Постановление об утверждении порядка отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий местного значения. Земли особо охраняемых территорий

ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное,эстетическое, рекреационное,оздоровительное и иное ценное значение, изъятые постановлениями федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и гражданского оборота (для них установлен особый правовой режим).

К З.о.о.т. относятся земельные участки: а) природно-заповедного фонда;

б) природоохранного назначения: в)оздоровительного назначения;г) рекреационного назначения; д) историко-культур-ного назначения; е) особо ценные.

Порядок отнесения,использования и охраны З.о.о.т. федерального значения устанавливается Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ на основании ФЗ. Порядок отнесения, использования и охраны З.о.о.т. регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на основании ФЗ, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Субъекты РФ и муниципальные образования могут устанавливать иные категории особо охраняемых территорий (парки, зеленые зоны, природные ландшафты, заповедники и др.).

В состав земель природно-заповедного фонда включаются участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое,культурное и рекреационное значение. К ним относятся земли государственных природных заповедников. в том числе биосферных, государственных природных заказников.памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков. ботанических садов.

На этих землях запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная ФЗ и законами субъектов РФ. На других землях этого фонда допускается ограниченная

хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. Изъятие земель природно-заповедного фонда для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Территории государственных природных заказников,памятников природы,а также часть территорий природных парков, национальных парков могут включаться в земли иных категорий. \"

Для обеспечения режима функционирования государственных природных заповедников и других объектов могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в пределах охранных зон у собственников,владельцев,пользователей и арендаторов не изымаются, но последние обязаны использовать их с соблюдением особого правового режима.

В местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в случаях, предусмотренных ФЗ об их правовом статусе, могут образовываться территории традиционного природопользования. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается ФЗ, границы этих территорий определяются Правительством РФ.

К землям природоохранного назначения относятся участки:а)водоохранных зон рек и водоемов; б) запретных и нере-стоохранных полос; в) лесов, выполняющих защитные функции; г) противоэро-зионных, пастбищезащитных и полезащитных лесонасаждений; д) иные земельные участки, выполняющие природоохранные функции. На этих землях по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима их охраны. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

К землям оздоровительного назначения относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов,обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными при-

родными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний. Для защиты этих земель устанавливаются округа санитарной (гор-но-санитарной) охраны. Земельные участки в пределах санитарных зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются, кроме случаев, если установленным санитарным режимом предусматривается полное исключение земель из хозяйственного оборота (первая зона санитарной (горно-са-нитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздорови-тельной и спортивной деятельности населения. В их состав входят земельные участки, занятые территориями домов отдыха,пансионатов, кемпингов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздорови-тельных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов. Земельные участки, по которым проходят учебно-туристические тропы и маркированные трассы, выделяются по согласованию с собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков как сервитут. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

К землям историко-культурного назначения относятся участки:а) памятников истории и культуры, в том числе археологических объектов и структур;

б) организаций хранения памятников истории и культуры (музеев-усадеб, музеев-заповедников и других музеев); в) исторических промыслов, производств и ремесел; г) исторических поселений;

д) военных и гражданских захоронений. Вокруг них также устанавливаются зоны охраны. Земельные участки организаций хранения памятников истории и культуры, исторических поселений, промыслов, производств и ремесел могут располагаться на землях нескольких категорий. Земельные участки памятников истории и культуры в случаях,предусмотренных законодательством, могут совмещаться с землями иного целевого назначения. Изъятие земель историко-куль-турного назначения и деятельность, противоречащая их основному целевому назначению, не допускаются. Земельные участки в границах этих земель не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях истори-ко-культурных объектов, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность, за исключением деятельности, направленной на развитие и обслуживание объектов зоны охраны.

К особо ценным землям относятся участки, в границах которых имеются природные и историко-культурные объекты, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений и животных. стационарные опытные участки научно-исследовательских учреждений). На собственников,владельцев,пользователей и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в земельно-кадастровой, землеустроительной,лесоустроительной и градостроительной документации, правоустанавливающих документах владельцев земли.

Жариков Ю.Г.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ" в других словарях:

    Земли особо охраняемых территорий - 1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями… … Официальная терминология

    Земли особо охраняемых территорий и объектов - категория земель, включающая земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначение, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и… … Большой юридический словарь

    1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических… … Официальная терминология

    Земли особо охраняемых природных территорий - один из видов земель, включаемых в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. К этому виду земель относятся земли, занятые государственными природными заповедниками, в том числе биосферными, государственными природными заказниками,… … Большой юридический словарь

    Особо охраняемые природные территории Карачаево Черкесской Республики участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное,… … Википедия

    В Волгоградской области на начало марта 2010 года (после образования Тингутинской лесной дачи) было 40 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). При этом ни одного объекта федерального значения на территории области нет (кроме Волгоградской… … Википедия

    Природно заповедный фонд Республики Карелия включает 168 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). К объектам федерального значения относятся два заповедника, три национальных парка, два федеральных зоологических заказника, а также… … Википедия

    В Вологодской области существует 190 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), занимающих 6 % территории области. К объектам федерального значения относятся 1 заповедник и 1 национальный парк. Сеть ООПТ регионального значения включает … Википедия

    Система особо охраняемых природных территорий Калмыкии представлена территориями федерального и республиканского значения. Содержание 1 Список ООПТ 1.1 Государственные природные заповедники … Википедия


АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ шУРЫШКАРСКИЙ РАЙОн

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка отнесения земель к землям

ПОРЯДОК

отнесения земель к землям особо охраняемых

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий местного значения (далее - Порядок) разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.01.2001 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 01.01.2001 года "Об особо охраняемых природных территориях", законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.01.2001 года "Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа", Уставом муниципального образования Шурышкарский район.

1.2. К особо охраняемым природным территориям относятся участки земли , водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен режим особой охраны.

1.3. Особо охраняемыми природными территориями местного значения могут быть:

Лечебно-оздоровительные местности и курорты;

1.4. Особо охраняемые природные территории местного значения (далее - ООПТ местного значения) являются собственностью муниципального образования Шурышкарский район и находятся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования Шурышкарский район (далее-муниципальное образование).

1.5. Органы местного самоуправления имеют право создавать ООПТ местного значения на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования. В случае, если создаваемая ООПТ будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании ООПТ орган местного самоуправления согласовывает с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.

1.6. Настоящий Порядок устанавливает порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения на территории муниципального образования Шурышкарский район.

2. Полномочия Администрации муниципального образования Шурышкарский район в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

2.1. К полномочиям Администрации муниципального образования Шурышкарский район в сфере организации, охраны и использования ООПТ относятся:

1) осуществление управления в области организации и функционирования ООПТ местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа;

1.1) осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения в порядке, установленном муниципальными правовыми актами ;

2) по согласованию с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа образование ООПТ местного значения, установление и изменение их границ, охранных зон, режима охраны, положений об особо охраняемых природных территориях местного значения;

3) по согласованию с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа образование иных категорий ООПТ местного значения;

4) организация сбора кадастровой информации по ООПТ местного значения в соответствии с федеральным законодательством;

5) реализация в границах ООПТ местного значения природоохранных мероприятий;

6) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Порядок создания особо охраняемых

природных территорий местного значения

3.1. Инициирование процесса создания ООПТ:

3.1.1. Основанием для инициирования процесса создания местных ООПТ являются накопленные сведения о размещении и значимости природных и историко-культурных комплексов и объектов.

3.1.2. Инициатором создания ООПТ могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и иные организации, а также граждане Российской Федерации.

3.1.3. Инициатор создания ООПТ информирует органы местного самоуправления, общественность о необходимости принятия специальных мер для сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов.

3.1.4. Инициатор создания ООПТ может предпринимать необходимые меры по проведению комплексного экологического обследования территории, подготовке материалов, подтверждающих наличие уникальных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

3.2. Образование ООПТ местного значения осуществляется в следующем порядке:

1) проведение комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус ООПТ местного значения;

2) подготовка научного обоснования образования ООПТ местного значения;

7. Порядок создания охранных зон особо охраняемых

природных территорий

7.1. В целях обеспечения охраны особо ООПТ в их границах и (или) на прилегающих к ним участках могут создаваться охранные зоны, в пределах которых допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности.

7.2. Порядок создания охранных зон ООПТ и установление их пределов установлен Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.

8. Порядок ограничения прав на землю

8.1. Порядок ограничения прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков в целях соблюдения режима ООПТ устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.

9. Ликвидация особо охраняемых природных территорий

9.1. ООПТ могут быть ликвидированы в следующих случаях:

В связи с истечением срока, на который создана ООПТ, при условии нецелесообразности его продления;

Утрата и несоответствие первоначальному охранному значению;

Необходимость использования территорий для общегосударственных нужд;

По иным основаниям, установленным федеральным законодательством.

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

УЛАН-УДЭНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОТНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ К ЗЕМЛЯМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ

В целях сохранения и улучшения уникальных и особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, особо ценных земель, а также в целях определения порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" , Законом Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-III "Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия" , постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.07.2006 N 213 "О Порядке организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений на территории Республики Бурятия" , Уставом городского округа "Город Улан-Удэ" Улан-Удэнский городской Совет депутатов решил:

1. Утвердить Положение о порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядке использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ согласно приложению.

2. Признать утратившим силу решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 31.03.2006 N 374-43 "Об утверждении Положения "О порядке отнесения земель города Улан-Удэ к особо охраняемым территориям местного значения и об ограничениях их использования" .

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в Муниципальном вестнике города Улан-Удэ.

Мэр г. Улан-Удэ
А.М.ГОЛКОВ

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОТНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ К ЗЕМЛЯМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Приложение
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 29.06.2017 N 330-31

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ.

1.1. К землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ относятся следующие территории:

1.1.1. Особо охраняемые природные территории:

Рекреационные местности местного значения, территории охраняемого ландшафта.

1.1.2. Земли природоохранного назначения:

Земли, занятые защитными лесами, предусмотренные лесным законодательством, за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий;

Иные земли, выполняющие природоохранные функции.

1.1.3. Земли рекреационного назначения:

Земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Земли, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

1.1.4. Земли историко-культурного назначения:

Объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), в том числе объекты археологического наследия;

Достопримечательные места, в том числе места бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

Военные и гражданские захоронения.

1.1.5. Особо ценные земли:

Земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

2. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ

2.1. Отнесение земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ осуществляется решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов.

2.2. Инициатива отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ может исходить от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее по тексту - заинтересованные лица).

2.3. Прием и рассмотрение предложений об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ осуществляет Комиссия по отнесению земель города Улан-Удэ к землям особо охраняемых территорий (далее по тексту - Комиссия).

2.4. Организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ (далее по тексту - Комитет).

2.5. Состав и порядок деятельности Комиссии утверждаются постановлением Администрации г. Улан-Удэ.

2.6. Заинтересованные лица направляют в Комиссию предложение в письменном виде, в котором указывают обоснования отнесения земельного участка к особо охраняемым территориям местного значения города Улан-Удэ, рекомендации по ограничению использования территории, и прилагают схему размещения планируемой особо охраняемой территории с указанием ее планируемой площади, кадастровых номеров земельных участков, входящих в состав планируемой особо охраняемой территории.

2.7. Для выявления мнения населения Комиссия подготавливает материалы для опубликования в Муниципальном вестнике города Улан-Удэ и на официальном сайте органов местного самоуправления города Улан-Удэ в течение 20 календарных дней со дня поступления предложения по отнесению земельного участка к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ. Срок принятия предложений от населения должен составлять не менее 10 рабочих дней со дня опубликования материалов.

2.8. Предложения от заинтересованных лиц рассматриваются Комиссией с учетом выявленного мнения населения не более чем в трехмесячный срок со дня поступления предложения. Результаты рассмотрения предложений оформляются заключением, которое подписывают председатель и секретарь Комиссии.

2.9. Комиссия дает заключение о возможности или невозможности отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ (далее по тексту - заключение Комиссии) с учетом мнения правообладателей земельных участков, руководствуясь критериями природоохранного, научного, культурного, эстетического, оздоровительного значения, а также в соответствии с градостроительной документацией.

2.10. Заключение Комиссии в течение семи рабочих дней со дня подписания направляется в Комитет.

2.11. В случае если Комиссия дала заключение о возможности отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ, Комитет в течение семи рабочих дней со дня поступления заключения разрабатывает и направляет руководителю Администрации г. Улан-Удэ проект решения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ.

При разработке проекта решения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ разрабатывается также положение о каждой особо охраняемой территории местного значения города Улан-Удэ, образование которой предусматривается указанным проектом решения.

В случае если Комиссия дала заключение о невозможности отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ, Комитет в течение двух рабочих дней со дня поступления заключения Комиссии направляет заинтересованным лицам письменное уведомление об отказе в отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ с приложением копии заключения Комиссии.

2.12. Руководитель Администрации г. Улан-Удэ в течение 30 календарных дней со дня поступления проекта решения, указанного в пункте 2.11 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:

О направлении проекта решения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ для утверждения в Улан-Удэнский городской Совет депутатов;

Об отклонении проекта решения об отнесении земель к землям особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

2.13. Создание особо охраняемых природных территорий местного значения города Улан-Удэ, утверждение границ и определение режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использование особо охраняемой природной территории местного значения города Улан-Удэ осуществляется по согласованию с исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в случае если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

3. Порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ

3.1. В границах созданной особо охраняемой территории местного значения города Улан-Удэ могут предоставляться земельные участки в соответствии с ее назначением гражданам и юридическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Распоряжение земельными участками особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

3.3. Охрана земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и включает:

а) соблюдение правового режима использования особо охраняемой территории местного значения города Улан-Удэ;

б) наблюдение за состоянием земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ;

в) контроль за использованием земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ, в том числе муниципальный земельный контроль;

г) поддержание земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ в состоянии, соответствующем их назначению;

д) осуществление природоохранных мероприятий;

е) санитарную охрану земель особо охраняемых территорий от загрязнения и захламления отходами производства и потребления.

3.4. Контроль за соблюдением порядка охраны и использования земель особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ осуществляет Администрация города Улан-Удэ.

4. Перевод земель из особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ в земли иной категории

4.1. В случаях, установленных федеральным законодательством, осуществляется перевод земель из особо охраняемых территорий местного значения города Улан-Удэ в земли иной категории в порядке, установленном

Одним из наиболее важных прав человека, которые устанавливаются статьей 42 Конституции РФ, является право на обеспечение благоприятной окружающей среды. Однако в процессе расширения сферы хозяйственной деятельности, а также в связи с постоянной активизацией промышленности, начинает оказываться все более негативное воздействие на целостность природных экологических систем, что приводит к ухудшению экологической обстановки в государстве, а также истощению природных ресурсов.

В последнее время в России достаточно сильно активизировалась приватизация земли, и все больше участков вовлекается в гражданский оборот. По этой причине частные инвесторы начали интересоваться возможностью приватизировать земли особо охраняемых территорий и объектов.

Стоит отметить, что далеко не всегда можно было купить такие земли, так как для этого имелись достаточно жесткие требования законодательства. В связи с этим на рынке на данный момент существует заблуждение, что земли особо охраняемых территорий и объектов, в принципе, невозможно приобрести частным собственникам, хотя это на самом деле не так.

Перечень участков, относящихся к ограниченному обороту

Особенности правовой возможности покупки таких участков связаны с тем, что на данный момент присутствуют определенные ограничения в их обороте. Из-за определенных тонкостей действующего законодательства, на данный момент нет возможности отказывать в предоставлении в собственность различным лицам участков, к которым относятся и земли особо охраняемых территорий и объектов, ведь они находятся в муниципальной или государственной собственности. При этом в соответствии с Земельным кодексом, участки, которые относятся к ограниченным в обороте, не могут быть предоставлены кому-либо в частную собственность, и исключения из данного правила относятся только к случаям, заранее определенным федеральным законодательством.

Достаточно исчерпывающий перечень участков, отнесенных к ограниченному обороту, устанавливается пунктами действующего Земельного кодекса. В соответствии с этими нормами, в качестве таковых подразумеваются участки, занятые всевозможными национальными парками или природными заповедниками, которые относятся к федеральной собственности, и их приобрести, в принципе, невозможно. Ограниченный оборот относится к участкам, находящимся в пределах ООПТ, но при этом не указаным в Земельном кодексе.

Земли особо охраняемых территорий и объектов причисляются к полностью самостоятельной категории, которая устанавливается действующей статьей ЗК РФ.

В соответствии со статьей 94 ЗК РФ, к ООПТ могут относиться земли, изъятые, в связи с вынесенными постановлениями уполномоченных федеральных органов, а также благодаря решению органов власти отдельных субъектов РФ. Также их могут выносить и органы самоуправления. В данный перечень входят те земли, которые были частично изъяты из хозяйственного оборота или для которых устанавливается особенный правовой режим.

Что это?

Земли особо охраняемых территорий и объектов - это курорты и площади следующего назначения:

  • лечебно-оздоровительного;
  • рекреационного;
  • природоохранного;
  • историко-культурного.

Также сюда входят любые особо ценные территории, которые указываются Земельным кодексом и различными федеральными законами.

Кадастровая значимость

Земли особо охраняемых территорий и объектов могут относиться к данной категории и виду, в соответствии с материалами которые хранятся в ФКБУ по конкретному субъекту. На правовой режим того или иного участка оказывает влияние категория конкретного вида земли, а также отдельный тип разрешенного использования, указанные в Государственном кадастре. Таким образом соответствующий вид допущенной эксплуатации участков сказывается на возможности его приватизации из собственности государства.

Правовой анализ действующего Земельного кодекса дает возможность говорить о том, что единственные из пяти существующих видов, к которым относятся земли особо охраняемых территорий и объектов, - это площади, ограниченные в обороте. И в частности, речь идет про ООПТ. Остальные виды не имеют каких-либо ограничений в этом, поэтому при желании их можно приватизировать в установленном порядке.

Рекреационные территории

Практический опыт большинства экспертов свидетельствует, что больший интерес у частных покупателей вызывают площади рекреационного назначения, к которым также относятся земли особо охраняемых территорий и объектов. Диссертация не обязательно должна содержать в себе эту информацию, но для большинства интересующихся она может быть довольно интересной.

По причине особенностей действующего законодательства, к данной категории относятся следующие участки:

  • предназначающиеся и использующиеся при организации туризма;
  • отдыха;
  • спортивной или физкультурно-оздоровительной деятельности граждан;
  • участки, на которых располагаются туристические парки;
  • станции;
  • дома охотников и рыболовов;
  • туристические оздоровительные лагеря;
  • базы;
  • спортивные объекты, а также множество других аналогичных территорий.

При этом стоит отметить, что нормы действующего законодательства не отмечают конкретных запретов на приватизацию таких площадей, хотя к ним также имеют отношение и земли особо охраняемых территорий и объектов. Диссертация многих студентов, исследующих данный вопрос, кстати, включает в себя и это уточнение, но оно будет интересно и для большинства потенциальных покупателей.

Помимо этого, стоит отметить, что многие студенты, анализируя правовые нормы о резервировании земель в качестве одного из этапов формирования особо защищенных природных территорий, обнаружили серьезные проблемы в законодательстве, что говорит о необходимости разработки нового проекта закона или какого-либо другого правового акта, регулирующего резервирование земель и других природных объектов на тех землях, которые планируются для создания особо защищенных природных территорий.

Что с ними можно сделать

Учитывая смысл указанных норм, можно сказать, что выбор между полным выкупом определенного участка или же получением права на его аренду основывается только на индивидуальном волеизъявлении конкретного собственника недвижимости.

Не имеют права создавать какие-то препятствия для заявителя в реализации прав, предоставленных ему действующим законодательством, если на них находятся какие-то постройки, находящиеся в собственности частного лица, включая земли особо охраняемых территорий и объектов. Правовой режим указывает на возможность приватизации площадей рекреационного назначения теми людьми, которые имеют на них какие-либо постройки.

Как присваивается статус

Нередко бывает так, что уполномоченными органами выносится необоснованный отказ заявителям в их законной возможности приватизации различных участков, расположенных на землях рекреационного назначения, считая, что к ним также относится правовой режим природных территорий, обеспечивающихся особой охраной. При этом нужно правильно понимать, что сами по себе такие территории отличаются от лечебных местностей и всевозможных курортов.

Но в соответствии с действующими положениями Земельного кодекса, территории курортов и лечебно-оздоровительных местностей относятся к особо охраняемым, так как предназначаются для отдыха и лечения различных категорий граждан. В частности, на таких площадях находятся участки, имеющие природные лечебные ресурсы, использующиеся на данный момент или в перспективе для лечения или профилактики различных заболеваний. Именно по этой причине они ограничиваются в обороте, а также отличаются более жестким правовым режимом регулирования по сравнению с рекреационными.

Существует определенный порядок того, как тот или иной участок могут занести в земли особо охраняемых территорий и объектов. Что можно строить на такой площади, непосредственно зависит от того, какой конкретно статус был ей присвоен. Но при этом у органа, занимающегося распоряжением публичных земель, нет права произвольного определения такого статуса, и проводится оно только путем принятия соответствующего нормативного акта со стороны органов государственной власти или местного самоуправления. Значит, если по отношению к определенной территории подобные акты приняты не были, ее можно будет отнести только к площади рекреационного назначения, и на нее не будут накладываться никакие ограничения в обороте.

Особо охраняемых территорий и объектов, в виде ООПТ, не может осуществляться с того момента, как обозначатся их границы и будет вынесено положение соответствующим органом, в зависимости от того, к какому конкретному виду они относятся. При этом стоит отметить, что если границы запрашиваемого вами участка не были утверждены в форме особо охраняемой территории, и при этом нет соответствующего акта, что он относится к особо охраняемой категории, то вам не могут отказать в праве приватизировать его, только потому что на нем находится определенная ООПТ. Такая правовая позиция полностью подтверждается действующей практикой ВАС РФ. В процессе судебных разбирательств определенный уполномоченный орган должен собрать доказательства, что конкретный земельный участок был в законодательно установленном порядке отнесен к упомянутой территориальной категории.

Помимо этого, если раньше, в соответствии с землеустроительной документацией и различными земельные участки могли относиться к другой категории земель, то какие-либо изменения их категории на особо охраняемые могут осуществляться только в случае, если это происходит в соответствии с положениями действующего законодательства.

Как обжаловать?

В том случае, если вы получили необоснованный отказ со стороны уполномоченного органа по поводу попытки приобрести земли особо охраняемых территорий/объектов, продажа их, конечно, не может осуществляться. Но при этом данное решение можно оспорить через судебный иск.

Стоит отметить, что в случае обращения в суд, крайне важно соблюдать все тонкости различных процедурных моментов, которые могут влиять на оспаривание вынесенного отказа или же бездействие уполномоченного органа в плане распоряжения публичными землями.

Что для этого нужно

Лицо, в собственность которого входят объекты, расположенные землях особо охраняемых территорий, должно предоставить заявление уполномоченному органу по распоряжению и при этом приложить к нему определенный перечень документов, установленных действующим законодательством. Лучше всего заранее ознакомиться с особенностями документации в вашем конкретном случае, так как при отсутствии даже какой-то одной конкретной бумаги, это может восприниматься как достаточное правовое основание для отказа в предоставлении данного участка по самому формальному признаку - некомплект бумаг.

В данном случае бессмысленно оспаривать вынесенный отказ, а лучше просто собрать недостающую документацию, и снова попробовать приватизировать земли особо охраняемых территорий. Объект РФ по-другому вам не будет предоставлен, так как суд рассмотрит данный спор предельно быстро, признав отказ органа вполне обоснованным и законным по формальным основаниям.

Если вы подали полный набор необходимых документов, то на протяжении месяца с момента поступления заявления уполномоченным органом принимается решение о том, чтобы предоставить в ваше пользование участок в аренду или на праве собственности, в зависимости от того, какой конкретно вид права вы решили указать в заявлении. По истечении месяца с момента принятия данного решения, соответствующий орган должен провести подготовку проекта договора приобретения или аренды определенного участка, после чего предоставляет его заявителю, вынося предложение о том, чтобы составить соответствующий договор, по которому им будет осуществляться использование земель особо охраняемых территорий/объектов.

Если же в указанный срок не было принято решение, или же был направлен отказ в предоставлении участка, то в таком случае у заявителя есть три месяца, чтобы обжаловать бездействие или неправомерные, на его взгляд, действия со стороны уполномоченного органа. Такие заявления должны подаваться в районный или арбитражный суд.

Срок обжалования

Отдельное внимание следует уделить тому, что гражданское и арбитражное процессуальное законодательство РФ предусматривает несколько ограниченный срок, в который можно обжаловать действия органов власти - это 90 дней после того, как определенная организация или гражданин получили известие, что были нарушены их права и свободы. В том случае, если не были соблюдены сроки подачи необходимых документов об обжаловании, суд имеет право полностью отказать в пересмотрении дела и даже не будет оценивать по существу основания вынесенного органом решения.

Учитывая сложившуюся судебную практику, если вас интересует особо охраняемых территорий/объектов, но уполномоченные органы вынесли отказ, при обращении в суд лучше всего сконцентрироваться на двух основных требованиях:

  • признать бездействие или отказ исполнительных органов незаконным;
  • обязать соответствующую структуру подготовить и направить в ваш адрес проект договора по купле/продаже определенного участка в установленный срок.

Итоги

Подводя итоги изложенной информации, стоит выделить несколько основных моментов для тех, кого интересуют земли особо охраняемых природных территорий/объектов:

  1. Из состава всех земель, ограничены в обороте и не могут приватизироваться только те участки, которые относятся к особо охраняемым. Остальные четыре вида, указанные в статье 94 ЗК РФ, включая также различные площади рекреационного назначения, не имеют никаких ограничений в обороте, и поэтому их можно приватизировать. Земли особо охраняемых территорий и объектов в собственность частных лиц не передаются.
  2. Существует специализированный порядок того, как присваивается статус ООПТ, в соответствии с действующим законодательством. Если указанный порядок был не соблюден, это свидетельствует о том, что ООПТ так и не была освоена. что конкретная ООПТ была зарегистрирована соответствующим образом, уже лежит на том органе, который занимается распоряжением публичными землями.
  3. Если вас интересует определенная - особо охраняемых территорий/объектов, но был вынесен отказ, и вы собираетесь его оспаривать, то в таком случае крайне важно полностью соблюдать различные процедурные моменты. В частности, вы должны предоставить в орган вместе с заявлением полный пакет документов, установленных соответствующим Приказом Минэкономразвития.
  4. Различные действия или бездействия, в плане предоставления в собственность определенного земельного участка, при необходимости можно обжаловать в суде на протяжении трех месяцев после того, как было зафиксировано нарушение прав. При обращении в судебные органы крайне важно правильно формулировать свои требования, чтобы будущее решение можно было исполнить, и при этом оно позволило вам быстро достигнуть необходимого экономического результата.

Учитывая все это, вы сможете правильно взаимодействовать с землями, потенциально находящимися или уже причисленными к особо охраняемым территориям и объектам.