Понятие смежных прав. Защита смежных прав: актуальные способы Смежные права распространяются на

  • Раздел I Введение в гражданское право
  • Понятие гражданского права
    • Понятие, предмет и методы гражданского права
    • Принципы гражданского права
    • Источники гражданского права. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
    • Система гражданского права
    • Гражданское право как наука и учебная дисциплина
  • Раздел II гражданское правоотношение
  • Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений
  • Субъекты гражданских правоотношений
  • Объекты гражданских прав
  • Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
    • Понятие юридических фактов
    • Виды и классификация юридических фактов
    • Понятие, виды и форма сделок
    • Условия действительности сделок. Понятие и виды недействительных сделок
  • Осуществление и защита гражданских прав
    • Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей
    • Защита гражданских прав
  • Представительство
    • Понятие и виды представительства
    • Доверенность. Виды доверенностей
  • Сроки в гражданском праве. Исковая давность
    • Понятие и виды сроков
    • Течение сроков исковой давности
  • Раздел III Право собственности и другие вещные права
  • Вещное право и право собственности
    • Понятие вещного права
    • Общие положения о праве собственности. Формы собственности и формы права собственности
    • Содержание права собственности
    • Приобретение и прекращение права собственности
    • Особенности содержания права собственности различных субъектов гражданских прав
    • Право общей собственности
    • Вещные права лиц, не являющихся собственниками. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Сервитуты
    • Защита права собственности и иных вещных прав
    • Право собственности и другие вещные права на землю
    • Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
  • Раздел IV Право интеллектуальной собственности
  • Право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
    • Общие положения об интеллектуальных правах и интеллектуальной собственности
      • Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности
      • Гражданско-правовые способы защиты интеллектуальных прав
      • Авторское право
      • Понятие и содержание прав, смежных с авторскими (смежные права)
      • Патентное право
      • Право на селекционное достижение
      • Право на топологии интегральных микросхем
      • Право на секрет производства (ноу-хау)
      • Право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
      • Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
  • Раздел V Обязательственное право. Общие положения
  • Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств
    • Понятие и основания возникновения обязательств
    • Стороны в обязательстве
    • Виды обязательств
    • Понятие и принципы исполнения обязательств
    • Надлежащее исполнение обязательств
  • Обеспечение исполнения обязательств
    • Понятие и система способов обеспечения исполнения обязательств
    • Неустойка
    • Залог
    • Удержание
    • Поручительство
    • Банковская гарантия
    • Задаток
  • Перемена лиц в обязательстве
    • Переход прав кредитора к другому лицу
    • Перевод долга
  • Ответственность за нарушение обязательств
    • Понятие, формы и виды гражданско-правовой ответственности
    • Условия гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств
    • Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности
    • Размер гражданско-правовой ответственности
  • Прекращение обязательств
    • Понятие и основания прекращения обязательств
    • Способы прекращения обязательств
  • Общие положения о договоре
    • Понятие и значение договора
    • Содержание и форма договора
    • Классификация договоров
    • Заключение договора
    • Изменение и расторжение договора
  • Отдельные виды обязательств
  • Купля-продажа. Мена
    • Общие положения о договоре купли-продажи
    • Права и обязанности сторон
    • Исполнение договора купли-продажи и ответственность сторон за его неисполнение
    • Розничная купля-продажа
    • Поставка товаров
    • Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд
    • Контрактация
    • Энергоснабжение
    • Продажа недвижимости
    • Продажа предприятия
    • Мена
  • Дарение
  • Рента и пожизненное содержание с иждивением
    • Общие положения о ренте
    • Виды ренты
  • Передача имущества во временное пользование
    • Общие положения об аренде
    • Отдельные виды аренды и аренда отдельных видов имущества
    • Наем жилого помещения
    • Безвозмездное пользование
  • Подряд
    • Общие положения о подряде
    • Виды договора подряда
  • Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
  • Возмездное оказание услуг
  • Перевозка и транспортная экспедиция
  • Заем и кредит
    • Понятие кредитных и расчетных правоотношений
    • Заем
    • Кредит. Товарный и коммерческий кредиты
    • Договор финансирования под уступку денежного требования
  • Договоры банковского вклада и банковского счета
    • Договор банковского вклада
    • Договор банковского счета
  • Расчетные обязательства
    • Общие положения о расчетах
    • Расчеты платежными поручениями
    • Расчеты по аккредитиву
    • Расчеты по инкассо
    • Расчеты чеками. Вексель
    • Хранение на товарном складе
    • Специальные виды хранения
  • Страхование
    • Общие положения о страховании
    • Договор страхования
    • Виды и формы страхования
  • Поручение. Действие в чужом интересе
    • Поручение
    • Действие в чужом интересе без поручения
  • Комиссия. Агентирование
  • Доверительное управление имуществом
  • Коммерческая концессия
  • Простое товарищество
  • Публичное обещание награды. Публичный конкурс. Игры и пари
    • Публичное обещание награды
    • Публичный конкурс
    • Игры и пари
  • Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
    • Общие положения о возмещении вреда. Отдельные виды ответственности
    • Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, или вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Компенсация морального вреда
  • Обязательства вследствие неосновательного обогащения
  • Раздел VII Наследственное право
  • Наследственное право
    • Общие положения о наследстве
    • Наследование по завещанию
    • Наследование по закону
    • Приобретение наследства
    • Наследование отдельных видов имущества
  • Раздел VIII Международное частное право
  • Международное частное право
    • Понятие, источники и нормы международного частного права
    • Правовое положение физических лиц в международном частном праве
    • Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
    • Общие начала применения права
    • Право собственности
    • Внешнеэкономические сделки
    • Рассмотрение споров в арбитраже

Понятие и содержание прав, смежных с авторскими (смежные права)

Права, смежные с авторскими (смежные права), - это исключительное право исполнителя на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, а также личные неимущественные права. Объектами смежных прав являются: исполнения артистов - исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения); фонограммы; сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания; базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ему футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы «R» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая в себя все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277-1279 ГК РФ).

Согласно договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права.

В соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования объекта смежных прав, одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель (лицензиар), передает или обязуется передать другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

При этом к любым технологиям, техническим устройствам или их компонентам, контролирующим доступ к объекту смежных прав, предотвращающим либо ограничивающим осуществление действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта (технические средства защиты смежных прав), соответственно применяются положения ст. 1299, 1311 ГК РФ. Относительно информации, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве) соответственно применяются положения ст. 1300, 1311 ГК РФ.

Если же нарушается исключительное право на объект смежных прав обладатель данного права наряду с использованием установленных способов защиты и мер ответственности (ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ) может требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Для обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, которое является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ.

Права на исполнение. Исполнитель (автор исполнения) - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист - исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер - постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании члена коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и др.) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов. При этом к отношениям членов коллектива исполнителей, связанным с распределением доходов от использования совместного исполнения, применяются правила п. 3 ст. 1299 ГК РФ.

Исполнителю принадлежат: исключительное право на исполнение; право авторства - право признаваться автором исполнения; право на имя; право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения.

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Исполнитель имеет право в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного исполнителем лица от осуществления соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Исполнитель обладает исключительным правом использовать исполнение не противоречащим законом способом (исключительное право на исполнение). Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

Использованием исполнения считается: сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения; сообщение по кабелю; запись исполнения; воспроизведение записи исполнения; распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров; действие, осуществляемое в отношении записи исполнения; доведение записи исполнения до всеобщего сведения; публичное исполнение записи исполнения; прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

При использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, применяются правила п. 2 ст. 1315 ГК РФ.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

К переходу исключительного права на исполнение по наследству применяются правила ст. 1283 ГК РФ. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

К правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 ГК РФ.

Исключительное право на исполнение действует на территории РФ в случаях, когда: исполнитель является гражданином РФ: исполнение впервые имело место на территории РФ: исполнение зафиксировано в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ст. 1332 ГК РФ; в иных случаях, предусмотренных международными договорами.

Право на фонограмму. Изготовитель фонограммы - это лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Изготовителю фонограммы принадлежат: исключительное право на фонограмму; право на указание на экземплярах фонограмм и (или) их упаковке своего имени или наименования; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы, т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму). Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму. Использованием фонограммы считается: публичное исполнение, т.е. любое сообщение фонограммы в эфир; сообщение по кабелю: доведение фонограммы до всеобщего сведения: воспроизведение, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы; распространение фонограммы: импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения; переработка фонограммы.

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, применяются правила п. 2 ст. 1323 ГК РФ.

Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения (ст. 1325 ГК РФ).

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Сбор данного вознаграждения и его распределение осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (ст. 1244 ГК РФ). Вознаграждение распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 50% - исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков.

По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние.

Права организаций эфирного и кабельного вещания. Организация эфирного и кабельного вещания - это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). Организации эфирного и кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи). Причем это могут быть следующие способы: запись сообщения радио- или телепередачи; воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи; распространение сообщения радио- и телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи; ретрансляция, т.е. сообщение в эфир; доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения; публичное исполнение.

К праву использования сообщения радио- или телепередачи применяются правила п. 3 ст. 1317 ГК РФ.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Права организации эфирного и кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

К правопреемникам организации эфирного и кабельного вещания исключительное право на сообщение радио- или телепередачи переходит в пределах оставшейся части срока.

По истечении срока действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи оно переходит в общественное достояние.

Право изготовителя базы данных. Изготовитель базы данных - это лицо, которое организовало создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. Изготовителю базы данных принадлежат: исключительное право изготовителя базы данных; право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

Сроки могут возобновляться при каждом обновлении базы данных.

Исключительное право изготовителя базы данных действует на территории РФ в следующих случаях: изготовитель базы данных является гражданином РФ или российским юридическим лицом; изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин РФ или российское юридическое лицо: в иных случаях, предусмотренных международными договорами.

Если изготовитель базы данных является лицом без гражданства, в зависимости от того, имеет это лицо место жительства на территории РФ или иностранного государства, применяются правила п. 1 ст. 1336 ГК РФ, относящиеся к гражданам РФ или иностранным гражданам.

Право публикатора на произведение науки, литературы и искусства. Публикатор - это гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы и искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами ст. 1259 ГК РФ. Однако данные положения не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

Публикатору принадлежат: исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (п. 1 ст. 1339 ГК РФ); право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

При обнародовании произведения публикатор обязан соблюдать условия, предусмотренные п. 3 ст. 1268 ГК РФ.

Публикатор в течение срока действия исключительного права публикатора на произведение обладает правомочиями, указанными в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ. Таким же правомочиями обладает лицо, к которому перешло исключительное право публикатора на произведение. Данному публикатору принадлежит исключительное право использовать произведение способами, предусмотренными подп. 1-8 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, и он может распоряжаться по своему усмотрению указанным исключительным правом.

Исключительное право публикатора на произведение признается и в том случае, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки. Исключительное право публикатора признается и действует независимо от наличия и действия авторского права публикатора или других лиц на перевод или иную переработку произведения.

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Исключительное право публикатора распространяется на произведение: обнародованное на территории РФ, независимо от гражданства публикатора; обнародованное за пределами территории РФ гражданином РФ; обнародованное за пределами территории РФ иностранным лицом или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, предоставляется на его территории охрана исключительному праву публикатора, являющегося гражданином РФ; в иных случаях, предусмотренных международными договорами.

Срок действия исключительного права публикатора на произведение на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права публикатора на произведение, установленный в государстве, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения такого исключительного права.

Исключительное право публикатора на произведение может быть прекращено досрочно судом по иску заинтересованного лица, если при использовании произведения правообладатель нарушает требования ГК РФ в отношении охраны авторства, имени автора или неприкосновенности произведения.

Если имеет место отчуждение оригинала произведения (рукописи. оригинала произведения живописи, скульптуры или другого подобного произведения) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, то это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения.

Если данное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, приобретатель имеет право без согласия обладателя исключительного права публикатора использовать оригинал произведения способами, указанными в абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ.

Зачастую в юридической науке авторское право и права, смежные с авторскими рассматриваются неразрывно ввиду зависимости вторых от первых. Вместе с тем институт смежных прав сегодня достаточно развит и играет важную роль. Поэтому целесообразно рассмотреть его в отдельной статье.

Понятие смежных прав, их виды

В соответствии со статьей 1303 Гражданского кодекса РФ смежные права – это разновидность интеллектуальных прав на следующие объекты:

  1. Результаты исполнительской деятельности (исполнения);
  2. Фонограммы;
  3. Сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач;
  4. Содержание баз данных;
  5. Произведения, науки, литературы и искусства, которые обнародованы после их перехода в общественное достояние.

Далее в статье сказано, что на указанные объекты всегда возникает исключительное право – возможность использовать интеллектуальную собственность любым образом в рамках закона. В ряде случаев на них могут возникать и личные неимущественные права: например, они есть у исполнителя (см. ст. 1315 ГК РФ).

Если обратить внимание на каждый из этих объектов, то нетрудно заметить, что каждый из них опосредует иной объект, подлежащий авторско-правовой охране. Так, исполняться могут произведения искусства (пьесы, песни и т.д.), фонограмма пишется на готовую музыку, по эфиру передаются фильмы, передачи и т.д. Этим и обуславливается их производный характер. В то же время о целесообразности охраны свидетельствует тот факт, что в большинстве этих объектов (к примеру, в фонограммах, исполнениях) присутствует творческий характер, который в авторском праве являлся главным свойством произведений.

Закон предписывает, что осуществляться смежные права должны только с соблюдением авторских. Таким образом, если, к примеру, исполнитель не получит согласие автора песни на ее исполнение, то он не будет обладать смежными правами.

Вместе с тем они действуют независимо от авторских. Следовательно, исполнение будет охраняться в течение определенного срока даже в том случае, если правообладатель утратит возможность использовать песню.

Относительно последнего свойства следует упомянуть и еще такой момент. Представим, что совершено интеллектуально-правовое нарушение: гражданин в публичном месте исполнил чужую песню. Помимо нарушения прав автора данной песни, гражданин также использовал фонограмму, на которую в силу статьи 1324 ГК РФ также возникают права, только уже смежные. Следовательно, суд вполне может обязать его выплатить компенсацию как автору песни, так и организации, изготовившей фонограмму.

На результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами) .

К смежным правам относится исключительное право , а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права .

Объекты смежных прав :

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  2. фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  4. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  5. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав , который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Исполнителем (автором исполнения) признается , творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Исполнителю принадлежат :

  1. исключительное право на исполнение;
  2. право авторства исполнения;
  3. право на имя;
  4. право на неприкосновенность исполнения (право на защиту исполнения от всякого искажения).

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

Смежное право

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; Смежное право
Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).
К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.
Объектами смежных прав являются:
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.
Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.
Исполнителю принадлежат:
1) исключительное право на исполнение;
2) право авторства исполнения;
3) право на имя;
4) право на неприкосновенность исполнения (право на защиту исполнения от всякого искажения).
Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли - охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе "Смежные права: основные положения" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической .

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия "смежные права". С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights » и «related rights ». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими » можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения - . Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение - объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение - объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.



Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и . Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны ). Объективная форма - это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

5. Субъекты смежных прав

Теме « » посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .


Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с . Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему ""

1) Исключительное право - право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .


В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

1. Российское авторское общество - http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности - http://rosvois.ru

3. о правах, смежных с патентными

Авторское право и смежные права образуют тесную группу и различаются между собой лишь объектами и, соответственно, нюансами применения. И те, и другие делятся на исключительные, личные неимущественные и иные для отдельных случаев.

Авторские права даются автору с момента создания произведения. Исключительное право переходит к лицу, которое приобрело его от автора; право на использование произведения переходит по лицензии – доход от этого позволяет автору творить дальше.

Смежные права – права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам, сообщениям вещания, базам данных, а также публикациям произведений, ставших общественным достоянием. По разным этим интеллектуальным объектам смежные права различаются. Например, узаконены разные сроки действия исключительных прав: исполнения – … 50 лет …; публикации – … 25 лет…; базы данных – … 15 лет …

Письменной (рукопись, перевод, сценарий, …);

Аудиозаписи, видеозаписи, компьютерной цифровой …;

Изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, фотография...);

Объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение...);

Выступления (лекция, пение, музыка, танец, пантомима, цирк и др.);

В других формах (которые вы создадите своим творчеством).

Наставление: Авторское право на произведение возникает с момента его создания, и никаких действий или формальностей не требует. Предоставление авторско-правовой охраны государством не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан никому доказывать «качество» произведения – художественную или практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т.д. То есть, если какой-нибудь чиновник или инспектор-налоговик или бухгалтер заявит, что сомневается в том, что ваш рисунок (эскиз, чертеж) это «произведение дизайна», то он сам и должен доказать тому, кому это зачем-то нужно, что это не произведение дизайна. А от автора никаких доказательств не требуется по Закону. Но автор может зарегистрировать своё произведение у нотариуса, в общественной организации, в некоторых случаях – и в государственных учреждениях. Или, лучше, в Российском авторском обществе (РАО), но там за регистрацию придется заплатить. Регистрация упростит подтверждение авторских прав на произведение, если это потребуется.

Знак © (произносится «знак копирайт») – знак охраны авторских прав – оповещает об исключительных авторских правах указанного далее обладателя на все данное произведение или указанную часть. Он помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно имеет три текстовых элемента: ©, имя или наименование обладателя, указание части произведения, на которое обладатель имеет право (если не на все произведение), год первого опубликования произведения. Юридического значения знак «копирайт» не имеет, но утверждение иного по закону требует доказательства.

Смысл знака © в следующем: «указанное здесь лицо считает себя обладателем исключительных прав на данное произведение или указанную часть с указанного года».

Наставление: Если на вашей учебной работе по рисунку или живописи, взятой в фонд кафедры, нет вашего копирайта (хотя бы ясной подписи фамилии), то при удалении ее из фонда она не сможет быть возвращена вам! Если какой-нибудь шутник или негодяй подпишет ваше произведение своим копирайтом, то это не означает никаких его действительных прав, но доставит вам огорчение. Цените свои произведения! Или займитесь в жизни чем-то более легкомысленным, чем создание произведений.

Знак охраны смежных прав отличается от знака «копирайт» только буквой Р вместо буквы С (Р происходит от английского Phonogramm – фонограмма), а статус его такой же – указательный, не более.

Субъектами авторского права являются автор или соавторы произведения, их наследники, владелец произведения, заказчик произведения, работодатель и работник-автор. Сложный вопрос разделения исключительного права между соавторами решается ими самими и оформляется договором между ними.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается (по ГК РФ) гражданин, творческим трудом которого оно создано. К автору приравнены соавторы. (В других странах автором может быть юридическое лицо).

Повторенье – мать ученья:

2) исключительное право на произведение (по сути – «имущественное», «материальное», «экономическое»);

3) специальные права (право на вознаграждение в случаях «служебного произведения» и других, право на отзыв, право следования при перепродаже произведения изобразительного искусства, право доступа к своему произведению изобразительного искусства, другие – см. ниже и в Законе).

- право на обнародование произведения лишь с момента его завершения, по мнению автора;

- право на отзыв ранее обнародованного произведения, но при условии возмещения убытков лиц, причастных к этому; право на отзыв не подлежит применению в отношении программ для ЭВМ, служебных произведений (см. ниже) и так называемых сложных объектов (см. ниже).

- право на неприкосновенность произведения – без согласия автора не допускается внесение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения (при его использовании) иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями, ссылками, сносками.

Наставление: Не используйте чьё-либо произведение в качестве материала для своего творения. Среди художников, дизайнеров и архитекторов бытует поверье о мести высших сил тем художникам, которые используют произведения предшественников в качестве материала для своего творения. Например, – о причине неудачи карьеры талантливейшего архитектора Баженова после разборки деревянного Летнего дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском для стройки Большого Кремлевского дворца.

2.3. Исключительное право на произведение – единое и неделимое. Оно является имущественным, экономическим правом, то есть произведением можно распорядиться как неким необычным, но ценным имуществом, что обеспечит доход создателю и его наследникам.

Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни, а после кончины автора – его наследникам еще 70 лет; оно может быть отчуждено (передано – продано или подарено) им другому лицу по договору. Исключительное право переходит по наследству.

Исключительное право позволяет его обладателю:

а) использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

б) распорядиться исключительным правом на произведение, а именно:

Передать его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права;

Предоставить другому лицу право использовать произведение по лицензионному договору (лицензии исключительной или простой).

1) Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме; государственная регистрация не требуется. Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Наставление: Как и в любом другом договоре, надо постараться продумать и прописать в нем все существенное для вашего будущего. Пример: .

2) Лицензионный договор должен заключаться в письменной форме, он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Он продолжает действовать даже тогда, когда исключительное право на произведение перешло от прежнего обладателя к другому лицу (поэтому приобретатель исключительного права должен хорошо разузнать, что именно он покупает).

О чем должно быть сказано в лицензионном договоре:

1) произведение;

2) характер лицензии (исключительная или простая);

3) способы использования произведения (из числа законных);

5) территория;

6) возможность сублицензирования (дальнейшего предоставления лицензиатом прав использования другим лицам);

7) вознаграждение либо указание на безвозмездность.

Пример лицензионного договора см. Учебник Близнеца стр. 134.

По договору авторского заказа (ДАЗ) одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. ДАЗ является специально предусмотренным ГК РФ видом договоров. В ДАЗ должны быть определены основные признаки (критерии, характеристики) создаваемого произведения – чем подробнее, тем меньше вероятность возникновения в дальнейшем споров относительно выполнения сторонами их обязанностей по договору. Об отчуждении исключительного права или о лицензировании прав использования должно быть сказано конкретно в ДАЗ либо в отдельном прилагаемом договоре. ДАЗ предполагается возмездным, если им не предусмотрено иное. Срок исполнения ДАЗ автором должен быть ясно указан в договоре. Законом предусмотрена возможность автора воспользоваться дополнительным льготным сроком (1/4 договорного или, по соглашению сторон, больше) при необходимости и наличии уважительных причин. Но законом предусмотрены и случаи, когда из-за срыва срока заказчик вообще теряет интерес к произведению (например, сценарий новогоднего представления в январе не нужен).

2.4. Законные способы использования произведений таковы (здесь они приведены смысловыми группами для удобства запоминания, тогда как в ГК РФ порядок другой):

1) создание копий произведения на каких-либо материальных носителях и их:

Воспроизведение, в т.ч. в электронной форме;

Распространение (продажа, любое отчуждение) оригинала или экземпляра произведения на каком-либо материальном носителе;

Прокат оригинала или экземпляра;

Импорт в Россию оригиналов или экземпляров.

2) демонстрация произведения в местах, открытых для публики:

Публичный показ;

Публичное исполнение, в том числе показ аудиовизуального произведения в кинозале.

3) сообщение (передача) произведений посредством технических средств (радио, телевидения, кабельных и цифровых сетей).

4) «дополнительные» виды действий:

Перевод или иная переработка произведения;

Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как самостоятельное произведение – даже на фрагмент изображения, оригинальную фразу или слово, не говоря уже о названии произведения и персонаже.

2.5. Служебное произведение – особый случай

Если произведение создано наемным работником, то:

а) при наличии служебного задания (документа) на его создание исключительное право на него принадлежат работодателю;

б) при отсутствии служебного задания (документа) на его создание исключительное право на него принадлежит работнику;

в) все личные неимущественные права принадлежат работнику как автору.

Наставление: Четыре обязательных атрибута любого документа: само содержание (текст, изображение, ...); заголовок (только письмо обходится без заголовка «письмо»); подпись создавшего документ; дата создания. Без всех них документ – не очень документ.

Наставление: Если произведение создано студентом в рамках учебного процесса, то, хотя законом такие случаи не предусмотрены и под положения закона о служебных произведениях они не подпадают, на такое произведение распространяются общие требования закона, причем с учетом творческого вклада педагога-руководителя. Но никак не может оно принадлежать учебному заведению, поскольку не было служебного задания, и это произведение не было предварительно оплачено ни студенту, ни преподавателю-соавтору. Для того чтобы произведение учащегося можно было оставить в учебном заведении в дидактических целях, необходимо перед началом учебы заключить договор об учебных произведениях. В нем должно быть соглашение, что любое произведение, созданное студентом и преподавателем в рамках учебного задания, может быть по решению заведения взято на хранение и использование только в дидактических целях на необходимый срок, после которого оно будет возвращено соавторам . Иная практика основывается не на законах, а на понятиях.

Где права, там и обязанности. Обязанностями обладателя исключительного права на произведение являются:

Использовать произведение только законным способом;

Вовремя расплатиться с продавцом своего приобретенного права;

Запрещать использование произведения, на которое предоставлена лицензия, всем третьим лицам.

2.6. Специальные права

Надо также представлять, что законом предусмотрены еще разные права (которые здесь не рассматриваются) для разнообразных жизненных ситуаций с произведениями:

Производные произведения, в т.ч. переводы;

Программы для ЭВМ во всем мире пока условно приравниваются к литературным произведениям, хотя литературные произведения никогда не предназначались для управления машиной или переработки информации. Исключительное право на создаваемую по заказу программу для ЭВМ и базу данных принадлежит заказчику.

Сложные произведения, например, кинофильм – единый результат интеллектуальной деятельности разных авторов и исполнителей. В соответствии с ГК РФ (ст. 1263) авторами аудиовизуального произведения признаются:

в) композитор музыки, написанной специально для этого сложного произведения; он наделен правом на получение особого дополнительного вознаграждения.

а) практическую реализацию проекта, в том числе путем разработки документации для строительства;

в) участие в реализации своего проекта.

Для повторной реализации проекта по закону требуется получение согласия от автора, если договором не предусмотрено иное.

Составные произведения, в т.ч. базы данных. (Подробности см. ___ Учеб. Близнеца, стр. 143).

В случае нарушения кем-то чьих-то прав становится необходимой их защита. Способы защиты предусмотрены законами и осуществляются с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права:

Путем выставления требований к нарушителю;

Возбуждением судебного иска;

Административным наказанием;

Уголовным наказанием (штрафы до 500.000 рублей, лишение свободы до 6 лет, ликвидация юридического лица-нарушителя);

Использованием все новых технических средств контроля доступа к произведению (материальному ли, цифровому ли) и предотвращения запрещенных действий по отношению к нему.

Примечание: Другие способы защиты незаконны.