Юридическое сопровождение преимущественного права выкупа 159 фз. Преимущественный выкуп помещений бизнесом

Выкуп арендованного имущества (недвижимости) по Закону № 159-ФЗ (с учетом изменений)

Законом № 159-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен льготный порядок приватизации арендуемого недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Льготная приватизация предусматривает выкуп арендуемого имущества (недвижимости) не на торгах, а путем заключения договора купли-продажи по рыночной стоимости (определяется независимым оценщиком). Возможна рассрочка оплаты при выкупе недвижимости. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества (офисы, магазины, помещения, склады).

Если у Вас есть в аренде государственное и муниципальное имущество, его можно выкупить в порядке «льготной приватизации». Однако действие Закона не распространяется на имущество, если по состоянию на 01.07.2015 опубликовано объявление о его продаже на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

Индивидуальные предприниматели;

Крестьянские (фермерские) хозяйства;

Коммерческие организации (кроме унитарных предприятий, и тех, у кого доля в уставном капитале «не субъектов малого или среднего бизнеса» ≥ 25%);

Потребительские кооперативы;

при соблюдении двух условий - соответствие численности сотрудников и выручки (без учета НДС) требованиям законодательства.

В настоящее время в зависимости от этих двух критериев можно выделить: микропредприятия - численность сотрудников до 15 человек, выручка - до 60 млн. рублей; малые предприятия - численность сотрудников до 100 человек включительно, выручка - до 400 млн. рублей; средние предприятия - численность сотрудников до 250 человек включительно, выручка - до 1000 млн. рублей. Для того, чтобы быть субъектом малого предпринимательства никуда никаких заявлений подавать не надо. То есть все указанные выше субъекты приобретают статус субъекта малого или среднего бизнеса без какой-либо специальной регистрации - просто в силу соответствия указанным критериям.

Однако при обращении в государственные органы или органы местного самоуправления необходимо будет доказать ваше соответствие критериям путем предоставления документов. Например, чтобы обосновать свой статус субъекта малого предпринимательства нужно будет для индивидуального предпринимателя предоставить свидетельство о государственной регистрации, выписку из ЕГРЮЛ, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведения о выручке (составленную на основании книги доходов и расходов), для плательщиков ЕНВД допустимо предоставлять также декларации по налогу на вмененный доход. Указанные документы необходимо будет собрать и для оформления заявления на выкуп арендуемого Вами помещения.

Правом на выкуп арендуемых помещений обладают не все «малые предприниматели», а только те, кто:

1) арендует муниципальное или государственное имущество непосредственно (заключив договор с управлением имуществом, комитетом, территориальным отделом и т.д.). Если Вы арендуете имущество у ГУП или МУП, вам его продавать не обязаны;

2) выкупаемое имущество должно непрерывно находиться в Вашем владении по договору аренды 2 и более летпо состоянию на 01.07.2015. Причем арендовать вы должны все помещение, которое хотите выкупить;

3) можно выкупить только помещение целиком, а не его часть (есть возможность арендаторам частей выкупить помещение совместно);

4) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления на приобретение арендуемого имущества;

5) арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Например, в г. Копейске такой перечень утвержден Решением Собрания депутатов от 30.11.2011 г. № 401-МО). Однако заявитель вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении объекта, включенного в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование предпринимателям при условии, что по состоянию на 01.07.2015 такой объект находится в его временном владении и (или) пользовании в течение 3 и более лет в соответствии с договором аренды.

Порядок «льготной приватизации» предполагает подачу заявления в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления, который производит оценку рыночной стоимости выкупаемого Вами помещения и направляет проект договора купли-продажи. Уполномоченные органы могут и сами инициировать продажу помещений, направив предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества.

В случае, если Вы желаете, при выкупе помещения Вам может быть предоставлена рассрочка оплаты до пяти лет. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из 1/3 ставки рефинансирования ЦБРФ (сейчас она 8%). Пользование рассрочкой намного выгоднее кредита, но следует иметь в виду, что в этом случае имущество останется в залоге.

Адвокат Белоус Т.С. осуществляет сопровождение процедуры выкупа имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, оказывая услуги по:

А) правовой экспертизе документов для того, чтобы выяснить имеете ли Вы право на льготную приватизацию и в какие органы необходимо для этого обратиться. На этом этапе также возможна выдача адвокатских запросов для определения собственника имущества;

Б) составлению заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

В) правовой экспертизе проекта договора купли-продажи , составлению протокола разногласий, сопровождению сделки в регистрирующих органах;

Г) определению реальной стоимости выкупаемого объекта и снижению стоимости по договору купли-продажи (в судебном порядке с привлечением независимого оценщика). Цена помещения, как показывает практика, может быть снижена до 40%;

Д) обжалованию отказа или бездействия органов государственной власти и местного самоуправления;

Е) по представительству интересов малых и средних предпринимателей в арбитражных судах.

Обратитесь к Адвокату Белоус Т.С. для получения квалифицированной консультации и профессиональной помощи по вопросам выкупа помещений. Адвокат Белоус Т.С. имеет практику и опыт по сопровождению выкупа недвижимости (офисы, магазины, помещения, склады), приватизации, оказывает услуги адвоката по представительству интересов малых и средних предпринимателей в судах, арбитражных судах.

Для определения непрерывности Вашего владения и (или) пользования арендованным имуществом большое значение будет иметь разъяснение, данное в п. 6 Информационного письма N 134 Пленума ВАС. Согласно данному разъяснению временное владение и (или) пользование арендатором недвижимым имуществом может рассматриваться как непрерывное даже при наличии незначительного промежутка времени между прекращением одного договора аренды данного имущества и заключением последующего договора его аренды, если в течение этого промежутка арендатор продолжал пользоваться недвижимым имуществом, а арендодатель против этого не возражал.

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться установленным в Законе N 159-ФЗ льготным порядком приобретения недвижимого имущества до 01.07.2018 г.

Компания "Финконсалт-Центр" поможет вам в выкупе муниципальных помещений, находящихся в собственности города Москвы. Наши специалисты имеют не только необходимую квалификацию, но и большой опыт выкупа государственной нежилой недвижимости (речь идёт о той, что сдаётся в аренду малому или среднему бизнесу). С нашей помощью вы сможете выкупить те или иные нежилые помещения, принадлежащие городу, а также оспорить установленную на них стоимость, добившись наиболее выгодных для себя условий выкупа.

Преимущества выкупа муниципальных помещений для малого или среднего бизнеса

Для предпринимателей малого или среднего бизнеса, которые собираются выкупить арендуемые ими муниципальные помещения, существует ряд льгот, предусмотренных российским законодательством (в частности, Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159 ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации»).

Согласно этому Федеральному закону, выкуп 159 ФЗ (Москва или любые другие города России) предусматривает следующие льготы для представителей как малого, так и среднего бизнеса:

  • возможность выкупа на особых, льготных условиях, без проведения торгов и аукционов;
  • возможность рассрочки до 5 лет для расчета за приобретаемые помещения;
  • возможность выкупать нежилые объекты недвижимости без уплаты НДС в размере 18%;
  • возможность оспорить стоимость государственной собственности, установленную уполномоченными органами.

Условия выкупа муниципальных помещений

Федеральный закон № 159 ФЗ не только предоставляет предпринимателям многочисленные льготы, но и выдвигает бизнесменам определенные требования. Существует целый ряд условий для выкупа государственного имущества, без соблюдения которых предприниматель не получит ни льгот, ни даже права выкупить у города арендуемые площади. Таким образом, государство старается поддержать малый и средний бизнес, но в то же время пытается и пресечь возможные коррупционные схемы и финансовые махинации.

Законное право на выкуп помещений по 159 ФЗ имеют предприниматели, которые в полной мере отвечают следующим требованиям:

  1. Являются представителями малого или среднего предпринимательства.
  2. Осуществляют выкуп нежилой муниципальной недвижимости, которая в течение двух и более лет находилась у данных предпринимателей в аренде.
  3. Не имеют задолженности по оплате аренды и других обязательных платежей в государственный бюджет Российской Федерации.
  4. Собираются выкупить арендуемые ранее объекты недвижимости, площадь которых не превышает установленных законом предельных значений (для Москвы данный показатель не должен быть больше 300 квадратных метров).
  5. Отвечают некоторым другим требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 159 ФЗ. Кроме того, даже в случае соблюдения всех требований российского законодательства, у предпринимателя могут появиться дополнительные трудности и препятствия при оформлении сделки выкупа. К примеру, серьёзным затруднением для совершения сделки может стать произведенная ранее перепланировка арендуемых объектов муниципальной недвижимости. Также стоит учитывать такие "подводные камни", как вымогательство взятки со стороны недобросовестных чиновников или возникновение каких-либо проблем с рассрочкой по выкупу муниципального имущества.

Пакет документов для выкупа муниципальных помещений

Для того чтобы в соответствии с Федеральным законом № 159 ФЗ выкупить муниципальное имущество, вам потребуется предоставить в ДГИ необходимую документацию. Требуемый пакет документов будет неполным без следующих составляющих:

  • нотариально заверенных копий как учредительных, так и уставных документов (потребуются также сведения об избрании лица, которое в вашей фирме осуществляет функции управления);
  • заверенных нотариусом копий всех имеющихся договоров аренды на выкупаемую вами недвижимость, а также дубликаты дополнительных соглашений (важно, чтобы на них стояла отметка о регистрации в Федеральной регистрационной службе);
  • заявления о предоставлении рассрочки платежа за выкупаемые объекты недвижимости (если вы не можете за них расплатиться сразу);
  • документов бухгалтерской отчетности, заверенных в установленном порядке и дополненных отчетом о прибылях и убытках за прошлый год (в случае применения упрощенной системы налогообложения их может заменить обычная налоговая декларация);
  • выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющей отметку налогового органа;
  • копии паспорта того лица, которое уполномочено проводить регистрационные действия в отношении выкупаемой недвижимости;
  • выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (требуется оригинал);
  • подлинников документов технического и кадастрового учета, актуальных на дату подачи заявления (кадастрового паспорта, форм № 1а и № 5, экспликации и поэтажного плана).

Оспаривание стоимости выкупаемых муниципальных помещений

Одним из главных преимуществ, которыми обладает выкуп по 159 ФЗ, является возможность пересмотра стоимости муниципального имущества. В том случае, если предприниматель не согласен с оценкой арендуемого им имущества, он может обратиться к независимым экспертам и провести переоценку стоимости муниципальных помещений. Для законного проведения переоценки арендуемых площадей предпринимателю малого или среднего бизнеса надо будет сначала обратиться в Департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы.

Процесс оспаривания стоимости муниципального имущества, предвосхищающий выкуп данного вида государственной собственности, упрощенно выглядит следующим образом:

  1. Заявление о несогласии с установленной стоимостью муниципального имущества.
  2. Обращение к профессиональным экспертам-оценщикам, имеющим право проводить независимую оценку недвижимого имущества.
  3. Направление в адрес ДГИ заявления о собственной стоимости арендуемой недвижимости, аргументированного отчетом независимой оценочной компании.
  4. Подготовка всех необходимых документов, в числе которых обязательно должен находиться протокол разногласий.
  5. Подача подготовленного пакета документов в ДГИ.

Очень важно, чтобы предприниматель успел уложиться в установленные законом 30 дней и в течение этого времени смог заключить с ДГИ договор купли-продажи. Срок в 30 дней отсчитывается с момента получения представителем малого или среднего бизнеса проекта договора купли-продажи находящейся в аренде городской собственности. В противном случае сделка будет считаться недействительной, и предприниматель утратит возможность льготного выкупа муниципальной нежилой недвижимости.

Что дает обращение в профессиональную оценочную компанию?

Обращение в профессиональную оценочную компанию дает возможность воспользоваться целым комплексом услуг, направленных на юридически грамотное и при этом максимально выгодное заключение сделки по выкупу муниципального имущества.

Так, в частности, сотрудничество с компанией "Финконсалт-Центр" позволяет нашим клиентам воспользоваться следующими преимуществами:

  • правовой экспертизой имеющихся у вас документов (позволяет понять, имеете ли вы законные права на льготный выкуп муниципальной собственности);
  • составлением юридически грамотного заявления о реализации законных прав на приобретение арендуемой недвижимости;
  • правовой экспертизой проекта договора купли-продажи, подготовленного сотрудниками ДГИ, а также профессиональной помощью в составлении протокола разногласий и сопровождении сделки в государственных органах;
  • независимой оценкой реальной рыночной стоимости выкупаемого объекта недвижимости и юридически грамотным оспариванием цены, указанной в договоре купли-продажи;
  • квалифицированным обжалованием отказа (или же бездействия) уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • профессиональным представительством интересов малого и среднего бизнеса в арбитражных судах столицы.

Наши клиенты


Заказать бесплатную консультацию

В рамках господдержки субъектов малого и среднего бизнеса граждане могут воспользоваться преимущественным правом выкупа в соответствии с ФЗ №159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Был инициирован ряд поправок в закон.

Как данные поправки отразились на предпринимательском сообществе и деловом климате страны в целом?

С какими трудностями коммерсанты могут столкнуться при взаимодействии с госорганами?

Что гласит буква закона

Трудности по выкупу помещений у города начались у предпринимателей после внесения ряда поправок в закон ФЗ-159. Эти поправки и будут критериями получения льготного права на выкуп городского помещения, как одна из мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Но все ли так прозрачно? Делимся рядом инструментов и пошаговыми инструкциями как получить преимущественное право выкупа с беспроцентной рассрочкой на максимально выгодных для вас условиях, которые могут показаться наиболее привлекательными для стартаперов.

Ключевая льгота для предпринимателя: выкуп помещения на льготных условиях с 5-летней рассрочкой по льготной ставке (1/3 ставки рефинансирования), а также возможность не платить 18% НДС.

Что необходимо учитывать? В первую очередь, не полениться и бегло ознакомиться с новой редакцией Федерального закона №159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Этот закон – ваш базис и инструктаж к дальнейшим процедурам получения льготного выкупа или оспаривания кадастровой стоимости имущества в случае разногласий по цене, установленной государственными органами.

Критерии для получения льготы на выкуп недвижимости: памятка предпринимателю

Во-первых, помещение, которое намерен выкупить предприниматель, должно находиться у него в аренде не менее двух лет, в соответствии с поправками в 159-ФЗ от 01.07.2015 года. Будьте внимательны! Договоры, заключенные позднее 01.07.2013 - не будут соответствовать критериям льготного выкупа. В случае, если вы правомерно ведете свой бизнес на протяжении 2-х лет, а также зарекомендовали себя, как добропорядочный резидент, а ваше имущество не было подвержено арестам, не сдавалось в субаренду, исправно начислялись платежи по аренде и налогам, тогда проблем со сбором документов и взаимодействии напрямую с департаментом государственного имущества у вас точно не возникнет.

Во-вторых, у владельца компании должна отсутствовать задолженность по арендной плате и неустойкам. Таким образом, подача предпринимателем заявления о реализации своего преимущественного права на приобретение в собственность ранее арендуемого помещения, по факту предполагает отсутствие у субъекта малого бизнеса каких-либо задолженностей, связанных с арендой этого помещения.

В-третьих, помещение должно находиться в Росреестре (Федеральная кадастровая палата и все изменения о субъектах, находящихся в ее реестре теперь можно отследить в Росреестре) и должно быть установлено право собственности со стороны муниципального образования. Для этого Вы можете заранее запросить кадастровую выписку и сверить ее с техническим чертежом в договоре. Если расхождения по стоимости помещения незаметны, скорее всего, все будет хорошо с согласованием вашей кандидатуры на выкуп помещения на льготных условиях и с беспроцентной рассрочкой сроком на 5 лет. Вы также сами должны находиться официально в реестре субъектов МСП, иначе льготу от государства вы не получите.

В-четвертых, помещение не должно сдаваться в незаконную субаренду. Нецелевое использование объекта аренды, предоставленный в пользование городом, - исключено.

Также имейте ввиду, что в случае прохождения бюрократических процедур по сбору пакета документов на право выкупа и их подача в межведомственную комиссию департамента городского имущества города Москвы, у Вас могут возникнуть проблемы с согласованием подаваемых информационных данных об объекте. Также очень важно подать документы в срок, в соответствии с регламентом Правительства Москвы. Информационные центры по поддержке малого и среднего предпринимательства есть в каждом районе Москвы и в каждом субъекте РФ, консультации проводятся специалистами на безвозмездных началах в рамках господдержки малого и среднего бизнеса.

Следует резюмировать, что если вы состоите в реестре субъектов малого и среднего бизнеса, у вас отсутствуют задолженности по арендной плате и налогам; помещение, которое вы хотите выкупить не выставлено на торги для сдачи в аренду другим резидентам и департамент государственного имущества провел объективный технический аудит вашего помещения для последующего определения кадастровой стоимости, - если все заявленные условия соблюдены, тогда вы смело можете воспользоваться преимущественным правом выкупа. Но во многих случаях есть свои исключения. И не всегда приятные.

ПРАВИЛО ТРЕХ «ЕСЛИ»

При взаимодействии с госорганами не все так прозрачно и не всегда можно добиться желаемого результата. Самый главный камень преткновения, - согласование по цене помещения, поскольку оценщик от ДГИ (Департамента государственного имущества) назначит максимально завышенную цену, не всегда посильную рядовому предпринимателю, особенно если это молодой человек или девушка до 30 лет.

В соответствии с этим, сценариев дальнейшего развития событий у вас может быть несколько:

1. Если не согласен с кадастровой оценкой, назначенной Департаментом государственного имущества вашего города, оспорь ее за счет инструмента привлечения независимого оценщика и составления протокола разногласий.

На этапе оспаривания стоимости помещения, вы столкнетесь с тремя его оценками. Первая оценка, - непосредственно с вашей стороны, вторая - оценка технического специалиста из ДГИ и третья оценка «перманентного арбитра» в лице назначения судебной экспертизы. Но это крайняя мера, однако владельцы бизнеса зачастую обращаются к нам по оспариванию кадастровой стоимости помещения и ее последующего снижения через процедуры апелляции и кассации, инициированные мэрией примерно на 30-40%.

2. Если не устраивает сам процесс согласования цены с городом и на взаимодействие с госорганами у вас аллергия, для вас наиболее подходящий инструмент - переуступка прав аренды, то есть продажа вашего юридического лица и права на аренду потенциальному покупателю, а без грамотного due diligence и бухгалтерского аудита тут не обойтись.

Вообще переуступка прав аренды (ППА) является, на наш взгляд, привлекательным способом инвестирования свободных средств, но только при условии, если имущество продавца ликвидно и ценится по качественным характеристикам на рынке стрит-ритейла. В этом случае покупатель заключает два договора купли-продажи и с юридическим лицом, выставившим свое ИП на продажу вместе с правами на аренду, и в дальнейшем с ДГИ.

Конечно, можно столкнуться с рисками, связанные с приобретением проблемного и «нечистого» юридического лица, как зачастую это бывает при покупке квартиры, но компетентных специалистов по юридическому аудиту еще никто не отменял. При вдумчивом due dilligence со стороны юристов покупателя и правильном сопровождении сделки, эти риски получится существенно уменьшить.

3. Если с оценкой помещения, которое вы хотите выкупить, со стороны департамента городского имущества все в порядке и вас все устраивает по финансовым условиям, можете смело приступать к сбору документов при условии серьезного подхода к этому процессу. Но помните, что процесс согласования на межведомственной комиссии вашей кандидатуры и получение договора купли-продажи может занять до 40 дней, в соответствии с процессуальными нормами.

Помните, что малейшая ошибка может стоить вам временных и моральных затрат.

Наберитесь терпения: взаимодействие с госорганами проще, чем вы думали

При подаче документов в департамент городского имущества города Москвы следует обратить внимание на то, что согласование пакета документов на выкуп помещений на максимально льготных условиях для предпринимателя (в пакет документов входят справка об отсутствии задолженностей по аренде и налогам, наличие предприятия в реестре субъектов малого и среднего бизнеса, оценка помещения, технический план, определение цены) требует временных затрат. Сама процедура рассмотрения документов на выкуп межведомственной комиссией составляет от 30 до 40 рабочих дней, что замедляет процесс преимущественного права выкупа.

Если оценка специалиста из ДГИ не соответствует вашему техническому плану помещения и независимой экспертизе сторонних специалистов, следовательно, Ваши действия следующие:

1. Составление протокола разногласий с приложением экспресс оценки помещения (в случае если вы не согласны с назначенной мэрией кадастровой стоимостью вашего помещения, вы можете оспорить ее в судебном порядке). Кассации и апелляции в данном случае не избежать, но вы должны держаться стойко и набраться терпения. Результат не заставит вас ждать. Долгий судебный процесс сопровождается результатом снижения кадастровой цены в среднем на 30-40% и возможность экономной рассрочки сроком на 5 лет в соответствии с предлагаемой льготой в рамках господдержки предпринимательского сообщества.

2. После подготовки протокола разногласий с департаментом городского имущества с приложенной экспресс оценкой помещения следует назначение судебной экспертизы по его объективной оценке со стороны сторонних независимых экспертов, что обеспечивает объективизм бухгалтерского аудита и due diligence . Напоминаем, что возможность снижения кадастровой стоимости может осуществляться через комиссию или через суд.

3. После прохождения всех процедур заключается договор купли-продажи с городом на выгодных для вас условиях, и городское имущество отчуждается в вашу пользу на льготных условиях (рассрочка на 3-5 лет, по тарифу 1/3 ставки рефинансирования) и освобождение от уплаты 18% НДС.

Таким образом, вы используете свое преимущественное право на выкуп помещения для последующего ведения своего бизнеса в соответствии с законом и программой господдержки малого и среднего бизнеса, инициированной Правительством РФ.

Специально для ЗА ЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Потоцкая Я.М.

О малых сих замолвлено слово Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) был принят в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно Закону N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - арендаторы) при соответствии определенным условиям имеют преимущественное право на приватизацию арендуемого ими помещения (далее - преимущественное право). Но на практике даже при соблюдении этих условий реализация преимущественного права может быть затруднена. Нередко из соображений хозяйственной экономии органы государственной власти сдают в аренду части помещений. Арендатор формально лишается возможности реализовать преимущественное право в связи с тем, что арендованное имущество не является самостоятельной недвижимой вещью и не имеет кадастрового номера, в отличие от помещения, частью которого оно является. Толкование Закона N 159-ФЗ дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в информационном письме N 13 4 , пункт 8 которого, в частности, гласит: "Реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект" (выделено нами. - Ю.Х., Ю.Н.). Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, ВАС РФ допускает реализацию преимущественного права применительно к частям помещений при условии, что такие части можно обособить. Одно это толкование тем не менее не дает ответов на многие вопросы, возникающие на практике.

Слово и дело

Во-первых, неясно, каким именно способом должна подтверждаться возможность обособления помещения. Возникает несколько вариантов: получение справок в соответствующих органах (например, проектно-инвентаризационные бюро) либо проведение экспертизы. Второй вариант, безусловно, надежнее, но является гораздо более дорогостоящим. Во-вторых, отсутствует регламентированный механизм взаимодействия сторон при обособлении помещения. Так, невозможно определить, на кого возлагается обязанность или право установить возможность обособления части помещения и непосредственно произвести обособление части помещения (включая затраты - материальные, финансовые, организационные). Даже в случае обращения арендатора за обособлением имущества нет гарантий содействия со стороны органа власти, так как отсутствует четко закрепленная обязанность. Более того, шансы на оказание содействия со стороны государственного органа обычно очень малы, поскольку он, как правило, больше заинтересован в продаже помещения с торгов. В отсутствие регламентированного законодательством порядка подачи и рассмотрения заявления арендатора о реализации преимущественного права в отношении части помещения, в том числе сроков, в ходе производства экспертизы, сбора доказательств (а занимает это, как правило, немалое время) помещение уже может быть выставлено на торги целиком. Это усложнит осуществление преимущественного права и даже может послужить основанием для отказа в его реализации. Обособление части помещения зависит от воли арендодателя (органа власти, реализующего права собственника), что, с учетом существующего в данной области правового вакуума, является серьезным коррупциогенным фактором. Безусловно, в случае неправомерного отказа государственного органа у арендатора есть право на судебную защиту, но в силу отсутствия законодательной регламентации рассматриваемых отношений перспективы подобных споров неоднозначны. Данная проблема усугубляется еще и тем, что практически единственный источник правового поля в такой ситуации - информационное письмо N 134.

Практическая сторона

В отсутствие особых правил реализации преимущественного права в отношении части помещения суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 209 ГК РФ , часто указывают, что "собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом", в силу чего его отказ разделить помещение не может быть признан незаконным. Так, в решении по делу N А79-2127/2010 отмечено, что в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения и распоряжения своим имуществом, в связи с чем необходимо его волеизъявление на создание из одного объекта путем его разделения нескольких самостоятельных объектов, и при отсутствии такого волеизъявления упомянутая часть указанного нежилого помещения, не выделенная в порядке кадастрового учета в самостоятельный объект, на которую право муниципальной собственности не зарегистрировано, не может являться объектом купли-продажи. Такой же аргумент приводится судом в решении по делу N А33-5998/2010. Оба решения оспаривались в апелляционной инстанции, однако отменены не были. В Северо-Западном округе аналогичная позиция нашла отражение в немногих постановлениях (например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 11.05.2012 по делу N А56-22715/2011). При этом суд сослался на то, что в силу пункта 9 информационного письма N 134 соарендаторы вправе выкупить не каждый свою часть единого помещения, а все помещение в общую долевую собственность. Аналогичная позиция высказана в Определении ВАС РФ от 21.01.2010 N ВАС-17757/09.

Точка бифуркации

Следует отметить, что выработанная судами позиция правомерна, если правильно назвать все ее составляющие. Действительно, продажа арендованной части помещения возможна лишь после ее обособления. Обособление возможно по воле (с согласия) собственника. При этом в ситуации, когда все помещение сдано в аренду нескольким субъектам преимущественного права, может быть произведен не раздел помещения, а выкуп его в общую собственность. Иное толкование не позволило бы примирить позиции, сформулированные в пунктах 8 и 9 информационного письма N 134. Однако такая позиция не является исчерпывающей и универсальной. К примеру, она не охватывает ситуации, в которых в аренду сдана только часть помещения, а другие части не являются объектами аренды или арендованы субъектами, не подпадающими под действие Закона N 159-ФЗ. Механическое применение сформулированного выше подхода в такой ситуации привело бы к нарушению прав арендатора. Представляется, что в подобной ситуации - отсутствия возможности долевого выкупа арендуемого помещения - для реализации смысла Закона N 159-ФЗ и рекомендаций пункта 8 информационного письма N 134 необходимо выработать новую правовую позицию. Ее зачатки видны в практике ФАС СЗО. В Постановлении ФАС СЗО от 05.07.2011 по делу N А42-5124/2010 говорится, что арендатор просил признать незаконным отказ в реализации преимущественного права и обязать администрацию принять решение и совершить действия по реализации этого права. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали, сославшись на то, что арендуется часть помещения и не сформирован самостоятельный объект. Суд кассационной инстанции отменил акты и направил дело на новое рассмотрение, указав при этом, что судам надлежит оценить возможность формирования самостоятельного объекта. Как следует из Постановления ФАС СЗО от 10.03.2011 по делу N А56-95597/2009, арендатор обратился с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) в реализации преимущественного права и понуждении заключить договор купли-продажи. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования полностью. Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы КУГИ и поддержал требования общества, указав, что:
  • а) по делу установлена возможность формирования отдельного объекта;
  • б) Законом N 159-ФЗ не установлено каких-либо ограничений преимущественного права покупки помещения субъектами малого или среднего предпринимательства в зависимости от того, поставлен или нет на кадастровый учет арендуемый этими субъектами объект недвижимости;
  • в) доказательств невозможности формирования спорной площади в качестве обособленного объекта в материалы дела не представлено.
Как видно, суд кассационной инстанции указал, что именно на КУГИ лежало бремя доказывания невозможности формирования отдельного объекта и что для реализации преимущественного права не имеет значения отсутствие кадастрового учета арендуемой части. Однако как примирить свободу волеизъявления собственника и реализацию преимущественного права арендатора на часть помещения, если долевой выкуп всего неразделенного помещения невозможен? Очевидно, можно опереться на то, что одним из участников рассматриваемых имущественных отношений, в том числе по разделу помещения, является публичный субъект. Во-первых, деятельность публичных образований в качестве субъектов гражданских правоотношений хотя и осуществляется на равных началах и они руководствуются правилами для юридических лиц, но все же "если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (). Выступающие от имени публичных субъектов органы действуют "в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов" (). Как известно, основной задачей органов власти является реализация законодательства, исполнение государственных функций. Поэтому публичные образования хотя и участвуют в частных отношениях на равных началах, но с учетом особого содержания деятельности публичных субъектов. Это мнение косвенно подтверждается и позицией Конституционного Суда Российской Федерации о специфике участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 297-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации". Во-вторых, в подпункте 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации устанавливается в качестве основной цели. Одной из форм поддержки является предоставление преимущественного права в соответствии с Законом N 159-ФЗ - при этом перечень оснований для отказа в реализации преимущественного права Законом N 159-ФЗ ограничен и не содержит такого основания, как нежелание собственника обособлять в принципе обособляемую арендуемую часть помещения. В-третьих, упомянутое в пункте 8 вышеназванного информационного письма N 134 условие о наличии возможности формирования обособленного помещения явно подразумевает техническую возможность обособления (что отражено и в названных постановлениях ФАС СЗО), а не возможность получения согласия собственника. В противном случае ВАС РФ привязал бы возможность реализации преимущественного права непосредственно к усмотрению органа власти. Наконец, коль скоро публичные субъекты участвуют в гражданских отношениях по общему правилу на равных основаниях, к соответствующим отношениям с их участием применим и институт злоупотребления правом (). Если реализация права собственности публичного субъекта путем усмотрения в вопросе раздела помещения направлена на лишение арендатора преимущественного права, такое право собственника не подлежит защите. Аналогичная позиция - отказ в защите прав публичного образования как собственника в связи со злоупотреблением правом ввиду неучета социальной значимости отношений - была уже сформулирована ВАС РФ, что дополнительно подтверждает наличие актуальных, значимых для правоприменения особенностей участия публичных субъектов в имущественных отношениях. См.: пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации". Пока в арбитражной практике мало примеров воплощения подобного подхода. Например, в решении по делу N А56-33851/2012 суд указал, что ввиду отсутствия возможности выкупа помещения в долевую собственность (поскольку в аренду сдана лишь часть помещения) и вследствие отказа комитета в обособлении части помещения и в реализации преимущественного права общества на приобретение части помещения общество было лишено предусмотренного Законом N 159-ФЗ права по основаниям, которые данный Закон не содержит. Таким образом, имеются необходимые предпосылки для дальнейшего развития практики применения Закона N 159-ФЗ в ситуациях, когда имеется фактическая возможность обособления арендуемой малым или средним предприятием части помещения и отсутствует возможность выкупа всего такого помещения соарендаторами в долевую собственность. Необходимо найти баланс между соблюдением преимущественного права и прав публичного субъекта как собственника. Простое применение выводимого из статей 209 и 214 ГК РФ правила о невозможности раздела помещения вопреки желанию собственника означает фактическое освобождение публичного субъекта от обязанностей, возложенных на него специальным законодательством, регулирующим особые имущественные отношения по поддержке малого и среднего предпринимательства в России.

Халимовский Ю.А., кандидат юридических наук, доцент юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".
Нечаева Ю.В., студентка 4-го курса юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".

Прошло более семи лет с даты вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ), регламентирующего реализацию субъектами малого и среднего предпринимательства права на отчуждение в собственность недвижимого имущества, используемого ими на праве аренды.

За это время в закон несколько раз вносились поправки (Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 149-ФЗ; Федеральным законом от 02.07.2010 г. № 150-ФЗ; Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 144-ФЗ и Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 158-ФЗ), выработалась практика его применения (в т.ч. судебная), а также выявились определенные проблемы, препятствующие его реализации.

Закон № 159-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, действие указанного закона не распространяется на:

1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ);

2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

5) государственное или муниципальное недвижимое имущество, если по состоянию на 1 июля 2015 года опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием.

В соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 134 от 05.11.2009 г. (далее – Письма ВАС РФ) действие Закона № 159-ФЗ также не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации РФ.

Важным является и то, что если договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, не был зарегистрирован в установленном законом порядке, и в отношении него не имеется вступившего в законную силу решение суда о регистрации сделки (п. 3 ст. 165 ГК РФ), то это может являться основанием для отказа в возможности приобретения арендованного имущества. Вместе с тем, если отсутствие регистрации договора аренды произошло по вине государственного органа, и все другие критерии соблюдены, право арендатора на выкуп недвижимого имущества можно отстоять в суде.

Также следует учитывать, что безвозмездное пользование государственным или муниципальным имуществом, осуществляемое субъектом малого или среднего предпринимательства, не порождает у последнего права на его приобретение в собственность (п. 4 Письма ВАС РФ).

В ст. 2 Закона № 159-ФЗ устанавливается особенность отчуждения недвижимого имущества унитарных предприятий. Однако выкупить такое имущество не просто. Первая трудность заключается в том, что необходимо получить согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, а вторая – что цена, предложенная для выкупа такого имущества, не может быть оспорена в суде.

Существуют и особенности приватизации объектов культурного наследия. Так, в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона города Москвы № 66 от 17.12.2008 г. «О приватизации государственного имущества города Москвы» (с изменениями и дополнениями) независимо от количества пользователей объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизации подлежит объект нежилого фонда (здание, строение, сооружение) полностью как единый объект недвижимости. Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) по частям не допускается.

Вместе с тем, указанное требование не распространяется на находящуюся в собственности города Москвы часть объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), если другая часть такого объекта не является собственностью города Москвы.

Если арендатор хочет приватизировать отдельностоящее здание, то ему необходимо знать о том, что вместе со зданием должен быть выкуплен и земельный участок, на котором это здание расположено.

Итак, основными новеллами внесенных в Закон № 159-ФЗ поправок являются:

— срок, до которого арендатор может подать обращение на выкуп арендуемого имущества, продлен до 01.07.2018 года;

— срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества увеличен до 5 лет. При этом, право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных в соответствии с настоящей статьей пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

— устранена обязанность покупателя (бывшего арендатора) использовать приобретаемое имущество по назначению на срок рассрочки по оплате.