Как проходят предрейсовый техосмотр. Предрейсовый медицинский осмотр водителей Журнал предрейсового контроля технического состояния транспортных

Александр-724

Добрый день!

У меня вопрос вот какого плана. Какой ОКВЭД должен быть открыт у ИП который занимается предоставлением услуг по контролю за тех.состоянием транспортных средств.

Александр , здравствуйте.

Точный ответ на Ваш вопрос мне не известен.

Просмотрел справочник ОКВЭД. На мой взгляд, наиболее подходящий вариант:

52.21.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с автомобильным транспортом

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Кто может быть ответственным за Б.Д.Д на предприятии. ?И требуется ли высшее образование или достаточно среднего и аттестацию.

Здравствуйте, подскажите может ли гражданин республики Беларусь пройти курсы переподготовки на контролёра технического состояния транспортных средств в РФ? А также осуществлять контроль технического состояния транспортных средств на территории России у частного гоузоперевозчика

Вадим , здравствуйте.

Удачи на дорогах!

Спасибо за информацию

Добрый день! У нас организация в наличии ед.30, интересует такой вопрос, 10 ед. (камазы возят глину на территории завода) надо им проходить предрейсовый контроль? и еще есть 8 ед. автопогрузчики (грузят автомобили) надо ли им проходить? Так же имеется трактор, грейдер, фронтальные погрузчики надо ли им? А с 1 января 2019 подпись в журнале водителя не нужна?

Здравствуйте.

Удачи на дорогах!

Виктор-124

2. По поводу погрузчиков. В данном случае не понятно, перевозят они грузы с точки зрения законодательства или нет. Именно от этого зависит необходимость прохождения контроля. Рекомендую Вам задать данный вопрос в ГИБДД.

Требования по техконтролю предусмотрены частью 2 статьи 20 Закона О БДД, а она в последней редакции (с учетом 386-ФЗ) рапространяется на:

1. перевозки на договорной основе

2. перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Т.е если тракторы, погрузчики, автокраны и прочее (что не зарегестрированно как Автобус или Грузовой автомобиль) под требования части 2 не попадают. Равно как и легковые автомобили.

Виктор-124

В нормативных документах ничего не говорится про гражданство контролера, оно может быть любым. Главное, чтобы человек имел необходимый уровень образования.

Небольшое уточнение.

Уровень образования опредлеляется дипломом. Для Контролера это:

1. диплом о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" или диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" - наличие этих дипломов дает возможность не проходить переподготовку.

2. наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 (хоть повара хоть филолога) - необходима переподготовка.

На практике иностранные дипломы, в т.ч стран СНГ, даже если там будет написано "ТО и ремонт автомобилей" принимаются как документ подтверждающий наличие иного образования, т.е нужна переподготовка.

Вся фишка в том, что надзор 196-ФЗ у ГАИ. Тракторы и погрузчики (за исключением автомобилей погрузчиков) стоят на учёте в Гостехнадзоре. Из 196-го вытекают приказы Минтранса, которые не распространяются на ведомство Гостехнадзора. В тракторной технике такого понятия как обязательные путёвки и предрейсовый контроль ТС не существует. В прошлом году я запрос делал в технадзор. В ответе указали, что их ведомство по положению занимается надзором в своих должностях, и в их нормативке нет указанных понятий и наказаний.

Виктор , все верно.

Иностранный гражданин имеет возможность получить в России образование по специальности 23.02.03 и в этом случае он может работать контролером.

Возможно, можно каким-то образом подтвердить и иностранный диплом на территории России, однако законодательство в этой сфере я подробно не изучал.

Удачи на дорогах!

Добрый день!

Я – Индивидуальный предприниматель, такси, личный автомобиль, без наемных работников. По профессиональным и квалификационным требованиям соответствую должности «Контролер тех. состояния автотранспортных средств». Имею я право самостоятельно проводить предрейсовый контроль своего автомобиля и ставить об этом отметку в путевом листе?

AlZ, Если образование соответствует Приказу 287 и не просрочены документы об обучении - без проблем, и соблюдая все требования приказа 20 и РД-200 по оборудованию места осмотра.

Здравсвуйте, имея высшее образование по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" с квалификацией инженер, имею ли я право проводить предрейсовый осмортр ТС и ставить отметки в ПЛ?

Алекс , здравствуйте.

К сожалению, мне не удалось найти указанную специальность в общероссийском классификаторе специальностей. Поэтому невозможно сказать, входит ли она в группу 23.00.00.

Могу предположить, что со временем названия специальностей были обновлены. Однако как найти соответствие между "старыми" и "новыми" специальностями мне не известно.

Удачи на дорогах!

Алекс-33, В любом случае (вангую), что с момента окончания учёбы прошло более пяти лет. Тогда снова учиться.

Тимофей-6

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, что кроме диплома об образовании необходимо иметь ИП для проведения предрейсовый техосмотра автомобиля? Нужна ли лицензия на данную деятельность? Есть ли необходимость в оборудованном помещении или наличие какого либо оборудования? Необходимо ли регистрировать диплом (сертификат) о переподготовке или повышении квалификации в каком либо надзорном органе?

Требование повышения квалификации отменили в мае 2018 года (почивший 13/11), как и обязательную аттестацию для контролеров (механиков), так что повышение квалификации сейчас рекомендовано устно (из неясно каких обоснований), но не обязательно. Думаю, что кормушку не упустят, скоро что-то придумают о "жизни" диплома на 3-5 лет.

Алексей-496

подскажите, сколько автомобилей в день может осматривать контролер и каким документом это регламентируется

Алексей , в нормативных документах я не встречал ни ограничений по количеству осматриваемых автомобилей за день, ни ограничений по минимальному времени на каждый автомобиль. То есть сколько успевает, столько и осматривает.

Удачи на дорогах!

Евгений-289

Добрый день!

В статье речь идет о предрейсовом осмотре, а как насчет послерейсового? Он отмечается в путевке, в журнале? (т.к. в шаблоне журнала написано "предрейсовый")

Это делают по инерции. В 2013-м поотменяли 200-й и 27-й приказы Минтранса. После рейса нужно только медика проходить для определённых категорий. Всё остальное - факультативно.

Евгений-272

Откуда у Вас появилась информация о послерейсовом техническом контроле? Закон "" не обязывает его выполнять.

Странный закон...Всегда считал, что основным осмотром т/с должен быть именно послерейсовый осмотр после которого в путевом листе делается отметка (у нас во всяком случае делается) исправный или нет автомобиль приехал на стоянку. И если он ставится на стоянку исправный то "за ночь" на стоянке (образно) он сам по себе сломаться не может почти во всех случаях, за редким исключением незначительных поломок, типа перегоревших лампочек или порванных тормозных шлангов, которые устраняются тут-же, на месте (хотя бывают и более серьезные, но очень редко). Соответственно и выезжать он будет тоже исправным. А вот если автомобиль заезжает на стоянку неисправный, то он должен отправляться в ремонтный бокс для устранения неисправности и предрейсовый контроль как раз и должен проводится для проверки устранённых неисправностей.

Предрейсовый технический осмотр проводят в рамках комплекса мероприятий, направленных на организацию безаварийного движения автомобильного транспорта, а также бесперебойной доставки пассажиров и грузов. Организации этой работы возлагается на руководителей предприятий-перевозчиков не зависимо от форм собственности. Как происходит, проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств и другие аспекты этого вопроса вы узнаете далее.

Требования законодательства

Положение о проведении предрейсового технического осмотра транспортных средств закреплено статьёй 20.4 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., который предусмотрел обязанность владельцев коммерческого автотранспорта содержать его в надлежащем состоянии, перед выходом контролировать соответствие техническим требованиям, а также нести ответственность за готовность водителей к рейсу.

Министерство транспорта Российской Федерации (далее Минтранс) приказом № 141, изданным 6.04.2017 г., и вступившим в законную силу 25 декабря прошедшего года, утвердило требования по организации, а также осуществлению предрейсового контроля состояния транспорта, используемого для доставки грузопассажирских потоков.

В перечень требований вошли положения определяющие:

  • недопустимость выпуска транспорта в рейс при наличии неисправностей;
  • обязательность осуществления предрейсового технического осмотра, включая наземный с электрическим питанием, а также используемого в качестве такси;
  • уровень профподготовки и квалификацию, лиц занимающихся проверкой транспорта перед рейсом, в рамках Приказа Минтранса № 287 от 28.09.2015 года;
  • объем предрейсового технического осмотра транспортных средств, уточнив важные для обследования конструктивные части автомобилей;
  • возможность использования специального оборудования для диагностики конструктивных систем подлежащих проверке;
  • список обязательной, сопутствующей проведению проверки, регистрационной документации;
  • порядок заполнения журнала регистрации проверок, проставления отметки в путевых листах водителей исправных машин;
  • недопущение фактов выпуска автотранспорта без проведения предрейсового контроля.

Следует напомнить, что организация предрейсового контроля осуществляется автоперевозчиками, независимо от того являются ли они юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Кто проводит проверку автотранспорта

Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:

  1. Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
  • обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта — эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта;
  • техника и технологии автотранспорта;
  • специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
  1. Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
  1. Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.

Основной задачей контролёра автотранспорта, проводящего предрейсовый осмотр, представлено выявление технических отклонений в работе систем подвижного состава, которые могут повлиять на безопасное движение, и должны устраняться до его выхода в рейс.

Технический контроль транспорта

Контроль технического состояния проводится перед каждым выездом в рейс. Проверкой устанавливается техническое состояние автотранспорта, его соответствие требованиям безопасного движения, предусмотренных ПП РФ № 1090 от 23.10.1993 года.

Перечень работ по проверке предусмотрен инструкцией предрейсового техосмотра автотранспорта и в себя включает:

  1. Проверку исправного состояния:
  • тормозов, в том числе манометра гидравлического или пневмопривода;
  • системы рулевого управления;
  • приводов очистки стёкол;
  • системы звуковой сигнализации;
  • колёс и резины;
  • оборудования фиксирующего показатели движения по маршруту, при их наличии;
  • навигационной аппаратуры, при наличии.
  1. Работоспособность конструктивных частей автомобиля, внешних устройств и систем:
  • замочных дверных, запирающих заливных (сливных) горловин цистерн, крышек баков для топлива;
  • управления креслом водителя;
  • предупреждения запотевание и обледенение стёкол;
  • сцепных, а также страховочного крепления (цепи, трос);
  • фиксирующих положение прицепов при движении транспорта;
  • крепления запасного колеса.
  1. Наличие и работу устройств, предусмотренных конструкцией автомобиля:
  • индикаторов состояния или неисправности систем;
  • остекления и обзора окружающей дорожной обстановки с водительского кресла;
  • зеркал обзора, состояние их креплений;
  • защищающих от грязи (фартуки, брызговиков);
  • ремней безопасности водителя и пассажиров, фиксаторов положения головы, их исправность.
  1. Функционирование в предусмотренном режиме приводов дворников, наружных фар, а также световых отражателей.
  2. Проверку отсутствия нарушений герметичности устройств и соединительных трубок.
  3. Наличие аптечки, устройства для тушения пожара, упоров препятствующих откату автомобиля.
  4. Проверку отсутствия в конструкции автомобиля самостоятельных технических изменений с нарушением регламента эксплуатации транспортных средств (не предусмотренное газовое оборудование, дополнительные места размещения пассажиров).
  5. Предрейсовый техосмотр автомобиля механиком для транспорта с электрическим питанием, дополнительно:
  • для трамвая исправность колесного узла;
  • соответствие предусмотренным параметрам силы тока и его утечки;
  • состояние токоприёмников, основных и дополнительных цепей пусковой и аппаратуры защиты, аккумулятора;
  • работу контрольно-измерительной аппаратуры.
  1. Если автотранспорт оборудован конструктивно предусмотренным специализированным оборудованием и устройствами, а услуги автомобилей особые (спецтехника), то контролёр их проверяет, основываясь на характеристики производителя, требований безопасного движения на дорогах.

При отсутствии неисправностей автотранспорта, контролёр, во исполнение порядка оформления документов закреплённым Приказом Минтранса № 152 от 18.09.2008 года, ставит отметку о предрейсовом осмотре в путевом листе водителя «прошел предрейсовый контроль технического состояния», дату и час проверки, закрепляет личной росписью.

Медосмотр водителя

Одновременно с проведением ежедневной предрейсовой проверки, организовывают обязательный медицинский осмотр состояния водителей. Его проведение возлагается на дипломированных медиков, которые успешно окончили специализированное обучение и имеют лицензию на это вид деятельности.

В зависимости от наполнения автопарка автомобилями и финансовой обоснованности, допускают следующие варианты организации медосмотров:

  1. Врачом, прошедшим специальную сертификацию, отношения с которым закреплены трудовым договором (необходимость в лицензии отсутствует).
  2. Сотрудниками сторонней организации с оформленной лицензией, в порядке заключения договора на предоставление данного вида услуг, при этом не обязательна принадлежность к медучреждениям (больница и подобное), предприятие может заниматься только этим видом деятельности.
  3. Сертифицированными специалистами предприятия-перевозчика, которое получило лицензию на проведение осмотров водителя. Этот вариант используется крупными перевозчиками, так как ими предусматриваются расходы на содержание медкабинета, оплату работы медицинского персонала. Кроме того, после получения лицензии они вправе предоставляет подобные услуги иным предприятиям на основании заключённых договоров.

Задачей проведения обязательного медицинского осмотра является определение готовности водителя к выполнению возложенных на него обязанностей. В ходе проверки выясняется общее состояние водителя, выявляются признаки применения алкоголя средств содержащих наркотики или иного, остаточных явлений после их применения.

При нормальном состоянии водителя, в путевой лист проставляется штамп осмотр пройден, при этом фиксируется время, дата осмотра, личные данные врача, его подпись. Факт осмотра регистрируется в журнале. В случае отстранения водителя по медицинским показателям, сведения регистрируются соответствующей записью, а руководство информируется по сути нарушения.

Учётная документация

Правила порядок проведения предрейсового осмотра автотранспорта и водительского состава на предмет возможности выполнения должностных обязанностей, предусматривает внесение результатов журнал учета осмотров.

Журнал регистрации технического контроля

Он включает обязательные поля для внесения следующих сведений:

  • название, модификацию;
  • номерной знак;
  • данные лица (ФИО), выезжающего в рейс на проверяемом автомобиле;
  • личные сведения контролёра (ФИО), проводящего настоящий осмотр;
  • точное время, дата осмотра;
  • сведения о действительном пробеге транспортного средства;
  • результат, полученный в ходе осмотра;
  • подпись водителя;
  • подпись контролёра.

Нормативными документами не запрещено включать в журнал графы для внесения важной, по мнению руководства предприятия, информации.

Журнал медицинского осмотра

Во исполнение пункта 14 Приказа Минздрава № 835 от 15.12.2014 журнал прохождения предрейсового медицинского осмотра должен содержать разделы со следующей информацией:

  • подтверждающие точное время, дату прохода освидетельствования;
  • личные данные водителя (ФИО);
  • половую принадлежность;
  • дату рождения;
  • результат исследования (наличие жалоб на состояние здоровье, обнаружение признаков употребления алкоголя);
  • заключение о допуске или его невозможности;
  • подписи водителя и врача с расшифровкой личных данных.

Установленный порядок не запрещает использование компьютерной техники для ведения журнала медосмотра, но требует обеспечение мер по сохранению информации, предупреждению возможности внесения изменений, а также при необходимости — печати любой части журнала.

Образец журнала предрейсового технического осмотра представлен ниже:

Ответственность за нарушение правил ППТО

Директор за техническое состояние транспортных средств отвечает персонально. Нарушение положений об организации осмотров подвижного состава перед рейсом, освидетельствование медиком, включая послерейсовый контроль, влечёт привлечение к административной ответственности виновных.

В рамках пунктов 2 и 3 статьи 12.31.1.КоАП РФ за эти нарушения предусматривается штраф:

  • граждан размером 3 тысячи рублей;
  • лицам, исполняющим должностные обязанности — 5 тысяч рублей;
  • юридическим лицам – 30 тысяч рублей.

Мера ответственности частных предпринимателей осуществляющих грузоперевозку и доставку пассажиров, за рассматриваемые правонарушения установлена соразмерно с юридическими лицами. Не лишней представляется проверка какой штраф за отсутствие предрейсового контроля предусмотрят дальнейшие изменения закона.

Стоимость услуги услуг сторонних организаций

Оправданным решением для малых компаний – перевозчиков является обращение в сервисные центры за услугой предрейсовой проверки транспорта, а медицинского осмотра водителей — лицензированные медучреждений. Сотрудничество осуществляется на основании заключённых договоров ( можно у нас).

Практическая реализация технической проверки представляет собой прикрепление отдельного специалиста – механика имеющего соответствующие образование, а также квалификацию для проведения этой работы. Некачественное выполнение обязанностей прикреплённым сотрудником автосервиса проводившего проверку повлёчет административную ответственность, объемом ранее указанных сумм, в отношении сервисного центра.

Сумма оплаты услуг сервисных центров зависит от региона размещения предприятия перевозчика, количества транспортных средств, проверок (в течение дня одним автомобилем могут управлять разные водители). Для Московского региона средняя стоимость проверочного пакета из 30 осмотров составляет примерно 5000 рублей.

Стоимость услуги по привлечению медицинских работников для проведения осмотра водительского состава зависит от удалённости медучреждения от места осмотра, количества привлечённых специалистов, внутренних цен учреждения на предоставление медицинских услуг. В настоящее время, средняя стоимость обследования одного водителя обойдётся предприятию примерно в 100 рублей.

Правильно организованный ежедневный предрейсовый техосмотр на порядок снизит вероятность поломки автомобильного транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Полнота оформленных документов исключит основания для предъявления претензий со стороны контролирующих государственных структур, а также предупредит возникновение ответственности в виде штрафных санкций.

Также вам будет интересно узнать про и легковым, грузовым и другими видами транспорта.

Всегда на связи наш автоюрист. Если есть вопросы, то запишитесь на бесплатную консультацию в спецформе в углу экрана.

Ждем ваши вопросы и будем признательны за лайки и репосты.

Напоминаем, что 25.12.2017 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств". Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Это необходимо для того, чтобы исключить выпуск на линию неисправных автотранспортных средств. За нарушение данного законодательства водителям и организациям грозит серьезная ответственность.

Кстати, новый порядок предрейсовых осмотров транспортных средств теперь предусматривает ответственность не только организаций, которые выпустили на линию неисправные автотранспортные средства. Например, если вдруг произойдет авария, именно из-за неисправности самого транспортного средства выпущеного на линию после предрейсового осмотра, то за аварию будут отвечать не только сам водитель и организация, а также и автомеханик, т.е. то лицо, которое выпустило на линию данное транспортное средство после его предрейсового осмотра. Так что у автомехаников, как мы видим, теперь будет личная ответственность за выпуск автомобилей на линию.

Мы проанализировали новый приказ Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 , чтобы ответить на все возникающие по этому закону вопросы, как у самих водителей занимающихся коммерческими перевозками, так и у владельцев коммерческого автотранспорта. Кстати, данный приказ, как многие думают и ошибаются, касается не только водителей и владельцев автобусов, грузовых автомобилей и т.п. автотранспортных средств. Он касается и водителей такси, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц занимающихся данными легковыми перевозками такси.

Обязаны ли индивидуальные предприниматели проводить предрейсовые осмотры автомобилей?


Да обязаны. Согласно приказа Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 года новый порядок проведения предрейсовых осмотров транспортных средств обязателен к исполнению не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свои перевозки автомобильным и электрическим автотранспортом.

Кто должен проводить предрейсовый осмотр?

Согласно приказа Минтранса РФ № 141 предрейсовый технический осмотр должен проводить контролер, который соответствует квалификационным и профессиональным требованиям в соответствии с приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года.

Что должно проверяться на предрейсовом осмотре?


При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности транспортных средств" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 года "О правилах дорожного движения").

Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:

- исправность тормозной системы

- исправность рулевого управления

- работоспособность стеклоочистителей

- состояние колес и шин

- исправность клаксона

- работоспособность тахографа (при наличии)

- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)

- исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн

- проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья

- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол

- проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов

- проверка состояния держателя запасного колеса

- проверка положения опор полуприцепов

Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:

- осмотр приборной панели на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения

- проверка обзорности с места водителя

- проверка видимости обзора в зеркалах заднего вида

- проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков

- проверка ремней безопасности и подголовников

- проверка работоспособности световых приборов

- проверка герметичности узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики

- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами

- проверка отсутствия внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверка на установку незаконного газового оборудования

Что должен или обязан сделать контролер после проведения им успешного предрейсового осмотра?


Какая ответственность грозит за выезд автомобиля на линию без предрейсового осмотра?


Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Вот выдержка из КоАП РФ:

Статья 12.31.1 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц - 5 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2 500 рублей; на должностных лиц - 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1 500 рублей; на должностных лиц - 10 000 рублей; на юридических лиц - 25 000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.

Когда вступает в силу новый порядок проведения предрейсовых осмотров?

Новый приказ Минтранса №141 вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. По данным Российской газеты документ, т.е. закон вступает в силу 25 декабря 2017 года.

Обязательно ли проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства для организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозке, но имеющим на балансе транспортное средство?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Еще не утихли споры о том, нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, как законодатель дает нам новую пищу для размышлений: предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.

Что же это за птица и с чем ее едят?

Кто должен оформлять путевые листы

Начнем с того, что каждая организация, у которой есть на балансе транспортные средства, должна оформлять путевые листы. Эта необходимость никак не связана с тем, оказываете вы услуги по перевозке пассажиров и грузов или нет. Обязанность прямо следует из п.2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

Напомню, что путевой лист - это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.

Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.

Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.

Новый реквизит путевого листа

26 февраля 2017 года к обязательным реквизитам путевого листа добавились, в том числе, отметки о прохождении предрейсового технического контроля (приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17).

По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.

Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.

Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.

Приказ о предрейсовом техническом контроле

Как же организовать предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств?

Каких-то специальных требований законодатель нам не установил. Не сказано, кто этим должен заниматься и как. А значит, все отдано на откуп самим организациям.

По моему мнению, вполне хватит приказа по организации в котором будет назначено лицо, ответственное за проведение такого контроля. Хорошо, если это лицо будет обладать соответствующей квалификацией. Если нет, то ничего страшного, потому что напомню, что законодатель не установил по этому поводу никаких требований.

Приказ о предрейсовом техническом контроле можно сделать по такой форме:

Скачать образец приказа о предрейсовом техническом контроле можно .

Медицинские осмотры водителей

Примерно аналогичная ситуация складывается и с медицинскими осмотрами.

Пункт 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ прямо говорит о необходимости организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Их периодичность мы можем найти в п. 3 ст. 23 ФЗ №196. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.

Предварительные и периодические нас не интересуют, потому что их проведение никак не отражается в путевом листе, а значит, и не влияет на расходы в целях налога на прибыль. А вот на предрейсовых и послерейсовых осмотрах стоит остановится подробнее.

С предрейсовыми осмотрами все просто: их нужно проводить перед каждым рейсом в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. То есть, если вы не водитель скорой, пожарной, полиции т.п., то перед каждым рейсом пройдите медицинский осмотр. Факт этого будет отражен в путевом листе. А вот послерейсовые осмотры проводятся только у тех, чья работа связана с перевозками пассажиров и опасных грузов.

Перечень опасных грузов можно найти в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Также есть отдельные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов на каждом виде транспорта. Конкретно на автомобильном - это «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) , согласно которым перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).

Обращу внимание, что приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" не действует с 29.12.2016 года.

Теперь поговорим про перевозку пассажиров. Здесь большинство фирм пытается найти лазейку в законе и сказать, что наша организация не перевозит пассажиров и не оказывает услуг по перевозке пассажиров. Для того, чтобы разобраться в этом, давайте найдем определения понятия пассажир. Такое определение нам дают два документа.

Согласно, п. 12 ст. 2 "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), пассажир - это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. С теми пассажирами, которых перевозит служебный транспорт большинства организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозкам, не заключается ни договор перевозки, ни договор фрахтования. Да и какой может быть договор, если лицо работает в организации и едет по служебным делам? Этот закон явно не подходит.

Вторым документом, который регламентирует понятие пассажир, являются «Правила дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Здесь в п. 1.2 сказано, что пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Значит, пассажирами будут являться все сотрудники организации, кроме водителя, которые находятся в служебном транспорте. И выходит, что такому транспорту необходимо проходить послерейсовый контроля за техническим состоянием транспортного средства.

Что будет, если не делать?

А что же будет, за несоблюдение требований по прохождению медицинских осмотров и технического контроля?

Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, налоговые органы не раз говорили, что путевой лист - это первичка по учету работы автотранспорта. И каждая организация, использующая в своей деятельности автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ. Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов путевого листа может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.

С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).

Также стоит сказать, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

С 21 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 20 декабря 2017 года № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный закон внёс изменения в Статью 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения».

Одновременно с этим, с 21 декабря 2018 года, Министерство транспорта РФ выпустило Приказ от 8 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». Этот Приказ пришел на смену утратившему силу Приказу Минтранса России от 6 апреля 2017 года № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств».

Новый Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) . То есть теперь Порядок касается всех организаций эксплуатирующих автомобильный транспорт. Предыдущий же порядок распространялся только на организации занимающиеся перевозочной деятельностью.

По своей сути новый Порядок незначительно отличается от предыдущего. В данной статье рассмотрим только ключевые изменения.

Предрейсовый и предсменный контроль

К понятию «Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств» добавился «Предсменный контроль технического состояния транспортных средств». В Приказе № 141 это понятие отсутствовало, хотя в других нормативных документах это понятие существует давно. Например, Предсменный медицинский осмотр водителей есть в приказе Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»». Ну а теперь рассмотрим различия этих двух понятий, которые перечислены в пунктах 3-6 Порядка:

  • Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.
  • Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.
  • Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (парковка).
  • При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.

Из этих пунктов делаем следующие выводы:

  • Предрейсовый контроль. Если длительность одного рейса равна длительности одного рабочего дня или превышает его, то технический контроль проводится перед началом рейса.
  • Предсменный контроль. Предсменный контроль проводится, если в течение одного рабочего дня водитель совершает несколько рейсов, то есть выезжает с места стоянки или с территории организации более одного раза.

То есть сколько бы рейсов не совершал водитель за одну рабочую смену (рабочий день), контроль технического состояния проводится один раз, в начале рабочей смены (рабочего дня), перед выездом с места стоянки на которую он вернется по окончании смены.

Еще одно важное изменение касается работы нескольких водителей. Если на автомобиле работают одновременно несколько водителей, то контроль технического состояния проводится только один раз перед началом работы первого водителя.

Перечень проверок при проведении контроля

В пункте 10 Порядка перечислены все проверки которые необходимо провести при проведении контроля. По сравнению с предыдущим Порядком есть только одно изменение — более подробно описана проверка внешних световых приборов:

  • отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V Технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);
  • отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб.

В старом порядке формулировка была проще, и при проведении предрейсового контроля проверялась только:

  • работоспособность в установленном режим внешних световых приборов и световозвращателей.

Отметка в путевом листе

Есть еще одно малозаметное но важное изменение — отметка в путевом листе. В новом Порядке пункт об отметке выглядел следующим образом:

  • В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.

Ранее, в старом Положении, пункт об отметке в путевом листе имел следующий вид:

  • В случае, если при предрейсовом контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в соответствии с пунктом 16.1 порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года № 152, ставится отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения.

Изменилась формулировка в отметке о результате осмотра. Изменение не значительное, но контролирующий орган может обратить внимание на это.

Отметка в журнале регистрации результатов контроля технического состояния

В соответствии с пунктом 15 Порядка субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств должен содержать следующие реквизиты:

  1. наименование марки, модели транспортного средства;
  2. государственный регистрационный знак транспортного средства;
  3. фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
  4. фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
  5. дату, время проведения контроля;
  6. показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
  7. отметку о прохождении контроля;
  8. подпись контролера, проводившего контроль.

По сравнению с предыдущим Порядком в журнале убрали одну строку — «подпись водителя транспортного средства». Теперь эта строка не является обязательным реквизитом журнала.

Любой журнал учета который ведется в бумажном виде должен быть прошнурован и пронумерован, но почему-то такое требование отсутствовало в предыдущем Порядке. В пункте 16 нового Порядка утвержденного приказом № 296 сказано что:

  • Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы…

Ведение журнала в электронной форме

Еще одно изменение касающееся ведения журнала. Теперь, согласно пунктов 16 и 17 Порядка, журнал можно вести в электронном виде, но при этом он должен заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью. Если же журнал ведется в обычном бумажном формате то он должен быть прошнурован и пронумерован:

  • Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность распечатки страниц журнала.
  • В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД» , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.сайт можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты» , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим