Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика. Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика Единый поставщик 44 фз

В определенных случаях закон разрешает выбрать поставщика товаров для государственных нужд, не прибегая к долгой процедуре торгов. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ позволяет не только существенно сэкономить время, но и трудоресурсы, так как не нужно привлекать персонал к различным этапам конкурса или аукциона . Кроме того, риск подобных сделок сводится к минимуму, ведь заказчик, как правило, имеет дело с проверенным контрагентом.

Случаи закупки у единственного поставщика

Условия, при которых закон позволяет обойтись без конкурентной борьбы на торгах, хотя бы формальной, определены 93-й статьей закона № 44-ФЗ. Таких оснований в законе насчитывается более 50-ти, поэтому назовем лишь некоторые из них:

  • если заказчика интересует закупка товаров, услуг или работ на общую сумму, не превышающую 100 000 рублей;
  • если закупка потребовалась в связи с аварией, стихийным бедствием или иным форс-мажорным обстоятельством;
  • если товары закупаются у субъекта естественных монополий;
  • если заказчик нуждается в услуге по водоотведению, водоснабжению, газо- или теплоснабжению;
  • если открытый ранее конкурс или электронный аукцион признан несостоявшимся, и т.д.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика также охватывают приобретение вооружения российского производства, не имеющего аналогов (то есть его выпускает единственный отечественный производитель). Следует отметить, что почти во всех случаях, перечисленных в 93-й статье закона № 44-ФЗ, подобная бесконкурентная закупка является правом, а не обязанностью заказчика.

Для тех, кто готов воспользоваться «лазейкой», позволяющей закупать в определенной компании товары на сумму до 100 000 рублей, установлено ограничение: закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по этому основанию возможна до тех пор, пока не будет превышен определенный лимит (пп. 4 п. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ) Он составляет либо 2 000 000 рублей в течение года (после достижения этой суммы безальтернативные закупки должны быть прекращены), либо 5% от совокупного объема закупок за год (но не больше 50 000 000 рублей).

Обоснование закупки у единственного поставщика

Закон требует от заказчика, осуществившего госзакупку у единственного поставщика, обосновать целесообразность подобной сделки. Документальное обоснование прикладывается к заключенному контракту. Его содержание должно объяснять, почему государственная организация сочла невозможными или невыгодными закупки на конкурентной основе.

Такое обоснование требуется не всегда. Необходимость его зависит от того, по какому основанию осуществлена безальтернативная сделка (п. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ). Например, если по контракту выполняются работы по мобилизационной подготовке, или понадобилось восстановить деревню, сгоревшую из-за лесного пожара, обоснование нужно, а если товары закупались у монополиста, то нет.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Данный закон устанавливает иные, более «мягкие» условия для закупок у единственного поставщика. Однако никаких противоречий с законом № 44-ФЗ у него нет, так как действие 223-го закона распространяется на узкий перечень государственных структур, среди которых:

Организации, попадающие под действие указанного закона, обязаны ежегодно разрабатывать Положение о закупках и публиковать его в Единой информационной системе госзакупок (ст.ст. 2 и 3.6 закона № 223-ФЗ). Этим документом определяется и осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также перечень случаев, когда они возможны.

Плюсы и минусы безальтернативных закупок

Любое явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Таблица проиллюстрирует, к каким издержкам и преимуществам следует быть готовым заказчикам, осуществляющим закупки у единственного поставщика, исполнителя.

Плюсы

Минусы

Возможность сотрудничества с надежным, проверенным партнером.

Могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов.

Экономия времени и трудовых затрат.

Осуществление закупки у единственного поставщика обычно требует более значительных бюджетных средств, так как нет стимула снижать цену.

Быстрота и простота процедуры заключения контракта.

По причине отсутствия конкуренции, поставщик или исполнитель может недостаточно следить за качеством поставляемой продукции или выполняемой услуги.

Риск расторжения контракта минимален.

Широкий простор для возможных экономических злоупотреблений, когда контракты заключаются с «нужными», а не выгодными поставщиками.

Единственный поставщик - это физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить контракт без проведения конкурентной процедуры. Однако заключить контракт с единственным поставщиком можно только в определенных случаях. Например, если закупаются товары на сумму не более 100 или 400 тыс. руб. За нарушение этих ограничений предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Кроме того, вашу закупку могут отменить. Обратите внимание, что выбранный вами единственный поставщик должен соответствовать единым требованиям, установленным для всех участников закупок.

Что понимается под единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ

Единственный поставщик - физическое или юридическое лицо, с которым заказчик заключает контракт без проведения конкурентной процедуры.

Однако на Закон N 44-ФЗ предусматривает ограничения.

Какие установлены ограничения на закупку у единственного поставщика

Ограничение по объему закупки

В ряде случаев вы можете заключить контракт с единственным поставщиком только с учетом ограничений по цене и объему закупки.

Закупка до 100 тыс. руб.

Такие закупки разрешено проводить в ограниченном годовом объеме. При этом возможны два варианта расчета годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):

  • до 2 млн руб.;
  • до 5% совокупного годового объема закупок, но не более чем 50 млн руб.

Для нужд сельских поселений годовой объем закупок не ограничен.

Не рекомендуем вам проводить такую закупку на всю допустимую общую сумму в начале финансового года. Если СГОЗ уменьшится, это может привести к нарушению ограничений для таких закупок и штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб. Аналогичная рекомендация приведена в п. 2 Письма Минэкономразвития России от 12.02.2015 N Д28и-229.

Закупка до 400 тыс. руб.

Годовой объем закупок до 400 тыс. руб. не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок и должен быть не более 20 млн руб. При этом такие закупки могут применять только отдельные категории заказчиков, в частности государственные или муниципальные образовательные организации, физкультурно-спортивные организации (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Закупка в целях ликвидации последствий ЧС, оказания медицинской экстренной или неотложной помощи и т.п.

В этом случае вы можете закупить тот объем товара, работ или услуг, который необходим для ликвидации таких последствий либо для оказания такой помощи (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом закупка должна быть разовой и направлена, например, исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии и ее последствий. Не выбирайте этот способ, когда вы можете прогнозировать и контролировать ситуацию. Такая позиция (со ссылкой на Определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 по делу N А51-7057/2012) приведена в Письмах Минэкономразвития России от 04.04.2016 N ОГ-Д28-4271, от 06.02.2017 N ОГ-Д28-1230. По результатам такой закупки суд может признать контракт недействительным (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 N 17АП-15992/2015-ГК, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 N 13АП-6159/2017).

Закупка лекарств по медицинским показаниям

Вы можете у единственного поставщика, если не успеваете (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом:

  • должна быть не выше 200 тыс. руб.;
  • максимальный объем закупаемых лекарств - столько, сколько необходимо на срок проведения запроса предложений (так, закупаются конкретные лекарства для пациента по общему правилу - п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);
  • на каждого пациента нужно заключить отдельный контракт.

Ограничение по возможным заказчикам

В некоторых случаях контракт с единственным поставщиком могут заключить только:

  • учреждения культуры, образовательные организации и т.д. (п. п. 5, 17, 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • учреждения, исполняющие наказания, в случае закупки для трудоустройства осужденных (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • ФТС в случае закупки работ по изготовлению акцизных марок по п. 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Читайте также:

Ограничение по возможным поставщикам

В ряде случаев вы можете заключить контракт с единственным поставщиком только с определенной категорией поставщиков:

  • с монополистом (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • федеральными органами исполнительной власти и их подведомственными учреждениями (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • поставщиком, определенным правовым актом президента или правительства (п. п. 2, 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Например, Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2018 N 1856-р утверждены Перечни единственных исполнителей контрактов в целях закупок школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи и существенные условия таких контрактов;
  • учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • организатором мероприятия, которое проводят для нужд нескольких заказчиков. Этого организатора уже выбрал один из заказчиков, проведя конкурентную закупку по Закону N 44-ФЗ (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • поставщиком - инвестором товара по п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Ограничение по предмету контракта

Большинство ограничений на заключение контрактов с единственным поставщиком связаны со спецификой предмета контракта:

  • закупки в сфере энергоснабжения, строительства, ремонта, недвижимости .

Все случаи таких закупок указаны в п. п. 8, 19, 22, 23, 29, 31, 32, 38, 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

  • закупки в сфере госуправления, обороны.

Объекты таких закупок указаны в п. п. 3, 6, 7, 20, 21, 30, 40 - 42, 46, 50 - 54 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это могут быть работы по мобилизационной подготовке, поставка российского вооружения и военной техники, не имеющих российских аналогов, обеспечение деятельности госохраны и т.д.;

  • закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования .

Случаи таких закупок установлены в п. п. 10, 13 - 15, 17, 18, 26, 33, 35, 37, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

  • иные закупки со специальным предметом контракта .

К ним относятся:

Лечение гражданина РФ иностранной организацией за пределами территории РФ (ч. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Выдача банковской гарантии, если заказчиком является БУ, ГУП или МУП (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории РФ по специальному инвестиционному контракту (п. 47 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) либо по регулируемым ценам.

Процедурные ограничения

Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентная процедура не состоялась (п. п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Процедура считается несостоявшейся, если одна заявка была подана изначально или осталась по результатам процедуры, а также не было подано ни одной заявки либо все заявки были отклонены при проведении закрытых закупок.

В определенных случаях вы должны согласовать заключение контракта с контрольным органом.

Здесь упор делается на документацию и требования законодательства.

  • Готовится обращение, по которому производится согласование заключения договора с единым поставщиком.
  • Проводится разработка проекта договора с последующим изучением, проверкой и утверждением.
  • Выполняется расчет, а также обоснование стоимости соглашения. По ФЗ 44 в случае проведения закупки у единого поставщика (исполнителя, подрядной структуры) в договоре должны содержаться данные о расчете, а также информация, касающаяся обоснования стоимости контракта. Такое требование обязательно кроме тех случаев, когда в документальном оформлении нет необходимости.
  • Готовится отчет, в котором приводится обоснование заключения договора с единым поставщиком. В процессе составления должно поясняться, почему конкурентный способ выбора компании-поставщика является нецелесообразным.

Закупка у единственного поставщика по 44-фз и 223-фз

  • Подписание контракта с исполнителем/поставщиком - органом исполнительной власти/учреждением, чьи полномочия определены нормативно-правовым актом, (федеральным или субъекта РФ - законом, постановлением и др.). Примером такой закупки является охрана зданий госорганов и ведомств, которую могут осуществлять соответствующие ведомственные военизированные охранные формирования.
  • Когда предметом контракта являются водо –, газо- теплоснабжение, подключение к техническим сетям (ч. 8 ст. 93);
  • Направление в служебную командировку, проведение фестивалей, культурных мероприятий (ч. 26).

Иногда подписание контракта без торгов превращается из права заказчика в его обязанность.

Стадии проведения закупки у единственного поставщика

Если закупки производятся в пределах оборонного заказа, то регулирующую функцию берет на себя Рособоронзаказ. Что касается закупок для местных нужд или нужд субъектов РФ, то здесь контролирующим органом выступает одно из подразделений местного образования или субъект федерации соответственно.

  • Привлечение независимых специалистов, которые подключаются в процессе выполнения работ, приемке товаров или предоставления услуг. В части четвертой статьи 94 по ФЗ 44 у заказчика есть право привлекать экспертные компании или частных экспертов для проведения экспертизы в отношении услуг, работы или товара.


    Это актуально в случае, когда закупка производится у одного исполнителя (заказчика, подрядной организации).

Закупка у единственного поставщика по 44-фз: что нужно учитывать

Действительно, нерационально тратить не менее месяца на составление, публикацию, рассмотрение и оценку заявок, сопровождаемые соответствующими протоколами в Единой информационной системе (ранее - сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru) для того, чтобы закупить, к примеру, моющих средств или бумаги для ксерокса на пару тысяч рублей, когда оформить контракт с проверенным контрагентом и приступить к его исполнению можно всего за один-два дня. Упрощенный порядок оформления контракта в рассматриваемом случае не отменяет, однако, для заказчика обязанности руководствоваться нормами 44-ФЗ для обоснования закупки, определения цены контракта, при необходимости – публикации извещения, отчетов и проч. Исчерпывающий перечень случаев, позволяющих заключить контракт без торгов содержит первая часть ст.
93 44-ФЗ.

Единственный поставщик. разъяснения по 44 фз.

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора. Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг). Этап 3. Направление предложения о заключении контракта Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контракт любым удобным способом (в письменной или устной форме).
Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта. Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки. Закон не требует его составления.

Закупка у единственного поставщика (еп)

Законодатели решили упростить процесс для участников контрактной системы, поэтому перечень был увеличен до 43 пунктов. Но это не значит, что заказчик обязательно сделает выбор в пользу закупки у ЕП. Он должен помнить о требованиях закона и четко соблюдать регламент, внимательно изучать действующие формулировки и стараться вникать в их особенности.


Со своей стороны поставщики должны изучать документы, подаваемые со стороны заказчика, еще до оформления соглашения, и также вникать в особенности сотрудничества. Важно отследить ситуацию, когда оформление контракта может оказаться неправомерным, а само соглашение придется расторгать через суд.

Закупка у единственного поставщика по 44-фз

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст.
96

Инфо

Закона № 44-ФЗ). Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Внимание

Это работа выполняется еще до того, как контракт будет размещен и заключен.По ФЗ 44 (части третьей) при осуществлении закупки у ЕП (исполнителя, подрядчика) для оформления контракта заказчик должен документально обосновать нецелесообразность (невозможность) применения других вариантов закупки. Кроме этого, должна приводиться стоимость и прочие условия контракта. При этом положения, которые рассмотрены в часть третьей, не распространяются на ряд случаев закупки у ЕП, предусмотренных в целом ряде пунктов — 1,2,5,7,8 и прочих.

  1. Проводится подготовка и размещение в ЕИС информации (извещения) о проведении закупки у ЕП.

Такая работа должна выполняться не позже, чем за пять рабочих суток до дня подписания договора.

Поэтапно закупки у единственного поставщика по 44 ap

Преимущества и недостатки Работа с единым поставщиком имеет свои особенности, плюсы и минусы. С особенностями мы разобрались выше. Что касается преимуществ, то здесь стоит выделить следующие моменты:

  • Возможность оформления договора с исполнителем (поставщиком), который хорошо известен заказчику, и которому тот доверяет;
  • Минимальный риск нарушения процедур оформления договора, к примеру, из-за появления технических сбоев в работе системы;
  • Небольшие временные и трудовые затраты на проведение всех процедур;
  • Минимальная продолжительность процедуры закупки в сравнении с конкурентными способами вычисления поставщика.

Недостатки:

  • Невозможность сэкономить бюджетные деньги;
  • Отсутствие гарантии качественного выполнения контракта;
  • Высокие риски появления претензий, выставляемых со стороны контролирующих структур.

Поэтапно закупки у единственного поставщика по 44 фз

Важно помнить, что необоснованное решение выбрать способ закупки в виде заключения контракта без торгов чревато наказанием: штрафом от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ) для ответственного должностного лица. Когда проводятся На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 48: они достаточно разнородны - от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности. Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • Приобретение ТРУ у субъектов естественных монополий (п.


    1 ч.1 ст. 93), к примеру, общедоступных телефонной связи или почтовых услуг.

  • Приобретение любых необходимых заказчикам ТРУ на сумму до 100 (400) тысяч рублей по одному контракту (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93). Установленный предельный потолок по данным основаниям: до 2 млн. руб.

Menu ГлавнаяНовости- Новости госзакупок- Мероприятия- Новости ЕИС- Вестник Института госзакупок- Аукционный вестник- Авторские статьи- Юмор в госзаказе44-ФЗ- Нормативно-правовые акты- Письма и разъяснения- Руководства и документация- Шаблоны документов- Судебная практика- Решения контролирующих органов223-ФЗ- Письма и разъяснения- Нормативно-правовые актыВидео- Вебинары- СеминарыВопросыЗаказчику- Получить консультацию- Пройти обучение- Сопровождение закупок- Помощь экспертов- Автоматизировать работуУчастнику- Получить ЭЦП для тендеров- Получить банковскую гарантию- Получить СРО, лицензию- Получить консультацию- Сопровождение в тендерахПолезное- Учебные центры- Сервисы и справочники- Специализированные организации- Торговые площадки- Общественные организации- Эксперты У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.

Нормативное регулирование закупочной деятельности находится в стадии формирования. Даже в 2016 году в отрасли остается огромное количество нерешенных вопросов, пробелов и противоречий. С проблемой активно борются представители Минэкономразвития РФ.

Сотрудники ведомства регулярно публикуют информационные письма, а также дают интервью журналистам. В числе наиболее интересных материалов эксперты называют аналитическую статью М.В. Чемерисова. Руководитель департамента развития контрактной системы посвятил свою работу вопросам заключения соглашения с единственным поставщиком.

Краткая характеристика закупки у единственного поставщика

Привлечение к исполнению государственного или муниципального заказа единственного поставщика является альтернативой конкурентным методам. Правовой механизм подробно описан параграфом 6 главы 3 закона от 05.04.2013 года. Однако применять его бесконтрольно нельзя. предусмотрено всего 46 случаев использования формы. Перечень является исчерпывающим, а отклонение от установленных правил грозит серьезными финансовыми санкциями.

Важно! Необоснованный отказ от стандартных закупочных процедур влечет наложение административного штрафа на должностное лицо. Размер взыскания варьирует в рамках от 30 до 50 тысяч рублей ( .20 КоАП РФ).

Действия заказчика сводятся к заключению договора с конкретной организацией. Вопроса о выборе контрагента не стоит, поскольку формальная процедура отсутствует. Способ позволяет сэкономить время, средства и силы.

Основные стадии закупки у ЕП

Юристы выделяют всего 8 этапов процедуры. Каждая из них обладает определенной спецификой.

№ п.п. Наименование стадии Юридические нюансы и особенности
1 Предварительная подготовка

Все заказы, передаваемые на исполнение единственному поставщику, необходимо внести в план-график. Закупки группируют по следующим направлениям:

  • сумма до 100 или 400 тысяч рублей;
  • преподавательские и экскурсоводческие услуги;
  • организация служебных командировок;
  • содержание и ремонт нежилых зданий (отдельные случаи);
  • сбор и обработка статистических данных при проведении наблюдения;
  • общие основания.

Если заказ размещает казенное учреждение, необходимо сделать разбивку по коду затрат. Основанием является совместный приказ Казначейства и Минэкономразвития РФ № 182/7н от 31.03.2015 года.

2 Выбор единственного поставщика Критериев закон не устанавливает, поэтому придерживаться следует принципов разумности. В качестве контрагента могут выступать проверенные организации, отличающиеся достойной деловой репутации. Допускается привлекать компании, с которыми заказчик успешно сотрудничал ранее.
3 Приглашение к заключению сделки Сообщить будущему исполнителю заказа о решении можно любым доступным способом. В законе нет требований о составлении письменных уведомлений или извещений. Однако Чемерисов рекомендует придерживаться общих правил деловой переписки. Это станет одним из доказательств добросовестности при возникновении претензий.
4 Издание распоряжения о проведении закупки Стадию относят к категории факультативных. Составление приказа о заключении договора с конкретной организацией или предпринимателем является традиционным способом оформления. Закон 44-ФЗ, а также прочие нормативные акты такого требования не устанавливают.
5 Составление и передача исполнителю проекта

Контракт необходимо согласовать с будущим контрагентом. Документ должен включать существенные условия. В обязательном порядке устанавливают требование к обеспечению, если закупка осуществляется:

  • в рамках распоряжения Правительства или Президента России;
  • в целях мобилизационной подготовки;
  • у изготовителей изделий народных промыслов;
  • для организации авторского или технического надзора;
  • для обеспечения нужд учреждений исполнения наказаний, в том числе трудоустройства осужденных;
  • в рамках федерального статистического наблюдения;
  • по проектам возведения жилья класса «эконом»;
  • по реализации абонементов, билетов, путевок на мероприятия или экскурсии;
  • в целях инженерных изысканий, а также проектирования сооружений по утилизации отходов;
  • для удовлетворения нужд сразу нескольких заказчиков;
  • для получения ;
  • в рамках обеспечения образовательных организаций инновационным оборудованием или программными разработками.

Гарантии требуются также при заключении договора по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры.

В остальных случаях установление требования является правом заказчика.

6 Публикация в ЕИС

Разместить сообщение в единой системе заказчик должен лишь в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 93 закона 44-ФЗ. Извещение необходимо направить в течение 5 суток со дня подписания контракта. Обязательному отражению подлежат следующие сведения:

  • краткое описание условий сделки;
  • перечень ограничений и запретов, которых придерживались должностные лица в выборе контрагента;
  • размер обеспечения и порядок его предоставления.
7 Подписание соглашения Заключение сделки допускается при достижении единого мнения по каждому условию сотрудничества. Если в документации присутствует требование о гарантиях, потребуется проверить наличие их наличие. Действующим контракт признают со дня фактического проставления подписей сторон.
8 Формирование отчета

Необходимость составления обоснования появляется у заказчика в определенных случаях. Проверку материалов проводят сотрудники контролирующих ведомств. Образец отчета не утвержден, поэтому допускается произвольная форма. Обязательной проработке подлежат следующие вопросы:

  • On 09.01.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, ФАС, Электронный аукцион

Закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки, благодаря которому можно приобрести товары, работы или услуги в короткие сроки и по упрощенной процедуре. В том числе и у поставщика, который является для заказчика предпочтительным. Однако для этого способа существует множество ограничений. Далее рассмотрим, каких именно.

Плюсы и минусы

Закупка у единственного поставщика имеет ряд преимуществ:

  • возможность работать с выбранным поставщиком, с которым имеется успешный опыт сотрудничества;
  • простота и скорость проведения процедуры;
  • отсутствие необходимости проводить конкурентную закупку и тратить на это ресурсы.

Но есть у такого способа закупки и недостатки, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Основания

В части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ определен перечень случаев, когда заказчик может прибегнуть к процедуре закупки у единственного поставщика. В этот список входят свыше 40 оснований, наиболее распространенными из которых являются:

  • так называемые малые закупки, НМЦК которых не превышает 100 тыс. рублей;
  • закупки, связанные с чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера, авариями и прочим форс-мажором;
  • признание несостоявшимися отдельных процедур – разных видов конкурса, электронного аукциона, запросов котировок и предложений;
  • закупки, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • закупки услуг водо-, тепло- и газоснабжения и аналогичных услуг, тарифы на которые устанавливаются государством.

Закупки стоимостью до 100 тыс. рублей

Довольно распространенным типом неконкурентной процедуры являются так называемые малые закупки с ценой контракта не более 100 тыс. рублей. Закупать таким образом можно любые товары, работы и услуги при соблюдении следующих условий:

  • годовой объем малых закупок не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного объема закупок;
  • годовой объем закупок не должен составлять более 50 млн рублей.

Указанные выше условия не применяются к закупкам для нужд сельских поселений.

Обратите внимание, что по действующему законодательству не имеет значения, закупается ли в разных малых закупках одноименный товар или нет. Другими словами, один и тот же товар можно закупить у единственного поставщика и в апреле, и в мае. Главное, чтобы сумма каждого из контрактов не превышала 100 тыс. рублей. Ранее закупки одноименных товаров, произведенные в рамках одного квартала, суммировались, но теперь это требование отменено.

Малые закупки весьма популярны, поскольку являются наиболее простым способом получить необходимый товар, работу или услугу. Для них характерны такие преимущества:

  • отсутствие необходимости отражения в полном объеме в плане-графике (информация отражается общей суммой);
  • отсутствие необходимости размещать извещение о проведении процедуры в ЕИС;
  • отсутствие необходимости составлять отчет об исполнении этапов контракта и отражать сведения в реестре контрактов.

Этот тип процедуры особенно удобен, когда заказчик на протяжении длительного времени работает с одним и тем же поставщиком и не имеют желания его менять. Например, нередко таким образом образовательные учреждения закупают услуги по транспортировке учащихся на экскурсии, в детские лагеря и базы отдыха.

Несостоявшаяся конкурентная процедура

Чаще всего неконкурентный способ закупки - это право заказчика. Но в некоторых случаях он бывает обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Например, когда в рамках конкурентной процедуры была подана всего лишь одна заявка либо из всех поданных заявок к закупке была допущена только одна. При этом согласовывать закупку с ФАС больше не нужно - с 2015 года это требование отменено.

Закупки, связанные с авариями иными обстоятельствами непреодолимой силы

Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам прибегать к неконкурентной процедуре закупки при возникновении аварий и иного форс-мажора. Однако существует условие – заключить контракт с единственным поставщиком можно лишь в случае, если другие способы закупки нецелесообразны из-за более длительного времени подготовки. При этом нужно четко понимать, какие именно обстоятельства являются форс-мажорными. Для этого стоит обратиться к статье 401 Гражданского кодекса РФ.

Рассмотрим пример. Заказчику выделили финансирование в самом конце года, и он понимает, что провести конкурентную процедуру попросту не успеет. Имеет ли он в такой ситуации право заключить контракт с единственным поставщиком? И ФАС, и арбитры считают, что само по себе выделение средств в конце финансового года не может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Значит, на этом основании заключение контракта с единственным поставщиком неправомерно.

Аналогичная история с профилактикой аварийной ситуации. Даже если заказчик подозревает, что в ближайшее время может произойти авария, сам по себе этот факт еще не является форс-мажором. А значит, не дает заказчику права производить закупку неконкурентным способом.

А вот если авария уже произошла, и у заказчика нет времени на проведение закупочных процедур, то он может произвести закупку товаров, работ или услуг, связанных с ликвидацией последствий этой аварии, у единственного поставщика. Но контролирующие органы будут обращать внимание на тот факт, располагал ли заказчик достаточным количеством времени для проведения конкурентной закупки или нет. Например, если он заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на произошедшую аварию, с момента которой прошло много времени, то такие действия будут признаны неправомерными.

Проверка контролирующими органами

Заключив контракт с единственным поставщиком, заказчик не позднее одного рабочего дня уведомляет об этом контролирующий орган. К уведомлению следует приложить копию заключенного контракта, а также обоснование закупки у единственного поставщика.

Получив такое уведомление, сотрудники ФАС или органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль в сфере закупок, должны проверить соблюдение условий заключения контракта. Итоги проверки оформляются в виде докладной записки. Если нарушений в действиях заказчика не выявлено, то никакого ответа ему не последует. А вот если таковые будут обнаружены, то заказчику грозит внеплановая проверка.

Обоснование неконкурентной закупки

Часть 3 статьи 93 закона № 44-ФЗ определяет случаи, в которых заказчик должен составить и утвердить отчет и обосновать закупку у единственного поставщика. В обосновании следует указать, почему использование конкурентных способов закупки было невозможно или нецелесообразно, а также привести цену контракта и иные существенные условия. Утверждение такого отчета лучше произвести до заключения контракта.

Итак, закупка у единственного поставщика довольно строго регламентируется в 44-ФЗ. Несмотря на то, что во многих случаях этот способ заказчики могут посчитать приоритетным, следует помнить об ограничениях и нюансах при его применении. Поставщику же рекомендуется тщательно изучать документацию заказчика. Впрочем, это следует делать при любом типе закупки.