Основные направления профилактической работы. Профилактическая работа в школе

Профилактическая работа в школе

Система организации профилактической работы с учащимися

МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

Система организации профилактической работы с учащимися «группы риска»

Схема действия

по оказанию индивидуальной профилактической работы в школе.

Анализ социально-психологического портрета коллектива учащихся в классе и социального паспорта семьи. Список учащихся и их семей, нуждающихся в профилактической работе. Учёт. Составление комплексного плана работы с учащимися и семьями, находившими в социально опасном положении. Ежедневный контроль посещаемости учащегося в школе. Ежемесячное обследование семьи учащегося, анализ успеваемости, профилактической работы с семьёй, работы классного руководителя, учителей-предметников. При необходимости, обращение за помощью в социальные службы и ведомства для оказания воздействия на учащегося или семью, находившеюся в социально-опасном положении. Снятие с учёта учащегося или семьи, в случае исправления, прошедших реабилитационный период. Контроль за семьёй, учащимся, прошедшими период профилактической реабилитации.

Особенности системы работы с учащимися «группы риска»

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно:

1. Классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса.

2. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги.

3. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики.

4. Выход на малые педсоветы, на Управляющий совет школы, администрацию школы.

Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Школа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики:

*ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ОВД и ГИБДД;

*ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на «трудных» учащихся в отделение по делам несовершеннолетних (ОДН);

*школа обращается в социальные службы города, органы опеки и попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;

* тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости школьников во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции.

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, родительские собрания, индивидуальные консультации);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (управляющий совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся

· Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.

· Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

· Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

ребенка хвалят, он учится быть благородным;

ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Не эффективно:

1)запугивание (запретный плод сладок, чем чаще говоришь нельзя

2)жесткий чрезмерный контроль(дети должны знать, что им доверяют)

3)публичная критика (нельзя унижать ребёнка, понижать его самооценку)

4)ссылаться на выступления наркоманов (у детей может создаться впечатление, что наркомания излечима)

Нужно:

1)практиковать доверительное и откровенное общение

2)воспитывать не словами, а примером, поступками. Если слова расходятся с реальным поведением, эффект воспитательной работы окажется обратным желаемому (нельзя говорить ребёнку что курение вредно, при этом самому не в силах отказаться от пагубной привычки)

3)грамотно организовывать досуг (занятия, кружки должны быть по душе), нельзя принуждать к их посещению)

4)организовывать доступ к психологической (телефон Доверия; помощь психолога), юридической, медицинской помощи, информационным ресурсам (достоверная информация о вреде ПАВ, алкоголя, табака….)

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – любое действие или поступок со стороны родителей или других взрослых, которые влекут за собой риск нанесения детям серьезной физической или психологической травмы.

Виды жестокого обращения с детьми.

· Физическое насилие

· Эмоциональное насилие

· Пренебрежение нуждами (потребностями) ребенка

1. Возраст ребенка: чем младше ребенок, тем более он уязвим

2. Индивидуальные особенности детей, требующие от родителей значительных усилий по контролю ребенка и уходу за ним

3. Родители психологически предрасположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности

4. Отсутствие эмпатии и не понимание потребностей детей в плане развития у родителей, низкие навыки воспитания

5. Родители в детстве сами подвергались насилию в семье и потому считают насилие нормальным

6. Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций

7. Материально – бытовые условия и непосредственное окружение ребенка.

Уровни риска жестокого обращения с ребенком

· Высокий риск предполагает, что если не вмешиваться в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует вероятность причинения ему серьезного вреда, вплоть до нанесения увечий или смерти.

· Умеренный (средний) риск предполагает, что если ребенок останется
в семье, то ему определенно может быть причинен вред.
При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
Низкий (нулевой) предполагает, что ребенку в семье ничто не угрожает, и вмешательства органов защиты детства не требуется.

· Критический уровень риска предполагает не медленное изъятие ребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоровью.

О возрасте, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет подлежат уголовной ответственности за следующие преступления:

Убийство (ст. 105);

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112);

Похищение человека (ст.126);

Изнасилование (ст.131);

Насильственные действия сексуального характера (ст.132);

Кражу (ст. 158);

Грабеж (ст. 161);

Разбой (ст.162);

Вымогательство (ст. 163);

Неправомерное завладение автомобилем или иными транспортными средствами без цели хищения (покататься) (ст.166);

Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть 2 ст. 167);

Терроризм (ст.205);

Захват заложника (ст. 206);

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207);

Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст. 213);

Вандализм (ст.214);

Хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов и взрывчатых устройств (ст.226);

Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229);

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений (ст.267).

Российская Федерация Воронежская область Кантемировский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кузнецовская средняя общеобразовательная школа

_________________________________________________________________

396744, Воронежская область , Кантемировский район , п . Кузнецовский ,

ул . Центральная , 40, тел . 4-31-91, Е - mail : kant . kuznez @ rambler . ru

Выступление

на

МО классных руководителей

по теме:

« Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения »

Подготовила : заместитель директора по ВР

Н.В. Варакина,

МКОУ Кузнецовская СОШ

Кантемировский муниципальный район

Воронежская область

октябрь 2015

Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения.

Мы сегодня находимся в сложной противоречивой ситуации, когда с одной стороны декларируются демократические ценности и жёсткая реальность, характеризующаяся обнищанием, растет смертность и заболеваемость, СМИ пестрят криминальными сводками, американизация заполняет наш язык и образ жизни – и именно эти условиях побуждают искать нас новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности. С точки зрения современной отечественной теории воспитание – это не процесс воздействия, а процесс социального взаимодействия, сотрудничества, созидания педагога и ученика.

Результатом такого взаимного сотрудничества является:

    организация деятельности детей,

    результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка.

Цель воспитательно-профилактической работы в школе заключается в использовании системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности учащихся, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.

Как организована воспитательно-профилактическая работа с подростками?

    Изучение учащегося классными руководителями. Получение информации о состоянии здоровья учащихся. Изучение индивидуальности ученика, особенностей развития его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практически - действенной саморегуляции.

    Индивидуальная работа с учащимися предполагает реализацию комплекса педагогических действий, направленных на решения профилактических задач с учетом индивидуальных качеств учащихся. Беседы, методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой, метод социальных проб: проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др (Кл.рук., Совет профилактики, педагоги-организаторы, педагоги ДО).

    Функция психологической поддержки - оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода "комплексов" при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия.

Система воспитательно-профилактической работы с детьми в нашей школе включает:

    Комплексную группу специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог,школьная медиация, фельдшер ФАП и др.);

    Воспитывающую среду, позволяющую гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.

Так, социально-досуговое направление реализуется в школе посредством деятельности детского объединения "Лучистый", ученического самоуправления, волонтёрского движение «Ассоциации», программы по ПДД, посредством реализации 5 программ дополнительного образования.

Так, всего за 2014-2015 уч.год проведено 23 социально -досуговых мероприятия. К примеру, высшим органом Ученического самоуправления является конференция. Проводимые органом детского самоуправления тематические ученические конференции на темы "Я выбираю!", "Гражданственность и патриотизм как основа воспитания подрастающего поколения" помогают ребятам проявить себя, обосновать свою точку зрения, проявить гражданственность, социальную активность. Ребята учатся планировать и организовывать мероприятия для своих сверстников и младших учащихся, реализовать интересные социальные проекты.

С помощью ученического актива школы в 2014-2015 учебном году были проведены мероприятия различной направленности. Лучшими, на наш взгляд, были следующие мероприятия:

    Ток-шоу "Здоровым быть здорово!" для 7-8 кл., 9-11кл.- направлено на профилактику в области ВИЧ, наркомании, СПИД, табакокурения.

    Встреча с ветеранами, 9-11кл., 5-е классы – призвано формировать гражданско-патриотическую позицию подростков, направлено на уважение старшего поколения, помогают изучать историю страны.

    Игровая программа для участников Всероссийского этапа окружной олимпиады школьников - взаимодействие со сверстниками, развитие коллективизма

    Конкурсная развлекательная программа "Мама. Мамочка. Мамуля" - умение организовать интересно и познавательно свободное времяпрепровождение

    Интеллектуальная игра "Умники и умницы" - развитие интеллектуальных, коммуникативных и креативных способностей.

    "Радуга талантов"- итоговое, рефлексивно-деятельностное мероприятие, подводятся итоги участия и побед педагогов и учащихся в различного уровня конкурсах: международных, окружных, всероссийских, городских.

    "Последний звонок" - традиция

Деятельность детского объединения "Лучистый" позволила обучающимся принять участие в различного уровня мероприятиях. Ребята активно включены в работу в СПО-ФДО "Содружество детских объединений". Самоанализ уровня воспитанности активистов – мировцев позволил выявить · отношение к учебе в активе – 81,8 %; · отношение к трудовой деятельности - 84,5 %; · отношение с учителями и другими работниками школы- 91%; · отношение с участниками ДО "Лучистый" - 86,3%; · дисциплинированность – 85,4 %; · коммуникативные способности – 91 % · умение самостоятельно организовать проект, коллективное дело - 43 % (над этим показателем предполагаем работать) Впервые в 2011 году начало работу волонтёрское движение «Ассоциации». Цель данного объединения направлена на интеграцию личностных и социально-значимых целей.

Всего за 2014-2015 уч.год было проведено 15 Советов профилактики.. Заслушано всего 8 самоотчетов учащихся. Всего за 2014-2015 уч.год специалистами СПС было проведено 26 бесед, охвачено 48 человек. К работе с несовершеннолетними привлекались сотрудники смежных служб.

Цель дополнительного образования в школе - развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Дополнительное образование школы представлено 5 направлениями:

    Художественно – эстетическое.

    Физкультурно-спортивное.

    Спортивно-техническое.

    Социально-педагогическое.

    Естественнонаучное направление.

В 2014-2015 учебном году было организовано 6 творческих объединений, студии и секций за счет часов дополнительного образования. Всего 6 групп, общий охват учащихся составил всего 43чел. (100%),

Спортивно-оздоровительная деятельность

Внедрение разнообразных форм оздоровительной физической культуры помогает развивать двигательную активность обучающихся во внеучебное время на секциях "Волейбол", "Баскетбол", "Футбол", "ОФП: легкая атлетика". Инструкторами ФК применяются игровые технологии обучения, проблемно-ориентированные технологии.По итогам 2014-2015 уч.года команда учащихся заняла 2 место в 9 Спартакиаде среди обучающихся общекомандных соревнованиях.

Работа с родителями.

Задачу профилактики мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Всего для родителей в 2014-2015 учебном году было проведено 9 - родительских собраний все они являются профилактическими, из них:

    Оздоровительных- 2

    Психолого-педагогических-2

    Информационных -3

    Социально-досуговых - 1

    Культурно-массовых - 1

К работе родительского всеобуча привлекались также сотрудники ОГПС, инспектора КДН, СМИ, члены школьного ученического самоуправления. Реализуется программа по работе с родителями "группы риска". Работа с родителями с привлечением специалистов смежных структур

Одной из главных задач воспитательно-профилактической работы является социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».

Касаясь подходов к организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важно отметить и современные приемы, которые активно нами используются при работе с обучающимися:

    Просьба о помощи - для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;

    Добрый поступок - в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

    Мой идеал - в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

    Распределение ролей - четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания

    Обмен ролями - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п. Безусловно, что приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. В организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важным показателем является процесс сотрудничества со смежными структурами.

Важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Сотрудничество с органами внутренних дел стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации.

Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.

Большое значение в деле социализации подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе такая работа ведется.

Но, вместе с тем, в организации воспитательно-профилактической работы с учащимися мы видим следующие проблемы:

    Проблемой является работа по обучению родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками. Отмечается недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;

    Неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть "способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье").

    Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое, по меньшей мере, послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи.

    Подростки не научены ценностно-рефлексивному поведению, которое предполагает самооценку поступка, базирующегося на основе нравственных ценностей.

    Отсутствует система взаимодействия с др. школами в рамках различного рода социально-досуговых проектов.

Все перечисленные мною проблемы позволяют говорить о перспективах дальнейшей деятельности с т.з. современной воспитательно-профилактической работы в школе. Новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности нами видятся:

    В организации деятельности детей (ОДИ, исследовательская, проектная деятельность, социальные акции)

    Результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка (т.е. через реализацию личностно-ориентированного подхода изменение поступков, позиции, самореализация обучающегося).

    В работе с родителями - реализация системы сотрудничества и взаимопомощи (привлечение родителей как независимых экспертов в советы профилактики, к организации и проведению в школе кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, программы совместной деятельности детей и родителей)

    Использование современных социальных технологий (оказание помощи, арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия, библиотерапия и т.д.), использование творческих технологий - художественно-творческие методы работы(формирование навыков рисования и игры на муз.инструменте),

Одним словом, все направлено на позитивную социальную самореализацию учащегося. Понятно, что ответы приходят и уходят, а вопросы остаются.

Список литературы

    Воспитание трудного ребенка, дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

    Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержкадетей группы риска. Учебное пособие. М.: Издательский центр Академия,2002.

    Селевко Г.К. Технология воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Анализ состояния профилактической работы в школе.

1. Профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности.

В течение года велась работа по профилактике правонарушений.

На внутришкольном учёте состоят 6 учеников, среди которых дети из неблагополучных семей, малообеспеченные, опекаемые, учащиеся, состоящие на учете в КДН. В течение года с ребятами велась регулярная профилактическая работа, они приглашались на заседания Административной комиссии, на беседу с инспектором КДН.

а) Заседания административной комиссии проводились регулярно согласно составленному плану. Велись дневники наблюдения за каждым трудным учеником, была организована встреча с участковым милиционером, «трудные» ребята были вовлечены в занятия секции по теннису и волейболу, для их родителей проводились психолого-педагогические консультации.

б) В течение 2010-2011 учебного года велось тесное сотрудничество с районной комиссией по делам несовершеннолетних. В школе 2 ученика, состоящих на учёте в КДН, ОДН. На внутришкольном учете – 6 человек.

В МОУ СОШ № 7 на заседании МО классных руководителей было принято решение о закреплении наставника за каждым «трудным» ребенком.

2.Прфилактика семейного неблагополучия.

Профилактика семейного неблагополучия в школе поставлена на должный уровень. Семьи, в которых возможны временные проявления неблагополучия, поставлены на внутришкольный учёт, с ними ведётся профилактическая работа согласно плану мероприятий по профилактике семейного неблагополучия. Осуществляется патронаж этих семей, с родителями и детьми работает психолог.

Были проведены заседания МО классных руководителей по теме «Работа классного руководителя с «трудными» детьми и асоциальными семьями».

3. Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей.

Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей является приоритетной в воспитательной работе школы. Согласно плану профилактической работы в школе были проведены следующие мероприятия: школа приняла участие в антинаркотической акции, которая предусматривала проведение классных часов, бесед, экскурсий, дискотеки «Мы за здоровый образ жизни», психологические тренинги с детьми, склонными к неадекватному поведению, конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», оформлен стенд «Школа без наркотиков», в помощь классному руководителю по профилактике наркомании, в рамках акции «Мы выбираем жизнь…» проведены конкурс газет «Жить здоровым – это здорово», заседание методического объединения классных руководителей «Школа без наркотиков».

В течение года в МОУ СОШ № 7 проводилась работа по пропаганде здорового образа жизни. В рамках этого направления педагогическим коллективом школы был проделан следующий ряд мероприятий:

1) беседы кл. руководителе и медсестры школы о гигиене организма человека, о

физиологии, о роли спортивных тренировок, о правильном и рациональном питании, о

закаливании организма;

2) выявление учащихся группы риска (кл. руководители 1-11 кл., воспитатель ГПД 1 кл.

Локтева Е.Н., соц. педагог Олейникова Л.И.)

3) изучение положения детей в семье , характера внимания семьи к воспитанию детей, пути

и способы оптимизации этого внимания (кл. руководит., соц. педагог)

4) обсуждение вопросов работы с учащимися «группы риска» на МО классных

руководителей, педсоветах, Совете профилактики;

5) принятие экстренных мер с учащимися, семьями, употребляющим спиртные напитки

через Совет профилактики, КДН, ОДН и администрацию сельсовета:

6) участие в рейдах общественности с целью выявления несовершеннолетних в нетрезвом

состоянии на вечерних дискотеках при ДК (освещение результатов рейдов на

родительских собраниях)

7) вовлечение учащихся «Группы риска» в кружки и спортивные секции по интересам.

8) ежедневный контроль за дисциплиной и посещаемостью занятий трудными

подростками.

9) проведение цикла бесед для учащихся 6-8 кл, 9-11 кл. «Об ответственности

несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений».

10) участие учащихся школы в Акциях «Мы выступаем против наркомании»:

Выставка рисунков «Курить и пить – здоровью вредить»;

Оформление стенда «Наркомания и здоровье»;

Урок здоровья «Не курил бы дядя в детстве…»;

11) работа школьного библиотекаря по развитию читательских интересов у детей «группы риска».

Не менее эффективна профилактическая работа с родителям. Проведены родительские собрания о наркологической ситуации в районе, родителям выданы памятки, рекомендации, номера телефонов доверия.

В следующем учебном году необходимо работу по профилактике сделать ещё личностней.

4. Профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма велась в течение года очень активно. В школе создан и активно работает отряд ЮИД под руководством Саликовой Е.С.

В октябре 2010 г. ребятами отряда ЮИД (руководитель кружка - Саликова Е.С.) была проведена игра «Поле чудес» среди учащихся 5-6 класса. В апреле «юидовцы» подготовили викторину для учеников младших классов «Знаешь ли ты дорожные знаки?», «Правила дорожного движения для пассажиров и пешеходов» и др. ЮИД способствует закреплению и проверке на практике (конкурсы, игры, беседы, пропаганда) полученных ребятами знаний Правил дорожного движения; воспи-тания у них чувства ответственности, коллективизма, привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди дошкольников, сверстников и учащихся средних классов.

В 2010-2011 уч.году, в рамках месячников «Безопасность на дорогах» классные руководители 1-11 классов провели интересные мероприятия, направленные на безопасность учащихся на дорогах. Проведенная работа имела успешный результат: за весь год сотрудниками ГИБДД был выявлен лишь один учащийся нашей школы, нарушивший правил дорожного движения.

5. Профилактическая работа школы, направленная на обучение детей правилам поведения в ЧС.

Антитеррористическая защищённость школьников, профилактическая работа в этом направлении была приоритетной в истекшем учебном году. В сентябре был разработан план, организован пропускной режим в школу, который не всегда соблюдался в начале учебного года, установлена тревожная кнопка, регулярно проводились инструктажи с учениками и работниками школы по правилам антитеррористической безопасности, с учащимися изучены правила поведения заложников; беседы по профилактике правонарушений; проведены тренировочные эвакуации согласно плану (21.11.10 г. и 18.04.11 г.),в школьном коридоре оформлен «Уголок безопасности», оформлена папка с информационно-аналитическими материалами и нормативными актами. Работа по антитеррористической профилактике проводилась чётко в строго указанное время.

Результативность участия классов школы во внеклассной деятельности

Классными руководителями была разработана и реализуется социально-досуговая программа на 2010-2011 учебный год. Составлена программа деятельности классного руководителя на 2010-2011 учебный год. Были определены цели, задачи внеклассной деятельности.

Воспитательная работа в школе проводилась с целью поддержки учащихся на пути обретения им свободоспособности, развитие самосознания; приобщение к культурным ценностям; освоение социальной и культурной ценности.

Цель внеклассной деятельности: интеграция учащегося в общество, в различные типы социальных общностей; повышение уровня самореализации школьников, развитие их творческих, интеллектуальных, научных, художественных, технических, спортивных, коммуникативных способностей.

За 2010 – 2011 учебный год были организованы и проведены следующие внеклассные мероприятия : «День Знаний»; «Золотая осень»; «Коммаяку 90 лет»; «Внимание дети», Совет «Профилактики»; Сборы ученического актива «Содружество»; тематические классные часы, «День Учителя»; 4 ноября – День единения, «Лучшей маме на свете»; «Выборы президента школы»; День героя Отечества (16 декабря), «Новогодние утренники»; «Итоговые линейки»; «Акция Зимние каникулы», Совет «Профилактики», Встреча выпускников, 8 Марта, 23 февраля, Последний звонок, Выпускной вечер.

Каждое мероприятия подвергалось анализу и обсуждению, как на совещании педагогов, так и на сборе школьного актива. Где вносились предложения и замечания по поводу каждого мероприятия.

Работа с классными руководителями:

Методическая работа с классными руководителями строится по следующим параметрам:

Все классные руководители с 1 по 11 класс обеспечены основными нормативно – методическими рекомендациями, которые входят в «Папку классного руководителя школы».

Ежемесячно проводились совещания и собеседования заместителя директора по воспитательной работе школы с классными руководителями по организации, реализации различных мероприятий, методической деятельности классного руководителя и др.

Работа социально – психологической службы.

В МОУ СОШ № 7 п. Коммаяк соц.педагогом Олейниковой Л.И. и психологом Гуськовой М.В. регулярно ведется работа социально – психологической службы. В течение года ними проводилась работа по следующим направлениям:

1. «Дети улиц»;

2.Проведение акции «Защита»;

3. Посещение семей находящихся в социально – опасном положении (еженедельно);

4. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса;

5.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

6.Проведение заседаний Совета профилактики (ежемесячно);

7.Проведены психологические исследования:

 «Уровень готовности к школьному обучению» в 1-х классах;

 «Уровень психического развития» в интегрированных классах;

 «Уровень учебной мотивации и адаптации» уч-ся с 1 по 4 классы;

 «Уровень мотивации старших школьников» уч-ся 10-х классов;

 Индивидуальная психодиагностика по запросам родителей и педагогов;

 Анкетирование, опросы в рамках проводимых акций.

8.Оказание психологической помощи ребенку, разобраться в вопросах самовоспитания и взаимоотношений с родителями, с учителями, со сверстниками;

9. Реализация программ: «Взаимодействие МОУ и семьи».

 «Социально-педагогическая профилактика подростков от наркологической зависимости».

 «Программа педагогической поддержки одаренных детей».

 «Программа профилактики табакокурения среди подростков».

 «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 «Программа формирование здорового образа жизни учащихся».

 «Программа профилактики суицидального поведения подростков»

 «Программа профессионального самоопределения учащихся».

 «Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся во время итоговой аттестации».

По результатам работы были сделаны следующие выводы, что:

 работа социально – психологических служб позволяет отследить социальную ситуацию развития в школе, выявить основные проблемы и определить причины их возникновения, пути и средства их разрешения;

 оказывает помощь детям в определении своих возможностей, способностей, исходя из склонностей, интересов, состояния здоровья.

 содействует педагогическим работникам, родителям в воспитании и обучении детей.

Работа школьного библиотекаря

Одной из задач работы является разработка библиотечных технологий и методики совместной деятельности педагогического коллектива и библиотекаря по развитию интересов и творческого развития учащихся. Реализация данной задачи началась с ряда воспитательных мероприятий:

Организованы:

1) Книжные выставки по различным тематикам.

2) Литературные игры.

3) Библиотечные уроки.

Хочется отметить положительную и эффективную работу школьного библиотекаря Мищенко Е.Г. Ею, в соответствии с планом работы библиотекаря школы, были проведены все заявленные мероприятия. В декабре 2010 г. на базе нашей школы, согласно плану ОО АКМР, проводился семинар библиотекарей. Анализ данных мероприятий показал высокую эффективность.

Работа школьного методического объединения классных руководителей за 2010-2011 учебный год.

В состав школьного методического объединения классных руководителей нашей школы входят девять педагогов 5–11-х классов. Все педагоги с высшим образованием. Шесть из них имеют первую квалификационную категорию, трое – высшую. Стаж работы в качестве классного руководителя многих из них составляет более двадцати пяти лет. В большинстве своем они принимают активное участие в работе методического объединения: выступают с сообщениями, делятся опытом практической работы, проводят открытые классные часы, осуществляют самооценку и оценку работы коллег.

Главными задачами деятельности методического объединения классных руководителей являются следующие:

    совершенствование профессионального мастерства педагогов-воспитателей;

    освоение современных концепций и педагогических технологий;

    обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы;

    поощрение стремления классных руководителей к повышению профессионального мастерства путем самообразования.

В качестве основных форм работы для реализации данных задач определены тематические заседания методического объединения; участие в работе педсовета и совещаниях при директоре; рабочие совещания; районные семинары воспитателей и классных руководителей на базе Коммаякской школы, открытые воспитательные мероприятия; отчеты о работе; собеседование, знакомство с новинками методической литературы и другие.

Углублению знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, совершенствованию их педагогического мастерства, распространению положительного опыта и созданию нового опыта по воспитанию учащихся способствует также работа по самообразованию, взаимопомощь, а также коллективные творческие дела в классах и в школе. Среди наиболее значимых коллективных творческих дел в 2010–2011 учебном году необходимо отметить работу по проведению мероприятий, посвящённых 66-й годовщине со дня Великой Победы. В 6-8 классах были проведены совместные открытые классные часы на темы: «Праздник со слезами на глазах», «Хатынь», «Ваш подвиг бессмертен в веках». Неповторимость и эмоциональность мероприятиям придало использование компьютерных презентаций, а также непосредственное участие детей в мероприятии. Большую работу по подготовке и проведению данного коллективного творческого дела проделали: Шилова А.Г. - классный руководитель 5-го класса; Сорокина Е. А - классный руководитель 7-го А класса, Галуцкая В.М. - классный руководитель 10 класса.

В течение года МО классных руководителей работало над проблемой внедрения в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, создания единой системы функционирования классных руководителей с родителями, изучали пути взаимодействия школы и семьи.

Банк данных о кадровом составе:

Ф. И. О классного руководителя

Тема по самообразованию

Класс

Шилова Александра

Георгиевн

Твердохлебова Татьяна Владимировна

«Воспитание в детях доброго отношения к родителям»

Сорокина Елена

Александровна

Гуськова Марина

Васильевна

«Организация работы с «трудными детьми»

Палагина Таиса

Ивановна

Дьяченко Евдокия

Васильевна

«Воспитание как поддержка в жизненном и профессиональном самоопределении школьников»

Цыбулькина Ирина

Ивановна

«Технология создания ситуации успеха для ученика»

Галуцкая Вера

Михайловна

«Формирование у учащихся ценностного отношения к себе и другим»

Рыжих Наталья

Васильевна

1. Количество классных руководителей:

Классные руководители работали по следующим направлениям:

    Осуществление всеобуча;

    организация классного коллектива;

    организация общественно-полезного труда и внешкольные мероприятия;

    идейно-нравственное воспитание;

    помощь в учебе;

    работа с родителями.

У каждого классного руководителя свой методический день. Он предназначен для углубления знаний по предмету и повышения своего профессионального уровня. Методическая работа проходила в форме заседаний методического объединения, состоящих из 2-х частей – теоретической и практической.

В период 2010-2011 уч. год прошли следующие заседания МО классных руководителей:

Сентябрь : 1) Корректировка и утверждение плана воспитательной работы школы,

методического объединения классных руководителей на 2010-2011

учебный год.

2) Планирование работы классного руководителя

Ноябрь : 1) “Классный час и его значение” (рекомендации)

Из федерального компонента базисного учебного плана . В начальных классах вводится учебный предмет Иностранный язык (по 2 часа...

  • Проект ingsat

    Документ

    ... знаний в распределенных ... коррекция нарушений липидного обмена с целью ... Учебное пособие по политологии. Для учащихся школ с углубленным изучением ... на 2006 год. М., 2005. 52 с.doc Программа и планы семинарских занятий по ... обучению школьным предметам . М., ...

  • План работы на 2012 – 2013 учебный год школы

    Документ

    Допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на занятия по выбору учащихся с целью углубления и коррекции знаний учащихся . Образовательная программа школы и учебный

  • В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.

    Социальные риски

    Для начала следует рассмотреть само понятие правонарушения. Оно представляет собой виновное поведение субъекта, противоречащее нормативным предписаниям, причиняющее вред окружающим и влечет юридическую ответственность. Правонарушения подразделяются на две категории: проступки и преступления. Первые могут быть дисциплинарными, гражданскими, административными. Преступлениями называют деяния, за совершение которых предусматривается наказание по УК. Все правонарушения представляют собой социальную опасность в той или иной степени.

    Ответственность

    Она различается в зависимости от категории правонарушения. Так, существует:

    1. Административная ответственность. Она применяется за деяния, предусмотренные в КоАП. К таким проступкам относят нарушения ПДД, правил противопожарной безопасности и пр. К административной ответственности субъект может привлекаться с 16 лет. В качестве наказания выступают денежное взыскание, исправительные работы, предупреждение.
    2. Дисциплинарная ответственность. Она наступает при совершении нарушений в области трудового права. Такими проступками могут быть прогул, опоздание и пр.
    3. Гражданско-правовая ответственность. Она предусмотрена при совершении деяний, влекущих имущественный ущерб. В качестве санкций применяют компенсацию вреда.
    4. Уголовная ответственность. Она наступает при совершении деяний, нарушающих положения УК. За некоторые преступления ответственность для субъектов наступает с 14 л.

    Важность своевременного предупреждения кризисных ситуаций

    Профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из эффективных методов борьбы с молодежной преступностью. Она включает в себя различные мероприятия. В вопросе предупреждения преступности особая роль отводится образовательному учреждению. Раннее выявление детей, склонных к нарушению моральных и правовых норм, позволяет снизить социальные риски. Образовательное учреждение должно создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие детей. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательном учреждении также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера, в которую попадает та или иная группа риска. Несомненно, к этому процессу должны привлекаться и родители.

    Классификация поведения

    Существует несколько стадий, которые проходят дети, с которыми взрослым сложно справиться:

    1. Неодобряемые действия. Они связаны с шалостями, непослушанием, упрямством, озорством, непоседливостью.
    2. Порицаемые поступки. Такие действия вызывают ту или иную степень осуждения у родителей, педагогов, других людей. К таким поступкам можно отнести нерегулярное нарушение дисциплины, эпизодические случаи дерзости, драчливости, нечестности, грубости.
    3. Девиантное поведение. Оно предполагает отрицательные в моральном плане действия, которые приняли привычный или систематический характер. К ним, например, относят лицемерие, лживость, воровство, агрессивность, конфликтность, притворство, эгоизм и пр.
    4. Предпреступные действия. В них обнаруживаются зачатки деструктивного и криминального поведения. К таким действиям относят умышленные эпизодические нарушения требований и норм, регулирующих общественные взаимоотношения, вымогательство, избиения, распитие спиртного, хулиганство, злостное несоблюдение дисциплины и пр.
    5. Преступное поведение. Оно проявляется в совершении различных незаконных поступков.

    Признаки отклонений

    Дети, с которыми взрослым сложно справиться, обладают рядом отличительных черт. Среди таких признаков следует отметить:

    1. Уклонение от обучения в результате:

    • неуспеваемости по большей части дисциплин;
    • отставания по уровню интеллектуального развития;
    • отсутствия познавательного интереса;
    • ориентации на иные виды деятельности.

    2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в:

    • отказе от выполнения поручений;
    • пренебрежительном отношении к классным делам, общественной собственности и ее порче;
    • демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.

    3. Отрицательные поступки:

    • тягу к азартным играм;
    • курение и распитие спиртного;
    • употребление наркотиков и психотропных препаратов;
    • нездоровые поступки сексуального характера.

    4. Негативную оценку действительности.

    5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в:

    При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.

    Предпосылки

    Профилактика девиантного поведения только тогда будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:


    Варианты решения проблем

    Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где будут проявляться возможности и инициатива ребенка. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Образовательное учреждение, наоборот, должно обеспечивать и расширять безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле являются учебные заведения с развитой системой внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, технические, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. В учебном заведении, кроме прочего, должна быть сформирована система правил и норм, так как без них невозможно эффективно решить задачи не только педагогического, но и воспитательного характера. Все виды профилактики должны ориентироваться на:

    1. Создание уклада жизни в образовательном учреждении.
    2. Помощь детям в установлении взаимосвязи между личной свободой и ответственностью.
    3. Поддержку каждого ребенка при разрешении споров цивилизованными методами.
    4. Воспитание навыков правовой культуры.

    Осуществляя профилактические мероприятия, главное – не упустить время. Именно на ранней стадии, по мнению А. Г. Аванесова, можно быстрее достичь успеха. Это обуславливается тем, что на этом этапе у личности еще не сформировались устойчивые привычки и взгляды. Если ранняя профилактическая работа окажется недостаточной, то она может быть восполнена мерами иного уровня, поскольку для этого есть определенный запас времени.

    Основные задачи

    Организация профилактической работы необходима для:

    Ключевые направления

    Проведение профилактических работ ориентировано на:

    1. Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.
    2. Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Данное направление предусматривает:

    I. Применение мер, ориентированных на оздоровление неблагоприятных условий домашней обстановки. В данном случае осуществляется профилактическая работа с семьей.

    II. Изъятие детей из неблагоприятной обстановки.

    III. Применение установленных законодательством мер к субъектам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

    • Оказание корректирующего и сдерживающего влияния на детей с отклоняющимися поступками.

    При этом может оказываться влияние на детей, у которых еще не укрепились антиобщественные взгляды, и они совершают малозначительные проступки. Социально-профилактическая работа в первую очередь направлена на предотвращение укрепления антиобщественных привычек и взглядов, пресечение возможности реализоваться противоправной и аморальной позиции ребенка в преступлении.

    Конкретные меры

    Профилактическая работа предполагает не только оказание помощи ребенку, который находится в неблагоприятных условиях воспитания и проживания. В рамках данной деятельности осуществляется изъятие из негативной среды и помещение в детдом, интернат и прочие специализированные заведения. Кроме этого, может осуществляться индивидуальная профилактическая работа. Она предполагает постановку на учет в ИДН, назначение общественного воспитателя, шефа и пр. К детям, из которых инспекторами формируется условная группа риска, могут применяться и меры гражданско-правового, административного, общественного воспитательного характера.

    Структура деятельности

    Профилактика правонарушений включает в себя:


    Исходя из этого, можно выделить следующие аспекты профилактической работы:

    1. Диагностический.
    2. Психокоррекционный.
    3. Оздоровительный.
    4. Консультационный.
    5. Научно-методический.
    6. Общественно-аналитический.
    7. Просветительский.
    8. Учебно-воспитательный.
    9. Общественно-правовой.

    На последние два направления необходимо сделать особый упор.

    Учебно-воспитательный аспект

    Профилактическая работа с подростками в рамках данного направления предполагает образование детей, имеющих затруднения при усвоении программ, связанных с неблагополучными жизненными условиями и особенностями психофизического развития, по ФГОС. В процессе данной деятельности создается надлежащая обстановка для личностно-ориентированной учебы. Она обеспечивает вариативный характер преподавания с постановкой задач коррекционно-развивающего типа. Целью деятельности является восстановление способности к обучению и повышение уровня воспитанности.

    Общественно-правовой аспект

    Профилактическая работа в рамках этого аспекта включает в себя оказание помощи детям при их адаптации в окружающей обстановке, в трудовом коллективе, при профориентации, получении специальности. Кроме этого, предусматривается обеспечение защиты прав и интересов каждого ребенка. В рамках общественно-правовой деятельности осуществляется консультирование детей и их родителей по юридическим вопросам, выполняются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, попыток суицида.

    Диагностика

    Профилактика правонарушений сопровождается анализом кризисных ситуаций и реакций на них детей. Диагностическая деятельность предполагает:

    1. Изучение степени воспитанности и уровня развития.
    2. Выявление детей в первом классе с отклонениями в поведении и своевременная коррекция.
    3. Наблюдение за учениками в разных ситуациях.
    4. Определение положения каждого ребенка в домашней обстановке и в классе.
    5. Выполнение социометрического анализа по установлению референтных категорий.
    6. Определение уровня самоконтроля, самооценки, навыков самовоспитания.
    7. Обнаружение недостатков и положительных качеств личности.
    8. Обнаружение и исследование склонностей и интересов.
    9. Изучение особенностей темперамента и характера каждого ребенка.
    10. Мониторинг состояния здоровья детей.
    11. Установление мотивов общения и поведения каждого ребенка.
    12. Наблюдение за взаимодействием детей и родителей (лиц, их заменяющих).

    Коррекция

    Она предполагает индивидуальный подход. Деятельность включает в себя:


    Взаимодействие с родителями

    Профилактическая работа должна осуществляться совместно со взрослыми и включать в себя:

    1. Исследование положения ребенка дома.
    2. Выступление преподавателей на собраниях с родителями.
    3. Посещение семей.
    4. Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.
    5. Привлечение специалистов для консультаций родителей.
    6. Проведение тематических собраний, творческих встреч.

    Заключение

    Во многих школах проводятся месячники профилактики. В них, как правило, участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих месячников позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию. Педагогический коллектив образовательного учреждения должен приложить все усилия для проведения эффективной профилактической работы.

    Ключевая роль во взаимодействии учебного заведения и родителей принадлежит классным руководителям. От их деятельности будет зависеть, насколько хорошо семья понимает политику, которую проводит образовательное учреждение в рамках профилактической работы. Классные руководители, в свою очередь, должны понимать всю важность своей функции. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относят и консультирование родителей и детей на дому.