Агент должен «у м еть» удостовериться в этом и либо «довериться» это м у факту, либо отвергнуть его как ложное высказывание. Теперь м ожно расс м отреть объявление класса trip_armouncement, представленное в листинге 12.2.

// Листинг 12.2. Объявление класса trip_announcement
publiс proposition{
string Origin; string Destination;
stack Candidates; public:
bool operator==(const trip_announcement &X) const;
bool validTrip(list::iterator I,
stack candidates(void);
friend bool operator||(bool X,trip_announcement &Y);
friend bool operator&&(bool X,trip_announcement &Y);

Обратите вни м ание на то, что класс trip_armouncement наследует класс proposition. Вспо м ните, что класс proposition является шаблонным и требует задания параметра, определяющего тип. Объявление

class trip_announcement:

public proposition

{... } ;

обеспечивает класс proposition требуе м ы м типо м. Кро м е того, важно от м етить, что класс trip_announcement определяет операторный м етод operator (). Следовательно, наш класс trip_armouncement - конкретный, а не абстрактный. Теперь мы можем объявить и использовать предположение типа trip_announcement непосредственно в программе агента. В классе trip_announcement определены слелую-щие дополнительные члены данных: Origin Destination Candidates

Эти члены данных используются для указания пунктов отправления и назначения автобусного маршрута. Если автобусный маршрут требует пересадки с одного автобуса надругой и несколько остановок в пути, то член данных Candidates будет содержать полный путь следования. Следовательно, объект класса trip_armouncement представляет собой утверждение об автобусном маршруте и пути следования. В классе trip_armouncement также определены некоторые дополнительные операторы. Эти операторы позволяют уравнять класс trip_announcement «в правах» со встроенны м и типа м и данных языка С++. Помимо убеждений относительно автобусных м аршрутов, агент также обладает убеждения м и, связанны м и с показателя м и успешности функционирования расс м атривае м ой ко м пании. Эти убеждения отличаются по структуре, но в основном содержат высказывания, которые могут быть истинными либо ложными. Итак, мы снова испо л ьзуе м класс proposition в качестве базового. Влистинге 12.3 представлено объявление класса p eformance_statement.

// Листинг 12.3. Объявление класса performance_statement
public proposition{
bool operator==(const performance__statement &X) const;
friend bool operator||(bool X,performance_statement &Y);
friend bool operator&&(bool X,performance_statement &Y); //. . .

Обратите вни м ание на то, что этот класс также обеспечивает шаблонный класс proposition параметром .

class performance_statement:

public proposition {...}

Благодаря это м у объявлению класс proposition теперь определен д ля объектов типа performance_statement. Класс performance_statement используется для представления убеждений об объе м е продаж, количестве обслуженных клиентов (в час) и загрузке ре м онтных секций в день. Для каждого из перечисленных убеждений о том, что агент имеет в соответствующей области, существует отдельное высказывание. Эта инфор м ация хранится в таких членах данных:

Такие высказывания, как «По секции 1 объе м продаж составил 300тыс. долл., обслужено 10 клиентов в час, а коэффициент загрузки равен 4», м ожно представить с по м о щ ью объекта класса performance_statement. Итак, наш класс агента и м еет две категории убеждений, реализованных в виде данных, тип которых выведен из класса proposition. На рис. 12.2 представлена UML-диагра мм а классов trip_announcement и performance__statement. Эти классы предназначены для хранения структуры убеждений агента.

Класс агента

Классы, представленные на рис. 12.2, образуют фундаментдля когнитивных структур данных агента, которые делают агента рациональным. Именно рационализм класса агента отличает его от других типов объектно-ориентированных классов. Рассмотрим объявление класса агента, приведенное в листинге 12.4.

// Листинг 12.4. Объявление класса agent
list TripBeliefs;
listPerformanceBeliefs;
bool determineVacationAppropriate(void);

Как и классы предположений, класс агента представляет собой упрощенную версию. Полный листинг объявления класса, который можно было бы использовать на практике, занял бы три или четыре страницы. Но для описательных целей, которые мы преслелуем в этой книге, приведенного вполне достаточно. Итак, класс agent содержит два контейнера-списка.

li s t TripBeliefs;

listPerformanceBeliefs;

Контейнеры типа list - это стандартные С++-списки. Каждый список используется для хранения коллекции текущих убеждений агента. «Мировоззрение» нашего простого агента ограничено знаниями об автобусных маршрутах и характеристиках успешности его владельца. Содержимое этих двух контейнеров представляет полные знания агента и набор его убеждений. Если в этих списках есть утверждения, в которые агент больше не верит, их следует удалить. Если в процессе рассуждений агент обнаруживает новые утверждения, они добавляются в список уже существующих убеждений. Агент имеет постоянный доступ к информации об автобусных маршрутах и эффективности ведения бизнеса его владельца и при необходимости может обновлять свои убеждения. Помимо убеждений, агент имеет цели, которые иногда представляются как желания в модели убеждений, желаний и намерений (Beliefs, Desires, Intentions - BDI). Цели поддерживают основные директивы, выдаваемые агенту клиентом. В нашем случае цели сохраняются в высказываниях, приведенных ниже.

performance_statement Manager1;

performance_statement Manager2;

performance_statement Manager3;

trip_announcement Trip1;

trip_announcement Trip2;

trip_announcement Trip3;

С л едует иметь в виду, что мы значительно упрощаем представление целей и директив в классе агента. Но все же этого достаточно, чтобы понять, как построены эти структуры. Три Manager -утверждения содержат цели, связанные с эффективностью бизнеса, которые должны быть удовлетворены, прежде чем владелец фирмы сможет хотя бы подумать об отпуске. Три Trip -утверждения содержат автобусные маршруты, по которым владелец фирмы хотел бы прокатиться при условии успешности его бизнеса. Убеждения вместе с директивами образуют базовые когнитивные типы данных, которыми располагает агент. Используемые агентом стратегии логического вывода вместе с этими когнитивными типами данных образуют когнитивную структуру данных агента (Cognitive Data Structure - CDS). На базе CDS формируются рациональный компонент и характерные особенности класса агента. Помимо контейнеров, в которых хранятся убеждения и структуры, которые в свою очередь хранят директивы и цели, большинство классов агентов имеют контейнеры, предназначенные для хранения намерений, обязательств или планов агента. Агент получает директивы от своего клиента, а затем использует свою способность делать выводы и совершать действия, направленные на выполнение этих директив. Результат рассуждений и выполнения агентом действий часто сохраняется в контейнере с его намерениями, обязательствами или планами. Что касается нашего простого агента, то для хранения намерений или планов отдельного контейнера не ему требуется. Однако он должен зафиксировать путь следования (с пересадками и остановками) предполагаемой отпускной поездки на автобусе. Эта информация хранится в контейнере Candidates.

Намерения или планы должны быть обработаны аналогичным образом. Если агент может выполнить директивы, он распланирует поездку и по электронной почте подробно сообщит об этом своему владельцу. Агент приступает к своим обязанностям в момент создания объекта. Фрагмент конструктора агента представлен в листинге 12.5

// Листинг 12.5. Конструктор класса agent

agent: :agent(void) {

setGoals();

updateBeliefs () ;

if(determineVacationAppropriate()){

displayTravelPlan(); scheduleVacation();

cout « «Сообщение о возможности отпуска.» « endl;

} else {

cout « «В данное время отпуск нецелесообразен.» « endl;

Цикл активизации агента

Многие определения агентов включают требования непрерывности и автономности. Идея состоит в том, что агент должен непрерывно выполнять поставленные перед ним задачи без вмешательства оператора. Агент обладает способностью взаимодействовать со своей средой и (до некоторой степени) контролировать ее благодаря наличию цепи обратной связи. Непрерывность и автономность часто реализуются в виде событийного цикла, при выполнении которого агент постоянно получает сообщения и информацию о событиях. Эти сообщения и события агент использует для обновления своей внутренней модели мира, намерений и предпринимаемых действий. Однако непрерывность и автономность - понятия относительные. Одни агенты должны активизироваться каждую микросекунду, в то время как другие - лишь один раз в год. А в случае программного обеспечения полетов в дальний космос агент может иметь цикл даже больше одного года. Поэтому мы не будем акцентировать внимание на физических событийных циклах и постоянно активных очередях сообщений. Такая организация может подходить для одних агентов, но оказаться непригодной для других. Мы пришли к выводу, что лучше всего здесь применить понятие логического цикла. Логический цикл может (или не может) быть реализован как событийный. Логический цикл может длиться от одной наносекунды до некоторого количества лет. Общий вид простого логического цикла активизации агента показан на рис. 12.3.

Область рассуждения (см. рис. 12.3) представляет все, с чем наш агент может легитимно взаимодействовать. Эта область может состоять из файлов, информации от портов или устройств сбора данных. Получаемая информация должна быть представлена в виде предположений или утверждений (высказываний). Обратите внимание на существование цепи обратной связи от выходных данных агента к входным. Наш агент (см. листинг 12.4) активизируется только несколько раз в год. Следовательно, нет смысла помещать его в постоянно выполняющийся событийный цикл. Наш агент должен периодически активизироваться в течение года для выполнения своих задач. В листинге 12.5 представлен конструктор агента. При активизации агент устанавливает цели, обновляет убеждения, а затем определяет уместность отпуска. Если отпуск возможен, агент предпринимает некоторые действия и по электронной почте уведомляет об этом владельца фирмы. Если же отпуск в данное время нецелесообразен, владелец получает от агента сообщение другого содержания.

12.4.2.2. Стратегии логического вывода агента

Этот агент обладает способностями рассуждать, реализованными частично классом

и частично м етодо м . Вспомните, что в классе объявлен метод в виде чисто виртуальной функции. Поэто м у в производно м к л ассе необходи м о реализовать м етод operator (). Мы используем этот оператор, чтобы объект предположения мог самостоятельно определить свою «суть», т. е. понять, истинно данное предположение или ложно. Это означает самодостаточность классов предположений. Именно в самодостаточности и состоит фундаментальный принцип объектно-ориентированного программирования: класс представляет собой самостоятельную конструкцию, инкапсулирующую его характеристики и поведение. Итак, одной из основных линий поведения класса предположений и его потомков является способность определять, истинно данное предположение или нет. Для реализации этого средства используется перегрузка операторов и объекты-функции. Рассмотри м фрагменты определения класса и определений его потомков.
//Листинг 12.6. Фрагменты определений класса
// proposition и его потомков
template bool proposition::operator&&(
template bool proposition::operator||(
template proposition::operator void*(void) {
bool trip__announcement::operator()(void) {
list::iterator I; if(directTrip()){

Операторы "||" и "&&", используемые в классах предположений, позволяют определить, истинно данное предположение или ложно. В каждом из этих определений операторов в конечном счете вызывается метод

, определенный в классе-потомке. Обратите внимание на определение оператора "||" (см. листинг 12.6). Этот оператор определен следующим образом.
template bool proposition::operator||

Это определение позволяет использовать следующий код.

// Какие-нибудь действия.

При вычис л ении выражений А или В будет вызван оператор operator (). Каждый класс предположений определяет поведение оператора operator () по своему. Напри м ер, в классе trip_announcement оператор operator () определяется так.

bool trip_announcement::operator()(void) {
list::iterator I;
I = UniverseOfDiscourse.begin();

При выполнении этого кода станет ясно, существует ли маршрут из заданного исходного пункта в некоторый пункт назнаначения. Например, предположим, что нас интересует переезд из Детройта в Колумбус, при этом область рассуждений содержит следующие данные:

Детройт - Толедо

Толедо - Колу м бус

Тогда объект класса trip_announcement «доложит» о то м, что утверждение о су щ ествовании автобусного м аршрута из Детройта в Колу м бус истинно, нес м отря на то, что область рассуждений не содержит утверждения о пря м о м маршруте:

Детройт - Колу м бус

Объект класса trip_announcement действительно проверит, существует ли прямой маршрут из Детройта в Колумбус. Если он существует, объект возвратит значение ИСТИНА. В противном случае он попытается найти обходной путь. Подобное поведение реализуется так.

I = UniverseOfDiscourse.begin();

«Самоопределением» истинности объект обязан оператору operator () класса trip_anouncement. Метод directTrip () довольно прост, и его работа заключается в последовательном просмотре области рассуждений на предмет существования следующего утверждения:

Детройт - Колу м бус

, чтобы узнать, существует ли обходной путь, использует технологию поиска вглубь (Depth First Search- DFS). Определения методов и приведены в листинге 12.7.
// Листинг 12.7. Определения методов validTrip() и // directTrip()
bool trip_announcement::validTrip(list::iterator I, string TempOrigin)
if(I == UniverseOfDiscourse.end()){ if(Candidates.empty()){ TruthValue = false; return(false);
trip_announcement Temp; Temp = Candidates.top(); I = find(UniverseOfDiscourse.begin(), UniverseOfDiscourse.end(),Temp); UniverseOfDiscourse.erase(I); Candidates.pop(); I = UniverseOfDiscourse.begin(); if(I != UniverseOfDiscourse.end()){ TempOrigin = Origin;
TruthValue = false; return(false);
if((*I).origin() == TempOrigin &&
(*I).destination() == Destination){ Candidates.push(*I); TruthValue = true; return(true);
if((*I).origin() == TempOrigin){ TempOrigin = (*I).destination(); Candidates.push(*I);
return(validTrip(I,TempOrigin));
bool trip_announcement: :directTrip(void) {
list::iterator I; I = find(UniverseOfDiscourse.begin(),
UniverseOfDiscourse.end(), *this); if(I == UniverseOfDiscourse.end()){
TruthValue = true; return(true);

В обоих методах

и используется алгоритм find() из стандартной библиотеки С++. UniverseOfDiscourse - это контейнер, который содержит убеждения агента и подготовленные для него утверждения. Вспомните, что одним из первых действий, предпринимаемых агентом, является вызов метода updateBeliefs(), который заполняет контейнер UniverseOfDiscourse. Определение метода updateBeliefs () приведено в листинге 12.8.
// Листинг 12.8. Обновление убеждений
void agent::updateBeliefs(void) {
PerformanceBeliefs.push_back(TempP);
Temp.destination(«Windsor»);

На практике убеждения обычно поступают из среды выполнения агента ( т.е. из файлов, от датчиков, портов, устройств сбора данных и пр.). В листинге 12.8 инфор м ация, поступающая в списки TripBeliefs и PerformanceBeliefs, представляет новые высказывания, которые агент получает о приемлемых маршрутах и эффективности авторемонтной мастерской. Эти высказывания оцениваются относительно директив, выданных агенту. Установкой директив агента зани м ается м етод setGoals (). (Его опреде л ение приведено в л истинге 12.9.)

// Листинг 12.9. Метод установки целей агента
Tripl.destination(«Chicago»);
Trip3.destination(«Windsor»);

Эти директивы сообщают агенту о том, что его владелец хотел бы отправиться в отпуск из Детройта в Чикаго, из Детройта в Нью-Йорк или из Детройта в Виндзор. Помимо маршрутов, также устанавливаются финансовые цели. Чтобы отпуск состоялся, необходимо достижение одной или нескольких таких целей. После установки целей агент обновляет свои убеждения, и его следующая задача будет определена в зависимости от целей и убеждений при условии возможности планирования отпуска. И тогда вызывается второй компонент методов рассуждений агента:

determineVacationAppropriate()

Этот метод передает контейнер UniverseOfDiscourse каждому из объектов предположен и й. После это г о он использует утверждение, выраженное в следую щ ей форме: (А v В v С) ^ (Q v R v S) --> W

Это выражение можно озвучить так: если хотя бы одно из утверждений каждой группы истинно, то элемент W примет значение ИСТИНА. Для наше г о а г ента это означает, что если дости г нута хотя бы одна из целей эффективности бизнеса и существует хотя бы один из приемлемых автобусных м аршрутов, то отпуск м ожно планировать. Определение м етода determineVacationAppropriate () представлено в листинге 12.10.

// Листинг 12.10. Второй метод рассуждений
bool agent::determineVacationAppropriate(void) {
Managerl.universe(PerformanceBeliefs);
Manager2.universe(PerformanceBeliefs);
Manager3.universe(PerformanceBeliefs);
TruthValue = ((Managerl || Manager2 || Manager3) &&
(Tripl || Trip2 || Trip3)); return(TruthValue);

Обратите внимание на то, что списки TripBeliefs и PerformanceBeliefs являются аргументами метода universe() объектов Trip и Manager. Именно здесь объекты предположений получают информацию из предметной области (UniverseOfDiscourse). Прежде чем объект класса proposition вызовет оператор operator(), его контейнер UniverseOfDiscourse должен заполниться имеющимися у агента данными. В листинге 12.10 при вычислении выражения

((Managerl || Manager2 || Manager3) && (Tripl || Trip2 || Trip3));

оценивается шесть предположений (посредством выполнения оператора "||"). Оператор " | |" для каждого предположения выполняет оператор operator (), который для определения истинности предположения использует список UniverseOfDiscourse. Слелует иметь в виду, что классы trip_announcement Hperformance_statement наследуют довольно много функций класса proposition. В листингах 12.6 и 12.7 было показано, как определяется оператор operator() для класса trip_announcement, а в листинге12.11 приведено определение оператора operator () для класса performance_statement.

// Листинг 12.11. Класс performance_statement
bool performance_statement::operator()(void) {
list::iterator I;
I = UniverseOfDiscourse.begin();
while(I != UniverseOfDiscourse.end() && !Satisfactory) {
if(((*I).bays() >= Bays) || ((*I).sales() >= Sales)
|| ((*I).perHour() >=PerHour)){ Satisfactory = true;

Оператор operator () для каждого класса proposition играет «свою» роль в способности класса агента делать логические выводы. В листинге 12.6 показано, как вызывается оператор operator () при каждом вычислении оператора " || " или "&&" для класса proposition или для одного из его потомков. Именно такое сочетание методов operator (), определенных в proposition-классах, и методов класса agent образует стратегии логического вывода для класса agent. В дополнение к операторам "||" и "&&", определенным в классе proposition, классы trip_announcement и performance_statement содержат свои определения.

friend bool operator||(bool X,trip_announcement &Y); friend bool operator&&(bool X,trip_announcement &Y);

Эти friend -объявления позволяют использовать предположения в более длинных выражениях. Сделаем следующие объявления.

trip_announcement А, В, С; bool X;

При этом объекты А и В будут объединены с помощью операции ИЛИ, а результат этой операции будет иметь тип bool. Затем мы попробуем с помощью той же операции ИЛИ получить значение типа bool и объект типа trip_announcement: bool || trip_announcement

Без приведенных выше friend -объявлений такая операция была бы недопустимой. Определение этих функций-«друзей» показано влистинге 12.12.

// Листинг 12.12. Перегрузка операторов "||" и "&&"
bool operator||(bool X,trip_announcement &Y) {
bool operator&&(bool X,trip_announcement &Y) {

Обратите внимание на то, что в определении этих функций-«друзей» (благодаря ссылке на элемент Y ()) также используется вызов функции operator (). Эти функции определяются и в классе performance_statement. Наша задача - сделать использование proposition-классов таким же простым, как использование встроенных типов данных. В классе proposition также определен другой оператор, который позволяет использовать предположение естественным образом. Рассмотрим следующий код.

//... Некоторые действия.

Как в этом случае компилятор тестирует объект А? При выполнении инструкции if () компилятор стремится найти в скобках значение целочисленного типа данных или типа bool. Но тип объекта А совсем другой. Мы хотим, чтобы ко м пилятор восприни м ал объект А как высказывание, которое м ожет быть либо истинны м, либо ложны м. При таких обстоятельствах функция operator () не вызывается. Поэто м у для получения нужного эффекта м ы определяем оператор void*. Эту функцию-оператор можно определить следующим образом.

template proposition::operator void*(void) {

Это определение позволяет предположение любого типа, представленное «в единственном числе», протестировать как значение истинности. Например, когда наш класс agent собирается отправить по электронной почте владельцу фирмы сообщение, содержащее путь следования, агенту нужно определить, какой маршрут отвечает заданным требованиям. В листинге 12.13 представлен еще один фрагмент из методов обработки автобусных маршрутов.

// Листинг 12.13. Метод displayTravelPlan()
void agent::displayTravelPlan(void) {
stack Route;
cout << Route.top().origin() << " TO "« Route.top().destination() « endl; Route.pop();

Обратите внимание на то, что объекты Tripl, Trip2 и Trip3 тестируются так, как будто они имеют тип bool. Метод candidates () просто возвращает путь следования, соответствующий заданному маршруту. Таким образом, разработка стратегий логического вывода и когнитивных структур данных становится проще благодаря использованию перегрузки операторов и С++-шаблонов. Именно стратегии логического вывода и когнитивные структуры данных делают объект рациональным. C++-программист для разработки агентов использует конструкцию класса, а для реализации когнитивных сгруктур данных (CDS) - контейнерные объекты в сочетании со встроенными алгоритмами. Класс, который содержит CDS-структуры, становится рациональным, а рациональный класс - агентом.

Простая автономность

Поскольку наш простой класс агента не требует выполнения традиционного «цикла активизации», нам нужны другие средства, которые бы периодически активизировали агент без вмешательства человека. Возможны ситуации, когда агент нужно запускать на выполнение лишь иногда или только при определенных условиях. Среды UNIX/Linux оснащены утилитой crontab, которая представляет собой пользовательский интерфейс «хрон-систе м ы» (xpon- это де м он ОС UNIX, исполняющий предписанные команды в соответствии со строго определенными значениями даты и времени, указанными в спе циально м файле с именем crontab). Утилита crontab позволяет организовать периодическое выполнение одной или нескольких программ. Задания для утилиты crontab можно назначать с указанием месяца, дня недели, дня (месяца), часов и минут. Для использования утилиты crontab в нашем случае необходимо создать текстовый файл, который будет содержать график активизации агента. Записи этого файла должны иметь следующий формат:

м инуты часы день м есяц день недели ко м анда

Каждый эле м ент записи м ожет прини м ать следую щ ие значения:

минуты 0-59

день недели 1-7 (1 - понедельник, 7 - воскресенье)

команда может быть любой UNIX/Linux-командой, а также именем файла,

который содержит агенты

Созданный в таком формате текстовый файл передается «хрон-системе» с помощью слелующей команды:

$crontab NameOfCronFile

Например, предположи м, у нас есть файл activate.agent, содержи м ое которо г о и м еет такой вид.

15 8 * * * agentl

0 21 * * 6 agent2

* * 1 12 * agent3

После выпол н ения crontab-ко м анды $crontab activate.agent

агент agentl будет активизироваться каждый день в 8:15, агент agent2 - каждое воскресенье в 21:00, а агент agent3- каждый раз при наступлении первого декабря. Хрон-файлы можно при необходимости добавлять или удалять. Хрон-файлы могут содержать ссылки на другие хрон-задания, позволяя таким образом агенту «самому» перепланировать свою работу. Так, для обеспечения чрезвычайно гибкой, динамичной и надежной процедуры активизации агентов можно использовать сценарии оболочки в сочетании с утилитой crontab. Чтобы получить полное описание утилиты crontab, обратитесь к оперативным страницам руководства (manpages- г ипертекстовые страницы консультативной инфор м ации, поясняю щ ие действие конкретных ко м анд): $man crontab или $man at

Средства crontab и at представляют собой простейший способ автоматизации или регулярного запуска агентов, который не требует постоянного выполнения циклов активизации. Эти утилиты надежны и гибки. Однако для реализации автоматической активизации агента также можно использовать хранилище, или репозиторий, реализаций и брокер объектных запросов (object request brokers - ORB), который мы рассматривали в главе 8. Стандартные CORBA-реализации также предоставляют средства организации событийных циклов.

12.5. Мультиагентные системы

Мультиагентные системы- это системы, в которых задействовано несколько агентов, обладающих способностью в процессе решения некоторой задачи взаимодействовать, сотрудничать, «договариваться» или соперничать. У С++-разработчика программного обеспечения есть несколько вариантов для реализации мультиагентных систем. Агенты можно реализовать в отдельных потоках выполнения с помощью API-интерфейса POSIX thread. В этом случае одна программа разбивается на несколько потоков, каждый из которых содержит один или несколько агентов. Следовательно, агенты одного потока будут разделять одно и то же адресное пространство. Это позволяет агентам легко взаимодействовать путем использования глобальных переменных и простой передачи параметров. Если компьютер, на котором выполняется программа, содержит несколько процессоров, то агенты могут выполняться параллельно. В этом случае каждый агент должен быть оснащен объектами синхронизации (см. главы 5 и 11) и компонентами обработки исключительных ситуаций (см. главу7). Мультиагентные системы, реализованные посредством многопоточности, представляют самое простое решение, но тем не менее ограничивающее агентов рамками одного компьютера. Более гибкий подход к созданию мультиагентных систем предоставляет CORBA-реализация. Стандарт CORBA (помимо ядра спецификации CORBA) содержит спецификацию мультиагентного средства (multi-agent facility- MAF). MICO-реализацию, которую мы используем в CORBA-примерах этой книги, можно применять для реализации агентов, которые способны взаимодействовать через сети Internet, intranet и локальные сети. С++-привязка CORBA-стандарта имеет полную поддержку объектно-ориентированного представления и, следовательно, поддержку агентно-ориентированного программирования. В главе 13 мы рассмотрим, как можно использовать библиотеки PVM и MPI для поддержки агентов в контексте параллельного и распределенного программирования.

12.6. Резюме

Агенты - это рациональные объекты. Агентно-ориентированное программирование - это свежий взгляд на старые проблемы декомпозиции, взаимодействия и синхронизации, которые являются обязательной частью каждого проекта параллельного или распределенного программирования. С++-поддержка перегрузки операторов контейнеров и шаблонов обеспечивает эффективные средства реализации широкого диапазона классов агентов. Будущие системы с массовым параллелизмом и большие распределенные системы будут опираться на агентно-ориентированные реализации поскольку практически не существует других путей построения таких систем. Несмотря на «вводный» характер примеров создания агентов, представленных в этой главе, они вполне обеспечивают основу для понимания практических принципов построения агентных систем. Для развертывания мультиагентных систем можно использовать об щ е д оступные и популярные библиотеки POSIX thread API, MICO, PVM и MPI. Мультиагентные системы можно использовать д ля реализации решений, которые требуют параллельного или распределенного программирования. В этой книге представлены два основных варианта архитектуры для параллельного и распределенного программирования: первый представляют агенты, а второй - «классные доски» (которые предполагают использование агентов). О том, как использовать «классные доски» для реализации решений параллельного и распределенного программирования, мы поговорим в следующей главе.

Примечания:

POSIX- Portable Operating System Interface for computer environments- интерфейс переносимой операционной системы (набор стандартов IEEE, описывающих интерфейсы ОС для UNIX).

IEEE- профессиональное объединение, выпускающие свои собственные стандарты; членами IEEE являются ANSI и ISO.

При использовании термина объект в определении агента мы включаем родственные для него понятия из области искусственного интеллекта: исполнитель и фрейм .

Мы намеренно избегаем термина интеллектуальный . В настоящее время неизвестно, будем ли мы когда-либо создавать интеллектуальное программное обеспечение Но бесспорно то, что мы можем создавать рациональное ПО на основе хорошо понимаемого логического формализма.

Из нашего определения когнитивных структур данных намеренно исключены такие относящиеся к психике человека понятия, как воображение, паранойя, беспокойство, счастье, грусть и т.п. Нас интересует рациональное эпистемологическое, а не интеллектуальное

Типы агентов

Существует несколько категорий агентов. Несмотря на то что не все агенты можно отнести к одной из них, с их помощью все же можно описать большинство агентов, которые уже нашли практическое применение. В табл. 12.1 перечислено пять основных категорий агентов. Очевидно, существуют и агенты смешанного типа, которые можно отнести к нескольким категориям одновременно, поскольку для распределения агентов по категориям нет никаких жестких правил. Эти категории представлены для удобства и используются в качестве отправной точки в попытке классифицировать агенты, которые, возможно, вам придется разрабатывать или использовать в своей работе.

В табл. 12.1 не указаны компоненты, которые должны иметь агенты. Здесь определены лишь виды деятельности, которые характерны для агентов той или иной категории. При этом следует понимать, что эти категории не являются исключительной сферой агентов. Подобным образом по категориям можно разделить и другие классы ПО (например, экспертные и объектно-ориентированные системы). В нескольких случалх единственным отличием может оказаться сам факт того, что мы говорим об агентах, а не об объектах или экспертных системах.

Табл и ца 12.1. Пять ос н ов н ых категор и й аге н тов

Интерфейсные агенты Представляют следующее поколение взаимодействия между человеком и компьютером. Эти агенты обеспечивают новый пользовательский интерфейс с компьютером

Агенты поиска Выполняют различные виды поиска информации

Агенты мониторинга /управления Патрулируют, наблюдают, отслеживают (выполняемые действия), управляют и контролируют устройства и условия, данные и процессы

Агенты сбора данных Уполномочены запросить некоторые данные или услуги от имени пользователя

Агенты поддержки принятия решений Обеспечивают анализ и синтез информации, интерпретацию условий и данных, планирование действий и оценку результата