Регламент по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в оао "ржд". Проводим служебное расследование на предприятии

Акт
расследования обстоятельств и причин
возникновения пожара

_________________________________________________________________________ (наименование таможенного органа) " "_______________19___г. г.________________ Комиссией (мною) ___________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы) на основании предписания____________________________ от " "____________ 19_____г. за N ___________ совместно с ____________________________________________ в присутствии ___________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы) произведено расследование обстоятельств и причины возникновения пожара в ________________________________________________________________ (наименование таможенного органа) произошедшего____________________________________________________________ (наименование здания, помещения) _________________________________________________________________________ (дата, месяц, год)

Расследованием установлено:

1. Краткая строительная характеристика здания (дата постройки, материал стен, перекрытий, кровли, вид отопления и освещения).

Соответствие здания (сооружения) существующим строительным нормам и правилам. Для производственных помещений краткое описание технологии.

2. Обстоятельства возникновения пожара:

Обстановка до возникновения пожара, какие нагревательные приборы применялись и т.д., кто последним вышел из здания (помещения), кем оно осматривалось до закрытия (если пожар возник в нерабочее время), кто обнаружил пожар.

Обстановка в здании (сооружении) в момент обнаружения пожара. Местонахождение очага пожара.

Фиксируется время закрытия склада (хранилища, помещения), время обнаружения пожара и вызова пожарной команды.

3. Тушение пожара:

Действия лиц, обнаруживших пожар, и сотрудников таможенного органа по тушению пожара и эвакуации имущества. Обстановка к моменту прибытия пожарной команды.

Действия прибывших пожарных команд, порядок использования источников водоснабжения и подачи стволов.

Расстояние от источника водоснабжения до места пожара. Состояние погоды, направление и сила ветра.

Оценка работы пожарных команд, обеспеченность водоснабжением. Время локализации и ликвидации пожара. Несчастные случаи с людьми.

4. Причина пожара:

Указывается и обосновывается наиболее вероятная причина пожара. Что способствовало распространению пожара. Указать, кто ведет следствие по пожару.

5. Ущерб от пожара:

Что сгорело и повреждено огнем. Общий ущерб от пожара, в том числе по строению, оборудованию и имуществу.

6. Виновники пожара:

Непосредственные виновники пожара. Должностные лица таможенного органа, не обеспечившие проведение мер пожарной безопасности. Какие конкретно нарушения требований приказов, инструкций и правил пожарной безопасности были допущены ими при эксплуатации помещений или при хранении имущества.

7. Состояние противопожарной охраны в таможенном органе:

Основные недостатки в организации пожарной охраны таможенного органа.

Перечень невыполненных мероприятий, связанных с причиной возникновения пожара, его распространением и тушением.

8. Выводы:

Пожар в таможенном органе возник в результате нарушений ____________ _________________________________________________________________________ (указать, какие требования приказов по мерам пожарной безопасности _________________________________________________________________________ были нарушены) _________________________________________________________________________ 9. Предложения по списанию материальных ценностей, уничтоженных по- жаром, и возмещению причиненного ущерба _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Председатель комиссии ___________________ ___________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Члены комиссии ___________________ ___________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) ___________________ ___________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) " "_______________19___г.

С актом ознакомлен:

Руководитель таможенного органа

___________________ ___________________________ (подпись) (инициалы, фамилия)

С выводами комиссии согласен

______________________ ___________________ ___________________________ (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) " "______________19____г.

Расследование и учет пожаров

Пожары расследуют с целью установления их обстоятельств и причин, виновных, сумм возмещения материального ущерба гражданам, предприятиям, страховым компаниям. Расследование проводит администрация предприятия, государственные инспекторы Госпожнадзора, дознаватели.

При расследовании:

– осматривают место происшествия, составляют протокол и схему места пожара;

– получают объяснительные от потерпевших, виновных лиц, свидетелей, участников тушения, от ответственных за противопожарное состояние и охрану предприятия, объекта;

– истребуют ведомственный акт служебного расследования пожара, техническую и служебную документацию, заключения специалистов (электриков, химиков и др.), документы, подтверждающие материальный ущерб;

– проводят необходимые пожарно-технические, медицинские экспертизы и т. п.

При расследовании устанавливают:

– время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;

– причины пожара, лиц, виновных в его возникновении; обстоятельства, влияющие на степень и характер их вины, ответственности;

– материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших;

– причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара.

Сегодня ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут:

– руководители федеральных органов исполнительной власти;

– руководители органов местного самоуправления;

– собственники имущества;

– лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

– лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

– должностные лица в пределах своей компетенции и др.

Данные лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации учету подлежат все пожары, если они привели к травмированию, гибели людей, либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

Государственный статистический учет пожаров и последствий от них ведет Росстат по представлению Федеральной противопожарной службы МЧС России.

Учет пострадавших при пожаре осуществляют на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. Медицинские учреждения обязаны незамедлительно сообщать в органы, ведущие учет, сведения о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных при пожаре. Они также обязаны по запросам должностных лиц, проводящих проверку (расследование) по пожарам, выдавать документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре.

Учет материального ущерба от пожара. Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара, который осуществляют на основании документов бухгалтерской отчетности объединений, организаций, на которых произошел пожар, а также на основании сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, документов собственников личного имущества. Все эти организации обязаны представлять в органы, ведущие учет, документы, подтверждающие величину причиненного пожаром материального ущерба.

В прямой материальный ущерб от пожаров включают ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.

2.9. Ответственность за нарушение
требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Кдисциплинарной ответственности виновных лиц привлекает работодатель своим приказом. Он имеет право объявить замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию (ст. 192 Трудового кодекса РФ) .

Кадминистративной ответственности в виде штрафа виновных лиц привлекают государственные инспекторы по пожарному надзору по соответствующим статьям КоАП РФ :

– ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности»

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

ст. 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

1. Нарушение требований пожарной безопасности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность наступает по решению суда по статьям Уголовного кодекса РФ :

ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности »

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

4. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системой обеспечения пожарной безопасности?

2. Каким образом система обеспечения пожарной безопасности реализуется при разработке генерального плана застройки?

3. Каковы минимальные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами до административно-бытовых зданий, жилых зданий, автомобильных дорог и лесных массивов?

4. Что должна включать система пожарной безопасности при проектировании и строительстве производственных объектов?

5. Что из себя представляет план эвакуации людей при пожаре?

6. Как необходимо правильно содержать территории населенных пунктов, чтобы их обезопасить от пожаров?

7. Каков порядок действий граждан при обнаружении пожара?

8. Каковы функции государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях?

9. Какие действия (мероприятия) проводят инспектора Госпожнадзора при расследовании причин пожара?

10. Как осуществляю учет пострадавших при пожаре и учет материального ущерба от пожара?

11. В каких статьях КоАП РФ и Уголовного кодекса РФ прописана ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА
НА ПРЕДПРИЯТИИ

5.6 РАССЛЕДОВАНИЕ ПОЖАРОВ

Расследованию (техническому расследованию), далее - расследование, и учету подлежит каждый случай пожара независимо от его размеров, причин возникновения, количества привлекаемых для тушения сил и средств и величины нанесенного ущерба.
Дознание по делам о пожарах на объектах Компании проводит Государственная противопожарная служба МЧС России в соответствии с законодательством РФ.
Материалы расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в орган дознания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
В случае расхождения причин пожара установленной Государственной противопожарной службы МЧС России и комиссией по расследованию пожара ДО окончательной причиной возникновения пожара считать причину установленную органом дознания.
Не подлежат расследованию и учету как пожары :
1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;
2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик;
3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения;
4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;
5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;
6) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;
7) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);
8) покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей, либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.
Как загорание учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты:


  • сухой травы;

  • тополиного пуха.

Учет загораний осуществляется в тех случаях, когда для ликвидации загораний привлекались подразделения пожарной охраны.
Перечисленные случаи подлежат расследованию и учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийство путем самосожжения), либо уничтожению или повреждению материальных ценностей.
Расследование причин пожаров на объекте Компании направлено на установление обстоятельств и причин пожара, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшем пожаре, а также на разработку мер по устранению ее последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров.
Расследование причин пожаров производится специальной комиссией, назначенной приказом по ДО. Представитель ведомственной пожарной охраны (при наличии) входит в состав комиссии в обязательном порядке.
Возглавляет комиссию по расследованию причин пожара на объекте ДО Генеральный директор ДО, или его уполномоченный представитель.
При необходимости расследование может проводиться с привлечением в состав комиссии специалистов (экспертов) заводов-изготовителей оборудования, проектных, конструкторских, научно-исследовательских учреждений, а так же по согласованию представителей государственного пожарного надзора (ГПН), аудиторских организаций и других компетентных организаций.
В зависимости от характера и тяжести последствий пожара в состав комиссии могут быть включены представители ОАО «НК «Роснефть».
Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и других объектах на территории предприятия Компании, арендуемых сторонними организациями, движимом имуществе сторонней организации, а также при (или после) выполнении работ подрядными организациями расследуются комиссиями этих подрядных организаций с обязательным привлечением представителей ДО и ведомственной пожарной охраны.
Пожары, происшедшие по вине подрядных организаций (монтажных, строительных, ремонтных и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих подрядных организаций, а копии Актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в Акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.
Комиссия по расследованию причин пожара на объекте Компании должна незамедлительно (в течение суток с момента даты издания приказа) приступить к работе и в течение десяти рабочих дней составить Акт расследования причин пожара, подготовить другие необходимые материалы, установленные настоящим Стандартом . В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В Акте расследования об этом делается соответствующая запись.
Материалы расследования должны включать:


  • приказ о назначении комиссии по расследованию причин пожара;

  • Акт расследования пожара по форме (приложение 10 ). В Акт расследования обязательно включаются выводы и организационно-технические мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

  • все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов и т.п.).

  • протокол осмотра места пожара (приложение 11 ) с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами (в цветном изображении);

  • письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (если в этом есть необходимость) и другие решения председателя комиссии;

  • заключения экспертных групп об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.;

  • показания очевидцев и объяснения лиц, причастных к пожару, а также работников, ответственных за соблюдение требований пожарной и промышленной безопасности объектов;

  • заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации работников, обслуживающих опасный производственный объект и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;

  • справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба;

  • сведения о нарушениях требований нормативных технических документов по пожарной и промышленной безопасности, безопасности объектов Компании (с указанием конкретных пунктов документов);

  • заявления и замечания, участвующих в работе комиссии лиц (при их наличии);

  • приказы, распоряжения о назначении работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объекта, на котором произошел пожар;

  • необходимые выписки из должностных инструкций работников, причастных к пожару;

  • другие материалы, имеющие отношение к пожару.

Конкретный перечень материалов расследования причин пожара определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств пожара.
В ходе расследования комиссия:


  • производит осмотр, фотографирование (в цвете), в необходимых случаях видеосъемки, а так же составляет схемы и эскизы места пожара и составляет протокол осмотра места пожара (приложение 11 );

  • изучает материалы, подготовленные и собранные руководством объекта после ликвидации пожара и переданные в комиссию;

  • опрашивает очевидцев пожара, получает письменные объяснения от должностных лиц;

  • имеет право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) работников структурных подразделений ДО, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной и технологической документацией, распорядительными документами и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта, получать необходимые выписки, копии, выкопировки и т.п.;

  • определяет допущенные нарушения требований пожарной и промышленной безопасности, послужившие причиной пожара, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;

  • выясняет обстоятельства, предшествовавшие пожару, устанавливает причины их возникновения;

  • выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

  • выясняет эффективность работы систем противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, первичных средства пожаротушения и т.п.;

  • проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

  • выясняет сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования и т.п.);

  • оценивает принятые работниками объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара;

  • предварительно определяет по утвержденным методикам размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде;

  • устанавливает причины пожара и сценарий его развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места пожара и проведенной проверки;

  • предлагает меры по устранению причин пожара, предупреждению возникновения подобных пожаров.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии по расследованию причин пожара. При отказе члена комиссии от подписания Акта расследования к указанному документу прилагается особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.
Ущерб в результате уничтожения или повреждения пожаром основных средств определяется по остаточной стоимости с учетом последней переоценки за вычетом стоимости остатков. В ущерб от пожаров включается ущерб, нанесенный недвижимости, основным средствам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам, а также затраты на восстановление объекта, тушение и ликвидацию последствий пожара (включая социально-экономические и экологические).
По поручению председателя комиссии по расследованию причин пожара представленные документы по расчету вреда, причиненного пожаром, могут быть направлены в соответствующие аудиторские организации для получения заключения.
По результатам расследования Генеральный директор ДО издает приказ, в котором согласно предложениям комиссии утверждает меры предотвращения подобных пожаров в дальнейшем и привлекает к ответственности работников за нарушение требований пожарной безопасности.
Письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию, руководитель объекта направляет организациям, представители которых участвовали в расследовании, указанных в Акте расследования.

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРА

"____" _______________ 2011 год

1. Наименование объекта:
ЗАО "_______________"
Адрес: ________________________________________

2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии):
Председатель – _______________________________
Члены комиссии:
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________

Приказ № ___ от ____ января 2011 года

3. Состояние объекта, сооружения и т.п. до возникновения пожара:
Удовлетворительное.

4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время):
Возгарание произошло ___ февраля 2011 года в __ часов ___ минут. В ___ часов ___ минут было объявлено о ликвидации пожара.

5. Описание обнаружения пожара и его развития:
Пожар был обнаружен охранником. Возгарание произошло в павильоне _______. Огонь в считанные минуты распространился на соседние павильоны – ____________. В итоге в очаг пожара превратился весь ряд павильонов, площадь пожара – 200 м2. В процессе тушения пожара пожарной охране удалось локализовать и ликвидировать пожар в границах данного ряда магазинов и не допустить его распространения по территории торгового комплекса.

6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара:
При обнаружении пожара незамедлительно была вызвана пожарная охрана. До их прибытия персонал торгового комплекса самостоятельно приступил к тушению пожара и его локализации. На ранней стадии пожара были использованы порошковые огнетушители ОП-4. После обесточивания павильонов в качестве огнетушащего вещества применялась вода, подаваемая на очаг пожара посредством пожарных кранов (гидрантов).
Вызов пожарной охраны был сделан в ___ часов ___ минуты. В ___ часов ___ минут первые пожарные расчеты прибыли на место пожара и приступили к его тушению. В ___ часов ___ минуты пожар был полностью локализован.
На пожаре работало 6 пожарных расчетов. Тушение пожара производилось водой из пожарных машин.
Положительные стороны: своевременное обнаружение пожара, вызов и прибытие пожарной охраны. Эффективное тушение пожара: недопущение его распространения на рядом стоящие павильоны и корпуса (локализация), быстрая ликвидация пожара, отсутствие пострадавших.
Недостатки: порошковые огнетушители оказались малоэффективны при тушении пожара, невозможно проводить тушение пожара в помещениях (из-за токсичности дымовых газов) без газодымозащитных комплектов.

7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки:
Павильоны оборудованы системой автоматической охранно-пожарной сигнализации. Для обнаружения пожара используются дымовые извещатели пожара (типа ДИП). Количество извещателей в каждом павильоне не менее двух.
Проект охранно-пожарной сигнализации и ее монтаж выполнен собственниками павильонов.
Обслуживание охранно-пожарной сигнализации осуществлял ____________ по договору.

8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара:
Не известно.

9. Роль и действия ДПД в профилактике, организации и тушении пожара:
Профилактика пожаров – инструктажи по пожарной безопасности, ежемесячные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, тренировки с добровольной пожарной дружиной.
Организация и тушение пожаров – вызов пожарной охраны, тушение пожара первичными средствами пожаротушения, эвакуация людей.

10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п:
Выгорело ___________________________. Пострадал соседний ряд павильонов (отделка павильонов, рекламные вывески).
Также понесен ущерб _________________________.

11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара:
Предположительная причина пожара – нарушение правил технической эксплуатации электроустановок (ПТЭЭ), а именно электронагревательные приборы (обогреватель) были оставлены без присмотра, подключение электронагревательных приборов в устройства без заземления (тройники, удлинители).

12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара:
Персонал павильона.

13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей):
Персонал павильона

14. Сведения о пострадавших на пожаре:
Пострадавших нет.

15. Материальный ущерб от пожара:
Уточняется.

16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом:
Пожарное состояние – удовлетворительное. Павильоны были оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, в каждом павильоне имелся огнетушитель (порошковый), УЗО.

17. Подлежащие выполнению и рекомендуемые организационные и технические мероприятия (корректирующие меры) по предупреждению возникновения аналогичных пожаров и повышению пожарной безопасности объекта:
По результатам расследования и в целях дальнейшей профилактики пожаров составлен приказ № ___ от ___ марта 2011 года с планом по устранению недочетов и профилактике пожаров.

Приложения:
1. Объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара на _____ стр.
2. Справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером на ______ стр.
3. Копия акта о пожаре, составленного ОГПН на ______ стр.
4. Описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления на ______ стр.
5. Приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара на ______ стр.

Подписи членов комиссии

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

2.1. Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с "Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей" . В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вносится в акт расследования технологического нарушения.

В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по .

2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры :

2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства , связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (), а именно:

2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара ;

2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор", на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

2.7.7.1.Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

2.7.7.2. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

2.9. Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".

2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

2.11. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии - допускается подписание акта "с особым мнением", которое прилагается к акту.

2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причинен-ного ущерба на основании действующего законодательства.

2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП "Энерготехнадзор", Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей, и вышестоящую организацию по подчинённости.