Экспертиза обстоятельств ДТП. Трасологическая экспертиза

Любой водитель, у которого есть полис ОСАГО или КАСКО вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией при наступлении аварии. При этом размер выплаты зависит от размера нанесенного ущерба, который оценивается специальной экспертизой. В представленной статье мы расскажем, какие экспертизы можно провести при ДТП и в чем особенности каждой из них.

○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится.

Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

  • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
  • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
  • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

○ Виды экспертиз после ДТП.

Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

В зависимости от подведомственности экспертной организации, для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений, которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

Досудебная экспертиза.

Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

В зависимости от состава участников:

Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

Единоличная.

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

Комиссионная.

Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы. Итогом экспертизы является общая оценка, согласованная со всеми членами комиссии. Если к единому мнению не удалось прийти, любой член комиссии может письменно представить и обосновать свою точку зрения.

Комплексная.

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

В зависимости от очередности:

В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки:

Первичная.

Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

Дополнительная.

Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.

Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

✔ Автотехническая экспертиза.

Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП. Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
  2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки.

Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии. В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ. Подавая ходатайство на проведение автотехнической экспертизы, следует внимательно подойти к выбору экспертной организации. Главный критерий при принятии решения – опыт работы и уровень квалификации ответственного эксперта.

Законом не установлены конкретные сроки для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

  • Сложности ситуации.
  • Объема материалов дела.
  • Загруженности эксперта.
  • Типа ТС.

Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

✔ Трасологическая экспертиза.

При трасологическом анализе подробно изучаются все следы, оставленные автомобилями на месте происшествия. Исходя из того, какие цели и задачи решает экспертиза, а также какие объекты исследуются, можно получить ответ на три группы вопросов:

  1. Определяющие групповую принадлежность транспорта:
    • Марка автомобиля.
    • Тип шин.
    • Соответствие следов указанной машине.
    • Вероятность столкновения ТС, исходя из анализа следов.
  2. Выявляющие целое по частям:
    • Соответствие найденных деталей конкретному автомобилю.
  3. Устанавливающие модель ТС, участвовавшего в произошедшем:
    • Количество машин, участвовавших в ДТП.
    • Какая именно машина оставила следы.

Трасология может проводиться на любом этапе дела об аварии, но чаще всего ходатайствуют о ее проведении органы дознания.

Срок проведения зависит от конкретных материалов дела и может занимать до месяца. Средняя стоимость процедуры – 15 тыс. руб., однако цена может варьироваться в зависимости от субъекта РФ и сложности дела. Результатом исследования является экспертное заключение, в котором даны ответы на все поставленные в начале вопросы.

✔ Автотовароведческая экспертиза.

Данный вид анализа проводится при возникновении разногласий с заключением страховой и размером компенсации. Экспертиза отвечает на такие вопросы, как:

  1. Есть ли у ТС скрытые дефекты, неучтенные страховой компанией?
  2. Каков реальный размер полученного ущерба и другие вопросы, связанные с изучением состояния автомобиля.

Потребовать автотовароведческую экспертизу может:

  • Страховая компания.
  • Органы дознания.
  • Водитель пострадавшего ТС.

Сроки проведения экспертизы и ее стоимость определяются договором, заключаемым с экспертной организацией. Как правило, на осуществление подробного анализа требуется от 10 до 15 календарных дней. Время проведения может быть ускорено за отдельную плату. Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.

✔ Комплексная экспертиза.

Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП. Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:

  1. Соответствует ли представленный для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
  2. Место расположения пострадавшего в момент аварии.
  3. Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.

В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов.

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные ситуации:

  • 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  • 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;
  • 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Самой распространенной является первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП. Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения, находится водитель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное – его личность установлена и место его нахождения достоверно известно. Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств ДТП и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для этой ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свидетелей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос водителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Вторая ситуация – когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основная задача в таком случае – установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей, потерпевшего; медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз, а также дается поручение органам дознания производства соответствующих ОРМ.

Для третьей ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же следственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства). Поскольку водители, совершившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транспортного средства, таким образом создавая себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации – разоблачение виновного путем проведения как следственных действий, так и ОРМ, которые поручаются органам дознания.

Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая (дорожно-транспортная), судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств (биологическая), трасологическая, судебная экспертиза веществ, материалов и изделий. Могут также назначаться комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автогехническая) и другие в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ходе проведения судебно-автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы выясняются следующие обстоятельства: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда и в результате чего они образовались – до ДТП, после или в момент ДТП; с какой скоростью двигалось транспортное средство до наезда (столкновения); с какой скоростью двигался пешеход; на каком расстоянии находилось транспортное средство по отношению к пешеходу (другому транспортному средству, препятствию) на различных этапах события (в момент нахождения пешехода на обочине, проезжей части, в пределах зоны видимости и т.п.); каков тормозной и остановочный путь транспортного средства; была ли техническая возможность предотвратить происшествие; какова непосредственная техническая причина происшествия; какие обстоятельства способствовали ДТП.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы чаще всего выносятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на теле потерпевшего; каковы их характер, расположение, механизм образования, последовательность нанесения; какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего; когда причинены повреждения; когда наступила смерть; явились ли повреждения результатом ДТП, и если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.); в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; с какой скоростью двигалось транспортное средство; принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства; если да, то в каком количестве; имелись ли у потерпевшего физические недостатки (дефекты зрения, слуха); какова его группа крови.

При обнаружении на транспортном средстве, дорожном покрытии различных веществ биологического происхождения (кровь, волосы) появляется необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (биологической), в ходе которой решаются следующие вопросы: не является ли обнаруженное на месте происшествия вещество веществом организма человека; если да, то каким именно; к какой группе и типу оно относится; какова региональная природа вещества (из какой части тела оно происходит); какова давность происхождения данного следа; может ли это вещество принадлежать потерпевшему и т.п.

Объектами исследования трасологической экспертизы по делам о ДТП являются следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии и препятствии, а также предметы и их части, отделившиеся от транспортного средства, и следы от препятствия на самом транспортном средстве. Так, при обнаружении на дорожном покрытии следов шин транспорта наиболее распространенными вопросами являются следующие: какой моделью шин оставлены следы на месте происшествия; на каких транспортных средствах устанавливаются шины данной модели; транспортным средством какого типа (модели) оставлены следы; не оставлены ли следы шин конкретным транспортным средством; если да, то каким колесом (колесами).

При обнаружении осколков стекла, частей кузова, одежды проводится трасологическая экспертиза для установления целого по частям.

При оставлении места происшествия водителем, если транспортное средство находится на месте ДТП, возникает необходимость в проведении дактилоскопической экспертизы с целью исследования следов пальцев рук, оставленных на различных механизмах, предметах транспортного средства (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка двери, стеклоподъемника и т.п.). При этом основной вопрос таков: не оставлены ли следы пальцев рук конкретным лицом.

Для установления однородности того или иного вещества, обнаруженного на месте происшествия, транспортном средстве, потерпевшем, проводится судебная экспертиза веществ, материалов и изделий (ГСМ, лакокрасочных покрытий, жидких и сыпучих грузов).

Судебно – медицинская экспертиза назначается следователем во всех случаях, когда для разрешения дела требуются специальные медицинские знания. Из регламентированных ст. 241 УПК РК случаев обязательного проведения экспертизы по делам о ДТП наиболее часто проводятся для установления причинысмерти, характера и тяжести причиненного вреда здоровью. Из других задач, обычно решаемых судебно-медицинскими экспертами по рассматриваемым делам, следует указать следующие: определение групповых особенностей, а также идентификация частей транспортных средств по повреждениям на теле и одежде. Необходимо помнить, что одежда исследуется не только в рамках судебномедицинской, но и в рамках криминалистической экспертизы. Причем, первая проводится чаще всего тогда, когда одежда и тело человека рассматриваются как единый элемент материальной обстановки со следами преступления. В обоих случаях исследование проводится при помощи трасологических познаний. Поэтому разделение этихобъектов на криминалистические, и судебно-медицинские условно и имеет чисто практическое значение установление наличия и расшифровка механизма возникновения телесных повреждений ; обнаружение на частях автомашин и предметах обстановки места происшествия крови, кусочков органов и тканей, выделений человеческого организма и иных биологических объектов, определение их видовой и групповой принадлежности и возможности принадлежности конкретному лицу ; установление времени (давности) наступления смерти определенного лица; выявление в организме конкретного лица алкоголя. Криминалистические экспертизы материалов и изделий. Наиболее часто проводятся экспертизы: - лакокрасочных материалов и покрытий; - волокнистых материалов и изделий из них; - нефтепродуктов и ГСМ; - изделий из стекла. Несколько реже проводятся экспертные исследования полимерных материалов и изделий из них, металлов и их сплавов. . В большинстве случаев исследование лакокрасочных материалов и покрытий производится по делам об автотранспортных происшествиях, связанных состолкновениямитранспортных средств и наездом на пешеходов, когда виновный водитель скрылся с места происшествия. Так, при осмотре вещественных доказательств, изъятых с места ДТП, на куртке потерпевшего обнаружили три однослойные частицы лакокрасочного покрытия. В ходе предварительного исследования определили его цвет. Оперативным путем было установлено, что через данный участок в этот день проезжало 15 автомобилей. В соответствии с рекомендациями эксперта о цвете были изъяты образцы лакокрасочного покрытия двух автомобилей, которые по цвету совпадали с обнаруженными частицами. Результаты предварительного исследования дали следствию оперативно - розыскную информацию о цвете транспортного средства и после представления образцов позволили установить происхождение частиц, обнаруженных на одежде трупа, от лакокрасочного покрытия одного из автомобилей . Зачастую виновный водитель принимает меры к устранению следов происшествия на своей машине: заменяет поврежденные узлы, выправляет помятые участки, закрашивает места, с которых содрано лакокрасочное покрытие, моет машину и т.д. Это не устраняет возможности идентификации, а лишь затруднят ее. Нейтрализовать результаты усилий преступника удается своевременным проведением осмотров, обысков, допросов и других следственных действий с целью обнаружения и изъятия деталей и узлов автомобиля со следами преступления, выявления фактов перекраски и других изменений, о которых необходимо информировать экспертов. Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий имеет своиспецифические вопросы, сущность которых сводится к установлению принадлежности исследуемого вещества к группе материалов (установление природы вещества-краски), идентификацию или дифференциацию красочного покрытия конкретного ТС. Причем, в отношении одного и того же лакокрасочного материала могут быть поставлены вопросы как идентификационного, так и не идентификационного характера.



Если предполагается, что сравниваемые лакокрасочные материалы ранее, до совершения преступления, составляли единое целое, на разрешение эксперта целесообразно поставить вопросы в следующей последовательности

(чередуя диагностические и идентификационные): - является ли вещество с места ДТП лакокрасочным материалом; - имеют ли частицы с места происшествия и образцы для сравнения общую родовую (групповую) принадлежность; - пригодны ли частицы с места происшествия для отождествления по ним конкретного окрашенного предмета (например, автомобиля); - если да, то не являются ли они частью покрытия конкретной детали транспортного средства .

Из числа неидентификационных вопросов, относящихся, например, к технологии окраски, ставятся такие: - каков способ нанесения лакокрасочного покрытия на конкретный объект, осуществлялся он в заводских условиях или кустарно; - подвергалась ли исследуемая поверхность перекраске; - для окраски каких предметов (тип и модель машины) применяется данный лакокрасочный материал и др.

Криминалистическая экспертиза волокнистых материалов и изделий из них по делам о ДТП проводится с целью установления факта контактного взаимодействия деталей ТС с предметами одежды потерпевшего либо, реже, определения принадлежности частей единому целому (кусочка ткани, пуговицы, ниток и т.п. - предмету одежды). Другими словами, решаются вопросы преимущественно идентификационного характера, а именно: - имеют ли обнаруженные на частях ТС волокна; - наслоения общую родовую принадлежность с волокнами тканей одежды потерпевшего; - имелось ли контактное взаимодействие частей ТС с одеждой потерпевшего; - является ли кусочек ткани, обнаруженный на месте ДТП, частью сорочки (другого предмета одежды) потерпевшего; - имеют ли общую родовую принадлежность волокна ниток в пуговице, обнаруженной на месте ДТП, с волокнами ниток на месте отсутствующей пуговицы сорочки потерпевшего; - не оставляли ли одну пару перчатки, обнаруженная на месте ДТП и перчатка, изъятая у подозреваемого водителя .

Необходимость в криминалистической экспертизе нефтепродуктов и ГСМ’ по делам о ДТП возникает тогда, когда на месте ДТП или предмета одежды потерпевшего обнаруживают соответствующие следы. В ходе экспертного исследования решаются как диагностические, так и идентификационные задачи.

В последнем случае перед экспертом ставят вопросы: - имеют общую родовую принадлежность пятна, обнаруженные на месте ДТП или предметах одежды потерпевшего, со смазочными материалами ТС; - оставлены ли эти пятна смазкой конкретного ТС;

Диагностические исследования направлены на решение вопросов: - имеются ли на представленных предметах пятна НП и ГСМ; - какова давность нанесения (попадания) НП и ГСМ на предметы вещной обстановки места происшествия или предметы одежды потерпевшего; - к какому виду НП и ГСМ относятся следы веществ, имеющихся на представленных на экспертизу объектах.

Определенную специфику, связанную с исключительным своеобразием идентифицируемых объектов, имеет экспертиза вещества почвенного происхождения или судебно - почвоведческая экспертиза . Основной задачей этой экспертизы является исследование загрязнении, оставшихся на месте ДТП, и наслоении, обнаруженных на ТС, которые предположительно причастны к происшествию, для целей отождествления конкретного ТС.

На разрешение экспертов-почвоведов обычно ставят следующие вопросы: - имеются ли на представленном предмете (одежде потерпевшего, деталях ТС и проч.) наслоения веществ почвенного происхождения; - является ли представленное вещество почвой; - имеются ли в почве какие-либо включения, характерные для конкретного участка; - каков механизм образования загрязнений на предметах одежды и других предмётах-носителях; - имеют ли общую групповую принадлежность загрязнения, обнаруженные на месте ДТП одежде потерпевшего, и загрязнения на конкретном ТС; - не происходят ли загрязнения, обнаруженные на месте столкновения ТС или наезда на пешехода (на одежде потерпевшего), от конкретного автомобиля, то есть имел ли место в данном случае факт контактного взаимодействия. При расследовании дел о ДТП одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию, является характер вреда, причиненного этим преступлением (ст. 117 УПК РК). Задача, связанная с проведением оценки поврежденных в результате ДТП ТС и других предметов, включая личные вещи потерпевших, решается при производстве судебно-товароведческой экспертизы.

В качестве экспертов следователи привлекают обычно сотрудников станций техобслуживания автомобилей и товароведов автомагазинов. На разрешение обычно ставится вопрос: - установить сумму ущерба, причиненного ТС, принадлежащего гражданину А.

Экспертам направляют машину потерпевшего и материалы уголовного дела, содержащие сведения о повреждениях, возникшим в результате аварии. Несколько реже проводится товароведческое исследование личных вещей потерпевших. Комплексные экспертизы по делам о ДТП.

В ходе расследования ДТП назначаются медико-криминалистические и медико - автотехнические экспертизы.

1. При комплексном медико-криминалистическом экспертном исследовании, основанном на совместном использовании знаний в области судебной медицины и транспортной трасологии решаются следующие вопросы (5). - какими частями автомобиля образованы повреждения на теле потерпевшего; - в каком положении находились потерпевший и автомобиль в момент наезда; - образовано ли повреждение на ТС в результате контакта с телом человека или каким-либо другим предметом.

2. При комплексном судебно – медицинском, трасологическом и автотехническом экспертном исследовании решаются вопросы: - установить тип, модель, марку ТС, которым был совершен наезд на пешехода; - исходя из полученных телесных повреждений у лиц, находившихся в ТС при столкновении, следов на одежде, обуви, частях ТС, установить, кто сидел за рулем.

3. В экспертной практике широко распространены комплексные (транспортно-трасологические и автотехнические) экспертизы. На их разрешение выносятся вопросы: - определить направление действия деформирующих сил. приложенных в момент контакта к деталям ТС; - какова сила воздействия ТС, оставившего следы; - под каким углом располагались продольные оси ТС в момент контакта; - в каком месте (на какой стороне) проезжей части дороги располагались ТС в момент контакта (наезда); - каков механизм образования следов

Путем проведения экспертизы с привлечением специальных знаний в областях судебной медицины, судебной трасологии, судебного почвоведения, криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий решается вопрос о факте контактного, взаимодействия (ФКВ), участвовавших в ДТП транспортных средств и пешеходов.

В зависимости от конкретной ситуации следообразования и последующего изменения следов установление факта контактного взаимодействия может происходить и без обращения к комплексной экспертизе. Например, с помощью экспертизы зачастую удается идентифицировать конкретное ТС по материально фиксированным следам, либо в ходе исследования лакокрасочных материалов и покрытий (если имело место отображение многослойных и, тем, более кустарно нанесенных покрытий) и в некоторых других случаях.

Предложенное В.С. Митревичем понятие множественного целого в виде

распределенной совокупности материальных образований, обладающей в доказательственном плане признаками целостности, может быть распределено не только на конкретные взаимодействующие объекты, но и на место ДТП в целом. Д.Д. Беляева и В.Ф.Орлова в этом плане предлагают классификацию экспертиз по объему объектов, связанных определенной ситуацией: общеситуалогические (целостные), частноситуалогические (к которым они относят и экспертизы по установлению факта контактного взаимодействия) . Существовавшие в этом плане идеи о необходимости производства криминалистической экспертизы на месте происшествия в целях исследования не только отдельных вещественных доказательств, но и обстановки места происшествия в целом с ее связями и взаимозависимости частей в настоящее время систематизированы в предложении Г.Л.Грановского о создании нового вида экспертизы ситуалогической .

От традиционных эта экспертиза отличается тем, что ее объектом является событие, отобразившееся не столько в отдельных следах, сколько в вещной обстановке места происшествия в целом. Зачастую ситуалогическая экспертиза принимает форму комплексной экспертизы, в которой участвуют судебные медики. Трасологии, автотехники, биологи, химики и другие.

Ситуалогическая экспертиза является мощным средством одновременного установления целого комплекса обстоятельств, относящихся к составу преступления и подлежащих доказыванию. Эксперты могут установить время и место ДТП, структуру и стадии протекания процесса взаимодействия транспортных средств, связи между действиями лиц и последствиями, отобразившимися в вещной обстановке. исследовать механизм контактного взаимодействия, физические и психические свойства водителя и потерпевшего, объяснить. почему произошли те или иные изменения в обстановке места ДТП, выявить и увязать между собой прочие обстоятельства.

Таким образом, в ходе расследования ДТП наиболее широко используются отдельные разнородные экспертизы: автотехническая, судебно-медицинская, транспортнотрасологическая, товароведческая и криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий и др. Объектами этих экспертиз выступают следы колес, повреждения на транспорте, ГСМ и НП. Впоследние годы все чаще назначаются комплексные экспертизы: медико-криминалистические, судебно-медицинские, трасологические и автотехнические. Использование в расследовании ДТП экспертиз намного облегчает решение криминалистических задач, стоящих перед следователем.

Широкое использование специальных знаний в ходе раскрытия и расследования ДТП будет способствовать повышению эффективности борьбы с преступлениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из выше изложенного можно привести следующие выводы: Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия, как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта. Следы ходовой части колесного, гусеничного транспорта и саней различаются по механизму образования и внешнему строению следообразующего объекта. Следы колес, образованные в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (при движении юзом) - к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы. Изучение следов транспортных средств позволяет:

выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы; определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь; установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии; идентифицировать транспортное средство по его следам; определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства; определить вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы; установить направление движения транспорта; установить наличие в кузове автомобиля груза и его характер.

По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель. Полнота отображения конструктивных признаков в следах колес зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес, и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучение следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр. Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа - по наименьшему.

Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины и потому хорошо отображается как в поверхностных, так и объемных следах. Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин.

В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим признакам шин помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора. К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.

Следы неходовой части транспортных средств остаются при наездах, столкновениях и задевании движущимся транспортом неподвижных предметов. Как правило, факт взаимного контакта достоверно устанавливается на основании совпадения общих трасологических признаков, характера и зоны деформации, размеров и общей формы следов, цвета, структуры или консистенции следов-наслоений и т. д.

Следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, возникают при отделении от него частей и деталей, которые могут быть использованы для розыска и установления скрывшегося с места происшествия транспортного средства. Для установления принадлежности отделившейся части транспортному средству проводится трасологическое исследование следов излома или следов-отображений на отделившейся детали и транспортном средстве.

Следы, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия. При их описании указывается характер дорожного покрытия, вид следа, ширина колеи и взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, форма и размеры отобразившихся дефектов шин, а также расположение следов неходовой части и их признаки. Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов, Фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. На узловых снимках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдельные следы, отображающие общие и частные идентификационные признаки. При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку следует производить методом линейной панорамы. Для изъятия в целях экспертного исследования выбираются участки следов колес, где наиболее полно и четко отобразились частные идентификационные признаки. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.

Ежедневно на дорогах населенных пунктов происходит масса аварийных ситуаций. С резким увеличением численности машин пришло и значительное увеличение ДТП. Далеко не всегда удается определить истинного виновника аварии. Сделать это могут только специалисты после проведения специальной автотехнической экспертизы.

Этот комплекс действия нельзя назвать легким, и потому очень часто экспертиза не всегда может выявить все с абсолютной точностью. Об особенностях автотехнической экспертизы рассказывается ниже.

Автотехническая экспертиза — это комплекс мероприятий, который проводится специалистами на месте ДТП. Этот комплекс позволяет определить виновника аварийной ситуации, а также все причины и обстоятельства, которые последовали первопричиной ДТП.

Основной целью экспертизы считается установление всех факторов и обстоятельств, которые привели к появлению опасной ситуации на дороге. Внимательно изучив место столкновения, и проанализировав степень повреждения транспортных средств, эксперты способны с точностью составить картину аварии, и определить виновника опасности.

Комплекс действия при экспертизе позволит избежать финансовых проблем, которые непременно возникнут в процессе разбирательства. Как правило, экспертиза назначается судебными инстанциями в тех случаях, если показания свидетелей запутанны, а доказательная база не может дать ответ на вопрос, кто же является очевидным виновником происшествия.

Важно! Экспертиза может быть проведена в добровольном порядке, если одна из сторон конфликтной ситуации решает опротестовать судебный вердикт.

Таким образом, автотехническая экспертиза дает уникальную возможность составить картину ДТП и понять, какие причины привели к созданию дорожного происшествия, и кто должен понести ответственность за невнимательность на дороге.

Автотехническая экспертиза считается обязательным условием судебного разбирательства в делах о ДТП. Кроме того, на проведении комплекса этих исследований частенько настаивают страховые компании, которые нанимают соответствующих специалистов для того, чтобы определить точный размер компенсации, на которую может рассчитывать пострадавший.

Стоит заметить, что экспертиза может быть назначена практически на любой стадии расследования. Как правило, изначально при передаче дела на рассмотрение в судебные инстанции судом определяется обязательное прохождение экспертной комиссии. И только основываясь на результатах, которые предоставят суду эксперты, может быть принято окончательное решение.

Важно! В случае несогласия с итогами экспертной проверки, стороны конфликта имеют полное право подать жалобу и добиться назначения повторной независимой проверки. Также это осуществимо в той ситуации, когда одна из сторон-участников конфликта подозревает экспертов в предвзятости.

Для того чтобы экспертиза была проведена, необходимо ходатайствовать об этом. Стоит отметить, что на этом этапе лучше всего привлекать квалифицированных адвокатов, которые помогут составить правильный иск и инициируют начало экспертной проверки.

Первая экспертиза назначается, как правило, судом, однако в половине случаев участники ДТП не выражают доверие к ее результатам, и вынуждены настаивать на проведении повторной независимой оценки.

Для того чтобы подать ходатайство о проведении повторной оценки, необходимо изначально сформулировать причину, по которой она должна быть проведена еще раз. Без обоснования суд может отказать в назначении экспертизы. Количество экспертиз не ограничивается по закону, и потому каждый участник ДТП вправе подавать ходатайство неограниченное количество раз.

Для того, чтобы избежать появления нестыковок и мелких ошибок, рекомендуется привлечь к процессу квалифицированного автоюриста. Несмотря на то, что образец ходатайства можно найти практически повсеместно, правильно его заполнить бывает проблематично.

О том, что ходатайство о повторной экспертизе намеревается быть проведенным, необходимо сообщить оппоненту по судебному процессу и страховой компании. Таким образом, уведомление о назначении независимой экспертизы должно быть минимум в трех экземплярах.

Вполне естественно, что автотехническая экспертиза является платной услугой, и зачастую возникает вопрос, кто же обязан ее оплачивать. Законодательство на этот вопрос четкого ответа не дает, однако чаще всего плата за проведение комплекса оценочных работ накладывается на виновника аварийной ситуации.
Стоимость экспертизы может быть разной, и ее цена будет напрямую зависеть от характера повреждений машины и стоимости услуг эксперта. Таким образом, касательно цены можно сказать, что определить ее точно невозможно, и все будет зависеть от конкретной ситуации.

Судебная экспертиза может быть проведена за счет любой из сторон конфликта. Однако при этом допускается дальнейшее возмещение расходов на проведение проверки в пользу пострадавшего. Таким образом, несмотря на то, что будет оплачивать экспертизу, в случае определения его невиновным он может стребовать возврат денежных средств с виновника дорожного происшествия.

То же самое касается и независимой экспертизы. Оплачивать ее возьмется та сторона, которая инициировала повторную проверку, и в случае определения невиновности можно будет подать дополнительный иск о взыскании с виновника аварии расходов на проведение оценки.

Первостепенной задачей автотехнической экспертизы при ДТП является оказание непосредственной экспертной помощи при расследовании обстоятельств, а также причин дорожного происшествия любого характера. Этот комплекс мероприятий, в результате должен предоставить ответы на некоторые вопросы, которые можно условно разделить на 3 блока:

  1. Вопросы технического характера. В процессе работы над оценкой обстоятельств и причин ДТП эксперт будет обязан обследовать техническое состояние автомобиля, сверив его с исходными данными. Также эксперт должен будет выяснить основные показатели транспортного средства в период столкновения. В частности, должна быть определена скорость, с которой автомобиль двигался на момент аварии и прочие физические характеристики.
  2. Вопросы, которые напрямую затрагивают анализ действий автомобилиста. С точки зрения последовательности и правильности эксперт оценивает, насколько водитель использовал все правила и предосторожности ПДД при попадании в аварийную ситуацию. Это поможет определить, нарушил ли водитель правила движения, и не произошла ли авария исключительно по его вине. Параллельно будет дан ответ на вопрос, можно ли было избежать опасной ситуации на дороге, и что для этого сделал водитель.
  3. Вспомогательные вопросы. Этот комплекс вопросов тщательно изучает состояние дорожной инфраструктуры на момент опасной ситуации на дороге. Не секрет, что некоторые аварии происходят из-за причин, которые не связаны с людским фактором. Среди таковых состояние автодорожного покрытия, наличие ограничительных знаков и светофоров на дороге. Кроме того, в этом блоке вопросов будут даны ответы и на все данные, которые связаны с погодными условиями. То есть, не могла ли главной причиной аварии стать неудовлетворительная погода, например, сильный туман или обильный снегопад и гололедица.


Порядок проведения автотехнической экспертизы при ДТП

В случае серьезного ДТП крайне важно определить все обстоятельства, которые в совокупности привели к трагедии. В этом существенную помощь окажет автотехническая экспертиза. Как и любая процедура подобного характера, она требует особого внимания и проводится с учетом некоего порядка действий:

  1. Исследование обстоятельств аварийной ситуации.
    На этом этапе определяется вина и невиновность всех участников ДТП, и кроме того, эксперт дает однозначные ответы на вопросы технического характера. Это означает, на первом этапе экспертизы эксперт предоставит информацию относительно технического состояния машин на момент столкновения, их скоростного режима и т.д. Кроме того, будут рассмотрены возможности избегания ДТП с учетом технических показателей.
    Параллельно устанавливаются еще некоторые моменты, среди которых:
    — определение действий или бездействия водителя;
    — исследование причин возникновения опасной зоны;
    — удаленность участников ДТП друг от друга на момент аварийного столкновения.
  2. Оценка технического состояния автомобилей.
    Эта часть исследования является обязательной, и зачастую может пролить свет на обстоятельства ДТП, если они связаны с неисправностью машины и ее отдельных компонентов. В процессе этого этапа будут исследованы:
    — дефекты и повреждения машины, которые присутствовали на момент ДТП;
    — повреждения, которые были нанесены автомобилю в результате столкновения;
    экспертная оценка всех элементов двигательной системы, приборов и кузова, а также обследование коробки передач.
  3. Трасологическое исследование.
    Обследование следов автомобилей на месте аварии позволяет восстановить события в период ДТП и помогает определить движение автомобилей и их расположение по отношению друг к другу и другим участникам аварийной ситуации. Исследование этого типа не предусматривает выезд на место столкновения, и экспертиза проводится на основании наличных фотографий и видеосъемки.

    Важно! Эксперт не вправе собирать базу для исследования самостоятельно, эта обязанность возлагается на заказчика.

  4. Инженерно-психологическое обследование.
    Во время проведении экспертных мероприятий, в обязательном порядке специалисты будут изучать состояние психики водителя. Причем изучение будет касаться не только поведения автовладельца на момент ДТП, а и после него. Эта составляющая экспертизы является важной, и зачастую способна оказать существенное воздействие на результаты общего исследования.

Если в процессе проверки будет выявлено, что водитель мог избежать аварии, но не сделал этого по какой-либо причине, то он может быть признан виновным в судебном порядке. И итогом этого решения станет лишение прав на определенный срок, который будет зависеть о степени тяжести аварии.

На момент рассмотрения дела о ДТП в суде, заказать экспертизу могут как судьи и следователи, так и участники процесса. Однако к специалистам, которые будут работать над исследованием, предъявляются некоторые требования.

  1. Специалист должен иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть готов к тому, чтобы предоставить подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор.
  2. Специалист должен иметь профильное образование, которое позволит ему тщательным образом провести исследование.
  3. Экспертизу не могут осуществлять сервисные центры, в который автомобиль ремонтировался до ДТП. Это объясняется тем, что в подобной ситуации они будут заинтересованными лицами, и результаты их исследования будут неточными.
  4. Эксперт должен быть абсолютно нейтральным и не имеет права занимать чью-либо сторону в процессе конфликта.

Стоит отметить, что основным требованием к эксперту будет наличие лицензии от Минюста и персонального идентификатора. Наличие этих документов подразумевает тот факт, что специалист обладает всеми необходимыми навыками и умениями, и может это подтвердить.

Обязанности эксперта четко прописываются в условиях соглашения с ним, которое подписывает и заказчик. И в случае обнаружения недостаточно квалифицированной работы, заказчик может опротестовать результаты исследований и принудить эксперта к повторной оценке.

Результатом проведения комплексной автотехнической экспертизы является официальное заключение, которое эксперт оформляет в письменном виде и предоставляет заказчику и суду. Результат оценки оформляется в виде документа, который условно состоит из нескольких частей.

  1. Введение. Здесь находятся сведения о разъяснениях законных прав и обязанностей, и получения информации о даче ложных показаний и предоставлении неправомерных сведений.
  2. Исследование. В этой части подробно и развернуто аналитическое исследование обстоятельств ДТП. В этой части документа эксперт должен описать исследовательский комплекс работ, которые были им проведены, расписать выбранные им методики и указать все ГОСТы и технические условия, которые были затронуты в процессе проверки.
  3. Заключение. В этой части итогового документа эксперт делает окончательные выводы относительно характеристики ДТП и предоставляет развернутые ответы на все вопросы, которые в процессе исследования интересовали заказчика.

Важно! Законодательство не регламентирует сроки проведения экспертизы.

В среднем, на проведение комплексной оценки специалисту достаточно от 1 до 3 дней, но чаще всего сроки будут увеличены, особенно в тех случаях, когда у него имеется сразу несколько заказчиков одновременно. На практике все будет зависеть от загруженности специалиста.

Видео на тему автотехническая экспертиза после ДТП