Положение о подразделении охраны. Положение об охране предприятия

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом генерального директора ОАО «РосЭнерго»
1.2. Служба охраны труда подчиняется непосредственно генеральному директору или по его поручению первому заместителю генерального директора Сидорову С.С.
1.3. Службу охраны труда возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора.
1.4. Работники службы назначаются на должности и освобождаются от них приказом генерального директора по представлению начальника службы охраны.
1.5. В своей деятельности служба руководствуется:

  • - законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ;
  • - коллективным договором;
  • - соглашением по охране труда;
  • - уставом предприятия;
  • - настоящим положением.

2. СТРУКТУРА
2.1. Структура и численность службы охраны труда определяются руководителем предприятия с учетом общей численности работников предприятия, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов, а также с учетом рекомендаций государственных органов управления.
2.2. Положения о подразделениях службы (бюро, секторах, группах и пр.) утверждаются начальником службы охраны труда, а распределение обязанностей между работниками подразделения осуществляется должностными инструкциями, утверждаемыми заместителем начальника службы охраны.

3. ЗАДАЧИ
3.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками предприятия требований охраны труда.
3.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов предприятия.
3.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
3.4. Информирование и консультирование работников предприятия в том числе руководства по вопросам охраны труда.
3.5. изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

4. ФУНКЦИИ
4.1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами.
4.2. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
4.3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.
4.4.Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений.
4.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков, и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
4.6. Согласование разрабатываемой на предприятии проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
4.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
4.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда предприятия.
4.9. Составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
4.10. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также список профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляется компенсация за тяжелую работу.

5. ПРАВА
Служба охраны труда имеет право:
5.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
5.2. Предъявлять руководителям подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
5.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда.
5.4. Направлять генеральному директору предложения о привлечении в соответствии с законодательством к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
5.5. запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения с лиц, допустивших нарушение законодательства.
5.6. Привлекать по согласованию с генеральным директором и руководителями подразделений соответствующих специалистов предприятия к проверкам состояния условий и охраны труда.
5.7. Представлять генеральному директору предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
5.8. Представительствовать по поручению генерального директора в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СЛУЖЕБНЫЕ СВЯЗИ)
6.1. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом по охране труда, уполномоченными лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящего юридического лица, а также с федеральными органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
6.2. Служба охраны взаимодействует со всеми техническими и производственными подразделениями по вопросам: получения:

  • - информации о соблюдении законодательства об охране труда;
  • - заявок на заключения по техническим проектам, технологии обслуживания и ремонта оборудования на предмет выполнения правил техники безопасности;
  • - технической и производственной документации для экспертизы на предмет учета в ней норм и правил охраны труда и техники безопасности;
  • - сведений о производственном травматизме.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение службой функций, несет начальник службы охраны труда.
7.2. На начальника службы охраны труда возлагается персональная ответственность за:

  • - организацию деятельности службы по выполнению задач и функций, возложенных на службу;
  • - организацию в службе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями;
  • - соблюдение работниками службы трудовой и производственной дисциплины;

7.3. Ответственность работников службы устанавливается должностными инструкциями.


Подпись руководителя службы охраны труда.
Дата

СОГЛАСОВАНО

Подписи должностых лиц, с которым согласовывается положение.
Дата

Подпись начальника юридического отдела.
Дата

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях усиления безопасности жизнедеятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 26» - (далее МДОУ), в связи с возрастанием случаев возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях, возможных террористических актов и содействует обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников и работников МДОУ.
1.2. Безопасное функционирование МДОУ заключается в создании условий, при которых осуществляется плановая работа персонала МДОУ, необходимое функционирование систем жизнеобеспечения, соблюдение установленного образовательного процесса.
1.3. Задача руководства МДОУ заключается в создании условий, при которых не нарушались бы основные нормы безопасности.
1.4. Для МДОУ актуальны следующие мероприятия по обеспечению безопасности:
Охранные:
. Обеспечение контрольно-пропускного режима;
. Охрана жизни и здоровья воспитанников;
. Охрана имущества МДОУ;
. Контроль состояния технических средств охраны (ТСО);
. Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.
Организационно-технические:
. Функционирование охранной и пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»;
. Установка и функционирование систем контроля доступа и систем видеонаблюдения.
Профилактические:
. Проведение тренировок с персоналом ДОУ по действиям при ЧС;
. Периодические осмотры охраняемого объекта;
. Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «телефонному терроризму) и общественными организациями.
1.5. Заведующий - лицо, отвечающее за безопасность функционирования учреждения в целом.
1.6. Ответственный за безопасность в МДОУ - лицо назначенное приказом заведующего, отвечающее за безопасность, контролирующее соблюдение мер безопасности в МДОУ.
1.7. За соблюдение мер безопасности в образовательном процессе отвечает педагогический персонал МДОУ.
1.8. Педагогический персонал в своей деятельности руководствуется инструкциями по антитеррористической деятельности, разработанными в МДОУ

2. Способы осуществления охранной деятельности

2.1 Охранная деятельность МДОУ осуществляется штатными сторожами (в ночное время и в выходные, праздничные дни) и частным охранным предприятием в соответствии с муниципальным контрактом на оказание услуг по охране объектов (через КТС).
2.2 Оказывать охранные услуги разрешается только предприятиям, организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) или законное право на охранную деятельность.
2.3 Требования к качеству и объему охранных услуг устанавливаются муниципальным контрактом на оказание услуг по охране объектов.

2.4 Охранники ЧОП при выполнении обязанностей должны быть в форме. К охране объектов допускаются только сотрудники ЧОП, прошедшие обучение.
2.5 В дневное время функции охраны выполняет дежурный администратор, назначенный приказом заведующего согласно графику, руководствуясь Положением о контрольно-пропускном режиме и Положением о дежурном администраторе.

3. Права и обязанности лиц, осуществляющих охрану.
3.1 Контролировать соблюдение установленного в МДОУ порядка доступа воспитанников, работников и посетителей, а также вноса и выноса материальных средств.
3.2 Контролировать соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка.
3.3 Контролировать соблюдение установленного порядка сдачи ключей от отдельных помещений.
3.4 Контролировать сохранность входных дверей, запорных устройств, решеток и пломб опечатанных помещений.
3.5 Принимать меры адекватного реагирования на действия лиц, нарушающих установленный порядок посещения МДОУ либо правила внутреннего распорядка, а также носящих признаки противоправных деяний, своевременно информировать о таких фактах руководство и в случае необходимости — правоохранительные органы.
3.6 Оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка на территории МДОУ. Совместно с правоохранительными органами принимать участие в обеспечении безопасности воспитанников и педагогов при проведении массовых мероприятий.
3.7 Своевременно реагировать на срабатывание средств охранной и пожарной сигнализации, на проявление в МДОУ признаков возгораний, аварий техногенного характера или стихийного бедствия и принимать необходимые меры адекватного реагирования (вызов специальных служб, сообщение руководству и принятие мер с помощью подручных средств и т.д.).
3.8 Лица, осуществляющие охранную деятельность МДОУ, вправе давать руководству МДОУ предложения по совершенствованию системы мер по обеспечению сохранности имущества и техническому оснащению, а также рекомендации по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
3.9 Место охраны должно быть обеспечено документацией в соответствии с положением об организации пропускного режима и оборудовано телефонной связью.

4. Права и обязанности руководителя
4.1 Информирует лиц, осуществляющих охрану об установленном порядке посещения МДОУ и правилах внутреннего распорядка в виде издания соответствующих документов, знакомит сотрудников и обеспечивает возможность ознакомления с ними посетителей объекта.
4.2 Утверждает правила сдачи под охрану помещений и имущества, доводит их до сведения сотрудников и обеспечивает практическую возможность их соблюдения.
4.3 Несет личную ответственность и повышает ответственность педагогического коллектива за содержание инженерно-технических средств и оборудования, обеспечивающих безопасность и защищенность образовательного учреждения.
4.4 Проводит практические занятия с педагогическим коллективом и воспитанниками по осуществлению правильных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
4.5 Совершенствует организацию взаимодействия с правоохранительными органами и государственными структурами по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения в повседневной деятельности и при проведении массовых мероприятий;
4.6 Широко привлекает родительскую общественность к организации дежурств при проведении массовых мероприятий, оказанию помощи сотрудникам охраны образовательного учреждения и дежурным постам милиции.
4.7 Обеспечивает контроль за выполнением договорных обязательств, укомплектованием штатов сторожами.
5 Обязанности сотрудника, осуществляющего охрану (сторож, дежурный администратор)
определяются должностной инструкцией, положением об организации пропускного режима.
5.1.сторож, дежурный администратор должен знать:
. должностную инструкцию;
. особенности охраняемого объекта и прилегающей к нему местности, расположение и порядок работы охранно-пожарной и тревожной сигнализации, средств связи, пожаротушения, правила их использования и обслуживания;
. общие условия и меры по обеспечению безопасности объекта, его уязвимые места;
. порядок взаимодействия с правоохранительными органами, правила внутреннего распорядка, правила осмотра ручной клади и автотранспорта.
5.2.Место охраны должны быть:
. телефонный аппарат, средство тревожной сигнализации, средства мобильной связи;
. инструкция о правилах пользования средством тревожной сигнализации;
. телефоны дежурных служб ОВД, ГО и ЧС, аварийно-спасательных служб, администрации;
. должностная инструкция сотрудника;
. инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;
. журнал "Обхода территории";
. журнал регистрации посетителей;
. журнал регистрации автотранспорта;
. журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
. планы проводимых практических занятий, тренировок и учений;
. графики дежурств ответственных лиц в праздничные выходные дни.
5.3 Сторож, дежурный администратор обязан:
. перед заступлением на дежурство осуществить обход территории объекта, проверить наличие и исправность оборудования (согласно описи) и отсутствие повреждений на окнах, дверях;
. проверить исправность работы средств связи, наличие средств пожаротушения, документации поста. О выявленных недостатках и нарушениях произвести запись в журнале приема - сдачи дежурства.
. доложить о произведенной смене и выявленных недостатках дежурному администратору, руководителю;
. обеспечить контроль за складывающейся обстановкой на территории МДОУ и прилегающей местности;
. выявлять лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию с целью совершения противоправных действий в отношении воспитанников, педагогического и технического персонала, имущества и оборудования МДОУ и пресекать их действия в рамках своей компетенции. В необходимых случаях с помощью средств тревожной сигнализации подать сигнал правоохранительным органам, вызвать группу задержания вневедомственной охраны и т.п.;
. производить обход территории образовательного учреждения согласно установленному графику обходов перед началом учебного процесса, во время после его окончания о чем делать соответствующие записи в «Журнале обхода территории».
При необходимости осуществлять дополнительный осмотр территории и помещений.
. при обнаружении подозрительных лиц, взрывоопасных или подозрительных предметов и других возможных предпосылок к чрезвычайным ситуациям вызвать полицию и действовать согласно служебной инструкции;
5.4 Сторож, дежурный администратор имеет право:
. требовать от персонала и посетителей соблюдения требований настоящего положения и правил внутреннего распорядка;
. требовать немедленного устранения выявленных недостатков, пресекать попытки нарушения распорядка дня и пропускного режима;
. для выполнения своих служебных обязанностей пользоваться средствами связи и другим оборудованием, принадлежащим МДОУ;
. принять меры по задержанию нарушителя и сообщить в правоохранительные органы.
запрещается:
. допускать на объект посторонних лиц с нарушением установленных правил;
. разглашать посторонним лицам информацию об охраняемом объекте и порядке организации его охраны;
. на рабочем месте употреблять спиртосодержащие напитки, слабоалкогольные коктейли, пиво, наркотические вещества, психотропные и токсические средства.

Положение об охране труда работников - образец 2019 года представлен ниже - в обязательном порядке должно быть утверждено на каждом предприятии. Данное положение позволяет работодателю спланировать и внедрить безопасные для сотрудников условия труда. Подробнее о порядке составления указанного положения читайте в нашей статье.

Для чего нужно положение по охране труда?

В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в каждой компании должны быть составлены и утверждены правила по охране труда. Эти правила в установленных законом случаях следует согласовывать с профкомом на основании ст. 372 ТК РФ. К числу таких правил относится и локальный нормативный акт — положение по охране труда (далее — Положение). В данном документе должен быть указан перечень мероприятий, которые работодатель обязан реализовать с целью обеспечения безопасных и комфортных условий труда для своих сотрудников.

Так, в Положении отражаются следующие типы мероприятий:

  • организационные;
  • правовые;
  • технические;
  • социальные;
  • реабилитационные;
  • профилактические.

В Положении об охране труда указываются:

  • обязанности директора по обеспечению охраны труда (далее — ОТ) на предприятии;
  • ответственный сотрудник за обеспечение ОТ на предприятии, его обязанности и порядок работы;
  • порядок планирования и проведения мероприятий в рамках обеспечения ОТ;
  • права работников в сфере ОТ;
  • порядок контроля за выполнением норм по ОТ и соблюдение правил безопасности;
  • ответственность за невыполнение обязанностей и нормативно-установленных требований по обеспечению ОТ на предприятии;
  • порядок утверждения состава комиссии по проведению оценки условий труда;
  • порядок формирования бюджета на ОТ, статьи планируемых расходов и источники для их финансирования.

В этом же документе могут содержаться сведения об организации службы по ОТ, а также информация о проведении обучения сотрудников. Но обычно для всестороннего раскрытия затронутых выше вопросов разрабатываются отдельные положения и инструкции.

О том, как составляется инструкция по ОТ, читайте в этой статье .

Работодатель может указать в Положении и затем ежегодно реализовывать любые мероприятия, улучшающие условия труда работников. Но к расходам для уменьшения налогооблагаемой прибыли можно будет отнести лишь те, которые упомянуты в Типовом перечне мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению профрисков, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.

Порядок утверждения положения по охране труда

Разработка Положения по охране труда на предприятии может быть поручена компетентному специалисту, например, инженеру по ОТ, а может разрабатываться и коллегиально. Коллективная подготовка данного локального нормативного акта поможет избежать возникновения возможных претензий со стороны сразу нескольких контролирующих органов.

Обоснования данного мнения следующие:

  • сотрудники, ответственные за ведение кадрового учета, смогут четко прописать права и обязанности работодателя и сотрудников;
  • юристы определят ответственность за невыполнение прописанных в Положении условий, а также как лучше контролировать их выполнение;
  • специалисты по ОТ смогут предусмотреть все нюансы, на которые обращают внимание инспекторы по труду при проведении проверки предприятия;
  • бухгалтер определит, все ли из указанных мероприятий в Положении можно будет отнести к расходам предприятия или они будут покрываться за счет чистой прибыли компании.

На каждом предприятии может быть организован свой порядок составления Положения по ОТ. Утверждение этого документа тоже может происходить различными способами:

  • для утверждения Положения издается приказ;
  • Положение утверждается путем проставления грифа «Утверждаю» в верхней правой части документа, под которым ставятся подпись (с расшифровкой) руководителя и дата.

Положение по ОТ утверждается руководителем предприятия. При утверждении в Положении может указываться дата начала действия локального нормативного акта. Однако обычно документ вступает в силу непосредственно с даты утверждения.

Все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с указанным Положением. Для фиксации этого факта может быть сформирована отдельная ведомость, в которой каждый ознакомившийся с содержанием документа ставит свою подпись и дату.

В процессе деятельности компании может появиться необходимость для внедрения новых мероприятий по ОТ. При этом Положение не нужно будет заново разрабатывать. О проведении новых мероприятий может быть издан соответствующий приказ, в котором кроме перечня мероприятий и обоснования их внедрения указывается, что они вводятся в дополнение к существующему Положению об ОТ.

Типовое положение по охране труда: структура

Типовой локальный акт по ОТ на предприятии обычно имеет такую структуру:

  1. Общие положения — здесь излагается краткое содержание документа, разъясняются цели и задачи ОТ на предприятии.
  2. Обязанности работодателя, работников, ответственных за охрану труда лиц, службы ОТ (если она создана); права работников — в этом разделе подробно раскрываются обязанности/права каждого из участников данных правоотношений, перечисляются все ответственные лица.
  3. Мероприятия по обеспечению нормальных и безопасных условий труда и порядок их финансирования — здесь надлежит подробно, по пунктам перечислить все мероприятия, которые предполагается проводить на предприятии в рамках ОТ.
  4. Ответственность за несоблюдение условий по обеспечению ОТ на предприятии — в этом разделе должны быть перечислены возможные санкции, которые будут накладываться на виновное в нарушении нормативов по ОТ лицо.
  5. Порядок расследования несчастных случаев на рабочем месте.
  6. Приложения — это дополнения к Положению, в которых могут быть подробно описаны действия по оказанию помощи при несчастном случае на производстве, состав медаптечки неотложной помощи, инструкции по работе с оборудованием и т. д.

О действиях работодателя, обязательных при несчастном случае с работником, читайте в материале «Ст. 228 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Положение по охране труда: типовой перечень мероприятий

На всех предприятиях с целью охраны и улучшения условий труда, а также для снижения профрисков ежегодно реализуется ряд мероприятий.

Типовой перечень таких связанных с ОТ мероприятий содержится в приказе № 181н:

  • спецоценка уровня профриска и условий труда ;
  • улучшение трудовых условий, в т. ч. после проведения их специальной оценки;
  • автоматизация производственных и технологических процессов;
  • установка (включая расходы по приобретению) сигнализации на случай поломки оборудования, возникновения аварийных ситуаций;
  • защита элементов технологического оборудования от повреждений, причиненных разлетающимися частицами/предметами, при воздействии движущих частей;
  • модернизация защитных средств от вредного воздействия;
  • покраска оборудования или опасных элементов в яркие сигнальные цвета;
  • автоматизация контроля за уровнем вредных веществ в воздухе или иных опасных факторов на производстве;
  • внедрение техустройств по защите от поражения электротоком;
  • установка предохранителей и сигнальных приспособлений для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования;
  • автоматизация техопераций, которые связаны с транспортировкой и хранением резервуаров с опасными жидкостями, используемыми в производстве;
  • автоматизация работ по транспортировке и складскому хранению сырья, производственных отходов;
  • автоматизация услуг по уборке помещений, обезвреживанию опасных производственных отходов, очистки воздуховодов, окон, светильников, фонарей и пр.;
  • модернизация техоборудования, используемого для снижения процента содержания вредных примесей в воздухе, уменьшения вибраций, шума, излучений;
  • реконструкция и прокладка новых вентиляционных и отопительных систем в рабочих помещениях;
  • наладка освещения, соответствующего действующим нормам безопасности;
  • обустройство мест для отдыха персонала, реконструкция бытовок;
  • обеспечение автоматизированной подачи питьевой воды в рабочих помещениях;
  • обеспечение работников защитной одеждой и средствами индивидуальной защиты (речь идет о тех сотрудниках, которые трудятся в опасных условиях или подвергаются в процессе работы вредному воздействию);
  • обеспечение хранения защитных средств и уход за ними;
  • обеспечение сотрудников тренажерами, наглядными материалами, необходимой для работы литературой, приобретение стендов, компьютеризация кабинетов;
  • обеспечение проведения инструктажа/обучения, проверки имеющихся у сотрудников знаний по ОТ;
  • обучение работников, чтобы те смогли оказать первую медпомощь на производстве пострадавшим сотрудникам;
  • обучение сотрудников, связанных с работой опасных объектов;
  • проведение периодических/обязательных медосмотров;
  • оборудование кабинетов/санитарных постов для оказания медпомощи;
  • обустройство тоннелей, переходов, тротуаров на территории предприятия для обеспечения безопасности передвижения;
  • внедрение мероприятий по контролю за производством;
  • тиражирование инструкций по ОТ;
  • перестановка промоборудования, переорганизация рабочих мест для создания безопасных условий труда;
  • обустройство тренировочных полигонов;
  • развитие физкультуры в трудовом коллективе.

При обучении сотрудников нормам ОТ можно воспользоваться специально разработанной программой. Подробнее о ней - в нашей статье «Типовая программа обучения охране труда — образец» .

Что еще включает в себя положение об организации работы по охране труда?

Положение по организации работы по ОТ обязательно должно включать кроме общих положений еще и перечень основных по направленности работ по ОТ, а также порядок распределения обязанностей между сотрудниками для обеспечения безопасности на работе. В этом случае напротив каждого из наименований работ по ОТ необходимо указывать ответственное за исполнение мероприятия лицо, а также вовлеченных участников в сфере ОТ по направлениям.

Например, руководитель отвечает за общее руководство всеми техпроцессами, а также за состояние ОТ на предприятии. Директор также отвечает за проведение расследования при возникновении несчастных случаев; контролирует соблюдение законодательных норм и правил по ОТ; обеспечивает страхование сотрудников от профзаболеваний, временной нетрудоспособности и пр.

Кроме того, в данном положении указывается лицо, ответственное за обеспечение ОТ на предприятии. Прописывается порядок создания отдела (службы) по ОТ, алгоритм прохождения инструктажа по основам ОТ. В данном локальном акте обязательно следует прописать, каким образом и кем проводится анализ состояния трудовых условий. Следует описать, как будут осуществляться мероприятия по улучшению условий труда.

Где скачать образец положения об охране труда на предприятии?

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

Итоги

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

УТВЕРЖДЕНО
"___"_________ ____ г.

Положение 1 о территориальном подразделении добровольной пожарной охраны

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет порядок организации территориального подразделения добровольной пожарной охраны и ее работы на территории _____________________________________.

1.2. Добровольная пожарная охрана - объединение, цель которого - участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

1.3. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.

2. Организация территориального подразделения добровольной пожарной охраны

2.1. Территориальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными, объектовыми либо созданными общественными объединениями и входят в состав гарнизона пожарной охраны _____________________________.

Территориальные подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными, проживающими на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.

Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется главой местного самоуправления поселения, в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны - руководителем организации, а в добровольные пожарные подразделения добровольной пожарной охраны, созданные общественным объединением, - общественным объединением.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

2.2. Команды могут подразделяться на разряды:

первый - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);

второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;

третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

2.3. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению главы местного самоуправления соответствующего поселения, объектовые подразделения добровольной пожарной охраны - на основании приказа руководителя организации, подразделения, создаваемые общественными объединениями - на основании акта общественного объединения.

2.4. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливаются главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения) по согласованию с начальником отряда федеральной противопожарной службы района.

2.5. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения).

2.6. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.

2.7. Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных являются:

Личное заявление;

Несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;

Состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;

Систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны;

Совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.

2.8. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.

2.9. Порядок несения службы в дружине определяется ее начальником, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

2.10. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.

2.11. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара, действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождается.

При тушении пожара личный состав добровольной пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

3. Задачи и функции

3.1. Основными задачами территориального подразделения добровольной пожарной охраны являются: участие в предупреждении пожаров; участие в тушении пожаров.

3.2. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

Контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);

Принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;

Проводят противопожарную пропаганду;

Принимают участие в службе пожарной охраны;

Организуют несение караульной службы.

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение

4.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

4.2. Члены добровольной пожарной охраны, входящие в состав боевых расчетов, обеспечиваются бесплатно, за счет местных администраций (организаций, общественных объединений), комплектами спецодежды для участия в тушении пожаров.

4.3. Органы местного самоуправления поселений (организации, общественные объединения) предоставляют подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения) в соответствии с действующим законодательством, а также снаряжение, необходимое для осуществления их деятельности.

4.4. Органы местного самоуправления поселений (организации, общественные объединения) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.

Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе.

5. Обязанности добровольных пожарных

5.1. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:

Осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения) по согласованию с начальником;

Соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;

Бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование;

Ежегодная учеба.

6. Социальные льготы и гарантии

6.1. Добровольным пожарным предоставляются социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации. Дополнительные льготы для добровольных пожарных могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений, актами организаций, общественных объединений.

1 Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

Источник - Касенов Р.Б.


Похожие документы

Главным предназначением, которое выполняет положение об охране труда (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

  • перечень ответственных за ОТ лиц, их права и обязанности;
  • порядок разработки и осуществления мероприятий по обеспечению ОТ;
  • порядок осуществления контролирующих мероприятий в области ОТ;
  • порядок прохождения обучения для руководителей и специалистов;
  • порядок финансирования мероприятий по ОТ (бюджет, статьи расходов, источники денежных средств);
  • процедура назначения членов комиссии по специальной оценке условий труда.

Порядок утверждения положения по охране труда

Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ . При этом в письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности. Следовательно, локальный нормативный акт по ОТ утверждается руководителем предприятия. Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо также назначается на усмотрение работодателя. Как правило, данная обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Однако наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

Типовое положение об охране труда: структура документа

Раздел Содержание
Общие положения Цель, нормативная база
Политика по ОТ Принципы обеспечения безопасности рабочих условий
Цели предприятия Цели работодателя в области ОТ
Обеспечение функционирования системы управления ОТ Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами
Процедуры по обеспечению ОТ Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков
Планирование мероприятий по реализации процедур Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур
Контроль Описание мероприятий по оценке условий труда
Планирование улучшений План по усовершенствованию системы ОТ
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации
Управление документами Правила ведения и хранения документов по ОТ

Где хранится и сколько

Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Как правило, для данной цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо. Что касается срока хранения документа, то он регламентирован законом, а именно