Что означает согласно закона общедомовые нужды. Как правильно платить за общедомовые нужды: разъяснения Минстроя

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров. Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом - на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения. Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов. И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним . Справедливо? Да. Но не все так просто. Разъяснения - это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего - кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль. Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам. Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже - расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем - ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых - по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК - в зависимости от выбранной формы управления.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д. От этого вопросов меньше не становилось. Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно - не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы. В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу. Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане. В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше - могут. Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать - не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное - относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше - жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п. Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами. В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д. Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы. Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало - ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива - нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше - вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем - в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды - аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант - плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива. Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем. И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей - очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК - это решение также принимается собранием.

(ОДН), которые определяет уполномоченный орган субъекта Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года. При этом, сверхнормативное потребление станут оплачивать не жильцы многоквартирного дома (МКД), а поставщик коммунальных услуг – управляющая или ресурсоснабжающая организация.

Платеж за коммунальную услугу, потребленные на ОДН, ограничивается нормативами, которые устанавливаются отдельно каждым субъектом Российской Федерации. Заплатить сверх этого показателя жильцов обязать не смогут. Только общее собрание собственников всех помещений в МКД уполномочено принять решение об оплате ОДН сверх установленного норматива. Но если такое решение не было принято, превышение ОДН обязан оплачивать исполнитель коммунальной услуги.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

На форумах коммунальщиков разрастаются споры о том, кто должен оплачивать сверхнормативный ОДН. Мы решили внести ясность решение этого вопроса.

Кто оплачивает сверхнормативный ОДН

Для начала, нужно понять, кто выступает фактическим исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 8 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, поставщиком этих услуг являются организации или предприятия, заключившие договор предоставления коммунальных услуг с конечным потребителем. На него и ложится оплата сверхнормативных ОДН.

Сверхнормативный ОДН подобен сливу денег в трубу

До проведения общего собрания владельцев помещений о выборе способа управления домом, заключения договора управления и начала поставки коммунального ресурса по договору, заключенному между УО и РСО, поставщиком коммунальной услуги признается РСО.

При действии договора управления МКД, заключенного между УО и конечными потребителями коммунальных услуг, а также договора поставки коммунального ресурса, заключенного между УО и РСО, исполнителем коммунальных услуг признается УО. Но только с даты фактического отпуска энергоресурса по договору поставки.

При условии что РСО признана исполнителем услуг, она имеет все возможности оптимизировать расходы энергоресурсов, предоставленных на ОДН. Она обязана не просто поставлять услуги, но и отвечать за соблюдение норм ее потребления.

Андрей Чибис, Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:

Обзор судебной практики по сверхнормативному ОДН доказывает, что суд не признает за РСО права перевыставлять счета за превышение установленных нормативов на управляющую компанию или ТСЖ, если до сих пор действуют прямые договоры поставки энергоресурса, заключенные между РСО и конечными потребителями услуги.

В каких случаях плата за сверхнормативный ОДН возлагается на РСО

Федеральный закон от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» признает договоры, заключенные между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и конечными потребителями коммунальных услуг, заключенные до вступления закона в силу. Обязательства по этим договорам сохраняются до истечения срока их действия, или пока одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор.

В таких случаях сверхнормативный ОДН обязана оплачивать РСО, которая не вправе перевыставлять счета УО.

В настоящее время готовится законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в котором особое внимание уделяется предстоящему переходу к новой системе договорных отношений между РСО и собственниками или арендаторами жилых и нежилых помещений в МКД. В частности, Жилищный кодекс будет дополнен статьей 157, пункт 2 которой предусматривает, что договоры снабжения МКД коммунальными ресурсами «заключаются ресурсоснабжающей организацией <...> с каждым из собственников помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени».

Когда сверхнормативный ОДН оплачивает УК

Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение. Если ОДН превышает установленный норматив – это недоработка УО, которая, руководствуясь требованиями законодательства об энергосбережении должна стремиться к экономии потребляемых ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности во вверенных МКД. Но это снижает прибыль.

Поэтому УК до 30 июня 2015 года прилагали немало усилий, чтобы убедить собственников помещений заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Таким образом, им удавалось распределять сверхнормативный объем ОДН между собственниками помещений в управляемом МКД пропорционально площади этих помещений и не вкладывать собственные средства в модернизацию энергопотребляющих систем.

Как РСО заключить договор с УК

Для того, чтобы РСО заключить договор поставки коммунальных услуг с УК необходимо, прежде всего, расторгнуть существующие договоры с конечными потребителями ресурса – владельцами жилых и нежилых помещений в МКД.

Затем нужно направить в УК предложение о заключении договора поставки ресурса, приложив к нему проект договора, подписанный со стороны РСО.

После подписания договора ресурсоснабжения обеими сторонами договор вступает в силу, и с этого момента РСО приобретает законное основание выставлять счета за ОДН, потребленный сверх установленного лимита, не владельцам помещений в МКД, а УК, которая его обслуживает.

Как снизить ОДН в многоквартирном доме

Эффективным способом снижения потребления энергоресурсов на ОДН является автоматизированный контроль показаний ресурсов по телекоммуникационным каналам, в частности, посредством радио.

Основные преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета:

  • точность учета потребления энергоресурсов с каждого прибора;
  • эффективное сокращение времени и ресурсов на обработку данных;
  • доступность полученных показаний с любого компьютера в режиме онлайн;
  • возможность быстро добавить в систему любое количество новых устройств при увеличении количества обслуживаемых МКД.

Автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов «СТРИЖ» работает по протоколу LPWAN . Радиус действия одной базовой станции составляет до 10 км без применения концентраторов и ретрансляторов.

Решения по снижению ОДН до 1,5%
для РСО/УК/ТСЖ

В продолжение статьи.

Есть основания полагать, что счетчики в многоквартирных домах, по которым взимается тариф за ОДН, установлены незаконно

Оплата за свет и одн - головная боль, как жителей Томской области, так и всей России.

Соблюдения законодательства «Горсетям» в установлении счетчиков не понадобилось.

Плата за «общедомовые нужды» - постоянная тема для горячих дискуссий. Как мы все помним, с 1 января 2013 года вступили в силу новые нормативы по электроснабжению. Нормативы в течение года в среднем выросли на 15 % . Изменения коснулись и схемы начисления за ОДН. Вот что заявлял год назад и. о. начальника областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Юрий Баев.

Ранее данное начисление производилось пропорционально потреблению в квартире, сегодня ОДН будет распределяться пропорционально занимаемой площади, - заявлял он. - Законом теперь установлено, что показания нужно сдавать с определенное время. Мы обязаны снимать показания с 23-го по 25-е число каждого месяца и передавать до 26-го числа в ресурсоснабжающую организацию.

Если потребитель своевременно не предоставит информацию, то плата за коммунальные услуги за 3 месяца будет рассчитываться по среднемесячной , которая зависит от показаний индивидуального прибора учета за год. После 3 месяцев - по нормативам потребления. Томичи могут снизить платежи за коммунальные услуги, если поставят в жилых помещениях счетчики. Именно под этим «соусом» в домах в свое время начали устанавливать общедомовые счетчики. Но сделали это, как всегда, «через одно место». И вот почему.

Без согласия и договоров

В пылу обсуждений и дискуссий по поводу введения оплаты за ОДН в Томске, чиновники забыли (или забыли в кавычках?) о немаловажной детали. Дело в том, что, согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, приборы учета электрической энергии, поступающей в многоквартирные жилые дома, должны были быть установлены только с согласия общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Однако в Томске все случилось с точностью до наоборот. Уже известная нашим читателям фирма ООО «Горсети», занимающая доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии на территории Томска, в рамках проводимой программы модернизации электроучетов установила приборы учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах без проведения всяких собраний собственников. В частности, такие факты были выявлены и доказаны в Томке по ул. Советской, 46 (ООО «Стройсоюз»), ул. Войкова, 84 (ООО «Жилсервис»), ул. Ванцетти, 25 и пр. Ленина, 108 (ООО «Ремстройбыт»). Предполагаем, что данные факты в Томске носят повсеместный и очень распространенный характер.

Установка приборов коммерческого учета электрической энергии, поступающей в данные жилые дома, была оформлена актами, подписанными представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями. Согласно ответу УФАС по Томской области от 12.04.2013 г. № НХ/1842, «установка приборов учета производилась за счет средств ООО «Горсети» и не оплачивалась ни управляющими компаниями, ни собственниками помещений в многоквартирных жилых домах. Предоставленные управляющими компаниями отчеты о затратах на содержание и текущий ремонт жилых домов за 2010-2012 гг. подтверждают, что собственники жилых домов не оплачивали установку ООО «Горсети». Согласно актам, подписанным представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями, приборы (коммерческого) учета электрической энергии, поступающей на многоквартирные жилые дома находятся на балансе ООО «Горсети». Хотя, например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, все электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения в границах многоквартирных жилых домов, должно находиться в собственности собственников жилых помещений данных многоквартирных домов.

Более того, несмотря на то, что приборы (коммерческого) учета находятся на балансе ООО «Горсети», согласно отчету ООО «УК Стройсоюз» умудрилось выставить жителям оплату за установку прибора коммерческого учета электроэнергии. Между прочим, данные неправомерные действия управляющей компании, попахивают мошенничеством и правоохранительным органам есть чем заняться.

Счета за ОДН незаконны?

К чему мы так подробно осветили данный вопрос с законностью установления счетчиков в многоквартирных домах? К тому, что если эта позиция верна и корректна, то выставлять счета за расход электроэнергии на ОДН по данным приборам коммерческого учета, установленным и находящимся на балансе у ООО «Горсети», организация ОАО «Томскэнергосбыт» не имеет никакого права. Во-первых, счетчики должны были быть установлены только с согласия общего собрания собственников жилых помещений и находиться в их собственности. Во-вторых, у ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Горсети» должен быть заключен договор использования коммерческих приборов учета электроэнергии, поступающей на многоквартирные жилые дома, для осуществления начислений за ОДН по электроэнергии. ООО «Горсети» обязано обратиться к собственникам жилых помещений многоквартирных жилых домов о проведении общих собраний собственников в многоквартирных домах, принять решение об установке счетчика, выбрать организацию, которая установит счетчик. Соответственно, взимать плату за услуги ОДН по электроэнергии в «Томскэнергосбыт» могли только в соответствии с законодательством. Без этого выставление счетов на оплату ОДН самовольно и незаконно. Чтобы по этому поводу ни говорили в «Томскэнергосбыте»

«Закон не запрещает»

Справедливости ради мы попросили прокомментировать ситуацию пресс-службу ОАО «Томскэнергосбыт». Мы спросили - на каком основании приборы коммерческого учета электрической энергии поступающей на многоквартирные жилые дома в Томске, установленные ООО «Горсети», принадлежащие другому юридическому лицу, используются вами для осуществления расчетов и начисления по ОДН за электроэнергию?

И вот что они ответили.

«Законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием.

В связи с вступлением в силу с 12.06.2012 г. Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» обязанность по установке приборов учета возложена на сетевую организацию (п. п. 43, 150).

Согласно пункту 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила № 442), под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. У ОАО «Томскэнергосбыт» нет оснований для отказа к приемке в расчеты надлежащим образом допущенных приборов учета электроэнергии». (Конец цитаты.)

Вот так, закон якобы «не запрещает» снимать показания с приборов учета, неизвестно как и кем установленных. Получается, независимо от того, кто установил прибор учета, ОАО «Томскэнергосбыт» может производить по нему расчеты и начисление. Про наличие договора на обслуживание счетчиков с ООО «Горсети» представители от ОАО «Томскэнергосбыт» даже не заикнулись. Хотя Жилищный кодекс обязывает провести данную процедуру жестко в соответствии с законом и только с согласия общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов.

Однако именно по закону в ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыте» действовать и не хотят. Зачем нам проводить собрания собственников, давать им право на установку и выбор организации по установке счетчиков, да еще отдавать им потом эти счетчики в собственность? Сделаем это сами, сами поставим счетчики, сами назначим цены на их установку и закупку, впоследствии выставим счета ОАО «Томскэнергосбыту», а там выставят жильцам уже свои счета, отбивая деньги для себя и ничего и никому не объясняя. Жильцы же у нас все оплатят, хотя все эта электроэнергия, затраченная на «общедомовые нужды» давно и не единожды включена в тариф.

Что же делать жителям?

Обращаться в суд. Ведь получается, что в настоящий момент томичи вовсе не обязаны платить по счетам, выставленным за потребление электроэнергии по общедомовым нуждам. Кем бы и как они бы не были рассчитаны. И даже могут все уплаченные деньги назад. Может быть,хватит уже все сваливать на «неплательщиков», выставлять липовые и ничем не обоснованные счета, выезжать за счет добросовестных потребителей?

Кроме того, мы рекомендуем подавать заявления в прокуратуру Томской области о незаконности выставления тарифов по потреблению электроэнергии за ОДН от ОАО «Томскэнергосбыт». Основание - установка приборов коммерческого учета электроэнергии (ОДН) в многоквартирных домах проведена с грубейшими нарушениями Жилищного кодекса РФ и без ведома самих собственников. Пусть ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» проводят процедуру по закону и заново.

Кто куда смотрит?

Между тем в городе достаточно контролирующих органов, чтобы понудить ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» работать в соответствии с законодательством. Почему же до сих пор они этого не сделали? Бездействие таких контролирующих и надзирающих органов, как департамент ЖКХ и Государственный жилищный надзор по Томской области, УФАС по Томской области просто поражает. Ведь, по сути, это с их молчаливого согласия происходит невероятное нарушение прав потребителей. Особенно контрастно это выглядит на фоне практически ежедневных сюжетов по телевидению и печатным средствам массовой информации с возмущением граждан. Так кто заинтересован в накаливании социальной ситуации? Кто провоцирует негативную оценку в отношении власти всех уровней? Спасибо, правда, прокуратуре Кировского района, вставшей на защиту граждан и внесшей представление об устранении нарушений закона ОАО«Томскэнергосбыту» и даже отстоявшей свою позицию в суде. Но одна она в поле не воин...

Для обеспечения комфортных условий проживания людей в городах и остальных населенных пунктах существуют коммунальные услуги, предоставляемых местными органами власти, которые нужно оплачивать. Также в них входят такие виды услуг, как поддержание и восстановление надлежащего состояния зданий в соответствии техническим и санитарно-гигиеническим правилами. За все это также необходимо платить жителям того или иного жилого фонда.

К сожалению, в последнее время, когда речь заходит о коммунальных платежах, люди начинают возмущаться в связи с их постоянным подорожанием. Чтобы ориентироваться в изменениях законодательной жилищно-коммунальной базы и не стать жертвой обмана во время начисления платежей, нужно знать, как это делается, и уметь самому рассчитывать их размеры. Особенно сильно людей интересуют нюансы начислений общедомовые нужды, а именно формула расчета ОДН по электроэнергии.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Коммунальные платежи за электричество

Каждый месяц владельцы недвижимости в многоквартирных домах получают платежки по электроэнергии, которые включают в себя как оплату за использование киловатт в личных интересах, так и расходы, совершенные на обеспечение всего дома. Личные нужды потребления электроэнергии оцениваются, в основном, в зависимости от показателей счетчика, закрепленного за индивидуальным жильем. А вот размер платежей по общедомовому потреблению электроэнергии может насчитываться как по счетчику, установленному на весь дом, так и без него.

К общедомовому потреблению энергии относится освещение лестничных площадок в подъезде и при входе в него, а также затраты на работу лифта и домофона. Контролировать выплаты по установленному личному счетчику совсем несложно, а как же быть с общими расходами? Чем руководствуется Электронадзор, производя расчет ОДН и насчитывая ту или иную сумму каждому гражданину лично?

На данный момент размеры жилищно-коммунальных платежей по потреблению электроэнергии устанавливают органы государственной власти конкретного региона, а не, как было раньше, органы местного самоуправления. Соответственно, в каждом крае установлены свои нормативы, с размерами которых можно ознакомиться на сайте администрации.

Размеры нормативов за ОДН по электроэнергии

Для эффективности деятельности ЖКХ, внесения ясности и прозрачности коммунальных платежей, согласно Жилищному законодательству Российской Федерации, с 1 января 2017 года были введены в действие новые правила начисления коммунальных платежей. С начала этого года вводится такое понятие, как уплата задолженностей по предоставленным услугам, использованным не лично каждым жильцом, а потраченным на общедомовые нужды. Как уже говорилось выше, в каждом регионе администрация устанавливает свой норматив по оплате за электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.


При установке норматива, обращают внимание на такие особенности многоквартирного дома, как:

  • Количество этажей, а также наличие подвала и чердака;
  • Предусмотренное количество источников освещения;
  • Насосное оборудование;
  • Лифты и их грузоподъемность;
  • Противопожарные установки и сигнализация;
  • Наличие домофонов, камер видеонаблюдения и др.;
  • Общая платежеспособность людей данного региона и доступность энергоносителей на его территории.

Расчет за ОДН по электроэнергии для дома с общим счетчиком

Если многоквартирный дом оборудован специальным счетчиком, тогда начисления производятся главой жилищного комитета данного дома вместе с представителем Электронадзора. Вот какие действия они должны совершить:

Общепринятой формулой начисления ОДН за потребление электричества является:

«Показания ОДПУ – Потребление в обще-домовых помещениях – Потребление ИПУ – Потребление по нормативу) * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме»

Как расчитать ОДН для дома без счечика

Методика начисления оплаты за потребление электричества в многоквартирном доме, где отсутствует специальный прибор учета, заключается в использовании четко установленного государственными органами данного края норматива.

Иными словами, расчеты происходят по формуле:

«Норматив потребления * Площадь обще-домовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме»

Владелец квартиры получает общую квитанцию с указанием суммы к оплате за электроэнергию, использованную на личные нужды и на общественные, в соответствии с нормой данного региона.

Правовая справка! Федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» был принят летом 2015 года для оптимизации работы ЖКХ и более тщательного контроля использования их платежей. Согласно его содержанию и были введены изменения, касательно формулы расчета ОДН по электроэнергии.

Примеры нормативов в разных регионах РФ

  1. Московская область:
    • от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности;
    • от 1,19 до 1,58 кВт/ч, если в многоэтажке есть лифт (в зависимости от его грузоподъемности).
  2. Ростовская область:
    • 1,7 кВт/ч – дома с лифтами;
    • 0,6 кВт/ч – стоимость освещения на этаже;
    • 0,9 кВт/ч – плата за оборудование дома насосом, качающимся холодную воду.
  3. Саратовская область:
    • 1,82 кВт/ч – освещение;
    • 2,4 кВт/ч – наличие пассажирского лифта;
    • 2,10 кВт/ч – оборудование насосом;
    • 2,72 кВт/ч – силовые установки.
  4. Новосибирская область:
    • 6,128 до 7,014 кВт/ч – для жильцов многоэтажек с автономным электрическим отоплением (наличие 12 и 13 этажа).

На что стоит обратить внимание

Введение новшеств в какой-либо отрасли хозяйства с целью эффективности и улучшения его работы, не всегда сразу может охватить все возможные нюансы. Конечно же, народ должен сначала распробовать, ощутить преимущества и возможные недоработки нововведений. Только после этого вносятся коррективы положительного характера и закрепляются законодательно.

Так и с изменениями в жилищно-коммунальных вопросах. При начислении платежей по ОДН до сих пор остаются некоторые недоработанные вопросы:


Исходя из вышеперечисленных затруднений, возможно надо придумать новый способ обработки нужных данных. Например, сделать сбор показателей автоматизированным и проводить его через компьютерные программы.

Заключение

Если реальные суммы, идущие на погашение затраченной энергии на общедомовые нужды, превышают размеры теоретических расчетов потребления по установленным нормативам, то ответственность за их погашение ложиться на плечи исполнителей коммунальных услуг. Такими исполнителями могут выступать управляющие компании или товарищества собственников жилья, то есть организации, которым было доверено право по управлению многоквартирным домом.

Этот момент тоже является недавним нововведением в жилищном законодательстве, ведь раньше все дополнительные расходы покрывались за счет жильцов данного дома.

Когда основная масса людей живет от зарплаты до зарплаты, вопросы оплаты коммунальных платежей, размер нормативов на которые не стоит на месте, а постоянно растет, будут всегда стоять на первом месте. Поэтому очень важно уметь правильно посчитать расходы. Ведь от того, умеете ли вы самостоятельно рассчитывать и контролировать сумму к оплате за коммунальные услуги, зависит материальное благополучие и состояние нервной системы членов вашей семьи.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами. Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. Каковы в 2019 году особенности ОДН?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В 2019 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды.

В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее. Какими особенностями в 2019 году отличаются общедомовые нужды?

Основные моменты

Начиная с 2019 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.

По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.

В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.

С 2019 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.

Что это такое

Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.

ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.

Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.

Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные , необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.

Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.

Из чего состоят

Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.

На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:

Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.

На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.

Правовое регулирование

Для применения нового порядка Правительством РФ были внесены изменения в «Правила предоставления коммуслуг …», утвержденные .

Возникающие нюансы

Как же рассчитывается плата за ОДН в 2019 году? Существует два варианта расчетов. Основной критерий это наличие/отсутствие общедомового прибора учета в МКД.

В обоих случаях сначала рассчитывается объем израсходованных на общедомовые нужды ресурсов, а затем полученное значение распределяется по лицевым счетам жилых и нежилых помещений.

Если МКД оснащен счетчиком, то величина рассчитывается как разница между показаниями общего и индивидуальных счетчиков.

Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир.

Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.

Когда в МКД нет общедомового прибора учета, то объем ОДН определяется посредством умножения установленного местными властями норматива на общую площадь здания.

Применяемые нормативы могут отличаться в зависимости от региона. Из нюансов нового порядка нужно отметить то, что теперь обязаны самостоятельно оплачивать перерасход ресурсов.

Это приведет к тому, что УК будут более заинтересованы в своевременном устранении аварий и станут более тщательно следить за перерасходом.

Нормативы потребления

Для расчета платы за ОДН на уровне субъектов РФ должны быть утверждены нормативы потребления. Для определения правильных значений специалисты собирают показания по сотням тысяч объектов.

В частности учитывается объем поступивших ресурсов по общему счетчику и объем потраченных в индивидуальном порядке ресурсов по личным счетчикам.

Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.

Некоторые вопросы, связанные с новым порядком в отношении ОДН, были разъяснены Минстроем РФ. Так при включении ОДН в жилищные услуги УК ( , и т.п.) должны руководствоваться .

По факту это выглядит следующим образом:

Электроэнергии

Единого по стране норматива потребления электроэнергии для МКД не существует. Определение показателя зависит от многих факторов, например:

Если сравнивать утвержденные на 2019 год нормы в разных регионах, то значения получаются весьма разными. За 1 кв.м. норматив потребления электроэнергии по ОДН колеблется в среднем от 0,6 кВт/ч до 7 кВт/ч.

Для уменьшения оплаты ОДН по электричеству необходимо:

На что расходуется вода

Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:

  • очистку сетей;
  • потери внутри МКД;
  • расход воды на общие расходы для помещений и придомовых территорий.

Расходы ОДН на горячую воду тратятся на:

  • технологические работы, касающиеся обеспечения действия отопительной системы;
  • сброс воды при ремонте системы отопления;
  • внутридомовые потери.

Официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН на примере Ставропольского края колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 кв.м.

При этом учитываются такие факторы, как:

  • наличие в МКД системы водоотведения;
  • наличие централизованного водоснабжения;
  • типы установленных ванн по объему и т.д.

Как и в случае с электроэнергией расчет ОДН по водоснабжению основан на разнице показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков.

Водоотведение на общедомовые нужды в 2019 году не может превышать объема воды, израсходованной на ОДН.

Другие

Кроме электроэнергии и водоснабжения в ОДН включается плата за отопление, поскольку тепло должно поддерживаться не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях.

Но в этом случае нельзя определить посредством счетчиков, сколько тепла затрачено на каждое помещение в отдельности. К тому же отопление всегда относится к коммунальным услугам.

Независимо от способа управления МКД тепло оплачивается совокупно без разделения на личное и общедомовое потребление. Закреплена эта норма в п.40 Правил предоставления коммуслуг.

Для расчета оплаты за отопление в составе ОДН применяется норматив потребления тепловой энергии, который умножается на площадь общих помещений в доме. Полученное значение разделяется на всех жильцов.

Какие установлены тарифы на 2019 год

Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.

Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.

При этом вероятны два варианта:

Выявить мошенничество УК весьма не сложно. Жильцам достаточно ознакомиться с информацией о тарифах и нормативах, размещенной в публичном доступе в Интернете, и самостоятельно рассчитать положенную к оплате сумму.

Если обнаружится обман со стороны УК, то права жильцов защищаются на основании ФЗ № 176 от 29.06.2015. В частности УК грозит привлечение к за заведомо ложное повышение оплаты.