Управление по борьбе с экономическими делами. Чем занимается отдел по борьбе с экономическими преступлениями (обэп)? Торговая полиция МВД Российской империи

Над главой МВД Московской области, которым является генерал давно сгущаются тучи, но до отставки дело никак не доходило. Его заместитель, глава полиции Московской области генерал сменить начальника не надеется, а подыскивает себе новую должность. Заняться всерьез происходящим в подмосковном МВД вынудили, в том числе, резонансные дела последнего времени – грандиозная, нелегальная «мусорная свалка» в Кучино и дело «пьяного мальчика» в Балашихе — это только «социально значимая» часть, огромного айсберга. На самом деле, претензий к работе региональной полиции гораздо больше.

Виктор Пауков и финансовый спрут

Данная графическая схема наглядно показывает, как функционирует нелегальный финансовый спрут в руководстве региональной полиции и его главный «мотор» – Управление экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК или оперативно-розыскные части (ОРЧ) ЭБ и ПК) на областном уровне, а на районном уровне — (ОРЧ и Отделы (ЭБ и ПК) или Группы ЭБ и ПК). Поступление основного потока наличности от нелегального бизнеса в системе МД РФ контролируют именно сотрудники этих подразделений. Они главные «добытчики» и «кормильцы». Так происходит не только в Московской области, похожим образом живет и работает вся полицейская Россия.

Назвать это «группой» или «бандой» было бы неправильно, скорее, это Система. Она выстроена давно, проверена годами работы, функционирует не зависимо от персоны, способна к самовосстановлению и перестройке в случае исчезновения какого-либо участника или даже звена целиком.

Например, один из ключевых фигурантов «мусорного дела», начальник ОРЧ ЭБиПК №2 ГУ МВД России по Московской области, полковник Дмитрий Дмитриевич Ильяшенко, ответственный в данной Системе за связи с полукриминальным, «серым» бизнесом ушел в отпуск и, по некоторой информации, уже находится за границей. Начальник 1-го отдела ОРЧ УЭБ и ПК по Московской области, полковник МВД временно отстранен и переведен в другое место, поток наличности уменьшился, но все равно – система функционирует, пусть и менее эффективно.

Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – особые подразделения в структуре МВД, наследники еще советской ОБХСС. Хотя социалистической собственности давно нет, но «норма выработки», 10 материалов на каждого оперативника в месяц, осталась. Количественные показатели, как ключевой критерий хорошей работы подразделений БЭП МВД, на деле — сплошная профанация. Чтобы сохранить свою должность как рядовые оперативники, так и руководители районных отделов вынуждены заниматься приписками, возбуждением фиктивных и малозначительных дел и выплачивать ежемесячно фиксированные суммы своему руководству, которое закрывает глаза на эти массовые фальсификации результатов работы. Сотрудники, которые хотят работать честно, в этом подразделении, как правило, долго не задерживаются, Система их отторгает.

В Мособлдуме генерал Виктор Пауков не так давно отчитался о «пресеченных» 2500 преступлениях экономической направленности за 2016 год, но не сказал, что до суда доведено всего 10%, причем, большая часть из них развалилась там из-за отсутствия доказательств и некачественно проведенного следствия.

В 2016 году ФНС передало в УЭБ и ПК Московской области 80 оперативных материалов для расследования по УК РФ ст.159 ч.4 (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности), до суда дошло всего 3 дела. Осужден никто не был.

Получается, что на 90 процентов УЭБ и ПК — элитное подразделение подмосковного МВД работает впустую, хотя содержание данного инструмента по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями обходится государству недешево. Годовой бюджет (покупка техники, оперативные мероприятия, и тд.) подмосковного ЭБ и ПК за 2016 год – 800 млн. рублей. Всего в Московской области 34 районных отдела ЭБ и ПК, в среднем по 15 человек в каждом, плюс центральное управление итого не менее 500 человек (точная цифра — гостайна). Чем занимается большинство этих молодых, здоровых мужчин с высшим образованием в рабочее время знает практически любой российский бизнесмен. Во-первых, они вынуждены «зарабатывать» на то, чтобы сохранить свою должность, собирая ежемесячную дань с предпринимателей на своей территории, кто хочет спокойно работать – вынужден платить, иначе можно легко лишиться бизнеса. Во-вторых, закрывают дела, «решают вопросы» за вознаграждение с тех, кем должны бороться – настоящими мошенниками и криминальными бизнесменами. Расценки на подобные услуги давно не тайна: «закрыть» дело в центральном аппарате УЭБ и ПК Московской области стоит от $100 000 и выше.

Оставшееся свободное время (совсем немного) посвящено госслужбе, за что они ежемесячно получают зарплату от государства.

Перейдем к описанию, в общих чертах, конечно, как функционирует Система, в ключевых которой находится Виктор Пауков.

Зеленым цветом на схеме обозначено поступление денег в Систему из внешних источников. Главных источника три: средний бизнес — на уровне оперативников и районных подразделений ОЭБ и ПК, главы подразделений в УЭБ и ПК МВД Московской области уже получают себе в кормление какое-нибудь одно крупное предприятие. Третий источник – централизованные регулярные отчисления от крупного бизнеса в Московской области, «доение предпринимателей». Примерный суммарный годовой денежный поток из этих трех источников – приблизительно 15-16 млрд. рублей в год.

Денежные потоки внутри Системы обозначены красным цветом. Ежемесячные выплаты от глав нижестоящих подразделений, районных отделов ОЭБ и ПК – это уже распределение ранее поступивших денег в Систему. В Московской области есть разные районы: «богатые» и бедные». Норма для семи «богатых» районов (Истринского или Ленинского, например) ОЭБ и ПК – от 10 миллионов рублей, «бедняки» вроде Талдомского района – по одному млн. рублей, и даже меньше. Важное замечание, эти деньги – не личная собственность руководителя подразделения, 90% собранной суммы идет вверх по служебной лестнице.

Например, для главы УЭБ и ПК Московской области полковника Вячеслава Цуркана личный бизнес — штрафные спецстоянки в Серпуховском районе (он бывший глава ОЭБ и ПК данного района). Остальными доходами он вынужден делиться, если хочет занимать свою должность: ежемесячно компания, производитель бутилированной воды «Шишкин Лес» в Наро-Фоминский районе, выплачивает $1 млн. долларов за «содействие», кроме того, «проценты» с ежемесячных выплат от руководителей районных отделов ЭБ и ПК.

Ключевая фигура данной схемы — заместитель Вячеслава Цуркана – полковник , фигура самодостаточная, в какой-то степени, даже от главы МВД Московской области. Через его помощников проходит основной объем выплат с крупного бизнеса Подмосковья (за это направление отвечает полковник Илья Дудий), так и регулярные выплаты от криминального сообщества, так называемых «воров в законе», (зона ответственности полковника Дмитрия Ильяшенко) за содействие в криминальном бизнесе (нелегальны мусорные свалки, «серая» добыча песка и гравия).

Виктор Пауков на вершине «пирамиды»

Если полковники Дудий и Ильяшенко – «коллекторы», кто непосредственно ездит по предприятиям, «решают вопросы», забирают деньги. Полковник Михеев – это, возможно, некий распределительный центр. При его участии финансы распределяются внутри Системы – начальнику регионального отдела собственной безопасности (УСБ) МВД, начальнику регионального ГИБДД, начальнику УЭБ и ПК, и другим руководителям подразделений. На вершине «пирамиды» — глава МВД РФ по Московской области генерал Виктор Пауков, но он не создатель и не выгодоприобретатель этой финансовой схемы, скорее сам ее «заложник», хотя и высокопоставленный.

Так же с ведома Михеева «черный нал» уходит за пределы Системы (судьям, прокурорам, сотрудникам МЧС, судебным экспертам, сотрудникам Роспотребнадзора и тд.), на схеме это движение денег обозначено синим цветом.

Отдельное место занимает Следственный комитет России (СКР), в структуру МВД не входит, но многие виды полукриминального бизнеса, например, добыча песка и гравия в Подмосковье, возбуждение и приостановление уголовных фиктивных дел против бизнесменов невозможны без некоторых высокопоставленных сотрудников СКР. Движение средств в этом направлении также обозначено синим цветом.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ , обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года - Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России) . В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

Начальник ГУЭБиПК МВД России - генерал-майор полиции Сугробов Денис Александрович.

Основная информация

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации , нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении.

Главное управление является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Пресса о ГУЭБиПК МВД России

1) В Санкт-Петербурге арестована преступная группа «чёрных риелторов », участники которой подозреваются в незаконном завладении более чем 20 квартирами. Об этом говорилось в сообщении Департамента экономической безопасности МВД России.

2) Департамент экономической безопасности МВД сообщил о возбуждении дела против руководителя одного из крупных торговых центров Москвы. Представители этого ТЦ требовали компенсацию у компании Panasonic, планировавшей закрыть магазин и вывезти товар. Как сообщил «Маркеру» источник в представительстве Panasonic , дело возбуждено против Алексея Киселева, возглавляющего ООО «Агентство коммерческой безопасности» (АКБ). Эта фирма является арендодателем-посредником в торговом комплексе «Черемушки».

3) Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России распространил сообщение о том, что пресечена деятельность организованной группы банкиров, занимавшихся незаконным обналичиванием и легализацией денежных средств. «В группу входили советник председателя правления Темпбанка Ефремов Дмитрий Валерьевич, начальник клиентского управления КБ „Империя“ Савченко Маргарита Бекировна, её дочь Савченко Наталья Юрьевна, а также иные лица, выполняющие их указания»

История

Создано данное подразделение в 1937 году . Названия в разные годы - БХСС , ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП, ДЭБ. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ , обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года - Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России) . В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

Нынешний начальник ГУЭБиПК МВД России - генерал-майор полиции Андрей Курносенко.

Основная информация

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации , нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении.

Главное управление является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

История

Создано данное подразделение 16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР. В принятом положении об ОБХСС, в частности, говорилось, что он создается для «обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, а также для борьбы со спекуляцией». Названия в разные годы - БХСС , ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП, ДЭБ. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).

Как центральный аппарат курирует УБЭП (управления по борьбе с экономическими преступлениями) и УНП (управления по налоговым преступлениям), структурно входящие в региональные органы внутренних дел.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Основные функции и задачи УБЭП
  • 1.1 Основные направления обеспечения экономической безопасности
  • 1.2 Взаимодействия УБЭП в области обеспечения экономической безопасности
  • 2. Краткий исторический очерк создания управление по борьбе с экономическими преступлениями
  • 3. Понятие, цели, задачи и функции УБЭП
  • 3.1 Документооборота в области обеспечения экономической безопасности
  • 4. Особенности деятельности УБЭП
  • 4.1 Повышению эффективности деятельности в области обеспечения экономической безопасности
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Моя ознакомительная практика проходила с 29.06.2014 года по 12.07.2014 года, в Отделе по борьбе с экономическими преступлениями (борьбе с коррупцией) ГУ МВД России по г. Кемерово.

Ознакомительная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических и практических знаний студента, приобретения профессиональных навыков работы по специальности. А также формирование профессиональных компетенций в области экономической безопасности.

Закрепить и углубить полученные теоретические знания;

Сформировать у студентов представление о экономической безопасности организации;

Закрепить навыки работы с источниками информации, в частности с данными Государственного комитета;

Довести приобретенные умения и навыки до уровня, позволяющего самостоятельно решать практические задачи.

Управление по борьбе с экономическими преступлениями входит в структуру криминальной милиции. На практике в ГУ МВД я ознакомилась с работой УБЭП - отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Изучал нормативную базу УБЭП (Закон «О милиции» от 18.04.91.г., Федеральный Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12.08.95 г., Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации и др.), присутствовала при проведении следственного понятого. Кроме того, за время прохождения практики в отделе по борьбе с экономическими преступлениями я ознакомился с уголовными делами, возбужденными УБЭП, изучал различную процессуальную документацию. Также работал с банком данных.

1. Основные функции и задачи УБЭП

Основные функции УБЭП

Определение угроз экономической безопасности государства в пределах компетенции МВД России, выработка мер по их нейтрализации;

Участие в формировании федеральных целевых программ, текущем и перспективном планировании в установленной области деятельности;

Организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных межрегиональных, международных экономических и налоговых преступлений в приоритетных сферах экономики, преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предварительное следствие по которым обязательно;

Организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных экономических и налоговых преступлений, вызывающих большой общественный резонанс;

Организация профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности;

Организация документальных проверок и ревизий в целях выявления, пресечения и раскрытия экономических и налоговых преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;

Организация в рамках своей компетенции борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем;

Участие в пределах своей компетенции в организации борьбы с финансированием терроризма, экстремизма и иной противоправной деятельности.

Так, сотрудниками ОЭБ УВД по ВАО города Москвы 19 апреля 2011 года примерно в 16 часов 30 минут по адресу: город Москва, улица Сталеваров, дом 16, был задержан руководитель группы комплексного капитального ремонта отдела Технического обследования, структурного подразделения Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы Государственного учреждения «Городской координационный экспертно-научный центр «ЭНЛАКОМ» Сарычев Сергей Николаевич, при получении им лично взятки в виде денежных средств на сумму 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей РФ от сотрудника подрядной организации, за сокрытие выявленных нарушений в результате проведенной экспертизы материалов, используемых данной подрядной организацией при проведении фасадных работ жилого здания.

По материалам проверки, в отношении руководителя группы структурного подразделения Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы ГУ «Городской координационный экспертно-научный центр «ЭНЛАКОМ» Сарычева Сергея Николаевича, возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 290 УК РФ.

Сотрудниками ОЭБ УВД по ВАО города Москвы 06 мая 2011 года по адресу: город Москва, улица Ивантеевская дом 3, корпус 2 проводились оперативно-разыскные мероприятия в отношении руководства и сотрудников ООО «ЮНИЛАЙТ», которые используя свое служебное положение, предлагали в аренду имеющиеся в наличие однокомнатные квартиры по очень низкой цене, при этом заключали договоры об оказании информационных услуг в соответствии с которым необходимо оплатить часть арендной платы в сумме 6500 рублей, но по факту своих обязательств не выполняли.

В ходе проведенных ОРМ противоправные намерения руководства и сотрудников ООО «ЮНИЛАЙТ» полностью подтвердились. В настоящее время материал проверки находится в Следственном управлении УВД по ВАО города Москвы.

Оперативниками УБЭП УВД Южного округа была задержана 49-летняя дама с поличным прямо в служебном кабинете. Несколько дней назад в одно из общежитий вселилась группа гастарбайтеров из Молдавии, завербованных солидной строительной компанией. Ни один из 35 молдаван не имел разрешения на работу в столице, о чем вскоре стало известно начальнику отделения УФМС по району Чертаново Южное Татьяне Михайловой. Всего за 15 тыс. рублей из расчета немногим более 400 рублей за каждого нелегала женщина согласилась закрыть глаза на нарушение закона и поставить нелегалов на федеральный миграционный учет.

Информация о сделке дошла до оперативников УБЭП, и в пятницу они устроили засаду у дверей кабинета подполковника. Едва представитель строительной компании передал деньги взяточнице, как к ней ворвались борцы с экономическими преступлениями. В отношении нечистой на руку сотрудницы УФМС уже возбуждено уголовное дело, в настоящее время она отпущена под подписку о невыезде.

Основные задачи УБЭП

А) участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;

Б) участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;

В) принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;

Г) организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Департаменте.

Департамент является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работа Департамента организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Основная тяжесть по осуществлению специально-профилактических мероприятий по предупреждению экономических преступлений ложится на органы внутренних дел, и приоритетная роль в предупреждении финансовых мошенничеств принадлежит подразделениям криминальной милиции.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

Выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики. Вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, иные уполномоченные органы, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики;

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Осуществляют ежемесячный анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики;

Поддерживают взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц;

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики;

Участвуют в освещении средствами массовой информации деятельности и результатов работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям.

Эффективность предупреждения финансового мошенничества обеспечивается высококачественной информационно-аналитической деятельностью, наличием научно обоснованных прогностических оценок высокой достоверности; ОВД, в частности, следует оценивать следующие показатели:

Доля в нем преступных сообществ;

Сравнительную интенсивность совершаемых мошенничеств по сферам и территориям .

Объектами предупредительной деятельности органов внутренних дел являются:

Негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение;

Юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установлению правил, нормативов и стандартов;

Лица, замышляющие или подготавливающие преступления;

Лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях;

Лица с устойчивым противоправным поведением;

Лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям;

Лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок.

1.1 Основные направления обеспечения экономической безопасности

Переход к рыночной экономике, появление значительного числа предприятий разнообразных организационно-правовых форм, базирующихся на различных формах собственности, наличие всевозможных способов конкурентной борьбы, несовершенство законодательной базы, слабость государственных структур, призванных создать нормальные условия для развития бизнеса, криминализация хозяйственной жизни и многие другие причины поставили украинские предприятия в условия, когда они вынуждены уделять значительное внимание вопросам обеспечения своей экономической безопасности. Поэтому, данная тема является актуальной на современном этапе развития предпринимательства.

Целью исследования является анализ основных направлений и методов обеспечения экономической безопасности предприятия в современных условиях.

Экономическая безопасность предприятия? это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

В целом экономическая безопасность предприятия предусматривает:

Высокую финансовую эффективность, независимость и устойчивость работы предприятия;

Развитость и конкурентоспособность технологической базы предприятия;

Высокий уровень организации управления предприятием;

Жесткий кадровый отбор;

Обеспечение соответствия экологическим стандартам;

Эффективный механизм правового регулирования всех направлений деятельности предприятия;

Обеспечение информационной безопасности работы предприятия;

Гарантии безопасности работников предприятия, а также сохранности их имущества и профессиональных интересов.

Основной целью системы экономической безопасности является предотвращение ущерба интересам предприятия в результате хищения финансовых и материальных средств, уничтожения имущества и ценностей в результате чрезвычайных ситуаций, разглашения, утраты, искажения, уничтожения информации, а также опасного для жизни воздействия на персонал и членов их семей.

В настоящее время вопросы обеспечения условий экономического роста предприятия выходят на первый план. На экономический рост предприятия может оказывать влияние общеэкономическая ситуация в мире в целом и в государстве в частности. Экономическая ситуация в государстве, кроме ряда прочих факторов, находится в зависимости от способности соответствующих государственных органов обеспечить как экономическую безопасность государства, так и хозяйствующих субъектов?предприятий. В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития украинских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.

Эффективная система экономической безопасности должна быть:

Непрерывной? это требование проистекает из того, что не всегда есть возможность точно установить время начала действия той или иной угрозы;

Плановой? уже говорилось о том, что обеспечение безопасности не может быть одноразовой акцией;

Централизованной - в рамках определенного предприятия должна обеспечиваться функциональная самостоятельность процесса обеспечения безопасности;

Целенаправленной - защищается то, что должно защищаться в интересах конкретной цели, а не все подряд;

Универсальной - меры безопасности должны перекрывать пути угроз независимо от места их возможного воздействия.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности предприятия? это процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности в настоящее время и в будущем.

Уровень экономической безопасности предприятия зависит прежде всего от способности руководства предвидеть и предотвратить возможные угрозы, а также быстро разрешить возникшие проблемы.

1.2 Взаимодействия УБЭП в области обеспечения экономической безопасности

Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью - это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

В зависимости от субъектов и непосредственных целей можно выделить следующие виды и направления уголовно-правового контроля над экономической преступностью:

· уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства;

· уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью.

· уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью.

· уголовно-правовой контроль на стадии исполнения уголовных наказаний.

Рассмотрим особенности отдельных видов уголовно-правового контроля над экономической преступностью.

Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства. Целью государственного контроля за уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью является сбалансированное решение двух задач. С одной стороны, повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в выявлении, пресечении, раскрытии экономических преступлений, привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. С другой стороны - важнейшей задачей такого контроля является обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц. Рассмотрим более подробно сущность контроля, осуществляемого федеральными законодательными органами государственной власти.

Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления. Уголовное законодательство об ответственности за экономические преступления претерпело существенные изменения за период с начала экономических реформ. Рассмотрим наиболее важные основные этапы его эволюции.

В СССР и до последнего времени в России была предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды экономических преступлений:

· некоторые виды государственных преступлений (нарушения правил о валютных операциях, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг);

· преступления против социалистической собственности (хищения, совершенные путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением, мошенничество и др.);

· хозяйственные преступления (спекуляцию, приписки, частнопредпринимательскую деятельность, коммерческое посредничество), должностные преступления (взяточничество, злоупотребления властью или служебным положением, подлог и др.).

К 1995 году в уголовном законодательстве произошли существенные изменения, которые выразились в следующем:

· декриминализировано нарушение правил о валютных операциях (ст. 88 УК РСФСР);

· введены новые составы (незаконные сделки с валютными ценностями и сокрытие средств в иностранной валюте);

· унифицирована уголовная ответственность за преступления против собственности с исключением главы о посягательствах на социалистическую собственность;

· декриминализированы многие хозяйственные деяния (спекуляция, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество, приписки и др.)

· введены новые составы о незаконном повышении и поддержании цен, нарушении правил государственной дисциплины цен, уклонении от уплаты налогов, таможенных пошлин и т. д.

С 1 января 1997 года введен в действие новый уголовный кодекс. В УК РФ выделен специальный раздел "Преступления в сфере экономики", в который вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Ряд других составов экономических преступлений - должностные, компьютерные преступления, преступления против интеллектуальной собственности, авторских прав - вошли в другие разделы.

Парламентский контроль над уголовной политикой.

Под парламентским контролем над уголовной политикой следует понимать совокупность властных полномочий Федерального Собрания РФ - парламента России, позволяющих ему влиять на формирование и реализацию задач уголовной политики, оценивать эффективность деятельности органов уголовной юстиции по борьбе с преступностью, обеспечению законности, прав и свобод личности, внутренней безопасности Российской Федерации.

Необходимость в парламентском контроле обусловливается спецификой целей и задач уголовной юстиции, реализация которых сопряжена с правами и свободами граждан, безопасностью общества, применением в ее деятельности не только гласных, но и негласных средств и методов.

Это особая разновидность социального контроля, осуществляемого через специально создаваемые для этого органы в целях обеспечения законности и эффективности деятельности органов уголовной юстиции. Он направлен на обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц.

Парламентский контроль над уголовной политикой осуществляется в форме парламентских слушаний, комиссий по проведению парламентских расследований, заслушиваний отчетов и сообщений руководителей и должностных лиц органов уголовной юстиции на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания России (правительственном часе), заседаниях комитетов палат, депутатских запросов к руководителям и должностным лицам контролирующих органов и служб по вопросам, входящим в их компетенцию.

По инициативе Федерального Собрания России или любой из его палат (Совета Федерации, Государственной Думы), могут проводиться парламентские расследования путем создания специальных комиссий или иных временных органов Федерального Собрания по расследованию деятельности органов государственной власти, в том числе органов уголовной юстиции.

Должной законодательной, правовой основы работа такого рода комиссий в настоящее время не имеет. Условием эффективности парламентского контроля над уголовной политикой является четкое законодательное закрепление основных его направлений.

Важным направлением парламентского контроля за уголовной политикой является организация парламентских расследований наиболее опасных злоупотреблений экономической направленности.

В Государственной Думе с 1998 г. работает Комиссия по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в коррупционной деятельности. Ее деятельность не имеет необходимой правовой базы, однако оказывает влияние на борьбу с этим злом.

Комиссией приняты к производству более 30 материалов, охватывающих широкий спектр проблем всей вертикали государственной власти, начиная с проверки материалов о коррупции высших должностных лиц в государстве, а также чиновников ФАПСИ, МПС, Государственной компании "Росвооружение", - и заканчивая расследованием материалов коррупционной деятельности в территориальных образованиях. Например, Комиссия длительное время изучала материалы, связанные с ситуацией в Новороссийске.

Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью.

Эффективность уголовно-правового контроля над экономической преступностью зависит от того, насколько удается ограничить произвольное толкования закона, а также создать стабильные и ясные правовые ориентиры, способствующие активному применению уголовного закона. Реальным вариантом решения этой проблемы в современных российских условиях является более активное использование аутентичного толкования законов. С.В. Максимов считает целесообразным, учитывая опыт применения Уголовного кодекса РФ, принятие специальных законов, содержащих его официальное толкование. Это тем более актуально, что Верховный Суд РФ не имеет права давать официальное толкование применяемому уголовному закону. Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ уполномочен лишь давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Принятие закона (группы законов), содержащего официальное толкование Уголовного кодекса РФ, позволило бы стимулировать решение чрезвычайно острой для нашей страны проблемы уголовно-правовых норм, и, прежде всего, об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, организованную преступную деятельность и иные(1).

Уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью. Уголовно-правовой контроль здесь выступает как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден (ст. 2 УПК РСФСР).

Органы уголовной юстиции представляет собой систему, специально предназначенную для борьбы с различными видами преступлений.

К ним, в первую очередь, относятся:

· Министерство внутренних дел РФ;

· Федеральная служба налоговой полиции РФ;

· Федеральная служба безопасности РФ;

· Служба внешней разведки РФ;

· Федеральная служба охраны РФ;

· Федеральная пограничная служба РФ;

· Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;

· Таможенные органы РФ, находящиеся в структуре Государственного таможенного комитета РФ.

Каждый из этих органов создан для борьбы с определенными специфическими видами преступлений и имеет круг задач и функций, которые закреплены законодательством. Координацию их деятельности в сфере борьбы с экономической преступностью осуществляет Прокуратура РФ.

Органы уголовной юстиции осуществляют уголовно-правовой контроль над экономической преступностью, осуществляя:

· предварительное расследование по делам этой категории в форме дознания и предварительного следствия;

· оперативно розыскную деятельность, правом на ведение которой они наделены в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Рассмотрим функции некоторых органов уголовной юстиции в сфере борьбы с экономической преступностью.

Министерство внутренних дел РФ

Основными задачами Министерства являются:

1. разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

2. организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Функции МВД РФ закреплены в Законе РФ "О милиции", Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

В структуре МВД РФ дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам об экономических преступлениях осуществляет милиция. Борьба с экономическими преступлениями является основной задачей специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, входящими в структуру Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП МВД России).

Цель этой службы - защита экономики от преступных корыстных посягательств в процессе осуществления экономических отношений между различными их субъектами. Ее основные задачи - непосредственное выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений.

Для достижения целей, поставленных перед органами внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, им предоставлены значительные полномочия (ст. 11 Закона РФ "О милиции")

Предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями: 159 частями второй и третьей,160 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 169, 170, 171 частью второй, 172, 173, 174, 175частью третьей, 176, 178, 179, 181, 182, 183,184,185,186,187, 188, 191, 192, 193, 195, 196,197, 201, 202,203, 204, 210, 272, 273, 274, 290, 291,292 УК РФ.

Федеральная служба безопасности РФ

Основными задачами ФСБ России в сфере борьбы с экономической преступностью являются:

· информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

· обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

· организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

· осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации.

Функции ФСБ РФ закреплены в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Следователи ФСБ РФ производят предварительное следствие по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193,210, 272, 273, 274 УК РФ.

В соответствии с п.3 ст. 117 УПК РСФСР, органы федеральной службы безопасности производят дознание по делам, отнесенным законом к их ведению.

По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 285, 286, 290, 291, 292 УК РФ, предварительное следствие производится также следователями органов ФСБ РФ, если это связано с расследованием уголовных дел об экономических преступлениях, отнесенных к их подследственности.

Федеральная служба налоговой полиции РФ

Задачами федеральных органов налоговой полиции являются:

· выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;

· обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Функции, права, обязанности ФСНП РФ закреплены Законом РФ от 24 июня 1993 г. 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции".

Следователи ФСНП РФ производят предварительное следствие по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями 198 частью второй и 199 УК РФ.

Федеральные органы налоговой полиции производят дознание по делам, отнесенным законом к их ведению.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 171 частью второй, 172, 173, 174,176, 185, 193, 201, 202, 204, 210, 272, 273, 274,290, 291, 292 УК РФ, предварительное следствие может производиться следователями органов налоговой полиции, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные органы

ГТК РФ осуществляет следующие функции, непосредственно связанные с борьбой с экономической преступностью(2):

· организует ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

· обеспечивает выполнение таможенными органами Российской Федерации в соответствии с действующими законодательными актами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

· разрабатывает и реализует систему мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров;

· обеспечивает оказание содействия таможенных органов Российской Федерации борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

· осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы производят дознание по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188,189, 190, 193 и 194 УК РФ.

В случаях, предусморенных законодательством, дознание по делам об экономических преступлениях, может производиться и другими органами дознания (ст. 117 УПК РСФСР).

Прокуратура РФ

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательством на Прокуратуру возложены следующие функции, направленные на борьбу с экономической преступностью:

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

· координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Следователям Прокуратуры РФ подследственны уголовные дела об экономических преступлениях, предусмотренные статьями 146, 147, 238, 272, 273,274, 285, 286, 289, 290 УК РФ.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Взаимодействие органов уголовной юстиции в борьбе с экономическими преступлениями. В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О милиции", органы внутренних дел решают стоящие перед ними задачи по предупреждению экономических преступлений во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Особое значение имеет при этом взаимодействие между различными правоохранительными органами уголовной юстиции, а также внутриведомственное взаимодействие отдельных специализированных подразделений. Рассмотрим некоторые аспекты этой деятельности. экономический преступление коррупция

Подразделения по экономическим преступлениям взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска. Это обусловлено процессами слияния экономической преступности с общеуголовной (пример.).

Взаимодействие подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с подразделениями по борьбе сорганизованной преступностью МВД РФ и ФСБ РФ обусловлена реальной тенденцией к проникновению организованной преступности в сферу экономики. Особое внимание при этом уделяется пресечению коррупции в органах власти и управления, квалифицированного вымогательства, в том числе в отношении предпринимателей.

Подразделения по экономическим преступлениям взаимодействуют со службами милиции общественной безопасности, в частности с участковыми инспекторами, подразделениями патрульно-постовой службы, ведомственной охраны, ГИБДД.

Служба милиции общественной безопасности. По роду своей работы сотрудники этой службы вступают в контакт с большим количеством граждан. В результате они могут получать самую различную информацию о возникновении условий, способствующих совершению преступлений, о признаках уже совершающихся преступлений, о лицах, готовящихся к преступным деяниям.

Сотрудники ГИБДД имеют возможность проверять на дорогах автотранспорт и установить факты перевозки грузов без документов или в количестве, превышающем указанное в документах, и информировать об этом подразделения по борьбе с экономическими преступлениями.

Органы внутренних дел взаимодействуют с органами налоговой полиции. Постоянно действующие координационные рабочие группы создаются из представителей заинтересованных подразделений органов внутренних дел и налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных действий по предупреждению и выявлению налоговых преступлений, а также правонарушений и преступлений в сфере экономики и потребительского рынка. Проводятся регулярные рабочие встречи работников для координации усилий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности.

Взаимодействие органов внутренних дел и других субъектов контроля над экономической преступностью. Важное значение имеет взаимодействие органов внутренних дел с органами, осуществляющими межведомственный контроль, и их территориальными подразделениями - Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ; Федеральным казначейством; Государственным таможенным комитетом; Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ; Государственным комитетом по статистике; контрольно-ревизионными аппаратами Министерства финансов РФ; банками и другими кредитные учреждения; аудиторскими организациями.

Перспективным является развитие взаимодействия органов внутренних дел с частными и ведомственными службами безопасности на правовой основе. Правоохранительные органы могут обращаться за помощью к частным структурам в связи с тем, что последние в отдельных узких областях обладают значительным опытом и компетенцией. Контакты облегчаются тем, что большая часть персонала служб безопасности представлена бывшими сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов, которые сохранили контакты с этими органами.

Органы внутренних дел взаимодействуют с независимыми аудиторскими организациями по обеспечению законности и достоверности осуществляемых хозяйственных процессов. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (п. 10) обязывают аудиторские организации проводить аудиторские проверки по заданию правоохранительных органов.

Органы внутренних дел взаимодействуют также с местной администрацией, используя информационную базу регистрационных и лицензионных палат, а также административных комиссий.

В качестве примера такого рода деятельности можно привести сложившуюся практику в Свердловской области.

Развивается взаимодействие органов внутренних дел с органами по защите прав потребителей. Органы по защите прав потребителей осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного товарами (работами, услугами), и направляют ее в Госстандарт России и его территориальные органы; при обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг) незамедлительно извещают об этом соответствующие службы Госстандарта России, ГКАП России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг); рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам законодательства о защите прав потребителей.

Актуальным является развитие взаимодействия органов внутренних дел с коммерческими и предпринимательскими структурами, в результате которого возможно оперативное получение информации о планах их деятельности, возникающих проблемах и путях их преодоления, угрозе возникновения криминогенных ситуаций.

Повышение эффективности уголовно-правового контроля над экономической преступностью

Эффективность уголовно-правового контроля определяется комплексом факторов. Отметим среди них некоторые наиболее важные в современных условиях.

Качество и полнота экономического законодательства. Практика применения новых норм УК РФ об ответственности за экономические преступления показала, что только некоторые из них применяются довольно интенсивно - это, прежде всего, нормы о налоговых преступлениях, а также незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство.

В то же время, например, статья 174 УК (ответственность за "отмывание" денег) не может эффективно применяться до принятия специального закона о контроле за отмыванием денег. Лишь с принятием данного закона будут созданы условия для накопления массивов информации, имеющей доказательственное значение по уголовным делам данного рода. Не менее важной предпосылкой является создание системы налогового контроля за крупными доходами.

Наличие реальной политической воли к борьбе с экономической преступностью. Политическая воля - это реализация уголовно-правовой политики в жизни. Отсутствие этого является показателем отсутствия политической воли. Результатом является неэффективное использование возможностей действующего законодательства либо принятие нормативных актов в расчете на их неприменение (Lex simulata). С этой точки зрения ужесточение санкций за совершенные экономические преступления - не самый эффективный путь. Анализ опубликованной статистики показывает, что суды не пользуются даже теми средствами, которые им дает уголовный закон. УК РФ предусматривает очень длительные сроки лишения свободы за наиболее тяжкие преступления этой категории - до 10,12,15 лет по ст. 186,188,191.

Качество системы научного мониторинга применения уголовного законодательства в сфере экономики. Внесение изменений в УК РФ без анализа действия его норм не позволяет создать эффективную правовую базу борьбы с экономической преступностью. Необходимо формирование качественной статистической базы применения уголовного законодательства.

Эффективность системы уголовно-правовых санкций. Экономические преступления - это корыстные деяния, не связанные с применением насилия. По мнению ряда экспертов, наибольший предупредительный эффект могут дать санкции имущественного характера, прежде всего крупные штрафы.

Совершенство правового обеспечения деятельности органов, осуществляющих уголовно-правовой контроль над экономической преступностью.

Уровень ресурсного (финансового, кадрового, научного, технического, методического, информационного) обеспечения органов, осуществляющих уголовно-правовой контроль.

Эффективность взаимодействия и координации деятельности органов, осуществляющих уголовно-правовой контроль.

2. Краткий исторический очерк создания Управление по борьбе с экономическими преступлениями

В первом положении об отделе БХСС указывалось, что «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией». На аппараты БХСС возлагалась и такая, казалось бы, несвойственная функция, как оперативное руководство комендатурами заготовительных пунктов системы. Отделу БХСС ГУРКМ НКВД СССР и подразделения БХСС на местах в обязанность также вменялось и ведение следствия по делам, возникавшим на основании материалов БХСС и передаваемым отделам ГУГБ.

На первоначальном этапе подразделения БХСС наряду с активным участием в работе по борьбе с расхитителями государственной собственности решали актуальные для того времени задачи по разоблачению и пресечению преступной деятельности спекулянтов, способствуя тем самым нормальной деятельности государственных предприятий.

Основной задачей аппаратов ОБХСС в предвоенный период стала организация специальных мероприятий, направленных на сокращение растрат и хищений в организациях, на предприятиях государственной торговли и потребительской кооперации.

Вновь созданные специальные подразделения милиции внесли значительный вклад в укрепление экономической основы государства. Уже на первоначальном этапе аппараты БХСС, представлявшие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали преимущества специализации борьбы с преступностью.

Предвоенное время.

В предвоенное время шло совершенствование форм и методов работы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством. С 1941 года к компетенции ОБХСС была отнесена борьба с валютчиками и контрабандистами.

В последние предвоенные годы происходит организационное укрепление аппаратов БХСС. В частности, увеличиваются штаты почти всех периферийных подразделений: в 1940 году они возросли более чем на 30% по сравнению с 1939 годом. Создаются специальные отделения по борьбе со спекуляцией.

Великая отечественная война поставила перед службой новые задачи. Многие сотрудники БХСС ушли на фронт, а также воевали в составе сводных милицейских оперативных отрядов в тылу врага. Оставшиеся сотрудники решали наиважнейшую задачу - в условиях острой нехватки продовольственных и других материальных ресурсов уберечь их от преступных посягательств. Так, усиления контроля за сохранностью социалистического имущества потребовала эвакуация предприятий и материальных ценностей. Переход на карточную систему распределения также повлек массовые хищения продовольственных и промышленных товаров, спекуляцию ими, обмен на валюту и драгоценности.

В годы Великой Отечественной войны резко возросло количество хищений, спекуляции, мародерства. Самым распространенным видом преступлений стали злоупотребления при отпуске предметов первой необходимости. Во исполнение решения ГКО «Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных товаров» от 22 января 1943 года НКВД издал соответствующий приказ. Расследование по таким преступлениям рекомендовалось про­водить в 10-дневный срок.

Сотрудники ОБХСС достаточно эффективно противостояли экономической преступности. Охрана социалистической собственности стала важным фактором, способствующим наращиванию объемов выпуска оборонной продукции.

Период Великой Отечественной войны.

За годы войны аппаратами БХСС были обезврежены крупные группы расхитителей и спекулянтов, у которых изъяты и возвращены государству в фонд обороны ценностей на миллиарды рублей - огромная сумма в те времена.

Начиная с 1946 года, служба БХСС претерпела многочисленные переименования и реорганизации, но суть ее работы осталась прежней - борьба с хищениями собственности и спекуляцией.

В январе 1947 года приказом МВД СССР № 0078 Отдел БХСС ГУ ВМ был реорганизован в Управление БХСС МВД с широкими функциями по организации борьбы с экономическими преступлениями.

Цеховой период.

Всплеск экономической преступности отмечается в 1965-1985 годы, когда значительно увеличилось как число зафиксированных экономических правонарушений, так и их доля в общем количестве преступлений. Стали изменяться их формы: если до 1970-х годов большинство среди зарегистрированных экономических правонарушений составляли хищения социалистической собственности и «приписки» (искажение данных в отчетах о деятельности предприятий, чтобы они соответствовали плановым нормам), то теперь появились новые виды правонарушений (в частности, спекуляция), число которых увеличилось даже в донесениях органов милиции. Усложнились и способы совершения преступлений. Так, по мнению ветеранов БХСС, в практике «приписок» применялись все более совершенные методы. С начала 1960-х годов заметно стала развиваться деятельность организованных сетей по расхищению промышленного сырья (дерева, минералов, металлов), а с 1970-х годов увеличилось подпольное производство товаров и услуг.

В 1970-х годах с принятием ряда мер по повышению профессионализма аппарата БХСС, противостоящего правонарушениям, которые «совершаются технически грамотными и по-своему талантливыми лицами, хорошо знающими производство не только в целом, но и тонкости его функционирования в конкретных областях народного хозяйства и действующими не только в одиночку, но и в составе организованных, хорошо замаскированных групп», становилась очевидной необходимость внедрять новаторские методы, основанные на глубоком знании советской экономики.

В 1983 году было принято новое Положение о подразделениях БХСС, определившее приоритетные направления их деятельности: борьба с хищениями, взяточничеством, незаконными валютными операциями и спекуляцией. При этом особый акцент делался на выявлении прежде всего крупных, замаскированных преступлений и усилении оперативной работы.

С каждым витком экономического развития страны, в условиях изменяющихся экономических отношений и уголовного законодательства менялись приоритеты деятельности службы БХСС.

С началом перестроечных процессов все большее влияние на работу службы оказывает формирование новых экономических структур, изменение производственных отношений и связей. Характерной особенностью того времени стала кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Службе была поручена организация борьбы со спекуляцией спиртными напитками и самогоноварением.

В 1986 г. усилена административная ответственность за нетрудовые доходы, и подразделения БХСС ориентированы на активизацию работы по выявлению таких фактов.

В то же время существовало указание не вмешиваться в процессы нарождающегося кооперативного движения. Это препятствовало установлению контроля за соблюдением законности в данной сфере и во многом способствовало дальнейшей криминализации экономики.

...

Подобные документы

    Система криминальной милиции, её подчиненность и организационное построение. История создания и формирования Отдела по борьбе с экономическими преступлениями, его понятие, цели, задачи, функции и особенности деятельности. Схема построения УВД г. Кирова.

    отчет по практике , добавлен 24.03.2010

    Исторический обзор деятельности спецслужб России. Проведение совместных операций российскими и зарубежными спецслужбами. Сотрудничество спецслужб мира в борьбе с экономическими преступлениями, коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2010

    Информационно-аналитическое обеспечение безопасности информационных систем. Деятельность уполномоченного по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления. Результаты деятельности уполномоченного по борьбе с коррупцией.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    Анализ методов борьбы с экономическими преступлениями в мировой таможенной практике. Взгляд правоохранительных органов зарубежных стран на проблему экономических преступлений. Борьба с экономическими преступлениями в таможенной практике России.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2011

    Расследования совершения и сокрытия хищений. Особенности возбуждение уголовного дела и первоначальные следственные действия. Методы фактической проверки и комплексный анализ сомнительных хозяйственных операций в правоприменительной деятельности.

    лекция , добавлен 12.07.2008

    Понятие и сущность экономических преступлений, их характеристика. Мошенничество, связанное с использованием кредитных карточек. Тенденции и характеристики экономической преступности. Специфика борьбы с экономическими преступлениями на примере г. Перми.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2017

    Понятие и признаки коррупционных проявлений. Направления деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступлениями данной сферы. Методы прокурорского реагирования в сфере противодействия коррупции в образовании, существующие проблемы и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2017

    Таможенные органы Республики Казахстан как субъект правоохранительной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность: признаки, задачи и функции. Анализ и проблемы борьбы таможенных органов с экономическими преступлениями и контрабандой наркотиков.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2010

    Борьба с преступностью в Италии в конце 1980-х. Метастазы коррупции в политической структуре государства. Операция по борьбе с коррупцией "Чистые руки", "чистка рядов" государственных и муниципальных служащих. Правозащитная деятельность А. Ди Пьетро.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2010

    Законодательство по борьбе с коррупцией и его практическая реализация в деятельности органов государственного управления на региональном уровне на примере Кемеровской области. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Анализ антикоррупционной политики в РФ.

Юристы и адвокаты нашего юридического бюро готовы оказать вам квалифицированную юридическую помощь в рамках проведения сотрудниками правоохранительных органов в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ оперативно-розыскных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности вашей организации, а также при проведении в порядке ст. 144-145 УПК РФ доследственной проверки и расследовании уголовных дел экономической и налоговой направленности.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки возможного совершения налоговых и экономических преступлений проводятся сотрудниками оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в должностные обязанности которых входит, выявление, пресечение, раскрытие преступлений.

В структуру ГУЭБиПК МВД РФ входят управления, отделы, оперативно-разыскные части экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК, ОЭБиПК, ОРЧ ЭБиПК), которые объединили в ходе реформы МВД подразделения по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями (ОНП, ОБЭП, УБЭП).

Практика показывает, что отсутствие грамотной юридической защиты позволяет сотрудникам полиции истребовать документы, предоставление которых не является обязательным, получать от должностных лиц организации объяснения, дающие возможность в дальнейшем трактовать не в вашу пользу неоднозначные моменты, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью вашей организации, безнаказанно допускать нарушения требований законодательства, регламентирующего порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Мы рекомендуем вам незамедлительно обратиться за юридической помощью к адвокату по налоговым и экономическим преступлениям в следующих случаях:

  1. Вы получили письменное требование (запрос) о предоставлении документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность вашей организации;
  2. Сотрудники полиции проводят обследование офисных и складских помещений, в ходе которого изымаются документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность организации, или компьютеры с бухгалтерской информацией;
  3. Генерального директора, главного бухгалтера или других сотрудников организации вызывают в органы внутренних дел на дапрос для дачи объяснений по вопросам, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью организации;
  4. В результате проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении руководителя и главного бухгалтера организации возбуждено уголовное дело экономической или налоговой направленности;
  5. В офисе вашей организации сотрудники полиции проводят обыски по уголовному делу экономической или налоговой направленности;
  6. Вам предъявлено постановление о производстве выемки документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации;
  7. Вас вызывают повесткой на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу экономической или налоговой направленности в следственные органы Следственного комитета РФ или следственные органы МВД РФ;

А также в любых других случаях, когда деятельность вашей организации попала в поле зрения правоохранительных органов (запрос в обслуживающий банк в отношении вашей организации; проведение проверочных мероприятий в отношении организаций-контрагентов (поставщиков или субподрядчиков) или в отношении организаций, входящих в структуру Вашего холдинга и т. д.).

Юристы и адвокаты юридического бюро «АЛАР» осуществляют юридическое сопровождение организаций, в отношении которых проводятся оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия правоохранительными органами всех уровней, в том числе:

— Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по административным округам г.Москвы (ЦАО, САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО, Зеленоград);

— Управлением и территориальными оперативно-разыскными частями экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Московской области;

— Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ;

— Следственными управлениями и отделами СК при МВД России по г.Москве и Московской области;

— Следственными управлениями и отделами Следственного комитета России по г.Москве и Московской области.

Защита по уголовным делам налоговой и экономической направленности

Помните : важной составляющей конечного успеха при осуществлении защиты вашей организации является незамедлительное обращение за юридической помощью. Мы сможем оказать вам эффективную помощь на любой стадии проверки (доследственная проверка, следствие и даже суд), но стоимость наших услуг значительно возрастает в зависимости от «запущенности» конкретной ситуации.

В нашей компании юридическим сопровождением организаций, в отношении которых проводятся оперативно-разыскные мероприятия или следственные действия, занимаются юристы и адвокаты по налоговым делам, имеющие значительный опыт работы в налоговой полиции, оперативных и следственных подразделениях МВД РФ по борьбе с экономическими и налоговым преступлениями, а также в органах прокуратуры. Поэтому наши специалисты досконально знают порядок проведения оперативно-разыскных и следственных мероприятий и все возможные действия, которые могут предпринять сотрудники правоохранительных органов при их проведении.


Статьи УК РФ экономической направленности: