Имею вид на жительство не работают. Прием на работу иностранцев с внж

Прием на работу иностранных граждан с видом на жительство в 2019 году давно был окончательно урегулирован. Но работодатели зачастую все еще стараются оформить какие-либо дополнительные документы, чтобы принять иностранца, при этом перестраховаться от вопросов со стороны ГУВМ (УФМС). Какие права есть у самого принимаемого на должность гражданина и что должен делать будущий работодатель?

Вид на жительство обязателен для тех иностранных граждан, которые планируют непрерывно и продолжительно проживать в России. Такие документы подтверждают право человека на жизнь внутри страны, получение свобод, гарантий, льгот, беспрепятственное пересечение Государственной границы. Вид на жительство в 2019, выдаваемый ГУВМ (ФМС), у апатридов является еще и документом, удостоверяющим личность.

Юридическую силу он имеет на протяжении пяти лет, после чего утрачивает ее. Когда срок подходит к концу, у иностранного гражданина (апатрида) есть возможность продлить вид на жительство в ГУВМ (ФМС) России. Заявление о пролонгации миграционный орган должен принять, как минимум, за 60 суток до дня окончания действия. Как правило, никаких препятствий и ограничений не бывает. В законодательстве указано, что документы в 2019 могут продлеваться неограниченное количество раз.

Порядок выдачи ВНЖ

Каким образом у иностранца возникает возможность получить вид на жительство? Оформить ВНЖ есть право у граждан зарубежья или апатридов, если они прожили на территории РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, также получаемого через ГУВМ (УФМС).

Ряд иностранных граждан может получить вид на жительство, даже не проходя через этап проживания в РФ в течение года. Данные положения урегулированы принципами международного права и договорами между государствами. К этой категории относятся жители Беларуси, Таджикистана, а также украинские беженцы. Упрощенный вариант приобретения ВНЖ в 2019 году предусматривается для апатридов, проживающих в Туркменистане. Основанием для данных привилегий является Соглашение о защите прав и свобод переселенцев.

Вид на жительство для иностранных граждан не обязателен, если речь идет о квалифицированных специалистах приоритетных отраслей экономики. Относится это и к их родственникам, переезжающим вместе с данным лицом. Порядок оформления в этом случае определяется нормативными правовыми актами ГУВМ (УФМС) России и Федеральным законом №115 2002 года.

Освобождение от получения ВНЖ

Указанный ранее ФЗ устанавливает перечень тех категорий иностранных граждан, которые не обязаны получать какие-либо разрешительные документы для того, чтобы осуществлять определенный вид трудовой деятельности:

  • сотрудники представительств, посольств;
  • составы дипломатической миссии;
  • работники организаций международного уровня;
  • аккредитованные в 2019 на работу в Российской Федерации журналисты;
  • граждане зарубежных стран, получающие среднее или высшее учреждение в РФ (кстати, они могут в свободное время работать);
  • участники Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за границей;
  • преподавательский и научный состав, устраивающийся на работу в России;
  • официальные представители производимой за границей продукции, поставщики (в случае необходимости установки, наладки оборудования, обслуживания товара по гарантии).

Официальное трудоустройство по ВНЖ

Легальный прием на работу осуществляется по трудовой книжке. Но многое зависит и от того статуса, который в 2019 году имеется у иностранного гражданина.

Лицо может быть устроено на должность в том же порядке, как и полноправный россиянин. Ему предоставляется вся совокупность социальных гарантий.

Иностранцы, которые получили вид на жительство, не получают в ГУВМ (ФМС) РФ какие-либо разрешительные документы, подтверждающие возможность законно трудиться на территории страны. При приеме иностранного гражданина на работу работодатель берет на себя обязанность уведомлять ГУВМ (ФМС) об этом.

Основы трудовых отношений с иностранцами

Трудовые отношения работодателя и иностранного гражданина, проживающего на основании ВНЖ, в 2019 выстраиваются так же, как и с полноправными россиянами. Как уже говорилось ранее, разрешительные документы, например, патент, они не получают. Прием на работу таких граждан проходит в стандартном порядке. Таким образом, за видом на жительство закреплена задача – приравнять иностранца к гражданину РФ.

Предъявляемая документация

Лицо при приеме на работу должно представить по месту устройства документы, указанные в части первой статьи 65 Трудового кодекса РФ, за рядом исключений.

  1. Нерационально требовать документы о постановке на воинский учет, так как иностранцы не обязываются к прохождению военной службы в России.
  2. Для того чтобы заключить контракт, нужно оформить СНИЛС. Если у человека данный номер отсутствует, работодатель должен самостоятельно заняться его оформлением.
  3. Кроме указанных в Кодексе бумаг, необходима к представлению миграционная карта, выдаваемая и заполняемая еще на границе, при первом ее пересечении.
  4. Работодателю нужно уведомлять о том, законно ли был приобретен вид (на соответствующем бланке, установленном законодательно), действует ли он на сегодняшний день.
  5. Срочный или бессрочный договор заключается согласно положениям статьи 67 ТК РФ. Гражданско-правовые договоры на выполнение каких-либо работ или оказание услуг подписываются в соответствии с гражданским законодательством.
  6. Приказ или распоряжение о приеме на работу и ознакомление с ним сотрудника по правилам 2019 года осуществляется не позднее чем в трехдневный срок после начала ведения трудовой деятельности.
  7. В случае отсутствия стажа в России или странах, входивших в Советский Союз, как следствии, и трудовой книжки образца 2002 (1974) года работодатель должен ее выдать при приеме на работу.

Записи могут вноситься исключительно в документы российского образца, соответственно, трудовые книжки зарубежной страны не используются, так как это запрещено законом.

  1. Трудоустройство в 2019 году предполагает оформление на иностранца личной карточки.
  2. ГУВМ (УМФС) России необходимо уведомлять о приеме сотрудника на работу в течение трех дней. В противном случае, нарушается статья 13 ФЗ №115.

Федеральная миграционная служба упразднена в апреле 2019 года. Органом, заменившим ее, стало Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России.

Особенности выстраивания трудовых отношений

Категория иностранцев, проживающих в РФ постоянно (на основании ВНЖ) автоматически признаются налоговыми органами резидентами страны, так как они более половины года находятся в России. Соответственно, они обязаны платить подоходный налог (ставка – 13%) от заработной платы.

Регулярно находящиеся внутри страны иностранцы попадают под определение категории застрахованных лиц. На основании законодательства им необходимо каждый налоговый период вносить страховые взносы во внебюджетные фонды обязательного медицинского, социального и пенсионного страхования.

Таким образом, в 2019 году от работодателя и сотрудника не требуется оформление дополнительных бумаг, запросов. А встречающийся часто прием на работу иностранцев неофициально – простая неграмотность в юридической сфере или нежелание оформлять договор в стандартном порядке.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Данный пост написан в рамках сотрудничества с Superjob в качестве развернутого ответа на письмо, поступившее в Superjob:

«Прошу Вас сделать обзор на такое явление, как "Вид на жительство" в РФ. Написать это письмо меня сподвигла некомпетентность 99% кадровиков компаний, которые не знают элементарных законов РФ и Трудового Кодекса в частности.
По закону, иностранный гражданин с видом на жительство имеет право работать и ему не требуется никаких дополнительных бумаг...
На деле же получается обратное: проходишь собеседование, всех все устраивает, подходит дело к оформлению, как только узнают, что Вид на жительство, начинаются ссылки на мифический, другой бухгалтерский учет, хотя все учеты такие же как у россиян. И этим страдают не только маленькие компании, но и такие гиганты как "Metro Cash and Carry", "Сбербанк" и т.д.
Прошу Вас, как полезное и информативное издание, просветить наших кадровиков, которые не могут элементарно даже посмотреть форумы кадровиков, где про это все написано. Надеюсь на Вашу благосклонность.
»

Практика показывает, что работодатели часто перестраховываются при оформлении иностранных граждан на работу, даже тогда, когда такой необходимости нет.

Давайте разберемся, какие права имеют иностранные граждане, имеющие вид на жительство, при оформлении на работу в Российской Федерации.

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд и въезд в страну. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет . По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган ФМС России не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет . Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено .

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Для отдельных категорий иностранных граждан в соответствии с международными договорами установлена возможность, минуя стадию получения разрешения на временное проживание обратиться, с заявлением о выдаче вида на жительство. К таким иностранным гражданам относятся граждане Республики Беларусь , а также граждане Туркменистана и лица без гражданства, переселяющиеся из Туркменистана в Россию в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев и имеющие в собственности на территории России жилое помещение.

Также, без получения разрешения на временное проживание, вид на жительство может быть выдано прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей.

Порядок выдачи вида на жительство установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215.

Полный перечень лиц, не нуждающихся в разрешении на работу , указан в п. 4 ст. 13 Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в частности:

Сотрудники посольств и дипломатических представительств;

Сотрудники консульств;

Работники международных организаций;

Журналисты, аккредитованные для работы в России;

Участники программ по оказанию помощи в возвращении домой российских граждан, которые проживают за границей;

Люди, обучающиеся в России и желающие поработать во время каникул или во внеурочное время;

Преподаватели или ученые, занятые преподавательской деятельностью и научными изысканиями;

Представители зарубежных поставщиков или производителей, если требуется выполнить монтаж оборудования или произвести его гарантийное обслуживание

Этот же Закон предусматривает разделение всех находящихся в России иностранцев по следующим критериям:

- Временно пребывающие - лица, которые находятся на территории России на основании миграционной карты сроком не более 90 дней (приехавшие на основании визы или без таковой). В случае заключения с временно пребывающим трудового договора, действие миграционной карты продлевается на один год ;

- Временно проживающие - лица, которым разрешено находиться на территории Российской Федерации на срок до 3-х лет , они должны ежегодно обращаться в миграционную службу для подтверждения своего статуса;

- Постоянно проживающие - лица, получившие вид на жительство, т.е., признанные постоянно живущими на территории России.

Прием на работу иностранных граждан и официальное оформление зависит от их статуса в России .

Трудоустройство лиц с видом на жительство осуществляется в аналогичном порядке, что и трудоустройство россиян с предоставлением таких же социальных гарантий.

Вид на жительство подтверждает права иностранного гражданина постоянно находиться в РФ, свободно перемещаться, въезжать и выезжать.

Государственные учреждения и ведомства уведомлять о приеме на работу иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, увольнении его с работы и других событиях в его трудовой деятельности не требуется .

Для оформления на работу иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, следует:

1. Запросить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 65 ТК РФ. Требовать у иностранных работников документы воинского учета не нужно , поскольку иностранные граждане не являются военнообязанными в России, то есть не могут служить по призыву, пребывать в запасе и т.п. (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г., п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.).

При заключении трудового договора необходимо оформить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, если оно отсутствует его (ч. 4 ст. 65 Трудового кодекса РФ, абз. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г.).

2. Следует удостовериться, не просрочен ли вид на жительство в России, оформленный на бланке по установленной форме.

3. Заключить с работником трудовой договор (срочный либо на неопределенный срок) в соответствии со ст. 67 ТК РФ.

4. Издать приказ о приеме на работу и ознакомить работника под подпись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ч. 1, 2 ст. 68 ТК РФ).

5. В случае отсутствия трудовой книжки необходимо ее оформить. Записи о работе следует делать в трудовую книжку российского образца (можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка иностранного образца, нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (п. 4 ст. 65, ст. 66 Трудового кодекса РФ, письмо Роструда № 908-6-1 от 15 июня 2005 г.). Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в соответствии с п. 3.1 Инструкции, утв. Постановлением Министерства труда РФ № 69 от 10 октября 2003 г. (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 225 от 16 апреля 2003 г.).

6. Оформить иностранному работнику личную карточку (п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 225 от 16 апреля 2003 г.).

Иностранные граждане, получившие Вид на жительство, считаются резидентами , т.е. лицами, фактически пробывшими в России 183 и более дня в году, и оплачивают налог в размере 13% (регулируется письмом N 03-05-01-04/56 от 25.10.2004 Министерства финансов РФ и в соответствии с табелем рабочего времени)

Подробнее об этом и других аспектах работы с иностранными гражданами можно узнать на курсе Иностранные работники: привлечение и оформление: http://www.specialist.ru/course/inrab

Приходите, всегда рады!

Вид на жительство — документ, получить который хотят многие иностранцы. Он дает массу привилегий в стране проживания, однако, не все правильно понимают, каковы перспективы у его обладателя. Расскажем о том, что представляет из себя вид на жительство и можно ли с ним работать.

Что это такое

Видом на жительство (ВНЖ) называют официальный документ, разрешающий постоянное проживание иностранца на территории иного государства. Лица без гражданства также могут получить ВНЖ.

Основные преимущества документа в России:

  • возможность беспрепятственного въезда в страну;
  • возможность свободного выезда в любое время за ее пределы;
  • право на трудоустройство;
  • право участия в ряде социальных программ;
  • право на бесплатную медицинскую помощь;
  • право на получение бесплатного образования.

Законодательство каждой страны по-своему интерпретирует данный документ. Например, в странах Европы некоторые иностранцы могут получить вид на жительство без права на трудоустройство.

Основные правила получения ВНЖ в России таковы:

  1. Срок действия документа составляет 5 лет.
  2. Выдается оно иностранцам и лицам без гражданства при постоянном проживании в течение 1 года согласно разрешению на временное пребывание (РВП).
  3. Исключение из второго пункта составляют граждане Белорусии, которым не нужно предварительно получать РВП.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

ВНЖ может быть продлен при желании, число продлений не ограничено законом. Фактически данный документ для мигранта будет считаться основным на территории РФ.

Он имеет вид паспорта с обложкой синего или зеленого цвета:

  • с синей корочкой — для граждан иностранных государств;
  • с зеленой корочкой — для лиц без гражданства.

Большое количество преимуществ при обладании ВНЖ призвано также снизить количество нелегальных трудящихся на территории страны. Права этих граждан повсеместно нарушаются, они не защищены законом.

Особенности трудовых отношений с иностранцами

Большая часть приезжих в России — трудовые мигранты. С наступлением кризиса, а также после введения строгих правил по приему на работу их число убавилось, но продолжает оставаться значительным.

Законодательство страны предусматривает ряд стандартных правил для того, чтобы граждане иностранных государств работали легально.

В противном случае предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штрафы;
  • депортация;
  • запрет на трудовую деятельность;
  • запрет на въезд в страну.

Процесс трудоустройства в России стандартен для всех, гражданство здесь не имеет значение. Он включает в себя написание резюме, поиск вакансий на рынке труда, в сети интернет, собеседование. Отличие лишь в том, что россиянин не обязан иметь на руках никаких дополнительных документов.

Иностранец для трудоустройства должен будет предоставить РВП, разрешение на работу или вид на жительство.

Разрешение на временное пребывание разрешает иностранцу заключать трудовой договор только внутри субъекта Федерации, в котором данный документ был получен.

Кроме того, при оформлении РВП или при временном пребывании иностранца другого типа значение имеет его род деятельности, профессия. Временно пребывающим разрешено занимать на территории области определенное число вакантных мест, миграционная служба тщательно следит за этим.

Вид на жительство эти рамки и ограничения отменяет. Более того, при наличии у мигранта ВНЖ, дополнительно получать разрешение на работу не нужно. Трудоустройство происходит аналогично процессу, когда работодатель имеет дело с гражданином РФ.

Особое внимание нужно уделить трудоустройству в России высококвалифицированных специалистов. Статья 13.2 Федерального Закона №115 не только оговаривает основные положения, но и устанавливает минимальный размер оплаты труда иностранцев с высшей квалификацией.

Приглашение их на работу осуществляется согласно выделенным квотам.

Процедура оформления на работу человека с видом на жительство в России

Рынок вакансий в России достаточно хорошо развит. Работу можно найти как через социальные службы, так и через частные компании, которые занимаются размещением объявлений в интернете, в периодической печати.

Ранее мы уже отмечали, что работа по виду на жительство не обязывает человека трудиться именно там, где он зарегистрирован. Если вы получаете документ в регионе, а работать собираетесь в столице, нет никаких препятствий.

Ниже мы приводим пошаговую процедуру оформления на работу гражданина иностранного государства или лица без гражданства, имеющего на руках вид на жительство:

  1. Для начала нужно начать искать работу согласно своим навыкам.
  2. В процессе поиска гражданин должен будет обязательно прописаться. Срок прописки — 7 дней с момента получения ВНЖ на руки.
  3. Прописавшись, можно обратиться в налоговую для получения ИНН. Этот документ является обязательным только для индивидуальных предпринимателей, но работодатели часто просят предъявить и его.
  4. Следом за ИНН можно оформить пенсионное свидетельство. Этот документ обязателен для предъявления даже иностранцам. Оформить его можно в отделении Пенсионного фонда по месту временного или постоянного проживания или через единое окно МФУ.
  5. Предъявив полный пакет документов своему работодателю, можно ознакомиться с условиями договора. Они должны соответствовать законодательству. Любые переработки должны оплачиваться.
  6. После подписания договора работник может приступать к своим прямым обязанностям.

Процесс трудоустройства иностранца с ВНЖ ничем не отличается от оформления на работу россиянина. Бухгалтер или кадровик работодателя должен запросить тот же пакет документов, соблюсти те же формальности. Процесс налогообложения идентичен.

Важно отметить, что при увольнении и смене места работы работник не обязан уведомлять об этом сразу же. Ежегодного отчета с предоставлением данных о своем доходе достаточно.

Некоторые предприятия могут попросить оформить дополнительные документы (медицинскую книжку), могут попросить пройти медкомиссию. Как правило, частные и государственные компании самостоятельно оплачивают ежегодные медкомиссии своих работников.

Необходимые документы

Представляем полный список документов, который должен предоставить специалист при оформлении на работу:

  • вид на жительство с проставленной в нем отметке о прописке;
  • квиток временной регистрации в регионе трудоустройства (если есть);
  • трудовая книжка;
  • индивидуальный налоговый номер (получают в налоговой инспекции по месту регистрации);
  • диплом или иной документ, подтверждающий наличие соответствующего образования;
  • аттестаты, свидетельства об окончании дополнительных курсов;
  • медицинская книжка (только для сотрудников сфер питания, медицинских работников);
  • пенсионное свидетельство (СНИЛС).

Если трудовой книжки нет, ее откроют на предприятии. Для работы по совместительству она и вовсе не требуется.

Если иностранец с ВНЖ получил место в компании в другом регионе, он должен сообщить в ГУВМ МВД РФ о том, что оформил временную регистрацию. Сообщение носит лишь уведомительный характер.

Для этого на почте заполняется специальный бланк, оплачиваются расходы, и миграционная служба получает данные в течение нескольких дней. Настоятельно рекомендуем сохранять при себе все квитки об отправке уведомлений.

Причины отказа

Если работодатель отказывает потенциальному работнику, он должен иметь на это законные основания. Некоторые причины отказа можно обжаловать, хотя на практике сделать это очень сложно.

Основные законные причины отказа:

  • низкий уровень квалификации, образования;
  • отсутствие специальных навыков для трудоустройства;
  • отсутствие практического опыта на идентичной работе;
  • отсутствие вакансии при обращении о трудоустройстве (подтверждается штатным расписанием);
  • превышение возрастной нормы работника или слишком юный возраст претендента;
  • слабое здоровье;
  • отсутствие личностных качеств, которые необходимы для работы в данном коллективе.

Беременность, национальность, наличие ВИЧ-инфекции и другие причины отказа являются незаконными.

Обладатель ВНЖ имеет особый статус. Он практически приравнен в правах с гражданами РФ и имеет законные основания трудиться и получать высокий доход вне зависимости от места регистрации.

У нас есть кандидат на должность. Гражданин Грузии с видом на жительство в РФ, регистрация по г. Москва. Наша фирма зарегистрирована и работает в городе Севастополе. Нужно ли данному кандидату встать на регистрацию по г. Севастополю перед трудоустройством, либо мы можем его принять на работу с регистрацией по г. Москва.

Ответ

Ответ на вопрос:

Иностранец обязан либо зарегистрироваться, либо встать на миграционный учет в Севастополе.

Вид на жительство означает, что иностранец имеет статус . Таких иностранцев принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу или патента, то есть в том же порядке, который . В частности, постоянно проживающий иностранец не ограничен по территории трудоустройства, и может работать в любом регионе.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ, постоянно проживающий иностранец подлежит регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Согласно ст.ст. 14, 20, 22 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ, постоянно проживающий иностранец самостоятельно встает на учет по месту жительства, а если он прибывает в место, не являющееся его местом жительства, он обязан встать на миграционный учет по месту пребывания, в течение семи рабочих дней после прибытия.

Подробнее о работе иностранцев с видом на жительство читайте здесь:

Следовательно, если иностранец переехал из Москвы в Севастополь, и приобрел жилье, он обязан в течение семи рабочих дней зарегистрироваться по новому месту жительства.

Если иностранец прибыл в Севастополь временно, и не имеет права собственности на жилое помещение, он обязан встать на миграционный учет по месту пребывания: либо по адресу жилого помещения, в котором он фактически проживает, либо по месту работы.

Постановку на учет по месту работы по общему правилу осуществляет принимающая сторона - работодатель.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как принять на работу иностранца, постоянно проживающего в России

Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Иностранных граждан, имеющих статус , также принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу или патента. То есть в том же порядке, который . При этом о приеме на работу постоянно проживающих иностранцев необходимо Главное управление по вопросам миграции МВД России.*

Максимальный срок действия вида на жительство - пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен на очередные пять лет. Об этом сказано в статьи 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, пунктах и Административного регламента, утвержденного .

2. Нормативная база: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

3. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

4. Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства

Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

2. При наличии у постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, он обязан заявить одно из них как свое место жительства и зарегистрироваться по адресу указанного помещения в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории Российской Федерации.

Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

Статья 16. Порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

2. Форма заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства

1. При подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются:

1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином:

а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;

2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства:

а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе не предъявлять документ, подтверждающий право пользования жилым помещением (прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в указанном документе, находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления. В указанном случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает указанные документы (сведения о содержании указанных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления.

Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства

1. Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в , в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

1.1. В случае, предусмотренном , при получении из государственных органов либо органов местного самоуправления сведений о документе, подтверждающем право пользования жилым помещением (договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедших государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающих содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права либо ином документе), орган миграционного учета не позднее следующего рабочего дня проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и вносит сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в учетные документы и в государственную информационную систему миграционного учета.

2. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.

Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства

1. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае:

1) регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства;

2) прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации;

4) вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;

5) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

6) принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.

2. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.

Глава 4. Учет иностранных граждан по месту пребывания

Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания

1. Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Постановке на учет по месту пребывания подлежат:

1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) не имеет места жительства;

б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

г) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание;

2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

б) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

3. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;

3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи.

3.1. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

3.2. Учреждение, исполняющее уголовное наказание, обязано представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

4. Иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию.

4.1. Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.

5. Учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые временно покинули место проживания в связи с возникновением в данном месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Не подлежат учету по месту пребывания:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;

2) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей);

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов;

4) иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;

5) иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.

7. Иностранные граждане, указанные в части 6 настоящей статьи, вправе в установленном порядке уведомить о своем месте пребывания орган миграционного учета по месту пребывания данных иностранных граждан.

8. Особенности миграционного учета иностранных граждан в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются .

9. Особенности миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных , устанавливаются указанным Федеральным законом.

Статья 21. Основание для учета по месту пребывания

1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

2. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания

1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 настоящего Федерального закона:

а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

3.1. При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

4. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.

5. Изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов, указанных в подпункте "а" пункта 1 , не допускается.

6. Прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Размер платы за указанные услуги почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.

7.1. Порядок подтверждения выполнения действий, указанных в части 7 настоящей статьи, в случае утраты или повреждения отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

9. Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, либо находящихся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан.

10. При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания

1. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае:

1) постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;

2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

3) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

4) установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении.

2. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета:

1) по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи, - после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;

2) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 настоящей статьи, - после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от пограничного органа федеральной службы безопасности в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

3) по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, - после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании данного иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

4) по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 настоящей статьи, - после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.

2.1. Часть, дополнительно включенная с 1 июля 2010 года , утратила силу с 15 февраля 2011 года - . - См. .

3. При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.

4. При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо из учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения об убытии данного иностранного гражданина из указанного места пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Любой иностранец, иммигрировавший в Россию и прошедший путь от регистрации по месту пребывания до обретения вида на жительство (ВНЖ) и прописки, имеет достаточно много прав на территории государства и где-то даже ничем не отличается от гражданина РФ. Обладатели статуса ВНЖ имеют право передвигаться по всей стране, покидать её и возвращаться неограниченное количество раз, приобретать собственность, регистрировать её на себя и, самое главное, устраиваться на работу, так как любой обладатель заветной синей книжечки является резидентом, то есть лицом, поставленным на налоговый учёт в нашей стране.

    Что такое ВНЖ

    ВНЖ - это официальный документ, выдаваемый всем соискателям - выходцам из стран ближнего и дальнего зарубежья, который даёт им право длительного пребывания на территории РФ. ВНЖ выдаётся сроком на 5 лет и обязывает резидента ежегодно оповещать органы по месту пребывания в органах ФМС и непрерывно проживать на территории нашей страны не менее 6 мес. в году. По Москве и Московской области головной отдел УФМС находится недалеко от Люберец.

    Документ ВНЖ

    Обратите внимание! Процесс получения для ВНЖ является очень длинным и сложным, отбирающим минимум 3 года жизни (время проживания мигранта в статусе РВП), однако, за исключением права избираться в эшелоны власти и становиться частью электората, документ практически уравнивает в правах приезжих и коренных жителей.

    Право трудоустройства для обладателей ВНЖ

    Работа с видом на жительство становится доступной для любого мигранта, который подходит под требования, установленный властями на законодательном уровне. Эти критерии достаточно жёсткие, но выполнимые для многих мигрантов:

    • Все кандидаты обязаны постоянно проживать на территории России не менее 3 лет, если они не имеют льготных условий обретения статуса ВНЖ, когда этот срок может быть сокращён до 1 года.
    • Претендент должен периодически получать стабильную прибыль либо посредством имеющейся официальной работы, либо от вложения инвестиций в бизнес, либо за счёт каких-то других доходных мероприятий.
    • Обязательное условие после трёх лет проживания в РФ - обладание недвижимым жилым имуществом либо постоянным местом жительства по договору аренды, заключенному минимум на 60 месяцев.

    Трудовая книжка

    Важно! Все перечисленные критерии обязательны для приезжих вне зависимости от обладания резидентства страны для беспрепятственного устройства на официальную работу.

    Разрешение на работу для обладателя ВНЖ

    Можно ли работать с видом на жительство в России? Все иностранцы, вне зависимости от того, мужчина это или женщина, являющиеся обладателями статуса ВНЖ, полностью освобождаются от необходимости приобретения патентов или специальных разрешений на осуществление трудовой деятельности. То же касается и физического или юридического лица, который принимает на работу гражданина иностранного государства, обладающего видом на жительство - никакого риска перед государством он не несёт, если не скрывает доходы компании и не выплачивает мигранту зарплату «в конверте», так как уведомление госструктур при найме иностранца также не требуется.

    Так, у данного послабления для мигрантов есть правовое объяснение, потому что патент приобретается всеми приезжими, чтобы не ущемлять интересы граждан РФ как налогоплательщиков. Многие задаются вопросом: «Нужен ли патент при РВП?». Документ, который подразумевает трудоустройство иностранца, стоит определенных денег, идущих авансом в бюджет государства как налоговые отчисления, и, даже если недобросовестный работодатель неофициально оформляет на работу мигрантов, то минимум в районе 5000 рублей ежемесячно государство всё равно с них имеет. Что же касается обладателя ВНЖ, то он является стандартным налогоплательщиком, с которого на законных основаниях можно произвести взыскания после завершения определённого этапа работ и получения им зарплаты.

    Документ РВП

    Таким образом, нужен ли патент, если есть РВП? Да, при статусе РВП патент всё ещё необходим, так как повышенная налоговая ставка с доходов мигранта должна быть проавансирована ещё до получения им этого дохода. Однако, как правило, все трудовые мигранты приезжают в страну без денег и при трудоустройстве первое, что они спрашивают у нанимателя, - это аванс на приобретение патента.

    Перечень документов, необходимых иностранному гражданину при устройстве на работу

    При обязаны предоставить своему будущему работодателю стандартный перечень документов наряду с любым рядовым гражданином РФ, а именно:

    • Заявление о приёме на работу для ведения трудовой деятельности в соответствии с образцом, согласно приобретённой когда-то специальности и договорённостям с работодателем, с указанием даты выхода на работу и должности, которую он хотел бы получить.
    • Основной документ работника, подтверждающий его трудовой стаж - трудовая книжка с записями о местах предыдущего трудоустройства с указанием причин увольнения (если таковая имеется).
    • Свидетельство СНИЛС установленного государством образца для организации пенсионных отчислений, которое получает каждый иностранный гражданин, обретая вид на жительство наряду с идентификационным номером налогоплательщика (ИНН).
    • Само свидетельство ИНН, содержащее номер, на который будут отчисляться подоходные налоговые удержания в пользу бюджета государства.

    Предоставив указанные выше документы, мигрант со статусом ВНЖ имеет полное право на официальное трудоустройство с оформлением себя согласно ТК РФ.

    СНИЛС

    Требуемые для оформления на работу документы

    Начальник отдела кадров предприятия, выступившего работодателем для иностранного гражданина, должен с особым внимание отнестись к предоставленным документам и выполнить следующие шаги:

    • Тщательно проверить свидетельство об обретении статуса ВНЖ на предмет срока его действия и подлинности, сверить все личные данные с паспортом иностранного гражданина и убедиться в том, что документ выписан именно на то лицо.
    • Составить срочный контракт о трудоустройстве с соблюдением всех юридических тонкостей в двух экземплярах, представить его на ознакомление работнику и подписать обе копии, отдать одну из них мигранту на руки.
    • Если работник официально трудоустраивается впервые, то в любом случае ему необходимо начать заполнение трудовой книжки с указанием первого мета работы и датировать её днём подписания договора. Если же у работника такой документ уже имеется от прошлых работодателей, то в нем необходимо лишь сделать следующую запись и сообщить об этом сотруднику.
    • Завести личное дело на сотрудника, оформить ему трудовую карту предприятия с занесением всех его регалий, приложением к описи копий соответствующих документов, после чего личное дело начинает храниться в архиве предприятия вместе с оригиналом трудовой книжки.

    Обратите внимание! Единственный документ, который не требуется от мигрантов, пребывающих в статусе ВНЖ, - военный билет, так как обладатели данного документа пока ещё не являются полноценными гражданами РФ, что исключает требование к ним о прохождении срочной военной службы в рядах вооружённых сил.

    Трудоустроенный мигрант с ВНЖ

    Основные права и обязанности трудоустроенных иностранных граждан, пребывающих в статусе ВНЖ

    После проведения процедуры официального трудоустройства мигрант приступает к выполнению своих прямых должностных обязанностей и в процессе работы имеет право на следующие условия:

    • Трудовая деятельность должна вестись в строгом соответствии с ТК РФ и нормами об обеспечении охраны труда. Так, сотрудник обязан иметь выходные дни, оплачиваемые больничный и отпуск, нормированный рабочий день наряду с жителями РФ, имеющими официальное гражданство.
    • Официальная зарплата должна быть не ниже оговоренной в контракте на трудоустройство.
    • Иметь право на все гарантии, обеспечиваемые государством в части взаимоотношений между работодателем и сотрудником.

    Важно! Мигрант со статусом ВНЖ имеет право написать жалобу в Трудовую инспекцию, Счётную палату и даже в Генпрокуратуру РФ в случае выявления нарушений действующего трудового законодательства со стороны нанимателя.

    ТК РФ

    Наряду с правами приезжий также должен выполнять обязательства, наложенные на него нанимателем и налоговым органом (ФНС):

    • Выполнять прямые указания работодателя в соответствии со своими должностными инструкциями.
    • Соблюдать рабочий график и не нарушать трудовую дисциплину, сообщать о фактах её нарушения другими лицами.
    • Делать работу качественно, так как именно это показатель оплаты труда после её приёмки.
    • После приема на работу вести себя в рамках, установленных УК и КоАП норм, не нарушать законы.
    • Оплачивать подоходный налог в пользу государства. Размер взыскания для граждан с РВП установлен в размере 30% с любого официального дохода (именно поэтому и требуется патент как гарантия его оплаты). Однако при обретении статуса ВНЖ сумма взыскания резко падает до уровня граждан РФ и составляет лишь 13%.

    Как правило, наниматель самостоятельно берёт на себя функции налогового агента, изымая 13% из общего месячного дохода сотрудника и самостоятельно разбираясь в конце отчётного периода с органами ФНС путём сдачи декларации по форме 3-НДФЛ на каждого сотрудника, включая иностранцев.

    Ограничения, накладываемые на обладателя ВНЖ при трудоустройстве

    В отличие от граждан РФ иностранец с ВНЖ, по состоянию на 2018 год, не имеет права на трудоустройство в следующих сферах деятельности на территории РФ:

    • Запрещается работа в качестве управляющих государственных служащих, в районных, региональных и федеральных администрациях, ГД, муниципальных образованиях в регионах РФ, аппарате правительства, в судах и т. д, вне зависимости от профессии.
    • Для предотвращения малейших рисков террористических атак ни один мигрант в статусе ВНЖ не имеет права устраиваться на работу в авиационные предприятия (авиакомпании, аэропортовские службы и т. д.).
    • Для мигрантов отсутствуют вакансии на любые руководящие должности на торговых, транспортных, стратегических и военных судах, принадлежащим к территориальным водам РФ.
    • Мигранты не могут устраиваться в органы, обеспечивающие государственную безопасность в стране: полиция, ГУВМ, ФСБ, ГИБДД, СВР, ФСО и т. д.
    • Невозможно трудоустройство или частная занятость в качестве индивидуального детектива, равно как и в составе агентства.
    • Для иностранцев допускается работать в медучреждениях как частных, так и государственных при условии наличия соответствующего диплома, полученного в РФ или прошедшего госаккредитацию в нашей стране.
    • Так как в нашей стране котируется только российское водительское удостоверение, ни один иностранец, даже при наличии прав на вождение авто своей страны, не имеет права садиться за руль до тех пор, пока не пройдёт переэкзаменовку. Кроме того, вновь выданные права будут действительны лишь до истечения срока ВНЖ, а не 10 лет, как это принято у граждан РФ.

    Проверка документов полицией

    За исключением всех перечисленных ограничений, мигрант в статусе ВНЖ имеет право на официальное трудоустройство абсолютно во всех компаниях страны.

    Таким образом, каждому мигранту, который получил статус ВНЖ, следует досконально изучить все свои права и привилегии, обретаемые из-за этого статуса на территории РФ. Так, многие работодатели, пользуясь незнанием законов, ущемляют приезжих в правах, предоставляя ненормативные условия труда за маленькие деньги. Чтобы стать юридически грамотными резидентами страны, необходимо изучить все кодексы (прежде всего миграционный), в которых описано, что может делать мигрант в статусе ВНЖ, а что нет, потому что после этого качество жизни резидента значительно улучшится, так как он сможет уведомлять госорганы о нарушении своих прав.