Акты прокурорского реагирования в суде. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются: -

протест; -

представление; -

постановление; -

предостережение.

Протест - это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

Срок рассмотрения протеста десять дней с момента его поступления. В исключительных случаях, когда требуется немедленно устранить нарушения закона, прокурор вправе сам установить срок рассмотрения протеста, который может быть меньше, чем установленный законом. Если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, он должен рассматриваться на ближайшем заседании данного органа.

В случае, если протест подлежит рассмотрению в коллегиальном органе, о дне заседания должно быть сообщено прокурору, принесшему протест. Пока протест не рассмотрен прокурор или его заместитель могут отозвать свой протест. Сразу после принятия решения по протесту, содержание решение доводится до сведения в письменной форме до прокурора.

Следующим актом реагирования прокурора на нарушения закона является представление об устранении нарушений закона. Как следует из его наименования, оно готовится в случае выявления нарушений закона, причин и условий способствующих таковым. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление об устранении нарушений закона и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Также как и при рассмотрении протеста, если представление рассматривает коллегиальный орган, то заранее об этом и о дне заседания уведомляется прокурор. Законом установлен срок, в течение которого должностными лицами, получившими представление, должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; и в письменной форме сообщено прокурору о результатах принятых мер. Этот срок составляет один месяц со дня внесения представления.

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в су- дебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения: -

о признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика (ст. ст. 54, 55, 137, 138 УПК). -

о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства (ст. ст. 83, 86 УПК). -

о применении меры пресечения (ст. ст. 92, 101 УПК) и др.

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора - предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся про- тивоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдение прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Еще по теме 14.5 Акты реагирования прокурора на нарушения закона:

  1. НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЗАКОННОСТИ И МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ
  2. (., .1.4.). Гражданские права и обязанности, составляющие содержание гражданских правоотношений, возникают из юридических фактов, с которыми закон и другие правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей

Средства реагирования прокурора на нарушение законов реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает едино­го письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например, для протестов, вносимых в порядке уго­ловного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких, как заключения, даваемые прокурором в суде, - устная и письмен­ная формы .

Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специ­фику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений за­кона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.

По своему правовому содержанию протест прокурора означает тре­бование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противо­речащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законо­дательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены толь­ко прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отде­лов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.

Протест прокурора в порядке общего надзора - это документ про­курорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанав­ливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного ус­транения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест должен быть принесен в определенной форме. Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письмен­ной форме [Приложение З].

Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требова­ние об устранении нарушений законодательства, причин и условий, спо­собствующих этим нарушениям.

Представление прокурора, как правило, вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц, организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или должностным лицом. Куда направить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов, характера на­рушений. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкрет­ных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисцип­линарной, материальной или административной ответственности.

При подготовке представления могут быть использованы материалы общенадзорных проверок, а также данные, полученные в ходе прокурор­ской деятельности по другим отраслям надзора [ 3, c. 215].

Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть при­няты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требо­ваний. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сооб­щено в письменной форме о мерах, принятых по представлению.

Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкрет­ный акт.[Приложение К]

Постановление - акт прокурорского надзора, содержащий в зависи­мости от характера нарушения закона мотивированное решение прокуро­ра или его заместителя о возбуждении уголовного дела, производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного про­изводства либо о привлечении лица к материальной ответственности.

Постановление содержит следующие реквизиты: наименование акта (Постановление), дату и место его вынесения, должность и фамилию про­курора, описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен, указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон, предложение прокурора о наложении административного взыскания, наименование органа, куда направляется постановление для исполнения, разъяснение о праве обжа­лования постановления вышестоящему прокурору, указание на сроки рас­смотрения постановления и сообщения о его рассмотрении прокурору, должность, классный чин, фамилию прокурора, его подпись.

Постановление прокурора или его заместителя до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или вышестоящим про­курором [Приложение Г].

Предписание - акт прокурорского над­зора об устранении нарушений законодательства, который выносится про­курором или его заместителем в случаях нарушения законодательства, но­сящего явный характер и могущего причинить существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, общественным и госу­дарственным интересам, если оно не будет немедленно устранено .

Предписание направляется органу или должностному лицу, допустив­шему нарушение законодательства, либо вышестоящему в порядке подчи­ненности органу или должностному лицу, правомочному устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законода­тельства, который нарушен, характер правонарушения и конкретное пред­ложение о мерах по его устранению. Предписание подлежит немедленно­му исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его за­местителю.

Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание выше­стоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десяти­дневный срок со дня поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Л].

Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора о недопус­тимости повторного совершения лицом правонарушений, влекущих от­ветственность, установленную законодательством, либо совершения гото­вящихся им противоправных действий, объявляемый такому лицу в целях предупреждения совершения им правонарушений .

Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его за­местителем, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется ему лично под расписку. При несогласии с официальным пре­дупреждением лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе обжа­ловать его вышестоящему прокурору, решение которого по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение А].

От успешного проведения прокурорского надзора во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут. Посредством актов прокурорского надзора прокурор влияет на процесс установления законности.

Работа прокурора представляет собой один из видов государственной деятельности, направленный на охрану правопорядка. Задачей каждого профессионала в этой сфере является обеспечение законности и соблюдение прав, свобод и интересов человека по всей территории Российского государства. Прокурорский надзор полностью регламентируется федеральным законодательством, поэтому осуществляется только в пределах правовой сферы.

Что такое прокурорский контроль и какова роль актов реагирования?

Стоит отметить, что контроль со стороны государства осуществляется многими другими органами. Каждый из них имеет свою компетенцию, объем полномочий, четко определенный нормативно-правовыми документами. У данных органов имеются также свои очерченные области надзора и контроля, т. е. сферы деятельности. В отличие от этих государственных структур, надзор имеет практически безграничные сферы влияния во всех спектрах общественных отношений, если говорить о пределах единой территориально целостной страны.

Акт прокурорского реагирования - это документ, имеющий достаточную юридическую силу, являющийся фактически «инструментом» деятельности данных органов. Не допускать нарушений законов и устранять уже состоявшиеся нарушения - основные задачи, которые стоят перед ними в ходе реализации должностных полномочий каждым сотрудником.

Актами прокурорского реагирования являются несколько видов документов:

  • протест;
  • представление;
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

Детальное рассмотрение прокурорского протеста: цель документа

К первому относится протест. Это один из актов, который подготавливается самим государственным обвинителем или его прямым заместителем, ни в коем случае не противоречит действующей Конституции РФ, другим законам и не нарушает права человека. Протест прокурора является ответным актом на противоправный документ, изданный должностным лицом или органом. Подан он может быть нарушителю, в вышестоящие инстанции либо в судебном процессуальном порядке, предусмотренном законодательной базой.

Как правило, протест прокурора несет в себе требование срочного устранения противоречий и несоответствий «букве закона», присутствующих в изданном нормативно-правовом акте. Кроме того, государственный обвинитель вправе потребовать от органа или лица, издавшего противоправный акт, приведения документа в максимальное соответствие с федеральным законодательством или его окончательной отмены.

Все виды прокурорского реагирования, применяемые в деятельности органов, являются публичными требованиями, заявлениями, доказыванием. Поэтому задача принести протест к органу-нарушителю или издавшему акт, согласно законам РФ, стоит непосредственно перед обвинителем и его прямым заместителем. В случае необходимости подачи документа в суд или вышестоящему должностному лицу в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами сделать это могут только вышеуказанные лица.

Кратко о структуре прокурорской иерархии при вынесении протестов

Решение государственного обвинителя федерально-окружного звена о вынесении протеста на правовые акты центральных ведомств и министерств невозможно. Только Генеральный прокурор РФ, а также лица, замещающие его, вправе опротестовать такие акты, не соответствующие законам государства. Соответственно, обвинители наделены полномочиями опротестования правовых документов исполнительных органов соответствующего субъекта, контролирующих структур соответствующего звена.

Причем акты реагирования прокурорского надзора свыше являются обязательными для выполнения всеми нижестоящими прокурорами. В этом случае государственный прокурор имеет право в пределах своей компетенции приносить протесты как к органам своего уровня, так и к нижестоящим. Наоборот быть не может. Между тем допускается возможность подготовки проекта нижестоящим прокурором в случае обнаружения им незаконного акта должностных лиц или органа, находящихся в компетенции прокурора вышестоящего уровня.

Что представляет собой представление прокурора?

Следующий акт прокурорского реагирования - Целью данного документа является устранение законных нарушений, провоцирующих их факторов, а также обстоятельств и условий, им сопутствующих. Мощная законодательная база и целый перечень документов, изданных Генеральной прокуратурой РФ, в частности Приказ ГП РФ от 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях», позволяет использовать такой метод борьбы с нарушениями закона, как представление.

Все образцы актов прокурорского реагирования на нарушения госорганов имеют утвержденную форму. Они вносятся так же, как и протест, прокурором или лицом, замещающим его. Приносят представление в госорган или человеку, занимающему соответствующую должность или наделенному полномочиями в рассмотрении и устранении допущенных нарушений. Представление прокурора в любом случае рассматривается без отлагательств, в ближайшие 3 дня. Чтобы вынести представление, государственный обвинитель должен быть готов к изучению материалов предшествующей проверки. Единственным основанием для предъявления прокурорского представления можно считать установленные факты нарушений.

Что включает в себя представление прокурора?

В любом из представлений, внесенных прокурором, независимо от федерального уровня, содержится следующая информация:

  1. Указывается должностное лицо или орган, которому направляется акт прокурорского реагирования.
  2. Информационные источники, в которых присутствуют данные о конкретных нарушениях закона.
  3. Непосредственная характеристика нарушений, включающая рассмотрение и анализ причин, условий и обстоятельств, способствовавших допущению ошибок в нормативно-правовых актах.
  4. Прокурорские требования об устранении нарушений и основополагающих обстоятельств, факторов.
  5. Указания прокурора касаемо процедуры и контрольных сроков рассмотрения органом или лицом-нарушителем представления.

Дополнительное содержание представлений прокурора

В тексте представления могут иметь место и рекомендации прокурора по поводу ликвидации нарушения. В любом случае они должны обладать правовой направленностью, не нести характер действия, посягающего на процесс управления в той или иной сфере деятельности, обозначенной зачастую как оперативно-хозяйственная.

От прокурора могут исходить также предложения по устранению обстоятельств, спровоцировавших нарушение закона. Здесь речь идет в большинстве случаев о правовых «нестыковках» технической, организационно-управленческой и экономической областей.


Такие акты прокурорского реагирования (виды таких документов относят к числу второстепенных нормативно-правовых документов) оформлены в соответствии с заключениями узкопрофильных специалистов соответствующих сфер, других материалов проверок, ревизий и т. д.

Особенности включения прокурором контрольных сроков

Что касается требований прокурора, направленных на скорейшее устранение причин правонарушений, то нередко в них содержится постановка вопроса о привлечении к материальной или дисциплинарной ответственности виновных в произошедшем лиц. Естественно, что в действиях нарушителей признаки или уголовного преступления отсутствуют.

Если изучить некоторые образцы актов прокурорского реагирования, особенно представление, то в большинстве из них нельзя найти подробного описания и процедуры рассмотрения внесенного документа. Однако о том, что документ рассматривается без отлагательств, говорить, пожалуй, не стоит. Срок, предоставляемый для рассмотрения, также точно не установлен. Между тем четко обозначено, что конкретные меры по устранению состоявшихся правонарушений, а также сопряженных с ними факторов, должны быть приняты в течение ближайших 30 дней.

Месяц, отведенный на принятие каких-либо решений и действий для органа или лица-нарушителя, как правило, воспринимается отвечающей стороной как срок для рассмотрения. Избежать длительной бумажной волокиты можно только в случае включения в представление четкого разъяснения о сроках и датах. Только при умышленном игнорировании требований прокурор может иметь достаточно веские основания для возбуждения производства об административном правонарушении.

Характерные черты и сфера применения постановления прокурора

Акты прокурорского реагирования, виды которых заслуживают подробного рассмотрения, многообразны. Список можно продолжить следующим необходимым документом, являющимся результатом деятельности органов прокуратуры. В данном случае речь идет о постановлении. Нормативно-правовой акт этого типа прокурор вправе выносить в ходе реализации надзора в различных сферах хозяйственной, здравоохранительной, социально-культурной, транспортной и других сферах общественных отношений. Постановление прокурора - немаловажный акт, незаменимый в случае участия в процессуальной деятельности по производствам уголовных дел.

Ведь прокурор, осуществляя свои функции надзора над соблюдением законодательной базы РФ государственными органами высшего звена, комитетами, службами, органами исполнительной власти, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, имеет все полномочия для того, чтобы вынести постановление о возбуждении уголовного дела или начале производственного процесса об административном правонарушении.

Решение прокурора по уголовному делу, а также первые результаты рассмотрения принимаются правоохранительными органами, о чем должно быть изложено в письменной форме.

Прокуроры или должностные лица, их замещающие, обязаны вынести образец постановления в случае необходимости освобождения незаконно содержащегося под стражей лица в местах лишения свободы принудительного характера, а также в судебно-психиатрическом учреждении при незаконном необоснованном помещении.

Прокурорское постановление обязательно для выполнения администрацией учреждения, исполнительными судебными органами, работающими с лицами, приговор которых не связан с лишением или ограничением свободы. Стоит также отметить, что прокурор имеет достаточно полномочий для самостоятельного принятия любого процессуального решения в ходе уголовного производства на любой из досудебных стадий.

Образец постановления может совмещать в себе решения, требующие от участников процесса выполнения определенных действий. Например:

  • признать гражданским ответчиком гражданского истца;
  • приобщить к уголовному делу важные ;
  • применить объективную, по мнению обвинителя, меру пресечения.

Что такое предостережение прокурора

Еще одним средством прокурорского надзора следует назвать предостережение, направленное на недопущение нарушений законов. При наличии данных о запланированных противоправных действиях лицам, занимающим ответственные посты, объявляется предписание. Образец документа имеет конкретную утвержденную законодательством форму. В письменном виде от прокурора или его заместителя предостережение чаще всего направляют с целью предупреждения актов экстремистской деятельности.

Только при наличии объективных, достоверных и подтвержденных информационных данных о предстоящих противоправных действиях прокурор или его заместители, а также прокуроры нижестоящего звена направляют лицам предостережение. Документ в себя включает:

  • подтвержденные сведения о планируемом преступном деянии;
  • конкретные основания для объявления данного акта прокурорского реагирования;
  • перечень допущенных нарушений, а также срок для их устранения (не менее 2 месяцев).

В 1999 году Генеральной прокуратурой РФ было направлено указание «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона». В этом документе подробно описаны всевозможные условия вынесения предписания. Этот нормативно-правовой акт прокуроры всех звеньев, а также военные и специализированные используют как основную меру для профилактики проступков.

Так же, как и протест, постановление и представление, предостережение осуществляется исключительно главными работниками прокуратуры. Стоит отметить, что предостережение как таковое прокуроры используют для того, чтобы осуществить надзор за полноценным воплощением законов и подзаконных правовых актов.

В чем заключается необходимость актов прокурорского реагирования?

Независимо от того, какой конкретный акт прокурорского реагирования и надзора направлен к тому или иному органу, организации и т. д., он должен быть выполнен в установленный срок, поскольку подлежит неукоснительному исполнению.

Сферы деятельности и надзора прокурора достаточно широки. К ним относят:

  • контроль над исполнением законов;
  • надзор с целью соблюдения прав и свобод человека;
  • контроль за деятельностью следственных оперативно-розыскного сектора;
  • надзор над беспрекословным выполнением нормативно-правовых актов администрациями районов, городов;
  • контроль за исполнением законодательной базы администрациями мест лишения свободы и учреждений содержания принудительного характера.

В случае умышленного невыполнения прокурорских требований, обоснованных достаточными полномочиями, любой из проигнорированных актов реагирования - протест, постановление, предписание (образец каждого из них можно найти в качестве приложения к соответствующему законодательному акту) чреват для нарушителя наложением штрафа, средний размер которого составляет 1-3 тысячи рублей (согласно КоАП РФ).

Арендный блок

Акт прокурорского реагирования - это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные нарушения закона.

Виды:

протест (прокурор или его заместитель его приносит - ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Сущность протеста - указание прокурора на то, в чем именно выражено нарушение закона и требование от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и интересы государственных и иных органов. Срок рассмотрения протеста - 10 дней со дня его поступления. Требования, предъявляемые к протесту: 1) должен быть принесен в письменной форме на официальном бланке органа прокуратуры; 2) должен состоять из пяти частей с определенным содержанием. Структура протеста: а) вводная часть (содержит сведения об адресате, акте прокурорского реагирования и предмете опротестования и начинается с указания органа или должностного лица, возглавляющего данный орган, к которому обращается прокурор. Дается полное официальное наименование адресатов, после этого указывается название акта прокурорского реагирования: «Протест», наименование опротестованного правового акта, его дата и номер, орган или должностное лицо, издавшее данный акт; б) описательная часть (содержит изложение содержания незакнной части правового акта без каких - либо оценок. Можно излагать в прямой или косвенной речи, но точно отражать смысл правового акта); в) мотивировочная часть (дается юридическое обоснование незаконности правового акта + указание на на основания его неправомерности или его части); г) резолютивная часть (это логический вывод из всего предшествующего изложения - обычно в форме предложений прокурора о необходимости отмены или изменения незаконного правового акта или его части со ссылкой на ст. 23 ФЗ о прокуратуре); д) заключительная (это подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

представление об устранении нарушения закона (прокурор его вносит - ст. 24 ФЗ о прокуратуре). Оно обычно выносится по группе нарушений закона, по результатам проведенной проверки или несколько проверок, на основании обобщенных материалов о выявленных нарушениях закона и способствующих им обстоятельств. Такое представление должно содержать: 1) анализ выявленных нарушений законов с указанием характера нарушений, их частоты, серьезности; 2) анализ конкретных обстоятельств, способствовавших нарушеням законов; 3) анализ причин, в силу, в силу которых меры, предпринимаемые ранее прокурором; 4) предложения прокурора относительно мероприятий, которые следует предпринять для устранения нарушений закона. Структура: а) вводная часть (место, дата вынесения, сведения об адресате, наименование акта прокурорского реагирования, основания обращения с представлением); б) описательная (синтезирующая) часть (общая оценка состояния законности. Указывается на количество нарушений законов, размер причиненного вреда, динамику нарушений законности...); в) мотивировочно - аналитическая часть (анализ причин и условий, способствующих совершению нарушений законов); г) резолютивная часть (начинается словами «Прошу - безотлагательность рассмотрения представления в течение определенного времени, предлагаю - рекомендации и предложения по устранению нарушений законов, требую - просьба о принятии мер по устранению нарушений законов»); д) заключительная (подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ о прокуратуре РФ). Необходимость применения этого акта обусловлена самим характером деятельности прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих обязанностей. Суть - предъявление пркоурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъяснения ему о возможных последствиях, если действия не будут прекращены. Структура: 1) вводная часть (название акта, дата составления, место составления); 2) описательная часть (какая именно проверка послужила основанием объявления предостережения, наименование закона, которому действия противоречат и возможные последствия); 3) резолютивная часть (начинается со слова «предостерегаю» и включает в себя ФИО предостерегаемого лица, места его работы и должность, место его жительства, указание о недопустимости указанных нарушений закона, разъяснение ответственности за продолжение неправомерных действий + права на обжалования вышестоящему прокурору или в суд, подпись прокурора, применившего предостережение с указанием должности, классного чина и фамилии, фамилия и подпись лица, которому объявлено предостережение)

заявление в суд с требованием о признании незаконным правового акта управления (ст. 23 ФЗ о прокуратуре). Такие дела (из публичных правоотношений) рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями; суд не связан основаниями и доводами заявленных требований; обязанности по доказыванию возлагаются на орган, принявший НПА. Подача заявления об оспаривании НПА в суд не приостанавливает действие оспариваемого НПА. Прокурор обращается в суд, как правило, в случае отклонения протеста органом.

мотивированное постановление о направлении материалов дела следователем или дознавателем о решении вопросов уголовного преследования - в случае необходимости привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности

постановление о возбуждении дела об административном правонарушении - цель - поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.

требование об изменении НПА

Общие требования к актам прокурорского реагирования:

своевременность;

оперативность

обоснованность

комплексность

маневренность

носить меры предупредительно - профилактического характера.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор в Российской Федерации. Правовые основы, Конституция РФ. Генеральный прокурор РФ. Сущность и задачи прокурорского надзора. Система государственных органов. Прокуратура РФ

К данному материалу относятся разделы:

Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации

Предмет и система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»

Понятие и система функций органов прокуратуры, их общая характеристика

Функция уголовного преследования: понятие и значение. Компетенция органов прокуратуры по возбуждению и расследованию уголовных дел. Категории уголовных дел, подследственных следователям прокуратуры

Сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его особенности. Задачи и цели прокурорского надзора. Понятие отраслей и направлений прокурорского надзора, их краткая характеристика

Проблемы и пути совершенствования организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации

Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

Система и структура органов и учреждений прокуратуры РФ

Соотношение прокурорского надзора и деятельности иных органов, осуществляющих контроль и надзор

Понятие, задачи, содержание и особенности надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории

Характеристика надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов: цели и задачи, предмет и пределы

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и правовые средства их реализации

Понятие и виды проверок, требования, предъявляемые к их проведению. Поводы и основания для проведения прокурорских проверок исполнения закона

Методика проведения прокурорской проверки за соответствием закону правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами

Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Требования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором

Предпосылки возникновения отрасли надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Роль и правовое положение прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина

Понятие, предмет, пределы и цели прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Соотношение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с другими отраслями прокурорского надзора

Полномочия прокурора и правовые средства, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина

Порядок рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, его отличие от других отраслей надзора

Понятие, предмет и особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Акты прокурорского реагирования. Правовые средства прокурорского надзора, используемые для выявления, устранения и предупреждения нарушений закона

Надзор за исполнением законов о приеме, регистрации, учете, рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью привлечения граждан в качестве обвиняемых

Надзор прокурора на заключительном этапе расследования. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля

Сущность и задачи деятельности прокурора, участвующего в уголовном судопроизводстве. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения закона

Участие прокурора в разбирательстве уголовных дел мировым судьей и судом первой инстанции, проблемы его эффективности. Поддержание государственного обвинения, отказ от обвинения

Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении уголовных дел апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями. Представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок и срок подачи, виды, содержание

Участие прокурора в возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров, постановлений и определений по уголовным делам и осуществления судебными приставами своих полномочий

Сущность и задачи деятельности прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве

Основания и порядок обращения прокурора с заявлением в суды общей юрисдикции. Процессуальное положение прокурора, обратившегося с заявлением. Участие прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции

Особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам. Представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок и срок подачи

Основания и порядок предъявления прокурором исков и заявлений в арбитражный суд. Процессуальное положение прокурора, обратившегося с заявлением. Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом по первой инстанции

Особенности участия прокурора при рассмотрении дел в арбитражных судах апелляционной, кассационной инстанций. Апелляционная и кассационная жалобы, надзорное представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок, форма и срок подачи

Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором. Особенности участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Правовые акты

Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы

Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел о несовершеннолетних

Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательных колониях несовершеннолетних

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции

Методика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере коррупции

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью самостоятельный вид деятельности прокуратуры: правовые основы, цели принципы, формы участия. Состояние и совершенствование координации деятельности правоохранительных органов

Участие прокурора в правотворческой деятельности - самостоятельный вид деятельности прокуратуры: правовые основы, цели, направления, формы участия. Новые тенденции в развитии данного вида деятельности органов прокуратуры

Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, содержание, защита

Вещно-правовые способы защиты права собственности. Основания вендикационного иска. Муниципальное имущество. Собственность муниципальных образований

Охрана труда и экология. Раздел дипломного проекта

В данном дипломной проекте разрабатывается технология изготовления корпуса управляющего узла летательного аппарата

Поняття морського страхування. Надзвичайні морські події

Морське право. Морське страхування - один із найдавніших видів страхування. Договір морського страхування права та обов"язки сторін в договорі морського страхування. Зміст поняття загальної аварії. Світова практика виробила й особливе поняття аварії. Під аварією звичайно розуміється небажана. Арбітраж в морському праві.

Машины для доения и первичной обработки молока

Доильные аппараты. Доильные установки для доения в ведро и молокопровод. Доильные установки для доения в доильных залах. Оборудование для очистки и разделения молока. Оборудование для охлаждения молока. Оборудование для тепловой обработки молока.

Автоматизация и интеллектуального управления системой отопления

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы автоматизации и интеллектуального управления системой отопления. Предложена система управления газовым котлом посредством мобильного телефона.

Прокуратура, как уже отмечалось, при осуществлении надзора не обладает административно-властными полномочиями в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц. Поэтому в случае выявления фактов нарушения законов или издания незаконных актов прокурор сам не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушение закона. Не может применить меры воздействия к лицу, допустившему нарушение закона. Но и оставить выявленное правонарушение без внимания прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан отреагировать на факт нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, уполномоченных устранить допущенные нарушения. Реагирование на выявленное нарушение закона реализуется прокурором путем вынесения соответствующего документа, именуемого актом прокурорского реагирования (актом прокурорского надзора).

Акт прокурорского реагирования - официальный документ (акт), вынесенный прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица, в котором излагается сущность выявленных нарушений закона и дается предписание об их устранении.

Виды актов прокурорского реагирования установлены Законом о прокуратуре (ст. 23-25.1). К ним относятся: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Выбор вида акта прокурорского реагирования зависит от характера и степени нарушения закона, распространенности таких нарушений, правового статуса органа или должностного лица, которому адресуется акт прокурора.

Протест прокурора - акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо о его отмене. Протест приносят прокурор или его заместитель. Он направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит рассмотрению нс позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест (ст. 23 Закона о прокуратуре).

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования об устранении выявленных нарушений закона либо об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, направленный прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Поводом для внесения представлений являются факты неоднократных нарушений законов, незаконных действий или, наоборот, бездействия со стороны должностных лиц, влекущих нарушение общественно значимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и не позднее месячного срока со дня внесения представления по нему должны быть приняты конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. О результатах рассмотрения представления должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст. 24 Закона о прокуратуре).

Постановление прокурора - акт прокурорского реагирования на нарушения законов, влекущих административную и уголовную ответственность (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Если нарушение закона носит характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. И затем данное постановление направляет на рассмотрение органа или должностного лица, уполномоченного законом рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях. Таким законом является

КоАП. О результатах рассмотрения постановления должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В тех же случаях, когда нарушение закона имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении материала по данному факту в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), допустившего нарушение уголовного законодательства.

Прокурор и его заместитель освобождают своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений, и т.д.

Предостережение в недопустимости нарушения закона - это акт прокурорского реагирования, адресуемый должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам, при получении прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях, о недопустимости нарушения закона. Предостережение выносится прокурором или его заместителем (ст. 25.1. Закона о прокуратуре).

Данный акт имеет явно выраженный превентивный (предупредительный) характер. Он выносится лишь при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях либо при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Предостережение применяется к должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Основная цель применения предостережения состоит в недопущении более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Этот акт не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережения прокуратуры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования, который именуется требованием об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта - это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в орган, организацию или должностному лицу, которые издали данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Требование подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган государственной власти местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается прокурору.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующим органом, организацией или должностным лицом.