О гражданской обороне в российской федерации. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций I
Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны осуществляется:
в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Эффективность ведения гражданской обороны на всех уровнях определяется качеством и детализацией проработки планирующих документов.
Так, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012, № 23622).
Наибольший практический интерес для широкого круга специалистов в области защиты населения представляет порядок разработки планов гражданской обороны категорированных организаций. Необходимо заметить, что при разработке планов гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по ГО, не следует ограничиваться теми подразделами, которые представлены ниже. В случае, если существует потребность раскрыть какой-либо специфичный для конкретной организации вопрос отдельно, указанную структуру необходимо дополнить соответствующим подразделом или приложением.
Этапы разработки, порядок согласования, уточнения (корректировки) плана гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне
Разработка планов гражданской обороны организаций выполняется в два этапа и включает в себя:
На первом этапе - оценку возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника;
На втором этапе:
определение организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность, а также получение организациями мобилизационных заданий для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны.
Планы гражданской обороны организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
В планы гражданской обороны организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время , расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом гражданской обороны (представлен в приложении к приказу МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП). Данные требования относятся также и к организациям, не отнесенным к категориям по гражданской обороне и продолжающим работу в военное время.
Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны организации определяется разработчиком плана, но должно быть не менее количества пунктов управления организации.
Планы гражданской обороны согласовываются:
организации, отнесенной к категории особой важности или первой категории по гражданской обороне - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время - с соответствующим органом местного самоуправления.
План гражданской обороны организации подписывается работником организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждается руководителем.
План гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.
Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры организации по решению соответствующего руководителя организации или по решению МЧС России.
Структура и содержание плана гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне
План гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, состоит из трех разделов и приложений.
В первом разделе «Краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника» приводится краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и указывается:
место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;
характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;
перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской, и на ближайшей периферии от нее;
перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние факторов ЧС на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;
численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне (состав, готовность и предназначение).
Подраздел «Краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, после нападения противника» должен включать следующие сведения:
о степени возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств ГО;
о возможной инженерной, радиационной, химической, пожарной, медицинской и биологической обстановке;
расчет потерь от вторичных поражающих факторов;
ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.
Заканчивается раздел выводами из оценки возможной обстановки.
Второй раздел «Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны» включает следующие подразделы:
порядок приведения в готовность гражданской обороны - в котором указаны порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента РФ и Правительства РФ, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 3 июня 2011 г. № 437-13 «Вопросы гражданской обороны в Российской Федерации»;
организация защиты персонала и членов семей - в котором раскрываются вопросыорганизации укрытия в защитных сооружениях, защиты работников и членов их семей, медицинской защиты, управления, связи и оповещения, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов, проведения АСДНР и обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
В третьем разделе «Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника» должны быть раскрыты вопросы организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
К плану гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, разрабатываются следующие приложения:
Приложение 1 «Основные показатели состояния гражданской обороны организации по состоянию на 1 января текущего года», по форме в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Основные показатели состояния гражданской обороны организации по состоянию на 1 января текущего года
№п/п | Наименование основных показателей | Единица измерения | Значения показателей |
I. Укрытие рабочих и служащих организации |
|||
1. | Численность работников, подлежащих укрытию | чел. | |
1.1. | Укрывается всего, в том числе: | чел. | |
в подвальных и других заглубленных помещениях | чел. | ||
II. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты |
|||
1. | Обеспеченность противогазами всех видов персонала, из них: | чел., % | |
взрослого населения | чел., % | ||
детей (от 1,5 до 17 лет) | чел., % | ||
детей камерами защитными детскими | чел., % | ||
2. | Организовано хранение противогазов: на рабочих местах | шт., % | |
на складе | шт., % | ||
III. Эвакуационные мероприятия |
|||
1. | Численность персонала и членов семей, подлежащих эвакуации, всего, в том числе: | чел. | |
из зоны возможных сильных разрушений | чел. | ||
из зоны возможного химического заражения | чел. | ||
из зоны возможного радиоактивного заражения | чел. | ||
2. | По способу эвакуации | ||
2.1. | пешим порядком | чел., % | |
2.2. | железнодорожным транспортом | чел., % | |
2.3. | автомобильным транспортом | чел., % | |
2.4. | водным транспортом | чел., % | |
2.5. | воздушным транспортом | чел., % | |
3. | Планируемый общий срок проведения частичной эвакуации | сут. | |
4. | Планируется эвакуировать населения (по частичной эвакуации) (нарастающим итогом) | чел., % | |
4.1. | За 1 сутки | чел., % | |
4.2. | За 2 сутки | чел., % | |
4.3. | За 3 сутки | чел., % | |
4.4. | За 4 сутки | чел., % | |
4.5. | За 5 сутки | чел., % | |
5. | Планируемый общий срок проведения общей эвакуации | час | |
6. | Планируется эвакуировать населения (по общей эвакуации) (нарастающим итогом) | чел., % | |
6.1. | За 6 часов | чел., % | |
6.2. | За 12 часов | чел., % | |
6.3. | За 18 часов | чел., % | |
6.4. | За 24 часа | чел., % | |
IV. Силы гражданской обороны |
|||
1. | Всего формирований | ед./ чел. | |
2. | В том числе: | ||
2.1. | формирований спасательных служб | ед./ чел. | |
2.2. | формирований аварийно-спасательных служб | ед./ чел. | |
2.2.1. | в том числе | ||
нештатных аварийно-спасательных формирований | ед./ чел. |
Приложение 2 «Возможная обстановка на территории организации», разрабатываемое на плане объектов организации с пояснительной запиской. При этом на плане отражаются:
пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
места размещения защитных сооружений гражданской обороны.
Приложение 3 «Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне», разрабатываемое по форме согласно таблице 2.
Приложение 4 «План мероприятий по защите работников и организации АСДНР», разрабатываемое на плане объектов организации с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.
Приложение 5 «Расчет укрытия работников организации и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года», разрабатываемое по форме согласно таблице 3.
Приложение 6 «План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны», разрабатываемое по форме согласно таблице 4.
Таблица 2 - Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне
№ | Наименование мероприятий по гражданской обороне | Объем выполняемых работ, единица измерения | Продолжи-тельность выполнения | Сроки проведения | Исполнители |
|||||||||
первые сутки | вторые сутки | последующие сутки |
||||||||||||
минуты | часы | часы | ||||||||||||
30 | 40 | 60 | 2 | 3 | … | 1 | 2 | .... | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
I. При планомерном приведении в готовность гражданской обороны |
||||||||||||||
а) мероприятия по гражданской обороне первой очереди |
||||||||||||||
б) мероприятия по гражданской обороне второй очереди |
||||||||||||||
в) мероприятия по гражданской обороне третьей очереди |
||||||||||||||
г) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение частичной эвакуации |
||||||||||||||
д) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение эвакуационных мероприятий в полном объеме |
||||||||||||||
е) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на сработку (выпуск воды) крупных водохранилищ |
||||||||||||||
ж) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на вывод формирований в загородную зону |
||||||||||||||
II. При внезапном нападении противника |
||||||||||||||
а) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной опасности («Воздушная тревога») |
||||||||||||||
б) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги») |
||||||||||||||
в) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге |
||||||||||||||
г) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое химической тревоги |
||||||||||||||
д) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности |
||||||||||||||
е) по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое радиационной опасности |
||||||||||||||
Таблица 3 - Расчет укрытия работников организации и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года
№ | Мероприятия | В пункте(ах) постоянной дислокации, количество защитных сооружений/ количество укрываемых | В загородной зоне, количество защитных сооружений/ количество укрываемых |
1. | Подлежит укрытию: работников, человек членов их семей, человек | ||
2. | Имеется защитных сооружений: | ||
2.1 | убежищ (противорадиационных укрытий), отвечающих нормам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны | ||
2.2 | убежищ (противорадиационных укрытий), не отвечающих нормам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны Всего укрывается и % укрытия | ||
2.3 | подвалов и других заглубленных помещений | ||
2.4 | всего укрывается и % укрытия | ||
3. | Планируется строительство: | ||
4. | Итого будет укрываться, человек |
Таблица 4 - План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны
№ | Вид работы | Количество и вместимость | Примечание |
||||||||
сутки |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | … | 39 | 40 | |||
1. В пункте постоянной дислокации |
|||||||||||
1. | Приведение в готовность существующих убежищ | ||||||||||
2. | Приспособление имеющихся подвалов и заглубленных помещений | ||||||||||
3. | Достройка убежищ по планам текущего года | ||||||||||
4. | Строительство быстровозводимых убежищ | ||||||||||
5. | | ||||||||||
Всего: | |||||||||||
2. В загородной зоне |
|||||||||||
1. | Приспособление имеющихся подвалов | ||||||||||
2. | Строительство противорадиационных укрытий | ||||||||||
3. | Строительство простейших укрытий | ||||||||||
Всего: |
Приложение 7 «План эвакуации работников организации и членов их семей»,разрабатывается в виде текстового документа с приложениями. План эвакуации является неотъемлемой частью плана гражданской обороны.
В текстовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей отражаются:
порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников организации и членов их семей и их инструктирования;
численность работников организации и членов их семей, подлежащих эвакуации;
сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников организации и членов их семей;
порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;
маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;
организация защиты работников организации и членов их семейств местах сбора, на маршрутах эвакуации;
организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.
К тестовой части плана эвакуации работников организации и членов их семей разрабатываются приложения в виде карт и плана размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне.
На карте отражаются:
границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);
зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации организации;
СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров, работников организации и членов их семей на каждый из них;
численность вывозимых работников организации и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;
закрепленные за организацией безопасные районы;
маршруты вывоза работников организации и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;
организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;
пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;
медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;
наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;
дислокация промежуточных пунктов эвакуации;
сигналы управления и оповещения.
План размещения работников организации и членов их семей в загородной зоне разрабатывается на карте (плане), на которой (котором) отражаются:
здания и сооружения, планируемые для размещения работников организации и членов их семей, с указанием их площадей, вместимости, а также списка работников организации и членов их семей, которые занимают эти здания и сооружения;
численность прибываемых работников организации и членов их семей;
порядок размещения работников организации и членов их семей.
Организации, переносящие деятельность в загородную зону, дополнительно отражают:
порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;
станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;
порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.
План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
Приложение 8 «План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации», разрабатывается по форме согласно таблице 5.
Таблица 5 - План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации
№ п/п | Наименование проводимых мероприятий | Объем | Сроки выполнения | Материально-техническое обеспечение | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение 9 «Состав сил и средств гражданской обороны организации», разрабатывается по форме согласно таблице 6.
Приложение 10 «Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации», разрабатывается по форме согласно таблице 7.
Приложение 11 «Схемы управления, связи и оповещения», должно быть разработано с учетом особенностей каждой конкретной организации.
Таблица 6 - Состав сил и средств гражданской обороны организации
№ п/п | Наименование формирования | Количество | Оснащение | Время готовности, «Время получения сигнала» + |
||||||
формирований | л/состава | приборы радиационной, химической, биологической разведки и контроля, единиц | средства связи, единиц | автотранспорт, единиц | специальная техника, единиц |
|||||
Всего, единиц | | Всего, единиц | в том числе повышенной готовности, единиц (%) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Таблица 7 - Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации
№ п/п | Наименование структурного подразделения | Подлежит обеспечению | Противогазы | Респираторы | Медицинские средства защиты | Места выдачи | Приме-чание |
|||
Всего | в том числе | наличие | наличие | АИ, наличие / потребность | ИПП, наличие / потребность | ППМ, наличие / потребность | ||||
рабочих и служащих | потребность | потребность | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Примечание: АИ - аптечки индивидуальные; ИПП - индивидуальные противохимические пакеты; ППМ - пакет перевязочный медицинский
Приложение № 12
к Порядку разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны)
Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время
1. При доведении до организации, прекращающей производственную деятельность в военное время, решения соответствующего органа исполнительной власти, органа местного самоуправления о прекращении производственной деятельности организаций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации, объявлением состояния войны, фактическим началом военных действий или введением Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также решения о начале проведения частичной или общей эвакуации:
к Ч + __часов __минут организуется сбор руководящего состава организации в ______________________ (указывается место сбора), доводится сложившаяся обстановка и осуществляется постановка задач на выполнение мероприятий, связанных с прекращением производственной деятельности в военное время;
к Ч + __часов __минут по адресу: ________________________ в _________________ (указывается место) разворачивается пункт выдачи средств индивидуальной защиты и организуется выдача средств индивидуальной защиты работникам организации;
к Ч + __часов __минут работники организации направляются к месту жительства для организации выполнения мероприятий гражданской обороны по плану гражданской обороны и защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
2. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге дежурный (ответственный) в организации:
немедленно доводит информацию о воздушной тревоге до работников организации _________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации);
организует отключение систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.
Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (в приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________.
Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (до 15 мин.).
3. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге дежурный (ответственный) в организации:
немедленно доводит информацию о химической тревоге до работников организации __________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).
Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________ .
При их отсутствии для экстренного укрытия работников при опасности поражения аварийно химически опасными веществами используются герметичные помещения __________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающие безопасное пребывание в них ____ чел. без подачи воздуха в течение ____ часов (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты от АХОВ).
Время, отводимое для укрытия работников организации до ___ минут (зависит от времени подхода зараженного облака от источника АХОВ).
4. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности дежурный (ответственный) в организации:
немедленно доводит информацию до работников организации ______________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).
При радиационной опасности работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны по адресу: _________________________________, а также в помещениях, ________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающих ослабление мощности дозы излучения в ____ раз (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты).
Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (зависит от расчетных показателей возможной обстановки).
К типовому плану гражданской обороны прилагаются:
1. Схема оповещения работников организации.
2. Расчет на укрытие работников организации в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты работников.
3. Расчет и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.
Для служебного пользования
Экз. № ____
Утвержден
приказом МЧС России
от _________№______
Порядок
разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)
I . Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок) разработан в соответствии Федеральным законом от 01.01.01 г. «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации», и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется:
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
II . Разработка, согласование и утверждение плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации
4. Разработка плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации выполняется в два этапа и включает в себя:
4.1. На первом этапе:
подготовку и направление МЧС России в Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) запроса аналитических материалов о возможных угрозах и согласование с Минобороны России возможного распределения средств поражения по объектам тыла субъектов Российской Федерации в ходе ведения войн и вооруженных конфликтов;
подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами МЧС России системы исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника;
подготовку на основании аналитических материалов о возможных угрозах и системы исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника на территории Российской Федерации;
4.2. На втором этапе:
н) обеспечение указанных мероприятий по гражданской обороне.
13. К плану гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации прилагаются следующие приложения:
а) возможная обстановка на территории Российской Федерации при ведении военных действий;
б) основные показатели состояния гражданской обороны Российской Федерации;
в) план основных мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны в Российской Федерации;
г) план мероприятий по инженерной защите населения при приведении в готовность гражданской обороны;
д) основные показатели планирования эвакуационных мероприятий;
е) группировка сил гражданской обороны;
ж) схема управления;
з) схема организации связи;
и) схема оповещения.
14. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается МЧС России, согласовывается с Минобороны России и представляется на утверждение Президенту Российской Федерации. Хранится План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в МЧС России.
15. Уточнение Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации проводится ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.
III . Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
16. Разработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выполняется в два этапа и включает в себя:
16.1. На первом этапе:
подготовку МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании аналитических материалов о возможных угрозах и исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника, и направление МЧС России (через территориальные органы МЧС России) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации;
доведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до органов местного самоуправления выписок из возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации, в части касающейся;
16.2. На втором этапе:
определение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления порядка организации, объемов и сроков выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны, а также выдачу мобилизационных заданий организациям для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
уточнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающих работу в военное время;
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны и защиты населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
17. Планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
18. В планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;
б) выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
19. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения, состоит из следующих подразделов:
а) общие сведения о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании);
б) возможные масштаб и характер последствий после нападения противника;
в) выводы из оценки возможной обстановки.
20. В подразделе, касающемся общих сведений о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), указываются следующие сведения:
а) в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации – социально-экономическая и физико-географическая характеристика территории субъекта Российской Федерации, сведения о размерах и границах, административном делении территории, количестве территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, количестве населения, его составе, плотности населения, количестве потенциально опасных объектов, количестве объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, особенностях экономики, влияющих на организацию и ведение гражданской обороны;
б) в планах гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований – социально-экономическая и физико-географическая характеристика территории муниципального образования, сведения о размерах и границах территории, количестве населения, его составе, плотности населения, количестве и перечне потенциально опасных объектов, количестве и перечне объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, площадях застройки, особенностях экономики, влияющих на организацию и ведение гражданской обороны.
21. В подразделе, касающемся возможных масштаба и характера последствий после нападения противника, указываются следующие сведения:
а) оценка характеристики возможной опасности, включая радиационную, химическую и биологическую опасность, опасность зон сплошных пожаров, образование зон затопления (подтопления);
б) общие расчетные данные о потерях производственного персонала, в том числе по отраслям (энергетика, металлургическая промышленность, машиностроение, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность , машиностроение);
в) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов);
г) площади зон пожаров, химического, биологического заражения, радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления, сильных, средних и слабых разрушений;
д) количество аварий на коммунально-энергетических сетях;
е) потери производственных мощностей объектов экономики по отраслям (энергетика, металлургическая промышленность, машиностроение, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность, машиностроение);
ж) снижение провозной способности транспорта по основным видам: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской (речной) транспорт;
з) потери систем жизнеобеспечения (водо-, газо-, теплообеспечения);
и) потери мощности местных объектов электроэнергетики ;
к) потери запасов топлива и горючего (по основным видам);
л) потери запасов пищевого сырья и продуктов питания (по основным видам);
м) выход из строя предприятий и сооружений связи, потери коммуникационного оборудования и каналообразующей аппаратуры связи, междугородней связи общего пользования;
н) возможные потери жилья;
о) численность населения, находящегося в зонах возможного поражения и в зонах затопления (подтопления);
п) численность населения в зонах возможных сильных и средних разрушений городов;
р) возможные общие потери населения, в том числе санитарные, безвозвратные и от вторичных факторов;
с) количество населения, подлежащего эвакуации;
т) прогнозируемая численность пострадавших, нуждающихся в оказании первой помощи;
у) прогнозируемая численность пострадавших, нуждающихся в эвакуации в лечебные учреждения;
ф) численность населения, подлежащего йодной профилактике.
22. В подразделе, касающемся выводов из оценки возможной обстановки, указываются следующие сведения:
а) показатели выводов из оценки возможной обстановки для принятия решения по гражданской обороне, в том числе:
прогноз общего объема завалов, образующихся на поражаемых объектах (в городах) вследствие ударов противника и требующих расчистки до проведения спасательных работ;
прогноз размера площадей зон сильных, средних и слабых разрушений, образующихся вследствие избыточного давления при взрывах головных частей высокоточного оружия;
прогноз размера площадей образующихся зон пожаров, требующих применения сил пожаротушения;
прогноз размера площадей зон затопления;
прогноз размера объема работ по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения;
прогноз размера площадей радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения, разрушения плотин и затопления местности;
прогноз медицинской обстановки;
прогноз безвозвратных и санитарных потерь населения вследствие воздействия вторичных поражающих факторов;
б) ориентировочный перечень и объем основных предстоящих АСДНР, проводимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника, в том числе по:
разведке маршрутов, очагов поражения для обеспечения действий сил гражданской обороны;
разборке завалов;
расчистке маршрутов и устройству подъездов в завалах;
количеству растворов, рецептур и веществ, применяемых при ликвидации аварий на химически опасных объектах;
ликвидации аварий на коммунальных и энергетических сетях;
локализации и тушению пожаров;
локализации очагов химического заражения;
санитарной обработке людей;
дезактивации техники;
дезактивации зданий, сооружений и дорог.
23. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:
а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;
б) организация обеспечения мероприятий по гражданской обороне;
в) организация взаимодействия с органами военного управления.
24. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации».
25. В подразделе, касающемся организации обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
комплексной разведки;
инженерного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
медицинского обеспечения;
материального обеспечения;
технического обеспечения;
транспортного обеспечения;
противопожарного обеспечения;
охраны общественного порядка.
26. В подразделе, касающемся организации взаимодействия с органами военного управления, указываются следующие сведения:
а) при планомерном приведении в готовность гражданской обороны – организация взаимодействия по вопросам:
оповещения о введении соответствующих степеней готовности;
информирования об угрозе нападения противника;
возможности использования инфраструктуры и имущества военных городков для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, материальных средств и культурных ценностей с территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в загородной зоне;
согласования маршрутов эвакуации и ввода сил в очаги поражения для проведения АСДНР;
порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;
организации дорожно-комендантской службы на маршрутах вывода сил гражданской обороны в загородную зону, эвакуации и рассредоточения населения, в районах размещения эвакуируемого населения, ведения на этих маршрутах и в районах радиационной и химической разведки, технического обеспечения;
б) после нанесения ударов противника современными средствами поражения по территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) – организация взаимодействия по вопросам:
информирования о времени, месте и масштабах применения противником современных средств поражения;
уточнения сложившейся радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной и медицинской обстановки;
оказания помощи органам управления гражданской обороны, территориальным (местным) гарнизонам и объектам местной обороны в проведении АСДНР;
восстановления готовности сил гражданской обороны и нарушенного управления.
27. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:
а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
28. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация защиты населения, в том числе:
порядок укрытия населения в защитных сооружениях;
проведение мероприятий по безаварийной остановке опасных производств, кроме участков и цехов с непрерывным циклом производства;
проведение комплексной маскировки территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями поражения противника;
организация радиационной, химической и биологической защиты населения, в том числе выдачи средств индивидуальной защиты и дозиметров на запасных пунктах управления, в защитных сооружениях гражданской обороны и на рабочих местах из запасов имущества гражданской обороны.
29. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления;
б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в результате воздействия противника;
в) организация приведения в готовность к проведению АСДНР сил гражданской обороны и порядок их действий в составе группировки сил гражданской обороны;
г) организация основных видов обеспечения при проведении АСДНР.
30. К планам гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне) прилагаются следующие приложения:
а) возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;
б) основные показатели состояния гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по состоянию на 1 января текущего года;
г) план организации управления, связи и оповещения;
д) план организации и проведения АСДНР;
е) план эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
31. Возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения отражается на карте (плане) субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на которой (котором) указываются:
а) границы территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также границы муниципальных образований, в которые планируются эвакуация и рассредоточение населения, материальных и культурных ценностей, вывод сил гражданской обороны;
б) пункты управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления);
в) пункты постоянной дислокации сил гражданской обороны, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органу местного самоуправления);
Порядок разработки, согласования и утверждения
планов гражданской обороны и защиты населения
(планов гражданской обороны) с изменениями от 04.06.2013 № 362дсп, от 04.02.2016 № 42дсп)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и от 3 июня 2011 г. N 437-13 "О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации" и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России). В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Заказчикам, органам государственного управления и надзора, предприятиям, организациям и иным юридическим и физическим лицам - участникам инвестиционного процесса, для применения предназначена Инструкция о порядке разработки, согласовании, утверждении и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).
Разработка проектной документации на строительство объектов осуществляется на основе утвержденных Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели. При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами РФ и субъектов РФ, а также иными документами, регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов. Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование строительства. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.
Таблица 2.1.1- Задание на проектирование объектов производственного назначения
Наименование и месторасположение проектируемого предприятия, здания и сооружения | |
1. Основание для проектирования 2. Вид строительства 3. Стадийность проектирования 4. Требования по вариантной и конкурсной разработке 5. Особые условия строительства 6. Основные технико-экономические показатели объекта, в т.ч. мощность, производительность, производственная программа 7. Требования к качеству, конкурентоспособности и экологическим параметрам продукции 8. Требования к технологии и режиму предприятия 9. Требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям 10. Выделение очередей и пусковых комплексов, требования по перспективному расширению предприятия 11. Требования и условия к разработке природоохранных мер и мероприятий 12. Требования к режиму безопасности к гигиена труда 13. Требования по ассимиляции производства 14. Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций 15. Требования по выполнению опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ 16. Состав демонстрационных материалов |
Состав задания на проектирование устанавливается с учетом отраслевой специфики и вида строительства. Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы:
Обоснование инвестиций строительства данного объекта;
Акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы;
Архитектурно-планировочное задание, составляемое в установленном порядке;
Технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;
Сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта;
Исходные данные по оборудованию, в т.ч. индивидуального изготовления;
Необходимые данные по выполненным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, связанным с созданием технологических процессов и оборудования;
Материалы инвентаризации, оценочные акты и решения органов местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения;
Материалы, полученные от местной администрации и органов государственного надзора, в том числе характеристика социально-экономической обстановки, природных условий и состояния природной окружающей среды, данные о существующих
источниках загрязнения и другие сведения в соответствии с требованиями природоохранных органов, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства;
Имеющиеся материалы инженерных изысканий и обследований обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений подземных и наземных сетей и коммуникаций;
Чертежи и технические характеристики продукции предприятия;
Задание на разработку тендерной документации на строительство (при необходимости);
Заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений;
Технологические планировки действующих цехов, участков со спецификацией оборудования и сведениями о его состоянии, данные об условиях труда на рабочих местах;
Условия на размещение временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов;
Другие материалы.
Таблица 2.1.2 - Задание на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения
Наименование и месторасположение проектируемого объекта | ||
Перечень основных данных и требований | ||
1. Основание для проектирования 2. Вид строительства 3. Стадийность проектирования 4. Требования по вариантной и конкурсной разработке 5. Особые условия строительства 6. Основные технико-экономические показатели объекта, в т.ч. жилых или общественных зданий, их назначение (этажность, число секций и квартир, вместимость или пропускная способность) 7. Назначение и типы встроенных в жилые дома предприятий общественного обслуживания, их мощность, вместимость, пропускная сиособ-ность, состав и площади помещений, строительный объем 8. Основные требования к архитектурно-планировочному решению здания, условиям блокировки, отделке здания 9. Рекомендуемые типы квартир и их соотношение 10. Основные требования к конструктивным решениям и материалам несущих и офаждаю-ших конструкций 1 1 .Основные требования к инженерному и технологическому оборудованию | ||
12. Требования по обеспеченнее условий жизнедеятельности маломобильных групп населения 13. Требования к благоустройству площадки и малым архитектурным формам 14. Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций 15. Требования о необходимости выполнения демонстрационных материалов, их составе и форме; выполнения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в процессе проектирования и строительства; выполнения экологических и санитарно-эпидемиологических условий к объекту |
Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации следующие документы и материалы:
Обоснование инвестиций в строительство данного объекта;
Решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта;
Архитектурно-планировочное задание;
Имеющиеся материалы утвержденного проекта детальной планировки участка строительства;
Имеющиеся материалы топографической съемки участка строительства и данные геологических и гидрогеологических изысканий;
Материалы по существующей и сохраняемой застройке и зеленым насаждениям;
Сведения о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях;
Материалы инвентаризации, оценочные акты и решения местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые сооружения;
Данные по виду выделяемого топлива;
Технические условия на присоединение к здешним инженерным сетям и коммуникациям;
Сведения о фоновом состоянии окружающей природной среды, комфортности проживания вблизи строительства объектов жилищно-гражданского назначения и зонах их воздействия при возможных аварийных ситуациях;
Другие материалы.
Разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий. При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения следует учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, генеральных планах городов, поселков и сельских поселений, проектах планировки жилых, промышленных и других функциональных зон. Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами городов, поселков и сельских поселений, схемами и проектами районной планировки и разработанными на их основе проектами застройки. Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, не подлежит согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством РФ. Проекты, рабочие проекты на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности подлежат государственной экспертизе в соответствии с Порядком, установленным в РФ.
Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения
Общая пояснительная записка;
Генеральный план и транспорт;
Технологические решения;
труда работников управления; результаты расчетов численного состава работающих; число и оснащенность рабочих мест, а также санитарно-гигиенические условия труда работающих и мероприятия по охране труда и технике безопасности.
Данный раздел содержит сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства. Указываются мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, а также по защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии. Основные чертежи этого раздела: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих конструкций.
Инженерное оборудование, сети и системы. В этом разделе даются решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, а также решения по инженерному оборудованию зданий и сооружений, в том числе: по электрооборудованию, электроосвещению, связи и сигнализации, радиофикации и телевидению, и др.
Основные чертежи этого раздела:
Принципиальные схемы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и др.;
Планы и профили инженерных сетей;
Чертежи основных сооружений;
Планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, сигнализации и др.
Охрана окружающей среды. Настоящий раздел выполняется в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Сметная документация. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений составляется сметная документация в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Госстроя РФ.
Состав документации на стадии проект должен содержать:
Сводные сметные расчеты стоимости строительства;
Объектные и локальные сметные расчеты;
Сметные расчеты на отдельные виды затрат;
Для определения стоимости строительства рекомендуется использовать действующую сметно-нормативную базу, разрабатываемую, вводимую в действие и уточняемую в установленном порядке. Стоимость строительства в сметной документации заказчика рекомендуется приводить в двух уровнях цен:
В базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен;
В текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки.
На основе текущего уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).
В результате совместного решения заказчика и подрядной строительно-монтажной организации оформляется протокол (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию по соответствующей форме.
При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный (ресурсно-индексный) метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах и текущих (прогнозных) ценах на эти ресурсы.
В сводном сметном расчете отдельной строкой предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей стоимости (в текущем уровне цен) в зависимости от степени проработки и новизны проектных решений. Для строек, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ, размер резерва не должен превышать трех процентов по объектам производственного назначения и двух процентов по объектам социальной сферы.
Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением по решениям Правительства РФ повышающих коэффициентов, льгот, компенсаций и др., следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой, с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию.
Эффективность инвестиций. На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций. Производится сопоставление обобщенных данных и результатов расчетов с основными технико-экономическими показателями, определенными в составе обоснований инвестиций в строительство данного объекта, заданием на проектирование и на его основе принимается окончательное решение об инвестировании и реализации проекта.
Таблица 2.1.3 - Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения
Наименование показателя | Ед. измерения |
\. Мощность предприятия, годовой выпуск продукции: | |
в стоимостном выражении | млн. руб. |
а натуральном выражении | в соответ. е& |
2. Общая площадь участка | га |
3, Коэффициент застройки | коэфф. |
4. Удельный расход на единицу мощности: | |
электроэнергии | кВт час |
воды | куб.м |
природного газа | тыс. куб.м |
мазута | т |
угля | т |
5. Общая численность работающих | чел. |
б. Годовой выпуск продукции на работающего: | |
в стоимостном выражении | тыс. руб/чел. |
в натуральном выражении | ед./чел. |
7. Общая стоимость строительства, в т.ч. СМР | млн. руб. |
8. Удельные капитальные вложения | руб./ед. мощности |
9. .Продолжительность строительства | мес. |
!0. Стоимость основных производственных фондов | млн. руб. |
11. .Себестоимость продукции | тыс. руб./ед. |
12. Балансовая (валовая) прибыль | тыс. руб. |
13. Чистая прибыль | тыс. руб. |
14. Уровень рентабельности производства | % |
15.. Внутренняя норма доходности | % |
16. Срок окупаемости | лет |
17. Срок погашения кредита и других заемных средств | лет |
Таблица 2.1.4 Примерный перечень технико-экономических показателей для общественных зданий и сооружений
Наименование показателя | Ед. измерения |
1. Мощность, вместимость, пропускная способность | в соответ. ед. |
2. Общая площадь земельного участка | га |
3. Общая площадь зданий и сооружении | кв. м |
4. Строительный объем | куб. м |
5. Удельный расход энергоресурсов на единицу площади | т. у. т. |
6. Общая стоимость строительства | млн. руб. |
7. Продолжительность строительства | мес. |
8. Качественные характеристики объекта | в соответ. ед |
9. Балансовая (валовая) прибыль (при необходимости) | тыс. руб. |
Наименование показателя | Ед. измерения |
10. Чистая прибыль (при необходимости) 11.Срок окупаемости | тыс. руб. лет |
Таблица 2.1.5 - Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых зданий
Раздел эффективности инвестиций выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от21.06.1999г.
Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов:
Общая пояснительная записка;
Архитектурно-строительные решения;
Технологические решения;
Решения по инженерному оборудованию;
Охрана окружающей среды;
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
Организация строительства;
Сметная документация;
Эффективность инвестиций
Общая пояснительная записка содержит основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; краткую характеристику объекта; сведения об обосновании выбора площадки строительства; результаты расчета численности и состава работающих, сведения о числе рабочих мест; данные о потребности в тепле, воде и электрической энергии; основные технико-экономические показатели проекта; а также сведения о проведенных согласованиях проектных решений.
Архитектурно-строительные решения. Этот раздел содержит сведения об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях; решения и основные показатели по генеральному плану и благоустройству участка, обоснование архитектурно-строительных решений; мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта, защите строительных конструкций от коррозии, данные об обеспечении в помещениях требуемого комфорта; мероприятия по охране здоровья работающих и др.
Технологические решения. В этом разделе указывается на функциональное назначение объекта; дается краткая характеристика и обоснование решений по технологии, механизации, автоматизации технологических процессов и соответствия их по безопасности и комфорту.
Решения по инженерному оборудованию. Этот раздел содержит обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию - отоплению, вентиляции, водоснабжению, канализации, кондиционированию воздуха, газоснабжению; решения по управлению инженерными сетями; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению и т.д.; мероприятия по защите инженерных сетей и оборудования от блуждающих токов и антикоррозийной защите; решения по средствам связи и сигнализации, радиофикации, телевидению; проектные решения по противопожарным мероприятиям.
Охрана окружающей среды. Данный раздел разрабатывается в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ, нрмативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация строительства. Этот раздел разрабатывается в соответствии со СНиП «Организация строительного производства» и с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ и имеющихся данных о рынке строительных услуг.
Сметная документация. Данный раздел разрабатывается аналогично разделу сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения.
Эффективность инвестиций. Разрабатывается применительно к положениям по строительству предприятий, зданий и сооружений производственного назначения.
Основные чертежи:
Ситуационный план в масштабе 1:5000, 1: 10000;
Схема генерального плана или генеральный план участка на топографической основе в масштабе 1:500, 1:1000;
Планы этажей, фасады, разрезы зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций;
Каталожные листы привязываемых проектов массового применения;
Интерьеры основных помещений (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование);
Схематическое изображение индивидуальных конструкторских решений;
Примеры расстановки мебели для жилых домов;
Принципиальные схемы устройства инженерного оборудования;
Схемы трасс внешних инженерных коммуникаций;
Планы трасс внутриплощадочных сетей и сооружений к ним
Схема электроснабжения объекта;
Принципиальные схемы автоматизации управления средствами инженерного оборудования, санитарно-техническими устройствами;
Схемы организации связи и сигнализации;
Схемы мусороудаления.
Рабочий проект разрабатывается в сокращенном объеме и составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта, применительно к составу и содержанию проекта.
В настоящее время в соответствии с федеральной системой нормативов проектная подготовка строительства, как правило, состоит из трех основных этапов (рисунок 2.1). На первом этапе определяются цели инвестирования, назначение и мощности объекта строительства, номенклатура продукции, места (районы) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок источников финансирования, условий и средств реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчик (инвестор) оценивает возможности инвестирования и достижения намеченных технико-экономических показателей.
После одобрения местным органом власти намерений заказчика разрабатываются обоснования инвестиций в строительство.
В соответствии с «Типовым положением о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование и согласования документации на строительство, а также порядка оплаты оказанных услуг» приступают к согласованию и сбору исходных данных (исходно-разрешительной документации) (рисунок 2.2) для строительства объекта.
Разветвленная система согласований и получения исходно-разрешительной документации, продиктованная законами РФ, сегодня явно стала механизмом увеличения средств для содержания аппарата управления.
Преодолевая эти барьеры, проектировщик переходит к разработке обоснований инвестиций на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора площадки) и о разработке проектной документации.
Второй этап включает в себя собственно разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации. При этом положительное заключение экспертизы становится обязательным условием утверждения проекта. Утвержденный проект - решение окончательное. Только после этого можно начинать третий этап - разработку рабочей документации и получение разрешения для производства СМР, выдаваемого органами государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН).