Справка о сдаче жилого помещения. Справка о необеспеченности жильем

Справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими.

Законы по теме

Образец справки определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 Почитать

Какие документы нужны для получения справки о сдаче жилого помещения

На сайте Минобороны, а с их подачи – на множестве других сайтах размещена следующая информация:

Документы, необходимые для получения справки о сдаче служебного жилья:
Заявление в произвольной форме о том, что военнослужащий сдает служебное жилое помещение, к которому прикладываются следующие документы:
копии паспортов всех зарегистрированных в служебном жилом помещении лиц с отметкой о снятии с регистрационного учета, свидетельства о рождении детей, не имеющих паспорт с листками убытия;
копия финансового лицевого счета;
справка из бухгалтерии управляющей компании об отсутствии задолженности по коммунальным услугам;
выписка из домовой книги с отметкой об убытии (если были прописаны в квартире)/с отметкой о прописке-выписке по войсковой части (если были прописаны при войсковой части);
документ-основание получения служебного жилого помещения (договор найма служебного жилого помещения либо ордер);
акт приема-передачи, составленный с управляющей компанией с отметками о произведенном ремонте, о выделении денежной суммы на ремонт, о наличии ключей от квартиры/комнаты (сдал/не сдал) (для тех, кто сдает служебное жилье по факту).

К сожалению, эта информация основана или на устаревших редакциях Приказов МО РФ, или просто потому, что требовать у военнослужащего всегда проще, чем сделать так, как это установлено законом.

На самом деле, и перечень документов, и алгоритм сдачи жилого помещения установлен в нормативно правовых актах.

Законы по теме

Приказ МО РФ от 12 июля 2011 г. N 1133 «Об утверждении инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы»

Вот что там написано:

3. Оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее — уполномоченный орган) и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) (далее — структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции.

4. Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, за которыми на праве оперативного управления закреплены жилые помещения, либо лица, действующие по их доверенностям, после сдачи жилого помещения военнослужащим в двухдневный срок направляют сведения о сдаче жилого помещения в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.

5. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 15 рабочих дней с даты получения от организаций, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, сведений о сдаче жилого помещения в целях оформления справки:

  • запрашивает у юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, акт приема-передачи и акт технического состояния служебного жилого помещения, выписку из домовой книги и финансово-лицевой счет;
  • запрашивает в органе регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о снятии военнослужащего с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания).

Для того, чтобы понять этот мудреный текст, необходимо разобраться с понятиями.

Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

Специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) – являются Региональные управления жилищного обеспечения (РУЖО):

  • Западрегионжильё (Западное РУЖО)
  • Северрегионжильё (Северное РУЖО)
  • Югрегионжильё (Юное РУЖО)
  • Центррегионжильё (Центральное РУЖО)
  • Востокрегионжильё (Восточное РУЖО)
  • Департамент жилищного обеспечения — ДЖО (для г. Москвы)

Организации ВС РФ , находящиеся в ведении МО РФ, за которыми на праве оперативного управления закреплены жилые помещения – это территориальные управления имущественных отношений Департамента имущественных отношений МО РФ.

Юридические лица , осуществляющие деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда – домоуправления и другие организации, предоставляющие коммунальные услуги.


Как должна происходить сдача жилого помещения.

Военнослужащий оплачивает все коммунальные счета, при необходимости! — проводит текущий ремонт. В каких случаях и как должен проводится текущий ремонт (или его оплата) – читайте в следующих материалах.

Военнослужащий сдаёт жилое помещение в организацию, осуществляющую деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда с подписанием акта приема-передачи и акта технического состояния жилого помещения.

Военнослужащий обращается с заявлением (в произвольной форме) в РУЖО о выдаче справки о сдаче жилого помещения.

Запросить у юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации жилищного фонда:

  • акт приема-передачи и акт технического состояния служебного жилого помещения;
  • выписку из домовой книги;
  • финансово-лицевой счет.

Запросить в органе регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:

  • сведения о снятии военнослужащего с регистрационного учета
  • по месту жительства;
  • или по месту пребывания.

Как видим, обязанность истребования всех документов возлагается именно на РУЖО, а не на военнослужащего.

Можно ли получить справку, если жилое помещение реально не сдано?

Можно!
Сама форма справки предусматривает возможность записи не только о сдаче, но и о совершении других действий.

Таким записями, например, могут быть:

  • Военнослужащий приватизировал квартиру;
  • В установленном порядке произведен обмен (размен) квартиры;
  • Военнослужащий выписался из данного жилого помещения, оставленного для проживания членов семьи (бывших членов семьи).

На практике РУЖО нередко вообще отказывают военнослужащему в выдаче справки на том основании, что жилое помещение реально не сдано. Гарнизонные военные суды на сегодняшний день единодушны в признании таких действий незаконными и обязывают Регионжильё выдать справку с записями о тех действиях, который военнослужащий произвёл с предоставленным жильём.

Однако далеко не всегда это принесёт требуемый результат:

Внимание!

Справка о сдаче жилого помещения с записью о произведённых действий с жильём по своим правовым последствиям почти всегда равносильна… отсутствию справки! А именно: в большинстве случаев военнослужащему откажут в предоставлении нового жилья. Исключения составляют лишь случаи, когда военнослужащий, несмотря на произведённые действия, получил право на улучшение жилищных условий.

Вывод: не всегда есть смысл тратить время, нервы и деньги на судебные баталии, так как результатом может быть получение хоть и положительного, но бесполезного решения.

Сколько справок должен представить военнослужащий?

Военнослужащий предоставляет одну справку о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы . Расширительное толкование специалистами РУЖО этого правила и требования предоставить справки со всех предыдущих мест службы является незаконным.

Сам факт того, что военнослужащий получил по прежнему месту службы жилое помещение означает, что он сдал жилое помещение по предыдущему месту службы. Что касается справки о необеспеченности жилым помещением, то сама форма справки предусматривает графу об изъятых (возвращенных справках)

Справка о необеспеченности жилым помещением

В целях подготовки справки о необеспеченности Региональное управление жилищного обеспечения запрашивает:

в кадровом органе:

  • выписку из приказа о переводе (увольнении) и исключении из списков воинской части военнослужащего;
  • выписку из послужного списка военнослужащего (с указанием мест прохождения военной службы);
  • копию удостоверения личности военнослужащего;
  • копии паспортов военнослужащего и членов его семьи (свидетельств о рождении — для несовершеннолетних членов семьи);

из воинской части по месту прохождения военной службы:

  • справку о необеспеченности военнослужащего жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации;

из уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) –

  • сведения о выдаче справки о необеспеченности по предыдущему месту службы.

Как видим, и для справки о необеспеченности жилым помещением военнослужащий не должен представлять никаких документов, затребовать все документы – обязанность РУЖО.

Внимание:сроки!
Нарушение сроков может привести к неблагоприятным последствиям

Сведения, запрашиваемый из кадрового органа и воинской части, должны быть ими направлены в Региональное управление жилищного обеспечения уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса.

4. Уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации осуществляет снабжение бланками справок специализированных организаций Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения (далее именуются - специализированные организации).

5. Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, за которыми на праве оперативного управления закреплены жилые помещения, либо лица, действующие по их доверенностям, после сдачи жилого помещения военнослужащим в двухдневный срок направляют сведения о сдаче жилого помещения в специализированную организацию по рекомендуемому образцу согласно к настоящей Инструкции.

6. Специализированная организация на основании полученных сведений о сдаче жилых помещений выдает военнослужащему справку.

7. Справка заполняется чернилами или шариковой ручкой с оформлением всех ее частей (справка, корешок справки, контрольный талон справки). Все части справки подписываются руководителем специализированной организации. Подпись руководителя скрепляется печатью специализированной организации.

8. Учет выданных справок ведется специализированной организацией в Книге учета выданных справок о сдаче жилых помещений по рекомендуемому образцу согласно к настоящей Инструкции.

9. Испорченные или ошибочно заполненные справки направляются в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации для погашения. Гашение справки осуществляется путем перечеркивания по диагонали (от правого верхнего угла к нижнему левому) красным маркером. Вдоль линии перечеркивания ручкой делается надпись "Погашено", указывается дата погашения справки, фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего гашение справки, и ставится его подпись.

В случае утраты справки составляется акт о признании справки утраченной, заверенная копия которого выдается военнослужащему.

10. Справки, корешки справок и контрольные талоны справок хранятся 25 лет с момента их заполнения.

_____________________________

* Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 14н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г., регистрационный N 4271).

Приложение N 1
к Инструкции ()

Сведения о сдаче жилого помещения

N п/п Адрес принятого по акту приема-передачи жилого помещения Наименование документа, являющегося основанием для сдачи жилого помещения (предоставление жилого помещения по договору социального найма, заявление военнослужащего, убытие к новому месту службы и т.п.) Категория жилого помещения (постоянное жилое помещение, служебное жилое помещение, общежитие) Техническое состояние принятого по акту приема-передачи жилого помещения Общая площадь, кв. м Количество комнат Ф.И.О. лица, сдавшего специализированное жилое помещение Номер и дата акта приема-передачи жилого помещения
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Руководитель ___________________________________________________________________________________

(наименование организации Вооруженных Сил Российской Федерации, за которой на праве

оперативного управления

________________________________________________________________________________________________

закреплено жилое помещение (лицо, действующее по доверенности)

"___" ____________ 20___ г. ______________________________

М.П. (подпись, инициалы, фамилия)

Приложение N 2
к Инструкции ()

Книга учета выданных справок о сдаче жилых помещений

Приказ Минобороны РФ от 12 июля 2011 г. N 1133 "Об утверждении Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений"

Обзор документа

Регламентирован порядок выдачи, учета и хранения в Вооруженных Силах РФ справок о сдаче жилых помещений.

Справка подтверждает фактическое освобождение жилья военнослужащим-контрактником и членами его семьи. Речь идет о служебном жилье или занимаемом по договору соцнайма. Справка выдается специализированной организацией Минобороны России по вопросам жилобеспечения военнослужащих на основании полученных сведений о сдаче жилья. Она заполняется от руки. Все ее части (включая корешок и контрольный талон) подписываются руководителем и скрепляются печатью названной организации.

Корешок справки сдается по последнему месту военной службы. Контрольный талон высылается в уполномоченный орган Минобороны России.

Справка является документом строгой отчетности и имеет уровень защиты "В" (изготавливается на бумаге с водяным знаком или спецбумаге).

Испорченные или ошибочно заполненные справки подлежат погашению. В случае утери составляется акт о признании справки утраченной. Военнослужащему выдается его заверенная копия.

Срок хранения справки, а также корешка и контрольного талона - 25 лет с момента их заполнения.

В ситуации, когда военнослужащий, обеспеченный жильем по установленным жилищным законодательством нормам, меняет место военной службы, он и его семья на новом месте автоматически не признаются нуждающимися в жилище. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ не признаются нуждающимися в жилых помещениях граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или имеющие жилье в собственности. Жилищный кодекс при этом не связывает место нахождение гражданина и место расположения его жилища.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» более конкретно описывает данную правовую ситуацию, исходя из особого статуса военнослужащего. Пункт 4 ст. 15 закона гласит, что военнослужащим по контракту, сохраняются права на жилые помещения по месту прежнего жительства в случае перевода их на новое место военной службы в другой населенный пункт, где семье военнослужащего обязаны предоставить служебное жилое помещение или общежитие.

Что касается судьбы полученного семьей военнослужащего жилья по договору социального найма в период военной службы и в случае перемещения по службе в другую местность, то закон о статусе военнослужащих предоставляет военнослужащему право передачи (сдачи) занимаемого жилья уполномоченным органам. Об этом праве свидетельствует статья 5 закона о статусе военнослужащих, которой предписано, что освобождаемые жилые помещения, занимаемые военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением находящихся в их собственности, предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Уполномоченным органом Министерства обороны являлась КЭЧ (КЭУ). В настоящее время функции КЭЧ разделены. К примеру правопреемником Екатеринбургской КЭЧ стало ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В тоже время обеспечение жильем военнослужащих служебным и по договору социального найма ведает ФГУ «Центральная региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Образована еще одна организация. действующая на правах управляющей компании от имени министерства обороны - Славянка.

Ранее вопросы сдачи военнослужащими жилых помещений регулировался приказом МО РФ № 80, а ныне - Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 г. Москва "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утвердившим новую Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Пункт 17 Инструкции определяет, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции.
Следовательно, военнослужащий, при перемене места военной службы, вправе передать жилье уполномоченному органу Министерства обороны, получив взамен справку установленной формы – приложение № 7 Инструкции. При наличии данного документа военнослужащий и его семья будет считаться не обеспеченной жильем и иметь право на постановку в очередь нуждающихся в жилье по новому месту военной службы, то есть имеют право на включение в реестр.
На практике жилье приходится сдавать не только Министерству обороны, но и муниципальным органам власти. В любом случае, и это определяющее, безвозмездная передача жилья военнослужащим органам госвласти не является намеренным ухудшением жилищных условий.

Практика приема-сдачи жилья, занимаемых военнослужащими по договорам социального найма, в новых условиях и созданными структурами не отработана. В случае, когда военнослужащий не намерен возвращаться на прежнее место военной службы для постоянного проживания, можно порекомендовать следующее:

1 вариан т, он же основной, - по новому месту военной службу в региональную Дирекцию по обеспечению жильем военнослужащих обратиться с заявлением о постановки в очередь (включение в реестр нуждающихся в жилье) с приложением предусмотренных Инструкцией документов и письменного обязательства за подписью всех членов семьи о сдаче занимаемого жилого помещения по прежнему месту службы. При наличии обязательства о безвозмездной передаче жилья минобороны или в муниципальную собственность отказ будет неправомерным, его можно обжаловать. Сама процедура сдачи может происходить непосредственно после включение военнослужащего в реестр нуждающихся в жилье, либо непосредственно при распределении жилья военнослужащему в порядке очередности.

2 вариант предполагает передачу жилья безвозмездно уполномоченным органам Минобороны или городу (другой административной единице) после состоявшегося приказа о переводе но до переезда в новую местность. Организация министерства обороны: это может быть Славянка, ДЖО, территориальное управление имущественных отношений обязано выдать справку о сдаче жилья. По настоящее время подобная справка выдается по ранее установленной приказом 80 минобороны форме. В муниципалитет жилье передается следующим порядком: в отдел жилищного обеспечения военнослужащих пишет письменное обращение, уполномоченное лицо составляет Акт передачи жилья и в совокупности со справкой 40 о снятии с регистрационного учета эти документы будут являться основанием признания за семьей военнослужащего права на обеспечение жильем за государственный счет по новому месту службы.

Опять же, всякие заявления о намеренном ухудшении военнослужащим жилищных условий в случае передаче их государству в лице военного ведомства или муниципалитета не являются обоснованными, поскольку имеет место безвозмездная передача (возврат) жилой площади государству.

Аналогично решается вопрос и в случае перевода военнослужащего на военную службу в другое силовое ведомство. К примеру, военнослужащий вооруженных сил был переведен во внутренние войска, а уже по новому месту службы был переведен в другую местность. Алгоритм действий по сдаче жилья одинаковый, поскольку силовые структуры являются государственными, и не зависимо от сдачи жилья муниципалитету или минобороны, - намеренного ухудшения жилищных условий со стороны военнослужащего не происходит. Учитывая, что новая Инструкция по обеспечению жильем военнослужащих распространяется в первую очередь на вооруженные силы, решение вопроса о сдаче жилья офицеру внутренних войск предпочтительно решать по 1-му варианту, рассмотренному выше. Принимая во внимание, что в системе внутренних войск жилищные комиссии сохранены, отказ жилкомиссии воинской части (управления) легко обжалуется.
При неопределенности вопроса о необходимости сдавать (не сдавать) жилище по прежнему месту военной службы, можно воспользоваться правом, предусмотренным статьей 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», когда увольнение с военной службы без квартиры и без согласия военнослужащих не допускается, а значит по последнему месту военной службы семья военнослужащего жильем должна быть обеспечена и по нормам, установленным законодательством. Имеющееся жилье при этом либо сдается в порядке, прописанном выше, либо учитывается и засчитывается при определении размера предоставляемого жилья семье военнослужащего.

В случае, если ухудшение жилищных условий все же произошло, то есть квартира продана, подарена или иным образом была отчуждена, но не в пользу государства, то статья 53 Жилищного кодекса РФ и пункт 4 Инструкции (приказ 1280 МО РФ) дает право военнослужащему представить необходимые документы и быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий по истечению 5 лет.

как грамотно составить жалобу в суд по этому вопросу?
Николай

тут каких либо форм не существует. Каждый случай индивидуален. Есть только общие требования

Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления
1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.
6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.