Обязательные работы как вид административного наказания. Применение наказания в виде обязательных работ

  • 21.Правовое положение федеральных министерств: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • 22. Правовое положение федеральных служб: понятие, функции,организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 22.Правовое положение федеральных служб: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 23.Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура,полномочия.
  • Вопрос 24.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 25.Система государственной службы в рф.
  • Вопрос 26.Государственные должности в рф.
  • Вопрос 27.Понятие, принципы, особенности государственной гражданской службы.
  • Вопрос 28.Понятие, принципы, особенности военной службы.
  • Вопрос 29.Понятие, принципы, особенности правоохранительные службы.
  • Вопрос 30.Должности государственной гражданской службы. Реестр должностей.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАп рф.
  • Раздел I Общие положения
  • 47.Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.
  • 48.Понятие и признаки административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от уголовно-наказуемого деяния.
  • 49.Состав административного правонарушения: понятие, элементы, признаки. Виды юридических составов.
  • 50.Объект и объективная сторона административного правонарушения.
  • 51.Субъект административного правонарушения.
  • Индивидуальные субъекты
  • 52.Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 53.Понятие и система административных наказаний. Классификация административных наказаний.
  • 54.Предупреждение, административный штраф, конфискация, лишение специального права как меры административного наказания.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.
  • 56.Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний.
  • 57.Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказания.
  • 58.Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятие, нормативных основа, задачи, принципы)
  • 59.Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел.
  • 60.Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.
  • 61.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 62. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.
  • 63. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.
  • 65. Отстранение от управления транспортным средством, его задержание и запрещении эксплуатации: понятие,основание и порядок применения.
  • 66. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 67. Протокол об административном правонарушении: понятие, структура,содержание, должностные лица,уполномоченные на составление протоколов.
  • 68. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 69. Постановление по делу об административном правонарушении: понятие, виды, основания для вынесения, структура, содержание.
  • 70. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах.
  • 71. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 72. Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах.
  • 73. Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции.
  • 74. Стадия исполнения постановлений по делам об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 75. Процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, структура, виды.
  • 76. Исполнение постановлений о назначении предупреждения, административного штрафа, конфискация, лишении специального права.
  • 77. Исполнение постановлений о назначении административного ареста, административного выдворения, дисквалификация, административного приостановлены деятельности, обязательных работ.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.

    Административный арест (Ст. 3.9)- это одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Право назначения административного наказания принадлежит только судье .

    Исполнение постановления об административном аресте (Ст. 32.8)

    1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

    2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

    3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

    Назначаться это наказание может на срок до 15 суток , а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции - до 30 суто к. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно .

    Административный арест связан с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на свободу передвижения, такое ограничение согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

    Административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях:

      если лицо нарушает установленные в суде правила поведения (ст. 17.3);

      если лицо захотело пересечь границу РФ, его попросил военнослужащий остановится, а он не выполнил это требование (ст. 18.7);

      неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);

      мелкое хулиганство (ст. 20.1).

    Перечень лиц, к которым не может применяться административный арест:

      беременная женщина,

      женщина, имеющая детей в возрасте до 14 лет

      несовершеннолетний подросток

      инвалиды I или II группы,

      военнослужащие,

      граждане, призванные на военные сборы,

      граждане, имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (Ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

    Административное выдворение может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

    Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

    Ст. 34 ФЗ № 115. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации:

      Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, если денег нет, то за счет консульства, если консульства нет, то за счет РФ.

      Выдворяют его органы внутренних дел

      Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

    За что могут выдворить из страны:

      Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1)

      Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4)

      Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8)

      Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (18.10)

      Нарушение иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11)

    Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. 2 и 3 ст. 23.1)

    Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

    Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9).

    После того, как их выдворили, они не могут въезжать на территорию РФ в течении 5 лет.

    Административное выдворение не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

    Дисквалификация (Ст. 3.11)- заключается в лишении физического лица права замещать должностифедеральной государственной гражданской службы,должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,должностимуниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех л ет.

    Административное приостановление деятельности (Ст.3.12)- заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Цели:

    обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность;

    борьба с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.

    Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Кодекс возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей.

    Административное приостановление деятельности назначается должностными лицами:

      руководителями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители;

      руководителями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, его заместители;

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток . Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Почему могут приостановить деятельность:

    в случаях угрозы жизни или здоровью людей,

    возникновения эпидемии,

    эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,

    наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,

    причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

    из-за административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

    в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

    в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. 5.

    Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (ст. 32.12).

    Предусматривается возможность досрочного прекращения судьей рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

    Обязательные работы (Ст. 3.13)- заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

    Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

    Обязательные работы не применяются:

      к беременным женщинам

      женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет

      инвалидам I и II групп, военнослужащим,

      к гражданам, призванным на военные сборы

      к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    За время отбывания исправительных работ из заработка нарушителя в доход государства производится удержание в размере, установленном постановлением народного судьи, в пределах до 20% заработка.

    Размер удержания определен Основами в процентах, а не в твердой сумме. Реальный размер вычета, таким образом, зависит от величины заработка. Исходя из среднего заработка рабочих и служащих суммарный вычет в. рублях может быть значительным.

    Назначение исправительных работ допускается за совершение довольно незначительного круга административных проступков. В основном это такие административные правонарушения, которые близки к преступлениям, например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, мелкое хище-

    ниє, систематическое пьянство в общественных местах, действия, связанные с распространением наркомании. Необходимо отличать исправительные работы как административное взыскание от исправительных работ, предусмотренных в числе наказания в Уголовном кодексе. Последние назначаются приговором суда за совершение преступления на срок от двух месяцев до двух лет и влекут за собой судимость. Исправительные работы как мера административной ответственности не влекут судимости, не являются основанием для увольнения с работы.

    ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
    РАЗДЕЛ ІІ

    ГЛАВА 4

    Обязательные работы, как вид уголовного наказания, по решению суда

    Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде общественных работ.

    2. Время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе; в рабочие дни – двух часов до или после окончания работы или учебы, а по просьбе осужденного – четырех часов. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

    2. Исключена.

    Исправительные работы как мера административного взыскания могут назначаться только постановлением народного судьи. Срок таких работ не может превышать двух месяцев. До введения в действие Основ исправительные работы как адмиаистративвое взыскание могли отбываться или по месту основной работы лица, совершившего административный проступок, или в местах, определяемых органами внутренних дел. Теперь исправительные работы могут назначаться только по месту постоянной работы нарушителя.

    За время отбывания исправительных работ из заработка нарушителя в доход государства производится удержание в размере, установленном постановлением народного судьи, в пределах до 20% заработка. Размер удержания определен Основами в процентах, а не в твердой сумме. Реальный размер вычета, таким образом, зависит от величины заработка. Исходя из среднего заработка рабочих и служащих суммарный вычет в. рублях может быть значительным.

    Следует учитывать также, что в сумму заработка входят: заработная плата, получаемая пр основному месту работы, по совместительству, а также гонорары, получаемые по договорам и трудовым соглашениям. Удержания не производятся из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат единовременного характера.

    Применение исправительных работ помимо материальных потерь для нарушителя предусматривает и некоторые другие ограничения: невозможность в течение срока отбывания исправительных работ уволиться с работы по собственному желанию; использовать в период отбывания этого взыскания очередной отпуск. Применение исправительных работ обязательно должно быть связано с воспитательным воздействием на нарушителя того трудового коллектива, где нарушитель работает.

    Назначение исправительных работ допускается за совершение довольно незначительного круга административных проступков.

    В основном это такие административные правонарушения, которые близки к преступлениям, например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, мелкое хище-

    ниє, систематическое пьянство в общественных местах, действия, связанные с распространением наркомании. Необходимо отличать исправительные работы как административное взыскание от исправительных работ, предусмотренных в числе наказания в Уголовном кодексе.

    Исправительные работы как вид административного наказания

    Последние назначаются приговором суда за совершение преступления на срок от двух месяцев до двух лет и влекут за собой судимость. Исправительные работы как мера административной ответственности не влекут судимости, не являются основанием для увольнения с работы.

    1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

    2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

    3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

    4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    Комментарий к Ст. 49 УК РФ

    1. Обязательные работы это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного.

    Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание.

    Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

    2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

    3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.

    Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы. Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.

    4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
    РАЗДЕЛ ІІ
    ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ
    С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА
    ГЛАВА 4
    ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

    Статья 23. Порядок исполнения наказания в виде общественных работ

    1. Наказание в виде общественных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

    2. Осужденные к общественным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

    3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, определяют вид общественных работ, согласовывают с местными исполнительными и распорядительными органами перечень объектов, на которых осужденные отбывают общественные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

    Статья 24. Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ

    1. Осужденные к общественным работам обязаны работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

    2. Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде общественных работ.

    3. В случае предоставления осужденному в период отбывания общественных работ социальных отпусков в связи с обучением или в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС либо по уважительным причинам личного и семейного характера исполнение данного наказания приостанавливается на период указанных отпусков. Осужденный в этих случаях обязан уведомить уголовно-исполнительную инспекцию по месту отбывания наказания о получении им соответствующего отпуска и представить необходимое подтверждение этого.

    4. В случае возникновения в период отбывания осужденным общественных работ обстоятельств, предусмотренных частью четвертой статьи 49 Уголовного кодекса Республики Беларусь, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания.

    Статья 25. Исчисление срока наказания в виде общественных работ

    1. Срок наказания в виде общественных работ исчисляется часами, в течение которых осужденный отбывал общественные работы.

    2. Время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе; в рабочие дни – двух часов до или после окончания работы или учебы, а по просьбе осужденного – четырех часов. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день.

    исправительные работы

    Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

    3. Время общественных работ, отбываемых несовершеннолетним осужденным, не может превышать трех часов в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе, а в учебные и рабочие дни – двух часов, но не более трех дней в неделю.

    4. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному отработать в течение недели меньшее количество часов.

    Статья 26. Обязанности администрации организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ

    1. На администрацию организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

    2. Исключена.

    3. В случае причинения осужденному увечья, связанного с отбыванием наказания в виде общественных работ, возмещение ему вреда производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Статья 27. Ответственность осужденных, отбывающих наказание в виде общественных работ

    1. За нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ уголовно-исполнительная инспекция официально предупреждает их об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    2. В случае злостного уклонения от отбывания наказания в виде общественных работ осужденные привлекаются к уголовной ответственности.

    Статья 28. Злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ

    Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный:

    1) не вышедший на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;

    2) совершивший более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

    3) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.

    Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление и признанного судом виновным, основано на одном из основополагающих принципах уголовного закона принципе справедливости.

    Наказание обязательно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

    В целях реализации данного принципа уголовным законом предусмотрен достаточно широкий спектр видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Среди них значительное место занимают наказания, связанные с принудительным привлечением осужденного к труду: обязательные, исправительные и принудительные работы.

    Исправительные работы вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

    Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

    Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

    Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

    Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

    Стоит отметить, что исправительные и обязательные работы не назначается к лицам, признанными инвалидами первой группы, беременным женщинам и имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим службу по призыву, и военнослужащим, проходящим службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    Отличие принудительных работ в том, что они не назначается несовершеннолетним, инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

    Общим для данных видом наказания является то, что в случае уклонения осужденного от отбывания исправительных, обязательных и принудительных работ, они заменяются лишением свободы.

    Обязательные работы являются одним из видов административного и уголовного наказания в современной России. В частности, обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов являются средней санкцией части 8 статьи 20.2 КоАП РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации и проведения публичного мероприятия»). Именно с этой позиции вопрос о порядке назначения и отбывания обязательных работ может заинтересовать политических активистов. Для их сведения и написана данная статья – на основе личного опыта, так как автору в текущем году довелось отбывать обязательные работы дважды, общей продолжительностью 90 часов (40 в первый раз и 50 во второй). В статье не дается оценка законодательству и правоприменительной практике капиталистической России; цель данной статьи – содействовать повышению правовой грамотности политических и общественных активистов в одном конкретном вопросе.

    Для начала необходимо рассмотреть понятие «неоднократное нарушение», которое образует состав части 8 статьи 20.2. Собственно, «неоднократность» означает, что к моменту совершения вами правонарушения вы хотя бы один раз уже были привлечены к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Например – дважды в течение года участвовали в митинге или шествии, не согласованных с местными властями. Другой пример: вы, будучи формальным (и неформальным, как это почти всегда бывает) организатором митинга, вместо него взяли и провели своих людей шествием, за что были привлечены к суду и получили административное наказание в виде штрафа. Благополучно заплатили его (так бывает), но год с момента оплаты еще не прошел – как вы организуете серию одиночных пикетов на одной территории (как известно, пикет из одного участника не согласуется с органами власти, если на нем не используется палатка или агитационный куб – закон № 54-ФЗ) и становитесь рядом с товарищем на расстоянии ближе 50 метров. Это дает сотрудникам полиции право рассматривать ваше мероприятие как неодиночный пикет и, соответственно, привлечь вас к ответственности уже по части 8 ст. 20.2 именно за неоднократность.

    Есть очень важный момент, который активисту обязательно надо знать. Согласно Федеральному закону «О собраниях, митингах…» № 54-ФЗ, организатором публичного мероприятия не может быть человек, дважды в течение года привлеченный к административной ответственности по ст. 20.2. Это значит, что вы (будучи привлечены дважды в течение года) не можете подавать в орган власти уведомления о проведении митингов, пикетов и т.п.; ваши данные не могут быть указаны в таких уведомлениях в качестве уполномоченного по проведению мероприятия. Уведомление, поданное с нарушением этой нормы, не может быть согласовано, а вас (как показывает практика) могут дополнительно привлечь к ответственности за его подачу.

    И самое важное здесь: быть привлеченным к ответственности по статье 20.2 КоАП РФ трижды в течение полугода (дословно «более двух раз») – образует состав статьи 212.1 Уголовного кодекса РФ. «Потолок» санкции этой статьи – лишение свободы сроком до пяти лет. Не забывайте об этом и, рискуя, старайтесь соразмерять пользу своих действий для нашего дела и их негативные последствия.

    Перейдем непосредственно к теме статьи. Продолжительность обязательных работ (в тексте Кодекса об административных правонарушениях они называются также «общественно полезными») исчисляется в часах, выполняются они бесплатно и в свободное от работы и учебы время, в том числе в выходные дни и в период отпуска. Согласно положениям статьи 32.13 КоАП РФ, продолжительность обязательных работ в день не может быть больше четырех часов, если вы не заняты в этот день на основной работе, и двух часов после работы в ваши рабочие дни. На практике вы сами оговариваете график при оформлении на обязательные работы и сами следите за временем отработки (хотя учет рабочего времени также ведет и уполномоченный сотрудник организации, где вы «отбываете наказание»).

    Перечень организаций, которые принимают «нарушителей» на отработки, определяется постановлением местных органов власти. В этот перечень могут входить социально-реабилитационные центры, больницы, предприятия общественного транспорта и, например, троллейбусные депо, молодежные центры, также организации, занятые благоустройством и озеленением, управляющие компании и др. На практике в вашем районе (поскольку на учет вы, скорее всего, встанете по месту жительства) будет, вероятно, одна организация, в которую и направляют всех. В моем случае это была межрайонная клиническая больница, обладающая весьма обширной закрытой территорией, а должность звучала как «подсобный рабочий без оплаты». Обязанности были соответствующие – сгребать опавшие листья и скошенную траву, подметать дорожки, вытряхивать урны, вырывать сорняки. Дополнительно – разъяснять проходящим людям, как попасть в тот или другой корпус. То, что отрабатывала я в теплое время года (в июле и в сентябре), можно считать, с некоторой натяжкой, удачным стечением обстоятельств – по рассказам «коллег по работе», зимой работы становятся тяжелее и опаснее (например, уборка снега с крыш зданий этажностью от 5 до 10 этажей), также зимой из-за работы на улице бывали случаи заболевания пневмонией среди «отработчиков» (застуженные легкие). Замечу дополнительно, что ни одного уборщика территорий, получающего зарплату, в данной организации нет – есть постоянный контингент из отбывающих административное или уголовное наказание. В целом, конечно, обязательные работы – самая открытая и наглая форма эксплуатации. Капиталист-работодатель оплачивает наемному работнику хотя бы часть его труда; капиталист, присваивающий труд осужденных, делает это целиком, без малейшей оплаты. Причем этим капиталистом становится не только больница с ее руководством, но государство в лице Федеральной службы судебных приставов и Муниципального управления МВД. Фактически обязательные работы по форме являются принудительным трудом, только выполняется он под угрозой не физического наказания, а ареста на срок до 15 суток за «уклонение».

    Правоведы-теоретики, изучающие обязательные работы, отмечают, что их выполнение стигматизирует осужденного (накладывает негативный «ярлык» в глазах общества). На практике лично я ничего такого не заметила – никто не тыкал пальцем, не осуждал, даже особо не расспрашивали. Конечно, «святое дело» спросить, сколько у тебя часов и за что, но каких-то доверительных разговоров работающие не ведут. Большую часть времени я вообще находилась на порученной мне территории одна, только в последние два дня отработки ставили в пары с другими женщинами. И еще, я не ощущала отработку как наказание, не чувствовала себя «провинившейся». Коллеги, назову их так, воспринимали свои «часы» как наказание, для меня же это была просто работа, которую необходимо выполнить.

    Рассмотрим, как назначают обязательные работы. Если вы совершили некое деяние, подпадающее под ч. 8 ст. 20.2, это еще не означает, что вас немедленно задержат. Может потребоваться до трех месяцев для того, чтобы агенты политической полиции (ЦПЭ) или обычной «возбудились», нашли вас на кадрах оперативной съемки, собрали материалы и принялись за составление протокола и прочие процедуры. Вас могут вызвать повесткой, телефонным звонком, могут задержать на улице или по месту жительства (в последнем случае более чем вероятно назначение судом административного ареста; «потолок» статьи – 30 суток и, как показывает практика, меньше не дают – то есть, если судья постановил «арест», то именно 30). В любом случае, когда вы попадете в отдел полиции со статьей КоАП, по которой предусмотрен административный арест, вас уже не отпустят до суда. Таковы правила, что подобные дела рассматриваются дежурным судьей в день поступления к нему материалов, поэтому вы будете находиться в отделе до окончания оформления всех бумаг, а потом вас сопроводят в суд. И полицию, и судью (с меньшей вероятностью) будет особенно интересовать, вместе с кем вы совершили свое деяние, так что приготовьтесь к часто повторяющимся вопросам на тему «других людей, бывших вместе с вами на площади». И здесь – табу. Вы не должны никого называть, не должны никого опознавать на фото и видео. Это вопрос чистоты вашей совести. Не верьте обещаниям полицейских – вас от привлечения к ответственности это не спасет.

    Итак, что же произойдет после вынесения судьей решения о назначении вам обязательных работ? Вы пойдете домой с наказом обязательно вернуться на другой день за постановлением. Вручая постановление, вам разъяснят, что вы обязаны в 10-дневный срок зарегистрироваться в службе судебных приставов для «отбывания наказания». Эти десять дней и 10 дней, по истечении которых постановление вступает в силу – не одно и то же. Как показывает авторский опыт, с постановлением суда, не вступившим в законную силу, приставы вас на учет не поставят. Более того, им требуется получить это постановление по своим каналам (уже после вступления его в силу), так что вы можете спокойно посматривать в интернете, на сайте ФССП, не возбуждено ли в отношении вас исполнительное производство с предметом «обязательные работы». Когда увидите таковое, придется самому связываться с приставом-исполнителем и подходить за направлением на работу.

    Обратите внимание, каким отделом ФССП возбуждено исполнительное производство. В моем опыте был курьезный случай, когда на учет я встала по месту жительства, в своем районе отработала назначенные сорок часов и подтверждающие документы отдала приставу-исполнителю в отделе ФССП по своему району. Оказывается, все дела, которые «по митингам», в нашем городе курирует Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, и именно эта структура должна была направлять меня на работу. Соответственно, их сотрудник возбудила свое исполнительное производство и, якобы не сумев меня найти, распорядилась о принудительном приводе. Поэтому месяц спустя после отработки ко мне явились (около 7 утра) двое судебных приставов по полной форме и даже в брониках, чтобы доставить на другой конец города ради удовольствия передать их коллеге копии бумаг, подтверждающих отработку. Второй раз обязательные работы уже отбывались через этот межрайонный отдел.

    Судебный пристав-исполнитель должен выдать вам «Постановление о направлении на работу» с указанием организации, в которой вы обязаны отрабатывать, и ее адреса, а также с указанием даты, не позднее которой вы «обязаны приступить к выполнению работ» – дата составляет от 10 до 14 дней со дня составления этого направления на работу. Бонусом вам выдадут для заполнения анкету (ФИО, адрес, место и график работы, образование и специальность, дополнительные навыки, хронические заболевания, наличие инвалидности и пр. – никого не интересует, что вы там напишете) и разные памятки о том, как отбываются обязательные работы и что бывает за уклонение от них. Дальше инициатива снова переходит к вам.

    Вы можете отправляться в назначенную организацию хоть в тот же день, можете ждать до предпоследнего дня перед указанным вам пределом. Как правило, оформление на обязательные работы происходит с утра, на следующий день (в виде исключения – в тот же день) вы выходите работать. Вас должны ознакомить с правилами внутреннего распорядка, дать инструктаж по ОТ и ТБ (не курить, не шуметь, не взрывать (!), руки куда не надо не засовывать и т.д.) под запись в журнал. Тогда же с представителем организации (в моем случае это была начальник АХО) и непосредственным руководителем обговариваете, когда и как долго вы будете работать. Например, мне было удобно работать с утра, поэтому и приходила я к 8 часам, отрабатывая до 12, а в последние дни «срока» – до 14. На первые сорок часов, желая отбыть быстрее, я выбрала режим работы «5 дней по 8 часов», но это не лучшее решение, так как работа всё-таки физическая и монотонная. Убиваться на обязательных работах не стоит, поверьте.

    Важное уточнение. Формально вы не обязаны работать каждый день – в законодательстве оговорено лишь то, что продолжительность рабочего времени в неделю не должна быть меньше 12 часов. «Коллеги»-девушки, отбывавшие свои «часы» по уголовным делам, жаловались, что их заставляли отрабатывать каждый день – работая сменами, они могли появляться лишь два-три раза в неделю, но и вкалывали при этом по 8 часов в день. Так вот, никаких указаний на то, что вы должны быть на обязательных работах ежедневно, в законодательстве нет. Другое дело, если вы при оформлении на работу изъявили готовность работать каждый день, то пропускать не следует. При необходимости лучше предупредить о своем отсутствии накануне. Также не рекомендуется опаздывать.

    Работая на улице, одевайтесь по погоде. Учитывайте, что работа может быть грязной. Перчатки носите обязательно – покупаете их вы сами. Инструменты выдают на работе, их надо возвращать на место при конце рабочего времени. Носите с собой что-нибудь перекусить (у меня по месту отработки была комната отдыха сотрудников, где можно было поесть и даже полежать – правда, в облаках табачного дыма – но не факт, что так будет у каждого). То, что вы формально обязаны «работать добросовестно», на практике означает, что вы должны быть при деле в течение отведенных вам часов. Монотонная физическая работа оставляет голову пустой, поэтому занимайте ум сочинением (или чтением) стихов, рассказов, научных статей, речей для будущих митингов и т.п..

    В последний день отработки (за временем, как уже говорилось, следите сами), отработав сколько положено, надо явиться к тому, кто принимал вас на работы, чтобы получить табель учета рабочего времени и в отделе кадров забрать приказ о приеме вас на работу. Эти документы затем вы должны отнести вашему приставу-исполнителю. На всякий случай сделайте себе копии на будущее, чтобы всегда можно было подтвердить, что назначенные работы вы отбыли.

    Итак, обязательные работы как вид административного наказания имеют свои отрицательные стороны (являясь одной из крайних форм эксплуатации, лишая вас части свободного времени, в некоторой степени подвергая риску ваше здоровье), но также и некоторые положительные аспекты (они не связаны с лишением свободы; фактически вы получаете отсрочку исполнения наказания; да еще и приобретаете почти бесплатно некоторую тренировку, что даже полезно для тех, кто ведет преимущественно сидячий образ жизни). Как видим, обязательные работы для активиста – еще не конец света, их не стоит бояться. И помните, что в вопросе «нарушить установленный порядок организации или не нарушать» необходимо тщательно соразмерять положительные и отрицательные последствия любого вашего решения – в первую очередь, для общего дела, во вторую очередь – для вас и ваших близких.

    Еще в девятнадцатом веке российские осужденные приговаривались к городским работам в качестве наказания за преступление. Однако положение о подобном наказании в современном Уголовном кодексе появилось только в 2005 году, а с 2013 обязательные работы назначаются и за административные правонарушения.

    Определение

    Обязательные работы – вид наказания, предусмотренный статьей 49 УК РФ и статьей 3.13 КоАП РФ. Назначается только в виде основной меры пресечения осужденного вместо штрафа или в качестве смягченного наказания. Суть меры заключается в отработке определенного судом времени в свободные от основного трудоустройства часы. Отличительные признаки обязательных работ:

    • назначаются только официально занятым гражданам: студентам, ученикам, работникам;
    • направлены на принесение пользы общественности;
    • осужденный не получает зарплату, а все денежные средства за его труд направляются в государственный бюджет;
    • принудительный характер;
    • отсутствие права выбора вида работ и места их осуществления.

    Основной целью подобного наказания является воспитательный характер. Обязательные работы далеко не престижны, к тому же выполнять их приходится по месту жительства, где осужденного могут увидеть друзья, коллеги, соседи. Эта мера усиливает эффективность морального воздействия на нарушителя.

    Порядок исполнения

    Не позднее десяти суток после вынесения приговора осужденный привлекается к обязательному труду. Организации, где отбывает наказание нарушитель, осуществляют контроль над гражданином, следят за качеством работы и ее продолжительностью. Обязанности осужденных заключаются в следующем:

    • добросовестное выполнение трудовых обязательств;
    • соблюдение дисциплинарных норм;
    • выполнение правил организации, где лицо отбывает наказание;
    • отработка всего времени, определенного судом;
    • предупреждение о смене места жительства.

    В случае неисполнения обязательств или уклонения от работ судом может быть принято решение об ужесточении наказания для нарушителя.

    Виды работ

    Места и виды обязательных работ определяются органами местного самоуправления. Сфера деятельности может постоянно меняться, поэтому осужденных ждут задания, не требующие квалификации, особенных знаний и умений. Перечень обязательных работ устанавливается муниципальными властями. Как правило, это мероприятия по благоустройству города. Это могут быть следующие виды деятельности:

    • озеленение;
    • подсобные и погрузочные работы;
    • ремонтные работы (покраска бордюров, замена табличек на домах);
    • уборка улиц или помещений.

    Осужденный может отбывать наказание как в муниципальной, так и в частной организации городской службы. Виды работ назначаются в соответствии с физическими способностями правонарушителя, его возрастом и состоянием здоровья.

    Время работ

    Как реализуется наказание? Обязательные работы подразумевают почасовое исполнение, определяемое судом. За преступление осужденному назначается от 60 до 480 часов, за административное правонарушение – от 20 до 200 часов. Во время отбывания наказания должны быть соблюдены обязательные условия.

    • В рабочие и учебные дни осужденный может работать не более 2 часов (по добровольному решению не более 4 часов).
    • В выходные и праздничные дни время работ не должно превышать 4 часов.
    • За неделю отрабатывается не менее 12 часов.
    • Период отпусков и учебных каникул никак не влияет на продолжительность работ.

    Для несовершеннолетних правонарушителей предусмотрены немного другие порядки. Так, общий срок наказания может составлять 40–160 часов, а исполнение ежедневных принудительных обязанностей зависит от возраста:

    • 14–15 лет – не более двух часов;
    • 15–16 лет – до трех часов;
    • от 16 лет – не больше четырех часов в день.

    Количество ежедневных часов может быть уменьшено в случае существенных причин и только по решению пристава.

    Кому назначается подобное наказание?

    Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:

    • отклонение от ареста, выплаты штрафов;
    • нанесение вреда окружающей среде;
    • несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
    • нарушения при скоплении людей;
    • блокировка движения личного и общественного транспорта.

    Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:

    • инвалиды;
    • безработные;
    • беременные женщины;
    • матери детей младше трех лет.

    Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.

    Отклонение от работ

    Далеко не все осужденные раскаиваются в совершенных деяниях. Есть и такие, кто безответственно уклоняется от обязанностей. В случае неявки и отказа работать организация, где отбывал наказание гражданин, составляет протокол о нарушении. Такое деяние расценивается как отдельное административное правонарушение и грозит нарушителю арестом до пятнадцати суток или штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.

    В случае злостного уклонения от исполнения работ наказание заменяется принудительными работами или тюремным заключением. К таковым относятся нарушители, которые совершили следующие действия:

    • скрылись, чтобы избежать наказания;
    • более двух раз в течение месяца не являлись на работы;
    • неоднократно нарушали трудовую дисциплину.

    Срок наказания при этом остается изначальным, с учетом отработанного времени. Восемь часов обязательных работ приравниваются к одному дню лишения свободы или исправительных работ.

    Подобный вид занятости не предполагает заработной платы, медицинской страховки, заведения трудовой книжки. Более того, отработанный период не идет в стаж осужденного. Цель подобной меры пресечения заключается не просто в физическом наказании в виде обязательного труда. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию и становлению нарушителя «на путь истинный» с пользой для себя и окружающего общества.

    Обязательные работы в качестве наказания за преступления применялись с середины XIX века .

    Тогда осужденные из низших сословий выполняли неквалифицированную грязную работу у частных лиц или в городе.

    Сейчас обязательные работы, как вид уголовного наказания, назначается за незначительные уголовные преступления .

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

    Определение понятия

    Что это такое?

    Понятие обязательных работ как метода уголовного наказания закреплено в Уголовном кодексе РФ в 1996 г . и регламентируется ст. 49 УК РФ .

    Это основной вид уголовного наказания. Оно назначается по решению суда человеку за преступления небольшой тяжести, не требующие ограничения свободы.

    К таким преступлениям относятся: мелкие кражи, вандализм, надругательство над государственной символикой и другие.

    Замена уголовного срока

    Суть наказания в том, что осужденный не лишается свободы. Он обязан выполнять обязательные работы на общественных началах в свободное от основной деятельности время (после работы или учебы).

    Суд в приговоре не указывает, какие именно работы должен выполнять осужденный. Это решают органы местного самоуправления.

    Обычно это неквалифицированный физический труд по уборке мусора, озеленению территорий, ремонт дорог и т. д. 8 часов работ приравниваются в одному дню лишения свободы. Эти работы не включаются в трудовой стаж .

    Достижение цели наказания осуществляется за счет следующих особенностей работ:

    • неоплачиваемость;
    • невозможность уклонения (за это предусмотрено ужесточение наказания);
    • принудительность;
    • невозможность самому выбрать вид работ.

    Суд при назначении наказания всегда учитывает целесообразность его применения.

    Если у осужденного нет постоянного места жительства и прописки, то назначение обязательных работ будет нецелесообразным , так как тяжело осуществлять контроль за данным лицом.

    Следует дифференцировать понятие обязательных работ от исправительных работ. Последние выполняются лицом, находящимся в исправительных учреждениях. Они предполагают ограничение имущественных, трудовых и личных прав.

    При этом из заработной платы осужденного производятся вычеты от 5 до 20% в пользу государства. При выполнении обязательных работ никаких вычетов не производят, но и заработной платы не платят.

    Также исправительные работы могут назначаться за преступления средней тяжести. А обязательные — только за преступления небольшой тяжести.

    Кроме того, срок обязательных работ исчисляется часами , а исправительных — днями .

    Административное наказание