Пожарные автомобили. Определение и классификация
Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материалы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.
Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.
Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.
Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.
Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.
Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.
Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.
Классификация
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:
- колесных и гусеничных машин,
- плавательных и летательных аппаратов,
- поездов.
Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.
По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:
- основные,
- специальные,
- вспомогательные.
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | |
АЦ – автоцистерны АНР – насосно-рукавный АПП – первой помощи АВД – с насосом высокого давления |
АА – аэродромные АП – порошкового тушения АПТ – пенного тушения АКТ – комбинированного тушения АГТ – газового тушения ПНС – насосная станция АГВТ – газоводяного тушения |
АЛ – автолестницы АПК – автоподъемники коленчатые АР – рукавные ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобили аварийно-спасательные АШ – штабные |
Основные ПА – предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.
ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:
- категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
- категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
- категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
Основные ПА общего применения обозначаются так:
- автоцистерны пожарные - АЦ;
- пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
- пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
- пожарные автомобили первой помощи - АПП.
Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:
- вместимость цистерны, м 3 ;
- подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
- напор насоса, м вод.ст.
Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.
Расшифровка АЦ
Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.
Примеры условных обозначений:
АЛ-30(4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
АСА-20(4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.
Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Цветографические схемы
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.
На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110-125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
Структура маркировки
Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:ХХХ ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ ХХ Х
,
В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
Примеры условных обозначений
Пример 1: АЦ 3,2-40/4(43253)001-МСАвтоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3,2м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси КамАЗ-43253, первая модернизация модели 001, производится ПО "Спецтехника пожаротушения" (буквы МС обозначают город "Москва", что, в данном случае , равнозначно данному предприятию).
Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ
.
Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация ХХ модели ХХХ.
Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель ХХХ
.
Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3м на шасси "Урал 5557" и насосом с подачей 40л/с, модель ХХХ.
Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ
.
Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или [Ратвор пенообразователя|раствора
пенообразователя] вместимостью 2,0м 3 , массой вывозимого порошка 2000кг, насосом с подачей 40л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.
К атегория:
Пожарные автомобили
Маркировка и окраска пожарных автомобилей
Для обозначения пожарных автомобилей введена их специальная маркировка - начальные буквы обозначают вид автомобиля, цифры после буквы - главный параметр. В скобках указывают номер модели базового автомобиля. Часто записывают еще и модель, выпускаемую производством. Маркировка содержит запись: АЦ-40 (131)-137. Слово «модель» часто не пишут.
Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами.
Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков установлен белый контрастирующий цвет. Окрашивание пожарных автомобилей производят согласно цветографическим схемам, предусмотренным ОСТ-22-984-77, в соответствии с ГОСТ 21392-75.
В отраслевом стандарте даются указания для окрашивания всех пожарных автомобилей.
На определенных местах указывается краткое обозначение назначения автомобиля (АЦ, ПНС, АВ и др.), название города и номер пожарной части. Размеры букв шрифта указываются в отраслевом конверте.
Колена автолестниц, автоподъемников и пеноподъемников окрашивают в серебристый цвет. Выступающие и перемещающиеся части этих машин, представляющие опасность для обслуживающего персонала, окрашиваются чередующимися полосами красного и белого цвета.
Для обозначения ПА, выпущенных еще во времена СССР, введена специальная маркировка: начальные буквы обозначают вид автомобиля; цифры после дефиса - главный параметр; в скобках указывают номер модели базового автомобиля, часто указывают еще и номер модели, выпускаемой производством (слово «модель» можно не писать). Расшифровка некоторых моделей приведена в таблице 2.23.
Таблица 2.23.
Маркировка пожарных автомобилей
Пример условного обозначения устаревшей, но хорошо зарекомендовавшей себя модели автоцистерны АЦ-40(130)63Б:
АЦ – автоцистерна;
40 – производительность насоса, л/с;
130 – шасси автомобиля;
63Б – модель выпускаемого автомобиля.
Примеры условных обозначений современных автомобилей:
Пример 1: АЦ 3,0-40/4 (4331) – автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ 4331.
Пример 2: АП 4000-80(4310) – автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310.
Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) – автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м 3 на шасси «Урал 5557» и насосом с подачей 40 л/с.
Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) – автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м 3 , массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с.
Пожарные автомобили обычно окрашивают в красный цвет. Опознавательные знаки наносятся белой краской. Марку ПА наносят слева сзади, номер пожарной части наносят на дверях кабины водителя и справа сзади, ниже номера части на кабине пишут название города.
Транспортные средства должны иметь приборы для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Транспортные средства должны оборудоваться специальным сигнальным (проблесковым) маяком. Сигнальный маяк должен устанавливаться на крышу кабины транспортного средства или над ней. Установка сигнальных маяков в других местах транспортного средства не допускается.
Специальный световой сигнал всех видов транспортных средств должен иметь синий цвет. Допускается по согласованию с УГАИ МВД Республики Беларусь транспортные средства на шасси легковых автомобилей оборудовать дополнительно к синему специальными световыми сигналами красного цвета.