9 правопреемство при реорганизации юридических лиц. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Ведение бизнеса подразумевает множество нюансов: от ведения бухгалтерии до отчетов перед контролирующими органами. Но как быть, если правообладание необходимо передать другому человеку? Каков порядок правопреемства при реорганизации юридического лица? Это может понадобиться в разнообразных ситуациях: продажа готового бизнеса или передача дела наследникам, например. В любом случае нужно знать основные правила правопреемства при реорганизации юридических лиц, верно оформить документацию, чтобы после никаких проблем ни у одного из участников сделки не возникало и бизнес продолжал работать, как часы. В статье показаны основные положения, по которым нужно действовать, когда необходимо поменять владельца фирмы.

Что такое реорганизация?

Для начала разберем, что собой представляет процесс реорганизации, какие ее разновидности существуют и каким образом ее воспроизвести.

Реорганизация - процедура ликвидации юридического лица, в результате которой сохраняются основные производственные средства предприятия, но права и обязанности (исключая те, что по закону передавать запрещается) на них уходят к другому юридически оформленному предприятию с помощью правопреемства. Процесс объясняет окончание существования одного ЮЛ созданием другого.

Какие бывают?

Провести реорганизацию можно пятью способами:

  • Слияние. Вместо первой и второй организации появляется третья - она и получает все права и обязанности ликвидируемых предприятий.
  • Присоединение. Одна фирма прекращает действовать самостоятельно и становится частью второй. То есть процесс будет включать в себя расширение второй организации и ликвидацию первой.
  • Разделение. Одно предприятие делится на два отдельных, и они продолжают дальше действовать независимо друг от друга. Эта процедура полностью противоположна слиянию.
  • Выделение. В рамках одной фирмы появляется вторая (это может быть отдельная структура, например, у организации, занимающейся продажей мебели выделилась услуга грузоперевозок), права и обязанности у обеих остаются те, что были изначально.
  • Преобразование. Вместо одного ЮЛ появляется другое, к нему переходят все права и долговые обязательства ликвидируемого общества, то есть происходит замена субъектов.

Примечательно, что любой способ, кроме выделения, обязательно происходит через ликвидацию предыдущего предприятия и осуществляется только с согласия всех его учредителей, на основании общего решения собрания участников. Отличительной чертой реорганизации будет переход прав от одного предприятия к другому (исключая те, что по закону передавать запрещено).

Понятие правопреемства

Правопреемство при реорганизации юридических лиц - это процедура, в результате которой производится передача прав и обязательств от одной фирмы к другой, их содержание в результате не модифицируется, меняется только субъект права. Порядок проведения процедуры регламентирован в Гражданском кодексе и реализуется оформлением соответствующей документации и подачей заявлений в регулирующие органы. Исходя из выбранного вида реорганизации способы правопреемства будут различаться. Обозначают 2 преимущественных типа правопреемства: универсальный и сингулярный. Основы первого и второго будут едины, однако есть и существенные отличия.

Универсальное правопреемство при реорганизации юридического лица

Универсальное правопреемство подразумевает полную замену одного владельца другим. В законодательстве существует другое определение - переход прав. Наследник получает все обязательства и права предшественника в полной мере. Исключением являются только те права, которые законодательством передавать запрещено. К таким относятся любого вида лицензии, права на хранение и использование оружия, производство лекарственных веществ и алкогольной продукции и прочее. Универсальное правопреемство при реорганизации юридического лица является преимущественным типом осуществления процесса, характерно для слияний, присоединений, преобразований, разделений.

Сингулярное правопреемство

Особенностью сингулярного типа является получение только некоторых полномочий, другими словами, частичное правопреемство. Такой тип можно применить при выделении в организации отдельной структуры. Части делятся пропорционально, то есть наделение большим объемом прав сочетается с присуждением больших обязанностей и наоборот. Этот тип применяется на практике значительно реже.

Снимаются ли обязательства при передаче прав?

Обязанности долговые издержки ни в коем случае не прекращаются. Вместе с правами на организацию они в полной мере переходят к преемнику. Причем кредиторов необходимо уведомить о реорганизации в письменном виде (установлено 60 статьей ГК), и они могут потребовать досрочного погашения долгов. Удовлетворять такие просьбы, впрочем, законодательство не обязывает. Однако, как-либо оспорить право провести реорганизацию и передать долги новому владельцу никто из кредиторов и прочих заинтересованных лиц не может. Но нельзя забывать о том, что пока контролирующим органам не будет представлено подтверждение того, что все кредиторы уведомлены о замене должника, подать документы на передачу прав не получится. Причем сообщить об этом необходимо каждому лично, только после этого давать объявления в газеты, государственные издания.

Конечно, процедуру передачи прав пробуют использовать и не в порядочных целях. Бизнесмены часто пытаются уйти от долгов по расчету с бюджетом с помощью изменения организационно-правовой формы, но такие действия приводят лишь к уголовным процессам. Регулирующие органы обязательно проверят отчетность по бухгалтерии и финансам и непременно раскроют факт мошенничества, так что подобные попытки тщетны.

Нужно добавить, что присуждается новому владельцу и та совокупность обязанностей и прав, которые не были учтены при осуществлении процедуры правопреемства, оспаривались сторонами или появились после.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц, правопреемство

Процедура выполняется последовательно и в следующем порядке:

  • Все начинается с общего собрания участников компании, где единогласно принимается положение о закрытии организации, а руководителем подписаны соответствующие документы. Также должно быть принято решение о будущем имущества - какую фирму открыть на замену, какую организационную систему выбрать и прочее.
  • Следующим шагом будет создание нового предприятия, составление учредительной документации, избрание руководителя (если преемником не становится уже существующая сторонняя фирма).
  • Завершается процедура ликвидации предшествующей организации, подаются документы в регулирующие органы для внесения в государственные базы данных нового юридического лица. К этому моменту необходимо уведомить всех кредиторов и других заинтересованных лиц об изменениях, составить баланс предприятия, оценить все имущество, которое нужно передать.
  • Правопреемство при реорганизации юридического лица осуществляется именно в такой последовательности. Также в обязательном порядке подается объявление в специализированные СМИ о преобразовании организации, письменно уведомляются кредиторы и все заинтересованные лица и предприятия. В результате неисполнения этого обязательства регулирующие органы выпишут немалый штраф, а могут и вовсе отказать в оформлении правопередачи.

Законы, регламентирующие процедуру правопреемства

Правопреемство при реорганизации юридических лиц осуществляется на основе 58-й статьи Гражданского кодекса. Другие слова закона, дающие рекомендации касательно процедуры, можно увидеть в 57-й, 59-й, 60-й, 129-й и 387-й статьях того же кодекса.

Необходимые документы для оформления

Правопреемство при реорганизации юридического лица оформляется соответствующей документацией. Главной бумагой в ходе осуществления процедуры будет являться передаточный акт. Заполняется он ликвидируемой организацией и утверждается ее генеральным директором. Акт является неотъемлемой частью процесса и подается вместе со всеми прочими документами при регистрации новой фирмы, возникшей посредством реорганизации, без него в регистрации откажут.

Когда имеет место разделение или выделение, руководителям необходимо составлять также и разделительный баланс. Этот лист покажет финансы, долговые издержки, движимое и неподвижное имущество, нематериальные резервы, распределенные между новоиспеченными фирмами соответственно их долям. Этот документ должен быть составлен вместе с передаточным актом. То есть при разделении и выделении документа будет два.

В обеих бумагах данные указываются приближенные, но обязательно прикладываются договора, чеки, на основании которых взяты суммы, для того чтобы можно было увидеть, откуда берутся цены на имущество, какая учтена амортизация и прочее. Естественно, для определения стоимости имущества необходимо приглашать независимых оценщиков.

Форму передаточного акта можно скачать в интернете. Специального бланка для не установлено, вместо этого используется бухгалтерский баланс, где можно добавить необходимые графы. В обязательном порядке указывается дата составления акта, по состоянию на которую произведен расчет. По желанию указывается пункт, говорящий о том, что акт передается в регулирующие органы с учетом модификаций, которые могли произойти (например, амортизация).

Когда процедура будет считаться законченной?

Правопреемство при реорганизации юридических лиц осуществляется с даты появления записи о создании ЮЛ в ЕГРЮЛ либо появления записи о ликвидации организации. Этот шаг обозначает полный переход всех прав и обязательств к преемнику и завершение реорганизации. До момента появления записи в реестре правообладание организацией принадлежит правопредшественнику.

Какие проблемы могут возникнуть?

Помимо неправильного оформления документации, в ходе проведения процесса правопреемства при реорганизации юридических лиц возможно появление и других сложностей. Преимущественно они касаются недоработок в действующих законах, которые направлены в большей мере на ликвидацию, а не на решение споров по долгам и обязанностям. Так, например, до сих пор отсутствуют единая и обязательная для всех форма заполнения документов и требования к их содержанию, нет бумаг, которые можно предоставить в регулирующие органы в подтверждение извещения о реорганизации кредиторов и заинтересованных лиц. Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц должны свестись к минимуму после проведения соответствующих реформ.

Естественно возникновение проблем в том случае, если не выполнены главные условия исполнения процедуры: письменное оповещение всех заинтересованных лиц о предстоящих изменениях, грамотно составленный передаточный акт, стоимость передаваемого имущества в котором подтверждена независимыми оценщиками и прикрепленными чеками.

Заключение

Правопреемство при реорганизации юридических лиц означает, что новому хозяину организации переходит во владение полностью вся фирма со всеми издержками. Этот процесс можно воспроизвести самостоятельно или обратиться к юристам, однако, учитывая недоработки в законодательстве, со специалистом решить этот вопрос будет гораздо проще. В любом случае нельзя забывать ключевые правила по оповещению заинтересованных лиц, важно грамотно составить передаточные документы.

Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 58 ГК РФ

Статья 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации юридических лиц (действующая редакция)

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 58 ГК РФ

Судебная практика по статье 58 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ16-9237, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Прекращение деятельности открытого акционерного общества «РЭМИК путем реорганизации в форме присоединения в силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о переходе к обществу прав и обязанностей присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом...

  • Липяги, ул. Карла Маркса, д. 69 с кадастровым номером 36:30:2300011:60, выдать свидетельство о государственной регистрации права. Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пункта 5 статьи 58 (в новой редакции), пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс). При этом суды посчитали, что изменение организационно-правовой формы заявителя не влечет перехода прав на объект недвижимости, поскольку новое юридическое лицо не возникает...

  • Решение Верховного суда: Определение N 310-КГ16-1802, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Липяги, ул. Карла Маркса, д. 69 с кадастровым номером 36:30:2300011:60, и выдать свидетельство о государственной регистрации права. Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пункта 5 статьи 58 (в новой редакции), пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс). Суды исходили из того, что при реорганизации юридического лица, то есть изменения у юридического лица организационно правовой формы происходит универсальное правопреемство...

+Еще...

Правопреемство значится стержнем реорганизации юридического лица вне зависимости от способа её проведения. Под этим термином понимается передача полномочий и обязательств от реорганизуемого предприятия к вновь создаваемому. Правопреемство подразумевает, что в итоге реорганизации не должно быть упущено и забыто ни одно из прав и обязанностей, которыми располагало предприятие до начала её исполнения.

Разновидности правопреемства

Переход полномочий и обязательств - это сложная многоходовая и длительная операция. В зависимости от способа реорганизации различают несколько разновидностей правопреемства:

  • при слиянии предприятий;
  • в процессе присоединения;
  • в результате преобразования;
  • путём разделения;
  • при выделении.

В составе всех видов реорганизации, за исключением выделения, одним из этапов процесса является ликвидация.

Нюансы процесса при конкретных моделях реорганизации

Обстоятельства правопреемства при различных типах реорганизации юридических лиц прописаны в ст. 58 ГК РФ.

Метод слияния

Слияние подразумевает соединение двух и больше предприятий в одной фирме, регистрируемой как юридическое лицо. Эта компания является правопреемником ликвидируемых в итоге слияния предприятий. Весь комплект обязательств и полномочий, ликвидированных юрлиц, базируясь на показателях передаточных актов, полностью перетекает в новую компанию. Следует отметить весьма существенную деталь, отличающую эту модель реорганизации от других форм. Возникшая в результате реорганизации компания может иметь иную организационно-правовую форму, чем ликвидированные для её создания фирмы.

При реорганизации в форме слияния два или больше предприятий сливаются друг с другом, образуя новое юридическое лицо

Реорганизация присоединением

Присоединение - метод, при котором одно и больше предприятий вливается в другую компанию Эту операцию ещё называют поглощением. Понятно, что осуществление такой модели приводит к ликвидации присоединяемой фирмы, а все права и обязательства переходят к поглотившей её компании. Нового юридического лица в результате проведённой операции не образуется. Важным отличием этой модели является, то, что сливаться без создания нового юридического лица могут исключительно компании, принадлежащие к одной организационно-правовой форме.


Реорганизация компании путём её присоединения к более крупной фирме сопровождается передачей всех активов и обязательств

Метод разделения

Данная модель является как бы организационным антиподом по отношению к слиянию. Здесь одна компания разделяется на несколько фирм, которые получают статус самостоятельных юридических лиц. «Материнское» предприятие ликвидируется, а его обязательства и привилегии передаются к предприятиям, зарегистрированным как новые юридические лица. Разделение активов и пассивов базисной компании регулируется на основании положений договора.

Реорганизация выделением

Метод характеризуется отпочкованием от действующей фирмы одного, двух и более самостоятельных предприятий со статусом юридического лица. Ликвидации старой, базисной компании не происходит. Просто «материнская» фирма, продолжая свою деятельность, передаёт часть своих активов вновь созданным предприятиям. В смысле правопреемства отличие этой формы от прочих заключается в том, что новые компании освобождаются от уплаты старых долговых обязательств и кредитов компании, от которой оно отделилось.


Выделение и разделение не ведут к ликвидации «материнской» компании - она продолжает свою деятельность

Реорганизация путём преобразования

Эта модель подразумевает переход компании в другую организационно-правовую форму. В итоге проведения операции старая фирма ликвидируется, а на её месте регистрируется новое юрлицо, но уже с иной организационно-правовой формой. Эта компания получает весь комплекс прав и обязанностей того предприятия, на базе которого она была создана.

Универсальное правопреемство

Юриспруденция различает два типа правопреемства:

  • универсальное или общее;
  • сингулярное или частное.

Универсальное правопреемство возникает, когда правопреемник занимает место своего предшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается законом.

Таким образом, универсальным считается правопреемство, при котором имущественные и другие права и обязательства одного субъекта полностью передаются другому субъекту. Именно к этому типу относится правопреемство, возникающее при реорганизации юридических лиц (ст. 129 ГК РФ).

То что, правопреемство здесь относится к универсальному типу, зафиксировано в статьях 128 и 218 ГК РФ. Например, в ст. 218 прямо написано об этом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

На универсальный тип правопреемства также ссылается ст. 50 НК РФ. В ней указывается, что все активы и обязательства, включая налоги и сборы, передаются к созданному юридическому субъекту.


Норма юридического правопреемства - это разумная предосторожность государства, направленная на предотвращение умышленной ликвидации предприятий с целью неисполнения обязательств

Особенности правопреемства при ликвидации

Процедура начинается с извещения о намеченном закрытии фирмы. С этого времени возникает борьба интересов между инициаторами ликвидации и её противниками.

Дебиторы в лице учредителей фирмы стараются закрыть предприятие путём ликвидации. Такая форма закрытия приводит к ситуации, при которой у фирмы нет правопреемника и, соответственно, не к кому предъявлять претензии по долговым обязательствам. Правда, подобный оборот имеет и обратную сторону медали, так как учредители ликвидируемого предприятия лишаются правовой возможности предъявлять долговые претензии к своим должникам.


При ликвидации предприятия прекращается его деятельность и правопреемство отсутствует

Для кредиторов более выгодной является не закрытие предприятия, а такая форма реорганизации, при которой его работа продолжится и, следовательно, будет, с кого взыскивать долги. Все заинтересованные субъекты понимают, что как только в ЕГРЮЛ внесут запись о ликвидации предприятия, все долговые обязательства кредиторам будут считаться долгами, не подлежащими возврату.

Что касается учредителей ликвидируемого предприятия, то перед его ликвидацией им необходимо:

  1. Провести реализацию всего имущества.
  2. Разделить активы между собой.

При ликвидации компании в форме ООО её учредители несут солидарную ответственность, которая распределяется в соответствии с их долей в уставном фонде.

Вопросы правопреемства, требующие дополнительного рассмотрения

При реорганизации, из-за растянутости процесса по времени, недостаточно проработанных законодательных моментов и отсутствия чёткого списка необходимой документации, в вопросах с преемственностью нередко возникают проблемные места. Наиболее часто затруднения порождают следующие обстоятельства:

  1. Прохождение немалого срока от начала проведения необходимых инвентаризационных проверок до времени государственной регистрации нового предприятия. За этот период количественный и качественный состав имущества юрлица, а также все его пассивы и активы могут претерпеть значительные изменения. Усугубляет эту проблему запрещение законодательством динамической корректировки инвентаризационных актов.
  2. Отсутствие утверждённых бланков документов, касающихся передачи активов и пассивов.
  3. Возникновение некоторой путаницы в условиях осуществления правопреемства по обязательствам, когда реорганизация происходит в форме выделения. Тогда реорганизуемое предприятие и вновь создаваемая фирма свою работу не прекращают и поэтому могут возникнуть и нередко имеют место расхождения в передаточной документации.
  4. Несовершенство законодательных актов по вопросам правопреемства. Например, нередко положения федерального законодательства, касающиеся только ООО или АО, распространяются и на другие организационно-правовые формы.

Следует заметить, что некоторые из перечисленных проблем для правопреемства имеют скорее теоретический интерес. Например, не имеет принципиального значения форма передаточной документации и даже зафиксированные цифры активов и долговых обязательств, потому что для всех моделей реорганизации (за исключением выделения) обязательства и права совершают переход в полном объёме.


Различные модели реорганизация компании требуют не только знания особенностей действующего законодательства, но и нестандартных решений при проведении процедуры

Документация при установлении правопреемства

В перечень документов для установления правопреемства входят:

  • передаточный акт;
  • протокол общего собрания участников (акционеров);
  • договор о реорганизации;
  • разделительный баланс;
  • новая редакция устава.

Собственно, с точки зрения закона, сейчас единственным документом, подтверждающим правопреемство, считается передаточный акт, а остальные, приведённые в перечне, документы служат всего лишь дополнением к этому акту.

До недавнего времени для подтверждения правопреемства для слияния, присоединения и преобразования применялся передаточный акт, а для разделения и выделения служил разделительный баланс.

С 01.09.2014 понятие «разделительный баланс» в ст. 59 ГК РФ вообще не упоминается, а использование для установления правопреемства передаточного акта регламентируется исключительно для реорганизации путём разделения и выделения. Для моделей присоединения, преобразования и слияния предоставление передаточного акта для установления правопреемства необязательно (Закон № 99-ФЗ).

К сожалению, в законодательном порядке вопрос использования разделительного баланса до конца не решён. Например, федеральными законами № 129 от 08.08.2001, № 14 от 08.02.1998 и N 208 от 26.12.1995 по-прежнему предписывается при реорганизации оформление как передаточного акта, так и разделительного баланса.


Необходимость составления разделительного баланса при реорганизации вынуждает многих бухгалтеров изрядно потрудиться

Особенности составления передаточного акта

В передаточный акт, согласно ст. 59 ГК РФ, включается информация:

  1. О правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
  2. О порядке определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Следует особо подчеркнуть, что передаточный акт относится к списку обязательных документов, без которых постановка на учёт создаваемых по итогам реорганизации компаний невозможна. Отсутствие передаточного акта повлечёт за собой отказ в регистрации.

Форма составления передаточного акта для фиксирования правопреемства тоже до конца не разработана и законодательно не утверждена. Впрочем, чётко установлено, что утверждать этот документ обязаны основатели фирмы или орган, имеющий полномочия произвести реорганизацию.

В действительности для составления передаточного акта и разделительного баланса до сих пор используются методические указания по бухгалтерской отчётности, сопровождающей реорганизацию (приказ Минфина № 44н от 20.05.2003).

Согласно этим предписаниям, передаточный акт включает определённые обязательные пункты:

    1. Бухгалтерская отчётность, фиксирующая состояние активов и пассивов на заключительный перед началом процесса реорганизации отчётный период.
    2. Инвентаризационные акты проверки, проведённой непосредственно перед моментом подписания передаточного акта.
    3. Первичная складская и прочая документация, фиксирующая объём и количество товарных ценностей и имущества фирмы.
    4. Детальные сведения об имеющихся кредиторских и дебиторских обязательствах.
    5. Выписка о занесении изменений в ЕГРЮЛ. (Этот документ предоставляется в случае реорганизации в форме выделения и разделения).

Передаточный акт в настоящее время является единственным документом, обосновывающим передачу прав и обязанностей от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому с правовой точки зрения

Дата составления передаточного акта выбирается в границах диапазона времени проведения реорганизации. Обычно она, приурочивается к окончанию годового отчётного периода, а если это невозможно - то ко времени сдачи промежуточной, месячной или квартальной, отчётности.

Вспомогательные документы, предъявляемые при переходе активов в процессе реорганизации, но не являющиеся прямым подтверждением правопреемства

Как уже указывалось ранее, с 1 сентября 2014 года единственным документом, подтверждающим правопреемство, служит передаточный акт. Необходимым сопровождением к передаточному акту служит ещё ряд приложений, а именно:

  • протокол общего собрания основателей предприятия, в котором имеется положение о его реорганизации;
  • договор о реорганизации для случаев слияния и присоединения;
  • разделительный баланс для реорганизации в форме выделения и разделения.

Протокол собрания участников (ОСУ)

Текст документа составляется и подписывается на собрании участников. Именно здесь происходит выбор конкретной модели реорганизации, обсуждаются, детализируются и фиксируются направления передачи обязательств и прав предприятия, утверждаются договоры с компаниями. В случае необходимости в протокол ОСУ вписываются пункты определяющие доли участия новых предприятий.


Протокол ОСУ является первым шагом в процессе реорганизации компании

Договоры о реорганизации

Соглашения такого типа заключаются исключительно с фирмами, задействованными в реорганизации, проводимой путём присоединения или слияния. Основным содержанием договора о реорганизации является согласование процедурных шагов по срокам, управлению, распределению обязанностей и другим текущим вопросам.


Договор о реорганизации заключается с предприятиями в случае реорганизации в форме слияния или присоединения

Разделительный баланс

Начиная с 01.09.2014 предоставление разделительного баланса не регламентируется. Всё же в реальной жизни без него трудно обойтись. По цифрам, зафиксированным в балансе, все заинтересованные стороны могут наглядно представить количество и объём передаваемых ТМЦ и остального имущества по категориям, в деталях оценить их материальную и финансовую значимость.

Разделительный баланс используется для отражения состояния активов и пассивов реорганизуемого предприятия

Проблемы правопреемства являются ключевым вопросом реорганизации юридических лиц. Изучение всех аспектов перехода активов и пассивов реорганизуемого предприятия в другие руки заслуживает самого пристального внимания.

Согласно ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его преемникам должен оформляться передаточным актом или разделительным балансом, который составляется при реорганизации в форме разделения или выделения. Его основная функция - определить, какие права и обязанности и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников. При слиянии, присоединении и преобразовании каждое из юридических лиц, прекращающих деятельность, составляет передаточный акт.

Требования ГК РФ и к разделительному балансу, и к передаточному акту, в принципе, одинаковы. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и те обязательства, которые реорганизованное юридическое лицо оспаривает.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица, а в случае принудительной реорганизации - теми же органами, которые приняли решение о ней. Кроме того, представление этих документов необходимо для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы уже существующих организаций (при реорганизации в форме присоединения). Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве становятся причиной безусловного отказа в регистрации.

На практике как для самого реорганизуемого юридического лица, так и для его партнеров огромное значение имеет вопрос о том, в какой момент переходят права и обязанности к преемнику. С кого, допустим, кредитор должен требовать исполнения обязательства, если организация-должник приняла решение о реорганизации. В Гражданском кодексе 1964г. говорилось, что имущество переходит в день подписания передаточного баланса. Однако нормы нового ГК РФ подобный подход исключают.

Между принятием решения о реорганизации (утверждением передаточного акта или разделительного баланса) и ее проведением, естественно, проходит какое-то время. В ст. 57 ГК РФ четко определен момент, когда юридическое лицо считается реорганизованным. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования таким моментом является день государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Правопреемство не основано на каком-либо отдельном договоре, оно представляет собой следствие самой реорганизации юридического лица.

Соответственно определяющее значение для перехода прав и обязанностей имеет именно факт государственной регистрации вновь создаваемых организаций. До этого момента переход прав и обязанностей невозможен, поскольку юридическое лицо - правопреемник еще не создано.

Реорганизация юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица считается произошедшей с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Иными словами, опять же момент перехода прав и обязанностей связан с фактом внесения соответствующей записи в государственный реестр. При другом подходе сложилась бы ситуация, когда одно самостоятельное юридическое лицо передает права и обязанности другому лицу лишь на том основании, что в будущем они планируют провести реорганизацию.

По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

  • а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);
  • б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);
  • в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Учитывая большую значимость этих документов, к ним предъявляются особые требования. В частности, в п. 1 ст. 59 ГК РФ предусматривается, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Исходя из приведенной нормы закона, можно сделать вывод о том, что в передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм.

Чтобы не допустить нарушения порядка оформления правопреемства при реорганизации, в Гражданском кодексе предусмотрено специальное правило, согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте или в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится (абз. 2 п. 2 ст. 59).

1. Универсальное правопреемство между юридическими лицами наступает при их прекращении путем реализации, а отчасти и ликвидации. Прекращение существования юридического лица так же, как и его возникновение наступает в установленном законом порядке, т, е.

При наличии предусмотренного законом юридического состава фактов. При этом, по общему правилу, одни и те же органы правомочны разрешить вопрос о возникновении и о прекращении существования юридического лица.

В отношении государственных юридических лиц действует распорядительный порядок их возникновения и прекращения, причем распорядительный акт о прекращении соответствующего государственного юридического лица должен исходить от того же (или вышестоящего) государственного органа, которому дано право своим распоряжением создать данное юридическое лицо.1 Такой акт может также исходить от вышестоящего органа, например, Президиума Верховного Совета СССР или союзной республики.

Сложнее происходит прекращение юридических лиц - кооперативных организаций, как добровольных объединений граждан. Именно добровольный характер кооперативных объединений приводит к тому, что нормальным порядком прекращения деятельности2 этих объединений является самоликвидация.

Вместе с тем и в отношении кооперативных юридических лиц может иметь место распорядительный порядок прекращения, т. е. прекращение распорядительным актом государства иногда в сочетании с, самоликвидацией. Такой порядок имеет применение в случаях прекращения или реорганизации целой системы кооперативных организаций или определенной части данной системы.

В частности, можно сослаться на преобразование железнодорожных и некоторых других потребительских обществ в отделы (управления) рабочего снабжения в 1932-1934 гг.3

Далее следует указать на ликвидацию охотничьей кооперации и реорганизацию интегральной кооперации в 1933 году, когда были ликвидированы Союзохотцентр, а также краевые, областные и республиканские охотничьи союзы, районные и межрайонные охотничьи товарищества, а все имущество этих организаций (товарные и материальные ценности, где бы они ни находились, расчеты с третьими лицами, задолженность Госбанку и другим кредиторам и все остальные статьи актива и пассива) были переданы Союзпушиине Наркомвнешторга СССР4.

Такой же характер носила ликвидация в 1935 году потребительской кооперации в городах с передачей их функций и имущества государственной торговле5 ,и ряд других преобразований государственных юридических лиц в кооперативные и кооперативных в государственные.

Следует различать два основных вида прекращения юридических лиц: ликвидацию и реорганизацию. Наряду с этим в некоторых случаях имеют место смешанные виды преобразования юридического лица, включающие черты ликвидации и реорганизации с преобладанием тех или других. Именно такие виды преобразования юридических лиц вызывают на практике особые трудности.

2. При проведении ликвидации юридического лица последнее прекращает свое существование, а следовательно, и свою деятельность полностью и окончательно не оставляя универсальных правопреемников. Остатки имущества ликвидируемого юридического лица передаются вышестоящим органам государства, кооперативным или иным общественным организациям без передачи им его функций.

В этих случаях производится ликвидация дел и имущества ликвидируемого юридического лица. Незаявленные в установленные ликвидационной комиссией сроки претензии кредиторов, а также претензии, не выявленные самой ликвидационной комиссией до утверждения ликвидационного отчета, признаются утратившими силу. Таким образом, орган, которому переданы остатки имущества ликвидируемой организации, не становится ее универсальным правопреемником. Он приобретает лишь права на переданные ему денежные суммы и прочие материальные ценности, но не принимает на себя ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица. Именно данными чертами характеризуется понятие ликвидации юридического лица в цивилистической литературе.6

Эта характеристика основывается на Положении о государственных промышленных трестах 1927 года (ст. 58)7 и Положении о порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении, утвержденном ЦИК и СНК СССР 15 июля 1927 г. (ст. 17-26, 27)8.

Иная точка зрения проведена в практике Госарбитража при Совете Министров СССР, который признает, что орган, который принял остатки имущества юридического лица, не будучи в точном смысле универсальным правопреемником, тем не менее несет обязанности ликвидированного юридического лица в пределах принятых остатков имущества после удовлетворения всех выявленных кредиторов.9 Только истечение общего срока исковой давности прекращает возможность реализации права требования погашения задолженности кредиторов ликвидированной организации. Таким образом, практика Госарбитража при Совете Министров СССР значительно смягчает строгие черты ликвидации, сочетая их с ограниченной ответственностью органа или организации, принявших остатки имущества ликвидированного юридического лица) в пределах стоимости этого имущества.

Госарбитраж при Совете Министров СССР применяет это положение, в частности, в разрешении споров, возникающих при ликвидации кооперативных организаций с передачей вышестоящей кооперативной организации сумм, вырученных при ликвидации имущества нижестоящей организации. Соответствующая вышестоящая кооперативная организация отвечает по долгам ликвидированной нижестоящей организации лишь в пределах сумм, полученных в результате ликвидации этой организации.

Если задолженность ликвидированной организации превышает полученные суммы, то расчеты с кредиторами производятся с соблюдением установленной законом очередности удовлетворения претензий.10

Такая же точка зрения высказана Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда СССР в определении от 4 августа 1951 г. по делу № 36/690 по иску прокурора, предъявленному в порядке ст. 2 ГИК

РСФСР, о взыскании с артели «17 лет промкооперации» 71208 руб. в пользу колхоза.11 Судебная коллегия призвала: «Поскольку в данном случае артель «17 лет промкооперации» ликвидирована и на основании ст. 52 Устава промкооперативной артели остатки имущества ликвидированной артели переданы промсоюзу, Ташкентский облпромсоюз правильно привлечен по делу в качестве ответчика». Судебная коллегия отменила решение Верховного Суда Узбекской ССР по этому делу ввиду того, что суд не установил стоимость имущества, переданного ликвидкомом артели Ташкентскому облпромсоюзу, и не проверил обоснованность исковых требований колхоза по размеру иска. Установление стоимости переданного имущества было необходимо, поскольку Судебная коллегия признала, что на вышестоящую организацию, в систему которой входила артель, ответственность по долгам последней может быть возложена только в пределах стоимости имущества, принятого от ликвидированной артели.

Интересная точка зрения была высказана Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда СССР в определении № 1034 от 10 декабря 1942 г. по иску колхоза «Дубровка» к горпищекомбинату.12

Обязанность погашения задолженности горпищекомбината Калинина, ликвидированного в связи с оккупацией города немецкими войсками, была возложена Судебной коллегией на вновь созданный Калининский горпищекомбинат. В определении было указано, что «даже в том случае, если ответчик и не является формально правопреемником ранее существовавшего горпищекомбината (как утверждает исполком Калининского горсовета), но тем не менее пользуется в какой-то части его имуществом, то в пределах стоимости этого имущества он должен отвечать по долгам прежнего собственника этого имущества».

Необходимо, конечно, учитывать то обстоятельство, что упомянутая ликвидация была произведена в условиях военной обстановки без соблюдения установленных правил, в частности, без назначения ликвидкома и т. д. Поэтому кредиторы ликвидированной организации не имели возможности заявить свои требования ликвидкому и получить от последнего их удовлетворение. Вместе с тем, несмотря на чрезвычайный характер ликвидации, и интересно то общее положение, которое выдвинула Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда СССР.

3. Иначе складываются отношения при реорганизации юридических лиц, когда имущество и деятельность прекращенного юридического лица передаются другому или другим юридическим лицам с возложением на последних всей совокупности прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. Именно такие случаи во всем их многообразии в полной мере относятся к проблеме универсального правопреемства, при котором имеет место как бы преемство правосубъектности в целом.

Правопреемники реорганизованного юридического лица продолжают его деятельность. В связи с этим к ним должны переходить все права и обязанности последних в целом. Они становятся его универсальными правопреемниками, носителями всех его прав и обязанностей, как учтенных, так и неучтенных в передаточном балансе, в том числе в разделительном балансе.

Состав имущества (имущественных прав), переходящего к каждому из правопреемников в собственность или оперативное управление, определяется административным актом (постановлением) о данной реорганизации и уточняется в разделительном балансе. Этими же документами определяется и момент перехода соответствующих имуществ в оперативное управление правопреемников реорганизованного юридического лица.

В случае возникновения споров по поводу отдельных объектов, входящих в передаваемое имущество, между правопреемниками, эти споры должны разрешаться на основе тех же документов, в частности, в соответствии с разделительным балансом. Последнему принадлежит решающее значение в отношении правовой судьбы учтенных в нем имущественных объектов. В известной мере он может быть принят во внимание также при разделе объектов, выявленных после утверждения баланса.

Разделительный баланс не имеет решающего значения во взаимоотношениях между правопреемниками реорганизованного юридического лица и кредиторами последнего, особенно в случаях применения солидарной ответственности правопреемников. С другой стороны, поскольку передаточный, в том числе разделительный баланс уточняет состав имущества, переходящего к правопреемнику, он может явиться основанием требований последнего к третьим лицам, незаконно удерживающим у себя отдельные объекты, принадлежавшие юридическому лицу,- правопредшественнику.

Реорганизация может состоять в слиянии двух или нескольких юридических лиц в одно юридическое лицо; присоединении одного или нескольких юридических лиц к одному существующему юридическому лицу; разделении одного юридического лица на два или несколько юридических лиц; выделении из одного юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц.13

При слиянии два или несколько юридических лиц прекращают свое существование и возникает объединяющее их новое юридическое лицо. Присоединение означает также объединение двух или нескольких юридических лиц, но прекращает свое существование только присоединяемое (или присоединяемые) юридическое лицо. Наоборот, сохраняет свое существование то юридическое лицо, к которому присоединено другое, прекратившее как таковое свое существование. В этих случаях можно говорить о поглощении одного юридического лица другим. При разделении одного юридического лица на два или несколько новых разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает свои права и обязанности новым юридическим лицам. При выделении из одного юридического лица одного или нескольких новых сохраняет свое существование и лишь уменьшается в объеме то юридическое лицо, из которого произведено выделение определенной его части.

Таковы те виды реорганизации, которые предусмотрены Положением, о государственных промышленных трестах 1927 года (раздел IX) и названными выше законами о ликвидации и реорганизации государственных предприятий и хозяйственных организаций, а также кооперативных организаций. Однако перечисленными случаями не исчерпываются все возможные виды реорганизации юридических лиц, имеющие значение при изучении проблемы правопреемства. Иногда имело место преобразование кооперативных организаций, в частности, транспортных потребительских обществ, строительных транспортных потребительских обществ и некоторых других специализированных потребительских обществ транспорта и промышленности в Управления или Отделы рабочего снабжения (Урсы, Орсы)14. В этих и других подобных случаях правопреемником кооперативной организации становилось государственное предприятие, в связи с чем возникали интересные теоретические и практические вопросы, требующие особого внимания.

Такое преобразование имело место при реорганизации промкооперации по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 апреля 1956 г. № 474 «О реорганизации промысловой кооперации»15, а также при окончательном упразднении промысловой кооперации Е I960 году. В том и другом случае передача имущества происходила в соответствии с постановлением от 14 апреля 1956 г.

Передача государственным органам предприятий промысловой кооперации производится безвозмездно со всеми активами н пассивами по балансу на 1 число месяца. Числящаяся на балансах предприятий задолженность но ссудам банкам на индивидуальное жилищное строительство, покупку скота, на жилищное строительство и т. д. сохраняется на балансах передаваемых предприятий. Паевые взносы возвращаются членам артелей.

Таким образом, и при частичной реорганизации и при окончательном упразднении промысловой кооперации происходила передача предприятий промысловых артелей безвозмездно со всеми активами и пассивами в порядке универсального правопреемства. Лишь часть задолженности государству при этом была списана.

Универсальный характер этого правопреемства не вызывает сомнений в практике Госарбитража. Так, по инициативе Главного арбитра при исполкоме Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся был возбужден ряд дел по взысканию с государственных предприятий, правопреемников упраздненных артелей Леноблиромсовета, штрафов за поставку артелями продукции ненадлежащего качества.16

Вместе с тем при преобразовании кооперативного предприятия в государственное правопреемство приобретает некоторые особенности, обусловленные различием двух форм социалистической собственности и установленным для них правовым режимом. В частности, при преобразовании артели промысловой кооперации в государственное предприятие может в некоторых случаях иметь место ограниченный переход на правопреемника договорных обязательств упраздненной артели. Эти ограничения могут быть обусловлены, например, различным порядком снабжения сырьем и реализации продукции кооперативных и государственных предприятий.

Промартель «Всеволожский химик» заключила в 1960 году с Метизохозяйственной базой Леноблпотребсоюза договор на поставку своей продукции, в том числе тертых красок и олифы, за счет децентрализованных заготовок сырья и перевыполнения плана выпуска продукции. После преобразования артели в государственный завод договор был продлен сторонами на 1961 год. В апреле 1961 года завод «Всеволожский химик» был передан на правах цеха в другой завод, который таким образом стал правопреемником упраздненной артели. По иску этого завода Госарбитраж при Леноблисполкоме решением от 31 августа 1961 г. признал упомянутый договор расторгнутым в части поставки красок тертых и олифы ввиду отсутствия у завода соответствующих нарядов на олифу и запрещения расходовать растительное масло на выработку олифы сверх установленного плана. Поставка же указанных изделий за счет сверхплановой выработки не может быть осуществлена. Кроме того, арбитраж сослался на отсутствие плана распределения Леноблисполкома на эти товары для базы Леноблпотребсоюза на 1961 год. .В результате оказалось невозможным для завода выполнение договора поставки данной продукции (дело № 11254-1961. г.).

С другой стороны, переход предприятия от кооперативной организации к государственной, может отразиться на обязательстве по оплате переданного одной промысловой артелью другой оборудования, возникшем да реорганизации Промкооперации. Поскольку правопреемники артелей-передавшей и принявшей оборудование - являются государственными предприятиями, передача основных средств между ними производится по общему правилу безвозмездно.

Исходя из этих соображений Госарбитраж при Леноблисполкоме решением от 27 апреля 1961 года отказал в иске Кожевенно-галантерейной фабрике № 4 (правопреемнику артели «Лахтинский галпром») о взыскании 9521 р. 97 к. с Выборгской обувной фабрики (правопреемника артели «Выборгский обувщик») за переданное в 1960 году оборудование (дело № 4455/2-1961 г.).

Наряду с преобразованием кооперативных предприятий в государственные представляют большой интерес случаи реорганизации юридических лиц, связанные с передачей некоторых функций государственных органов общественным организациям.

Так, постановлением Совета Министров СССР от 10 марта I960 г. № 3Э5 «О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха»17 были переданы до 1 мая 1960 г. в ведение профсоюзов все действующие на хозяйственном расчете санатории (кроме туберкулезных), дома отдыха, курортные лечебницы и поликлиники, пансионаты и т. д. министерств здравоохранения союзных республик. Эта передача была произведена безвозмездно со всем оборудованием, транспортом, вспомогательными предприятиями и подсобными хозяйствами, сооружениями, жилыми домами, земельными участками, паркамипо состоянию на 1 января 11960 г.

Раздел имущества между санаториями, передаваемыми профсоюзам, я туберкулезными санаториями,. оставляемыми в ведении Министерств здравоохранения союзных республик, в соответствующих случаях производился в зависимости от нахождения на балансе того или иного санатория или курортного управления. Именно так был, в частности, решен Госарбитражем при Ленаблнспол1коме спор между Ленинградским территориальным курортным управлением профсоюзов н Северо-Западным зональным управлением специализированных санаториев о возврате Выборгскому приморскому курорту автогрейдера (дело № 12618/2-1960 г.).

4. Как уже отмечено, наряду с фактами ликвидации и реорганизации в чистом виде, имеют место факты преобразования юридических лиц, занимающие промежуточное место. Иногда происходит ликвидация с некоторыми чертами реорганизации, в частности с возложением ограниченной ответственности по долгам ликвидированной организации на созданную на ее основе новую организацию. В других случаях можно усмотреть реорганизацию с отдельными чертами ликвидации. что выражается в существенном ограничении ответственности организации - правопреемника peopraнизованного юридического лица.

В этом отношении большой интерес представляет создание совхозов на базе экономически слабых колхозов.18 Преобразование отдельных слабых колхозов имеет место на основе всестороннего изучения хозяйственной целесообразности такого мероприятия (увеличения производства и удешевления себестоимости сельскохозяйственной продукции) с учетом обеспечения интересов членов преобразуемых колхозов.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 мая 1957 г. «О порядке передачи колхозного имущества при преобразовании колхозов в совхозы» было установлено, что при преобразовании колхозов в совхозы колхозное имущество передается совхозам без выкупа, а расходы, связанные с выплатой колхозникам их заработка по трудодням, расчеты с организациями и погашение задолженности колхозов по ссудам и другим платежам производятся за счет средств государства19.

Положением о порядке передачи совхозам земель и общественного имущества колхозов при преобразовании их в совхозы и о порядке расчетов с колхозниками, утвержденное тем же постановлением20, установлены на началах добровольности следующие правила для проведения такой реорганизации.

Во всех случаях она может производиться союзными республиками с санкции Совета Министров СССР, на основе предварительного решения общего собрания колхозников о переходе в совхоз. При этом на базе колхозов в некоторых случаях образуются новые совхозы, в других происходит передача земель и имущества уже существующим совхозам.

При наличии санкционированного Советом Министров СССР и ЦК КПСС постановления Совета Министров республики и ЦК Компартии республики о переводе данных колхозов на положение совхозов вопрос о преобразовании колхоза в определенный совхоз решается большинством голосов на общем собрании колхозников в присутствии не менее двух третей членов артели. Принятое решение о преобразовании в совхоз утверждается исполкомом районного Совета депутатов трудящихся. После этого считается прекращенной деятельность колхоза и руководство всей производственной работой переходит к директору совхоза. Последний принимает по акту закрепленные за колхозом земли и принадлежащие артели постройки, скот, машины, подсобные предприятия, посевы, семена, корма и другое имущество.

Для передачи совхозу и оценки материально-имущественных ценностей колхоза, а также для производства расчетов с колхозниками и с кредиторами артели райисполкомом создается комиссия по прекращению деятельности колхоза в составе председателя колхоза, бухгалтера (счетовода) и председателя ревизионной комиссии артели, а также представителей райисполкома и совхоза.

Комиссия по прекращению деятельности колхоза обязана в пятидневный срок известить всех дебиторов и кредиторов колхоза о прекращении ею деятельности, взыскать дебиторскую задолженность с различных лиц и организаций, произвести расчеты с кредиторами, в том числе по заработной плате с лицами, работавшими в колхозе пo найму, а также с колхозниками. Для производства этих расчетов она открывает в учреждении Госбанка специальный счет, на который начисляются все остатки денежных средств колхоза. При недостаточности средств на этом счете для производства расчетов с колхозниками и кредиторами совхоз перечисляет комиссии недостающую сумму за счет кредита банка, предоставляемого в пределах общей суммы стоимости материальных ценностей, принятых совхозом от колхоза.

Для ускорения реализации актива преобразованного колхоза государственные, кооперативные и общественные организации - дебиторы колхоза - обязываются погасить задолженность не позднее десяти дней со дня их извещения комиссией. Дебиторская задолженность, числящаяся за организациями и разными лицами, не взысканная за время работы комиссии по прекращению деятельности колхоза, в дальнейшем взыскивается совхозом в общем порядке.

На запрос Госарбитража при Иркутском областном исполкоме Главный арбитр Государственного арбитража при Совете Министров ССCP ответил, что в случае прекращения деятельности колхозов и преобразования их в совхозы иски хозяйственных органов к совхозам по операциям этих колхозов (разрядка моя.-Б. Ч.) подлежат рассмотрению в органах Государственного арбитража на общих основаниях.21 Впоследствии Госарбитраж при Совете Министров СССP отменил это указание своим разъяснением от II апреля 1959 г. № И-1-28, признав, что иски к совхозам по задолженности колхозов приниматься на рассмотрение не должны22. Это разъяснение представляется весьма спорным. Оно не может относиться к взысканиям в пользу совхоза задолженности дебиторов колхоза, а также к взысканию задолженности по требованиям, своевременно заявленным в комиссию по прекращению деятельности колхоза, н признанной подлежащей удовлетворению.

Действующим законодательством разрешен вопрос о порядке выплаты гражданам сумм в возмещение вреда, причиненного их здоровью, причитающихся с колхозов, на землях которых создаются государственные предприятия и организации. Комиссия по прекращению деятельности колхоза обязана внести в Госстрах необходимую сумму на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1927 г.23. В тех случаях, когда необходимая сумма не внесена колхозом в органы Госстраха, указанная выплата возмещения за вред производится совхозами или другими государственными предприятиями и организациями, созданными на землях этих колхозов.

Примером может служить определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР от 30 августа 1961 г. по делу о взыскании в пользу Дегтяревой 1492 руб. с колхоза имени Калинина в возмещение ущерба, причиненного ее здоровью. По истечении установленного судом срока платежей Дегтярева вновь обратилась в суд с иском о взыскании с колхоза сумм, израсходованных ею на лечение в связи с полученной по вине ответчика травмой. Народный суд Туапсинского района в приеме искового заявления отказал, мотивировав отказ тем, что колхоз имени Калинина был преобразован в совхоз и его земли и общественное имущество были переданы Георгиевскому совхозу, который не должен нести ответственности по долгам колхоза. Отказ был подтвержден Краснодарским краевым судом и президиумом того же суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР согласилась с протестом заместителя прокурора РСФСР и признала отказ в приеме искового заявления необоснованным, так как при преобразовании колхоза в совхоз суммы, причитающиеся к выплате гражданам в возмещение вреда, ранее причиненного здоровью, в том случае, если колхоз не внес необходимые для этого средства в органы Госстраха, подлежат взысканию с совхоза или другой организации, созданной на землях колхоза24.

Таким образом, при преобразовании колхоза в совхоз, вновь для этого создаваемый или уже существующий, имеет место своеобразное универсальное правопреемство. К. совхозу-правопреемнику переходит право взыскания всей дебиторской задолженности, не взысканной за время работы комиссии по прекращению деятельности колхоза. Вместе с тем на совхоз возлагается обязанность погашения, кpeдитopскoй задолженности преобразованного колхоза, которая ограничивается общей суммой материальных ценностей, принятых им от колхоза. В соответствующих пределах Госбанк предоставляет совхозу ссуду на погашение этой задолженности. Следовательно, совхоз обязан погасить задолженность за счет ссуды, полученной им от Госбанка.

Такая обязанность совхоза-правопреемиика носит дополнительный (субсидиарный) характер, 0на возникает только в том случае, если комиссия по прекращению деятельности колхоза не погасила полностью все требования колхозников и кредиторов колхоза.

Ограничение обязанности совхоза по уплате задолженности колхоза, разумеется, не распространяется на обязанность возврата имущества, принадлежащего другой организации и находившегося во. временном пользовании колхоза.

Так, Госарбитраж при Леноблисполкоме решением от 25 августа 1961 г. обязал совхоз «Свекловичный» (правопреемника колхоза «Смена») возвратить Балтийскому заводу имени Орджоникидзе пилораму, переданную заводом колхозу во временное пользование по договору аренды и своевременно не возвращенную по требованию завода (дело №11180/1-1961 г.).

В случаях преобразования колхозов в совхозы имеет место сочетание черт ликвидации и реорганизации с преобладанием последних, поскольку в лице совхоза-правопреемника продолжается производственная и хозяйственная деятельность преобразованного колхоза н имеет место преемство во всей совокупности прав и обязанностей, хотя и с ограничением ответственности по долгам колхоза и оказанием для этого помощи государства.

Иная точка зрения высказана Л. Шевченко и М. И. Бару,25 которые отрицают черты реорганизации и правопреемства при преобразовании колхозов в совхозы. К сожалению, авторы ведут рассмотрение этого допроса без учета постановления Совета Министров СССР и ЦК КООС от 3 мая 1057 г. Приведенное в их статье судебное дело не столько подтверждает, сколько опровергает высказанную ими точку зрения, так как позиция, занятая Президиумом Верховного суда УССР, явно противоречит постановлению Совета Министров СССР и ЦК КПОС от 3 мая 1957 г. о субсидиарной ответственности совхоза по задолженности, не погашенной ликвидкомом колхоза.

Следует учесть то обстоятельство, что при преобразовании колхоза в совхоз последний в полной мере продолжает деятельность своего предшественника на базе всего его имущества, а потому анормальным было бы применение к этому преобразованию ликвидации с образованием как бы нового предприятия.

Примером смешанного типа преобразования юридических лиц явилась передача Центросоюзу функций (упраздненного) Всесоюзного объединения «Заготживсырье» Министерства заготовок СССР с республиканскими, краевыми, областными, межрайонными и районными конторами. При этом Центросоюзу по состоянию на 1 января 1956 г. были переданы все заготовительные и производственные базы, автотранспорт, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, фонды по материально-техническому снабжению за 1956 год, штатная численность и фонды зарплаты. Вместе с тем в данном случае не было универсального правопреемства в полном смысле этого понятия, хотя и было преемство в совокупности прав упраздненной государственной организации, а также в определенной три передаче совокупности ее обязанностей. Именно поэтому совместной телеграммой Министерства заготовок и Центросоюза от 6 февраля 1956 г. было предусмотрено, что организации потребительской кооперации несут ответственность только по обязательствам, в том числе по штрафным санкциям, учтенным в передаточных балансах упраздненных контор «Заготживсырье».

В соответствии с указанием Министерства финансов на запрос Центросоюза (письмо от 12 мая 1956 г.) расчеты с потребителями за отгруженное животноводческое сырье и пушнину, отраженные по передаточному балансу на 1 января 1956 г., должны были производиться Центросоюзом в установленном порядке.

Предъявляемые промышленностью претензии по качеству по необезличенным партиям отгруженной шерсти подлежали отрегулированию с теми колхозами и совхозами, с которыми еще не были полностью закончены расчеты. Таким образом, ответственность по этим претензиям.не переходила на Центросоюз.26

Существенной особенностью всех рассмотренных случаев реорганизации юридических лиц, является то, что при этом не происходит ни разделения (выделения), ни слияния (поглощения), вообще не меняется количество юридических лиц, но происходит существенное изменение природы данного юридического лица, происходит изменение формы социалистической собственности. Вместе с тем имеет место универсальное правопреемство, хотя в ряде случаев с определенными ограничениями.

Иначе обстоит дело при изменении ведомственной подчиненности юридического лица, при которой предприятие или организация остается самим собой, а потому не наступает и правопреемства, хотя в некоторых таких случаях происходит изменение объема и территории деятельности юридического лица. Так, например, при организации советов народного хозяйства экономических административных районов сам по себе факт передачи хозяйственных организаций и предприятий в.их подчинение не приводил к правопреемству. Иначе при образовании сбытовых и снабженческих.контор совнархозов, к которым перешли функции снабов и сбытов ликвидированных промышленных министерств.

5. Существенно отлично решается вопрос об ответственности преемников по долгам реорганизованного юридического лица в случаях слияния (поглощения), с одной стороны, и разделения (выделения)-с другой. В первой группе случаев активы и пассивы нескольких объединенных юридических лиц сливаются воедино. Поэтому для кредиторов реорганизованных юридических лиц не возникает никаких затруднений при выяснении той организации, к которой вместе с активом перешел и весь пассив прекративших свое существование юридических лиц, а следовательно, и обязанность погашения задолженности по данному обязательству.

Значительно сложнее обстоит дело в случаях разделения юридических лиц или выделения нового юридического лица из состава реорганизованного. В этих случаях перед кредитором с неизбежностью встает вопрос, иногда приобретающий.значительную сложность, к кому из правопреемников реорганизованного юридического лица переходит обязанность по данному обязательству. В известной мере здесь может прийти на помощь разделительный баланс, но только в известной мере. Разделительный баланс не является бесспорным документом, а потому переход ответственности возможно доказывать и вопреки передаточному балансу. Невключение спорной суммы в баланс отнюдь не является препятствием к.возложению ответственности на всех, на часть или на одного из правопреемников, если эта претензия будет признана обоснованной.

Необходимо также учитывать, что на основании ст. 64 Положения о государственных промышленных трестах от 29 июня 1927 г. (СЗ СССР 1927 г. № 39, ст. 392) при выделении из треста части его имущества для образования другого треста (ст. 61) или разделении одного треста на два или большее число трестов (ст. 62) «устанавливается солидарная ответственность подлежащих трестов за долги третьим лицам, возникшие до момента регистрации происшедших изменений, причем в случае, предусмотренном ст. 61, солидарная ответственность нового треста ограничивается выделенным в его распоряжение активом».

Солидарная ответственность правопреемников реорганизованного юридического лица была установлена с целью обеспечения интересов кредиторов. Действительно, иногда при реорганизации юридических лиц, особенно при двух-трех последовательных разделениях, выяснение того из универсальных правопреемников, к которому перешла данная задолженность, представляется в высшей степени затруднительным. Необходимо учитывать особую сложность отыскания правопреемников в отношении задолженности по рекламациям и штрафам.

Государственная регистрация государственных, кооперативных и общественных хозяйственных организаций и предприятий отменена постановлением Совета Министров СССР от 20 октября 1956 г. № 1436 (СП СССР 1957 г. № 2, ст. 14).

Поэтому нельзя признать правильным безоговорочное отрицание солидарной ответственности предприятий-правопреемников реорганизованного юридического лица (в частности, при ликвидации трестов и преобразовании в «автономные» объединяемых ими предприятий), которое господствует в литературе27 и в арбитражной практике.

По мнению А. В.Бенедиктова, С. Н. Братуся.и др., установленная ст. 64 Положения о государственных промышленных трестах солидарная ответственность правопреемников разделенного государственного юридического лица в настоящее время не имеет применения. В обоснование этого утверждения авторы ссылаются на ряд постановлений,28 определявших порядок передачи дел и имущества (актива и пассива) при различных видах реорганизации. юридических лиц-государственных хозяйственных организаций и предприятий, а также порядок составления и утверждения передаточного (в том числе-разделительного) баланса. Действительно, в ст. 7 постановления СТО от 10 февраля 1932 г. говорилось, что, кроме.разделительного баланса, должен составляться перечень договоров, заключенных разукрупненной организацией, и ссуд, полученных ею от банка, «с точным указанием, кому переходят права и обязанности по договорам и соглашениям и т. д. и ответственность по долгам банку». Несмотря на то, что последующим постановлением СНК COOP от 2 марта 1938 г. это постановление СТО было отменено, следует допустить, что во всяком передаточном балансе или в акте передачи аналогичное распределение передаваемых прав и обязанностей имеет место.

Несмотря на кажущуюся убедительность приведенных соображений, едва ли можно признать их достаточными для утверждения об отмене этими постановлениями солидарной ответственности, предусмотренной ст. 64 Положения о государственных промышленных трестах 1927 года.

Прежде всего следует учесть, что специально относящееся к изучаемому вопросу постановление СНК СССР от 27 марта 1936 г. «О порядке слияния, присоединения, разделения и ликвидации трестов и других хозяйственных организаций и выделении из их состава отдельных предприятий» (СЗ СССР 1936 г. № 18, ст. 151) ничего не говорит об отмене ст.ст. 63-64, при наличии прямого указания на то, что оно издано во изменение ст.ст. 9, 59 и 60 Положения о государственных промышленных трестах 1927 года.29

Что же касается указания отдельных статей актива и пассива в передаточном (в т. ч. разделительном) балансе или приложенных к нему документах, то оно имеет основное значение для взаиморасчета и прочих правоотношений между правопреемниками юридического.лица, реорганизованного путем разделения (или выделения). В частности, оно имеет значение для разрешения регрессных споров между ними в тех случаях, когда уплатившая задолженность (в порядке солидарной ответственности) организация считает, что обязанность погашения данной задолженности полностью или в определенной части лежит на других организациях-правопреемниках.

В этой же связи надлежит отвергнуть соображение, что применение начала солидарной ответственности не соответствовало бы основным принципам хозрасчета, означало бы обезличивание ответственности хозрасчетного предприятия, нарушение индивидуализации ответственности30. Уплатившая организация имеет в соответствующих случаях право регресса к тому правопреемнику, к которому относится данная задолженность. Этим путем может быть в полной мере восстановлено применение начала индивидуализации ответственности.31

К тому же обращение к солидарной ответственности практически может быть допущено, когда спорная задолженность отрицается правопреемниками, а потому не нашла себе отражения в передаточном балансе и приложенных к нему документах. В этих случаях для кредитора реорганизованного хозоргана или предприятия, а также для арбитража может быть неясно, какая именно из организаций-правопреемников обязана принять спорную задолженность. Тогда неизбежно предъявление требования и иска ко всем правопреемникам как к солидарным должникам.

Нельзя согласиться с мнением, что правопреемники несут только те обязанности, которые учтены в передаточном балансе. Последний отнюдь не является бесспорным документом независимо от его утверждения в установленном порядке. Госарбитраж при Совете Министров СССР правильно считает, что «иски кредиторов о взыскании с правопреемников документально подтвержденной задолженности подлежат удовлетворению, а возражения правопреемников о том, что к моменту предъявления иска не была оформлена приемка- передаточных балансов..., не должны приниматься во внимание»32. Следовательно, передаточная документация не является единственным доказательством, и тем более не является бесспорным доказательством наличия или отсутствия определенной задолженности.

Возвращаясь к обеспечению интересов кредиторов реорганизованного предприятия, ради которых закон (ст. 64 Положения) предусмотрел солидарную ответственность правопреемников, можно высказать сомнение в том, что эти интересы достаточно защищены утверждением передаточного баланса.33 Необходимо учитывать, что министерство, в ведении которого находятся реорганизованное юридическое лицо и его правопреемники, а равно и Министерство финансов имеют перед собой только представленные на утверждение документы, в которых может полностью отсутствовать упоминание о задолженности отрицаемой (без основания) или пропущенной случайно. Таким образом, даже самая тщательная проверка представленных материалов утверждающей баланс организацией не снимает возможности последующих споров по задолженности, неучтенной в балансе или учтенной неправильно.

К тому же штрафные суммы, пока они не уплачены, не могут числиться по балансу. Между тем штрафная ответственность правопреемника за неисправность, допущенную правопредшественником, сомнений в арбитражной практике не вызывала.

Солидарная ответственность правопреемников реорганизованного юридического лица, предусмотренная ст. 64 Положения о государственных промышленных трестах 1927 года для случаев разделения государственных хозяйственных организаций и предприятий, должна применяться лишь в качестве вспомогательного средства, используемого для обеспечения законных интересов кредиторов реорганизованного юридического лица. К ней следует обращаться лишь в тех случаях, когда оказалось невозможным установить с достаточной точностью, к кому из правопреемников перешла (или должна перейти) данная спорная задолженность.