Государственное унитарное предприятие участники. Порядок формирования и отражения в учете уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России (Кузьмина И.А.)

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно находится в собственности РФ или субъекта РФ (тогда мы имеем дело с государственным унитарным предприятием – ГУП), либо в собственности муниципального образования (муниципальное унитарное предприятие - МУП) и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Деятельность унитарных предприятий регламентирована Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о ГУП (МУП)).

Если имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, это означает, что предприятие самостоятельно осуществляет права владения и пользования этим имуществом, а право распоряжения им носит ограниченный характер. Последнее заключается в том, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться иным способом без согласия собственника.

Если имущество закреплено за предприятием на праве оперативного управления (это касается казенных предприятий), то оно осуществляет право владения этим имуществом, а пользоваться им может только в соответствии с целями своей деятельности и заданием собственника. Право распоряжения имуществом в данном случае носит еще более ограниченный характер, чем при праве хозяйственного ведения: казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На дату регистрации государственного предприятия размер его уставного фонда должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для муниципального предприятия размер уставного фонда не должен быть менее 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не создается.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

· Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

· Доходов унитарного предприятия от его деятельности;


· Иных не противоречащих законодательству источников.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, равно как последний не несет ответственность по обязательствам ГУП или МУП. За исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

ГУП (МУП) ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов или иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Так, порядок и сроки перечисления в бюджет части прибыли федеральных предприятий, остающейся у них после налогообложения, определены Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 г. №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий.».

За счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, оно может создавать резервный и иные фонды. Средства резервного фонда расходуются только на покрытие убытков, средства иных фондов – на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом ГУП (МУП) распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Данное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим им имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества.

Размер чистых активов унитарного предприятия не может быть менее размера уставного фонда. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев она не будет восстановлена до его минимального размера, собственник имущества ГУП (МУП) должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

К числу денежных фондов относится добавочный капитал , который является источником увеличения стоимости имущества организации. Он создается за счет:

1) дооценки внеоборотных активов, т.е. за счет прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки (увеличение первоначальной стоимости на дату переоценки до восстановительной стоимости объектов основных средств.

2) суммы разниц, образовавшихся в результате превышения суммы начислений амортизации на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств полученной путем индексации или прямого пересчета.

3) эмиссионного дохода акционерного общества, полученного при оплате акций, т.е. эта сумма полученная акционерным обществом сверх номинальной стоимости размещенных акций (за вычетом издержек по их продаже).

4) за счет курсовых разниц по уставному капиталу оплаченному иностранной валютой. Организации, приходующие имущество, включая денежные средства в счет вклада в уставный капитал организации и оцененное в учредительных документах в свободно-конвертируемой валюте возникающие суммовые разницы по счету 75 «расчеты с учредителями» относят на добавочный капитал.

5) за счет возврата лизингодателю имущества с полной погашенной стоимостью (п. 7 приказа Минфина РФ от 17.02.97. №15 «Об отражении в бухучете операций по договору лизинга»)

До 2001 года нераспределенная прибыль, направления на достройку, дооборудование и реконструкцию основных средств, т.е. на капитальные вложения относилась к добавочному капиталу в соответствии с ПБУ 6/97. с 01.01.2001 введено в действие ПБУ 6/01 и в нем такого порядка не предусмотрено. Значит всю прибыль, которая в 2001 году пошла на капитальные вложения, нужно учитывать в составе нераспределенной прибыли.

До 2000 года безвозмездно полученные ценности относились на увеличение добавочного капитала. С 2002 года безвозмездная передача учитывается в составе доходов будущих периодов периодичным отнесением сумм начисленной амортизации на прочие доходы. Снижение величины добавочного капитала возможны в случае:

1) погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов выявившихся по результатам его переоценки (т.е. в связи с уменьшением первоначальной стоимости объектов основных средств на дату переоценки до восстановительной стоимости).

2) погашения суммы разницы, образовавшейся от превышения суммы амортизации основных средств, которая получена путем пересчета в установленном порядке над суммой амортизации учтенной на дату переоценки основных средств.

3) погашения убытка, выявленного по результатам деятельности организации, как за отчетный год, так и прошлых лет (за исключением сумм прироста имущества по переоценке).

5) направления средств на выплату доходов учредителям (сумма добавочного капитала, распределенная между учредителями).

6) списания сумм дооценки выбывающего объекта основных средств (при продаже, безвозмездной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств, | вследствие морального или физического износа).

Резервный капитал - это денежные фонды, которые образуются в соответствии: с требованиями действующего законодательства РФ для акционерных обществ, в соответствии с учредительными документами и положением по учетной политике для других организационно-правовых форм собственности.

С 2002 года величина резервного капитала должна составлять не менее 5% уставного капитала. Конкретные размеры отчислений от чистой прибыли общества до тех пор, пока его величина не достигнет установленных учредительными документами размеров. В соответствии со статьей 35 Закона РФ «Об акционерных обществах» средства этого фонда в первую очередь используются на покрытие убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах (в случае отсутствия средств для погашения облигаций и выкупа собственных акций). Не на какие другие цели его использовать нельзя.

Нераспределенная прибыль (убыток) - это конечный финансовый результат, выявленный за определенный период за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогах и других аналогичных и обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. После распределения чистой прибыли (на выплату дивидендов, на образование резервного капитала) суммы нераспределенной прибыли предназначены для финансирования капитальных вложений (прироста основного капитала).

Создание фонда потребления и фонда социальной сферы в 2001 году предусмотрено. Расходы, производимые в настоящее время за счет средств этих; фондов относятся на счет 91 «прочие расходы и доходы» или на счет учета затрат на производство в зависимости от их характера. В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.03 2001, в соответствии с новой редакцией ПБУ 10/99 «Расходы организации» в состав прочих расходов включаются взносы, выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера.

Услуги учреждений, находящихся на балансе организаций, оказываемой ее работником и сторонним клиентом в области культуры, отдыха, развлечений, коммунального хозяйства, т.е. услуги непроизводственной сферы должны отражаться как доходы от обычных видов деятельности (выручка от продаж). Следовательно затраты на оказание этих услуг отражаются в составе расходов от обычных видов деятельности, т.е. результат деятельности этих учреждений должен формировать общий финансовый результат по организации. Создание фонда накопления на счете 84 «нераспределенная прибыль» допускается на уровне аналитического учета.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Реферат по дисциплине "Финансовый менеджмент"

Тема: "Особенности управления капиталом унитарного предприятия"


Исполнитель: студентка Кирюхина Е.Е.

Проверила: Николаева Е.Ф.



Москва 2010




Унитарное предприятие

Унитарное предприятие - в гражданском праве РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Согласно ст.113 ГК РФ имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником (либо уполномоченным собственником органом) и ему подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Правовое положение У. п. помимо ГК РФ определено также ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г.

Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование, местонахождение и др.), сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия. В этом заключается главное отличие унитарного предприятия от других коммерческих организаций - хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории. В зависимости от прав, предоставляемых учредителем:

· право хозяйственного ведения;

· право оперативного управления.

В соответствии с ГК право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с ГК - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его Имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Унитарные предприятия создаются в целях решения вопросов местного значения, полномочиями по их созданию обладают органы местного самоуправления. Существует определенный порядок их образования и некоторые нюансы функционирования.

Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.

Данная ситуация находит отражение в учете.

Создание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 "Акции и иные формы участия в капитале".


Проводки выглядят так:

Произведено вложение активов за счет средств бюджета в уставной капитал организации

"Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению акций и иных форм участия в капитале"

Произведено вложение активов со счетов открытых учреждению в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ в уставной капитал организации

"Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов"

Произведено вложение средств в иностранной валюте в уставной капитал организации

"Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте"

Вложены объекты основных средств в уставной капитал организации

"Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

"Уменьшение стоимости основных средств"

Вложены объекты нематериальных активов в уставной капитал организаций

"Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

"Уменьшение стоимости нематериальных активов"

Вложены объекты непроизведенных активов в уставной капитал организаций

"Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

"Уменьшение стоимости непроизведенные активов"

Вложены объекты материальных запасов в уставной капитал организаций

"Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

"Уменьшение стоимости материальных запасов"

Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества (в части положительной разницы)

"Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

"Доходы от переоценки активов"

Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью (в части отрицательной разницы)

Списана первоначальная стоимость реализованных акций (иных форма участия в капитале)

"Доходы от реализации активов"

"Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале"

Унитарные предприятия так же отличает наличие самостоятельного баланса. Баланс - это финансовый план юридического лица, выражающий в денежной форме доходы, поступления, расходы и отчисления денежных средств, взаимоотношения с государственным бюджетом, кредитные отношения (получение и погашение ссуд, уплаты процентов).

Баланс отражает результаты финансовой и хозяйственной деятельности юридического лица. Наличие самостоятельного баланса является подтверждением имущественной обособленности юридического лица

Унитарные предприятия имеют ограничения на распоряжение имуществом, п редприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):

продавать;

сдавать в аренду;

отдавать в залог;

вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;

распоряжаться иным способом.

Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.

Следует так же обратить внимание, что уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.

В отношении муниципальных унитарных предприятий законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

В свою очередь собственник не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В таких случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Имейте в виду, на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Формирование уставного фонда

Для муниципальных предприятийразмер уставного фонда должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, уставный фонд такого предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

А вот в казенном предприятииуставный фонд не формируется.

Распределение прибыли

Собственник имущества муниципального предприятияимеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Оно должно ежегодно перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Причем в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органом местного самоуправления.

А вот порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органом местного самоуправления.

Отчетность предприятия

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль деятельности унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.

Ликвидация унитарного предприятия

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества либо по решению суда. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в бюджет (после завершения расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество передается собственнику - органу местного самоуправления).


Заключение

Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия это денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Финансы, как общеэкономическая категория выполняют множество функций, т.е. динамических проявлений своих свойств и предназначений. Основными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая, доходораспределительная, обеспечивающая и контрольная. Капитал - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. Создание унитарных предприятий являются одним из инструментов государственной политики, оценка и повышение эффективности использования финансовых ресурсов в них имеет значение как на микро-, так и на макроуровне.

Основными показателями эффективности организации финансовых ресурсов на предприятии являются показатели финансовой устойчивости предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также результаты анализа структуры и динамики активов и пассивов предприятия и его финансовых результатов.

Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются федеральные органы государственной власти (органы местного самоуправления): порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; имущество унитарного предприятия находится в собственности государства (муниципальных органов), является неделимым, не может быть распределено по вкладам между акционерами и работниками предприятия и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; продукция и доходы, полученные унитарным предприятием от использования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муниципалитетов) и поступают в хозяйственное ведение предприятия.

Права унитарного предприятия по сравнению с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другие ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих и др.

Унитарные предприятие имеют право образовывать за счет чистой прибыли: социальный фонд для решения вопросов укрепления здоровья работников; жилищный фонд, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд материального поощрения работников предприятия.


Список литературы

1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240 с. - (Серия "Высшее образование")

2. Журнал " Учет в бюджетных учреждениях " № 2/2010

3. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ

4. Финансы (учебное пособие) под редакцией Ковалева А.М. - М.: Изд-во Финансы и статистика 1999г.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Порядок формирования и отражения в учете уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России (Кузьмина И.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2014

Капитал является главной экономической базой создания и развития любой коммерческой организации, экономическим ресурсом, необходимым для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний (ФГУП ФСИН России).
В составе собственного капитала первостепенное значение отводится уставному капиталу. Уставный капитал представляет собой стартовый капитал, который вносится при создании организации его учредителями (участниками) для обеспечения первоначальной производственной деятельности организации с целью получения в дальнейшем прибыли от этой деятельности.
В соответствии с действующим законодательством РФ и в зависимости от организационно-правовой формы организации уставный капитал может иметь форму:
- складочного капитала - в полном товариществе и товариществе на вере;
- паевого фонда - в производственных кооперативах;
- уставного фонда - в государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- уставного капитала - в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
В ведомственном подчинении Федеральной службы исполнения наказаний находятся 35 федеральных государственных унитарных предприятий. Целью и предметом деятельности таких предприятий являются:
- обеспечение деятельности и развитие материальной и социальной сферы Федеральной службы исполнения наказаний;
- получение прибыли;
- осуществление деятельности по оптовым поставкам сельскохозяйственной, промышленной продукции и продуктов питания, медицинского оборудования;
- развитие строительной индустрии, строительство и ремонт объектов ФСИН России.

Деятельность ФГУП ФСИН России начинается с формирования собственного капитала. В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Федеральные государственные унитарные предприятия ФСИН России являются коммерческими организациями, входящими в состав уголовно-исполнительной системы (УИС). Полномочия собственника имущества осуществляются ФСИН России в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия находится в федеральной собственности, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками ФГУП.
В начале создания ФГУП ФСИН России формируется первоначальный (уставный) фонд. В дальнейшем в процессе осуществления деятельности предприятия могут создавать:
- добавочный фонд (в результате переоценки основных средств);
- резервный фонд;
- прочие фонды потребления и развития (за счет отчислений от прибыли).
Также в результате своей деятельности предприятие формирует финансовый результат - прибыль или убыток. Совокупность данных элементов и образует собственный капитал.
Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также казенных предприятий происходит в строго ограниченных случаях, например в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена или которое необходимо для обеспечения безопасности страны. Собственником имущества ФГУП ФСИН России является Федеральная служба исполнения наказаний.
В соответствии со ст. 20 Закона N 161-ФЗ именно собственник определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждает устав предприятия, вносит в него изменения, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты, показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, дает согласие на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и т.д.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имущество федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Устав унитарного предприятия помимо общих для всех юридических лиц сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий, а также о создании иных фондов предприятия.
Уставный фонд - это минимальный размер имущества унитарного предприятия, который гарантирует исполнение обязательств предприятия перед контрагентами. Цель формирования уставного фонда государственного предприятия - гарантировать интересы кредиторов, однако формирование уставного фонда имеет принципиальное значение для правоспособности государственного предприятия, поскольку только после завершения формирования уставного фонда государственное предприятие обретает правоспособность в полном объеме и вправе выступать в качестве полноценного субъекта гражданско-правовых отношений в деловом обороте.
По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом, вплоть до банкротства. Из этой нормы следует и то, что при создании унитарного предприятия величина уставного фонда не должна совпадать с размером всех активов предприятия, а должна быть несколько меньше.
Размер уставного фонда унитарного предприятия должен быть не менее величины, определенной в Законе N 161-ФЗ. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, т.е. не менее 500 тыс. руб.
Уставный фонд ФГУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, полученные от учредителей (участников) организации вклады в уставный капитал не признаются доходами организации.
Для целей бухгалтерского учета стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом следует иметь в виду, что при согласованной стоимости вносимого имущества, превышающей 200 минимальных размеров оплаты труда, обязательно привлечение независимого оценщика.
В случае внесения в уставный капитал неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации или соответствующих изменений в уставе солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", для учета всех видов расчетов с учредителем (ФСИН России) по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения ФГУП ФСИН России, и распределению доходов следует использовать сч. 75 "Расчеты с учредителями", к которому могут быть открыты следующие субсчета:
- 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу";
- 75.2 "Расчеты по выплате доходов".
Учет и обобщение информации о состоянии и движении уставного фонда ведутся на пассивном сч. 80 "Уставный капитал".
Порядок регистрации юридических лиц при их создании и порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организаций, регламентируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В бухгалтерском учете ФГУП ФСИН России записи по сч. 80 "Уставный фонд" производятся только в соответствии с учредительными документами, а именно с уставом.
После государственной регистрации уставный фонд ФГУП ФСИН России формируется в сумме дебиторской задолженности учредителя (ФСИН России) на общую величину уставного фонда, объявленного в уставе:
Д-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" К-т сч. 80 "Уставный фонд" - сформирован уставный фонд ФГУП на основании учредительных документов;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" - учредитель (ФСИН России) передал на баланс ФГУП основные средства в счет вклада в уставный фонд;

Д-т сч. 10 "Материалы" К-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" - учредитель передал на баланс ФГУП материальные ценности в счет вклада в уставный фонд;
Д-т сч. 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" К-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" - учредитель передал на баланс ФГУП денежные средства в счет вклада в уставный фонд.
Если же основные средства передаются в хозяйственное ведение ФГУП от собственника имущества сверх сформированного уставного фонда, то такие операции следует отражать следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" - получены основные средства от учредителя сверх сформированного уставного фонда;
Д-т сч. 01 "Основные средства" К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" - объект основных средств принят к учету;
Д-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - стоимость имущества отнесена на увеличение нераспределенной прибыли.
Налоговым кодексом РФ (НК РФ) установлено, что стоимость вкладов (денежных средств, имущества, нематериальных активов и т.д.), поступающих от учредителей (участников) в счет вклада в уставный капитал организации, не признается доходом организации и не облагается налогом на прибыль организаций и налогом на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества и нематериальных активов в уставный капитал других организаций не признается его реализацией. Поэтому в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ указанные вклады в уставный капитал НДС не облагаются.

Увеличение уставного фонда допускается только после его формирования в полном объеме.
Увеличение уставного фонда может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности предприятия.
Увеличение уставного фонда за счет дополнительно передаваемого собственником имущества отражается в учете аналогично формированию уставного фонда в момент регистрации предприятия.
Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за истекший финансовый год.
Если уставный фонд увеличивается за счет чистой прибыли предприятия, в учете следует сделать запись: Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль" К-т сч. 80 "Уставный фонд".
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимости чистых активов такого предприятия. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда собственник имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав предприятия.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного (муниципального) предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов.
Отдельного порядка расчета величины стоимости чистых активов для ФГУП ФСИН России не предусмотрено, поэтому следует руководствоваться Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ", и Федеральным законом от 18.07.2011 N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов".

Расчет стоимости чистых активов может производиться следующим образом:
Чистые активы = Разделы I и II Бухгалтерского баланса + Разделы IV и V Бухгалтерского баланса + Доходы будущих периодов - Задолженность по взносам в уставный фонд или
Чистые активы = Раздел III Бухгалтерского баланса + Доходы будущих периодов - Задолженность по взносам в уставный фонд.
Уставный фонд государственного предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с федеральным законом минимального размера уставного фонда (500 тыс. руб.).
Если стоимость чистых активов меньше уставного фонда, то собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном законом порядке.
Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установленном законодательством порядке на основании решения собственника имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет изъятия имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится органом, принявшим решение о его создании.
Уменьшение величины уставного фонда отражается по дебету сч. 80 "Уставный фонд":
Д-т сч. 80 "Уставный фонд" К-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" - уменьшен уставный фонд ФГУП на основании решения собственника имущества;
Д-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" К-т сч. 01 "Основные средства", 10 "Материалы" и др. - отражено изъятие имущества у ФГУП.
Все операции по выбытию объектов основных средств производятся по согласованию с ФСИН России на основании Приказа ФСИН России от 12.04.2012 N 196 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (вместе с Порядком согласования ФСИН России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями уголовно-исполнительной системы, территориальными органами ФСИН России и подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы).
Изъятие имущества, полученного сверх суммы установленного уставного фонда унитарного предприятия, оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств", К-т сч. 01 "Основные средства" - списана первоначальная стоимость основного средства;
Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств" К-т сч. 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств," - списана сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту;
К-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" К-т сч. 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств," - списана остаточная стоимость переданного собственнику имущества;
Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" К-т сч. 75.1 "Расчеты по выделенному имуществу" - отражено уменьшение капитала ФГУП на стоимость переданного имущества.
Передача имущества ФГУП в пользу собственника вне зависимости от оснований приобретения указанного имущества НДС не облагается.
Если в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, то собственник имущества государственного предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Если собственник имущества в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати сообщение о принятом решении.
При этом кредиторы вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов.
В заключение отметим, что ФГУП ФСИН России в пассиве баланса в разделе "Капитал и резервы" (стр. 1310 "Уставный капитал") показывает величину уставного фонда (сальдо сч. 80 "Уставный капитал"). Сальдо по сч. 80 "Уставный капитал" должно соответствовать размеру уставного фонда, зафиксированному в уставе ФГУП.

Предприятие как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, сохранена Гражданским кодексом Российской Федерации только для государственной и муниципальной собственности. Такого рода организации объявлены теперь «унитарными» , т. е. принадлежащими собственнику-учредителю целиком, без деления их имущества на какие-либо вклады, паи или доли, в том числе между работниками. Тем самым исключена всякая почва для имевшихся ранее рассуждений о наличии некой «коллективной» и иной «собственности работников» или иных лиц на имущество государственных или муниципальных предприятий.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит как общие правила об унитарных предприятиях, так и правила об их разновидностях – унитарных предприятиях, основанных соответственно на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления, или «казенных».

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия . В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Уставный капитал государственного и муниципального унитарного предприятия имеет установленную законодательством России минимальную величину.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора, осуществляющего контроль за имуществом. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, залог, вносить в уставный капитал или иным способом распоряжения этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Унитарное предприятие не отвечает своим имуществом по долгам учредителя-собственника. Вместе с тем собственник-учредитель не отвечает по долгам унитарного предприятия (кроме случая, когда несостоятельность (банкротство) вызвано собственником), основанного на праве хозяйственного ведения, однако несет дополнительную ответственность по долгам казенного предприятия. По своим обязательствам перед третьими лицами унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Это может при соответствующих условиях повлечь и банкротство такой коммерческой организации. Однако банкротство казенного предприятия исключается, ибо по его обязательствам возможна субсидиарная ответственность государства.

К имуществу унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, Гражданский кодекс Российской Федерации предъявляет особые требования, поскольку именно оно составляет минимальную гарантию удовлетворения возможных имущественных требований его кредиторов. К моменту государственной регистрации такого предприятия оно должно не только иметь минимум уставного капитала, предусмотренный законом, но полностью оплатить (за счет собственника) весь свой объявленный уставный фонд. Никаких рассрочек в этом отношении закон для таких коммерческих организаций не предусматривает. К нему предъявляются фактически те же требования, что и к уставному капиталу хозяйственных обществ. При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда необходимо объявить и зарегистрировать такое уменьшение, а при уменьшении их ниже установленного законом минимума предприятие вообще может быть ликвидировано. Разумеется, чтобы избежать этого, собственник-учредитель вправе пополнить имущество своего предприятия до необходимого размера. В случае же уменьшения уставного капитала предприятия его кредиторы должны быть уведомлены об этом и вправе потребовать досрочного исполнения соответствующих обязательств.

Новым видом предприятий является казенное предприятие, т. е. унитарное, основанное на праве оперативного управления. Необходимость в создании таких юридических лиц обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных предприятий, по сути, от имени государства в целом и не нуждающихся поэтому в значительных по объему правомочиях по отношению к закрепленному за ними имуществу, включая и оборотные фонды, в том числе готовую продукцию. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником.

Таковы, например, предприятия связи, некоторые оборонные и тому подобные предприятия. Число их сравнительно невелико, и все без исключения такие организации находятся в федеральной собственности.

По решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

В имущественном отношении их положение отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения, хотя последнее финансируется собственником по смете, а предприятие имеет самостоятельный баланс и само получает известные доходы от результатов своей деятельности. Поэтому весьма неточно именовать их «хозяйствующими учреждениями».

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации казенные предприятия могут быть только федеральными. Поэтому они создаются, а также ликвидируются и реорганизуются только по решению федерального правительства.

Исходя из изложенного в данной теме материала можно сделать вывод о разнообразии организационно-правовых форм предприятий в российской экономике. Все они имеют право на существование. Предпринимателям необходимо знать особенности функционирования коммерческих предприятий для того, чтобы эффективнее организовать свою деятельность.