Социальная гостиница для лиц без определённого места жительства и занятий юзао. Государственная поддержка лиц без определенного места жительства

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Медицинская помощь в экстренной форме и при состояниях, нуждающихся в проведении неотложных мероприятий, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оказывается бригадами ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы и в профильных подразделениях медицинских организаций, независимо от гражданства, регистрации по месту жительства (пребывания) в Москве и на территории Российской Федерации, наличия документов, удостоверяющих личность.

Противотуберкулезная специализированная медицинская помощь по экстренным и неотложным показаниям лицам без определенного места жительства (БОМЖ) оказывается в Клинике № 2 ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ».

При необходимости стационарного лечения больные туберкулезом лица БОМЖ госпитализируются с учетом профиля коек в противотуберкулезные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы.

Специализированная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения в стационарных условиях лицам без определенного места жительства, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют достоверные данные о месте их регистрации в городе Москве, оказывается за счет средств городского бюджета в психиатрическом стационаре, обслуживающем территорию, на которой выявлены показания для госпитализации (в том числе при переводе из многопрофильных стационаров города). При уточнении сведений о месте регистрации пациентов, поступивших на стационарное лечение, курс стационарного лечения завершается в медицинской организации, где он был начат, до выполнения всех требований в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» и ликвидации показаний к стационарному лечению.

Экстренная стационарная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения ВИЧ-инфицированным гражданам всех категорий, в том числе нуждающимся в проведении антирабической профилактики, осуществляется в ГБУЗ «ПКБ№ 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ».

Медицинская помощь по неотложным и экстренным показаниям ВИЧ-инфицированным оказывается в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы за счет средств городского бюджета независимо от гражданства и наличия у гражданина регистрации в городе Москве.

Для комиссионного рассмотрения возможности постановки на диспансерный учет в МГЦ СПИД и назначения, при необходимости, антиретровирусной терапии, ВИЧ-инфицированным пациентам следует представить в Департамент здравоохранения города Москвы копию паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, а также документа, подтверждающего наличие регистрации в Москве.

Представление документов, подтверждающих место жительства в Москве, необходимо для включения граждан в региональный (московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а именно - получения бесплатных лекарственных препаратов.

Согласно ст. 3 Устава города Москвы жителями города Москвы признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москвы. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

В настоящее время накоплен достаточно большой опыт оказания практической помощи людям без определенного места жительства. Однако многие нерешенные проблемы способствуют воспроизводству бездомности как социальной патологии в современной российской действительности.

К бездомным требуется особый подход. Не каждый специалист может работать с данной категорией людей. От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их. Надо дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая им элементарные услуги.

Для лиц с большим стажем бездомности требуется длительная, кропотливая работа, направленная на их социальную и психологическую реабилитацию. Получив жилье, люди, как правило, воспроизводят привычный образ жизни бездомных, зарабатывая на жизнь сбором бутылок или старых вещей. Поддерживая контакты с уличной средой, человек рискует в любой момент снова оказаться на улице.

Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России уже сейчас, сегодня оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п. Принято и постепенно реализуется постановление Правительства РФ «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации (октябрь 1993 г.) «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации. Действуют специальные «телефоны доверия». Создаются и функционируют специальные социальные учреждения.

В данное время выделяют две основные системы помощи лицам без определенного места жительства.

    государственная система помощи

    негосударственная система помощи

Государственная система помощи

Важнейшей системой помощи лицам без определенного места жительства является практическая социальная работа с бездомными. Она должна быть ориентирована на профилактику трудных жизненных ситуаций, на реабилитацию и адаптацию этих групп к условиям жизнедеятельности. Социальная работа с данной категорией предполагает широкий комплекс технологий, который включает:

– социальную диагностику–комплексный процесс исследования бездомности как социальной патологии с целью изучения причин, характеризующих это явление применительно к конкретной территории или личности;

– психолого-социальное консультирование–оказание социальной помощи путем целенаправленного, информационного воздействия на бездомного по поводу преодоления его жизненных проблем;

– социальную терапию–целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений, препятствующих адаптации бездомных);

– социальную реабилитацию–процесс, направленный на восстановление способностей бездомного человека к жизнедеятельности в социальной среде, предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях в глазах общества;

– социальное обеспечение–система оказания социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи;

– социальный контроль–механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами;

– социальную профилактику–совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления;

Одним из самых ключевых направлений в социальной работе с бездомными является реабилитационная деятельность, которая, в первую очередь, направлена на восстановление правового и социального положения бездомных. Процесс социальной реабилитации бывших бездомных предполагает восстановление социальных связей, получение профессиональных квалификаций для интеграции в рынок труда .

Социальная реабилитация как комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий должна быть направлена на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих.

Система реабилитации должна включать в себя и ряд профилактических мероприятий, которые направлены на снятие причин факторов, которые могут вызывать те или иные социальные риски или социальные патологии. Например, целесообразно проводить общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бедности и бездомности, распространять информацию о бездомных для организации помощи им на основе гражданских инициатив.

Необходимо учитывать, что бездомные представляют собой неоднородную группу, что предполагает различные подходы к их социально-трудовой адаптации. Это вопросы не только трудоустройства, содействия в получении жилья, направлений в стационары для лечения, но и различные формы социально-психологической помощи с учетом возраста и пола лиц без определенного места жительства. Психологическая поддержка может осуществляться в рамках индивидуальных консультаций и бесед для преодоления состояний депрессии, пассивности, отчужденности и неверия в возможность изменить свою судьбу. Информационные консультации должны быть направлены на предоставление нуждающимся сведений о наличии вакантных мест и возможностей трудоустройства в различных регионах России.

Также для оказания помощи бездомным, государство создает центры временного размещения бездомных – учреждения для размещения бездомных на период ресоциализации.

Основные типы центров временного размещения:

– дом ночного пребывания (ночлежка);

– социальная гостиница;

– центр социальной адаптации;

– центр медико-социального ухода;

Дом ночного пребывания (ночлежка) – социальное учреждение, предназначенное для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий. Дома ночного пребывания создаются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Понятие введено в законодательство РФ в 1993 году .

В задачи дома ночного пребывания входят:

– обеспечение временного проживания бездомных граждан, создание условий для самостоятельного преодоления ими критической жизненной ситуации;

– организация социального ухода и наблюдения за бездомными престарелыми гражданами и инвалидами, оказание первой медицинской помощи, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий;

– содействие в защите прав и законных интересов бездомных граждан, предусмотренных действующим законодательством.

Приют - благотворительное учреждение для одиноких стариков, сирот, бездомных.

В задачи социального приюта входят:

– предоставление одноразового питания и ночлега лицам, утративших прописку и жилье;

– оказание первой доврачебной помощи.

Социальная гостиница предназначена для предоставления временных жилищно-бытовых условий нормальной жизнедеятельности различным категориям граждан, в том числе семьям с детьми, пережившим физическое и морально-психологическое насилие, находящимся в критической жизненной ситуации, пострадавшим от стихийных бедствий и т.п. . Центр социальной адаптации - учреждение социального обслуживания, предназначенное для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам без определенного места жительства и занятий и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Оказывает содействие в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий к условиям жизни в обществе

Центр медико-социального ухода - специализированный центр, предназначенный для временного размещения бездомных, которые страдают заболеваниями, не требующими стационарного лечения (находящимися на стадии, не требующей стационарного лечения), но не позволяющими по соображениям эпидемической безопасности и (или) этическим соображениям размещать их вместе с бездомными, не страдающими этими заболеваниями. Центры медико-социального ухода могут создаваться в виде ночлежек, приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации или иметь функциональные отделения, соответствующие указанным видам по своему назначению. В центрах медико-социального ухода, кроме того, должны быть предусмотрены условия для оказания необходимой медицинской помощи.

Можно сказать, что существующая государственная система профилактики бездомности и социальной помощи бездомным не соответствует масштабам и природе проблемы и, судя по темпу и характеристикам развития этой системы, не предполагает заметной эффективности.

Показателем эффективности системы социальной адаптации бездомных является возможность реализации бездомными своих политических, экономических (в том числе трудовых), культурных, социальных, семейных и иных прав и свобод.

Низкая эффективность государственных и муниципальных систем социальной помощи бездомным объясняется, тем, что данные системы помощи не учитывают особенности бездомных (демографических, психологических и т.п.). Например, несмотря на государственные гарантии поддержки семьи, в России нет учреждений для бездомных, где семья, потерявшая жилье, могла бы проживать совместно. Бездомная семья, не имеющая возможности неофициально снимать жилье либо жить (ночевать) у родственников или знакомых, вынуждена будет разойтись по разным учреждениям. Взрослые, возможно, смогут устроиться в приюты или ночлежки, ребенок, скорее всего, попадет в детское учреждение интернатного типа.

Негосударственная система помощи

Фундаментальным условием оптимальной реализации созидательного потенциала негосударственных организаций (далее по тексту НГО) по профилактике бездомности является сотрудничество общественных объединений с органами управления, всесторонняя поддержка ими инициатив гражданского общества. Изучение реального положения дел в организации такого сотрудничества выявило, что наряду с положительными результатами имеется большое число нерешенных проблем.

Самым существенным в позитивной практике сотрудничества негосударственных организаций и государственных структур следует считать опыт финансового обеспечения инициатив общественных объединений, в том числе программ и проектов профилактики детской безнадзорности. Именно компонент финансовой поддержки закономерно выдвигается как приоритетный во всей системе сотрудничества. Общественные объединения в целом располагают достаточным креативно-деятельностным, институциональным, кадровым и интеллектуальным потенциалом, необходимым для достижения эффективных результатов, но в рамках современного российского законодательства неразрешимой (без наличия доброй воли со стороны властных структур) является проблема финансирования социально ценных инициатив.

Ощутимые практические результаты активности третьего сектора, как правило, можно видеть только там, где органы власти находят возможность его адекватной финансовой поддержки. В ином случае негосударственные организации вынуждены ограничивать воплощение своих замыслов размерами самостоятельно заработанных средств, спонсорской помощью, фантами зарубежных благотворительных организаций.

Безусловно, в ситуации жесткой нехватки бюджетного финансирования находится вся социальная сфера страны. Но если государство, включая местное самоуправление, признает формирование гражданского общества приоритетом дальнейшего развития страны, оно будет изыскивать и найдет резервы финансового обеспечения наиболее значимых инициатив негосударственных организаций.

Сегодня можно констатировать, что органы власти ряда регионов России с пониманием относятся к этой проблеме. Так, в Москве взаимодействие государственных организаций и общественных объединений, включая и решение проблем бездомности, осуществляется разными путями, и не в последнюю очередь через поддержку инициатив НГО городскими грантами. Эти гранты выдаются на конкурсной основе, методом привлечения общественных объединений к реализации городских программ с выделением соответствующих финансовых средств, а также путем проведения конкурса социально значимых программ организаций третьего сектора. Победители конкурса получают стартовый капитал и, привлекая другие источники, успешно реализуют свои проекты и программы.

В ряде случаев госструктуры управления игнорируют или даже тормозят инициативы НГО, направленные на решение проблем бездомности, и с недоверием относятся к подобным начинаниям .

Таким образом, негосударственная система помощи бездомным также явно неспособна оказать существенное влияние на состояние проблемы и положение бездомных. НГО, оказывающие помощь бездомным, немногочисленны, что связано, прежде всего, со стигматизацией образа бездомного и, как следствие, немногочисленностью тех людей, которые могут и хотят помочь бездомным. Помогающие этой категории НГО очень ограничены в средствах, так как трудно найти спонсора для их проектов. Кроме того, у организаций, помогающих бездомным, как правило, существуют проблемы с получением помещений в тех районах, где концентрируются бездомные и где работа с ними давала бы максимальный результат.

Если целью деятельности государственных и негосударственных социальных служб является ресоциализации максимально возможного числа бездомных, то задачей этих служб будет не просто предоставление некоего набора услуг (ночлег, питание, одежда, консультации и др.), но и содействие тем бездомным, кто под влиянием целого ряда факторов неосознанно выбрал стратегию выживания, в смене ее на стратегию ресоциализации.

Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий

Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х гг. XX в. охватило жилищную сферу и привело как к формированию многомиллионного слоя собственников жилых помещений, сформировавшегося в результате приватизации жилья и возможности совершения сделок, связанных с отчуждением квартир и жилых домов, так и появлению многочисленного слоя лиц, утративших собственное жилище и вынужденных скитаться, не имея собственной крыши над головой.

Актуальным является вопрос: какие минимальные гарантии на крышу над головой имеет в указанных случаях лицо, оказавшееся в статусе «бомж»?

Первым нормативным актом, принятым в постсоветское время и посвященным указанной проблеме, стало Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 г. № 1003 «О домах ночного пребывания». Данный документ (п. 1) установил, что дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий создаются по решению органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Расходы по содержанию указанных домов были возложены на бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (п. 2 Постановления).

Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предписано обеспечить выделение соответствующих помещений для создания домов ночного пребывания, оказывать содействие в трудоустройстве и создании необходимых условий для проживания лиц без определенного места жительства и занятий (п. 3 Постановления).

Во исполнение данного Постановления Министерством социальной защиты населения РФ был принят приказ от 25.01.1994 г. № 10 «О домах ночного пребывания», которым было утверждено «Временное положение о доме ночного пребывания». По сути, в нем был закреплен минимальный объем социальных услуг, предоставляемый лицам без определенного места жительства и рода занятий.

Пункт 2.1 Временного положения определил основную задачу домов ночного пребывания как предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и рода занятий, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов.

В соответствии с п. 2.2 Временного положения лицам без определенного места жительства и рода занятий гарантируется: предоставление бесплатно в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определение в стационарные учреждения социального обслуживания; первая доврачебная помощь и санитарная обработка нуждающихся.

Пункт 2.3 Временного положения определил, что койко-место для ночлега в доме ночного пребывания предоставляется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, а сверх того лишь за плату, устанавливаемую соответствующим органом исполнительной власти. При наличии свободных коек спальное место для ночлега может предоставляться за плату и другим категориям граждан.

Таким образом, нахождение в доме ночного пребывания носит не стационарный, а временный характер и не может в глобальном плане решить проблемы бездомных граждан.

Следует отметить, что не все лица, относящиеся к категории «бомж», могут быть приняты в дома ночного пребывания. В частности, в соответствии с п. 3.2 Временного положения противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания является наличие следующих заболеваний и расстройств:

  • туберкулеза в активной стадии;
  • заразных заболеваний кожи и волос;
  • острых инфекционных и венерических заболеваний;
  • психических заболеваний, сопровождающихся на момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
  • острого алкогольного опьянения и признаков приема наркотических средств.
Таким образом, Временное положение о домах ночного пребывания устанавливает не только временны е параметры нахождения в указанных помещениях, но и условия для приема в них по медицинским критериям.

Следовательно, исходя из буквального толкования положений рассматриваемого нормативно-правового акта далеко не каждый гражданин, являющийся лицом без определенного места жительства, может рассчитывать на размещение в домах ночного пребывания.

Дома ночного пребывания стали первым видом законодательно закрепленной формы организации социальной помощи лицам без определенного мест жительства и рода занятий. Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и рода занятий» значительно расширил перечень наименований инстанций, предоставляющих социальную защиту лицам без определенного места жительства и рода занятий.

Наряду с вышеупомянутыми домами ночного пребывания в него были включены также «социальные приюты», «социальные гостиницы», «центры социальной адаптации» и т. д.

В перечне задач данных учреждений фигурируют следующие (п. 2 Постановления):

  • предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
  • оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.
Следует отметить, что рассматриваемое Постановление не фиксирует четких сроков нахождения в учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий, а содержит отсылочную норму (п. 9), в соответствии с которой срок пребывания в них устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Процедура принятия лиц соответствующих категорий в соответствующие учреждения осуществляется на основании п. 20 рассматриваемого Постановления в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Последнее в свою очередь издало приказ от 10.09.1996 г. № 224 «Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».

Следует отметить, что рассматриваемый приказ дифференцировал основания и условия приема в учреждения для лиц без определенного места жительства и рода занятий. Так, в соответствии с п. 2 приказа основанием и условием приема лиц в дом ночного пребывания является личное заявление обратившегося лица, а в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации - личное заявление и направление, выданное вышестоящей организацией по подчиненности, а также наличие у принимаемого паспорта (в отдельных случаях справки по форме № 9, выданной органом внутренних дел) и справки об освобождении из места лишения свободы (для лиц, освободившихся из мест лишения свободы). Кроме того, лица, поступающие в центр социальной адаптации, кроме документов, указанных в подпункте "б", должны иметь медицинскую карту установленного для учреждений социального обслуживания образца, заверенную лечебным учреждением или исправительно-трудовым учреждением органа внутренних дел.

Общим основанием приема соответствующих лиц в указанные учреждения является наличие в учреждении свободных мест и отсутствие у принимаемого противопоказаний, которые сформулированы в п. 6 приказа (они по сути идентичны противопоказаниям, зафиксированным во временном положении).

Лица, у которых при поступлении в учреждение обнаружены вышеуказанные противопоказания, а также повышенная температура тела, сыпь неясной этиологии, подлежат немедленному направлению в учреждения органов здравоохранения или внутренних дел.

В учреждение не принимаются лица, у которых обнаружено холодное или огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, наркотики.

Положения п. 3 приказа разграничили процедурные особенности приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр; прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации - администрацией учреждения.

Различие в правовом статусе учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий подчеркивается в норме, сформулированной в п. 4 приказа, в соответствии с которым на каждого поступающего в центр социальной адаптации заводится личное дело, в котором хранятся: направление вышестоящей организации по подчиненности, личное заявление, пенсионное удостоверение, справка МСЭК, медицинская карта и другие документы.

На лиц, поступающих в дом ночного пребывания, социальный приют и социальную гостиницу, личные дела не заводятся.

Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что некоторые положения рассматриваемого нормативного акта отличаются неясностью и противоречивостью формулировок отдельных норм. Так, прием лица в дом ночного пребывания осуществляется с обязательным участием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Возникает вопрос: является ли медицинский осмотр обязательным для лиц без определенного места жительства, поступающих в дома ночного пребывания? Если существует необходимость оказания медицинской помощи данному лицу, но последний возражает против ее оказания, может ли данное лицо рассчитывать на помещение в дом ночного пребывания? С другой стороны, прием лица без определенного места жительства в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации осуществляется администрацией учреждения при наличии разрешения вышестоящей инстанции и соответствующей медицинской карты. Резонным является вопрос: может ли лицо без определенного места жительства с оформленной надлежащим образом медицинской картой рассчитывать на прием в соответствующие учреждения без прохождения медицинского осмотра?

Главной проблемой проанализированных нормативных актов является отсутствие норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, проходить в обязательном порядке медицинский осмотр. Необходимость последнего обусловливается наличием норм (п. 6 приказа), в которых зафиксирован перечень медицинских противопоказаний, исключающих нахождение в учреждениях, предназначенных для лиц без определенного места жительства и рода занятий.

Следует отметить, что законодательство субъектов РФ высказывается более категорично по отношению к лицам без определенного места жительства и рода занятий в части вопросов, касающихся обязательного прохождения медицинского осмотра как условия приема в соответствующие учреждения. В свою очередь это обусловливает проблемы в правоприменительной практике.

Показательным в этом отношении является определение Московского городского суда от 14.02.2012 г. по делу № 33-1752, в соответствии с которым было оставлено без изменения решение суда нижестоящей инстанции, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Из обстоятельств дела усматривалось, что истец обратился в суд с иском к центру социальной адаптации (далее - ЦСА) «Ясенево» ДСЗН г. Москвы об оспаривании действий ЦСА в части обязания принять его для временного пребывания в ЦСА, мотивируя тем, что 14.07.2011 г. он обратился к администрации ЦСА «Ясенево» для оформления на ночлег и временное пребывание, оказания других медико-социальных услуг, т. к. находился в тяжелой жизненной ситуации. Однако истец получил на свою просьбу отказ, в связи с чем просит, с учетом уточнений исковых требований, признать требование администрации ЦСА «Ясенево» о предоставлении справки о прохождении противопедикулезной обработки и результатов флюорографического исследования незаконным; обязать администрацию ЦСА принять его на временное пребывание.

Истец 14.07.2011 г. обратился в ЦСА «Ясенево» с заявлением о предоставлении возможности временного пребывания в учреждении. Указанное заявление завизировано руководителем Центра с указанием «заселить в установленном порядке».

Работники ЦСА предложили истцу предоставить справку о прохождении противопедикулезной обработки и результаты флюорографического исследования.

Согласно представленным актам указанное предложение истцом не исполнено. Судом первой инстанции было отмечено, что ЦСА функционирует на основании положения «О Центре социальной адаптации «Ясенево» ДСЗН г. Москвы (государственное учреждение)», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 08.12.2009 г. № 1461.

В соответствии с п. 3.1 указанного положения, в Центр принимаются бездомные граждане (мужчины старше 18 лет), в том числе не имеющие документов, удостоверяющих личность, по различным причинам утратившие свою жилплощадь и оказавшиеся в критической жизненной ситуации, нуждающиеся в посторонней медико-социальной, социально-бытовой помощи и не имеющие противопоказаний к приему.

В соответствии с п. 3.2 указанного положения противопоказаниями к приему в Центр являются:

  • туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих;
  • сильное алкогольное опьянение или признаки приема наркотических веществ;
  • неадекватное поведение, выражающееся в угрозах и оскорблениях сотрудников Центра.
19.01.2006 г. Департаментом социальной защиты населения (далее - ДСЗН) г. Москвы издан приказ № 5 «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)».

В соответствии с п. 1.5 указанного Единого порядка после приема заявления поступающего гражданина осматривает дежурный фельдшер (врач), который определяет отсутствие медицинских противопоказаний для приема и делает вывод о необходимости направления данного лица на санитарную обработку, размещении его на ночь в изоляторе или общем спальном помещении, о чем делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров и контроля за состоянием пребывающих граждан. Гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером (врачом), в учреждение не допускается.

В соответствии с п. 1.6 Единого порядка медицинскими противопоказаниями к приему в учреждение социальной помощи являются: туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих.

Кассационная инстанция отметила, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что истцу не было отказано в приеме в учреждение для временного пребывания, напротив, резолюцией директора ЦСА его решено заселить в установленном порядке. Недопущение в учреждение связано с отказом истца от осмотра врача, что подтверждается объяснительной запиской фельдшера. В силу п. 1.5 «Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи» гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером, в учреждение не допускается. При этом истец не лишен права пребывания в учреждении при соблюдении им указанных положений, которые обязательны для всех граждан, поступающих в учреждение либо проживающих в нем (а именно при предоставлении запрашиваемых медицинских документов, прохождении соответствующих обработок на усмотрение врача (фельдшера), при наличии показаний).

В кассационной жалобе истец ссылается на то, что решение подлежит отмене, т. к. суд не применил положения п. 2, 8, 10 и 20 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».

Однако данный довод не может служить основанием для отмены судебного решения, т. к. п. 2 и 8 содержат лишь перечень целей и задач учреждений социальной помощи.

В п. 10 указано, что для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в учреждении организуются медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медицинской сестрой), и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды.

Как видно из материалов дела, фельдшер в ЦСА «Ясенево» имеется. При этом ЦСА не имеет пункта проведения санобработки, что не противоречит п. 1.8 приказа ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г. «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)», в соответствии с которым при необходимости по заключению дежурного фельдшера (врача) при наличии в учреждении санитарного пропускника поступающий гражданин проходит санитарную обработку, а при его отсутствии направляется на санитарную обработку в городской санпропускник.

Истцу в связи с изложенным было предложено пройти санобработку на одном из пропускников, от чего он отказался.

При этом кассационная инстанция указала, что данный приказ ДСЗН г. Москвы был издан в соответствии с п. 20 Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, в соответствии с которым прием лиц в учреждение осуществляется в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

Не оспаривая целесообразности единого порядка приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения установленного законодательством субъекта, следует отметить, что приказ ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г. «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)» - это подзаконный нормативный акт, изданный органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако порядок приема лиц без определенного места жительства и рода занятий определен подзаконным нормативным актом - приказом от 10.09.1996 г. № 224 «Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», изданным федеральным органом исполнительной власти - Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Таким образом, вышеизложенный довод Московского городского суда о правомерности применения норм данного акта не выглядит бесспорным.

Выводы:

  1. На сегодняшний день в России сложилось несколько типов учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Первой формой подобного рода учреждений в современной России стали дома ночного пребывания.
  2. Пребывание лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях носит срочный характер. Первоначально он устанавливался федеральным нормативным подзаконным актом и составлял не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году безвозмездно, а сверх указанного срока - за определенную плату. В дальнейшем определение срока пребывания лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях было возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ. Действующее законодательство как на федеральном, так и на уровне субъекта РФ устанавливает перечень противопоказаний, исключающих нахождение в указанных учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий. К их числу относятся: туберкулез в активной стадии; заразные заболеваний кожи и волос; острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих, выявленные медицинским работником учреждения при осмотре; психические расстройства; алкогольное опьянение и наркотическое одурманивание.
  3. Действующее федеральное законодательство предусматривает ряд отличий в правовом статусе данных учреждений. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации производится администрацией учреждения при наличии надлежащим образом оформленной медицинской карты. Недостатком федерального законодательства, определяющего правовой статус учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий, является наличие правовых пробелов, выражающихся в отсутствии императивных норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, в обязательном порядке проходить медицинский осмотр.
  4. Принципиально по другому пути идет законодательство субъектов РФ (например, Москвы), которое унифицировало правовые отличие между различными типами учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий и установило единый порядок приема в них соответствующих граждан. В подзаконных нормативных актах, принимаемых на уровне субъектов РФ, в числе условий приема в соответствующие учреждения прописан медицинский осмотр. Это обусловило сложности в правоприменительной практике, т. к. нижестоящий нормативно-правовой акт, изданный федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ, не может ликвидировать правовой пробел, содержащейся в нормативно-правовых актах, издаваемых на федеральном уровне.

Социальную работу по обслуживанию населения, оказание социальной помощи и услуг с целью преодоления или смягчения сложной жизненной ситуации ведут социальные службы государственных специализированных учреждений и негосударственных структур.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, министерств и ведомств РФ, к компетенции которых относится функция предоставления социальной помощи населению. К негосударственным относятся предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями, частными лицами. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно постановлениям Правительства РФ и приказам Министерства социальной защиты населения в стране открыты специализированные учреждения для лиц БОМЖ, утверждены Примерные положения об учреждении социальной помощи для данной категории населения, о межведомственных комиссиях по проблемам профилактики бродяжничества, порядок приема лиц БОМЖ в учреждение, правила регистрации и снятие граждан РФ с учета по месту пребывания.

Услуги реабилитационной направленности оказывают в настоящее время 117 домов ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы социальной поддержки и помощи дезадаптированным группам населения .

В г. Новосибирске функционирует областной центр срочной социальной помощи, основной задачей которого является оказание экстренной помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, оставшиеся без постоянного места жительства, прописки, работы и средств к существованию. Среди его клиентов лица БОМЖ составляют 36,8%; лица, освободившиеся из мест лишения свободы - 9,0% и вынужденные переселенцы - 5,3%. Социальную помощь лицам БОМЖ оказывает Новосибирский дом ночного пребывания. В настоящее время на базе этих учреждений создан комплексный центр социального обслуживания для лиц БОМЖ .

В Астраханской области действует социальный центр кризисной реабилитации, в структуру которого входят: дом ночного пребывания, дом кризисной реабилитации и социальная благотворительная столовая.

В Нижнем Новгороде с 1995 года работает Центр социально-трудовой реабилитации граждан, в структуре которого отделение ночного пребывания на 90 мест, социальная гостиница на 12 мест.

В Екатеринбурге с 1995 года предоставляет услуги дом ночного пребывания на 50 мест лицам БОМЖ, здесь можно жить и питаться бесплатно 3 раза в год по 10 дней.

Заслуживает внимания опыт Камчатской области по предоставлению комплекса услуг бездомным в социальном приюте (на 60 мест), который включает в себя социальную гостиницу на 30 мест - для временного проживания иногородних престарелых и инвалидов, социальный приют на 18 мест - для временного проживания лиц БОМЖ, отделение ночного пребывания на 12 мест - для ночлега «бомжей».

В Самарской области лица БОМЖ получают медицинские, жилищные, социально-бытовые, социально-психологические и правовые услуги в отделении ночного пребывания на 70 мест в структуре социального приюта г. Самары, а также в структуре социальной гостиницы г. Тольятти.

В Краснодарском крае действует Центр социальной адаптации на 100 мест (г. Краснодар) и 3 дома ночного пребывания: в г. Туапсе (на 15 мест), в г. Кропоткине (на 30 мест) и Курганинском районе (на 15 мест). В г. Лабинске функционирует социальная гостиница для лиц от 16 до 30 лет на 27 мест .

В Республике Марий Эл лица БОМЖ могут получить широкий спектр услуг по решению своих проблем в «Доме ночного пребывания»: бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-место с постельными принадлежностями; одноразовое бесплатное питание; консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающиеся - первую доврачебную помощь и санобработку .

В Ставропольском и Хабаровском краях имеется практика использовать социальные номера на базе временного проживания бездомных.

В г. Калининграде в центре социально-трудовой реабилитации предоставляется социальная поддержка лицам БОМЖ. В структуре центра есть дом ночного пребывания, социальная гостиница, социальная столовая, отдел содействия в трудоустройстве. Важнейшим направлением в работе специалистов центра является организация их трудовой деятельности .

В центре реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий Владимирской области клиентам предоставляются следующие услуги: социально-бытовые, правовые, психологические, по восстановлению документов, временной регистрации, жилищные услуги, оформление инвалидности и пенсии, санитарно-гигиенические, содействие в поиске работы и родственников, получения профессии через службу занятости .

В Мурманской области сложилась система работы по профилактике бездомности и оказанию социальной поддержки лицам БОМЖ. Права лиц БОМЖ регламентируются правовыми актами, в частности, законом Мурманской области от 23.12.2004 № 550-91 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», закон от 29.12.2004 № 572001 - ЗМО «О социальном обслуживании населения в Мурманской области». Этот правовой акт характеризует лиц без определенного места жительства как лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и относит их к клиентам социальной службы, им гарантировано предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания .

На федеральном уровне в Российской Федерации права лиц без определенного места жительства защищаются федеральными законами: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (8), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» , «О государственной социальной помощи» .

Чтобы представить полную картину социальной помощи лицам БОМЖ в РФ, то необходимо отразить деятельность общественных институтов.

В России традиционно, исторически, приоритет работы с этой категорией лиц был у общественных организаций, попечительских советов и Русской Православной Церкви. В наше время социальная помощь бездомным со стороны гражданских структур заметно активизировались.

Русская Православная Церковь обычно занимается организацией бесплатных обедов при крупных приходах и предоставлением сезонной работы в монастырях. Также при некоторых храмах нуждающимся может быть предоставлено кратковременное пристанище (ночлег). Но, к сожалению, подобные меры не имеют системности и зависят от инициативы епархий на местах и личного подвижничества священников.

Наибольшую активность в предоставлении социальной помощи лицам БОМЖ проявляют филиалы иностранных благотворительных организаций. Они имеют серьезные материальные ресурсы. Благотворительные гуманитарные организации могут получать средства от международных правительств и международных структур, таких как Европейский Союз, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

Одной из международных независимых общественных гуманитарных организаций является «Medecins sans frontienes» («Врачи без границ»). Ее целью является оказание бесплатной помощи населению во время кризисных ситуаций. Организация основана в 1971 году и опирается в своей деятельности на специалистов - добровольцев. Ее представители работают в 72 странах мира.

На территории России «Врачи без границ» оказывают помощь осужденным, больным туберкулезом в виде консультаций, материальной помощи и медикаментами . Для помощи бездомным с 1992 года организация открыла передвижные амбулатории на Казанском и Павелецком вокзалах г. Москвы. За время работы «Врачами без границ» дано около 100 тысяч бесплатных консультаций медицинского и социального характера. Сделано 2,5 тысячи вакцинаций против столбняка и дифтерии. В среднем за помощью к «Врачам без границ» обращаются от 2500 до 3000 человек в месяц. При необходимости осуществляется направление на госпитализацию. Социальные консультации проводятся с целью решения первостепенных проблем бездомных и определения направления дельнейших действий. «Врачи без границ» оказывают помощь другим государствам и неправительственным организациям в России, ведущим работу с лицами БОМЖ. Между ними сложились деловые отношения и ведется активное сотрудничество . Помощь лицам БОМЖ оказывают гуманитарные организации, такие как «Армия спасении», Красный крест», Новый Дом», «Твое право», ЦГП «Лепта», «Благовест», «Каритас», «Милосердие» в виде организации питания в местах их скопления и выдачи подержанных вещей (second hand); различные религиозные миссии: «Освобождение в Иисусе», «Братство и милосердие», «Сознание Кришны», мусульманские общества, некоторые национальные диаспоры (армянская, еврейская).

К сожалению, деятельность общественных организаций сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, а в остальных регионах страны развиты слабо, так как имеют небольшие финансовые и организационные возможности . Частные благотворители в современной России большая редкость. Помощь коммерческих структур незначительна.

Таким образом, самое главное в работе государственных, муниципальных и общественных организаций, учреждений для лиц БОМЖ то, что они, предоставляя ночлег, питание и одежду, помогают бездомным лицам в оформлении необходимых документов (регистрация, назначение и получение пенсии, установление групп инвалидности, направлении в дома-интернаты и т.д.), содействие в трудоустройстве. Следовательно, разработка государственного законодательства, регламентирующего область трудовой адаптации лиц «бомж» представляется достаточно значимой задачей.