Новшества законодательства о регистрации юридических лиц

До 30 марта 2015 года включительно: Чтобы привлечь виновных к ответственности за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица, следственным органам нужно было доказать неправомерную цель использования "однодневки" – для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом ( в предыдущей редакции).

С 31 марта : Поправки затронули и ст. о незаконном образовании (создании, реорганизации) юридического лица или незаконном использовании документов для этой цели. Так, под незаконным использованием документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица сейчас понимается их предоставление для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.

Скорректировано и определение подставного лица. Теперь подставным лицом считается тот, кто был введен в заблуждение, либо включен в ЕГРЮЛ без его ведома, а также те генеральные директоры, у которых отсутствует цель управления организацией (). Поэтому неправомерную цель использования фирмы-"однодневки" следователям искать и доказывать больше не нужно. Для возбуждения уголовного дела достаточно внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.

По новым формулировкам под уголовное преследование попадают все "готовые фирмы", зарегистрированные для продажи, даже если у регистратора не было цели проворачивать через фирму сомнительные операции.

Все изменения с долями и уставным капиталом будут оформляться через нотариуса

До 31 декабря 2015 года включительно : Документы на сделки с долями и уставным капиталом можно оформить без привлечения нотариуса. Это является поводом для злоупотреблений и оформления подложных документов.

С 1 января 2016 года : Практически все сделки с долями потребуют нотариального удостоверения. Среди них:

  • увеличение уставного капитала;
  • оферта участникам общества о продаже доли;
  • продажа доли участнику общества с использованием механизма преимущественного права выкупа;
  • выход участника из общества и переход доли к обществу.

При отчуждении доли или ее части нотариус должен будет проверить, оплачены доли участником или нет (). Если все окажется в порядке, нотариус подпишет заявление об отчуждении доли или ее части и не позднее трех дней со дня данного удостоверения передаст документы в регистрирующий орган (). Заявителем при переходе доли или при оформлении залога на нее будет признаваться нотариус, удостоверивший сделку ().

Прописана ситуация по распоряжению так называемой наследной долей, то есть перешедшей к участнику общества по наследству (). Заявителем по новым правилам сможет выступать участник, исполнитель завещания или нотариус, который учреждает доверительное управление ().

Иными словами, без нотариуса такие сделки оформить будет невозможно. Однако если нотариус окажется недобросовестным и вступит в сговор со злоумышленниками, неправомерные сделки также будут проходить в ЕГРЮЛ.

Положительным является тот факт, что заявителем станет нотариус. Сейчас при выходе участника из общества заявителем при регистрации этих изменений в ЕГРЮЛ является руководитель общества. Если руководитель недобросовестный, то заявление о выходе может не регистрироваться в ЕГРЮЛ годами. Но со следующего года любой желающий "выйти" сможет сделать это самостоятельно через нотариуса.

У регистрирующего органа появится обязанность проверять достоверность представляемых в ЕГРЮЛ сведений

Регистрирующий орган не имеет ни обязанности, ни права на проверку достоверности сведений, подаваемых для включения или уже включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " "). А для заинтересованных лиц не существует официальных механизмов, с помощью которых они могли бы заявить о недостоверности данных, находящихся в ЕГРЮЛ. Так, например, если сведения в ЕГРЮЛ устарели, и там продолжают числиться вышедшие участники или бывшие руководители, с этим ничего нельзя сделать. Нет и достаточной судебной практики по данному вопросу.

С 1 января 2016 года: Любые сведения, представленные в ЕГРЮЛ, смогут быть проверены регистрирующим органом, если имеются обоснованные сомнения в их достоверности ().

Если сомнения по поводу достоверности данных появляются у налоговой инспекции на этапе регистрации фирмы и на их проверку требуется время, регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца. При этом период государственной регистрации (сейчас – пять рабочих дней) будет прерван на время проверки. А одним из оснований для проверки достоверности станет заявление заинтересованного лица с возражениями против регистрации изменений в устав или ЕГРЮЛ (). Таким заинтересованным лицом может стать любой желающий. Однако обоснованность его требований проверит ФНС России.

Для проверки достоверности сведений будут изучаться документы, имеющиеся в распоряжении регистрирующего органа, а также заявления заинтересованных лиц и пояснения заявителя. Регистрирующий орган сможет получать разъяснения от иных лиц и необходимые справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки, осматривать недвижимость или привлекать экспертов. Основания, способы и методы проверки установит уполномоченный орган, который в ближайшее время должно определить Правительство РФ ().

Иными словами, проверка достоверности сведений будет обязанностью регистрирующего органа, и для этих целей он получит довольно широкие полномочия.

Будет узаконена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений

До 31 декабря 2015 года включительно: Некоторое время назад регистрирующие органы пытались применять незаконную практику указания в выписках из ЕГРЮЛ информации о наличии у той или иной компании признаков "однодневки" ("массового" адреса или "массового" директора). Но эта практика быстро прекратилась, так как от этого страдали и добросовестные компании.

С 1 января 2016 года: законодатель предусмотрел новый вид записи – о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5-6 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ " "). Эта запись будет вноситься на основании заявления физического лица о недостоверности в ЕГРЮЛ данных о нем. Заявление должно быть подано лично, направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением (в этом случае подпись заявителя необходимо будет удостоверить нотариально) или в форме электронного документа ().

Также запись о недостоверности будет вноситься в отношении каждого юридического лица, по которому в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об:

  • адресе (месте нахождения) юридического лица;
  • учредителях или участниках;
  • держателе реестра акционеров;
  • размерах и номинальной стоимости долей;
  • руководителе, в том числе паспортные данные.

При обнаружении недостоверных сведений регистрирующий орган направит юридическому лицу уведомление, и у последнего будет 30 дней на добровольное внесение изменений или предоставление документов, доказывающих достоверность представленных сведений. Если изменения не будут внесены, то в ЕГРЮЛ появится запись о недостоверности данных о юридическом лице ().

Очевидно, что добросовестные компании в случае получения уведомления о недостоверности сразу же внесут изменения, или же смогут доказать достоверность сведений о себе. Но здесь я вижу опасность для добросовестных, но безалаберных фирм. Поэтому если в ЕГРЮЛ содержатся ошибки или старые недостоверные паспортные данные директора или учредителя – необходимо как можно быстрее заняться внесением изменений.

Изменится порядок смены места нахождения

До 31 декабря 2015 года включительно: При смене места нахождения или юридического адреса (до 1 сентября 2014 года эти понятия были тождественны), документы на изменения необходимо подавать в регистрирующий орган по старому юридическому адресу.

Если компания меняет адрес в пределах Москвы, то это изменение необходимо будет делать в один этап (сообщить в инспекцию только о смене адреса юридического лица). Если фирма, например, "переезжает" из Москвы в Санкт-Петербург, то это будет признаваться сменой места нахождения, которая осуществляется в два этапа (в инспекцию сообщается как о смене места нахождения, так и о смене адреса).

Ликвидатор может официально подавать любые документы в регистрирующий орган, кроме финального заявления о ликвидации фирмы, которое, как и прежде, подается одним из ее учредителей.

Нотариусы получат доступ к электронным выпискам из ЕГРЮЛ

До 31 декабря 2015 года включительно: Нотариусы, как правило, требуют с каждого представителя юридического лица выписку из ЕГРЮЛ, устанавливая свои индивидуальные требования к "свежести" данного документа.

Нотариусам разрешат вести видеофиксацию

До 30 июня 2015 года включительно: Нотариусам вменяется устанавливать личность обратившегося, но видеофиксация при совершении нотариальных действий не используется. Это создает возможность для сговора недобросовестного нотариуса и злоумышленника в целях совершения противоправных действий.

С 1 июля 2015 года: Нотариусы смогут использовать видеофиксацию при совершении нотариальных действий и запрашивать дополнительные уточняющие документы в рамках установления личности обратившегося ().

Подчеркну, что видеофиксация – это не обязанность, а возможность, которую нотариус вправе будет использовать или не использовать по своему усмотрению.

Нотариусов обяжут подавать документы в ЕГРЮЛ по желанию заявителя

До 31 декабря 2015 года включительно: Нотариус может передавать документы в регистрационный орган в электронном виде только по тем видам регистрационных действий, по которым установлена обязанность нотариуса передавать документы электронно.

С 1 января 2016 года: Нотариус по просьбе заявителя сможет предоставлять любые регистрационные документы в регистрирующий орган в электронном виде (). Нотариальный тариф за предоставление документов будет равен 1 тыс. руб. Процедура станет более регламентированной. Однако ее фактическая стоимость очевидно не будет соответствовать законодательному тарифу, так как сверх тарифа нотариусы устанавливают плату за "техническую работу" (копирование, печать и т. п.). Поэтому общая сумма за электронную подачу документов в регистрирующий орган сегодня составляет от 2 тыс. до 3 тыс. руб. и вряд ли в ближайшее время снизится.

И еще немного новшеств

Принес много других интересных положений, о некоторых из которых мне бы хотелось кратко упомянуть.

1. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица не может быть подано в регистрирующий орган раньше:

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
  • завершения выездной налоговой проверки юридического лица и вступления в силу итогового документа о ее результатах;
  • вступления в силу решения суда или арбитражного суда по иску к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

Статья 20 Федерального закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ " " была дополнена п. 4. Норма действует с 31 марта 2015 года.

2. Список оснований для отказа в государственной регистрации организации дополнен новыми основаниями: представление недостоверных документов или сведений, а также представление сведений об учредителе или директоре, чьи компании были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие (). Изменения вступят в силу с 1 января 2016 года.

3. За предоставление в ЕГРЮЛ ложных сведений или повторное предоставление недостоверных сведений предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от года до трех лет (). Норма действует с 31 марта 2015 года.

Смена адреса с 1 января 2016 года – мысли вслух
Прошла первая рабочая неделя, а вопрос о смене адреса в ООО стал актуален как никогда. Почему одно из самых простых изменений в ООО стало так непонятно проводить? Как действовать?

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) это самый популярный вид юридического лица пользующегося для ведения бизнеса, которое и берём для примера.

Изменение юридического адреса или адреса местонахождения как был, так и остаётся постоянно нужным инструментом. До 1 января 2016 года процесс был прозрачен, прост и понятен даже тем, кто сталкивался с этим в первый раз. Закон определял, что нужно заверить определенную форму (Р13001) и приложить ещё пару документов, таких как решение о смене адреса юридического лица, устав в новой редакции и государственную пошлину, однако при этом любой юрист работающий в сфере регистрации изменений посоветует приложить и документы на новый юридический адрес – адрес местонахождения.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов" перевернул всё с ног на голову. Именно в этом ФЗ ввели изменения касающиеся порядка смены адреса фирм, и как полагается норма получилась сложно читаемой и понимаемой. Иногда, кажется, что это делается специально, чтобы максимально запутать бизнес.

Чтобы хоть как-то сориентироваться придётся открыть, вспомнить самое начало. Пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации части первой гласит, что:

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Т.е. норма позволяет использовать написание места нахождения в уставе просто г. Москва или г. Санкт-Петербург. Но что такое муниципальное образование? Это образование внутри города: г. Москва, г. Троицк, Троицк поселение и городской округ в составе Троицкого административного округа Москвы.

В пункте 3 статьи 54 ГК РФ указывается и про ЕГРЮЛ: В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица .

В ЕГРЮЛе же указываем адрес уже полностью, чтобы исполнить требования к заполнению форм заявлений на государственную регистрацию (Приложение N 20 к приказу ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН).

Чтобы посмотреть комплектность документов открываем наш любимый и несравненный Федеральный закон N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Положения о порядке смены адреса конкретизированы в пункте 6 статьи 17 ФЗN 129 и тут начинается самое веселое, заставляющее провести хотя бы поверхностный анализ, чтобы разобраться в действующих новых правилах игры.

К заявлению о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения , должно быть приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

Получается заявление по форме Р14001 (на эту форму указывают инспектора 46 налоговой) + решение/протокол, подать в течение 3-х рабочих дней после дня принятия решения.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

В одном абзаце сразу несколько оговорок. Первая о том, что нужно подать форму Р13001 если изменяется место нахождения юридического лица= в уставе. Соответственно если в уставе не меняется, то можно предположить, что подаём Р14001.

Должны быть приложены документы на адрес = договор + свидетельство. Поскольку смена адреса это процедура проводится уже у существующего юр. лица, то гарантийное письмо не может служить подтверждающим документом, наличие отношений отражается именно в договоре аренды.

Если новым адресом будет квартира директора или участника с не менее 50% Уставного капитала (а это абсолютно новая норма, легализующая регистрацию на домашний адрес), то приложить свидетельство.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Не ранее 20 дней с даты первой регистрации о смене адреса. Переходный период в который налоговая должна успеть отправить дело в новую налоговую, проверить достоверность данных в том числе и об адресе, и приготовиться принять новое юр. лицо.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Наконец понятная норма, исключение, можно сразу форму подавать если новый адрес это квартира участника у которого 50% Уставного капитала или директора. Также поскольку это исключение, то 20 дневного срока ожидания нет.

Статья 18 ФЗ N 129 конкретизирует действия, которые нужно исполнить если меняется регион или муниципальное образование.

Пункт 1. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица . Это 1 этап 14 форма в старую налоговую.

Государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица . Это 2 этап 13 форма если меняем устав или 14 форма если устав не меняем.

Пункт 4. В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Это для 20 дней ожидания.

Много букв а что в итоге?

Прежний порядок смены адреса ещё теплится – сразу регистрация, если у фирмы не меняется наименование населенного пункта (муниципального образования) в уставе.
Подаём 13 форму+решение+устав+пошлина+документы на адрес.
Это мнение не проверялось на практике!

Если в уставе адрес указан по ГК, просто Москва, то форму подаём 14001.

Новый порядок поэтапной смены адреса , идёт в случае смены города, региона или внутригородского муниципального образования.

1 этап Форма 14001 (титульный лист, лист Б с заполнением пунктов 1-5), лист на заявителя) + решение/протокол о том, что принято решение о смене адреса = подаётся в налоговую по текущему месту учёта.

Ждём 20 дней с даты получения листа (закон не конкретизирует какие дни считать, календарные или рабочие).

2 этап Форма 13001+ решение+устав+пошлина+документы на адрес = подаётся в налоговую по новому месту учёта – в новую налоговую.

На сегодняшний день, мнение налоговой такое, что смена адреса должна проводиться исключительно в 2 этапа с выжиданием срока в 20 дней. С налоговой сложно поспорить в этом, поскольку ФЗ N 129 это императивные нормы, а исключение чётко указано, если регистрация на домашний адрес.

Текущая тема по смене адреса в Москве от САБУР :

Законодатели в очередной раз приняли ряд поправок, которые затрагивают процедуру государственной регистрации организаций и ИП. В частности, появился механизм, позволяющий приостановить процедуру регистрации, введена уголовная ответственность за подачу сведений о подставных лицах при регистрации компании. Эти и другие изменения подробно комментируют эксперты фирмы «1С».

Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ (далее - Закон № 67-ФЗ) внесены изменения в ряд документов, касающихся регистрации юридических лиц и предпринимателей. Рассмотрим наиболее важные изменения.

Расширены полномочия нотариусов

  • бесплатно получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде;
  • подавать документы для их государственной регистрации. Стоить такая услуга будет 1 000 рублей.

Кроме того, нотариус будет выступать в качестве заявителя по подлежащим нотариальному удостоверению сделкам о переходе залога доли или части доли в уставном капитале ООО (пп. «б» п. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ).

Процедуру регистрации смогут приостановить из-за сомнений в достоверности сведений

Если в процессе проверки представленных для включения в ЕГРЮЛ сведений у регистрирующего органа возникнут сомнения в их достоверности, он может приостановить процедуру регистрации до окончания проверки, но не более чем на один месяц. При этом течение срока регистрации прерывается. Решение о приостановке должно быть направлено заявителю. Этому посвящены новые пункты 4.2-4.4. статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Если в результате проверки будет выявлено, что представленные для регистрации сведения недостоверны, регистрирующий орган направляет организации уведомление о необходимости представить достоверные сведения. В течение 30 дней с этого момента организация должна представить либо достоверные сведения, либо документы, подтверждающие достоверность ранее представленных сведений. В противном случае регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений. Речь идет об адресе организации, ее учредителях (участниках), а также о лице, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности.

Кроме того, запись о недостоверности может быть внесена в реестр на основании заявления физического лица. Форма заявления будет утверждена позже.

Такие правила закреплены в новых пукнтах 5 и 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ (пп. «б» п. 6 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). Приведенные нормы начнут действовать с 01.01.2016.

Подача в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах стала уголовно наказуемой

С 30 марта 2015 года к уголовной ответственности могут привлечь не только за создание организации через подставных лиц, как это было ранее, но и за представление в регистрирующий орган сведений о подставных лицах, повлекшее внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Под подставными лицами, как и прежде, понимаются участники юридического лица или органы его управления, сведения о которых были внесены в реестр без их ведома или вследствие введения их в заблуждение. Кроме того, к категории подставных лиц закон отнес лиц, которые являются органами управления, но не намерены его осуществлять. Соответствующие изменения внесены в статье 173.1 УК РФ (ст. 2 Закона № 67-ФЗ).

Увеличить уставный капитал ООО будет невозможно без нотариуса

С 1 января 2016 года факт принятия общим собранием участников ООО решения об увеличении уставного капитала необходимо будет удостоверять нотариально. Кроме того, нотариально удостоверять придется и состав участников ООО, присутствовавших на собрании. Такие изменения внесены в ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (п. 1 ст. 3 Закона № 67-ФЗ).

О смене местонахождения нужно будет сообщать заблаговременно

С 01.01.2016 будет действовать правило, согласно которому организация, решившая сменить место нахождения, обязана сообщить об этом в регистрирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения.

Для этого в регистрирующий орган помимо заявления о внесении в реестр изменений в связи со сменой адреса нужно будет подать документы, подтверждающие наличие права пользования объектом недвижимости по новому месту нахождения организации (например, договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельство о праве собственности и т. д.). Только по истечении 20 дней с момента внесения нового адреса в ЕГРЮЛ организация сможет подать документы для регистрации этих изменений (заявление по форме Р13001 и прилагаемые к нему документы). Это следует из новых норм, закрепленных в пункте 6 статьи 17 Закона № 129-ФЗ (п. 7 ст. 4 Закона № 67-ФЗ).

Дополнен перечень оснований для приостановки ликвидации юридического лица

Если в процессе ликвидации организации не был соблюден порядок проведения этой процедуры или иные требования Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. Такое основание для отказа в регистрации добавлено в пукнте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ (п. 10 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). Правило вступает в действие с 01.01.2016. Кроме того, государственная регистрация ликвидации может быть приостановлена до поступления в регистрирующий орган решения или иного судебного акта по иску, предъявленному ранее к ликвидируемой организации. Это следует из нового пункта 5 статьи 20 Закона № 129-ФЗ (пп. «г» п. 9 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). Применяется данная норма с 31.03.2015.

Сроки подачи уведомления о составлении ликвидационного баланса

Статья 20 Закона № 129-ФЗ дополнена новым пунктом 4, согласно которому не следует представлять в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ранее срока (пп. «г» п. 9 ст. 4 Закона № 67-ФЗ):

  • установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в силу решения (иного судебного акта) по иску, предъявленному к ликвидируемой компании;
  • оформления и вступления в силу результатов выездной проверки, проводимой в отношении ликвидируемой организации.

Это правило применяется с 30.03.2015.

Дополнен перечень оснований для отказа в государственной регистрации

С 01.01.2016 лица, ранее задействованные в деятельности юридических лиц, нарушивших закон, в течение трех лет не будут вноситься в ЕГРЮЛ в качестве постоянно действующих исполнительных органов или участников юридического лица (п. 10 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). В частности, это ограничение распространяется, если:

  • юридическое лицо было исключено из реестра как недействующее с задолженностью перед бюджетом;
  • в отношении юридического лица в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности;
  • не было исполнено решение суда о ликвидации.

Штрафы за нарушение правил регистрации юридических лиц увеличены

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган теперь наказывается штрафом от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (вместо 5 тыс., как было ранее). Кроме того, теперь закон предусматривает возможность наказания за повторное совершение этого правонарушения. Так, согласно новой ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ повторное непредставление или представление недостоверных сведений, а также представление заведомо ложных сведений (в том числе первичное) влечет дисквалификацию сроком от одного года до трех лет.

Также увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Привлечь к ответственности теперь могут в течение года. В связи с этим была изменена часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Учредители (участники) организаций также могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ), а по факту нарушения законодательства о регистрации юридических лиц теперь может проводиться административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ). Эти изменения вступили в силу 30.03.2015 (ст. 5 Закона № 67-ФЗ).

Помимо этого сведения реестра о компании могут быть проверены и по результатам проверки могут быть внесены в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности информации в реестре.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ (далее — Закон N 67-ФЗ) направлен на обеспечение достоверности сведений ЕГРЮЛ в целях недопущения и запрета использования подставных лиц при государственной регистрации юридических лиц.

С этой целью внесены существенные изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Со следующего года по общему правилу изменение адреса предстоит проводить в два этапа. Сначала направляется решение об изменении места нахождения. Второй этап — представление заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юридического лица. Интервал между этапами — не менее 20 дней . К такому заявлению должны быть приложены , подтверждающие право юридического лица пользоваться помещением.

Госрегистрация изменения места нахождения будет осуществляться регистрирующим органом по новому месту нахождения юрлица.

С 1 января 2016 г. факт принятия решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала требует нотариального удостоверения. Для этого необходимо пригласить нотариуса на такое собрание. Нотариальный тариф составляет 3000 руб. за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа. Но этим, как правило, нотариусы не ограничатся, еще дополнительно будет сбор за выезд и техническую работу, где указанная сумма возрастет в несколько раз.

Нотариального удостоверения потребует и оферта участника ООО о (части доли) в уставном капитале общества третьему лицу.

Сама же сделка, направленная на отчуждение доли (части доли) в уставном капитале общества, подлежит не просто нотариальному удостоверению. Она должна быть оформлена исключительно путем составления одного документа, подписанного сторонами.

При удостоверении сделки отчуждения доли (части доли) в уставном капитале общества нотариус обязан проверить не только полномочия отчуждающего их лица на распоряжение долей (частью доли). Он должен будет удостовериться еще и в том, что отчуждаемая доля (часть доли) полностью оплачена. Но самое главное — именно нотариус и только он направляет в регистрирующий орган заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Такое действие должно быть совершено в течение трех дней со дня указанного удостоверения. Получается, что законодатель отстранил от совершения данной процедуры.

С 1 января 2016 г. впервые вводится право проверки регистрирующим органом достоверности сведений, включаемых или уже включенных (!!!) в ЕГРЮЛ . Проверка проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений. Контрольные мероприятия будут осуществляться, в частности, посредством изучения возражений заинтересованных лиц, а также проведения осмотра объектов недвижимости. При этом регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки, но не более чем на один месяц. Выявление недостоверных сведений является основанием для отказа в госрегистрации.

В ЕГРЮЛ появятся записи нового вида — о недостоверности содержащихся в них сведений. Такая запись заведомо будет сделана в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ. Для соответствующего заявления Правительство РФ должно утвердить специальную форму.

А вот о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, выявленной в результате проверки, регистрирующий орган сообщит юридическому лицу, его учредителям (участникам), а также его руководителю (лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица). На проблем юрлицу отводится тридцать дней с момента направления уведомления о недостоверности. В течение этого срока юридическое лицо обязано либо сообщить в регистрирующий орган достоверные сведения, либо представить документы, опровергающие неблагоприятные результаты проверки. Если разногласия не будут урегулированы, регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений. Впрочем, указанные правила распространяются исключительно на следующие сведения:

  • об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юрлицом;
  • об учредителях (участниках) юрлица;
  • о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица, а также паспортных данных такого лица.

При ликвидации организации выездная налоговая проверка является не обязанностью, а правом налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ). Но в случае принятия решения о проведении такой проверки, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в , в течение пяти рабочих дней.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:

  • установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в законную силу решения суда, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
  • окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу итогового документа по ее результатам.

А в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству , содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, госрегистрация не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения по такому исковому заявлению.

Эти правила уже действуют.

Изменены формулировки ст. ст. 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юрлиц. В частности, расширено понятие подставных лиц. До сих пор под подставными лицами понимались только лица, которые числятся в ЕГРЮЛ учредителями (участниками) юридического лица или органами его управления в результате введения их в заблуждение. Теперь к этой категории относятся лица, персональные данные которых были использованы без их ведома, а также лица, которые оформлены как органы управления юрлица в отсутствие цели реального управления.

Наконец, обратите внимание: с 1 января 2016 г. появятся новые, весьма неожиданные основания для отказа в госрегистрации. Такая неприятность ожидает юридическое лицо, учредитель (участник) которого либо лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, неблагоприятно зарекомендовали себя на поприще управления в течение последних трех лет. В частности, такие физические лица владели на момент исключения ООО из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного ООО при том, что оно имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Подробности — в пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ в редакции Закона N 67-ФЗ.