Предварительный квалификационный отбор по 223 фз. Предквалификационный отбор

Понятие «предварительный квалификационный отбор по 223-ФЗ» появилось в закупках отдельными видами юрлиц в связи со вступлением в силу . В редакции, действовавшей до 01.07.2018, Закон о закупках не содержал норм относительно проведения такого мероприятия.

В новой редакции появилась ст. 3.4, которая указывает на особенности осуществления конкурентных процедур в рамках закона № 223. Ч. 4 указанной нормы гласит о том, что при проведении одним из его этапов может быть квалификационный отбор. Также необходимо упомянуть и часть 6 ст. 3.4 закона № 223, которая закрепила некоторые правила его осуществления при проведении

Стоит отметить, что предквалификационный отбор по 223-ФЗ — это не отдельный закупочный процесс. Такого рода мероприятие может быть частью торгов, элементом закупочного процесса.

Среди целей процедуры стоит выделить:

Как провести

Порядок осуществления такого процесса обязательно должен быть отражен в , которое организатор тендера разрабатывает самостоятельно, основываясь на нормах закона № 223-ФЗ.

Стоит обратить внимание, что в закон № 223-ФЗ внесены изменения, которые вступили в силу с 01.07.2018. Так, ч. 6 ст. 3.4 закрепляет следующие правила осуществления отсеивания при проведении электронного аукциона:

  • в извещении должны быть установлены конкретные сроки;
  • единые требования для всех участников;
  • заявки лиц должны содержать только те документы, которые указаны в документации;
  • заявки, которые не соответствуют требованиям, отклоняются.

Критерии отбора по 223-ФЗ могут быть следующие: деловая репутация, наличие опыта в определенной сфере деятельности, наличие определенного оборудования и т. д.

Как принять участие

Для участия в такой процедуре, как конкурентный отбор по 223-ФЗ, в первую очередь необходимо ознакомиться с извещением и документацией. Оценив требования организатора торгов и сопоставив их со своими возможностями, следует ознакомиться с информацией о документах, которые необходимы заказчику, а также со сроками предоставления такого рода документов. Собрав необходимый пакет документов, его следует направить тем способом, который указан в документации. Далее заказчик известит о результатах проведения такого рода мероприятия.

Предквалификационный отбор проводится в случаях, когда товары (услуги,работы) по причине их высокосложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число лиц. Суть предварительного квалификационного отбора заключается в следующем: например, заказчик сначала проводит отбор поставщиков по определенному направлению, к примеру, осуществление строительных работ. Готовится предквалификационная документация, где заказчик указывает необходимые требования к участникам (наличие необходимого оборудования, квалифицированного персонала и т.д.), критерии отбора (наличие опыта выполнения таких работ, сроки выполнения и т.д.). Эта процедура открытая и в ней могут принять участие любые заинтересованные лица. В последствии будут отобраны среди участников лучшие, например 3-6 организаций (количество организаций указывается в предквалификационной документации). Заказчик формирует список квалифицированных поставщиков, в данном случае подрядчиков, на определенный в срок, когда заказчик будет проводить именно среди этих участников различные закупочные процедуры. То есть к участию будут приглашаться только лица из такого перечня.

В случае, если заказчиком было принято решение об ограничении участия в конкретной процедуре закупок, информация об этом должна быть указана в извещении о закупке. Порядок и случаи проведения предквалификационного отбора следует установить в положении о закупке.

Закрытые закупки

Закрытые закупки- это закупки, в которых могут принять участие специально приглашенные заказчиком лица, или закупки, информация о которых (извещение, закупочная документация, проект договора) не размещается в ЕИС (основания для проведения такой закупочной процедуры отграничены самим ФЗ №223).

Закрытые закупки проводятся в следующих случаях:

Если сведения, составляющие государственную тайну содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора – лица, которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Перечень таких лиц определяется заказчиком.



Если Правительством РФ определена конкретная закупка, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с п.1 ч.16 ст.4 ФЗ №223, или перечни и (или) группы товаров, сведения о закупки которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с п.2 ч.16 ст.4 ФЗ №223 .

При проведении тех или иных закупочных процедур заказчиком может быть предусмотрено использование документов только:

На бумажном носителе,

Использованием документов в электронной виде (при проведении закупок в электронной форме),

С использованием и тех и других документов.

В настоящее время подача заявок в электронном виде не предусмотрена в ЕИС (на официальном сайте закупок) и заказчик не может обеспечить конфиденциальность таких заявок, поданных в электронном виде участниками (например, на электронную почту). Поэтому целесообразно проводить закупки на электронной площадке OTC.RU, где документооборот проходит только в электронной форме и заказчик может чувствовать себя защищенным. В Законе № 223-ФЗ ничего про электронные торговые площадки не сказано, закон никак не контролирует закупки для нужд заказчика с использования электронных торговых площадок. Заказчик самостоятельно вправе решить, проводить закупочные процедуры на своей собственной электронной торговой площадке (если такая имеется) или на любой другой площадке, которая работает в РФ в соответствии с 223-ФЗ. Заказчик вправе проводить закупки не только на одной электронной торговой площадке.

Для начала работы на электронной площадке необходимо пройти аккредитацию.

Закупки в электронной форме обязательно проводятся в случаях, определенных решением Правительства РФ (Постановление Правительства № 616) в соответствии с ч. 4 . ст.3 ФЗ №223, а также по усмотрению заказчика. Необходимо стремиться к увеличению доли электронных закупок в общем объеме. В электронной форме обязательно закупаются, например, бумага; полиграфическая и печатная продукция; канцелярские принадлежности; электронно-вычислительная техника; медицинская аппаратура; автомобили, детали и принадлежности к ним; природная вода. Таким же образом размещается извещение о закупке на услуги по техобслуживанию и ремонту автомашин и офисной оргтехники, уборке зданий. Электронная закупка не применяется когда информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС или товар (услуга) приобретается у единственного источника. Также это не касается экстренных ситуаций (потребность в закупке возникла из-за аварии, ЧС, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства или закупка проводится для устранения их угрозы). Общий порядок проведения закупок в электронной форме подобен обычной процедуре, которая может проводиться с использованием документов, как на бумажных носителях, так и документов в электронной форме. При проведении закупок в электронной все документы подписываются электронной цифровой подписью уполномоченных лиц со стороны заказчика.

Переторжка

Существует такое понятие как «переторжка». Эта процедура, направленная на добровольное снижение цен предложений участников с целью повысить их предпочтительность для заказчика. Законодательно никак не определена. Предпочтительна в тех случаях, когда по результатам процедуры заказчик остался ими не удовлетворен. Заказчик обязан в случае проведения переторжки указать в закупочной документации о том, что он может предоставить участникам закупочной процедуры возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке) цены (переторжка). Необязательно при проведении переторжки делать акцент только на цену.

Заказчик может предусмотреть в закупочной документации либо гласную , либо тайную переторжку.

При тайной переторжке вскрываются только поданные участниками конверты с минимальными ценами, окончательная цена заявки каждого участника объявляется и заносится в протокол. При гласной переторжке Заказчик предлагает всем приглашенным публично объявлять новые цены. Переторжка ведется до тех пор, пока все участники не объявят о том, что заявили окончательную цену и далее уменьшать ее не будут. По окончании переторжки заказчик вскрывает запечатанные конверты с минимальными ценами, но эти цены отдельно не оглашаются. Если окончательная цена, заявленная участником по результатам переторжки окажется выше или равной указанной в конверте с минимальной ценой у данного участника, заказчик признает заявленную им в ходе переторжки окончательную цену. Если окончательная цена, заявленная в ходе переторжки окажется ниже, чем это указано в конверте с минимальной ценой у данного участника, заказчик огласит ее и будет считать окончательной ценой заявки, полученной в ходе переторжки, а заявленную отвергнет. Цена, полученная вышеуказанным образом в ходе переторжки, будет считаться окончательным предложением цены для каждого участника закупки.

Это процедура определения тех участников, которые удовлетворяют требованию по наличию определенной квалификации. К участию в дальнейшей закупке допускаются только те поставщики, которые прошли такую проверку.

ФЗ № 44 устанавливает перечень особых заказов. Исполнять их должны должны только поставщики, которые уже имеют опыт выполнения аналогичных работ, а также владеют необходимым оборудованием для надлежащего и своевременного исполнения условий договора.

В отличие от обычной конкурсной процедуры, в которой отсутствие квалификации не является основанием для отказа в участии, такая проверка подразумевает отклонение предложения участника, если тот не прошел ее.

Для какого способа закупки допускается предквалификационный отбор:

  1. Закрытый и (технически, технологически сложный, инновационный, высокотехнологичный характер заказов). Перечень случаев специализированного характера предусмотрен приложением № 2 к постановлению Правительства от 04.02.2015. № 99, к примеру, изготовление оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии.
  2. Закрытый и (научные исследования, эксперименты, изыскания, проектные работы при условии, что для уточнения характеристик объекта необходимо провести его обсуждение с участниками).

Предквалификационный отбор по 223-ФЗ

Его заказчик проводит по объектам по своему усмотрению, но обязательно в соответствии с Положением о закупках организации.

Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) не регламентирует такую процедуру. за несоблюдение принципов равноправия, справедливости, за дискриминацию и необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, несет заказчик.

Дополнительные требования

В целях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг специализированного характера должны предъявляться следующие дополнительные (их устанавливают 44-ФЗ и приложению № 1 Постановления от 04.02.2015. № 99):

  1. Опыт работы на выполнение нужных работ (копии ранее исполненных контрактов и актов, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
  2. Наличие недвижимости, оборудования, технических средств (выписка из реестра прав на недвижимое имущество, копии инвентарных карточек, копии договоров аренды, лизинга или иные документы, подтверждающие факт наличия оборудования и имущества).
  3. Наличие финансовых и трудовых ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (документы, подтверждающие уровень соответствующей подготовки и квалификации специалистов).

При проведении предквалификационного отбора в рамках 223-ФЗ заказчику целесообразно использовать эти же критерии или устанавливать иные. При этом важно помнить, что недопустимо устанавливать к участникам неизмеряемых требований к участникам без ограничения допуска к участию в закупке путем.

Как проходит предквалификационный отбор

Конкурс с ограниченным участием предусматривает следующие этапы:

Этап 1. Публикация документации в единой информационной системе (далее- ЕИС).

Этап 2. Минимум через 20 дней — вскрытие конвертов с заявками.

Этап 3. Максимум через 10 рабочих дней — проведение ПО, подведение результатов ПО.

Этап 4. Самое позднее через 3 рабочих дня — публикация протокола предквалификационного отбора в ЕИС.

Этап 5. Не позднее чем через 10 дней с даты подведения результатов (от п. 3) — рассмотрение и оценка заявок участников, прошедших проверку квалификации. По результатам — публикация итогового протокола.

Двухэтапный конкурс на первом этапе также может включать предквалификационный отбор, проводимый с учетом положений ст. 57. При этом важно, что срок проведения первого этапа не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие. В течение 20 дней заказчику необходимо отобрать поставщиков, имеющих соответствующую квалификацию, и далее провести с ними обсуждение характеристик объекта.

Предквалификационный отбор - это проверка участников закупки. Заказчик устанавливает дополнительные требования и анализирует, соответствуют ли им авторы заявок. Такой метод применяется при сложных закупках. Далее рассмотрим, вправе ли заказчик проводить предквалификационный отбор участников и что из себя представляет эта процедура.

В каких случаях проводится предквалификационный отбор участников

Предквалификационный отбор - это дополнительный этап оценки заявок участников. По 44-ФЗ предквалификационный отбор проводится только в рамках одной процедуры - конкурса с ограниченным участием. Это способ определения поставщика, при котором к участникам предъявляют помимо основных дополнительные требования, а победителем становится тот, кто подал лучшее предложение и прошел предквалификационный отбор.

  • закупки технически сложного, инновационного товара, поставить который могут только компании с квалификацией;
  • закупка работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации предметов из коллекций музеев, редких документов.

Для чего заказчик проводит предквалификационный отбор? Это необходимо, чтобы убедиться, что компания в силах поставить сложный товар, оказать определенную услугу или выполнить работу. В извещении госзаказчик указывает дополнительные требования к участникам. В своих заявках компании, ИП и физлица обязаны подтвердить соответствие им документально.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Требования предквалификационного отбора

Предквалификационный отбор участников закупки предполагает установление в документации дополнительных требований. Это наличие:

  • денежных ресурсов для исполнения контракта;
  • права собственности или права аренды на необходимое для работ оборудование;
  • опыта исполнения контрактов в той же области;
  • положительной деловой репутации;
  • специалистов, имеющих квалификацию для выполнения работ или оказания услуг.

Эти требования не могут быть применены как критерии оценки заявок в конкурсе с ограниченным участием.

В какой срок проводится предквалификационный отбор

Срок предквалификационного отбора не может составлять более 10 дней. Он отсчитывается с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Решение о результатах предквалификационного отбора принимается членами конкурсной комиссии и оформляется в протоколе. Образец протокола предквалификационного отбора по 44-ФЗ содержит перечень участников, которые соответствуют дополнительным требованиям и могут быть допущены до основной процедуры. Протокол публикуется в ЕИС в течение трех дней с момента подведения итогов отбора.

Может случиться так, что ни один из участников не соответствует дополнительным требованиям. В этом случае конкурс признают несостоявшимся. Так же поступают и когда только один участник прошел предквалификационный отбор поставщиков.

Вопрос из практики

Проводить ли предквалификационный отбор ранее установленного срока?

Отвечает Екатерина Кравцова , заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Заказчик проводит предквалификационный отбор в сроки, которые установил в извещении и документации о закупке. Например, в извещении установили дату проведения предквалификационного отбора – 18 июля 2018 года. Подвести результаты и оформить протокол предквалификационного отбора 16 или 20 июля заказчик не вправе.
Результаты предквалификационного отбора фиксируют в протоколе предквалификационного отбора, который размещают в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Если подведете итоги отбора и разместите в ЕИС протокол ранее либо позже установленного срока, нарушите части 7 и 8 статьи 56 Закона № 44-ФЗ. В решении Архангельского УФАС от 23 июня 2016 года № 191оз-16 подтверждена позиция того, что предквалификационный отбор следует проводить в сроки, которые установлены в извещении и документации о закупке.
За нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов более чем на два рабочих дня работника контрактной службы или контрактного управляющего оштрафуют на сумму 30 000 руб. (ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Предквалификационный отбор по 223-ФЗ

Предквалификационный отбор поставщиков по 223-ФЗ - это предшествующий закупке этап. С помощью него заказчики проверяют потенциальных участников на предмет соответствия требованиям. Все компании, которые прошли ПКО, заносят в специальный реестр. Отбор проходит не в каждой закупке. Об этом заказчик сообщает в извещении. Там же указываются дополнительные требования. ПКО проводится в открытой форме, то есть принять участие в нем могут любые лица.

Для примера возьмем порядок проведения отбора, которым пользуется крупный заказчик ООО «Транснефть-Восток». Исходя из того, какие ресурсы есть у участника ПКО, компания определяет объем, который он сможет выполнить по заявленным видам товаров, работ, услуг. Каким требованиям нужно соответствовать:

  • компания должна быть создана и зарегистрирована в законном порядке;
  • компания не должна находиться в стадии ликвидации, банкротства, приостановки деятельности;
  • финансовое положение компании должно быть устойчивым;
  • размер задолженности по налогам не должен превышать 25% стоимости активов компании за последний отчетный период;
  • количество недействительных документов об образовании и квалификации работников, предоставленных компанией в течение года, не должно превышать 15% от общего количества представленных документов;
  • у компании должен быть положительный опыт аналогичных поставок, выполнения работ;
  • у компании должна быть положительная деловая репутация.

Также требования могут касаться наличия технических ресурсов. Подтвердить это можно, предоставив документы о наличии оборудования в собственности, аренде или на условиях лизинга. Обратите внимание, что ООО «Транснефть-Восток» может отказать, если больше трети технических ресурсов взяты в аренду.

Цель предварительного квалификационного отбора – сформировать список поставщиков, которых заказчик пригласит участвовать в последующих закупках. Порядок, в котором проводят предквалификационный отбор, устанавляивается в Положении о закупке.

У компании должен быть квалифицированный персонал. Важно, чтобы с работниками были заключены либо бессрочные трудовые договоры, либо соглашения сроком не менее года.

Каждый специалист должен иметь:

Дополнительно предоставьте свидетельства, протоколы и сертификаты поверок измерительных приборов и оборудования.

Предквалификационный отбор - процедура, которую проводит заказчик с целью определения квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для дальнейшего их участия в последующих закупках.

Закон №223-ФЗ не содержит нормы, которая бы лишала заказчиков права проводить предквалификационный отбор. Заказчик самостоятельно решает, когда использовать эту процедуру.

Предквалификационный отбор нельзя расценивать как самостоятельную закупку, по результатам которой заключается договор. Это дополнительный элемент закупочного процесса, помогающий заказчикам в выборе надежного поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме того, предварительный квалификационный отбор может использоваться при проведении открытых процедур закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры) с ограниченным участием как самостоятельная стадия (этап) закупки.

Отбор проводится до подачи участниками заявок с коммерческими предложениями. Процедура предквалификационного отбора открытая, и в ней могут принять участие любые заинтересованные лица, так как информация о его проведении сообщается неограниченному числу лиц, путем размещения на официальном сайте (в ЕИС) извещения и предквалификационной документации. Предквалификационный отбор проводится тогда, когда товары (услуги, работы) в связи с их высокой сложностью или специализированным характером могут поставить или выполнить не все поставщики (исполнители), а только ограниченное число лиц.

Цели предквалификационного отбора:

Заказчик с помощью предквалификационного отбора:

  • снижает риски неисполнения договора со стороны поставщика (при проведении отбора из числа участников отбираются наиболее подходящие, надежные претенденты для участия в последующих закупочных процедурах, либо этапах закупки);
  • сокращает время на закупочную процедуру (заказчику не нужно проводить отбор при проведении каждой конкретной закупочной процедуры, так как квалифицированные претенденты уже отобраны);
  • обеспечивает повышение гласности закупки (принять участие в предквалификационном отборе может любой поставщик, желающий обеспечить заказчика необходимым товаром, работами или услугами, в дальнейшем среди отобранных претендентов заказчиком будут проводиться закупки);
  • обеспечивает развитие добросовестной конкуренции (для того чтобы стать победителем закупки, участникам необходимо для начала пройти предквалификационный отбор, подтвердив тем самым свое соответствие установленным заказчиком требованиям, в последующем претендент, предложивший лучшие условия, одерживает победу в закупке, и с ним заключается договор);
  • эффективно использует денежные средства (квалифицированные поставщики, при проведении заказчиком закупочных процедур с их участием, предлагают свои условия исполнения договора - качественно и по наиболее выгодной цене для заказчика).
  • закупает качественный товар (работы, услуги) в необходимый срок, тем самым обеспечивая бесперебойный производственный процесс своего предприятия (необходимыми товарами (услугами, работами) в связи с их высокой сложностью или специализированным характером будут обеспечивать надежные поставщики, которые соответствуют всем установленным требованиям заказчика).

Порядок проведения предквалификационного отбора

Порядок проведения предквалификационного отбора должен быть определен положением о закупке заказчика. В положении заказчик указывает условия применения предквалификационного отбора.

Целесообразно проводить предквалификационный отбор при закупке сложных товаров услуг (например, строительных работ), когда квалификация участников влияет на результат закупки.

Нецелесообразно проводить предквалификационный отбор, если необходимо закупить простую продукцию (например, канцелярские товары, широко представленные на рынке) и квалификация участников не играет важную роль при определении победителя, если у заказчика есть ограничение по времени и закупить нужный товар (работы, услуги) нужно быстро).

Если в положении о закупке нет описания проведения предквалификационного отбора, но при этом у заказчика возникла необходимость в нем, следует внести изменения в действующее положение: прописать в нем порядок проведения предквалификационного отбора, разместить измененное положение о закупке на официальном сайте (ЕИС). После этого у заказчика появится полное право проводить предквалификационный отбор.

Для государственных и муниципальных нужд Правительство РФ устанавливает перечень случаев и порядок отнесения предмета закупки к товарам, работам, услугам, которые в связи с их технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером способны поставить (выполнить) только такие поставщики (исполнители), которые имеют нужный уровень квалификации. Заказчики, работающие по 223-ФЗ, самостоятельно устанавливают такие случаи в своих положении о закупке и прописывают порядок проведения квалификационного отбора.


Заказчик создает извещение о проведении предквалификационного отбора, в котором должна содержаться информация о том, что данная процедура является предквалификационным отбором, и другая информация, предусмотренная положением о закупке, например:

  • информация о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика, контактный номер телефона и другие необходимые сведения);
  • предмет договора будущей открытой процедуры закупки (сведения об объемах необходимого товара, сроках поставки, выполнения, месте поставки, оказания услуг, предварительные (ориентировочные) сведения о начальной (максимальной) цене договора (при необходимости) и др.);
  • срок подачи заявок на участие в предквалификационном отборе (дата начала и дата окончания), место, порядок подачи таких заявок, дата подведения итогов;
  • сведения о возможности заказчика отказаться от проведения дальнейшей закупочной процедуры;
  • сведения о том, что впоследствии при проведении открытой процедуры закупки к участию в такой процедуре будут допускаться только те участники, которые успешно прошли предварительный квалификационный отбор.

Заказчик может предусмотреть в положении и документации возможность по собственной инициативе, либо в ответ на запрос какого-либо претендента, внести изменения в извещение о проведении предквалификационного отбора в любое время до истечения срока представления заявок на участие в нем, с указанием периода, когда возможно вносить такие изменения, и сроком их размещения на официальном сайте (в ЕИС), а также продлить срок приема заявок на участие в отборе без объяснения причин.

  • краткое описание закупаемой продукции и краткое изложение существенных условий договора, заключаемого в результате открытых процедур;
  • требования к содержанию, форме («бумажная» или электронная), оформлению и составу заявки на участие в предквалификационном отборе;
  • порядок проведения предварительного квалификационного отбора;
  • порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок на участие в предквалификационном отборе;
  • требования к участнику предквалификационного отбора и перечень документов, представляемых участником для подтверждения соответствия установленным требованиям. Требования, которые не обоснованы потребностями и нуждами заказчика, не следует устанавливать. Каждое требование должно быть конкретным и понятным.

Для участия в предквалификационном отборе, а в дальнейшем в закупке, участники должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (все требования к участникам процедуры должны быть четко прописаны в положении о закупке).

Заказчик может указать, например, следующее: участники должны обладать гражданской правоспособностью для заключения и исполнения договора, заключенного по результатам закупки, а именно:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • в отношении участников предквалификационного отбора не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство;
  • участники не должны быть по решению арбитражного суда признаны несостоятельными (банкротами);
  • деятельность участников отбора не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • у участника предквалификационного отбора должна отсутствовать задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
  • при наличии задолженности участник отбора считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости;
  • заказчик также вправе предусмотреть в положении о закупке такое требование, как отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков информации.
  • дата подведения итогов предквалификационного отбора;
  • критерии предквалификационного отбора;
  • порядок оценки заявок на участие в предквалификационном отборе, отбора участников;
  • срок, на который проводится предквалификационный отбор (при необходимости);
  • иные сведения и требования (при необходимости).

Критериями предварительного квалификационного отбора могут являться:

  • деловая репутация участника (положительный опыт поставки аналогичного товара, выполнение аналогичных работ (оказание услуг) другим заказчикам;
  • наличие у участника опыта выполнения договоров, аналогичных по предмету (объему, срокам, цене и т.д.) будущей закупке;
  • наличие у участника производственных мощностей (при необходимости);
  • наличие у участника технологического оборудования (при необходимости);
  • наличие у участника материально-технических ресурсов;
  • наличие у участника трудовых ресурсов (необходимое количество работников, соответствующая квалификация и т.д.);
  • наличие у участника финансовых ресурсов (наличие денежных средств для выполнения обязательств перед заказчиками);
  • иные критерии, установленные документацией о проведении предквалификационного отбора в соответствии с Положением о закупке заказчика.

Заказчик может в документации указать возможность в любое время до истечения срока представления заявок на участие в предквалификационном отборе по собственной инициативе либо в ответ на запрос какого-либо претендента внесения изменений в документацию о проведении предквалификационного отбора с указанием периода, когда возможно вносить такие изменения, и сроком их размещения на официальном сайте (в ЕИС); возможность любому претенденту направить заказчику запрос разъяснений положений документации о проведении предквалификационного отбора в письменной форме или в форме электронного документа, указав срок, когда заказчик принимает такие запросы, сроки, когда разъяснение положений документации направляется претенденту, направившему запрос, а также срок, когда заказчик размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения) на официальном сайте, в (ЕИС) (если это предусмотрено Положением о закупке конкретного заказчика).

Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения предквалификационного отбора в любое время (вплоть до подведения итогов), при этом никакой ответственности не неся перед участниками, в том числе по возмещению каких-либо затрат, которые были связаны с подготовкой и подачей заявки на участие в предквалификационном отборе.

Если заказчиком было принято решение об отказе от проведения предквалификационного отбора, он размещает сведения об отказе от проведения предквалификационного отбора на официальном сайте (в ЕИС) в установленный Положением о закупке срок. Заказчик не несет обязательств или ответственности в случае, когда претенденты не ознакомились с извещением об отказе от проведения предквалификационного отбора (порядок отказа заказчиком от проведения предквалификационного отбора отображается в предквалификационной документации в соответствии с Положением о закупке).

Для участия в предквалификационном отборе претендент готовит заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении предквалификационного отбора.

Требования к форме, содержанию, составу заявки на участие в предквалификационном отборе устанавливаются в документации о проведении предквалификационного отбора. Предквалификационные заявки принимаются до дня окончания приема заявок на участие в отборе (срок подачи указывается в извещении в соотвествии с Положением о закупке заказчика). Претендент может подать только одну заявку на участие в предквалификационном отборе.

Способ проведения предквалификационного отбора

Если предквалификационный отбор проводится в бумажной форме , то Положением о закупке заказчика должно быть предусмотрено, что заявки на участие в предквалификационном отборе подаются в запечатанном конверте по форме и в порядке, установленным документацией о проведении такого отбора. Заказчик обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся в поданных участниками заявках. Все поданные заявки, полученные до истечения срока подачи заявок на участие в предквалификационном отборе, регистрируются заказчиком. По истечению срока подачи заявок на участие в отборе, заказчик рассматривает соответствие участников предквалификационного отбора требованиям, установленными в документации. При рассмотрении поданных заявок на участие в предквалификационном отборе, следует использовать только те критерии отбора, которые установлены предквалификационной документацией и Положением о закупке. Если в составе заявки участника отсутствует информация, предусмотренная предквалификационной документацией, то заказчик для того чтобы правильно оценить участника, вправе запросить у него недостающие документы. Заказчик вправе отказать участнику во включении в перечень лиц, прошедших предварительный квалификационный отбор, например, в таких случаях (которые определены в Положении о закупке и предквалификационной документации) как: непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о проведении предквалификационного отбора, несоответствия поданной участником заявки требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении предквалификационного отбора, предоставления в составе заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки и др.

В последствии заказчик отбирает среди участников лучших, например 4-6 организаций (количество организаций указывается в предквалификационной документации), формируется перечень квалифицированных участников на определенный заказчиком срок. В течение этого времени среди данных участников заказчиком будут проводиться закупочные процедуры. Другие поставщики (исполнители, подрядчики), кто не прошел предквалификационный отбор, исключается из числа участников последующей закупки. Результаты предквалификационного отбора отражается заказчиком в протоколе , который должен содержать перечень участников, соответствующих установленным требованиям, т.е., кто был признан квалифицированными участниками, а также участники, кто не был признан таковыми. Обязательно заказчик должен отразить причины, по которым тот или иной участник не был признан квалифицированным. Протокол размещается на официальном сайте (в ЕИС) заказчиком в течение трех дней со дня его подписания.

В случае, если при рассмотрении заявок на участие в предквалификационном отборе заказчиком было принято решение о несоответствии всех заявок требованиям документации о проведении предквалифкационного отбора или о соответствии только одной заявки требованиям документации, предквалификационный отбор признается несостоявшимся. В случае, если предквалификационный отбор был признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о повторном проведении предквалификационного отбора, изменив его условия, возможно изначально были заявлены завышенные требования к участникам (данное право должно быть отражено в Положении о закупке заказчика).

Если предквалификационный отбор проводится в электронной форме заказчиком на электронной торговой площадке, то весь документооборот (начиная от подачи заявок, изменения извещения, документации, предоставлении разъяснений документации и т.д.) осуществляется в электронной форме - все документы подписываются электронной подписью уполномоченных лиц со стороны заказчика. Порядок проведения предквалификационного отбора определяется регламентом электронной торговой площадки. Место подачи заявок участниками предквалификационного отбора - электронная торговая площадка. Для того чтобы участвовать в предквалификационном отборе в электронной форме на ЭТП, участник отбора (если он не зарегистрирован на ЭТП) должен пройти процедуру регистрации на электронной торговой площадке. Заявки должны быть поданы в электронной форме подписанной электронной подписью участника предквалификационного отбора с прилагаемыми документами, которые подтверждают его право подписи заявки от имени участника в любое время с момента приема заявок до момента окончания приема заявок на участие в предквалификационном отборе. Заявка оформляется в соответствии с требованиями документации и Положения о закупке заказчика. Извещение о проведении предквалификационного отбора, документация, опубликованная на электронной торговой площадке путем интеграции с официальным сайтом (ЕИС), автоматически публикуется на нем (следует выполнить настройку такой функции как интеграция документов, если это предусмотрено ЭТП). Пользуясь ЭТП заказчик и участники процедуры повышают уровень взаимодействия между собой, снижается риск по несвоевременному и неполному предоставлению документов, входящих в состав заявок. По окончании приема заявок, заказчик также как и при проведении предквалификационного отбора в бумажной форме подводит итоги: определяет перечень квалифицированных участников. После чего формируется протокол, где отображаются сведения о результатах предквалификационного отбора, в последующем заказчик размещает протокол на официальном сайте (в ЕИС) в течение трех дней с момента его подписания.

После того как заказчик определится с перечнем квалифицированных участников, он может проводить среди таких участников конкурентные закупочные процедуры, предусмотренные Положением о закупке (срок действительности результатов предквалификационного отбора указывается заказчиком в документации). Для этого заказчик приглашает всех участников, кто входит в квалифицированный перечень, путем направления им приглашения для участия в конкретной закупке.

Таким образом, с помощью предквалификационного отбора его участники подтверждают обладание достаточной профессиональной компетенцией, наличие необходимой технического оснащения, опыт, деловую репутацию, финансовые, материальные ресурсы и возможности, чтобы качественно и в срок обеспечить заказчика необходимым товаром, оказать необходимые услуги, выполнить определенные работы, тем самым качественно и в срок исполнить обязательства в случае заключения договора с заказчиком.