Оборудование для пунктов техосмотра. На новом витке

2012 год ознаменовался для российских автолюбителей открытием новой эры технической проверки транспортных средств. Вступил в силу принятый полгода назад Федеральный закон, передающий полномочия по проведению техосмотров из кабинетов ГИБДД в юрисдикцию коммерческих организаций. Начали появляться независимые пункты техосмотра, занимающиеся, как технической частью, так и оформлением всех документальных бумаг. Ушлые предприниматели, особенно те, кто уже владеет автомастерскими, сразу усмотрели в новом законе перспективу для развития собственного автобизнеса.

Открываем частный пункт техосмотра

Чтобы обзавестись статусом пункта техосмотра, придется собрать кипу разрешительных бумаг. Основной документ - аккредитационый аттестат, получаемый в РАС (Союзе автостраховщиков). Пишите туда письмо-заявление (или несете лично) и прилагаете к нему набор ксерокопий:

  • удостоверения личности ИП;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • документов на право владения (или аренды) сооружением и соответствующими диагностическими средствами (с утвержденными техническими данными);
  • документов, гарантирующих передачу сведений в ЕАИС ТО;
  • документов, подтверждающих присутствие в штате технического эксперта, соответствующего принятым требованиям;
  • документа, подтверждающего юридические полномочия лица, которое подает заявление;
  • банковского платежного поручения с отметкой о внесении платы за аккредитацию;
  • опись прилагающихся документов.

На принятие решения РАС отводится 10 дней (рабочих), после чего вы получаете либо отказ (с обоснованием причин), либо известие о внесении вас в реестр аттестованных операторов.

В заявлении вы указываете категории транспорта, на технический осмотр которого вы претендуете. Это могут быть:

  • мототранспортные средства (категория L);
  • транспортные средства, перевозящие пассажиров (до 8 мест без учета водительского - категория М1, более 8 мест и с массой до 5 т - М2, более 8 мест и с массой свыше 5 т - М 3);
  • транспортные средства, перевозящие грузы и имеющие массу до 3,5 т - N1, от 3,5 до 12 т -N2; более 12 т - N3;
  • прочие транспортные средства.

Сам аттестат аккредитации стоит 20000 рублей. Каждая внесенная категория оценивается в 10 тысяч. Ежегодное подтверждение аккредитации обойдется в 15 тысяч, и еще по 10 тысяч - подтверждение каждой категории техосмотра. Внесение дополнений или изменений в аттестат также будет стоить определенных денег согласно утвержденному прейскуранту.

Помещение и оборудование

Если вы владелец автомастерских, то дополнительных площадей вам не понадобится. Если же вы начинаете с нуля, то главное требование к помещению - это достаточность территории для техосмотра.


А что касается оснащения, то нужно ориентироваться на прошлогодний декабрьский приказ Минпромторга (№1677), в котором расписаны требования к средствам технической диагностики и их перечень. Вам, в частности, понадобится:

  • диагностическая оснастка для тормозных систем (испытательные стенды, приборы, контролирующие давление и герметичность тормозных приводов, нагружатель сцепных устройств и т.п.);
  • диагностическое оборудование для проверки рулевого управления;
  • оборудование для проверки световых приборов;
  • оборудование для диагностики систем двигателя (газоанализаторы, дымометры, тахометры, термометры, шумометры и т.п.);
  • средства диагностики шин и прочих элементов.

По оценкам бывалых профессионалов весь комплект оснастки обойдется владельцу техпункта в сумму от 250 тысяч до миллиона рублей.

Требования к техническому эксперту

Технический эксперт - человек, определяющий «судьбу» автотранспортного средства. Именно он проводит диагностику и принимает вердикт о выдаче или невыдаче талона техосмотра. Ставя свою подпись, он принимает на себя всю ответственность, поэтому и требования к такому работнику будут соответствующие. Технический эксперт согласно приказу №1664 Минпромторга РФ обязан иметь:

  • высшее образование (и диплом) в сфере автотранспортной деятельности или непрофильный технический диплом с документом о повышении автотранспортной квалификации, или профильное среднее образование с дипломом о повышении квалификации;
  • права на вождение по тем категориям, которые он проверяет, со стажем не меньше 3 лет;
  • практический профильный стаж не менее 2 лет (для высшего образования) и не меньше 3 лет (для среднего специального).

Специфика новых техосмотров

Ранее оплата состояла из стоимости техосмотра и госпошлины (300 рублей). Теперь коммерческие пункты берут деньги только за техосмотр, причем расценки устанавливают сами. Единственное ограничение - стоимость не должна превышать максимальный утвержденный тариф.

Частные операторы ТО заключают, как правило, прямые договора с РСА и изготовителями техталонов, что гарантирует им бесперебойное обеспечение новыми бланками.

Все аккредитованные компании обязательно передают через сайт ГИБДД ежедневные данные о проведенных техосмотрах в единую систему (ЕАИС ТО). Если вы этого не сделаете или ошибетесь в данных, действие аттестата приостанавливается. Такие же санкции возможны в случае зафиксированного несоблюдения процедуры техосмотра или несвоевременного подтверждения аттестата.

После повторных нарушений в течение года вас могут лишить аттестата, но до такого «конфуза» предприниматели, ценящие свой бизнес, обычно не доходят.

Частный пункт техосмотра - это, по сути, «золотое дно». Он «заберет» на начальном этапе у вас около полумиллиона, но при грамотном подходе окупится сторицей уже через год.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
www.сайт

© НовГАРО и MAХA

С 2012 г. технический осмотр всего автотранспорта будет проходить по новым правилам. Проводить инспекцию технического состояния авто­мобилей сможет любой желающий, будь то автодилер, сервис или специализированный пункт техосмотра. Главное требование к аккредитованным операторам - наличие диагностического оборудования и возможность передачи сведений в единую информационную систему. Мы выяснили, какие средства контроля и диагностики используются сейчас и что добавится в будущем.

Сейчас в стране более 2500 пунктов гостехосмотра (ГТО). А по подсчетам экспертов, чтобы не создавать нездоровый ажиотаж вокруг этой процедуры, их потребуется около 10 000. Соответственно, эксперты в ближайшее время ожидают и всплеска на рынке диагностического оборудования, даже несмотря на то, что еще не до конца разработаны структура и процедура проведения ГТО. Впрочем, Минтранс РФ уже опубликовал новые правила проведения техосмотра. Они устанавливают порядок проверки автомобиля и сроки прохождения этой процедуры у аккредитованных операторов. И поскольку продолжительность техосмотра определена в расчете на прогрессивные технологические процессы, у многих предпринимателей возникает вопрос: как правильно выбрать оборудование для поста ГТО? Попробуем разобраться.


© НовГАРО и MAХA

Итак, в настоящее время существует рекомендованный перечень обязательного оборудования для проведения ГТО, который прописан в ГОСТ Р51709-2001. Пункт техосмотра должен быть оснащен: тормозным стендом с взвешивающим устройством, люфтомером, газоанализатором, дымомером, прибором проверки фар, измерителем светопропускания стекол. Заметим, что выше­указанный ГОСТ допускает два метода испытаний тормозной системы - дорожный и стендовый. В первом случае проверяются такие параметры, как тормозной путь, установившееся замедление и линейное отклонение. А во втором - общая удельная тормозная сила и коэф­фициент неравномерности тормозных сил на оси. В России с ее климатическими условиями основными являются стендовые испытания, при которых на ноль сведены многие субъективные факторы. Существует несколько методов таких испытаний - с использованием роликовых или площадных тормозных стендов. Наиболее рациональным для проведения тормозных испытаний является использование роликовых стендов. Среди важнейших преимуществ роликовых стендов можно отметить следующие. Во-первых, возможность исследования всей поверхности торможения. Во-вторых - более качественный результат, поскольку повторные испытания (каждое измерение должно производиться минимум два раза) проходят в точно таких же условиях, что и предыдущее. Наконец, повышенная безопасность
проведения испытаний, обусловленная тем, что кинетическая энергия осматриваемого автомобиля равна нулю, тогда как вероятность аварии при работе на площадных стендах достаточно высока.


© НовГАРО и MAХA

Ассортимент предлагаемых сегодня на рынке роликовых тормозных стендов достаточно разнообразен, но основными критериями для выбора считаются максимальная тормозная сила и осевая нагрузка. Для проверки легковых и малотоннажных автомобилей достаточно тормозного стенда с осевой нагрузкой до 3,5 т, а для испытания тяжелых грузовиков параметр осевой нагрузки должен составлять порядка 18–20 т. С целью определения удельной тормозной силы тормозные стенды комплектуются автоматическим устройством взвешивания, которое конструктивно объединено с роликовым узлом.

Прописаны в ГОСТе P51709 и требования к внешним световым приборам. Так, по российскому стандарту свет фар головного освещения должен проверяться на вертикальном экране или стене, где нанесена специальная разметка, также допускается эксплуатация диагностических приборов. Проведение диагностики фар при помощи экрана является достаточно сложным, затратным по времени (поскольку не подлежит автоматизации) и неэффективным. А вот основными достоинствами специальных приборов для диагностики фар являются высокая эффективность, точность данных, простота эксплуатации. Каждый прибор, предназначенный для проверки и регулировки внешних световых приборов, независимо от производителя (MAHA, OMA, Bosch, ГАРО), снабжен следующими устройствами: поворотное зеркало, стойка, передвижная база и оптическая камера. Последняя обычно оснащается так называемой линзой Френеля, существенно ускоряющей процесс проверки. Линза Френеля гарантирует качество светотеневой границы на измерительном экране, она остается неизменной при смещении геометрического центра фары в любых направлениях в пределах 30 мм по отношению к центру линзы, если входящий световой поток перпендикулярен плоскости линзы. Благодаря этому не требуется дополнительного четкого совмещения центров диагностируемой фары и линзы.


© НовГАРО и MAХA

Линия технического контроля в обязательном порядке комплектуется прибором контроля состояния соединений подвески и рулевого привода. Для детальной диагностики рулевого управления и подвески легкового и малотоннажного автомобиля необходимо производить механические воздействия определенного типа на узлы управления. При этом в соответствии с нормами ГОСТа сначала нужно расположить автомобиль на подъемнике, затем контролировать процесс перемещения деталей рулевого управления, поворачивая руль в каждую сторону. Чтобы не возникло проблем с грузовыми автомобилями, по рекомендации ГОСТа целесообразнее использовать стенды-детекторы люфтов, которые производятся двух типов: электрогидравлические и пневматические. Принципы их работы одинаковы - крепление к колесу специальных датчиков, однако электрогидравлические детекторы считаются более эффективными.

Электрогидравлические детекторы классифицируются на грузовые и легковые, которые отличаются уровнем нагрузки: легковые - 11 кН, а грузовые - до 30 кН. По типу опорной поверхности детекторы бывают с разрезными и неразрезными пластинами. Для имитации поворота колеса используются разрезные пластины, а для создания поперечной нагрузки необходимы неразрезные пластины.


© НовГАРО и MAХA

Несколько слов об экологическом комплексе. Принцип анализа отработавших газов в первую очередь определяется типом двигателя - дизельным или бензиновым. Для работы с дизельными двигателями используется дымомер, он производит фотометрический анализ состава отработавших газов. Для проверки токсичности бензиновых моторов используется газоанализатор. В основе работы газоанализатора лежат два метода: электрохимический и метод поглощения в инфракрасной части спектра. По действующему российскому стандарту необходимо определение содержания СО2 и СО, тогда как в странах Европы проводится диагностика отработавших газов по четырем компонентам - СО2, О2, СН и СО. Важно отметить, что современные газоанализаторы и дымомеры не просто измеряют экологические параметры выхлопа, но и точно ведут оператора по всей технологической цепочке измерения в соответствии с ГОСТом.


© НовГАРО и MAХA

Впрочем, чтобы правильно выбрать диагностическое оборудование для пункта ГТО, необходимо представить себе весь спектр его возможного применения, как на сегодняшний день, так и на перспективу. А конкретное решение всегда могут предложить представители компании, занимающейся поставкой сервисного оборудования.

Олег Спиридонов, генеральный директор компании «МАХА Руссиа»

Новый закон о техосмотре вызывает массу вопросов, в том числе у покупателей диагностического оборудования. Рост активности на рынке есть, но мы не видим под ним серьезного фундамента. К упоминаемому закону требуется множество подзаконных актов, досконально описывающих не только процедуру технического осмотра, но и требования к оператору, т.е. юридическому или иному лицу, проводящему ГТО.

Требования к составу оборудования для ЛТК определяются требованиями вышеупомянутого закона. Оператор обязан обеспечить минимальный набор проверок. Все, что выходит за рамки обязательной проверки, оператор может предлагать, но данная услуга будет необязательной, и оператор не сможет требовать оплаты этой услуги. Из этого положения вытекает минимальный состав ЛТК: силовой роликовый тормозной стенд с взвешивающим устройством, экологический комплекс и прибор проверки фар головного освещения. Проверка светопропускания стекол и измерение люфта рулевого управления также должны проводиться с применением соответствующих приборов. Кроме указанных видов проверок, оператору необходимо осмотреть автомобиль снаружи и снизу, для чего ЛТК оборудуется либо смотровой канавой, либо платформенным подъемником. Обычно канава или подъемник комплектуются детектором люфтов, позволяющим обнаружить недопустимые взаимные перемещения элементов подвески и рулевого управления. Детектор люфтов не относится к перечню обязательного оборудования, но необходимость доказывания его полезности отпала несколько лет назад, поскольку совершенно очевидно, что если на легковом автомобиле как-то можно создать контрольную нагрузку на колесе руками, то на грузовиках это сделать крайне затруднительно. Новинки в области технического контроля транспортных средств также определяет законодатель. Производители оборудования готовы предоставлять новые средства измерения, но пока они не будут включены в перечень обязательных проверок, их статус не изменится. Если говорить о фирме МАХА, то наши новинки - это стенд измерения демпфирующих свойств подвесок MSD 3000 и измеритель частиц для дизельных двигателей.

Андрей Алексеев, заместитель генерального директора группы компаний ГАРО

Рост спроса на диагностическое оборудование ожидается в начале следующего года, когда будут приняты все нормативные акты, сопровождающие выход закона №170 о техническом осмотре транспортных средств. Многое зависит от содержания принимаемых документов, которые устанавливают правила организации ТО, требования к пунктам проведения ТО и оборудованию, величину предельного размера платы за проведение ТО, порядок аккредитации операторов ТО и т.д.

Если говорить об оснащении пункта технического осмотра, он должен содержать три группы оборудования. К первой относится диагностическое оборудование для проверки различных систем автомобиля. Во вторую группу входит компьютерное и сетевое оборудование для получения, хранения и передачи полученных результатов. Наконец, третья группа - это гаражное оборудование, выполняющее вспомогательные функции и обеспечивающее необходимые условия труда.

Особенностью диагностического оборудования, применяемого при техническом осмотре, является возможность передачи данных на компьютер для формирования отчетных данных в электронном виде с последующей передачей их в единую автоматизированную информационную систему. Кроме того, во многих существующих пунктах технического осмотра применяется система видеофиксации, которая позволяет создать фотографию транспортного средства при прохождении тестирования с последующей передачей и хранением данного фото с результатами проверки.

Что касается нормативов продолжительности работ при проведении техосмотра, то они являются ориентирами для расчета пропускной способности пунктов ТО и в конечном итоге - оценки себестоимости работ при проверке. Естественно, чем выше производительность применяемого оборудования, тем ниже себестоимость работ, а следовательно, выше преимущества по сравнению с конкурентами.

Компания НовГАРО имеет многолетний опыт работы в области производства и проектирования диагностического оборудования используемого при проведении техосмотра автомобилей. В зависимости от требований клиента, существующей нормативной базы, конкретных условий эксплуатации НовГАРО предлагает стандартные решения оснащения линий техконтроля (ЛТК). На сегодня существуют 25 стандартных комплектаций ЛТК: легковые, грузовые, фундаментные, бесфундаментные, стационарные, мобильные и т.д. Мы можем спроектировать ЛТК по индивидуальным требованиям клиента, например под конкретное помещение или дооснащение оборудованием, не входящим в обязательный перечень проверок.

Александр Осекин, эксперт по диагностическим линиям компании «Эквинет»

В настоящее время резкого возрастания спроса на оборудование мы не отмечаем. Дело в том, что в Москве и области много уже существующих частных пунктов ГТО, которые просто работали под присмотром ГАИ. С другой стороны, еще не до конца разработаны структура и процедура проведения ГТО, что, возможно, сдерживает появление новых станций на этом этапе. Перечень оборудования определен ГОСТ и включает в себя роликовый тормозной стенд с системой взвешивания; газоанализатор и дымомер с датчиками оборотов и температуры масла; прибор проверки света фар; прибор проверки светопропускания стекол; прибор проверки люфтов рулевого управления; детектор люфтов подвески; секундомер, штангенциркуль, металлическую линейку и др. мелкое оборудование. Важно отметить, что все это оборудование должно быть сертифицировано как средство измерения и быть не ниже определенного класса точности. Новинки в области диагностики связаны в первую очередь с необходимостью диагностировать все более усложняющиеся автомобили. Это и система автоматического распознавания полноприводных автомобилей, и возможность проверки электронного ручного тормоза. Также следует отметить приборы проверки света фар, которые автоматически определяют правильность светового пучка и его интенсивность в соответствии с ГОСТ, могут работать не только с современными фарами, но и с фарами, которые выйдут на рынок в ближайшее время (светодиодные).

Если говорить о разрабатываемых Минтрансом РФ нормативах продолжительности работ при проведении тех­осмотра, отмечу, что подобные условия существовали и раньше, только нигде не афишировались и никогда не соблюдались. Естественно, теперь, когда коммерческие станции могут зарабатывать неплохие деньги на проведении ГТО, требования к технологичности оборудования должны возрасти. Другое дело, что при проведении ТО в полном соответствии с ГОСТ время, которое указано в законе, как раз и потребуется для качественной проверки автомобиля. В нашей компании разработан ряд решений, как без ущерба качеству диагностики автомобиля быстрее проводить ГТО и эффективнее использовать оборудование. Также разработано и внедряется ПО, позволяющее автоматизировать процесс измерения и внесение данных в диагностическую карту. Нет необходимости хранить данные в печатном виде (нужно хранить 3 года), можно просто в любой момент распечатать эти данные, да и отправка результатов ГТО в страховую компанию становится намного проще.

С прошлого года осуществление техосмотра из компетенции ГИБДД перешло к частным компаниям. Это событие открыло для многих российских предпринимателей большие возможности. На сегодняшний день практически каждый бизнесмен может открыть свое собственное дело и получать с него хорошую прибыль. Давайте детально разберемся в том, что же необходимо, чтобы открыть пункт техосмотра.

Сначала о документах

Для того чтобы начать работу, надо оформить все разрешительные документы. Для этого вы должны иметь копию учредительных бумаг, выписки из ЕГРЮЛ, копию паспорта индивидуального предпринимателя, ксерокопии договоров, которые бы подтверждали права собственности сооружений или аренды на различные средства технической диагностики.

Также вы должны документально доказать, что в вашем штате есть как минимум один эксперт, который соответствует утвержденным требованиям. Помимо этого вами должна быть представлена копия бумаги, подтверждающая, что лицо, подписывающее заявление, обладает таковым юридическим правом. Закон предписывает иметь на руках копию банковского поручения, которое подтверждает внесение единовременной оплаты за аккредитацию.

На все про все 10 дней

На этом вопросе остановимся подробнее. Вы, как предприниматель, имеющий пункт технического осмотра, можете выбрать только один или сразу несколько пунктов для аккредитации (другими словами перечь категорий автотранспорта, который имеете право обслуживать).

В вашу компетенцию может входить техосмотр мотоциклов, различных транспортных средств, обеспечивающих пассажирские перевозки, грузового транспорта и так далее. То есть при регистрации вы должны детально прописать категории. В случае если вы будете ремонтировать и другие транспортные средства, то тогда необходимо будет внести соответствующие поправки в первоначальные документы.

После того как вы заполнили все необходимые бумаги о том, что хотите открыть пункт технического осмотра и подали соответствующее заявление в РАС, данный орган в течение десяти дней принимает решение о выдаче специального разрешительного аттестата. Впрочем, есть вероятность, что заветная бумага в ваших руках может не оказаться по истечении этого срока.

Если предприниматель подал не те данные или документы были оформлены с грубыми нарушениями, то в таком случае вы можете получить отказ. Когда же все необходимые документы проходят проверку, РАС принимает положительное решение и информация о вас, как о новом операторе, вносится в официальный реестр.

Надо платить

В настоящее время есть особое постановление Правительства России о необходимости уплаты государственной пошлины за осуществление аккредитации. Согласно ему, вы, как предприниматель, обязуетесь выплатить двадцать тысяч рублей, а также порядка десяти тысяч рублей за каждый указанный пункт техосмотра.

При этом свою аккредитацию бизнесмен обязан подтверждать каждый год. Эта процедура обойдется примерно в пятнадцать тысяч рублей, а также по десять тысяч рублей за все пункты технического осмотра. В случае, если еще в начале своего предпринимательского пути вы выбрали сразу несколько сфер работы, однако в скором будущем планируете расширяться или же если решили сменить название своей организации или данные о владельце, то в обязательном порядке надо переоформить аттестат аккредитации.

А это будет стоить дополнительно пятнадцать тысяч рублей и по десять тысяч за каждый из пунктов технического осмотра. Как видите, любые ваши действия, связанные с расширением компании или, напротив, сокращением предоставляемых услуг, облагаются налогом и необходимостью изменять данные в аттестате.

О площади помещения для проведения ТО

Эксперты в этой сфере бизнеса утверждают, что помещение пойдет любое, самое главное, чтобы площадь подошла. Вы можете использовать под эти цели старый цех какого-либо предприятия или арендовать кусок земли, установить над ним серьезный навес и начинать работу.

И если вопрос с площадью, в общем-то, решаем, то вот вопрос оборудования для техосмотра будет стоять намного острее. Дело в том, что без специальных систем просто невозможна полноценная работа всего вашего дела. А стоят они хороших денег. Несколько видов оборудования для техосмотра должны отвечать всем требованиям надежности и качества. Минпромторг России еще три года назад утвердил главные технические характеристики средств для технического диагностирования.

Согласно этому документу, у вас должно быть специальное оборудование, выявляющее дефекты в системах управления, торможения, освещения автомобиля. И это еще далеко не весь перечень. Также у вас должна быть программа для техосмотра, то есть машина должна последовательно проходить все стадии проверки узлов и агрегатов.

Для серьезного дела нужны хорошие деньги

Владельцы данного бизнеса признаются, что открыть станцию техосмотра будет стоить немалых средств. Только один комплекс обязательного оборудования обойдется более чем в четверть миллиона рублей. Но в таком случае вы будете располагать или некачественными, или бывшими в употреблении системами. Более реальная цифра равна миллиону. В таком случае в вашем распоряжении будет нормальное оборудование, с которым можно работать в течение нескольких лет.

Как открыть пункт техосмотра без профессионалов?

Теперь поговорим о персонале. Думаем, вы прекрасно понимаете, что даже самые новые системы могут оказаться просто бесполезными, если нет квалифицированных кадров, способных их обслуживать. Поэтому особенно тщательно подойдите к вопросу подбора сотрудников.

Представьте, ведь именно им придется диагностировать сложные системы автомобиля и принимать зачастую непростые решения о выдаче специального талона технического осмотра, заверенного собственноручной подписью.

С 2011 года бизнес на техосмотре доступен каждому россиянину, и если организовать его грамотно, он может быть очень прибыльным. Хотите добиться этого? Тогда учтите многочисленные нюансы этой работы, и любые ваши вложения обязательно окупятся!

Собираем документы

Прежде чем открыть пункт техосмотра, вам придется собрать целый пакет документов, которые выдают различные организации. В частности, обязательно нужно получить аттестат аккредитации от Российского союза автостраховщиков - именно он позволит вашему предприятию получить статус пункта техосмотра. Чтобы получить такой аттестат, просто напишите соответствующее заявление в РАС, приложив к нему копии:

  • ваших учредительных документов (прежде чем ходатайствовать о получении аттестата, следует оформить само предприятие, и в этом случае вам подойдет ИП, однако можно выбрать и другие организационные формы)
  • документа, который удостоверяет вашу личность
  • документов, которые подтверждают ваше владение средствами диагностики автомобилей с определенными техническими характеристиками
  • свидетельств, подтверждающих наличие в штате вашего предприятия как минимум одного технического эксперта с соответствующими навыками и знаниями
  • документов, подтверждающих, что вы можете передавать сведения в ЕАИС ТО
  • документа, подтверждающего ваши полномочия действовать от имени юридического лица
  • платежного поручения, которое подтверждает, что вы внесли плату за аккредитацию (на поручении ставится отметка банка).

После этого нужно также составить опись указанных документов и приложить к ним выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Затем можно обращаться в РАС. Подавая заявку на аккредитацию, можно выбрать сразу несколько сфер работы - бизнес на техосмотре может предполагать обслуживание разных транспортных средств - от мотоциклов и легковых авто и до грузовиков и пассажирских автобусов. Решение о выдаче вам аттестата будет принято в течение 10 рабочих дней, после чего сведения о вас будут внесены в официальный реестр (если, конечно, вам по каким-либо причинам не откажут). Стоит такой аттестат 20 тыс. рублей плюс 10 тыс. за каждый пункт техосмотра, указанный в заявлении. Ежегодное подтверждение аттестата обойдется в 15 тыс. рублей плюс по 10 тыс. за каждый пункт работы. Также 15 тыс. рублей нужно будет доплатить, если вам понадобится переоформление документа в связи с изменением каких-либо сведений о предприятии или его владельце (плюс по 10 тыс. за каждый новый пункт, вносимый в него).

Как открыть пункт техосмотра?

Когда все документы собраны, а аттестат аккредитации получен, можно приступать к поиску помещения (подойдет любой вариант с оптимальной площадью) и покупке специального оборудования. Последнее приобретается с учетом требований, изложенных в приказе Минпромторга России (№ 1677 от 6.12.2011). Так, обязательно нужно будет купить оборудование, диагностирующее

  • состояние тормозных систем
  • рулевое управление
  • внешние световые приборы
  • двигатель и все его системы
  • все прочие элементы

Также понадобится техника, измеряющая количество загрязнений в отработанных газах, компрессор и наконечники с манометром. Стоимость каждой единицы техники может быть разной в зависимости от производителя и дополнительных опций, однако в целом вам нужно будет приготовить на эти цели 250-300 тыс. рублей (минимум) или 1 млн рублей (максимум). Еще один важнейший нюанс, без которого грамотный бизнес на техосмотре невозможен, - подбор специалистов для работы на вашем предприятии. Это должен быть как минимум один эксперт, который и будет проводить диагностику транспортных средств, принимать решение о выдаче талона техосмотра для них и заверять его подписью. У эксперта обязательно должна быть соответствующая квалификация, опыт работы и определенные навыки, перечень которых изложен в приказе Минпромторга РФ № 1664 от 1.12.2011.

Какой доход принесет бизнес на техосмотре?

В целом, единоразовая плата за прохождение техосмотра одним автомобилей зависит от того, в каком регионе открыто предприятие, и какова категория автомобиля, и колеблется в пределах от 100 до 2,3 тыс. рублей. Следовательно, ежедневно вы сможете зарабатывать минимум 500-12 тыс. рублей (если будете проводить 5 техосмотров, однако их, как правило, бывает больше). Таким образом, ежемесячно вы сможете зарабатывать минимум минимум150-300 рублей. Примерно половину суммы вам нужно будет тратить на зарплату сотрудников, оплату коммунальных услуг и содержание оборудования. Также будут и другие расходы, и в целом, бизнес на техосмотре сможет окупиться примерно за год. Чтобы добиться этого, нужно вести свою деятельность бесперебойно, и для этого нужно лишь ежедневно передавать все сведения о проведенных техосмотрах в единую систему ЕАИС ТО (из нее данные черпают прежде всего страховые компании). Передача осуществляется прямо через сайт ГИБДД. И если при передаче сведений вы действуете аккуратно и не допускаете ошибок, будьте уверены: ваше предприятие будет процветать, и вы сможете постепенно наращивать прибыль, полностью окупив даже самые большие затраты.

Реформа системы техосмотра открыла новые возможности для доступа на этот рынок. Стать оператором ТО, при наличии соответствующей экспертно-технической базы, теперь могут все желающие. О том, как нововведения отразятся на работе действующих автосервисов, и о том, как не упустить "вакантные места" в новом сегменте, речь пойдет ниже.

Плюсов больше, чем минусов

Один из наиболее противоречивых аспектов новой системы технического осмотра транспортных средств заключается, собственно, в самой трактовке возникшей ситуации. Так, многие считают, что она стала хуже, чем прежде. В обществе сформировалось мнение, что страховщики все монополизировали, внедрили деформирующие закон схемы, а коррупция превзошла все мыслимые пределы, существовавшие до изменения порядка ТО. Преимущественно это голоса операторов техосмотра, которые переместились в новую инфраструктуру из прежней системы, сформированной МВД России в соответствии с Постановлением N 880 Правительства РФ.
А пока со всеми обстоятельствами возникших злоупотреблений (вроде выдачи талонов техосмотра без фактического проведения технического диагностирования) разбираются соответствующие органы, так называемые старые операторы несут убытки. С одной стороны - это потери от моратория на проведение проверок автомобилей, введенного в июне 2011 г. (Постановление Правительства РФ N 413). С другой - от новоявленных интерпретаций Федерального закона N 170-ФЗ, когда автовладельцам проще обойти закон и сделать техосмотр по "кривой" схеме. Ибо главное здесь - получить , потому что за его отсутствие предусмотрен ощутимый штраф.
Вместе с тем у нового механизма ТО есть свои плюсы. Судите сами: у владельцев автомобилей появилась возможность прохождения технического осмотра в любой точке страны вне зависимости от места регистрации автомобиля и, соответственно, вне зависимости от пристрастий инспектора ГИБДД. Технический осмотр стал существенно дешевле - предельная плата за него доступна любому автовладельцу. Сегодня цена проверки техсостояния во многих регионах России едва ли превышает 300 - 400 руб., то есть стоимость десяти - пятнадцати литров топлива.
Кроме того, Законом предусмотрены санкции против недобросовестных участников системы техосмотров вплоть до лишения документа об аккредитации. При этом если автовладелец считает, что пункт ТО нарушает его права, он вправе отказаться от таких услуг, обратиться в другой пункт для прохождения техосмотра, а также пожаловаться на незаконные действия оператора. Еще одна позитивная новация Федерального закона N 170-ФЗ, которую также хотелось бы отметить: теперь мы знаем всех участников рынка техосмотра, что называется, в лицо. Благодаря открытости информации в реестре операторов, который ведет Российский союз автостраховщиков (РСА), мы понимаем, кто занимается техосмотром, где расположены пункты ТО, а главное, сколько их. Кстати, именно эта норма Закона выявила, что операторов ТО в прежние годы явно не хватало (в пропорции к объему российского автопарка). Данный факт, собственно, и порождал недовольство автовладельцев и стимулировал появление теневого рынка продажи талонов гостехосмотра.
Сейчас, буквально с самого первого дня вступления Федерального закона N 170-ФЗ в силу, инфраструктура пунктов ТО динамично развивается, что можно отчетливо проследить по росту количества операторов ТО в реестре РСА.

Пропуск на рынок

Благодаря реформе техосмотра доступ на этот рынок получили новые игроки, среди которых ключевое место по праву принадлежит действующим предприятиям техобслуживания, или автосервисам. Опыт работы, наличие специалистов и материально-технической базы позволяют им попасть на рынок техосмотра легче, чем предпринимателям, которые хотят организовать такой бизнес с нуля.
Поэтому для предприятий технического сервиса реформа ТО - это исторически значимый момент (как известно, по прежнему законодательству в рамках Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 права участвовать в проведении техосмотра автомототранспорта они не имели).
Перейдем к вопросам практической реализации пункта ТО. Для того чтобы получить разрешение на проведение технического осмотра, существуют Правила аккредитации, зафиксированные в Приказе Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. N 697. Правила в принципе просты и умещаются в нескольких строках:
а) наличие в собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования;
б) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра;
в) наличие в штате не менее одного технического эксперта.
Следует признать, что аккредитация является сложным и многогранным процессом, кроссированным из множества нормативных правовых документов. И в этом, как показывает практика, заключается принципиальное затруднение для независимых автосервисов. В силу ограниченности своих материально-технических ресурсов многие не в состоянии содержать в штате квалифицированных юристов, а для некоторых директоров СТОА нормативные акты - просто дремучий лес.
В организационном плане создание пункта техосмотра отнюдь не быстрый процесс. Если вы стартуете "с нуля", чисто технологически цикл получения аккредитации занимает 3 - 6 месяцев. За это время необходимо реализовать несколько ключевых задач.
Во-первых, надо заказать, купить, смонтировать и запустить в эксплуатацию необходимое диагностическое оборудование. В России несколько поставщиков данной продукции, и они сейчас перегружены заказами. Соответственно, увеличиваются сроки поставки и монтажа. Стоимость среднего комплекта оборудования составляет от одного (российского производства) до двух миллионов рублей (импорт), если речь идет о линии технического контроля легковых автомобилей категории М1.
Во-вторых, надо принять на работу и включить в штат технических экспертов, а это непростая задача, так как в новом законодательстве требования к специалистам пунктов ТО существенно выросли. Технические вузы достаточно оперативно откликнулись на новые веяния, и сейчас они готовы предложить учебные курсы по программе "Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств" в полном соответствии с требованиями Приказа Минпромторга России от 1 декабря 2012 г. N 1664.
Количество техэкспертов на пункте ТО зависит от региона аккредитации, количества диагностических линий и постов технического контроля, а также от требований трудового законодательства РФ. В соответствии с Приказом Минфина России N 155-н нормативы обеспечения бланками ТТО и МСТО и, соответственно, пропускная способность пункта техосмотра ограничены фондом рабочего времени, установленным законом. Иначе говоря, запрещено одному техэксперту трудиться 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году без перерывов и выходных, выдавая рекорды по количеству проверок ТС в единицу времени.
В-третьих, надо создать систему документирования и передачи данных по проверкам транспорта. С этим вопросом легче, поскольку компьютеры и выход в интернет сейчас есть у всех.
В-четвертых, на заключительном этапе всего процесса подготовки необходимо собрать воедино и направить документы заявителя на аккредитацию в РСА. В реальности этот комплект представляет собой увесистую папку, но это фактически ваш пропуск в инфраструктуру техосмотров с получением права принимать решения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении.

На рынке есть "вакантные места"

Очевидно, что новая система техосмотров не может сформироваться в один миг. Согласно действующим положениям Федерального закона предусмотрен переходный период до 1 января 2014 г. Станции государственного техосмотра и пункты ТО, которые работали по Постановлению N 880 и имели договоры с территориальными подразделениями МВД, должны до указанного срока пройти аккредитацию. А пока они входят в реестр РСА в упрощенном заявительном порядке. Сегодня таких пунктов 2715 единиц по всей России. К ним следует добавить 434 новые станции ТО, прошедшие полный цикл аккредитации в РСА (по состоянию на 15 марта 2012 г.). Чтобы ответить на вопросы, достаточно ли такого количества станций ТО и есть ли коммерческий интерес принять участие в регистрации новых пунктов ТО, важно подчеркнуть следующее. В свое время была установлена пропорция, что на одну диагностическую линию должно приходиться 10 тысяч проверок автомототехники в год. На сегодняшний день в России зарегистрировано 48 млн транспортных средств. Исходя из устоявшихся нормативов, количество линий технического осмотра должно быть как минимум 4800 единиц. В настоящий момент существует уже более 3000 пунктов ТО. Сейчас новых операторов прибавляется 5 - 7 в день. Если подобная динамика будет сохраняться, к концу года мы сумеем подойти к минимально необходимому количеству пунктов техосмотра. При этом не могу не вспомнить, что РСА ранее заявляло о необходимости создания 10 000 пунктов на территории России.
Что же касается коммерческой стороны дела, то для автосервисов участие в системе ТО несет следующие преимущества: помимо непосредственного зарабатывания денег за счет проведения проверок техсостояния, оператор техосмотра реализует полисы ОСАГО (попутно и каско, а также иных страховых продуктов) и получает комиссионное вознаграждение от страховщиков. В данной ситуации формируется определенный клиентский поток на восстановительный ремонт после ДТП, и это тоже дополнительный доход, поскольку, увы, без аварий мы ездить пока не научились. Ну а в целом организация пункта техосмотра - это очевидный вклад в расширение спектра предлагаемых на сервисных станциях услуг и эффективное средство для удержания и расширения клиентской базы. Так что вакантные места в новой системе техосмотра еще есть, но при этом рекомендую автосервисам, которые только размышляют об участии в данной инфраструктуре, не медлить с принятием решения.
Ассоциация НАПТО, выполняя организационно-методические функции, находится на стороне интересов предприятий техобслуживания и ремонта, которые долгие годы были лишены возможности участия в техосмотре автотранспорта. С другой стороны, мы подтверждаем свою приверженность формированию правильной, эффективной инфраструктуры ответственных операторов техосмотра. Ведь речь идет о проверке весьма опасной продукции под названием автомобили, автобусы и мотоциклы.