Типы госзакупок: тендеры, конкурсы, аукционы. Закрытый конкурс: основания и процедура Перечень закупок которые необходимо проводить закрытым конкурсом

Одной из самых сложных закупочных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, является закрытый конкурс. Выбрать этот способ заказчик вправе в строго определенных случаях. Механизм разработан специально для удовлетворения специфических нужд государства. Если приобретение товаров, работ или услуг требует соблюдения секретности, применяются положения параграфа 5 главы 3 закона .

При этом в полной мере выполняются требования о законности, равном доступе потенциальных исполнителей к заказу, а также состязательности.

Что такое закрытый конкурс?

Точное определение процедуры дано в закона 44-ФЗ. Законодатель относит механизм к конкурентным методам определения поставщика, но устанавливает ряд дополнительных требований. Заказчик обязан направить информацию о тендере ограниченному числу лиц. Перечень адресатов формируют по результатам комплексной оценки рынка.

В список входят кандидаты, отвечающие всем критериям, утвержденным в конкурсной документации. Победителем признают участника, предложившего наиболее выгодные условия сотрудничества.

Основания проведения процедуры

Модель закрытого конкурса нашла применение в обеспечении нужд государственной безопасности и обороны. Однако способ используется и в иных случаях. Так, процедура предусмотрена при заключении контрактов:

  • на удовлетворение потребностей органов и служб, составляющих государственную тайну;
  • на оказание услуг по транспортировке, обеспечению сохранности или страхованию музейных экспонатов, уникальных коллекций;
  • на обслуживание ценностей Госфонда РФ;
  • на обеспечение технических нужд органов правосудия или судебных приставов.

Извещение о проведении конкурса в ЕИС не публикуют. Такое правило установлено пунктом 4 статьи 85 закона 44-ФЗ. Заказчик обязан рассылать письменные приглашения и фиксировать отправку в специальных журналах.

Порядок согласования с антимонопольной службой

Во избежание нарушений и злоупотреблений законодатель установил обязанность согласования процедуры с уполномоченным федеральным органом. Заказчик должен обратиться в РФ в порядке, описанном приказом МЭР № 189 от 31.03.2015 года. К заявлению потребуется приложить:

Наименование Краткая характеристика
1. Полное обоснование отнесения информации к государственной тайне. В документах заказчику потребуется сослаться на пункты перечня, введенного в действие указом Президента России № 1203. Большое значение имеют ведомственные акты, издание которых стало основанием для засекречивания сведений о конкретной закупке. Руководством послужат закон № 5485-1 от 21.07.1993 года и письмо МЭР № Д28и-2898 от 24.09.2015 года.
2. Детализация предмета сделки В информационном письме потребуется отразить функциональные, количественные, технические и прочие показатели, предусмотренные закона 44-ФЗ. Если производится закупка специализированной техники или оборудования, достаточно будет указать наименования, а также технические стандарты, по которым выпущены изделия.
3. Сведения о составе участников процедуры В законе нет ограничений по числу адресатов. Минимум установила практика. В списке должно присутствовать не менее 10 потенциальных претендентов на заказ. Обоснованием включения кандидатов в перечень может стать ссылка на их соответствие требованиям закона 44-ФЗ. Дополнительными аргументами станут наличие у участников квалифицированного персонала, необходимого опыта, производственного оборудования. Кроме того, в пояснительной записке должны присутствовать данные о лицензиях, допусках, разрешениях. Если речь идет о закупке вооружения, потребуется указать и класс по ЕКПС.

Важно! Направлять в ФАС РФ обоснование и детализацию необходимо, если в ЕИС извещение опубликовано не было.

Несоблюдение правил оформления приложений или ошибки в самом заявлении могут привести к отказу в согласовании. Причиной служат разные обстоятельства. Наиболее распространенными считают необоснованное сокращение числа претендентов на заказ, недостаточное проработка предмета закупки или отсутствие оснований для проведения закрытого конкурса.

При повторном конкурсе заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение):

  • вправе увеличить начальную (максимальную) стоимость контракта не более чем на 10 процентов;
  • обязан продлить срок исполнения контракта на время, необходимое для проведения повторного конкурса;
  • не имеет права изменять объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования к участникам закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, которые были указаны в первоначальной конкурсной документации.

При повторном конкурсе с ограниченным участием предквалификационный отбор нужно провести в том же порядке, что и при первоначальном конкурсе. Такой порядок установлен частью 3 статьи 55 Закона № 44-ФЗ. Если повторный конкурс тоже не состоялся, то нужно провести закупку через запрос предложений.

Особенности конкурса с ограниченным участием по 44-фз: что необходимо учитывать

В заявке должны быть следующие документы:

  1. Анкета потенциального поставщика с указанием реквизитов, ИНН учредителей, руководителя, а также членов коллегиального исполнительного органа при их наличии.
  2. Копия выписки из ЕГРЮЛ, выданной не ранее, чем за 6 месяцев до дня публикации извещения о конкурсе.
  3. Копии учредительных документов компании.
  4. Документ, который подтвердит полномочия руководителя.
  5. Решение об одобрении крупной сделки, если она признается таковой.
  6. Документы, подтверждающие соответствия поставщика требованиям, установленным законодательно. К ним относятся допуски СРО, лицензии и т.д. Поставщик должен задекларировать свое соответствие требованиям статьи 31 44-ФЗ в свободной форме.

Статья 56. особенности проведения конкурса с ограниченным участием

  • Проведению публичного обязательного аудита (ценового и технологического) крупных инвестпроектов с госучастием в отношении объектов капстроительства, строительство, финансирование, реконструкция, техническое оснащение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств с помощью механизма адресной инвестпрограммы, бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.

Следует отметить, что для каждого из приведенных случаев в Постановлении № 99 приводятся дополнительные требования для исполнителей, а также перечень документов, которые должен предоставить субъект для подтверждения своего соответствия. Варианты закупок По ФЗ № 44, конкурс с ограниченным участием может проводиться в разных формах.


Это могут быть:

  • Электронный либо закрытый аукцион.
  • Запросы котировок/предложений.

Закупка может осуществляться и у единственного исполнителя/поставщика.

Закрытый конкурс по 44-фз: пошаговая инструкция

Конкурс с ограниченным участием отличается от обычного открытого конкурса тем, что его участники проходят предварительный предквалификационный отбор.

Конкурс с ограниченным участием по 44-фз

В день завершения приема заявок 1-я часть 52-й статьи 5 В течение дня, наступившего после даты подписания 7-я часть 52-й статьи 6 В течение 10 дней со дня открытия конвертов/доступа 7-я часть 56-й статьи 8 В трехдневный срок со дня подведения итогов отбора 8-я часть ст. 56 9 В десятидневный срок с даты подведения итогов отбора 10-я часть 56-й статьи 10 В трехдневный срок со дня подписания протокола о рассмотрении заявок 12-я часть 53-й статьи 11 Не раньше 10 и не позже 20 дней после размещения протокола изучения и оценки заявок в ЕИС 2-я часть 54-й статьи Кроме того, участник закупки вправе оспорить итоги предквалификационного отбора в контрольном органе. Обжалование осуществляется в течение 10 дн. со дня размещения протокола в ЕИС.

При проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Инфо


Внимание

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком лицам, подавшим заявки на участие в таком конкурсе.


КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 17 статьи 85 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 17.

В каких случая проводят закрытый конкурс с ограниченным участием по 44 фз

Правительством Российской Федерации; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. (часть 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.1.

  • Подтверждение принадлежности к СМП или СОНКО.
  • Письмо о предоставлении преимуществ.
  • Предложение поставщика со всеми характеристиками товара или услуги, а также полной ценой контракта.
  • Документ, который подтвердит оплату обеспечения заявки.
  • Если предложенная цена отличается от НМЦК более чем на 25%, то прикладывается документ о добросовестности поставщика.
  • Копии договоров, исполненных ранее.
  • Перечень имеющегося у компании оборудования и прочих ресурсов для реализации контракта.
  • Выписка из ЕГРП на недвижимость, которая потребуется для выполнения обязательств по контракту. Она должна быть выдана не ранее чем за три месяца до окончания даты подачи предложений.
  • Копии договоров аренды на недвижимость или имущество, необходимое для выполнения договора.

В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе. 4.

Такой тендер используют, когда:

  1. Закупаемая продукция для нужд, относящихся к гостайне.
  2. Информация о продукции, указанная в документации или проекте контракта, является гостайной.
  3. Заключают сделку на охрану, страхование и перевозку драгоценных камней и металлов РФ, музейных ценностей, передаваемых во временное пользование (например, выставки).
  4. Приобретают услуги на обслуживание судей и судебных приставов (уборка, услуга водителя).

Подобные закупки проводят только после согласования с ФАС. Участвовать могут только поставщики, которым заказчики направили специальные приглашения.

Один из важных вопросов — где взять ИКЗ для закрытого конкурса. Он указан именно в этих приглашениях ().

Как проводится

В целом этапы схожи с открытыми закупками, но имеют ряд особенностей:

  1. Разработка и утверждение тендерной документации. Предоставляется участникам по запросу, в письменной форме и после оплаты (если предусмотрено). Стоимость за это не должна превышать цены за изготовление копии документации.
  2. Публикация извещения в ЕИС. Используется, только если в документации или в проекте контракта содержатся сведения, которые относятся к гостайне. В остальных случаях публикация извещения не требуется.
  3. Направление приглашений принять участие лицам, которые соответствуют требованиям и имеют доступ к гостайне.
  4. Ознакомление с документацией. Заказчик предоставляет в антимонопольную службу список участников, которым отправлена документация, а также копии всех приглашений.
  5. Подача заявок. Составляет как минимум 30 дней после публикации извещения и не менее 20 дней после направления приглашений (если извещение не требуется).
  6. Вскрытие конвертов. При согласии всех участников этот этап могут провести раньше срока.
  7. Анализ и оценка заявок. Допущенным присваиваются баллы на основе критериев оценки. Победил тот, кто предложил лучший условия.
  8. Заключение контракта. Не раньше 10 и не позже 20 дней после публикации протокола оценки заявок.

Особенности закрытого конкурса с ограниченным участием

Особенности двухэтапного конкурса

Можно ли проводить закрытым способом? Да, такая возможность предоставлена . При этом, главной особенностью является объединений норм об открытом двухэтапном конкурсе () и закрытого характера процедуры. В результате получается, что основания остаются неизменными, они перечислены выше. Но допускается предварительное обсуждение с участниками объекта закупки, после чего на втором этапе они готовят полноценные предложения.

Закрытый конкурс по 223 ФЗ

В тексте 223 закона нигде не регламентировано проведение таких тендеров. Но, так как всю закупочную деятельность заказчика определяет его Положение о закупках, в нем могут быть прописаны случаи, когда можно организовывать процедуры не для всех.

Практика разрешения споров в этом случае неоднозначна. Так, в Постановлении от 10.04.2014 по делу №А09-8106/2013, заказчика признали нарушившим закон. А вот Решение ФАС от 14.11.2013 по делу №223ФЗ-43/2013, напротив, разрешает заказчикам проводить подобные торги, если это прописано в Положении.

ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Случаи, когда заказчик обязан провести закрытую процедуру

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в четырех случаях:

  1. закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  2. закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  3. заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
  4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Шаг 1. Подготовить техническую документацию

При составлении документации на закрытый конкурс по поставке товаров (работ, услуг), обращайте внимание на наличие всех обязательных составляющих:

  • обоснование ;
  • список потенциальных участников;
  • правила допуска потенциальных поставщиков к ознакомлению со сведениями об условиях процедуры;
  • критерии оценки подаваемых заявок;
  • условия и форма приглашения к участию;
  • обоснование выбора закрытого способа закупки (как правило, для этого достаточно указать, что ее предмет входит в соответствующий определенный законом перечень) и наличие общей информационной карты.

Шаг 2. Получить разрешение ФАС

Далее нужно отправить указанную документацию в ФАС, т.к. все закрытые конкурсы проводятся по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Срок такого согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения (ч. 3 ст. 84).

Отказать в согласовании ФАС может как из-за неправильного оформления приложений к заявлению (или ошибок в нем самом), так и по более существенным причинам: например, из-за необоснованно малого количества потенциальных поставщиков, что может быть сочтено нарушением антимонопольного законодательства. Отказ ФАС РФ высылает в течение 5 суток после получения заявления, согласие подтверждает в течение 10 суток, документ о согласовании действует в течение 3 месяцев с момента его выдачи.

После получения согласования процедуры с ФАС РФ, необходимо опубликовать извещение о проведении закрытого конкурса в ЕИС. Извещение размещается не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Следует очень внимательно отнестись к тому, что именно вы публикуете, открыть можно лишь информацию о самом факте осуществления закупки и порядке предоставления доступа к документации. Разглашение иных сведений будет являться нарушением закона, а сам конкурс отменен. В остальном при размещении информации применяются положения Закона № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса (ч. 2 ст. 85 Закона № 44-ФЗ).

Шаг 4. Направить участникам приглашения принять участие в закупке

Каждому выбранному участнику из утвержденного списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). В ответ участник направляет запрос на участие в закупке.

В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения потенциальным участником платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Рассмотрение заявок на участие в закрытом конкурсе и определение победителя

Далее необходимо опять обратиться в ФАС, не позднее, чем за 20 суток до момента вскрытия конвертов. Заказчик направляет уведомление, в которое включается перечень потенциальных поставщиков и копии приглашений.

Вскрытие заявок проводится в заранее согласованное время, в один день. Процедура протоколируется (а протокол отсылается в ФАС не позднее следующего за вскрытием конвертов дня), любая съемка или аудиозапись ее запрещена законом, в ЕИС или иной открытый доступ никакая информация о процессе попасть не должна.

У комиссии есть 20 календарных дней для оценки поступивших предложений. В определенных случаях этот срок может быть продлен, но не более, чем на 10 дней.

Заявке с лучшими условиями исполнения контракта присваивается номер «1», если условия одинаковые, то заявки комиссия нумерует в порядке поступления. Если все поступившие заявки отклонены заказчиком по причине несоответствия требованиям, закрытый конкурс признается несостоявшимся.

Заключение контракта

Не позднее 3 дней с момента составления протокола по итогам рассмотрения заявок, победителю высылается проект контракта. Документ составляется с учетом обозначенного в заявке предложения поставщика-победителя, цена соглашения не должна превышать НМЦ закупки. Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок. При этом контракт заключается так же, как и в открытых процедурах, только после предоставления победителем конкурса обеспечения исполнения контракта.

« » - курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. В программе курса: принципы контрактной системы, планирование, обоснование закупок, определение поставщика, заключение госконтракта, а также разные способы закупок — открытый конкурс, электронный аукцион, запрос предложений и др.

12 762 просмотра

Беляева Ольга Александровна

Доктор юридических наук Ведущий

Научный сотрудник Института

Законодательства и сравнительного

Правоведения при Правительстве

Российской Федерации

В соответствии с ч. 2 ст. 24 федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе), закрытые способы закупок относятся к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Важно подчеркнуть, что закрытыми могут быть только конкурсы и аукционы (торги), запросы котировок и запросы предложений всегда проводятся в открытой форме.

Так, к закрытым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании ч. 1 ст. 84 закона о контрактной системе относятся следующие разновидности торгов:

4) закрытый аукцион.

Для сравнения отметим, что в федеральном законе от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о размещении заказов) были регламентированы только закрытый конкурс и закрытый аукцион.Это вполне объяснимо, поскольку такие разновидности конкурсов, как конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс, законом о размещении заказов не регулировалисьвовсе.

Квалифицирующим признаком отнесения закупок к закрытым является порядок приглашения участников. Так, проведение открытых закупок предполагает возможность приглашения к участию в них неопределенного круга лиц; закрытые закупки, напротив, предполагают участие в них только тех лиц, которые получили соответствующие приглашения.

Таким образом, можно обозначить подобные закрытые способы закупок как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация о закупке не размещаются в единой информационной системе для всеобщего сведения, а направляются ограниченному кругу лиц.

Лица, которым адресуются приглашения, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе (в первую очередь, следует обозначить необходимость их соответствия единым требованиям к участникам закупок, перечисленным в ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).Также они должны быть способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, при осуществлении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В ч. 2 ст. 84 закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

2) закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

4) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Важно обратить внимание на расширение перечня случаев проведения закрытых торгов в законе о контрактной системе по сравнению с аналогичными положениямизакона о размещении заказов. Так, новыми являютсядва случая закрытых закупок:

1) закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ на осуществление данных функций. Согласно п. 2 постановления правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», данным органом является Федеральная антимонопольная служба России.

Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Согласно п. 1 вышеназванного постановления, данным органом является Министерство экономического развития РФ, проект соответствующего ведомственного приказа уже разработан и будет принят в ближайшее время.

Срок такого согласования не должен превышать10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2) разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех участников таких конкурсов, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос;

4) не допускается осуществление аудио- и видеозаписи.

В случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся заказчик вправе по своему выбору:

1) внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении нового определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) по согласованию с уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок такого согласования будет установлен ведомственным нормативным актом Минэкономразвития России.

Следует отметить, что в законе о контрактной системе отсутствуют специальные нормы о порядке заключения контрактов по результатам проведения закрытых конкурсных процедур, из чего можно сделать вывод о необходимости применения положений ст. 54 закона с учетом особенностей, установленных § 5 главы 3 закона о контрактной системе.

Закрытый конкурс представляет собой ту же самую процедуру, что и открытый конкурс, но с одной особенностью:информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, испособны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса.Победителем закрытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Так, при проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну (если эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта), извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Следует пояснить, что,в соответствии с положениями закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»,доступ к сведениям оформляется специальным допуском для должностных лиц и граждан РФ в добровольном порядке.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

1) выполнение требований нормативных документов, утверждаемых правительством РФ, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

2) наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

3) наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

В течение 3-х дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком, и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе.

Таким образом, извещение о закупке размещается в единой информационной системе для всеобщего сведения, но сама конкурсная документация предоставляется лишь обратившимся за ее ознакомлением лицам, в отношении которых заказчик проверяет соответствие требованиям законодательства о защите государственной тайны.

В то же время есть и такие случаи, когда закрытая процедура закупки размещение извещения в единой информационной системе не предполагает.

1) закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

3) оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;

4) закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении открытого конкурса (данная информация перечислена в ст. 42, 49 закона о контрактной системе).

Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участникам закрытого конкурса, направившим запросы на получение конкурсной документации, при условии, что данные лица соответствуют требованиям закона о контрактной системе, и ранее они получили соответствующие приглашения принять участие в закрытом конкурсе.

Заказчик по требованию участника закрытого конкурса, которому направлено приглашение принять участие в закрытом конкурсе, обязан предоставить данному участнику конкурсную документацию в течение 2-х рабочих дней с даты получения указанного требования. Конкурсная документация должна предоставляться в письменной форме после внесения этим участником платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком, и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер такой платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации.

Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России) перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в таком конкурсе.

Прим. Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться ранее даты, указанной в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии письменного согласия всех участников конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, а также протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляются в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляются заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). Одновременно копии указанных протоколов направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

Закрытый конкурс с ограниченным участием сочетает в себе черты двух закупочных процедур: открытого конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса. Основная особенность такого конкурса заключается в том, что егопобедителем признается участник, который не только предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам конкурса, но и ранее прошел предквалификационный отбор.

К участникам такого конкурса предъявляются не только единые требования, установленные законом о контрактной системе, но и дополнительные требования. Данные требования, в соответствии с ч. 2 ст. 31 закона о контрактной системе, вправе установить правительство РФ.Среди прочего эти требования могут касаться наличия у участников закупки:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Основания, при наличии которых заказчику необходимо провести не просто конкурс, но конкурс с ограниченным участием (участие ограничено результатами предквалификационного отбора), перечислены в ч. 2 ст. 56 закона о контрактной системе.Они применимы как для открытого, так и для закрытого конкурса с ограниченным участиемна:

1) поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;

2) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

3) реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Информация о закупке при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены для проведения закрытого конкурса. То есть извещение о проведении такого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Затемлица, заинтересованные в получении конкурсной документации, подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Протокол результатов проведения предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в т.ч. перечень лиц, соответствующих установленным требованиям, составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком вуполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, подавшим заявки на участие в нем.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием составляется в 3-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В этот же срок копии данного протокола направляются заказчиком участникам такого конкурса, прошедшим предквалификационный отбор, с приглашением принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием.

Закрытый двухэтапный конкурс - это конкурс, информация о проведении которого и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям закона о контрактной системе, и способных осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 84закона о контрактной системе.Конкурс проводится в два этапа(что следует из названия данной закупочной процедуры),принять участие необходимо в обоих этапах конкурса, а победителем признается тот участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

Закрытый двухэтапный конкурс сочетает в себе черты открытого двухэтапного конкурса и закрытого конкурса. Основания для проведения двухэтапного конкурса перечислены в ч. 2 ст. 57 закона о контрактной системе. Заказчик вправе провести такой конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т.ч. архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. Затем конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса.

На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок.

Информация о закупке при проведении такого конкурса сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены для закрытого конкурса (извещение размещается в единой информационной системе, однако конкурсная документация предоставляется только заинтересованным лицам, соответствующим предъявляемым законодательством требованиям и обратившимся к заказчику за получением конкурсной документации).

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФАС России). В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком лицам, подавшим заявки на участие в таком конкурсе.

Продолжение статьи читайте в следующем номере